Театральная маска.
статья на тему

Шевелева Евгения Ивановна

Театральная маска и ее значение в развитие детей дошкрольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete_sheveleva_e.i_2.docx21.23 КБ

Предварительный просмотр:

Театральная маска и ее роль в развитие  детей  дошкольного возраста.

Где и когда впервые стали делать и использовать маски, сказать трудно. Рассматривая изображения древних археологических раскопок, можно прийти к выводу, что маски надевали на лица усопших.  

Считалось, что маска предохраняет умершего от злых духов. Маска была атрибутом ритуальных действий, её делали из кожи, коры дерева, материи.

С развитием театра и его дифференциации грим принимает форму маски в античные времена. Маска греческого театра отличалась от обрядовой или маски восточного театра. Греческая маска изображает человеческое лицо в обобщённых чертах, она не несёт индивидуального характера.   Во времена драматурга Эсхила появились цветные маски, так как было введено окрашивание. Маски надевали на голову наподобие шлема. Сначала маски делали из дерева и луба, позднее — из гипса.

Так как в театрах Древней Греции и Рима зрительные залы были огромны, сцена располагалась далеко от зрителей, то и в масках делали приспособление для усиления голоса актёра. Внутренняя часть маски около рта выкладывалась серебром и медью и имела вид воронки. С развитием театрального производства маски стали делать из воска, кожи, загипсованного льна, полотна. Иногда маски были сдвоенные, строенные, это давало возможность небольшому количеству актёров играть несколько ролей, быстро преображаться. Стали делать портретные театральные маски, которые чертами лица были похожи на знаменитых людей: царей, полководцев. Это обижало, поэтому со временем портретная маска была запрещена. Полумаски использовали редко. Позднее стали к маскам прикреплять парики, сделанные из пакли, верёвок. Голова в своём размере сильно увеличилась. В средневековом театре маски надевали актёры, изображавшие чертей, вельзевула, дьявола.

Дальнейшее развитие маска получила в итальянской “комедии дель арте” в эпоху Ренессанса, возникшей в середине XYI века. Маски комедии дель арте” “ были органично связаны с жанром импровизации, буфонным стилем, специфическими особенностями представления. Маски были более удобны, не закрывали все лицо, можно было наблюдать мимику актёра. Маски надевали четыре основных персонажа “комедии дель арте”: Доктор, Панталоне, дзани (двое слуг).  

Маска в современном мире приобрела новое звучание, её надевают на Венецианском карнавале. В Венеции принято устраивать пышные, богатые, красочные карнавалы, используя костюмы и маски.  

В Италии в прошлые века было принято дамам, выходя на улицу, надевать бархатные маски, они прикреплялись к деревянным длинным ручкам. Подобные маски носили и в Испании, Англии. Маска стала непременным атрибутом как плащ или шпага во времена мушкетёров в Европе.

Современные карнавальные маски изящны и красивы, их специально готовят заранее художники, расписывая золотыми и серебряными красками. Дополняют маски шапочки, цветные банты из фольги и блестящей материи, парики из пакли, лент, кружева.

Маска носит на карнавале развлекательный характер. Венецианские маски стоят дорого, так как являются настоящими произведениями искусства.

Принято, что на весёлых новогодних балах также надевают маски, но они менее сложны и сделаны из картона. Это изображения животных, кукол, клоунов, петрушек.

Маска прошла многовековой путь развития, но не потеряла своего назначения скрывать лицо её обладателя.

Маска (в переводе с арабского языка — шут) — накладка на лицо с вырезами для глаз, носа и рта, надеваемая с целью ролевого перевоплощения, сохранения своего инкогнито или как оберег.  

Она что-то изображает, например, человека или животное.

Детям очень нравится представлять себя в роли какого-либо животного, а на детских праздниках можно увидеть парад зайчиков, лисичек, мишек, белочек, лягушат, забавных динозавриков.

Маски могут быть самыми разнообразными.

