Кружок "Азбука здоровья"
учебно-методический материал (старшая группа) на тему
Кружковая работа "Азбука здоровья"для детей старшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azbuka_zdorovya.odt | 39.01 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ЦЯГАДАЙКА»
на 2018-2019 учебный год
КРУЖКОВАЯ РАБОТА
по формированию навыков здорового образа жизни
у детей старшего дошкольного возраста
«Азбука здоровья»
:
Воспитатель
МБДОУ д/с «Цягадайка»
Елаева Е.Н.
Содержание
1. Пояснительная записка…………………………………………………………… 3
1.1 Актуальность…………………………………………………………………….. 4
1.2 Цели и задачи реализации программы…………………………………………. 4
1.3 Новизна идеи…………………………………………………………………….. 5
1.4 Практическая значимость………………………………………………………. 5
1.5 Принципы построения программы реализации……………………………….. 6
1.6 Сроки и этапы реализации программы………………………………………… 6
2. Содержание……………………………………………………………………….
2.1 Организация процесса реализации программы……………………………….. 6
2.2 Факторы успешности реализации программы………………………………… 8
2.3 Формы и методы партнёрской деятельности с детьми……………………….. 8
2.4 Календарно-тематическое планирование занятий кружка…………………… 10
2.5 Взаимодействие с инструктором по физической культуре и музыкальным
руководителём…………………………………………………………………… 15
2.6 Взаимодействие с родителями………………………………………………….. 16
3. Мониторинг здоровья детей……………………………………………………… 17
4. Материально-техническое обеспечение процесса реализации программы…… 17
4.1 Материалы для занятий…………………………………………………………. 18
5. Организация развивающей предметно-пространственной среды……………… 18
Список источников…………………………………………………………………… 19
1. Пояснительная записка
«Когда нет здоровья, молчит мудрость,
не может расцвести искусство,
не играют силы, бесполезно богатство
и бессилен ум».
Геродот.
В нашем селе, как и во всём мире, отмечается высокий уровень заболеваемости населения, особенно среди детей дошкольного возраста. Этому способствуют неблагоприятные экологические условия, ослабленные наследственные факторы. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10% от контингента детей, поступающих в школу.
По заключениям медицинских исследований дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья человека. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Исследованиями отечественных и зарубежных ученых давно установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Поэтому укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста - дело не только семьи, но и педагогов. Хорошее здоровье ребёнка определяет его работоспособность, возможность легко усваивать то, чему его учат, быть доброжелательным в общении со сверстниками, уметь управлять своим поведением.
Нет какой-то одной единственной технологии здоровья. Здоровье человека включает несколько взаимозависимых и взаимообусловленных аспектов: физический, интеллектуальный, эмоциональный, социальный и личностный. Под физическим аспектом здоровья понимается то, как функционирует наш организм, здоровье всех его систем. Под интеллектуальным — знание того, где можно получить важную информацию и как пользоваться уже полученной информацией. Эмоциональный аспект здоровья означает понимание своих чувств и умение выражать их. Социальный аспект здоровья подразумевает осознание себя в качестве личности и позитивное взаимодействие с окружающими. Личностный аспект здоровья означает то, как мы осознаём себя в качестве личности, как развивается наше «я», чего мы стремимся достичь, и что каждый понимает под словом «успех». В связи с этим особую актуальность приобретает поиск новых средств и методик немедикаментозной профилактики заболеваемости и формирования навыков здорового образа жизни.
1.1 Актуальность
При выборе направления кружковой работы и разработке данной программы мы исходили из понимания того, что в нашем детском саду присутствуют все факторы, создающие основу здорового образа жизни ребёнка. Здесь созданы определенные условия для охраны и укрепления их здоровья, физического и психического развития.
В тоже время, анализ нашей педагогической работы за предыдущий период показал, что для достижения весомых результатов снижения детской заболеваемости, особенно простудными заболеваниями, требуется выработка определённой комплексной системы профилактики и оздоровления детей, а не отдельные приёмы.
1.2 Цель программы: воспитание у дошкольников навыков ценностного отношения к своему здоровью, его сохранению и укреплению через использование современных здоровьесберегающих технологий.
Задачи программы заключаются:
- Создать в группе оздоровительный микроклимат.
- Способствовать снижению уровня заболеваемости воспитанников.
