Выступление на родительском собрании "Создание театра в детском саду"
консультация на тему
«Создание театра в детском саду»
Театр в детском саду – явление в наше время не редкое, но и не повсеместное. Это замечательно, если дети с родителями не только идут в профессиональный театр, но и когда самодеятельный детский театр входит в повседневную жизнь ребенка, посещающего дошкольное учреждение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_teatra_v_det_sadu.docx | 25.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание театра в детском саду
Театр в детском саду – явление в наше время не редкое, но и не повсеместное. Это замечательно, если дети с родителями не только идут в профессиональный театр, но и когда самодеятельный детский театр входит в повседневную жизнь ребенка, посещающего дошкольное учреждение.
Однако педагогам важно понимать, с какой целью они создают театр, какие задачи он должен решать в воспитании дошкольников и как правильно выстроить работу с детьми.
Создание детского театра в дошкольном учреждении – решение не однозначное. Так, например, некоторые деятели профессиональных театров возражают против театрализованных занятий с детьми, объясняя это "порчей, дезориентацией и развращением будущих зрителей", утверждая, что перед профессиональным театром и театром в детском саду стоят диаметрально противоположные цели и задачи.
Их точку зрения поддерживает педагог А.П. Ершова, приводящая такие аргументы, как:
- разные цели, стоящие перед профессиональным театром и спектаклями в детском учреждении;
- плохое качество большинства детских спектаклей;
- панический страх самих детей перед участием в таком ответственном мероприятии, как спектакль, которое является сильнейшим стрессом для них;
- вред, наносимый дошкольнику похвалами вроде "ты – хороший актер", которые скорее навредят ребенку, чем помогут.
С этими тезисами можно поспорить. Когда задумывался театр в нашем ДОУ, то цель его мы видели в дальнейшем художественно-эстетическом развитии детей посредством театрального искусства. Если академические театры играют спектакли для зрителя, нет зрителя – нет театра, то для театра, где играют дети, важен, в первую очередь, сам факт игры. Мы ставим спектакли для себя, и только потом уже для зрителя юного и для зрителя взрослого. Что касается качества спектаклей, то на наш взгляд, в ДОУ ставится достаточно большое число удачных постановок с участием детей, чем кажется многим педагогам и деятелям театра. Заходите, хотя бы иногда, в те детские сады, где взрослые и дети увлечены театрализованной деятельностью, и вы убедитесь в этом сами.
Что касается детского страха перед выходом на сцену, то среди наших воспитанников мы его не видели. Волнение, переживание – да. Но, согласитесь, это нормальное состояние любого человека, связанного с публичной деятельностью. Боязнь сделать что-то не то на сцене мы предвосхищаем в беседах с ребятами, когда объясняем им, что они пока еще дети: "Это взрослые профессиональные актеры умеют собраться, настроиться на игру, даже если настроения нет или что-то где-то болит. Мы с вами пока только учимся разыгрывать на сцене самые разные истории. У кого-то уже хорошо получается это делать, а у кого-то еще пока нет. И это нормально, так оно и должно быть". При таком настрое ребенок будет испытывать лишь здоровое творческое волнение перед выходом на сцену и радость ожидания предстоящего действа.
Относительно похвалы, то мы не произносим при детях слова "Ты – хороший актер" или "Какой ты талантливый". Никакой лишней похвалы в адрес конкретного ребенка-актера: ведь если сегодня у него получилась роль, он рад и горд за себя, то в следующий раз все может пройти далеко не столь гладко. Анализируя после сыгранного спектакля выступление ребят, отмечаем, насколько тот или иной ребенок был выразителен в своей роли, что видел партнеров по сцене или не растерялся и нашелся, когда кто-то забыл нужный текст. Мы хвалим воспитанников за то, что они порадовали и себя, и нас, педагогов, удачной совместной игрой на сцене, и тех, кто пришел смотреть спектакль.
Таким образом, в вопросе нужности/ненужности детского театра каждый может придерживаться той или иной точки зрения. Однако если в ДОУ решают, что театр все же должен быть у них, то надо быть готовыми к сложностям, которые могут возникнуть при его создании.
