Кружок "Азбука здоровья"
учебно-методический материал (старшая группа) на тему
Кружковая работа "Азбука здоровья"для детей старшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azbuka_zdorovya.odt | 39.01 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ЦЯГАДАЙКА»
на 2018-2019 учебный год
КРУЖКОВАЯ РАБОТА
по формированию навыков здорового образа жизни
у детей старшего дошкольного возраста
«Азбука здоровья»
:
Воспитатель
МБДОУ д/с «Цягадайка»
Елаева Е.Н.
Содержание
1. Пояснительная записка…………………………………………………………… 3
1.1 Актуальность…………………………………………………………………….. 4
1.2 Цели и задачи реализации программы…………………………………………. 4
1.3 Новизна идеи…………………………………………………………………….. 5
1.4 Практическая значимость………………………………………………………. 5
1.5 Принципы построения программы реализации……………………………….. 6
1.6 Сроки и этапы реализации программы………………………………………… 6
2. Содержание……………………………………………………………………….
2.1 Организация процесса реализации программы……………………………….. 6
2.2 Факторы успешности реализации программы………………………………… 8
2.3 Формы и методы партнёрской деятельности с детьми……………………….. 8
2.4 Календарно-тематическое планирование занятий кружка…………………… 10
2.5 Взаимодействие с инструктором по физической культуре и музыкальным
руководителём…………………………………………………………………… 15
2.6 Взаимодействие с родителями………………………………………………….. 16
3. Мониторинг здоровья детей……………………………………………………… 17
4. Материально-техническое обеспечение процесса реализации программы…… 17
4.1 Материалы для занятий…………………………………………………………. 18
5. Организация развивающей предметно-пространственной среды……………… 18
Список источников…………………………………………………………………… 19
1. Пояснительная записка
«Когда нет здоровья, молчит мудрость,
не может расцвести искусство,
не играют силы, бесполезно богатство
и бессилен ум».
Геродот.
В нашем селе, как и во всём мире, отмечается высокий уровень заболеваемости населения, особенно среди детей дошкольного возраста. Этому способствуют неблагоприятные экологические условия, ослабленные наследственные факторы. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10% от контингента детей, поступающих в школу.
По заключениям медицинских исследований дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья человека. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Исследованиями отечественных и зарубежных ученых давно установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Поэтому укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста - дело не только семьи, но и педагогов. Хорошее здоровье ребёнка определяет его работоспособность, возможность легко усваивать то, чему его учат, быть доброжелательным в общении со сверстниками, уметь управлять своим поведением.
Нет какой-то одной единственной технологии здоровья. Здоровье человека включает несколько взаимозависимых и взаимообусловленных аспектов: физический, интеллектуальный, эмоциональный, социальный и личностный. Под физическим аспектом здоровья понимается то, как функционирует наш организм, здоровье всех его систем. Под интеллектуальным — знание того, где можно получить важную информацию и как пользоваться уже полученной информацией. Эмоциональный аспект здоровья означает понимание своих чувств и умение выражать их. Социальный аспект здоровья подразумевает осознание себя в качестве личности и позитивное взаимодействие с окружающими. Личностный аспект здоровья означает то, как мы осознаём себя в качестве личности, как развивается наше «я», чего мы стремимся достичь, и что каждый понимает под словом «успех». В связи с этим особую актуальность приобретает поиск новых средств и методик немедикаментозной профилактики заболеваемости и формирования навыков здорового образа жизни.
1.1 Актуальность
При выборе направления кружковой работы и разработке данной программы мы исходили из понимания того, что в нашем детском саду присутствуют все факторы, создающие основу здорового образа жизни ребёнка. Здесь созданы определенные условия для охраны и укрепления их здоровья, физического и психического развития.
В тоже время, анализ нашей педагогической работы за предыдущий период показал, что для достижения весомых результатов снижения детской заболеваемости, особенно простудными заболеваниями, требуется выработка определённой комплексной системы профилактики и оздоровления детей, а не отдельные приёмы.
1.2 Цель программы: воспитание у дошкольников навыков ценностного отношения к своему здоровью, его сохранению и укреплению через использование современных здоровьесберегающих технологий.
Задачи программы заключаются:
- Создать в группе оздоровительный микроклимат.
- Способствовать снижению уровня заболеваемости воспитанников.
- Формировать у воспитанников привычку к здоровому образу жизни.