- Формировать у воспитанников привычку к здоровому образу жизни.
- Способствовать освоению детьми основных здоровьесберегающих понятий: «здоровье», «закаливание», «иммунитет».
- Уточнить представления у воспитанников о факторах, влияющих на улучшение и ухудшение здоровья человека.
- Способствовать повышению их интереса к двигательной активности.
- Укреплять физическое и психосоматическое здоровье воспитанников с учетом их индивидуальных особенностей.
- Способствовать обогащению практического опыта детей и родителей по использованию нетрадиционных методик укрепления здоровья.
- Мотивировать всех участников образовательного процесса на ежедневное использование современных здоровьесберегающих технологий.
- Развивать познавательную активность, интерес к экспериментированию, физические навыки (глазомер, равновесие, координацию движений, крупную и мелкую моторику, развитие дыхания).
- Развивать навыки связной речи, умение объяснять, пояснять, рассуждать; обогащать активный словарь воспитанников.
- Воспитывать у участников потребность быть здоровым, оказывать помощь в укреплении здоровья другим людям.
1.3 Новизна идеи состоит в следующем
- определены структура и содержание здоровьесберегающей работы в рамках одной возрастной группы, способствующие обеспечению эмоционального, психологического и физического здоровья воспитанников;
- в рамках программы планомерно реализуются инновационные здоровьесберегающие технологии в ходе образовательного процесса это: ароматерапия, оздоровительный тренинг по корейской методике «Су-Джок терапия», пескотерапия, технология воздействия цветом Н.М. Погосовой, комплекс упражнений по профилактике нарушений зрения В.Ф. Базарного, дыхательная гимнастика по методике А.Н. Стрельниковой, упражнение для снятия утомляемости глаз «Пальминг»;
- отобраны действенные формы оздоровительной работы с родителями по развитию партнёрских взаимоотношений с ребёнком в домашних условиях: изготовление массажных дорожек для закаливания, обтирание сухой варежкой в домашних условиях, полоскание полости рта, контрастное обливание ног, дыхательная и пальчиковая гимнастика, точечный массаж, оздоровительный тренинг «Су-Джок терапия».
При разработке программы «Азбука здоровья» учтены основные положения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в том числе:
- в ходе реализации мероприятий программы интегрированы образовательные области и виды детской деятельности, основополагающие в дошкольном детстве;
- программа «Азбука здоровья» предусматривает взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса и включает в себя средства речевого, музыкально-ритмического и физического развития.
1.4 Практическая значимость состоит в возможности использования материалов программы в любой группы детского сада с адаптацией возраста детей.
Данная программа также позволяет педагогу тщательно анализировать оздоровительную работу в группе, продумывать новые способы мотивации детей к занятиям, которые будут вызывать у дошкольников чувства радости и интерес к ведению здорового образа жизни и физической активности. При этом детские занятия и развлечения, которым посвящена работа кружка «Азбука здоровья», не способствуют проявлению у детей негативных эмоций и усталости. А знания, полученные на занятиях, откладываются в памяти ребенка надолго.
Программа кружковой работы по формированию навыков здорового образа жизни «Азбука здоровья» разработана в рамках Основной образовательной программы ДОУ с учётом задач Программы ДОУ «За здоровьем в детский сад» и помогает решать задачи здоровьесберегающего направления.
1.5 Принципы построения программы
- Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения.
- Принцип доступности обучения (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей).
- Принцип научности (подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками).
- Принцип активности (участие педагогов, специалистов и родителей в поиске эффективных методов оздоровления дошкольников).
- Принцип целенаправленности(подчинение комплекса медико-педагогических воздействий четко определенной цели).
- Принцип сознательности (осознанное понимание и отношение детей к своему здоровью).
- Принцип систематичности (реализация лечебно-оздоровительных, профилактических мероприятий постоянно, систематично, а не от случая к случаю).
1.6 Сроки и этапы реализации программы
1 год - старшая группа.
Реализуется в течение учебного года с сентября по май.
I этап - подготовительный:
1. Анализ здоровья воспитанников.
2. Обогащение предметно-развивающей среды группы.
3. Подбор материала, атрибутов, литературы, для реализации программы.
II этап - основной:
1.Создание предметно-пространственной развивающей среды для реализации цели программы.