1.Маска-шапочка (основой может стать любая трикотажная, вязаная шапочка или бумажный каркас);

2.Объёмная маска, полумаска из папье-маше, поролона или бумаги, сделанная по специальной выкройке;

 3.Плоская маска любой формы (круглой, треугольной, произвольной);   плоская маска на ободке или обруче; полумаска в форме оригинальных очков.

Маски в детском саду используются:

как атрибут театрализованной деятельности, часть костюма:

инсценирование мини-диалогов, стихов, рассказов, сказок, потешек и частушек;

разыгрывание спектаклей;

концерты, праздничные утренники, новогодние карнавалы;

во время проведения маскотерапии (вид арттерапии);

на занятиях по речевому развитию;

как сюрпризный момент на разнообразных занятиях (чтение художественной литературы, математика, рисование, музыка и т. д.);

во время режимных моментов, например, во время утренней гимнастики;

как оригинальный материал для проведения конкурсов, выставок совместного творчества, презентаций («Карнавальные маски своими руками»);

как декоративное украшение помещения, например, как экспонаты мини-музея маски в театральном уголке.

         Театральные маски для детей своими руками из бумаги сегодня – вовсе не проблема. Их можно использовать и для повседневных ролевых игр, и для спектаклей во время праздников в детском саду, и даже для пальчиковых игр, устроить домашний театр.      Одевая  маски  дети изображают героев сказок,  они не склонны врать: они верят, что действительно являются каким-либо животным или сказочным героем. Поэтому   маски из бумаги, сделанные своими руками, и в более широком смысле – ролевые игры и театр – способствуют развитию творческих и артистических способностей детей, а не деградации сознания. На их основе в детском саду можно устроить театр для маленьких детей. Такой театр будет способствовать развитию речи и творческих способностей, дети надевают карнавальные маски, выполненные своими руками, и представляют несложный сюжет на основе любимых сказок для праздников. Даже самые маленькие воспитанники имеют возможность «перевоплотиться» в героя сказки. Педагог может предложить детям пересказать таким необычным образом полюбившуюся малышам историю или подготовить полноценное выступление для родителей. Что именно совершенствует в ребенке использование масок для детей и их выполнение своими руками в воспитательном процессе? Прежде всего, воображение. Чтобы сыграть какого-либо героя, его нужно представить, понять, как он говорит, действует. Маски, как элемент ролевых игр развивают речь, делая ее интонационно богатой и разнообразной, наряду с актерскими данными идет обогащение мимики лица, жестов, движений. Если вы используете маски, сделанные своими руками, в пальчиковых играх, то развиваете мелкую моторику. В таких играх малыш сам выступает режиссером мини-спектакля, создавая сюжет представления и применяя навыки логической связи явлений. Даже взрослый, надевая маску, сразу ощущает атмосферу праздника, феерии, не говоря уже о детях.

 

Список литературы.

  1. Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников [Текст]
  2. История появления карнавальных масок[Электронный ресурс]. 
  3. Краткая литературная энциклопедия / статья «Комедия масок» [Электронный ресурс]. 
  4. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб. метод. пособие. 
  5. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошк. учреждений.  

  

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная НОД по реализации ОО «Художественное творчество» и «Познание» в подг. группе «Театральные маски»

Интегрированная Непосредственная Образовательная Деятельность по реализации образовательных областей «Художественное творчество» и «Познание» в подготовительной группе по теме «Театральные маски»...

Конкурс «Театральная маска»

Один из интересных и новых конкурсов, который очень понравился и детя и родителям. Праздники в детском саду, карнавалы и спектакли напрямую связанны с детскими масками. И мы попробывали провести такой...

Театральные маски

Конспект мастер-класса с родителями...

Конспект НОД по аппликации «Театральная маска супер- героя»

Изготовление масок для театра — интересное и полезное занятие, расширяющее кругозор, развивающее мелкую моторику, воображение, фантазию, творческое мышление. Экспериментирование с яркими, в...

"Театральная маска и ее роль в развитие детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Театральная маска и ее роль в развитие детей дошкольного возраста"...