Возможные проблемы созданного театра
При создании детского театра в нашем ДОУ основной акцент ставился на жанр музыкальной сказки. В таких спектаклях всегда много музыки, песен и танцев. Первоначально продолжительность спектаклей составляла 15–20 мин. В то время постановки очень логично вплетались в канву тематического праздника, посвященного либо Празднику мам, либо Осеннему празднику. В спектаклях участвовала небольшая часть детей (30–40%) с ярко выраженными музыкально-театральными способностями. Все шло замечательно. Но вскоре представления стали разрастаться, они становились более продолжительными (35–40 мин), в них участвовало уже значительно больше детей (70–80%). В связи с этим возникла и первая проблема. Каждый родитель непременно хотел, чтобы его ребенок, оказался в числе получивших роль счастливцев. При этом они не задумывались о том, есть ли у ребенка вокальные данные, чувство ритма, нет ли проблем с речью и, самое главное, хочет ли он вообще подниматься на сцену и заниматься театрализованной деятельностью. Стал назревать конфликт, построенный на непонимании ими конечных целей занятий с детьми театрализованной деятельностью.
Что в такой ситуации следует предпринять? Раз за разом до начала работы над очередной постановкой и в ходе ее с родителями проводилась беседа о том, что детский спектакль – это не самоцель, это всего лишь одна из форм работы с детьми по театрализованной деятельности, причем формы далеко не главной. Основной и важнейшей формой является обычное рядовое занятие по театрализованной деятельности, на котором все воспитанники занимаются речевыми упражнениями, выполняют различные задания по развитию пластики, играют в театрализованные игры, решают разного рода проблемы (включая психологические, коммуникативные и т. д.). Спектакль – не частое событие в детском саду (не более 1–2 спектаклей в год), и к этой форме работы привлекаются, в первую очередь, дети, у которых наблюдаются определенные успехи, имеются природные задатки. Выступая на сцене перед товарищами, они показывают им образцы живого, выразительного, свободного существования на сцене. И зритель с удовольствием смотрит их хорошо исполненные танцевально-вокальные номера, ему нравится выразительно звучащая со сцены речь, он может легко и быстро погрузиться в мир сказки. Ведь назначение спектакля как одной из форм театрализованной деятельности в ДОУ – помощь в художественно-эстетическом развитии и формировании нравственных основ личности ребенка.
Мы объясняли мамам и папам, что не стоит давать роли детям, которые имеют, к примеру, дефекты речи. Во-первых, зрители не всегда смогут разобрать произнесенные им слова, и это будет мешать им воспринимать спектакль. Во-вторых, из-за неправильного произнесения слов малыш может стать объектом насмешек других детей, которым эти речевые проблемы не знакомы. Дети порой бывают довольно жестокими, и мы, взрослые, это знаем. Поэтому нельзя подвергать ребенка с проблемами такого рода лишним испытаниям.
Иногда любящие родители, даже осознавая проблемы своего ребенка, просят дать ему хотя бы роль без слов. Как-то одна возмущенная мама сказала после очередного спектакля: "Вы что, даже грибом его не могли сделать?
Пускай бы стоял вон под той елкой". Но ведь просидеть или "простоять под елкой" весь спектакль, не произнося при этом ни слова, не совершая никаких перемещений, взрослому-то не под силу, не говоря уже о дошкольнике. Это тоже очень важно учитывать и объяснять родителям.
Иногда бывает и так, что ребенок может вполне успешно выполнять коллективные задания на обычных занятиях по театрализованной деятельности, но замыкается, краснеет, покрывается испариной, если эти же действия ему предлагают сделать самостоятельно, на глазах у всего детского коллектива. Родители же, наблюдая за игровыми действиями ребенка лишь в домашней или очень знакомой обстановке, уверены в его актерских способностях.
Эту проблему мы решали так: чтобы избежать непонимания со стороны родителей, беседовали с ними о психологических особенностях данного ребенка, предлагали посетить занятия и увидеть все своими глазами. Мы не ставим крест на таких детях: не форсируя событий, наблюдаем за ними и создаем условия в рамках занятий для преодоления зажатости, скованности. Ребенок, чувствующий себя спокойно и уверенно только при совместном выполнении заданий и упражнений, постепенно учится играть в подгруппе, выполнять задания в паре, а затем и индивидуально. Так шаг за шагом мы помогаем ему в преодолении мешающих ему в дальнейшем развитии особенностей своей психики.
В работе над постановками больших спектаклей требовались длительные и продолжительные репетиции. Дети во время таких репетиций быстро утомлялись, терялось радостное волнение от работы над ролью, отдельными сценами. Прогоны спектакля занимали 50–60 мин, а это недопустимо на занятиях с детьми 6–7 лет. С другой стороны, нельзя выпускать спектакль, если он репетировался только с частью детей и только фрагментарно, отдельными сценами. У ребят в таком случае не сложится цельное восприятие спектакля. Мы ощущали, что работать стало гораздо сложнее, но что делать в такой ситуации пока не могли понять.
