Детские страхи, тревожность, застенчивость. Сохраняем эмоциональное здоровье наших детей.
консультация по теме

Каретина Галина Владимировна

Данная публикация является консультационной   В ней описывается краткое поисание таких эмоциональных нарушений, как тревожность, застенчивость, страхи детей-дошкольников.  Даны рекомендации родителям по воспитанию детей для сохранения их эмоционального здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskie_strahi_trevozhnost_zastenchivost.docx20.74 КБ

Предварительный просмотр:

В данной статье, мне бы хотелось затронуть такую тему,  как детские страхи, тревожность и застенчивость.  Данные эмоциональные нарушения также называют эмоциональными комплексами. Откуда они берутся  и что с этим делать?

Детская психика очень ранима и пластична, поэтому любые неблагоприятные воздействия могут с легкостью нарушить её нормальное развитие.

Одним из основных таких  неблагоприятных факторов  является педагогическая неграмотность самих  родителей. Взрослые, общаясь с детьми, зачастую не осознают различия между психикой взрослого человека и психикой ребенка, который еще не научился в полной мере объективно оценивать окружающую обстановку, нанося тем самым вред его дальнейшему  психическому и эмоциональному развитию.

Хочу сначала объяснить, что я, конкретно, имею в виду под каждым из этих понятий: страхи, тревога, тревожность, застенчивость.  В современной литературе они часто переплетаются и, нередко, одно понятие подменяется другим.

Страхи – это боязнь чего-то конкретного. Когда ребёнок боится,  например,  темноты, остаться один,  чудовищ,  приведений,  врачей,  насекомых,  змей,  высоты.  Страх – это нормально, это естественная реакция организма  на  всё то, что может угрожать жизни и безопасности. Если ребёнку вовремя объяснить, доступным для него языком, что опасности нет, и  что родители  всегда помогут и будут рядом, то такой страх либо сойдёт на нет, либо станет не таким пугающим для ребёнка, и не перерастёт в патологический.

Но иногда родители, чтобы ребёнок слушался, начинают целенаправленно запугивать его. Пугают, что закроют его в тёмной комнате, или что его утащит злодей, или пугают  злобным врачом, который непременно сделает ему больной укол, либо отдадут его незнакомому дяде и т.д. Одним из самых «страшных» страхов является лишение ребёнка - дошкольника родительской любви, в особенности матери. Через любовь матери, ребёнок чувствует безопасность этого ещё ни до конца понятного мира взрослых. Через любовь матери у ребёнка формируется базовое доверие к миру, без которого не возможно дальнейшее психоэмоциональное благополучие.

Тревога – это состояние также перед конкретным пугающим событием, на которое ребёнок никак не может повлиять. Например, ребёнок испытывает тревогу во время ссоры родителей или когда мама говорит: « Сейчас придём домой,  и ты у меня получишь!»

И в страхе, и в тревоге есть общий эмоциональный компонент в виде чувства волнения и беспокойства, то есть в обоих понятиях отображено восприятие угрозы или отсутствие чувства безопасности.

Тревожность – это неосознанное беспокойство. Вроде бы казалось, вокруг нет ничего опасного, а ребёнок беспокоится. Тревожного ребенка не трудно заметить в группе сверстников. Он часто держится обособленно, не уверен в собственных действиях,  движениях, поэтому редко проявляет инициативу, как в коммуникации, так и различной деятельности. Такой ребёнок может теребить одежду, кусать ногти.

Застенчивость - это страх перед социальными контактами.

Застенчивый  ребёнок  хочет, но одновременно боится социальных контактов, боясь непринятия окружающих и связанных с этим негативных эмоциональных переживаний. Застенчивость определяется как наследственностью, так и условиями воспитания. Застенчивые дети чаще растут у застенчивых родителей.

           Тревожность ребенка  тоже во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность родителей  передается ребенку. Замечено, что в конфликтных семьях дети более тревожны, чем в семьях с благоприятным эмоциональным климатом и доброжелательными отношениями.

Также эмоциональным комплексам чаще подвергнуты более восприимчивые, чувствительные дети. Они закладываются в раннем детстве и непосредственно влияют на всю дальнейшую жизнедеятельность.

Итак, социальными причинами тревожности, страхов, застенчивости являются:

- Тревожность, страхи, застенчивость самих родителей;

- Конфликтная ситуация в семье, в которой воспитывается ребёнок;

- Запугивание ребёнка со стороны родителей;

- Авторитарный стиль воспитания;

- Гиперопека;

- Страх несоответствия ожиданиям родителей и лишения родительской любви;

- Физические наказания;

Тревожный, застенчивый ребёнок, ребёнок, подверженный страхам  испытывает,  и будет испытывать в дальнейшем трудности как личного, так и социального характера. 

Что же делать родителям, чтобы сохранить эмоциональное здоровье ребёнка.

- Когда ребенок не слушается, не запугивайте его, а объясните, почему вы ждёте от него конкретного поведения.

- Не устраивайте семейные конфликты при детях, оградите их от этих переживаний.

- Ни в коем случае не бейте своих детей! Физические воздействия ещё ни кому не приносили пользы.

- Не говорите, что перестанете любить его! Можно сказать, что вас расстраивает и огорчает  его поведение, но вы всё равно любите его и не разлюбите ни при каких обстоятельствах.

-  Не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми, особенно если он в чём -то уступает им.

-  Прислушивайтесь к желаниям ваших детей, в особенности в желании больше проводить времени с вами, вашей любви и поддержке. Больше обнимайте их, им это необходимо!

- Проводите больше времени со своими детьми. Гуляйте, научите видеть ребёнка красоту природы, можно завести какую-нибудь традицию, например по выходным вместе делать что-то.. Мастерите поделки, рисуйте, читайте, занимайтесь спортом и привлекайте детей к здоровому образу жизни.  Используйте такой девиз: Тратить на своих детей больше времени и меньше денег. Мы часто не замечаем, как попросту откупаемся очередной игрушкой, в то время как ребёнку  требуется наше внимание.

- Постарайтесь меньше опекать, поощряйте самостоятельность. Не следует говорить: « Ты ещё маленький, не справишься, порежешься, ударишься и т.д.  Давай, лучше я сделаю». Лучше сказать: «Давай сделаем это вместе».

С ускоренным темпом, повышенными требованиями  современной жизни не всегда справляется  психика  даже взрослого человека, что уж говорить о детях. Поэтому нужно со всей ответственностью отнестись к тому, чтобы наши дети росли счастливыми, что в будущем обеспечит им счастливую успешную жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПТИМИЗАЦИЯ РОДИТЕЛЬСКО-ДЕТСКИХ ОТНОШЕНИЙ, КАК УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Тема взаимосвязи родительско-детских отношений и уровня эмоционального здоровья ребёнка – дошкольника по своей актуальности заслуживает внимания не только педагогов-психологов, но и, прежде всего, род...

Забота о природе – это забота о нашем здоровье, здоровье наших детей.

Необходимость формирования знаний у детей о бережном отношении к окружающей среде....

Как сохранить здоровье наших детей

Данная консультация предназначена для родителей дошкольников с целью знакомства с рекомендациями по физическому воспитанию ребенка....

Статья по здоровьесбережению для детей 2-3 лет "Здоровье наших детей , в наших руках"

На данное время особую если не главную роль имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста.Сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения превращается ав...

Проект «Сохраним стопы здоровыми» для детей младшей группы.

углубление представления родителей и детей о знании профилактических мероприятий по плоскостопию....