2.Реализация тематического плана мероприятий программы
3.Выстраивание линии взаимодействия с родителями для реализации цели и задач данной программы.
III этап - результативный:
1. Оценка результатов работы, постановка новых целей и задач.
2.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1 Организация процесса реализации программы
Программа рассчитана на 2 года обучения детей старшего возраста (5-6лет). Продолжительность занятий по реализации программы кружковой работы – 1 учебный час длительностью не более 25-30 мин в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13 (всего в учебный год – 34 часа). Занятия по программе «Азбука здоровья» проводятся во вторую половину дня 1 раз в неделю (4-5 раз – в месяц).
Форма работы групповая, в группе – 12-16 человек.
Каждое занятие включает теоретическую и практическую часть, а так же предполагает различные формы взаимодействия взрослого с ребенком: беседа, вопросы и задания к детям, игровые тренинги, непосредственная образовательная деятельность, продуктивная деятельность, использование художественного слова, экспериментирование, использование ИКТ, итоговые праздники и развлечения соответствующие тематике.
Родители являются активными участниками процесса: совместно с детьми они могут проводить закаливающие процедуры в домашних условиях, оформить фотогазеты совместно с детьми, изготовить в домашних условиях нетрадиционное оборудование в физкультурный уголок.
Все это поможет сделать процесс обучения интересным и не принудительным.
Программа реализуется в три этапа.
1 этап-знакомство с нормативной документацией:
- Конвенция о правах ребенка.
- Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено).
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования". - СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
- Локальные акты дошкольного учреждения: Основная образовательная программа МБДОУ «Родничок», программа «За здоровьем в детский сад», Положение о кружковой работе, годовой план работы ДОУ, учебный план.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года №273.
- Федеральный закон РФ от 29.12.2010 г. № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
- Комментарии к ФГОС ДО от 28.02.2014 года № 08
Для реализации программы используются следующие инновационные здоровьесберегающие технологии:
- познавательные занятия с элементами экспериментирования;
- оздоровительный тренинг «Су-Джок терапия» в развлечениях, беседах с элементами аппликации и рисования;
- валеологические занятия с использование ароматерапии;
- пескотерапия (игры с песком);
- ритмическая мозаика со степами по методике А.И. Бурениной;
- комплекс упражненией по профилактике нарушений зрения.
- физкультурные развлечения, спортивные досуги, познавательно-исследовательская деятельность с использованием дыхательной гимнастики по методике А.Н. Стрельниковой.
2.2 Факторы успешности реализации программы
К факторам, предопределяющим возможность успеха реализации программы, способным помочь в осуществлении работы, относятся следующие:
- соблюдение рационального режима дня, обеспечивающего смену видов детской деятельности;
- соблюдение требований санитарно-эпидемиологического режима в группе, при организации всех режимных моментов;
- наличие заинтересованности родителей и педагогов в вопросах укрепления здоровья детей;
- наличие нестандартного оборудования в предметном пространстве группы;
- наличие уголка экспериментирования в группе;
- наличие фото, видеоматериалов, художественной и энциклопедической литературы по теме;
- тесное взаимодействие с педагогами ДОУ;
- партнёрское взаимодействие педагога, родителей и каждого ребёнка группы.
2.3 Формы и методы партнёрской деятельности с детьми
- занимательное дело на основе взаимосвязи различных видов детской деятельности;
- дыхательная гимнастика А.Н. Срельниковой;
- комплекс упражнений по профилактике нарушений зрения
- упражнение для снятия утомляемости глаз
- оздоровительный тренинг по корейской методике «СУ-ДЖОК-терапия» с элементами самомассажа;
- закаливание;
- ароматерапия (трава, эвкалипт) в сочетании с релаксакционными упражнениями;
- пескотерапия (игры с песком);
- использование подвижных игр и физкультминуток;
- дидактические игры (коллективные и индивидуальные);
- экскурсии;
- экспериментирование;
- спортивные развлечения, воспитательные мероприятия, досуги, викторины;
- чтение художественной литературы;
- беседы с детьми;
- конструирование;
- создание нетрадиционного оборудования совместно с детьми;
- выставки детских работ в детском саду (коллективные и индивидуальные).
Основы здорового образа жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях, следить за своим здоровьем, укреплять свой организм, заботиться и любить его.
