Тренинг для педагогов ДОО "Выразительность мимики и жестов"
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Тренинг для воспитателей «Выразительность мимики и жестов»
Цель: Формирование у педагогов навыков позитивного и эффективного общения.
Задачи:
- Выработать умение преодолевать психологические барьеры в общении
- Снятие эмоционального напряжения
- Развитие внимательности и наблюдательности к себе и другим людям
- Формирование мимической экспрессивности
- Повышение эмоциональной выразительности
1.Психологическая настройка на работу. Сплочение группы.
- Презентация себя в образе.
Назови свое имя и представь себя в виде явления природы. Каждый последующий участник повторяет имя и явление природы предыдущих участников и добавляет свое.
- Упражнение “Изучи своё лицо”
Примите удобное положение, закройте глаза. С закрытыми глазами попробуйте почувствовать своё лицо “изнутри”, ощутить напряжения, возникающие в тех или иных мышцах, но не расслабляйте их, а просто отметьте про себя. Обратите внимание на лоб, веки, мышцы глаз, щёки, рот, подбородок – что вы чувствуете?
Теперь попробуйте усилить напряжение в тех мышцах, которые напряжены: сожмите губы, нахмурьте брови или улыбнитесь шире – что произошло?
И, наконец, абсолютно расслабьте своё лицо, начиная со лба… Что вы чувствуете теперь?
Рассматривая своё лицо “изнутри”, вы, вероятно, осознали, заметили такие переживания, о которых не подозревали, привыкнув к ним, как к фону. Кто-то заметил у себя улыбку – его можно поздравить; кто- то напряжение в мышцах глаз, кто-то ощутил сдерживаемое раздражение и сопротивление в крепко стиснутых зубах.
Вы можете не только осознавать, но и влиять на своё состояние, просто меняя выражение лица.
2.Педагогическая техника.
1 вопрос «Неречевые средства»
Взаимодействие между людьми начинается с установления контакта. Контакт зависит от того, как мы себя держим, что говорим. Каждое движение - слово в языке жестов. Если вы живёте и работаете с человеком, у которого всегда нет настроения, кислое выражение лица, то это очень плохо будет влиять на вас и наоборот.
- Упражнение “Испорченный видеомагнитофон”.
Участники сидят в кругу. Дается задание - передать эмоциональное состояние, используя только невербальные средства. Состояние передает один участник следующему по кругу. Остальные сидят с закрытыми глазами. Когда каждый из группы получил и передал состояние, первый передающий сопоставляет то, что получил, с тем, что передавал.
(«У меня очень болит голова, шею ломит, ничего делать не хочется» в одну сторону. И «Какой прекрасный день, у меня отличное настроение в другую» в другую сторону). Что вы почувствовали в первом случае, а что во втором.
Ведущий предоставляет такую информацию, перечисляет элементы невербальной коммуникации (тембр голоса и интонация, ширина зрачка; пространство, разделяющее говорящих, частота дыхания; жесты, телодвижения; осанка; одежда; выражение лица; символ статуса; контакт глазами и т.д.)
Далее педагогам предоставляется информация о значении некоторых жестов (скрещенные руки на груди, поза “льва” и т.д.).
1. Жесты, выражающие агрессивность.
- тесно сплетенные пальцы рук;
- сжатый кулак;
- указующий перст;
- поза на стуле верхом;
2. Жесты уверенности.
- кисти рук соединены кончиками пальцев, ладони не соприкасаются;
- кисти рук сцеплены сзади, подбородок высоко поднят;
3. Жесты несогласия.
- боковой взгляд (если взгляд отводится и возвращается вновь);
- ноги и ступни направлены к выходу (хочет уйти);
- прикосновение к носу и легкое потирание его (неуверенность в правильности речи). Если идет спор, то один из них прикасается к носу тогда, когда у него появляются контраргументы;
4. Жесты неуверенности, раздражения.
- откашливание (при неуверенности или опасениях);
- свист;
- ерзанье в кресле;
- рука у рта в момент произнесения речи (как бы удивление, неуверенность в собственных словах, жест может означать, что собеседник хочет сообщить нечто доверительное);
5. Жесты разочарования.
- почесывание в затылке;
- ослабление воротничка;
- удары ногой (по земле, по воздуху и т.д.);
6. Жесты, относящиеся к оценке сказанного.
- отставленный палец над, остальные - под подбородком (при критической оценке сказанного или негативном отношении к партнеру в данный момент);
- наклоненная голова (интерес к собеседнику). Легкое движение вперед говорит о том, что мысль понята. Если голова партнера, прежде наклоненная, начинает выпрямляться, значит, возрастает интерес к процессу или предмету общения. Когда интерес к общению иссякает, человек начинает переводить взгляд на окружающие предметы.
- почесывание подбородка (в споре в сочетании со взглядом искоса связано обдумывание следующего хода в диалоге);
- почесывание пальцем спинки носа (озабоченность, сомнение);
- манипуляции с очками (пауза требуется);
7. Жесты и позы, выражающие готовность к каким-либо действиям.
