СКОРОГОВОРКИ В РЕЧЕВОМ ТРЕНИНГЕ
статья на тему

Волкова Анна Васильевна

СКОРОГОВОРКИ В РЕЧЕВОМ ТРЕНИНГЕ

 

Волкова А. В.

Морозова Т.А.

МБДОУ детский сад № 32 «Ромашка», г. Тамбов,pet@mail.ru

 

«Скороговорка « - это искусственно,

 ради забавы  придуманная фраза,

с трудно произносимым подбором звуков,

которую нужно произнести быстро, не запинаясь.

 

Каждый из нас учится говорить в раннем детстве и затем всю жизнь пользуется этим умением для общения друг с другом. В нашей  повседневной жизни становится такой естественной и привычной, что мы редко задумываемся над тем, как говорим, уделяя основное  внимание передаче хитросплетений мысли, построению фраз и отбору подходящей мысли.

Используя речь как средство общения и обмена информацией, мы часто забываем, что она сама – один из способов воздействия, донесения мысли до собеседника.

Необходимо приучать  речевой аппарат детей к выполнению тренировочных разминок и обязательных упражнений.

Артикуляционная гимнастика поможет активизировать каждую из частей речевого аппарата. Проделав разминку и убедившись, что все части речевого аппарата по отдельности работают активно, обращаем внимание на общую артикуляцию во время разговора. В тренировочных заданий могут встретиться  слова  со сложными звукосочетаниями или сочетания, которые ребенок с первого раза произнести не может. Надо медленно произнести то или иное слово несколько раз, делая ударение и четко проговаривая звуки. Затем несколько раз произнести это же слово внятно и быстро. Отрабатывать текст можно с помощью скороговорок (чистоговорок, многоговорок, длинноговорок).

Скороговорки являются верными и надежными помощниками на пути налаживания и оформления артикуляции, улучшения и оттачивания дикции. Но кроме этого они являются  прекрасным материалом для тренинга на телесное и дыхательное  освобождение: расширению звуковысотного и темпо – ритмического диапазонов, совершенствованию фонематического слуха, развитию чувства ритма  и т. д..

От других тренировочных текстов скороговорку отличают краткость, емкость, динамичность и ритмичность высказывания. Кроме того, в скороговорке обязательно присутствует игра звуков, которые путаются, пропадают, подменяют друг друга, зеркально повторяются, дразня и предлагая помериться с ними силами, испытывать свою память, сообразительность и подвижность артикуляционного аппарата. Специально подобранные по звуковому составу слова, соединяющиеся в забавные оригинальные короткие истории, могут быть простыми предложениями,  а  могут быть зашифрованы в небольшие стихотворения.

В детстве скороговорка – это веселая, занимательная учеба для детей, а позже отличная школа дикционных упражнений для взрослых, чья профессия немыслима без полноценного речевого общения. С помощью скороговорки обогащается и расширяется словарный запас, активизируется мышление  и воображение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skorogovorki_v_rechevom_treninge.docx278.35 КБ

Предварительный просмотр:

СКОРОГОВОРКИ В РЕЧЕВОМ ТРЕНИНГЕ

Волкова А. В.

Морозова Т.А.

МБДОУ детский сад № 32 «Ромашка», г. Тамбов,pet@mail.ru

«Скороговорка « - это искусственно,

 ради забавы  придуманная фраза,

с трудно произносимым подбором звуков,

которую нужно произнести быстро, не запинаясь.

Каждый из нас учится говорить в раннем детстве и затем всю жизнь пользуется этим умением для общения друг с другом. В нашей  повседневной жизни становится такой естественной и привычной, что мы редко задумываемся над тем, как говорим, уделяя основное  внимание передаче хитросплетений мысли, построению фраз и отбору подходящей мысли.

Используя речь как средство общения и обмена информацией, мы часто забываем, что она сама – один из способов воздействия, донесения мысли до собеседника.

Необходимо приучать  речевой аппарат детей к выполнению тренировочных разминок и обязательных упражнений.

Артикуляционная гимнастика поможет активизировать каждую из частей речевого аппарата. Проделав разминку и убедившись, что все части речевого аппарата по отдельности работают активно, обращаем внимание на общую артикуляцию во время разговора. В тренировочных заданий могут встретиться  слова  со сложными звукосочетаниями или сочетания, которые ребенок с первого раза произнести не может. Надо медленно произнести то или иное слово несколько раз, делая ударение и четко проговаривая звуки. Затем несколько раз произнести это же слово внятно и быстро. Отрабатывать текст можно с помощью скороговорок (чистоговорок, многоговорок, длинноговорок).

