«Методы индивидуализации в развитии творческого потенциала у воспитанников»
статья на тему

Матвиец Елена Викторовна

Индивидуализация образовательной деятельности в ДОУ основывается на принятии уникальности личности каждого ребенка, поддержке его индивидуальных потребностей и интересов. Изменение образовательной деятельности возможно при совершенствовании условий жизнедеятельности детей в ДОУ, предусматривающих открытое предметно-развивающее пространство или пространство детско-взрослого сообщества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualizatsiya.docx19.88 КБ

Предварительный просмотр:

Матвиец Елена Викторовна

Воситатель

МБДОУ «ДС ОВ №8» г. Усинск

Доклад: «Методы индивидуализации в развитии творческого потенциала у воспитанников»

«Методы индивидуализации в развитии творческого потенциала у воспитанников»

Одним из достоинств Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования   является обращение к личности ребёнка. Сквозной нитью в стандарте реализуется принцип индивидуализации.

        Индивидуализация распространяется на каждого ребенка; от педагога ожидается большая гибкость и открытость новым идеям, способность к импровизации, постоянному осмыслению происходящего.

        Только так возможно воспитание самостоятельной, инициативной, творческой личности ребёнка. Это обучение, при организации которой учитывается вклад каждого ребенка в процесс обучения. Индивидуализация основывается на предпосылке, что не может быть двух детей, которые учатся и развиваются совершенно одинаково – каждый ребенок приобретает и проявляет собственные знания, отношение, навыки, личностные особенности.

Развития активной творческой личности -  это одна из важнейших проблем психологической и педагогической теории и практики.

Работая на протяжении нескольких лет с детьми разного возраста у меня возник вопрос как развивать творческий потенциал у  детей, начиная с ранних возрастов, чтобы не погасить искру творчества, заложенную в каждом ребенке изначально?

 Наверное, всем педагогам  известно, что приобщение детей к искусству – это именно тот «ключик», который раскрывает в детях творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде. Поэтому я выбрала этот путь и практикую это в течении нескольких лет.

        Изучив литературу, получая информацию из разных источников, для меня стало ясно, что индивидуализация достигается за счет учета личного уровня развития каждого ребенка и самое главное, планирования соответствующих видов деятельности, которые гарантировали бы каждому ребенку возможность добиться успеха.  Для этого требуется всесторонняя информация о развитии ребенка, его индивидуальных особенностях.

Вся моя работа строится согласно тематическому планированию, где я использую методы индивидуализации в развитии творческого потенциала у воспитанников, такие как:

  1. Создание развивающей среды, которая бы стимулировала активность         детей. Чем больше материала для творчества, тем безгранична фантазия детей, тем больше дается возможность ребенку реализовать свои идеи и задумки.

  1. Используя метод реагирования необходимо наблюдать за детьми, анализировать результаты этих наблюдений, а также создать условия, которые смогут помочь детям реализовать их собственные цели. Если цели не достигаются, моя задача - пересмотреть, скорректировать условия и методы поддержки. Другими словами, нужно вовремя "отреагировать" на запросы и потребности детей.

  1. Работа в небольших группах.

Любая самостоятельно выбираемая детьми или     организованная взрослыми деятельность может выполняться в небольших подгруппах, для эффективной работы всех детей.

 

  1. Обеспечение гибкости в ходе осуществления деятельности. Данный метод актуален в той ситуации, когда одновременно несколько детей занимаются одним из видов деятельности (рисованием, аппликацией) Но данный факт совершенно не означает, что результат данной деятельности у всех детей будет одинаковым. Ведь каждый из них имеет своё видение на предметы, явления или действия. Поэтому и поделка (рисунок), у всех будет индивидуален.

А моя задача заключается в том, что - по необходимости оказать помощь (словесную, практическую, наглядную и т.д.)

Согласно тематическому планированию мы вместе с детьми обсуждаем и изучаем тему недели, и в конечном итоге, как результат нашей совместной деятельности, у нас всегда есть творческий результат.  

Оказавшись в ситуации поощрения собственного мнения, дети охотно высказывают свои суждения – стремятся выразить себя, стремятся к собственным результатам.

В результате   работы в развитии творческого потенциала:  

1.  создаются выставки детской деятельности

2. Родительско – детские (совместные) проекты.

3. Детские портфолио

4.Благодаря работе и положительным результатам создается траектория успешности ребенка. В своих достижениях дети выходят на новый уровень: участвуют в конкурсах различных уровней и занимают призовые места.

В творческой деятельности всегда нужно предоставлять ребенку свободу выбора, возможность действовать, по собственному убеждению, возможность творить и проявлять свою уникальность, активность, развивать свою сознательность и ответственность.

 Ребенок должен совершать ту или иную деятельность, творчески преобразовывать ее не вследствие влияния на него обстоятельств, а вследствие внутреннего побуждения, исходящего из осознанной необходимости данного действия.

Используя Методы индивидуализации в развитии творческого потенциала у воспитанников педагогу дается возможность расширять у детей необходимые знания, актуализировать свой личный опыт, создавать положительный эмоциональный настрой у воспитанников, побуждать их к целесообразной полезной занятости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мастер-класса для педагогов и родителей по теме: «Развитие творческого потенциала детей. Применение методов ТРИЗ в детском саду и дома»

Цели и задачи: • Познакомить педагогов и родителей с технологией ТРИЗ; • Повысить их компетентность в сфере инновационных технологий; • Познакомить с методикой проведения игр и упражнений по технол...

«Развитие творческого потенциала, социального воспитания детей с нарушением речи с использованием метода сказкотерапии»

Сказка  - это средство приобщения ребенка к миру человеческих судеб, к миру истории, это «золотой ключик» к изменению мира, к его творческому созидательному преобразованию. Ребенок наполовину жив...

«ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ И БЕЗНАДЗОРНОСТИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ»

«Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души, и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи»....

Консультация для воспитателей «Развитие творческого потенциала детей посредством метода ТРИЗ»

Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. Она возникла в нашей стране в 50-х годах усилиями выдающегося росс...

Презентация работы ДОУ по развитию творческого потенциала воспитанников

Презентация - продукт подготовки к участию в городском фестивале "Журавушка"...

Консультация для воспитателей «Развитие творческого потенциала детей посредством метода ТРИЗ»

Консультация для воспитателей «Развитие творческого потенциала детей посредством метода ТРИЗ»...

Доклад на пед совет "Методы индивидуализации в развитии творческого потенциала у воспитанников"

Доклад на пед совет "Методы индивидуализации в развитии творческого потенциала у воспитанников"...