- корпус вперед, руки на бедрах (уверенность, готовность к активным действиям, готовность отстаивать свое мнение до конца);
- партнер сидит на кончике стула;
8. Жесты, выявляющие самооценку.
- грудь вперед;
- опущенные плечи;
- отвод руки за спину, охватывание одной рукой запястья другой;
9. Жесты, в которых проявляются некоторые черты характера и отношение к ситуации.
- здоровый человек стремится опереться или прислониться к чему-нибудь, если ситуация сложная, неприятная для него, он не может найти ответ, достойный выход;
- человек стоя опирается руками (он не уверен в том, насколько внимательно слушает его партнер, ощущает неполный контакт);
- манера держать руки (замкнутый обычно убирает руки, открытый человек держит ладони, руки в поле зрения партнера);
- замкнутый пиджак;
- скрещивание лодыжек (внутренняя тревожность, ожидание неприятностей);
10. Жесты, препятствующие общению.
- скрещенные руки на груди (усталость или замкнутость);
- скрещенные руки или ноги сидящего (некоммуникабельность или демонстративность);
- нога, закинутая на подлокотник кресла явное пренебрежение к окружающим.
Я вам раздала информацию о значении жестов, но человек усваивает информацию, ч/з лекцию всего 5%, аудиовизуальные средства 20% (люди любят слушать радио, телевизор). Использование наглядных пособий 30%. Обсуждение в группах 50%. Обучение практикой действия 70% (ролевые игры, задания). Выступление в роли обучающего 90% усвоения. Поэтому упражняясь, делая, играя, мы тренируемся и поэтому запоминаем.
- Упражнение в малых группах «Угадай жест»
Разбивка на 10 групп (по 2-3 человека). Каждая группа выбирает номер группы жестов из таблицы, и изображают, обыгрывая их. Другие группы должны угадать, пользуясь розданной информацией, какую группу жестов показывают.
Визуальный контакт выполнят важную регулятивную функцию:
- привлечение внимания к себе и предмету разговора( Если хотите привлечь внимание к себе, иногда указывайте на себя, начните не с той темы, о которой хотите рассказать, а о чём-то другом. Я с огромным интересом прочитала книгу (указываем на себя). В ней очень много интересных мыслей (указываем на себя)
- демонстрация расположения и отчуждения (открытые и закрытые жесты)
- выражение недоумения, иронии, осуждения,
- поддержание контакта,
- при ответе – внимательный доброжелательный взгляд позволяет поддержать ребёнка.
Блуждающий, бегающий, ускользающий, тяжёлый, злобный взгляд настораживает, пугает, отталкивает.
- Упражнение “Взгляд”.
Продемонстрируйте ваш взгляд на ребенка (разбивка на пары):
- с укоризной,
- с настойчивым запретом,
- с безмерным удивлением,
- с гневом,
- с ожиданием дальнейших действий,
- с радостью
- с презрением
- с жалостью
- с брезгливостью
- с надеждой
- с любовью
- с ненавистью
- с гордостью
- с обожанием
- с тревогой
Развитие мимической экспрессивности.
- Упражнение в прочтении мимики и управлении мимикой. “Как поживаете?”:
Мимически отреагировать на вопрос “Как поживаете?” следующим образом:
По кругу первый спрашивает у следующего, тот отвечает мимикой, первый должен ответить правильно ли он его понял. (“Спасибо, хорошо”; “неважно”; “не могу даже, и ответить”; “очень хорошо живу”; “мерзко”; “более хорошо, чем плохо”; “супер”; «да так себе»; «хотелось бы лучше»).
Обсуждается значение взгляда в технике общения. Дается рекомендация: во время выступления найдите тех, кто внимательно слушает и выказывает невербальную поддержку. Обращайтесь чаще взглядом к ним. Это позволит чувствовать себя увереннее и сосредоточиться.
Упражнение на контроль и коррекцию правильной позы, осанки, походки.
А теперь небольшая разминка.
- Упражнение «Рабочая поза педагога»
Ноги на расстоянии 12 – 15 см, одну ногу выдвинуть вперёд, упор на одну ногу сильнее, чем на другую. Плечи расправьте, снимите мышечное напряжение. Осанка прямая, нижняя часть живота подтянута. Шея держится вертикально, подбородок приподнят. В руке – раскрытая книга. Внимательно осмотрите себя (осанка, выражение лица, положение тела). В принятой вами позе сделайте шаг назад, вперёд, влево, вправо.
2 вопрос. Речевые средства общения.
Все участники снова садятся в общий круг.
Информация психолога: “С помощью знаков общаются не только люди, но и животные. У пчел очень сложная система танцев, у павианов известно 17, а у человекообразных обезьян около 30 звуковых знаков. Язык животных конкретный, он связан с непосредственными событиями и обстоятельствами. Петух не может рассказать курице о том, какое у него настроение и что было вчера. Человек может говорить о будущем и прошлом, передавать другому свои мысли, различные сообщения, воздействовать на поведение и деятельность других людей.”