- Способствовать освоению детьми основных здоровьесберегающих понятий: «здоровье», «закаливание», «иммунитет».
- Уточнить представления у воспитанников о факторах, влияющих на улучшение и ухудшение здоровья человека.
- Способствовать повышению их интереса к двигательной активности.
- Укреплять физическое и психосоматическое здоровье воспитанников с учетом их индивидуальных особенностей.
- Способствовать обогащению практического опыта детей и родителей по использованию нетрадиционных методик укрепления здоровья.
- Мотивировать всех участников образовательного процесса на ежедневное использование современных здоровьесберегающих технологий.
- Развивать познавательную активность, интерес к экспериментированию, физические навыки (глазомер, равновесие, координацию движений, крупную и мелкую моторику, развитие дыхания).
- Развивать навыки связной речи, умение объяснять, пояснять, рассуждать; обогащать активный словарь воспитанников.
- Воспитывать у участников потребность быть здоровым, оказывать помощь в укреплении здоровья другим людям.
1.3 Новизна идеи состоит в следующем
- определены структура и содержание здоровьесберегающей работы в рамках одной возрастной группы, способствующие обеспечению эмоционального, психологического и физического здоровья воспитанников;
- в рамках программы планомерно реализуются инновационные здоровьесберегающие технологии в ходе образовательного процесса это: ароматерапия, оздоровительный тренинг по корейской методике «Су-Джок терапия», пескотерапия, технология воздействия цветом Н.М. Погосовой, комплекс упражнений по профилактике нарушений зрения В.Ф. Базарного, дыхательная гимнастика по методике А.Н. Стрельниковой, упражнение для снятия утомляемости глаз «Пальминг»;
- отобраны действенные формы оздоровительной работы с родителями по развитию партнёрских взаимоотношений с ребёнком в домашних условиях: изготовление массажных дорожек для закаливания, обтирание сухой варежкой в домашних условиях, полоскание полости рта, контрастное обливание ног, дыхательная и пальчиковая гимнастика, точечный массаж, оздоровительный тренинг «Су-Джок терапия».
При разработке программы «Азбука здоровья» учтены основные положения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в том числе:
- в ходе реализации мероприятий программы интегрированы образовательные области и виды детской деятельности, основополагающие в дошкольном детстве;
- программа «Азбука здоровья» предусматривает взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса и включает в себя средства речевого, музыкально-ритмического и физического развития.
1.4 Практическая значимость состоит в возможности использования материалов программы в любой группы детского сада с адаптацией возраста детей.
Данная программа также позволяет педагогу тщательно анализировать оздоровительную работу в группе, продумывать новые способы мотивации детей к занятиям, которые будут вызывать у дошкольников чувства радости и интерес к ведению здорового образа жизни и физической активности. При этом детские занятия и развлечения, которым посвящена работа кружка «Азбука здоровья», не способствуют проявлению у детей негативных эмоций и усталости. А знания, полученные на занятиях, откладываются в памяти ребенка надолго.
Программа кружковой работы по формированию навыков здорового образа жизни «Азбука здоровья» разработана в рамках Основной образовательной программы ДОУ с учётом задач Программы ДОУ «За здоровьем в детский сад» и помогает решать задачи здоровьесберегающего направления.
1.5 Принципы построения программы
- Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения.
- Принцип доступности обучения (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей).
- Принцип научности (подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками).
- Принцип активности (участие педагогов, специалистов и родителей в поиске эффективных методов оздоровления дошкольников).
- Принцип целенаправленности(подчинение комплекса медико-педагогических воздействий четко определенной цели).
- Принцип сознательности (осознанное понимание и отношение детей к своему здоровью).
- Принцип систематичности (реализация лечебно-оздоровительных, профилактических мероприятий постоянно, систематично, а не от случая к случаю).
1.6 Сроки и этапы реализации программы
1 год - старшая группа.
Реализуется в течение учебного года с сентября по май.
I этап - подготовительный:
1. Анализ здоровья воспитанников.
2. Обогащение предметно-развивающей среды группы.
3. Подбор материала, атрибутов, литературы, для реализации программы.
II этап - основной:
1.Создание предметно-пространственной развивающей среды для реализации цели программы.
2.Реализация тематического плана мероприятий программы
3.Выстраивание линии взаимодействия с родителями для реализации цели и задач данной программы.
III этап - результативный:
1. Оценка результатов работы, постановка новых целей и задач.
