Воспитание толерантности
методическая разработка на тему
Мастер класс для воспитателей : Воспитываем толерантность вместе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_dlya_pedagogo_tolerantnost_2015_g.docx | 19.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитываем толерантность у детей вместе
Мастер-класс для педагогов
Подготовила Зайцева Юлия Анатольевна
Воспитатель ГБОУ школа 853 Д.о. 2015г
Кажется, что проще? Живи на земле в радости, уважении, любви и давай окружающим те же качества, о чем сам мечтаешь.
Но в настоящее время наблюдается не большой недостаток нравственности среди детей, подростков и взрослых. Жестокость, равнодушие, нетерпимость друг к другу, к обычаям и иному образу жизни порождает все больше конфликтов в обществе. В связи с этими изменениями в обществе, особенно важно прививать культуру общения и понимания других людей уже с дошкольного возраста. Прививать толерантность, основы восприятия окружающего мира.
Толерантность, что это значит?
«Толерантность означает уважение, принятие многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности».
(Декларация ЮНЕСКО 1995 г.)
Толерантность означает, что каждый может придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это не означает быть терпимыми к социальной несправедливости, отказываться от своих убеждений. Люди по природе все разные: различаются по речи, внешнему виду, по поведению, духовным ценностям.
Если мы хотим сохранить мир, мы должны быть толерантными, иначе может погибнуть вся наша цивилизация на Земле. «Отношение к человеку другой национальности начинает формироваться у ребенка примерно с четырех лет, основываясь на элементарных проявлениях интернациональных чувств, знаниях о людях других национальностей. Большинство детей старшего дошкольного возраста положительно относятся к людям разных национальностей. Вместе с тем имеют место проявления иного отношения: смех, испуг при встрече с людьми других рас или национальностей, отказ вступать в общение с ними. Причинами являются детская непосредственность, весьма ограниченный жизненный опыт, отсутствие необходимых представлений о людях других национальностей и культуры общения с ними»(Э. Суслова). Ведущую роль в становлении личности ребенка выполняет взрослый, поскольку он является конкретным носителем общественных ценностей. Взрослый демонстрирует свои знания, отношения, оценки, поступки, которые служат ребенку образцами для подражания.
Эмоциональный контакт в семье занимает ведущее место в формировании толерантности. Именно в семье, ощущая единство с родными людьми, ребенок учится сопереживать, сострадать, помогать.
Рассказы близких людей о своем труде, обсуждение с детьми событий происходящих в стране (полеты в космос, спортивные игры и т. п., участие в общественных праздниках, использование лучших традиций семьи и страны, все эти взаимодействия с детьми, помогают в формировании этнотолерантныхвзаимоотношений между детьми разных конфиссий и национальностей, живущих в нашей многонациональной стране.
Я хочу предложить вашему вниманию систему воспитания толерантности:
Я - МЫ –ДЕТСКИЙ САД – ШКОЛА –ГОРОД – СТРАНА – МИР.
А детский сад посередине, как мостик, соединяющий мир детства и МИР большой.
И так же как любовь к Отчизне начинается с любви к малой родине, с любви к семье, так и воспитание толерантности должно начинаться с воспитания собственного «Я»
Совершенствование мира надо начинать с себя. Кто я? Какой Я? Зачем Я? Почему Я?
Воспитание толерантности, на мой взгляд, должно осуществляться в классическом треугольнике: «РОДИТЕЛИ-ДЕТИ-ПЕДАГОГИ». На начальном этапе ведется работа с родителями. Начинать работу следует очень аккуратно, ведь родители-сформироованные личности со своими убеждениями. Беседы и родительские собрания-основная форма по выявлению проблемы «западания» сфоримированного чувства толерантности.
Родительское собрание в старшей группе детского сада: "Толерантность в разрешении конфликтов"
Цель: Познакомить родителей подготовительной группы детского сада с понятиями толерантность, воспитание в духе толерантности, толерантный подход к игровой деятельности ребенка, разрешение конфликта с позиции толерантного подхода.
Задачи:
Образовательная.
• Научить родителей быть толерантными в отношениях с детьми между собой и с окружающими.
Развивающая.
• Развить интерес к вопросам толерантного подхода к процессу воспитания.
Воспитательная.
• Применять полученные знания в процессе воспитания детей, во взаимоотношениях.
Форма: Игра – тренинг.
Основание:
1. Каждодневная работа воспитателя в детского сада.
2. Взаимосвязь с родителями.
3. Родительские собрания.
4. Индивидуальная работа с родителями и детьми.
Виды работы:
1. Беседа с родителями.
2. Ответы на вопросы.
3. Решение педагогических ситуаций.
4. Игры, тренинги.
5. Домашнее задание.
6. Работа на перспективу.
План работы:
1. Встреча с родителями (беседа). Вопрос: “ Что означает, по вашему мнению, быть толерантным”? Ответы родителей: способность мирным путем разрешить проблему (1 человек); способность встать на место другого человека и понять (1 человек); незнаем (большинство).
. Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка детский сад и семьи
Следующий этап_работа с детьми. Вашему вниманию представляю проект «Воспитание толерантности в детском саду».
Краткая аннотация проекта.
Целью данного проекта является формирование у всех участников образовательного процесса навыков адекватного, уважительного и доброжелательного отношения при взаимодействии с представителями разных культур, национальностей, вероисповеданий, социального статуса.
Участниками образовательного процесса являются дети, педагоги родители (законные представители).
Основными направлениями проекта являются:
1. Формирование у детей навыков толерантного отношения к окружающему миру;
2. Формирование компетенций у педагогов и родителей в области интеркультурного воспитания.
Проект позволит организовать практическую работу по толерантному воспитанию детей дошкольного возраста и разработать систему мероприятий с родителями и педагогами ДОУ в данном направлении.
В результате реализации данного проекта в учреждении будет создана среда способствующая освоению навыков толерантного отношения к окружающей действительности, представителям разных культур, национальностей, социального статуса и т. д.
Цели и задачи проекта.
Цель:
Формирование у всех участников образовательного процесса навыков адекватного, уважительного и доброжелательного отношения при взаимодействии с представителями разных национальностей, культур, вероисповеданий.
Задачи:
1. Проведение мониторинга по выявлению уровня сформированности толерантного отношения у всех участников образовательного процесса.
2. Пополнение материальной базы ДОУ.
3. Создание условий для развития толерантных отношений у детей дошкольного возраста.
4. Разработка плана мероприятий, направленных на ознакомление с культурным пространством города.
5. Организация партнерских отношений между ДОУ и семьями воспитанников по вопросу толерантного воспитания детей дошкольного возраста.
6. Обобщение и распространение опыта работы в ДОУ.
6. Анализ результативности работы по навыкам толерантного взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Ожидаемые результаты.
После реализации данного проекта в образовательном учреждении ожидаются следующие результаты:
1. У детей дошкольного возраста постепенно сформируются такие качества как отзывчивость, справедливость, скромность. Волевые качества – умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, в своих поступках следовать положительному примеру.
2. Усилится взаимосвязь в вопросах воспитания толерантных отношений между семьей и детским садом. Родители сменят пассивную позицию на активную, приобретут знания в области воспитания толерантных отношений своих детей, и что важнее всего, притворят их в жизнь.
3. В методическом кабинете будет создан раздел библиотеки «Ребенок в многонациональном мегаполисе», который будет пополнен современной методической литературой, демонстрационным материалом, наглядно-дидактическими пособиями.
Индикаторами оценки эффективности проекта будут служить следующие показатели:
- положительное отношение к реализации данного проекта – 100%;
- участие родителей в проводимых мероприятиях -80%;
- успешное усвоение детьми навыков толерантного отношения друг к другу -100%;
- положительный психологический климат в группе – 100%;
- участие и помощь педагогов ДОУ в различных мероприятиях по толерантному воспитанию -80%.
Практическая значимость.
Считаю, что реализация данного проекта не только повысит профессиональную компетенцию воспитателей, но и повысит знания у родителей по толерантномувоспитанию своих детей. А дети в свою очередь, научатся доброжелательному отношению друг к другу, отзывчивости и справедливости. Все вышеперечисленное должно внести значительное изменение в психологический климат ДОУ и повлиять на повышение качества образовательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Современный культурный человек – это не только человек образованный, но и обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Важно формировать у подрастающего поколения умение строить вза...
ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Современный культурный человек – это не только человек образованный, но и обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Важно формировать у подрастающего поколения умение строить вза...
Воспитание толерантной культуры сказкой у детей старшей-подготовительной группы
Автор: Цыгвинцева Ольга Анатольевна, воспитатель ГОУ СОШ № 555 «Белогорье», Санкт-Петербург. Задачи:1. Воспитывать нравственно - эмоциональные качества: терпение, вн...
Методическая разработка «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста посредством использования музейной коллекции «Куклы народов мира» – как часть поликультурного воспитания».
В данной работе обобщен опыт педагогической деятельности над проблемой поликультурного воспитания дошкольников, представлены методические материалы и рекомендации педагогам по ознакомлению детей...
Сценарий деловой игры на педагогическом совете «Воспитание толерантной личности каждого ребенка и взрослого одна из задач нравственно – патриотического воспитания».
Сценарий деловой игры на педагогическом совете «Воспитание толерантной личности каждого ребенка и взрослого одна из задач нравственно – патриотического воспитания»....
Толерантность. Основы воспитания толерантности учащихся.
Воспитание гумманых чувств к людм другой национальности...
Родительское собрание «Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста» (с использованием информационно-коммуникационной технологии: презентации «Воспитание толерантности»)
Толерантность, как образ жизни в обществе, зависит от позиции каждого человека, его терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению, от принятия различий и особенностей людей. Оттого, на сколько...