Скороговорки являются верными и надежными помощниками на пути налаживания и оформления артикуляции, улучшения и оттачивания дикции. Но кроме этого они являются  прекрасным материалом для тренинга на телесное и дыхательное  освобождение: расширению звуковысотного и темпо – ритмического диапазонов, совершенствованию фонематического слуха, развитию чувства ритма  и т. д..

От других тренировочных текстов скороговорку отличают краткость, емкость, динамичность и ритмичность высказывания. Кроме того, в скороговорке обязательно присутствует игра звуков, которые путаются, пропадают, подменяют друг друга, зеркально повторяются, дразня и предлагая помериться с ними силами, испытывать свою память, сообразительность и подвижность артикуляционного аппарата. Специально подобранные по звуковому составу слова, соединяющиеся в забавные оригинальные короткие истории, могут быть простыми предложениями,  а  могут быть зашифрованы в небольшие стихотворения.

В детстве скороговорка – это веселая, занимательная учеба для детей, а позже отличная школа дикционных упражнений для взрослых, чья профессия немыслима без полноценного речевого общения. С помощью скороговорки обогащается и расширяется словарный запас, активизируется мышление  и воображение.

«Чистоговоркой» мы называем фразу, в которой в медленном и среднем темпе отрабатывается правильное произношение отдельного «больного» звука.

-ехали Сенька с Санькой с Соней на  санках. 

-оса на ноги боса и без пояса        

-в сугробе Егорка барахтался, барахтался, да не выбарахтался.

На первых порах исправленный звук должен находиться в одной и той же позиции. В дальнейшем звук должен перемещаться и находиться в различных позициях. Это еще более сложная задача для контролирования верного артикуляционного уклада и четкости произношения, но таким образом тренинг переходит на новый уровень сложности:

-нисколько не скользко, не скользко нисколько.        

-крысы с сыром, сгрызли сыр.

Позже « чистоговорка» может перейти в разряд именно «скороговорки»;т.е. текста, в котором качество проработки верного артикуляционного уклада проверяется в ускоренном темпе произнесения при разнообразном чередовании одного или несколько тренируемых ранее звуков.

-променяла Прасковья карася на три пары чистокровных поросят

На следующей ступени дикционной трудности в работу берутся так называемые «трудноговорки» или «языколомки»

В таких фразах присутствуют трудновыговариваемые    слова. «Трудноговорки» требуют особой четкости  дикции, подготовленности и разработанности артикуляционного аппарата.

-заплетаю я плетень, перезаплетаю, прирасплетаю. 

 -из под пригорка , из подвыподверта зайчик приподвыподвернулся 

Любая «чистоговорка», «скороговорка», а уж тем более «трудноговорка» требует хорошо развитого фонематического слуха, т.е. умения быстро распознавать звуковой состав тренируемого труднопроизносимого слова.

-от топота копыт, от топота копыт, от топота копыт пыль по полю, пыль по полю, пыль по полю летит. 

Работа с «длинноговорками» не только развивает объем дыхания и «удлиняет» выдох, но в дальнейшем помогает осваивать сложные по построению и пунктуации тексты, позволяет не запутаться в логической перспективе фразы, продержать мысль до конца, не дробя ее на короткие, не связанные между собой куски.

Чтобы произнести фразу, необходимо не только осмыслить текст, но и верно распределить дыхание, проследить за звучанием и дикционной четкостью.

-выдра из ведра выпрыгнула. Воду из ведра выплеснула. Выпрыгнуть – то выпрыгнула, выплеснуть – то выплеснула, а обратно впрыгнуть, да вплеснуть не смогла. 

В тренинг могут быть включены «движенческие» задания (с мячом, кувырки, наклоны)

И так,  мы видим, что на материале даже одной «скороговорки» возможно разобрать, отработать и решить множество технологических задач. Может возникнуть вопрос, а для чего же тогда нужно использовать разнообразные тексты? Ответ прост: многообразие берущихся в работу скороговорок, (чистоговорок, многоговорок, длинноговорок и.д ) позволяет не создать стереотипных раз и навсегда заученных, зафиксированных, доведенных до автоматизма навыков. Каждый раз в новом материале, мы заставляем удерживать во внимании и контролировать все аспекты речевого тренинга.

Логичная, продуманная смена тренировочных текстов, при повышающихся требованиях к их выполнению, в идеале должна привести дикцию в такую готовность, при которой встреча с любыми сложными звукосочетаниями в речевом потоке не должна вызывать затруднений.