Формирование здорового образа жизни неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторят слова: «не трогай», «отойди», «нельзя», «делаешь не правильно». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это, как правило, дает обратный результат. Именно поэтому основная задача кружка «Азбука здоровья», привить детям желание получать знания, мотивировать детей следить за своим здоровьем и поведением.
2.4 Календарно-тематическое планирование занятий кружка
Старшая группа
Месяц | № | Тема | Задачи: |
Сентябрь | 1. | Вводное занятие. «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу» | Расширять представления детей об особенностях функционирования и целостности человеческого организма, расширять представления о составляющих важных компонентах здорового образа жизни, раскрыть возможности здорового человека. |
2. | Познавательное занятие с элементами экспериментирования «Очистим воду» | Воспитывать интерес к исследовательской деятельности, развивать умение выделять и ставить проблему, которую необходимо решить, создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды. | |
3. | Оздоровительный тренинг «Су-Джок терапия» | Познакомить детей с самомассажем «Су-Джок терапия», дать знания детям, что на руке у человека находятся много массажных точек которые укрепляют наш организм. | |
4. | Цветовой игротренинг Н.М. Погосова. Погружение в сказку «Наполняемся волшебной силой» | Снятие психомоторного напряжения у детей, развитие эмоционально-волевой сферы, создавать радостную атмосферу в группе. | |
Октябрь | 1. | Беседа с элементами аппликации «Витамины я люблю-быть здоровым я хочу» | Научить детей заботиться о свое здоровье, показать зависимость здорового человека от правильного питания, расширять представление об особенностях функционирования и целостности человеческого организма. Развивать чувство композиции (учить красиво располагать фигуры на листе бумаги формата, соответствующего пропорциям изображаемых предметов). |
2. | Игра-путешествие «Где прячется здоровье» | Расширять представление о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон и солнце, воздух и вода—наши лучшие друзья). | |
3. | Беседа с просмотром видеоролика и элементами экспериментирования «Здоровье – главная ценность человеческой жизни» | Сформировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни, развивать свободное общение с взрослыми и детьми по поводу здоровья и здорового образа жизни. Совершенствовать умение определять способ получения необходимой информации в соответствии с условиями и целями деятельности. | |
4. | Физкультурное мероприятие с участием инструктора по физической культуре Виноградовой Л.Н. совместно с родителями и детьми «Здоровый образ жизни» | Привить потребность у родителей и детей в здоровом образе жизни, уважение к физическим упражнениям и занятиям спорт, обратить внимание на то, что порядок и чистота способствуют крепкому здоровью. | |
Ноябрь | 1. | Практическое занятие «Азбука правильного питания» | Формировать знания у детей о том, что хлеб-ценный продукт питания, без которого не могут обходится люди, о ценности и важности употребления хлеба с другими продуктами питания. |
2. | Беседа с элементами экспериментирования «Полезные витамины» | Познакомить детей с понятие «грипп» и «вирусное заболевание», дать знание о лечении и профилактики гриппа. Совершенствовать умение определять способ получения необходимой информации в соответствии с условиями и целями деятельности. | |
3. | Чтение художественной литературы: К.И.Чуковский «Мойдодыр» | Закреплять полученные детьми знания по гигиене и здоровому образу жизни. | |
4. | Игра-викторина «Как быть здоровым» | Формировать стремление к здоровому образу жизни, вызвать у детей радостное и бодрое настроение, воспитывать бережное отношение к своему здоровью. | |
Декабрь | 1. | Валеологическое занятие (с использованием методики ТРИЗ «Волшебный телевизор») «Наши уши» | Формировать представление о строение ушей и их значении в нашей жизни, воспитывать желание заботиться о свое здоровье. |
2. | Конкурс стихотворений «Чистота-залог здоровья» | Закрепить полученные детьми знаниям по гигиене и здоровому образу жизни, обращать внимание детей на особенности их организма. | |
3. | Развлечение «Проделки Королевы простуды» с элементами «Су-Джок терапии» (эластичными колечками) | Формировать представление о здоровье как одной из основных ценностей, вызвать у детей радостное и бодрое настроение, развивать умение высказывать свою точку зрения. | |
