Кинезиологическая гимнастика. Упражнения для развития межполушарного взаимодействия
методическая разработка (старшая группа) на тему

Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развитие стоит во главе угла. Развивать нужно посредством доступной для их возраста деятельности – игры. Одна из важных задач современного дошкольного воспитания – создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. Познавательные процессы являются составной частью любой человеческой деятельности, которые обеспечивают ту или иную ее информацию.

Профессия воспитателя особенная. Она выделяется среди других своей многогранностью. Моя жизненная позиция: не бывает: не талантливых детей, талантлив каждый ребенок. И моя задача помочь раскрыть эти природные таланты, используя для этого различные технологии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mozg.docx968.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное учреждение детский сад №53

                          Проектная деятельность. (Ноябрь – январь)

Кинезиологическая гимнастика.

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия

Похожее изображение

        

        

                                                                             Воспитатель: Куликовская Вера Николаевна

Группа №8 «Медвежата»

Новосибирск 2018

Приложение № 1

Упражнения движения, пересекающие среднюю линию тела.

Данные упражнения помогают использовать оба полушария гармонично, что способствуют улучшению координации левой и правой половины тела, ориентации в пространстве, способствуют улучшению слуха и зрения, обеспечивают прилив жизненных сил. Они так же улучшают навыки орфографии, письма, аудиального восприятия, чтения и понимания.

1. Упражнение «Перекрестные шаги»

Встаньте прямо, голова находится по средней лини тела. Одновременно поднимите вашу правую руку и левую ногу, легонько касаясь локтем руки левого колена. Затем верните руку и ногу в исходную позицию и поднимите левую руку и правую ногу, дотрагиваясь локтем левой руки до противоположного колена. Повторяйте эти движения в течение примерно минуты, как будто вы ритмично идете. Голова остается на месте.

2. Упражнение «Ленивая восьмерка».

Нарисуйте большим пальцем вытянутой руки знак бесконечности на уровне глаз. Движение начинайте влево вверх, против часовой стрелки. Сделайте это 3 раза, затем сделайте то же самое другой рукой. Затем повторите всё упражнение правой и левой рукой ещё 3 раза. После этого соедините ладони «в замок» (при этом большие пальцы окажутся перекрещенными) и выполните упражнение ещё 3 раза.

3. Упражнение «Двойной рисунок».

Возьмите в каждую руку карандаш или ручку. Изобразите на листе бумаги что угодно, двигая обеими руками одновременно: навстречу друг другу; вверх-вниз, т. е. левой рукой вверх, правой рукой – вниз, и наоборот; разводя в разные стороны.

Упражнения, повышающие энергию тела.

Данные упражнения улучшает внимание, способность к самовыражению, спокойное думанье в процессе работы, восприятию информации.

1. Упражнение «Энергетическая зевота».

Изображая зевание, плотно закройте глаза и массируйте зоны, где соединяются челюсти (в районе нижних и верхних коренных зубов). Массаж сопровождается глубоким расслабляющим звуком зевания. Делайте в течении 1 -2 минут.

2. Упражнение «Кнопки мозга».

Положите правую руку на пупок, левую на нижнее основание ключицы по правую сторону от грудины. Массируйте левой рукой основание ключицы, держа другую руку на пупке. Повторите то же, переменив руки.

3. Упражнение «Кнопки Земли».

Прикоснитесь двумя пальцами правой руки к точкам под нижней губой, а левой – к верхнему краю лобовой кости. Вдохните «энергию» глубоко в центр тела. Держите руки на точках, делая глубокий вдох и выдох.

Упражнения, растягивающие мышцы тела.

Данные упражнения направлены на улучшение внимания, моторной координации для письменной работы, увеличение фокуса и концентрации без напряжения, улучшение дыхания и состояние спокойствия, улучшение способности выражать идеи, увеличение энергии в руках и пальцах.

1. Упражнение «Активизация рук».