2.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1 Организация процесса реализации программы
Программа рассчитана на 2 года обучения детей старшего возраста (5-6лет). Продолжительность занятий по реализации программы кружковой работы – 1 учебный час длительностью не более 25-30 мин в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13 (всего в учебный год – 34 часа). Занятия по программе «Азбука здоровья» проводятся во вторую половину дня 1 раз в неделю (4-5 раз – в месяц).
Форма работы групповая, в группе – 12-16 человек.
Каждое занятие включает теоретическую и практическую часть, а так же предполагает различные формы взаимодействия взрослого с ребенком: беседа, вопросы и задания к детям, игровые тренинги, непосредственная образовательная деятельность, продуктивная деятельность, использование художественного слова, экспериментирование, использование ИКТ, итоговые праздники и развлечения соответствующие тематике.
Родители являются активными участниками процесса: совместно с детьми они могут проводить закаливающие процедуры в домашних условиях, оформить фотогазеты совместно с детьми, изготовить в домашних условиях нетрадиционное оборудование в физкультурный уголок.
Все это поможет сделать процесс обучения интересным и не принудительным.
Программа реализуется в три этапа.
1 этап-знакомство с нормативной документацией:
- Конвенция о правах ребенка.
- Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено).
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования". - СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
- Локальные акты дошкольного учреждения: Основная образовательная программа МБДОУ «Родничок», программа «За здоровьем в детский сад», Положение о кружковой работе, годовой план работы ДОУ, учебный план.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года №273.
- Федеральный закон РФ от 29.12.2010 г. № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
- Комментарии к ФГОС ДО от 28.02.2014 года № 08
Для реализации программы используются следующие инновационные здоровьесберегающие технологии:
- познавательные занятия с элементами экспериментирования;
- оздоровительный тренинг «Су-Джок терапия» в развлечениях, беседах с элементами аппликации и рисования;
- валеологические занятия с использование ароматерапии;
- пескотерапия (игры с песком);
- ритмическая мозаика со степами по методике А.И. Бурениной;
- комплекс упражненией по профилактике нарушений зрения.
- физкультурные развлечения, спортивные досуги, познавательно-исследовательская деятельность с использованием дыхательной гимнастики по методике А.Н. Стрельниковой.
2.2 Факторы успешности реализации программы
К факторам, предопределяющим возможность успеха реализации программы, способным помочь в осуществлении работы, относятся следующие:
- соблюдение рационального режима дня, обеспечивающего смену видов детской деятельности;
- соблюдение требований санитарно-эпидемиологического режима в группе, при организации всех режимных моментов;
- наличие заинтересованности родителей и педагогов в вопросах укрепления здоровья детей;
- наличие нестандартного оборудования в предметном пространстве группы;
- наличие уголка экспериментирования в группе;
- наличие фото, видеоматериалов, художественной и энциклопедической литературы по теме;
- тесное взаимодействие с педагогами ДОУ;
- партнёрское взаимодействие педагога, родителей и каждого ребёнка группы.
2.3 Формы и методы партнёрской деятельности с детьми
- занимательное дело на основе взаимосвязи различных видов детской деятельности;
- дыхательная гимнастика А.Н. Срельниковой;
- комплекс упражнений по профилактике нарушений зрения
- упражнение для снятия утомляемости глаз
- оздоровительный тренинг по корейской методике «СУ-ДЖОК-терапия» с элементами самомассажа;
- закаливание;
- ароматерапия (трава, эвкалипт) в сочетании с релаксакционными упражнениями;
- пескотерапия (игры с песком);
- использование подвижных игр и физкультминуток;
- дидактические игры (коллективные и индивидуальные);
- экскурсии;
- экспериментирование;
- спортивные развлечения, воспитательные мероприятия, досуги, викторины;
- чтение художественной литературы;
- беседы с детьми;
- конструирование;
- создание нетрадиционного оборудования совместно с детьми;
- выставки детских работ в детском саду (коллективные и индивидуальные).
Основы здорового образа жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях, следить за своим здоровьем, укреплять свой организм, заботиться и любить его.
Формирование здорового образа жизни неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторят слова: «не трогай», «отойди», «нельзя», «делаешь не правильно». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это, как правило, дает обратный результат. Именно поэтому основная задача кружка «Азбука здоровья», привить детям желание получать знания, мотивировать детей следить за своим здоровьем и поведением.
