Перспективное планирование по самообразованию
материал на тему

Зубакова Алена Владимировна

План по самообразованию на 2018-2019 учебный год

Сюжетно-ролевая  игра как средство развития связной речи  дошкольников с ОНР III уровня

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл план по самообразованию30.77 КБ

Предварительный просмотр:

План по самообразованию на 2018-2019 учебный год

Сюжетно-ролевая  игра как средство развития связной речи  дошкольников с ОНР III уровня

Введение

      Игра - одна из основных деятельностей ребенка дошкольного возраста. Вся его жизнь пронизана игрой, только так он открывает для себя мир. В организации процесса воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста используют основную форму - игру. Игровая деятельность сохраняет свое значение как необходимое условие развития интеллекта, психических и речевых процессов, обеспечивающих гармоничное развитие личности в целом. Из-за неумения пользоваться коммуникативно – речевыми средствами, у детей с общим недоразвитием речи III уровня нарушено вербальное общение. Это приводит к негативным  проявлением черт характера, неуступчивости и агрессивного общения со сверстниками. Для совершенствования связной речи таких детей необходимо мотивировать к общению друг с другом. Именно в вербальном общении развивается инициативность пользования речью, а это способствует в обогащении словарного запаса, грамматически правильному оформлению своих высказываний и желании играть в коллективе. Следует так же учитывать, что игровая деятельность таких детей, без участия взрослого практически невозможна, интерес к игре слишком мал  и неустойчив. Ю. Ф. Гаркуша считает, что в  развитие связной речи необходимо применять сюжетно – ролевые игры и их отдельные эпизоды. Необходимо так же учитывать наличие у детей практического опыта в вербальном общении. Игровая деятельность мотивирует детей к участию в выполнении заданий, развивает речевое общение, чувства уверенности и способствует возможности раскрытия творческих способностей. Развитие межличностных отношений происходит именно в ролевой игре и способствует процессу общения между детьми и взрослым. В такой игре и реализуется задача социализации ребенка, что способствует формированию связной речи ребенка. Игра становится компонентом становления социального организма, развивающегося в деятельности, развивающая речь. Цель сюжетно - ролевой игры  - деятельность, а мотив - содержание деятельности, такая игра управляема как взрослым, так и детьми. Исходя из этого ролевая игра это упражнение для развития навыков и умений диалогической речи  в вербальном общении.

Пояснительная записка

   Сюжетно-ролевая игра относится к обучающим играм, она определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет выбирать стиль общение между детьми при различных ситуациях. Игра предоставляет большие возможности для развития и связной речи у детей с ОНР речи III уровня. В сюжетно-ролевой игре решаются задачи обогащения и развития словарного запаса, правильную монологическую речь, умение вести диалог. Способствуют развитию воображения, следовательно развивается творческое рассказывание. В процессе сюжетно – ролевой игры развиваются взаимоотношения между детьми.

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

-Развитие способностей к анализу и перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;

-Проявление своего творческого потенциала ;

-Пропаганда своих достижений;

-Развитие исследовательской деятельности;

- Создать предметно-игровую среду, отвечающую современным требованиям и способствующую развитию самостоятельной игровой деятельности;

- Разработать перспективное планирование и проведение сюжетно – ролевых игр по возрастной группе.

Срок реализации: 1 год (2018-2019 учебный год)

Личный перспективный план

по самообразованию на 2017-2018 учебный год подготовительный этап

Работа по теме

          Результат

I этап (сентябрь - декабрь)

1.Изучение методической литературы по выбранной теме            Приложение 1

2. Изучить и проанализировать   по данной теме Программу «От рождения до школы под редакцией Н.В.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой

2. Изучение методик и технологий педагогов в Интернете

 3. Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание»

Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс

II этап (декабрь- февраль)

1.Внедрить программу  «От рождения до школы» по всем образовательным областям в планирование по выбранной теме

2.Комплексное тематическое  планирование.

3. Составление перспективного плана по развитию связной речи  дошкольников с ОНР III уровня средствами сюжетно-ролевой игры

4. Составление перспективного планирования по работе с родителями по развитию связной речи  дошкольников с ОНР III уровня средствами сюжетно-ролевой игры

5. Мониторинг развития связной речи у детей, изучение протоколов обследования детей логопедом  (консультация логопеда)

III этап (в течении года)

Планы составлены

Результат мониторинга

1.Оформление предметно-развивающей среды атрибутами сюжетно-ролевых игр.