Литература

   1.Смирнова  М.В.Скороговорки. Санкт – Петербург: государственный театр искусств 2007г.

    2.Иванова В. 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок. Аквариум. Дом печати Вятка 2005г.

    3.Ожегов С.И. Шведова И.Ю.  Толковый словарь русского языка.                    Российская академия русского языка им. В.В.Виноградова 1998г.

СКОРОГОВОРКИ В РЕЧЕВОМ ТРЕНИНГЕ

Волкова А. В.

Морозова Т.А.

МБДОУ детский сад № 32 «Ромашка», г. Тамбов,pet@mail.ru

«Скороговорка « - это искусственно,

 ради забавы  придуманная фраза,

с трудно произносимым подбором звуков,

которую нужно произнести быстро, не запинаясь.

Каждый из нас учится говорить в раннем детстве и затем всю жизнь пользуется этим умением для общения друг с другом. В нашей  повседневной жизни становится такой естественной и привычной, что мы редко задумываемся над тем, как говорим, уделяя основное  внимание передаче хитросплетений мысли, построению фраз и отбору подходящей мысли.

Используя речь как средство общения и обмена информацией, мы часто забываем, что она сама – один из способов воздействия, донесения мысли до собеседника.

Необходимо приучать  речевой аппарат детей к выполнению тренировочных разминок и обязательных упражнений.

Артикуляционная гимнастика поможет активизировать каждую из частей речевого аппарата. Проделав разминку и убедившись, что все части речевого аппарата по отдельности работают активно, обращаем внимание на общую артикуляцию во время разговора. В тренировочных заданий могут встретиться  слова  со сложными звукосочетаниями или сочетания, которые ребенок с первого раза произнести не может. Надо медленно произнести то или иное слово несколько раз, делая ударение и четко проговаривая звуки. Затем несколько раз произнести это же слово внятно и быстро. Отрабатывать текст можно с помощью скороговорок (чистоговорок, многоговорок, длинноговорок).

Скороговорки являются верными и надежными помощниками на пути налаживания и оформления артикуляции, улучшения и оттачивания дикции. Но кроме этого они являются  прекрасным материалом для тренинга на телесное и дыхательное  освобождение: расширению звуковысотного и темпо – ритмического диапазонов, совершенствованию фонематического слуха, развитию чувства ритма  и т. д..

От других тренировочных текстов скороговорку отличают краткость, емкость, динамичность и ритмичность высказывания. Кроме того, в скороговорке обязательно присутствует игра звуков, которые путаются, пропадают, подменяют друг друга, зеркально повторяются, дразня и предлагая помериться с ними силами, испытывать свою память, сообразительность и подвижность артикуляционного аппарата. Специально подобранные по звуковому составу слова, соединяющиеся в забавные оригинальные короткие истории, могут быть простыми предложениями,  а  могут быть зашифрованы в небольшие стихотворения.

В детстве скороговорка – это веселая, занимательная учеба для детей, а позже отличная школа дикционных упражнений для взрослых, чья профессия немыслима без полноценного речевого общения. С помощью скороговорки обогащается и расширяется словарный запас, активизируется мышление  и воображение.

«Чистоговоркой» мы называем фразу, в которой в медленном и среднем темпе отрабатывается правильное произношение отдельного «больного» звука.

i?id=47699718-31-72&n=21i?id=189488881-43-72&n=21

-ехали Сенька с Санькой с Соней на  санках. 

-оса на ноги боса и без пояса        i?id=140840087-49-72&n=21

-в сугробе Егорка барахтался, барахтался, да не выбарахтался. i?id=190777813-18-72&n=21

На первых порах исправленный звук должен находиться в одной и той же позиции. В дальнейшем звук должен перемещаться и находиться в различных позициях. Это еще более сложная задача для контролирования верного артикуляционного уклада и четкости произношения, но таким образом тренинг переходит на новый уровень сложности:

i?id=176099095-21-72&n=21

-нисколько не скользко, не скользко нисколько.        

-крысы с сыром, сгрызли сыр.

Позже « чистоговорка» может перейти в разряд именно «скороговорки»;т.е. текста, в котором качество проработки верного артикуляционного уклада проверяется в ускоренном темпе произнесения при разнообразном чередовании одного или несколько тренируемых ранее звуков.

-променяла Прасковья карася на три пары чистокровных поросят IMG_5975porosy

На следующей ступени дикционной трудности в работу берутся так называемые «трудноговорки» или «языколомки»

В таких фразах присутствуют трудновыговариваемые    слова. «Трудноговорки» требуют особой четкости  дикции, подготовленности и разработанности артикуляционного аппарата.