- Упражнение «Испорченный телефон»
Испорченный телефон. 5 человек выходят за дверь, психолог выбирает любого из оставшихся педагогов и читает текст.
Задание: как можно точнее передать содержание текста следующему участнику. Задание для всех остальных: определить, на каких этапах и почему потерялась информация. Педагоги, вышедшие за дверь, по очереди заходят, выслушивают текст, передают его следующему.
Текст 1: «Звонил Иван Иванович. Он просил передать, что задерживается в РОНО, т.к. он договаривается о получении нового импортного оборудования для мастерских, которое впрочем, не лучше отечественного. Он должен вернуться к 17 часам, к началу педсовета, но, если он не успеет, то надо передать завучу, что он должен изменить расписание уроков старших классов на понедельник и вторник, вставить туда дополнительно 2 часа астрономии»
Психологический смысл упражнения: упражнение очень хорошо позволяет показать искажения информации в процессе коммуникации и органично перейти к разговору об эффективном общении. Кроме того, на примере данного упражнения можно показать эффект избирательности восприятия: в первую очередь искажаются и теряются блоки информации, эмоционально окрашенные же искажаются в желательном для участников направлении.
Обсуждение: а насколько заслуживает доверие информация, полученная «через третьи руки (типа «Он мне говорил, что она рассказала, что Петя обозвал тебя нехорошим словом»)?
Упражнение «Сила языка»
На переносной доске написать пары слов.
В парах сказать фразу начиная со слов «Я должен» по очереди, потом повторить их, изменив начало на «Я предпочитаю». То же самое с «Я не могу» на «Я не хочу», Мне надо» на «Я хочу», «Я боюсь что» на «Я хотел бы». Обсуждение: как изменились ощущения после изменения первых слов. Вывод: Слова «Я должен», «Я не могу», «Мне надо», «Я боюсь, что» отрицают нашу способность быть ответственным. Изменяя свой язык, мы делаем шаг к повышению ответственности за собственные мысли, чувства и действия.
Упражнения на осознание интонационных особенностей речи.
- Упражнение “Произнесите текст: “Зайку бросила хозяйка…”
- шепотом.
- с максимальной громкостью.
- волнообразно.
- как будто вы страшно замерзли.
- как будто у вас во рту горячая картошка.
- как маленькая девочка.
- как черепаха
- как маленький ребёнок
- как робот
- как пулемётная очередь
- как будто вы приказываете
- с испугом
- как будто вы влюблены
- не хватает зубов
- со злостью
- с равнодушием
Обсуждается значение голоса в общении, важность умения управлять своим голосом. Дается понятие “чарма” - мягкого, успокаивающего голоса, не включающего психологическую защиту; “императив” - жесткий, властный, подавляющий тон.
Упражнение «Невербальная поддержка»
Инструкция: Рассчитайтесь на 1,2 образуйте два круга лицом друг к другу. Внутренний круг остаётся неподвижным, а внешний по команде двигается на один шаг. Оказавшись друг напротив друга, выполняют задание ведущего:
- Положите руки на плечи, и посмотрите друг другу в глаза.
- Улыбнитесь
- Закрыть глаза и поздороваться руками
- Повернитесь спиной, обопритесь друг на друга
- Выразите поддержку с помощью рук
- Обнять
- Подмигните
- Закрыть глаза и попрощаться руками
3.Рефлексия.
- Что мне понравилось?
- Что мне не понравилось?
- Где я мог бы применить полученные знания?
- Что бы я посоветовал?
Литература: Семёнова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мимика и жесты
В последнее время родители с тревогой отмечают, что многие дети испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Общение – это процесс, который...
Мимика и жесты
Занятие в театральном куружке "Миммика и жесты"...
Консультация для родителей "Легко ли быть актером или нучить ребенка понимать язык мимики и жестов"
Для того чтобы эффективно общаться, нужно одинаково искусно владеть языком вербального и невербального общения. ...
Открытое занятие по развитию речи в старшей группе "Мимика и жесты"
Программное содержание: познакомить детей с различными эмоциональными состояниями (радость, грусть, испуг, безразличие и т.д. ), с тем, как по внешнему виду отличить, например, испуг...
Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Путешествие в страну мимики и жестов»
Цель: Формирование невербальных средств общения у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия с взрослыми и способствовать развитию и сплочению детско-родительских отношений....
Тренинговое занятие с педагогами «Выразительность мимики и жестов»
Формирование у педагогов потребности в использовании выразительной мимики и речи, артистизма в педагогической деятельности....
Мастер - класс «Упражнения на развитие мимики, пантомимики, жестов по театрализованной деятельности (с помощью актерского тренинга)»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад общеразвивающего вида № 7 «Радуга»__________________________________________________________________155040 Ивановская обл., г...