Роль педагога в организации игры детей с нарушениями речи
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

     Игра благотворно влияет на здоровье ребенка, на формирование всех психических процессов. Дети, речевое развитие которых протекает без отклонений, успешно организуют игровую деятельность. Дети-логопаты  не всегда могут организовать сюжетно-ролевую игру. Это обусловлено особенностями речевого, моторного, эмоционального развития детей с нарушениями  речи. Для них характерна  общая скованность и зажатость в движениях, двигательная расторможенность, парезы, слабость мышц и повышенный мышечный тонус.  

     Роль взрослого в организации игры детей с нарушениями речи неоспорима не только в свободной, но и в учебной деятельности. В первом случае ребенок, получая поддержку со стороны старших, учится сам организовывать игру, проигрывать различные ситуации, управлять собой, подчиняясь общим правилам игры, решая конфликты, адаптируясь как личность. Во втором случае взрослый, одновременно развивая высшие психические функции детей с нарушениями речи, делает процесс обучения интересным, понятным, а значит полноценным и максимально усвоенным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №12 «Звёздочка»  г.Ртищево Саратовской области

Роль педагога

в организации игры детей

с нарушениями речи

Консультация для воспитателей

                Учитель – логопед

           МДОУ  № 12 «Звездочка»:                               Андрианова Л.М.

                                                    г.  Ртищево  

                                                         2018

     Основной вид деятельности дошкольников – и г р а: он живет в ней, это его мир, его действительность. А.С. Макаренко придавал игре большое значение: «У ребенка есть страсть к игре, и ее надо удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать игрою всю его жизнь ».

     Игра интересна ребенку ,а все новое, что он узнает играя, станет понятней и надолго сохранится в его памяти.  К.Д.Ушинский  так объяснял интерес ребенка к игре: «Для дитяти игра – действительность, и действительность, гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она ему потому, что понятнее; а понятнее она ему потому, что отчасти есть его собственное создание».

     Игра благотворно влияет на здоровье ребенка, на формирование всех психических процессов. Дети, речевое развитие которых протекает без отклонений, успешно организуют игровую деятельность. Дети-логопаты  не всегда могут организовать сюжетно-ролевую игру. Это обусловлено особенностями речевого, моторного, эмоционального развития детей с нарушениями  речи. Для них характерна  общая скованность и зажатость в движениях, двигательная расторможенность, парезы, слабость мышц и повышенный мышечный тонус.

     Психическое развитие у детей с нарушениями речи имеет свои особенности: слабо развиты произвольное внимание, основные виды памяти, снижена познавательная деятельность, восприятие носит фрагментарный характер.

    Огромное значение имеет игра как способ обучения, особенно это относится к дидактическим играм. Игровые моменты вызывают у детей встречную активность, затрагивают его интересы, фантазию, воображение и помогают чередовать различные виды деятельности в рамках одного занятия. Все это повышает эффективность образовательной работы, оказывает благотворное воздействие на общее состояние ребенка.

    Только та  игра, которая сочетается с напряженным трудом, способствует активизации умственной деятельности. Дети с нарушениями речи нуждаются в особом подборе наглядных пособий, использование которых во время проведения игры не должно отвлекать от занятия, а органично вливаться в структуру процесса коррекционного обучения. К.Д.Ушинский подчеркивал, что обучение в форме игры может и должно быть интересным, но никогда – развлекающим.

     Роль взрослого в организации игры детей с нарушениями речи неоспорима не только в свободной, но и в учебной деятельности. В первом случае ребенок, получая поддержку со стороны старших, учится сам организовывать игру, проигрывать различные ситуации, управлять собой, подчиняясь общим правилам игры, решая конфликты, адаптируясь как личность. Во втором случае взрослый, одновременно развивая высшие психические функции детей с нарушениями речи, делает процесс обучения интересным, понятным, а значит полноценным и максимально усвоенным.

        Развитие речи - одна из важнейших задач развития и воспитания ребенка в раннем и дошкольном детстве. Предлагая детям речевые игры, необходимо знать особенности становления речи в определенном периоде жизни ребенка и подбирать игру, соответствующую этим периодам.