Вытяните левую руку вверх над головой, чувствуя, как рука тянется от вашей грудной клетки. Правую руку положите на левую ниже локтя. Левая рука совершает последовательные движения в каждую из четырех сторон, относительно головы: вперед, назад, в сторону и по направлению к уху, а правая рука препятствует этому движению в течение восьми секунд, не давая левой руке двигаться. Теперь встаньте и позвольте левой руке свободно повиснуть вдоль тела. Можете теперь сравнить длину рук, вытянув их вперед перед собой. Если вы правильно делали упражнение, то ваша левая рука станет чуть длиннее правой за счет того, что расслабились мышцы. Повторите упражнение со второй рукой.

2. Упражнение «Сова».

Схватите и плотно сожмите мышцы правого плеча левой рукой. Поверните голову и посмотрите назад через плечо. Вдохните глубоко и разверните плечи. Посмотрите через левое плечо и распрямите плечи. Опустите подбородок на грудь и глубоко вдохните, расслабляя мышцы. Повторите то же самое, схватив левое плечо правой рукой.

3. Упражнение «Заземлитель».

Стоя свободно, разведите ноги в стороны. Правую ступню направьте вправо, а левую прямо вперед. Выдох, согните правое колено; вдох – выпрямите правое колено. Во время упражнения плотно прижимайте руки к пояснице, это усиливает работу мышц пояса. Сделайте упражнение трижды, а потом повторите его по отношению к левой ноге.

Упражнения, углубляющие позитивное отношение, поднимающие настроение.

Данные упражнения повышают способность к организованной деятельности, активизирует работу памяти, учебных навыков. Снимают стресс перед контрольными работами, спортивными соревнованиями, публичными выступлениями и помогает при чтении вслух.

1. Упражнение «Позитивные точки».

Прикоснитесь легко кончиками пальцев каждой руки к точкам, которые находятся над центром каждого глаза и на средней линии между бровями и линией роста волос. Используйте достаточно легкое давление, чтобы немного натянуть кожу. Держите примерно минуту до легкой пульсации под пальцами.

2. Упражнение «Шляпа мышления».

Большими и указательными пальцами обеих рук оттяните уши немного назад, расправляя их. Начните с верхнего края уха и, массируя их, спускайтесь постепенно вниз, до кончиков мочки уха. Повторяйте упражнение не менее трёх раз. 

3. Упражнение «Крюки».

Упражнение состоит из двух частей. Первая часть: крестите лодыжки. Вытяните вперёд руки, поверните ладони тыльной стороной друг к другу, и скрестите запястья, ладони при этом соединяются. Теперь переплетите пальцы обеих рук и притяните «замок» к грудине (при этом вы делаете движение, когда сплетённые кисти описывают полукруг через низ и переворачиваются костяшками пальцев вверх, когда приближаются к грудине). Оставайтесь в этом положении около минуты, дышите медленно и глубоко, глаза можно закрыть. Когда делаете вдох, касайтесь твёрдого нёба кончиком языка, и расслабляйте язык на выдохе.

Вторая часть: когда вы закончили первую часть упражнения и готовы приступить ко второй, расплетите «замок» и соедините их кончики пальцев снова перед грудиной. Продолжайте глубоко дышать и поднимать кончик языка к твёрдому нёбу при вдохе.

В работе с детьми рекомендуется системно применять упражнения «Гимнастики мозга» для тренинга определенных функций. Ее можно применять как пятиминутку между занятиями в детском саду или как физкультурные занятие все будет зависеть, какой конечный результат планируете получить.

Упражнения гимнастики мозга дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в обучении, и решить проблему неуспешности ребенка. Высшим достижением педагога, работающего по данной методике, было бы обучение этим упражнениям ребенка, чтобы он мог выполнять их самостоятельно дома. Но поскольку речь идет о детях дошкольного возраста, то необходимо научить родителей применять эту методику дома вместе с ребенком.

