Выступление на педагогическом совете Роль народных игр в нравственном воспитании дошкольников.
консультация на тему
Для того, чтобы именно пробудить любовь к Родине, а не привязать, необходимо знакомить детей с многообразием культурных традиций и особенностей нашей родины, познакомить с народными праздниками и развлечениями. Показать детям их красоты и увлечь народными играми, побудить интерес к ним.Сущность и особенность народных игр, заключается в формировании системы ценностей человека и приобщение к духовности и нравственности своего народа, что целесообразнее осуществлять с детского возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_rol_narod._igr_a_patriot.vospitanii.docx | 17.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете
Роль народных игр в нравственном воспитании дошкольников.
Выступила :Ахтариева З.Ф.
Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для развития не только психических процессов ребенка (память, внимание, воображение, речь, эмоциональная сфера и т. п., но и эмоционального отклика на ценности человечества. Доброта, сопереживание, сотрудничество, помощь друг другу, поддержка, и т. п. находят свой отклик в душе детей, посредством специально организованных подходов в нравственном воспитании.
Для формирования истинных человеческих ценностей необходимо детей приобщать к изучению культуры своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. У каждого народа свои сказки, песни, танцы, игры, и все они передают из поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, совесть, честь, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения.
Россия – родина для многих, но для того чтобы считаться ее сыном или дочерью, необходимо ощутить жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, понять, принять и изучать родной язык, историю и культуру страны как свои собственные. Настоящий патриот учится на исторический ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры.
Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территория, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Духовный и творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он тесно связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом, сам, педагог не может и в ребенке пробудить чувство любви к родине.
Дети должны понять, что их город, село, лес, река, поле – частица Родины. Дошкольникам надо знать, какие заводы есть в городе; о лучших людях города. Знакомя детей с родным городом нужно обратить внимание на достопримечательности, памятники, музеи; следует подчеркнуть, что люди из других городов и сел приезжают, чтобы побывать в музее, увидеть исторические места. Мысль, что родной город интересен всем, побуждает гордость за родной край.
Для того, чтобы именно пробудить любовь к Родине, а не привязать, необходимо знакомить детей с многообразием культурных традиций и особенностей нашей родины, познакомить с народными праздниками и развлечениями. Показать детям их красоты и увлечь народными играми, побудить интерес к ним.
Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития.
Народная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, которая является ещё и средством обучения и воспитания.
К. Д. Ушинский считал народные игры материалом наиболее доступным, понятным для малышей благодаря близости их образов и сюжетов детскому воображению, благодаря самостоятельности и активности, заложенных в них.
Игра – это ещё и деятельность, с помощью которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Единая цель, совместные усилия к её достижению, общие интересы и переживания сближают участников, формируют у них целеустремлённость. Играя, ребёнок начинает чувствовать себя членом коллектива, учится справедливо оценивать поступки товарищей . И задача взрослого здесь – дать правильное направление, которое способствовало бы восстановлению между детьми добрых чувств, основанных на дружбе, доверии, справедливости, взаимной выручке и ответственности.
По содержанию все народные игры классически лаконичны, образны, выразительны и эмоциональны, а народные игры с пением ещё и музыкальны. Народные мелодии хороши своей простотой, доступной формой, напевностью, легко запоминающимся мотивом.
Народные игры являются неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, находчивость. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. У малышей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. В конце игры следует положительно оценить поступки тех детей, кто проявил смелость, ловкость, выдержку и взаимопомощь.
Работа по знакомству детей с народными играми может начинатся с 2 лет. В этом возрасте детей привлекают, в основном, игры-забавы («Коза рогатая», «Ладушки и др.) и некоторые игры спортивного характера, такие как «Ловишки» и «Прятки». Во 2 младшей группе к ним добавляются игры природные («Паучок», «Сорока» и др. ,драматические («Заинька», «Дрёма» «И уже в средней группы мы используем все виды народных игр. Что касается типов народных игр, то в младшем дошкольном возрасте используются хороводные и часть игр хороводов – шествий, а в старшем дошкольном возрасте детям предлагаются народные игры всех типов.
Народные игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками.
Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. После тяжелого трудового дня взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать.
Характерная особенность русских народных игр - движения в содержании игры (бег, прыжки, метания, броски, передачи и ловля мяча, сопротивления и др.). Эти двигательные действия мотивированы сюжетом игры. Специальной физической подготовленности играющим не требуется, но хорошо физически развитые игроки получают определенное преимущество в ходе игры (так, в лапте хорошо ловящего мяч ставят в поле у линии кона, а хорошо бьющего выбирают капитаном и дают дополнительный удар по мячу).
Правила в играх определяются самими участниками в зависимости от условий, в которых проводятся игры (в городках - расстояние до города от кона или полукона, в лапте - количество игроков, длина и ширина площадки, в салках - условия осаливания и т. д.). Также может варьироваться и инвентарь (в «Лапте» - размеры биты, мяча, в «Жмурках» - размеры повязки, в «Чижике» - размеры чижика, биты или кона и т. д.).
Таким образом, русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа.
Сущность и особенность народных игр, заключается в формировании системы ценностей человека и приобщение к духовности и нравственности своего народа, что целесообразнее осуществлять с детского возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете «Роль народного творчества в развитии и воспитании детей младшего дошкольного возраста»
В первых лучах солнца уже видится наступающий день, и мы говорим «Доброе утро»С таких слов каждый день я начинаю занятия в своей группе. Мы желаем с детьми друг другу доброго утра, дарим друг другу ул...
Выступление на педагогическом Совете «Региональный компонент как средство патриотического воспитания дошкольников»
«Региональный компонент как средство патриотического воспитания дошкольников»...
Выступление на педагогическом совете учреждения. Доклад на тему: "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через организацию проектной деятельности"
В данном материале представлен доклад выступления на педагогиеском совете учреждения- 13.11.2015 г....
Опыт работы на тему «Роль народной игрушки в нравственном воспитании дошкольников»
В последние годы в дошкольных учреждениях возрос интерес к произведениям народной культуры, в том числе и народной игрушке. Между тем в воспитательно-образовательной работе современного детского сада ...
Выступление на педагогическом совете "Роль сюжетных игр в развитии речи дошкольников ".
Выступление на педагогическом совете...
Выступление на педагогическом совете "Значение дидактических игр в трудовом воспитании дошкольников."
Значение дидактических игр в трудовом воспитании дошкольников. "Самое большое богатство, которое отец можетоставить сыну в наследство, научить его трудиться". К Д. Ушинский...
Выступление на педагогическом совете "Музейная педагогика как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста"
Посещение музея - событие в жизни ребенка. Музей является тем художественным «наполнителем», который не позволит предать забвению историю, будет поддерживать в детских сердцах ...