         В раннем возрасте игры направлены на развитие различных функций- предпосылок речи.  Потешки, песенки, стишки и считалки представляют собой основу для развития всех сторон деятельности и психики малыша. В народном фольклоре («Сорока-белобока», «Ладушки», «Идет коза рогатая») нередко сочетаются речь и движения, что закладывает начало формирования ритмической организации речи. Игры манипуляции (складывание пирамидки, кубиков, катание мяча, игры с водой во время купания) позволяют познавать свойства и качества предметов, а также пополнять словарный запас соответствующей лексикой.

         В младшем дошкольном  возрасте большое значение приобретают игры, направленные на дальнейшее знакомство детей с окружающим миром. Здесь на помощь приходят произведения классиков детской литературы (А.Барто, С.Маршак, К.Чуковский, Е.Благинина и др.) Любое стихотворение, детская песенка при умелом и грамотном использовании становятся игрой. Взрослый выступает в роли волшебника, превращающего обычное стихотворение в игру, сказку, где участником становится и ребенок.

       В среднем дошкольном  возрасте основное направление в развитие речи- накопление словарного запаса, активное формирование грамматической стороны речи. Речевые игры «Скажи наоборот», «Угадай, что это?», «Кто летает?», др. помогают детям выделять существенные  признаки предметов , определять и описывать их местоположение по отношению к себе и другим предметам, называть действия, совершаемые предметами.

          В старшем дошкольном возрасте особое значение имеет воспитание слухового внимания, интереса к звуковому оформлению речи- произнесению звуков, интонационной выразительности, правильному построению сложных предложений и использованию предлогов. ( Игры «Что ты слышишь?,» «Поймай слово», «Исправь предложение»)

         В процессе подготовки к школе работа по развитию речи приобретает дифференцированный, целенаправленный характер. Речь ребенка становится развернутой, последовательной, логически завершенной; произносительная сторона достигает высокого уровня: он правильно произносит звуки речи, пользуясь интонационными средствами выразительности, умеет изменять темп и громкость речи. Первостепенное значение приобретает формирование тех функций, которые обеспечат плавный переход ребенка из дошкольного детства в начальную ступень обучения. Игры, развивающие способность к слоговому и звукобуквенному анализу и синтезу, в непринужденной и интересной форме подготовят дошкольника к обучению грамоте, вызывая естественный интерес к звучанию слова (игры «Слова-перевертыши», «Телеграф»).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль педагога в организации речевой игры детей с нарушениями речи

Особенности проведения речевых игр с детьми. Значение речевых игр в формировании лексико-грамматического строя и развитии связной речи у детей. Предложены дидактические игры для детей дошкольного возр...

Статья «Роль подвижных игр в коррекции нарушений речи у детей»

 «Роль подвижных игр в коррекции нарушений речи у детей»   Для гармоничного развития организма человека необходима двигательная активность. Низкий ее уровень – гипокинезия – один и...

Роль педагога в организации игры детей с нарушениями речи

Основной вид деятельности дошкольников — игра: он жи­вет в ней, это его мир, его дей­ствительность. А.С. Макарен­ко придавал игре большое зна­чение....

«Сопровождение педагогом-психологом детей с нарушениями речи»

Особенности и содержание работы педагога-психолога ДОУ с детьми с нарушениями речи:  коррекционная и развивающая работа с детьми, консультационная и психопрофилактическая помощь родителям и педаг...

Консультация для педагогов «Воспитание детей, имеющих нарушения речи»

Консультация для педагоговТема: «Воспитание детей, имеющих нарушения речи» В настоящее время отмечается рост речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Это является довольно серь...

Организация работы педагогов с детьми, имеющими нарушения речи при адаптации к новым условиям

Рассмтривается проблема адаптации детей с нарушениями речи и особенности взаимодействия специалистов дошкольного учреждения в коррекционно-развивающей работе....

Сопровождение педагогом-психологом детей с нарушением речи

В статье раскрываются психические особенности в развитии детей с нарушением речи и даны рекомендации родителям....