Далее возникла еще одна проблема уже организационного порядка. Первоначально спектакли игрались в просторном музыкальном зале. Позже в ДОУ было выделено специальное помещение (групповая комната). Оно вмещало гораздо меньшее число зрителей. Боковые места мы отвели детям-актерам, первый ряд зрительного зала – детям младшего возраста, второй и третий ряды предназначались родителям. Такое, на наш взгляд, логичное размещение зрителей в небольшом помещении, родителей категорически не устраивало. Не прислушиваясь к нашим призывам, не занимать места, предназначенные для детей, они упорно садились в первые ряды. Тот факт, что спектакли играются в первую очередь для их же детей, выступающих на сцене, а также для самых маленьких наших зрителей, которые пришли посмотреть сказку и получить радость от восприятия музыки, танцев, актерской детской игры, и только в последнюю очередь для взрослых, не учитывался. Доходило до абсурда, когда, несмотря на разъяснения и просьбы, родители упорно оставались сидеть на занятых заблаговременно местах первого ряда.
Кроме того, каждый раз приходилось напоминать, что приходить на праздник в грязной обуви с бахилами, одетыми поверх, некрасиво, в первую очередь, по отношению к нарядным ребятам. Сменная обувь в таких случаях необходима. И, тем не менее, находятся такие родители, которые с оговорками "извините, забыл" или "я тут аккуратно с краешку посижу", проходят в грязной обуви в зал и чувствуют себя при этом вполне комфортно.
Поэтому, мы пришли к выводу, прежде чем пригласить родителей на премьеру спектакля, не особо рассчитывая на их зрительскую и даже просто человеческую культуру поведения в общественном месте, тем более таком, как детский сад, необходимо провести с ними предварительную профилактическую разъяснительную беседу на тему "Куда и зачем мы вас приглашаем".
Важно отметить, что отсутствие режиссерского образования у педагога – художественного руководителя театра – также может привнести сложности в работу, особенно в пору становления.
Так, исходя из наработанного на тот момент опыта, мы стали пробовать разрабатывать технологию занятий по театрализованной деятельности для двух возрастов: для самых маленьких (3–4 года) и для самых старших (6–7 лет) воспитанников. Было четкое представление, с чего надо начинать, и понимание, чего необходимо добиться в итоге. Но вот как заниматься с детьми среднего дошкольного возраста?
С малышами мы много играли с пальчиками, выполняли несложные ролевые игры, игры-забавы, потешки, разучивали маленькие песенки-сценки. На занятиях с 6–7летними ребятами разыгрывались сценки по стихам, дети упражнялись в произнесении скороговорок, было много коммуникативных и музыкально-двигательных игр. Ребята получали знания о видах театра, его жанрах, об основных театральных профессиях и т. д. Но у занятий с детьми этого возраста были и свои минусы. В то время как шла индивидуальная и подгрупповая работы с одной частью детей, другие ребята оставались в роли пассивных наблюдателей. Зная, о важности упражнений – этюдов, нужно было понять, что это такое и как нужно правильно выстроить в этом направлении работу с детьми. Раздел занятия, который получил название "Театральная азбука" отнимал слишком много времени от занятия в целом. Да и само занятие не работало тогда на конечный результат, на возможность органичного и естественного существования на сцене.
Создание концепции спектакля
После нескольких лет обучения актерско-режиссерскому мастерству настала необходимость пересмотра концепции создания спектакля для дошкольников в нашем ДОУ. Были внесены следующие изменения:
- спектакли опять стали непродолжительными – до 20 мин;
- было сокращено число вокальных и танцевальных номеров – они мешали сквозному действию спектакля, тормозили его;
- музыка несла в себе гораздо большую смысловую нагрузку, стала необходимым средством сценического действия;
- количество персонажей вновь было не более 8–10 человек;
- на смену обязательному наличию костюмов и декораций пришли элементы костюмов и более облегченные мобильные декорации;
- приоритет отдавался не музыкальным, а драматическим и литературным спектаклям;
- спектакль стал более содержательным и нес в себе обязательную воспитательную функцию, что позволяло напрямую общаться со зрителем, эмоционально воздействовать на него.
Все эти изменения привели к необходимости поиска интересного литературного материала – пьесы, рассказа, стихотворения, сказки, в работе с которым можно было успешно реализовать вышеперечисленные требования. Литературный материал этот должен был быть небольшим по объему, интересным для детей и взрослых и, самое главное, важным и поучительным.