2.4 Календарно-тематическое планирование занятий кружка
Старшая группа
Месяц | № | Тема | Задачи: |
Сентябрь | 1. | Вводное занятие. «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу» | Расширять представления детей об особенностях функционирования и целостности человеческого организма, расширять представления о составляющих важных компонентах здорового образа жизни, раскрыть возможности здорового человека. |
2. | Познавательное занятие с элементами экспериментирования «Очистим воду» | Воспитывать интерес к исследовательской деятельности, развивать умение выделять и ставить проблему, которую необходимо решить, создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды. | |
3. | Оздоровительный тренинг «Су-Джок терапия» | Познакомить детей с самомассажем «Су-Джок терапия», дать знания детям, что на руке у человека находятся много массажных точек которые укрепляют наш организм. | |
4. | Цветовой игротренинг Н.М. Погосова. Погружение в сказку «Наполняемся волшебной силой» | Снятие психомоторного напряжения у детей, развитие эмоционально-волевой сферы, создавать радостную атмосферу в группе. | |
Октябрь | 1. | Беседа с элементами аппликации «Витамины я люблю-быть здоровым я хочу» | Научить детей заботиться о свое здоровье, показать зависимость здорового человека от правильного питания, расширять представление об особенностях функционирования и целостности человеческого организма. Развивать чувство композиции (учить красиво располагать фигуры на листе бумаги формата, соответствующего пропорциям изображаемых предметов). |
2. | Игра-путешествие «Где прячется здоровье» | Расширять представление о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон и солнце, воздух и вода—наши лучшие друзья). | |
3. | Беседа с просмотром видеоролика и элементами экспериментирования «Здоровье – главная ценность человеческой жизни» | Сформировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни, развивать свободное общение с взрослыми и детьми по поводу здоровья и здорового образа жизни. Совершенствовать умение определять способ получения необходимой информации в соответствии с условиями и целями деятельности. | |
4. | Физкультурное мероприятие с участием инструктора по физической культуре Виноградовой Л.Н. совместно с родителями и детьми «Здоровый образ жизни» | Привить потребность у родителей и детей в здоровом образе жизни, уважение к физическим упражнениям и занятиям спорт, обратить внимание на то, что порядок и чистота способствуют крепкому здоровью. | |
Ноябрь | 1. | Практическое занятие «Азбука правильного питания» | Формировать знания у детей о том, что хлеб-ценный продукт питания, без которого не могут обходится люди, о ценности и важности употребления хлеба с другими продуктами питания. |
2. | Беседа с элементами экспериментирования «Полезные витамины» | Познакомить детей с понятие «грипп» и «вирусное заболевание», дать знание о лечении и профилактики гриппа. Совершенствовать умение определять способ получения необходимой информации в соответствии с условиями и целями деятельности. | |
3. | Чтение художественной литературы: К.И.Чуковский «Мойдодыр» | Закреплять полученные детьми знания по гигиене и здоровому образу жизни. | |
4. | Игра-викторина «Как быть здоровым» | Формировать стремление к здоровому образу жизни, вызвать у детей радостное и бодрое настроение, воспитывать бережное отношение к своему здоровью. | |
Декабрь | 1. | Валеологическое занятие (с использованием методики ТРИЗ «Волшебный телевизор») «Наши уши» | Формировать представление о строение ушей и их значении в нашей жизни, воспитывать желание заботиться о свое здоровье. |
2. | Конкурс стихотворений «Чистота-залог здоровья» | Закрепить полученные детьми знаниям по гигиене и здоровому образу жизни, обращать внимание детей на особенности их организма. | |
3. | Развлечение «Проделки Королевы простуды» с элементами «Су-Джок терапии» (эластичными колечками) | Формировать представление о здоровье как одной из основных ценностей, вызвать у детей радостное и бодрое настроение, развивать умение высказывать свою точку зрения. | |
4. | Мероприятие с применением здоровьесберегающих технологий «Надо, надо, умываться» | Создать позитивное отношение к культурно-гигиеническим навыкам, дать знание о необходимости соблюдать личную гигиену. | |
Январь | 1. | Познавательно-исследовательская деятельность «Микробы» | Формирование в процессе исследовательской деятельности элементарных представлений о простейших микроорганизмах, о ценности здорового образа жизни. |