Приложение № 2

Психологическая диагностика начало года старшая группа 2018 – 2019у.г.

Приложение № 3

Упражнение «Сова».

Благодаря "уханью" снимаются челюстные зажимы, что делает речь связной. Это упражнение особенно полезно после продолжительного письма, работы с компьютером. Оно также стимулирует внутреннюю речь и творческое мышление.

Над землей летают тени.

 Раздается чье-то - «Ух».

Я скажу вам без сомнений,

 у совы хороший слух.

 Не шуршите в травах,

мыши, - когти острые у сов.

 Кто не спит,

 сидите тише вплоть до утренних часов.

Сова на дереве сидела,

И во все глаза глядела:

Может быть, упала шишка,

Или пробежала мышка.

Не мешало бы опять Мышку на обед поймать.

«Лучше ухать, чем охать,-

Сказала сова.

И подумала я:

«А сова то права…»

Упражнение «Тянем - потянем».

Что может быть приятнее, чем от души потянуться! Вот кошка припадает на передние лапы и прогибает спину. Птица на ветке вытягивает шею, мы просыпаемся утром и потягиваемся всем телом, готовясь к новому дню. Предлагаемые движения помогут детям и взрослым быстро настроиться на выполнение важной работы. Это упражнение лучше проводить как физ. минутку при организации непосредственно образовательной деятельности по развитию речи и чтению художественной литературы. способствуют концентрации внимания. Они помогают сделать речь более выразительной, более четко излагать свои мысли в разговоре.

Это кто уже проснулся?

 Кто так сладко потянулся?

 Потягушки - потягушечки,

 От носочков до макушечки!

Мы потянемся – потянемся,

Маленькими не останемся!

 Вот как,мы растем

Воткак ножками пойдем.        

Упражнение "Шапка-невидимка»

Возьмемся за уши, друзья!

Можно выполнять стоя и сидя.

Эти движения обостряют слух, помогают работе кратковременной памяти, повышают умственные и физические способности.

Упражнение полезно детям при организации непосредственно образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений, так как поможет быстро сконцентрировать внимание.

Упражнение помогает детям избежать ситуации "Знаю ответ, но никак не могу вспомнить". С его помощью дети активнее усваивают новую информацию, у них улучшается память.

Мне бы шапку-невидимку,

Крылья, типа самолёт.

Я бы в небо завихрился

И включил автопилот.

Я бы лёгкие расправил,

И вдохнул их во всю грудь.

 Руки широко расставил,

Устремившись в Млечный путь.

Чтоб никто меня не видел,

 Да и я б закрыл глаза

. Все бы звёзды я увидел,

Устремившись в небеса.

 Хорошо быть невидимкой,

Но в реале ждут друзья.

Быть хочу для них реальным.

Полетал! Привет Земля!

Упражнение «Зарядимся энергией».

Движения улучшают зрение, нормализуют дыхание. Это способствует повышению концентрации внимания, актуализирует кратковременную память, развивает математические навыки, логику.

Чтобы быть всегда здоровым,

Не ходить, дрожа, к суровым,

Или даже — к очень добрым,

Но серьезным докторам,

Чтоб носиться без оглядки,

Чтоб играть с друзьями в прятки,

Ежедневную зарядку

Нужно делать по утрам.

Упражнение «Вместе весело шагать...».

Перекрёстный шаг активизирует интеграцию левого и правого полушарий головного мозга. Можно проводить при организации непосредственно образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений.

Вместе весело шагать по просторам,

По просторам, по просторам

И, конечно, припевать лучше хором,

 Лучше хором, лучше хором.

Спой-ка с нами, перепёлка, перепёлочка,

Раз иголка, два иголка - будет ёлочка.

Раз дощечка, два дощечка - будет лесенка,

 Раз словечко, два словечко - будет песенка.

Упражнение «Качели».