-заплетаю я плетень, перезаплетаю, прирасплетаю. i?id=209829302-57-72&n=21i?id=226423142-37-72&n=21 

из под пригорка , из подвыподверта зайчик приподвыподвернулся 

i?id=135239566-51-72&n=21 i?id=110943476-31-72&n=21

Любая «чистоговорка», «скороговорка», а уж тем более «трудноговорка» требует хорошо развитого фонематического слуха, т.е. умения быстро распознавать звуковой состав тренируемого труднопроизносимого слова.

-от топота копыт, от топота копыт, от топота копыт пыль по полю, пыль по полю, пыль по полю летит. i?id=146750653-34-72&n=21   i?id=270697728-23-72&n=21

Работа с «длинноговорками» не только развивает объем дыхания и «удлиняет» выдох, но в дальнейшем помогает осваивать сложные по построению и пунктуации тексты, позволяет не запутаться в логической перспективе фразы, продержать мысль до конца, не дробя ее на короткие, не связанные между собой куски.

Чтобы произнести фразу, необходимо не только осмыслить текст, но и верно распределить дыхание, проследить за звучанием и дикционной четкостью.

-выдра из ведра выпрыгнула. Воду из ведра выплеснула. Выпрыгнуть – то выпрыгнула, выплеснуть – то выплеснула, а обратно впрыгнуть, да вплеснуть не смогла. i?id=25209188-38-72&n=21

В тренинг могут быть включены «движенческие» задания (с мячом, кувырки, наклоны)

И так,  мы видим, что на материале даже одной «скороговорки» возможно разобрать, отработать и решить множество технологических задач. Может возникнуть вопрос, а для чего же тогда нужно использовать разнообразные тексты? Ответ прост: многообразие берущихся в работу скороговорок, (чистоговорок, многоговорок, длинноговорок и.д ) позволяет не создать стереотипных раз и навсегда заученных, зафиксированных, доведенных до автоматизма навыков. Каждый раз в новом материале, мы заставляем удерживать во внимании и контролировать все аспекты речевого тренинга.

Логичная, продуманная смена тренировочных текстов, при повышающихся требованиях к их выполнению, в идеале должна привести дикцию в такую готовность, при которой встреча с любыми сложными звукосочетаниями в речевом потоке не должна вызывать затруднений.

Литература

   1.Смирнова  М.В.Скороговорки. Санкт – Петербург: государственный театр искусств 2007г.

    2.Иванова В. 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок. Аквариум. Дом печати Вятка 2005г.

    3.Ожегов С.И. Шведова И.Ю.  Толковый словарь русского языка.                    Российская академия русского языка им. В.В.Виноградова 1998г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевой тренинг

Жизнь требует от нас постоянного общения, и один из залогов его успешности - чистая и правильная речь. Статистика неумолима: сегодня неуклонный рост числа детей, имеющих различные нарушения речи. И оч...

Двигательно- речевой тренинг по сказке "Колобок"

Рецепты использования чеснока при простудных заболеваниях..1.При простудных заболеваниях рекомендуется кашицу чеснока смешать 1:4 по весу с медом. Принимать по чайной ложке каждый час, а при гри...

Двигательно- речевой тренинг по сказке "Колобок"

Двигательно- речевой тренинг по сказке  «Колобок». Жили-были дед и баба( указательный палец правой руки у правой щеки; затем то же левой рукой) На полянке у реки.(козырьком прикла...

Картинный материал для речевого тренинга по автоматизации звука [Ш] (1 часть)

Подборка картинного материала для отработки произношения звука [Ш] на уровне слова. Картинный материал высокого качества, на прозрачном фоне (предварительно обработан в программе Photoshop). Данный ма...

Сценарий занятия кружка "Сочиняем вместе" c использованием речевого тренинга (средняя группа)

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ КРУЖКА «СОЧИНЯЕМ ВМЕСТЕ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕЧЕВОГО ТРЕНИНГА(СРЕДНЯЯ ГРУППА)...

Речевой тренинг для родителей.

Материал предназначен для работы с родителями детей с ТНР.В увлекательной игровой форме родители смогут обратить внимание на собственную речь....

Мастер – класс на тему «ИГРОВЫЕ РЕЧЕВЫЕ ТРЕНИНГИ, КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Аннотация: в работе приведен пример использования игровых речевых тренингов в речевом развитии дошкольников....