2. | Валеологический досуг с родителями «Давайте будем здоровы» | Формировать у детей и родителей потребность в здоровом образе жизни, показывать зависимость здоровья человека от правильного питания, обращать внимание детей на особенности их организма. | |
3. | Беседа с элементами ФИЗО с участием инструктора по физической культуре Виноградовой Л.Н «На зарядку становись» | Рассказать детям, как полезна утренняя зарядка и режим дня, показывать зависимость здоровья человека от утренней зарядки. | |
Февраль | 1. | Практическое занятие «Дорожка здоровья» | Развитие основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников. |
2. | Чтение художественной литературы: Г. Зайцев «Дружи с водой» | Познакомить с понятием «закаливание», как закаливающие процедуры укрепляют организм. | |
3. | Валеологическое занятие «Чтобы зубки не болели» | Формировать элементарные знания о здоровом, правильном питании, дать представление о том, что продукты бывают полезными и вредными для зубов, воспитывать желание заботиться о своем здоровье. | |
4. | Спортивный досуг «Путешествие в страну Витаминную» | Формирование основ здорового образа жизни, воспитывать дружеское взаимоотношение между детьми, создавать радостное и бодрое настроение у детей. | |
Март. | 1. | Беседа «Знакомство со своим телом» с элементами «Су-Джок терапии» (массажные мячики) | Учить детей понимать отдельные части своего тела: руки, ноги, голова, туловище. |
2. | Развлечение «Уроки Мойдодыра» с участием музыкального руководителя Волковой Н.А. | Уточнить знания детей о необходимости беречь свои уши, глаза и зубы, знать основные правила ухода за этими частями тела, воспитывать умение и желание беречь свой организм. | |
3. | Создание нетрадиционного оборудования в физкультурный уголок совместно с детьми «Массажная дорожка» (из деревянных колечек). | Прививать у детей интерес к созданию нетрадиционного оборудования, дать знания детям о необходимости использовании массажных дорожек для укрепления организма | |
4. | Спортивная игра с родителями «Как стать Геркулесом» | Учить детей понимать пользу спорта для здоровья человека, уточнить знания о том, почему спортсмены не болеют. Привлекать родителей к совместным спортивным играм, создавать бодрое, радостное настроение в процессе игры. | |
Апрель. | 1. | Аппликация «Овощи и фрукты» | Закрепить знание детей о пользе овощей и фруктах, о витаминах содержащихся в них. |
2. | Беседа с элементами пескотерапии | Развитие тактильно-кинетической чувствительности рук и мелкой моторики, совершенствование зрительно-пространственной ориентировки. | |
3. | Развлечение «Путешествие в страну здоровья» | Закрепить знание детей о том, что такое здоровье и как его нужно беречь, воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. | |
4. | Конструирование из бумаги «Бабочка» (для дыхательной гимнастики) | Развивать умение конструировать из бумаги. Показать дальнейшее использование их работы в действии с дыхательной гимнастики. | |
Май. | 1. | «Воздух-невидимка» с элементами экспериментирования | Дать детям представления о свойствах воздуха (прозрачный, невидимый, безвкусный, без запаха, издает звуки). |
2. | Рисование «Солнце, воздух и вода, наши лучшие друзья». | Закрепить знание детей о составляющих важных компонентах здорового образа жизни. Учить детей отражать это в рисунках. | |
3. | Валеологический досуг «Что такое улыбка» | Упражнять детей проявлять и различать радость, удовольствие, учить определять состояние человека по лицу и голосу. | |
4. | Итоговое мероприятие. «Мы здоровью скажем –ДА» с участием инструктора по физической культуре Виноградовой Л.Н. | Закреплять элементарные знания здорового образа жизни, прививать любовь и интерес к физическим упражнениям, воспитывать желание заботиться о своем здоровье. |
2.5 Взаимодействие с инструктором по физической культуре и музыкальным руководителем
Цель: систематизация физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольной организации с вовлечением в неё инструктора по физической культуре и музыкального руководителя для сохранения и укрепления здоровья воспитанников, приобщение детей к физической культуре и здоровому образу жизни.
Задачи
- обмен мнениями с коллегами об использовании здоровьесберегающих технологий в работе с детьми;
- способствовать повышению интереса детей к двигательной активности;
- общими усилиями укреплять физическое и психосоматическое здоровье воспитанников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностях.
Формы физкультурно-оздоровительной работы
- физкультурные занятия;
- утренняя гимнастика;
- подвижные игры;
- спортивные досуги и развлечения: эстафеты и конкурсы; тематические с элементами ТРИЗ;
- динамические паузы.