Из-за дефицита физических нагрузок нашему телу в осеннее время года так не хватает бодрости, энергии, драйва. Поэтому утром все сложнее проснуться, а днем тяжело сосредоточиться на выполнении заданий. И тем более – суметь быстро решить задачу или найти дополнительное нестандартное решение.

Ах, качели!

 Ах, качели!

Подхватили, полетели,

 Оторвали от земли,

 Прямо в небо унесли!

 Перехватывает дух,

Сердце замирает,

Вверх - ух! Вниз - ух!

Всё в глазах мелькает!

Я лечу! Я лечу!

И кричу, и хохочу!

Посильнее раскачаюсь,

Прямо в небо улечу!

Упражнение "Фантазеры".

Упражнение возвращает детей в состояние творческого познания окружающей действительности. Оно повышает концентрацию внимания, сосредоточенность, улучшает восприятие новой информации и творческие способности.

Движения также подпитывают энергией для быстрого выполнения учебных заданий, принятия правильных решений. Они способствуют улучшению координации движений, снимают стресс статичной позы.

У котёнка много дел,

 Он с утра везде успел.

 Поиграл с бумажной «мышкой»,

 Разорвал, проказник, книжку.

 Разобрался с грозным псом,

 Чтоб не лаял перед сном.

Разузнал – готов ли ужин.

 Глаз хозяйский всюду нужен.

Упражнение «В открытом космосе».

Несколько минут (5-7) занятий дают высокую умственную энергию. Эти упражнения помогают удерживать вертикальную позу и не сутулиться, освобождают от напряжения. Активизирует ощущение баланса и чувства координации. Повышается зрительное внимание.

В космосе так здорово!

Звёзды и планеты

В чёрной невесомости

Медленно плывут!

В космосе так здорово!

 Острые ракеты

 На огромной скорости

Мчатся там и тут.

Приложение № 5

Консультация для воспитателей: Познавательное развитие дошкольников через использование упражнений «Гимнастика ума».

Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развитие стоит во главе угла. Развивать нужно посредством доступной для их возраста деятельности – игры. Одна из важных задач современного дошкольного воспитания – создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. Познавательные процессы являются составной частью любой человеческой деятельности, которые обеспечивают ту или иную ее информацию.

Профессия воспитателя особенная. Она выделяется среди других своей многогранностью. Моя жизненная позиция: не бывает: не талантливых детей, талантлив каждый ребенок. И моя задача помочь раскрыть эти природные таланты, используя для этого различные технологии.

Вступивший в силу в январе 2014 года Федеральный Стандарт Дошкольного образования (ФГОС ДО)ставит перед педагогами решение целого ряда задач.

Решая, задачи нельзя забывать о принципах дошкольного образования, указанных в Стандарте.

На каждом возрастном этапе перед педагогом стоит задача – создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями каждого ребенка.

Я работала с детьми дошкольниками, а это возраст почемучек, исследователей окружающего мира. Мне хотелось, чтобы познавательная активность не угасала.

Термин «познавательная активность» разные ученые понимают по-разному. Одни отождествляют активность с деятельностью, другие считают активность результатом деятельности, третьи утверждают, что активность – более широкое понятие, чем деятельность.

Г.И. Щукина определяет «познавательную активность» как качество личности, которое включает стремление ребенка к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания. Качеством личности «познавательная активность» становится, по ее мнению, при устойчивом проявлении стремления к познанию. Это структура личностного качества, где потребности и интересы обозначают содержательную характеристику, а воля представляет форму. Проблема формирования познавательной активности на личностном уровне преимущественно сводится к рассмотрению мотивации познавательной деятельности и к способам формирования познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста.


Я начала искать возможность поддерживать и стимулировать детей в этом направлении. Так, я обратила внимание, познакомилась и изучила методику «Гимнастика мозга» и применяю в своей работе

Эта методика была разработана американским ученым Полом Деннисоном в Америке в 70х годах. Впервые в России она появилась в 1988 году.

Методика основана на кинезеологических упражнениях, т.е. с помощью движений развиваем мозг.