 2.Создать картотеку сюжетно-ролевых игр

3. Подготовка практического материала по работе с детьми

4. Составление консультационного материала для родителей

Центры сюжетно-ролевых игр

Картотека сюжетно-ролевых игр

Конспекты образовательной деятельности.

Анкеты

Папка передвижка

IV этап (май)

 

 

1.Пропаганда своих знаний и  достижений ( публикация статей и материалов в интернете, деление опытом в ДОУ)

2.Самоанализ проделанной работы, обобщение результатов

3. Планирование деятельности и перспектив развития

Отчет о проделанной работе

Документы подтверждающие публикации

Приложение 1

Список литературы

  1. Алексеева, М. М., Яшина, В. И. Речевое развитие дошкольников [Текст] / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М.: Изд. Центр «Академия», 1998. – 158 с.
  2. Вершинина, О. М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня [Текст] // Логопед. – 2004. – № 1. – С. 34–40. (8)
  3. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие [Текст] / Г. А. Волкова. – СПб.: ДЕТСТВО ПРЕСС, 2004. – 144 с.(9)
  4. Гаркуша, Ю. Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи [Текст] / Ю. Ф. Гаркуша. – М.: Союз, 2007. – 143 с. (11)
  5. Гвоздев, А. Н. Вопросы  детской речи  / А. Н. Гвоздев. –  Просвещение, 2003. –  с.(14)
  6. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников: дети с общим недоразвитием речи. Кн. для логопеда. — 2-е изд., перераб.  /                 Л. Н. Ефименкова. – М.: Просвещение, 1985. – 112 с.(16)
  7. Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление  у дошкольников [Текст] /      Н. С. Жукова. –   ЛИТУР, 2000. – 174 с.(19)
  8. Жукова, Н. С. Поэтапное формирование устной речи при ее недоразвитии [Текст] // Логопедия. Методическое наследите: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / Под ред.  Л. С. Волковой: В 5 кн. – М.: Владос,
  9. Жукова, Н. С., Мастюкова, Е. М., Филичева, Т. Б. Преодоление  общего  недоразвития речи  у дошкольников  / Н. С. Жукова. – М.: 1990. – 239 с.(18)
  10. Казакова, Ю. Ю. Сюжетно-ролевая игра как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста [Текст]// Молодой ученый. — 2016. — №27. — С. 669-673
  11. Короткова, А. В., Дроздова, Е. Н. Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи 3-го уровня [Текст] // Логопед. – 2004. – №1. – С. 26–34.(23)
  12. Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи [Текст] /    Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова, А.В. Лагутина. – М.: Просвещение, 2014. – 207 с.
  13. Лисина, А. А., Васильева, В. С. Применение инновационных технологий в преодолении нарушений лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня [Текст] // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2016. – №4. – С. 17–23.(31)
  14. Мастюкова, Е. М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии [Текст] / Е. М. Мастюкова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. – 304 с.(36)
  15. Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет [Текст] / Н. В. Нищева. – М.: Детство-пресс, 2015. – 199 с.
  16. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ [Текст] / Под общ. ред. д. п. н., проф. Г. В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2010. – 240 с.(43)
  17. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Под редакцией Н. Е. Вераксы,                      Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2014 – 368 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по самообразованию

Перспективное планирование по теме самообразования "Развитие нравстенно-патриотических чувств у дошкольников посредством художественного творчества"...

Перспективное планирование по самообразованию

Перспективное планирование по теме самообразования на 5 лет по теме: "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через использование средств занимательной математики"...

Перспективное планирование по самообразованию в старшей группе. Тема: «Развитие связной речи и личности ребенка в сказкотерапии».

Известно, что детские истории не были придуманы в одно время. Они сочинялись народами и передавались из поколения в поколение на протяжении многих лет. До наших дней дошли те истории, которые действит...

Перспективное планирование по самообразованию. Кружковая деятельность "Бумажные игры"

Перспективное планирование по самообразованию. Кружковая деятельность "Бумажные игры"...

Перспективное планирование по самообразованию «Лего-конструирование, как средство игровой деятельности у дошкольников»

Использование LEGO-конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности и критерием психофизического развития детей д...