Физкультурно-оздоровительная работа с детьми осуществляется не только в процессе физкультурных и спортивных игр, упражнений, занятий, но и при организации всех видов детской деятельности и режимных моментов через физкультминутки, подвижные игры с элементами развития речи, утренней гимнастики, ритмической гимнастики, гимнастики после сна, музыкально-ритмические движения, пальчиковой и дыхательной гимнастики, прогулки, закаливающие процедуры.
Для повышения уровня двигательной активности детей в группе созданы физкультурный уголок, где дети занимаются как самостоятельно, так и совместно со взрослыми, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей подобрано спортивное оборудование; атрибуты для подвижных и спортивных игр; имеется нестандартное оборудование. Так мы изготавливаем нетрадиционное физкультурное оборудование своими руками: массажные дорожки из различного материала: деревянных колечек, губок, пуговиц, колпачков от фломастеров; флакончики для дыхания, игрушки-поддувалочки. Нестандартное оборудование–это всегда дополнительный стимул физкультурно-оздоровительной работы.
Музыка является одним из средств физического воспитания. Чаще всего используем музыку, в подвижных и хороводных играх, во время проведения эстафет, соревнований. Совместно с музыкальным руководителем проводим музыкально-спортивные праздники, развлечения, музыкально-познавательный досуг, а также ритмическую мозаику по методике А.И. Бурениной. Утренние гимнастики проводятся в форме ритмических гимнастик.
Музыкальное сопровождение, танцевальные упражнения, используемые в комплексах, способствуют улучшению психологического настроя на весь день. Дети и родители стараются не опаздывать на этот режимный момент.
2.6 Взаимодействие с родителями
Цель: Познакомить родителей с здоровьесберегающими технологиями в ДОУ.
Задачи
- показать применение здоровьесберегающих технологий в ходе работы с детьми;
- привлечение родителей к организации оздоровительной работы с детьми в домашних условиях;
- формировать у родителей осознанное отношению к своему здоровью и здоровью детей.
План работы с родителями
- Привлечение к организации занятий, участие в физкультурных досугах и валеологических занятиях.
- Оказание практической помощи в выполнении домашних оздоравливающих заданий.
- Оформление фотогазет совместной деятельности родителей и детей.
- Привлечение к совместному домашнему изготовлению фотоальбомов и познавательных тематических альбомов.
- Практические консультации по темам занимательного дела кружка
- Мастер-классы по изготовлению нетрадиционного оборудования для физкультурного уголка.
- Консультации, папки-передвижки для ознакомления здорового образа жизни.
- Привлечение к оформлению выставок.
- Совместное проведение оздоровительно-познавательных прогулок на природу.
Ожидаемые результаты
- Повышение компетентности родителей в вопросах формирования здорового образа жизни в семье.
- Рост заинтересованности родителей в сохранении и укреплении здоровья детей.
- Повышение интереса родителей воспитанников к участию в совместных мероприятиях.
3. Мониторинг здоровья детей
Мониторинг здоровья детей воспитанников- участников реализации программы организуется как на первоначальном этапе работы, так и на заключительном с целью выявления динамики здоровья воспитанников группы. Мониторинговые исследования проводятся в форме анализа медицинских данных здоровья воспитанников и анкетирования родителей, оформляется на конечном этапе реализации программы в виде сводной таблицы
4. Материально – техническое обеспечение
процесса реализации программы
Мультимедийное сопровождение:
№ п/п | Наименование | Количество |
1. | Ноутбук | 1 |
2. | Проектор | 1 |
3. | Экран | 1 |
4. | Аудиоколонки | 1 |
5. | Медиатека | 5дисков |
6. | Музыкальное оборудование (магнитофон). | 1 |
4.1 Материалы для занятий
-Подручный материал (деревянные колечки, губки, бутылочки пластмассовые, нитки, деревянные палочки).
-Дидактические игры и пособия соответствующие возрастным особенностям детей.
-Картотека подвижных игр, дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, пальчиковой гимнастики.
-Атрибуты физкультурного уголка (мешочки с крупой, массажные коврики, нестандартное оборудование сделанное своими руками, мячики-ежики, скакалки, обручи, мячи, кольцебросы, кегли, корзины для игр с бросанием и др.).
-Картинки и иллюстрации с изображением спортсменов, здорового образа жизни.
-Дорожные знаки и макеты.
-Эластичные колечки («Су-Джок»).
Оборудование
-Мольберты
-Ширма
-Салфетки бумажные, влажные и матерчатые.