Но на самом деле слово кинезеология было известно уже давно, еще Гепократ и Аристотель использовали кинезеологические упражнения для развития интеллекта и других сторон личности. Отечественные ученые такие как Александр Романович Лурия, Алексей Николаевич Леонтьев, Лев Семенович Выготский определили пользу кинезеологических упражнений.: влияют на развитие головного мозга и позволяют развивать межполушарное взаимодействие коры больших полушарий мозга ребёнка, способствуя тем самым процессу развития его личности.

Гимнастика мозга состоит из простых и доставляющих удовольствие движений и упражнений. Они эффективны для развития интеллектуальных процессов и повышения умственной работоспособности. Упражнения улучшают мыслительную деятельность, способствуют запоминанию, повышают внимания, помогают в развитии речевых функций, облегчают процессы чтения и письма; дают положительный эффект при занятиях музыкой, живописью и всеми видами танцев.

Благодаря тому, что упражнения «Гимнастики Мозга» снижают стресс, они также улучшают общее состояние здоровья и является одной из составляющих здоровье сберегающих технологий..

Все упражнения делятся на 4 группы.

1 группа – это движения, пересекающие среднюю линию тела, образованную его правой и левой половиной.

2 группа – это упражнения, растягивающие мышцы тела.

3 группа – упражнения, повышающие энергию тела.

4 группа – упражнения, которые способствуют углублению позитивного отношения.

Огромная польза и привлекательность ГМ состоит в её простоте и практичности. Человек может выполнять эти упражнения в любое время и в любом месте. Главная идея, этих упражнений – развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.

Сегодня этот метод успешно используется в детских садах, школах, спортивных секциях, в больницах, психологических консультациях.

Картинки по запросу Гимнастики мозга  доуC:\Users\ВЕРА\Desktop\Новая папка\755766a7-54a3-4995-aea7-d31f646ef903.jpgC:\Users\ВЕРА\Desktop\Новая папка\ddae84ba-c550-4026-8897-73e607c1ad53.jpgC:\Users\ВЕРА\Desktop\Новая папка\7b093d63-4eeb-4eaf-b00e-db7416b6c6fc.jpgC:\Users\ВЕРА\Desktop\Новая папка\bcfdbfad-d59a-4abd-92fd-2c067b382003.jpgC:\Users\ВЕРА\Desktop\Новая папка\4c36afcb-945d-4f94-a149-2c5b512f0ff0.jpgC:\Users\ВЕРА\Desktop\Новая папка\6f7f711a-fb52-488a-9d1f-37d735768b8e.jpgC:\Users\ВЕРА\Desktop\Новая папка\0c72cad1-4198-4a01-b6ed-3356ec0bba0e.jpgC:\Users\ВЕРА\Desktop\Новая папка\8ed9d874-ea03-41d3-bd25-fa9c77a00c99.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кинезиологическая гимнастика. Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.

Консультация будет интересна всем специалистам детских садов. Приведенные упражнения очень просты и практичны в применении. Зная, на что они направлены, можно прицельно использовать их для подготовки ...

Кинезиологические упражнения для развития межполушарного взаимодействия (мозолистого тела)

Кинезиологические упражнения для развития межполушарного взаимодействия (мозолистого тела) Упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улу...

КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Такую гимнастику можно проводить в любое свободное время,также,перед образовательной деятельностью и во время...

Практикум для родителей и воспитателей «Кинезиологические упражнения для развития межполушарного взаимодействия у детей»

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии. При несфо...

Кинезиологическая гимнастика. Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.

Каждое полушарие  головного мозга отвечает за определенные функции в нашем организме (психические, физические, умственные). Важна не только работа каждого полушария в отдельности, но и налаженное...

"Кинезиологические упражнения для развития межполушарного взаимодействия"

Значение кинезиологических упражнений для развития мыслительной деятельности ребенка,для повышения стрессоустойчивости...