Осознание сути спектакля
И такой материал нашелся – это сказки малоизвестного широкому кругу читателей современного писателя Евгения Клюева. Его произведения подкупают своей глубиной, философичностью, тонким юмором. Они необычны для зрителя – большого и маленького, привыкшего к традиционным народным или литературным сказкам. Сначала казалось, что его произведения будут слишком сложны для дошкольников. Но после прочтения некоторых из них вслух детям и в ходе последующего обсуждения сказок с детьми, стало понятно, что они достаточно интересны им, несмотря на заложенный в них глубокий, иногда и не детский философский смысл. Не надо думать, что дети мало что видят и понимают в окружающей их жизни, не надо их недооценивать, не стоит кормить манной кашей тех, кто готов попробовать блюда сложнее, вкуснее и полезнее.
Еще один важный аспект в работе над любым литературным материалом: о ком и о чем бы мы ни ставили спектакль, дошкольникам всегда нужно указывать на то, что история, которая разыгрывается на сцене детьми, это не история аистенка, лягушонка или любого другого персонажа. Это история жизни живого существа, с которым произошли определенные события, в которых он себя так или иначе проявляет. Мы двигаемся на сцене в пластике своего персонажа – прыгаем как Кузнечик или вышагиваем как Аисты, но воспринимаем его как человека с определенным характером, со своими взглядами и привычками.
Такой подход к воплощению на сцене человека в образе животного или даже предмета (а у того же Клюева много персонажей – предметов) и привел нас к переходу от полного костюмирования к частичному. Достаточно обозначить персонаж каким-либо элементом одежды, обыграть его доминирующий цвет, форму, прибавить к этому характерную пластику, и образ становится вполне узнаваемым. Например, дети-Аисты в спектакле "По законам живой природы" были одеты в свои брючки, принесенные из дома, красно-оранжевых тонов, в светлые водолазки, для них были сшиты белые крылышки и куплены белые бейсболки с красным козырьком-клювом. Если частично костюмированного персонажа дети-зрители сразу не узнали, это тоже хорошо: им дается возможность домыслить его самим, подумать, кто это и что это, а не оставаться пассивным созерцателем происходящего.
Безусловно, открыв для себя жанр литературно-драматического спектакля мы не спешим отказываться от других жанров. Детям нужно разнообразие, а это значит, что в репертуаре детского театра в ДОУ должны появляться самые разные спектакли: и драматические, и музыкальные, и пластические, и литературные.
Наш театр, словно живой организм, растет и развивается. Нынешняя работа с детьми строится более верно и точно, чем ранее. Она приносит большую пользу самим детям-актерам, радость нашему благодарному зрителю и, конечно же, удовлетворение их педагогу и художественному руководителю "театра, где играют дети".
Если вы захотите организовать театр у себя в ДОУ, то поверьте, это не так уж и сложно сделать человеку, понимающему и любящему детей, в душе которого живет стойкий интерес к театральному искусству, и главное и основное – у которого ко всему вышеперечисленному есть призвание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на окружном мероприятии "Круглый стол" по теме: "Научно-методическая работа педагогического коллектива по реализации проектов "Классическая музыка в детском саду" и "Театр в детском саду"
Тема доклада :Влияние театрализованной деятельности на развитие эстетического вкуса ребенка-дошкольникаСовременная дошкольная педагогика располагает разнообразными сферами воспитательно-образовательно...
Выступление на родительском собрании "Впервые в детский сад"
В выступлении представлены: краткая характеристика изменений, происходящих в привычном образе жизни ребенка при поступлении его в детский сад, так же рекомендации родителям как облегчить процесс адапт...
"Педагогическая технология «Кукольный театр в детском саду» как форма поддержки детской инициативы в творческой деятельности.
Для дошкольников...
выступление с докладом на общем родительском собрании о преемственности детского сада и школы
выступление с докладом на общем родительском собрании о преемственности детского сада и школы...
детский музыкальный театр в детском саду
отзыв о создании детского музыкального театра в детском саду в девяностые годы....
Сценарий занятия кукольный театр в детском саду «Мы идем в театр!»
Создать у детей эмоционально приподнятое настроение, ощущение радости от ожидаемого спектакля. Увлечь детей сказочным сюжетом. Развивать внимание, мышление. Воспитывать любовь, интерес к миру сказок, ...
«Педагогическая технология «Кукольный театр в детском саду» как форма поддержки детской инициативы в творческой деятельности.
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это п...