-Подставка под кисти и инструменты.
-Диски ритмической гимнастики А.И. Бурениной.
5. Организация развивающей предметно-пространственной среды
Развивающая предметно-пространственная среда является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний и социального опыта. Так как именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребенка с взрослыми и детьми.
Согласно ФГОС в ДО должна быть создана такая развивающая предметно-пространственная среда, которая развивает, формирует здоровую всесторонне-развитую личность.
Развивающие элементы предметно-пространственной среды, необходимые для реализации программы:
- Центры здоровья и зоны двигательной активности (инвентарь и оборудование для физической активности детей, нестандартное физкультурное оборудование, пособия и атрибуты для занятий корригирующей гимнастикой и проведения закаливающих мероприятий; картотеки подвижных игр, дыхательной и пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, комплексов утренней гимнастики и гимнастики пробуждения).
- Уголки безопасности (макеты по пожарной безопасности, правила дорожного движения, плакаты, дидактические игры, набор дорожных знаков).
- Валеологический уголок (атлас строение человека, дидактические игры и пособия в соответствии с возрастом детей, картотека гимнастики для глаз).
- Постоянно действующая выставка (плакатов, эмблем, детских работ изобразительной деятельности по здоровому образу жизни, нетрадиционное оборудование совместно взрослого с детьми).
Список источников
- 1. Алямовская В.Г. «Как воспитать здорового ребенка». – М.: «Линка – Пресс». 1993. -112с.
- «Азбука здоровья» / К.Люцис.- М., «Русское энциклопедическое товарищество», 2004.
- М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. «Разговор о правильном питании».
- «Дети – наше будущее. Здоровые дети – здоровое будущее!» Пособие. – Курган. ИМЦ: 2006. – 55с.
- Журнал «Дошкольная педагогика» за 2004г.
- Зайцев Г. «Уроки Мойдодыра». – С-Пб.: «Детство-Пресс». 2003. -252с.
- »Здоровье и гармония личности ребенка». – Курган. ИМЦ: 2002. – 72с.
- Климович Ю.П. «Учимся правильно питаться».
- Карепова Т.Г. «Формирование здорового образа жизни у дошкольников»- Волгоград «Учитель», 2009г.
- Программа «Здоровячок». – Курган, ИМЦ: 2002. – 72с.
- Павлова М. А. «Здоровьесберегающая система ДОУ».
- М.А.Павлова, Лысогорская М.В. "Здоровье сберегающая система дошкольного образовательного учреждения" по организации работы по формированию навыков здорового образа жизни.
- Петерина С.В. «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста».-М.: «Просвещение», 1986г.
- Тарасова Т.А., Власова Л.С. Пособие «Я и мое здоровье» - Челябинск. 1997. – 69с.
- Фесюковой Т.А. "Учусь управлять собой" по использованию проблемных и ситуативно-игровых ситуаций по ЗОЖ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»
Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...
Конспект занятия "Здорово здоровым быть" (в рамках проекта "Здорово здоровым быть")
Здоровым быть важно, здоровым быть нужно. Но психологическое здоровье детей не менее важно, чем физическое. Данное занятие было проведено в рамках реализации проекта "Здорово здоровым быть"....
Проект по формированию здорового образа жизни в рамках недели здоровья «Здоровым быть здорово»
В последнее время остро стоит проблема здоровья. Появилась тенденция к ухудшению здоровья среди детей. Достичь необходимого уровня интеллектуально – познавательного развития может только здоровы...
Буклет«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья – здоровая – страна!»
Долг родителей укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем....
Сценарий спортивных состязаний «В здоровом теле – здоровый дух» В рамках мероприятий «Здоровые дети – в здоровой семье» в старшей и подготовительной к школе группах.
Цель: Содействовать охране и укреплению здоровья детейЗадачи:Образовательная область «Здоровье»Закреплять знания детей о пользе занятий физическими упражнениям.Воспиты...
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию предпосылок здорового образа жизни в рамках проекта: «Как здорово здоровым быть» по теме: «Здоровое питание – основа процветания» в старшей группе № 10 «Солнышко»
В ходе ООД предпологанется закрепить знания детей о продуктах питания и их назначении для человека, о понятиях «правильное» или «здоровое питание», формирование познавател...
«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья - здоровая нация!»
Цель: повысить результативность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье.Статья предназначена для расширения кругозора родителей и педагогов....