4. | Мероприятие с применением здоровьесберегающих технологий «Надо, надо, умываться» | Создать позитивное отношение к культурно-гигиеническим навыкам, дать знание о необходимости соблюдать личную гигиену. | |
Январь | 1. | Познавательно-исследовательская деятельность «Микробы» | Формирование в процессе исследовательской деятельности элементарных представлений о простейших микроорганизмах, о ценности здорового образа жизни. |
2. | Валеологический досуг с родителями «Давайте будем здоровы» | Формировать у детей и родителей потребность в здоровом образе жизни, показывать зависимость здоровья человека от правильного питания, обращать внимание детей на особенности их организма. | |
3. | Беседа с элементами ФИЗО с участием инструктора по физической культуре Виноградовой Л.Н «На зарядку становись» | Рассказать детям, как полезна утренняя зарядка и режим дня, показывать зависимость здоровья человека от утренней зарядки. | |
Февраль | 1. | Практическое занятие «Дорожка здоровья» | Развитие основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников. |
2. | Чтение художественной литературы: Г. Зайцев «Дружи с водой» | Познакомить с понятием «закаливание», как закаливающие процедуры укрепляют организм. | |
3. | Валеологическое занятие «Чтобы зубки не болели» | Формировать элементарные знания о здоровом, правильном питании, дать представление о том, что продукты бывают полезными и вредными для зубов, воспитывать желание заботиться о своем здоровье. | |
4. | Спортивный досуг «Путешествие в страну Витаминную» | Формирование основ здорового образа жизни, воспитывать дружеское взаимоотношение между детьми, создавать радостное и бодрое настроение у детей. | |
Март. | 1. | Беседа «Знакомство со своим телом» с элементами «Су-Джок терапии» (массажные мячики) | Учить детей понимать отдельные части своего тела: руки, ноги, голова, туловище. |
2. | Развлечение «Уроки Мойдодыра» с участием музыкального руководителя Волковой Н.А. | Уточнить знания детей о необходимости беречь свои уши, глаза и зубы, знать основные правила ухода за этими частями тела, воспитывать умение и желание беречь свой организм. | |
3. | Создание нетрадиционного оборудования в физкультурный уголок совместно с детьми «Массажная дорожка» (из деревянных колечек). | Прививать у детей интерес к созданию нетрадиционного оборудования, дать знания детям о необходимости использовании массажных дорожек для укрепления организма | |
4. | Спортивная игра с родителями «Как стать Геркулесом» | Учить детей понимать пользу спорта для здоровья человека, уточнить знания о том, почему спортсмены не болеют. Привлекать родителей к совместным спортивным играм, создавать бодрое, радостное настроение в процессе игры. | |
Апрель. | 1. | Аппликация «Овощи и фрукты» | Закрепить знание детей о пользе овощей и фруктах, о витаминах содержащихся в них. |
2. | Беседа с элементами пескотерапии | Развитие тактильно-кинетической чувствительности рук и мелкой моторики, совершенствование зрительно-пространственной ориентировки. | |
3. | Развлечение «Путешествие в страну здоровья» | Закрепить знание детей о том, что такое здоровье и как его нужно беречь, воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. | |
4. | Конструирование из бумаги «Бабочка» (для дыхательной гимнастики) | Развивать умение конструировать из бумаги. Показать дальнейшее использование их работы в действии с дыхательной гимнастики. | |
Май. | 1. | «Воздух-невидимка» с элементами экспериментирования | Дать детям представления о свойствах воздуха (прозрачный, невидимый, безвкусный, без запаха, издает звуки). |
2. | Рисование «Солнце, воздух и вода, наши лучшие друзья». | Закрепить знание детей о составляющих важных компонентах здорового образа жизни. Учить детей отражать это в рисунках. | |
3. | Валеологический досуг «Что такое улыбка» | Упражнять детей проявлять и различать радость, удовольствие, учить определять состояние человека по лицу и голосу. | |
4. | Итоговое мероприятие. «Мы здоровью скажем –ДА» с участием инструктора по физической культуре Виноградовой Л.Н. | Закреплять элементарные знания здорового образа жизни, прививать любовь и интерес к физическим упражнениям, воспитывать желание заботиться о своем здоровье. |
2.5 Взаимодействие с инструктором по физической культуре и музыкальным руководителем
Цель: систематизация физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольной организации с вовлечением в неё инструктора по физической культуре и музыкального руководителя для сохранения и укрепления здоровья воспитанников, приобщение детей к физической культуре и здоровому образу жизни.
Задачи
- обмен мнениями с коллегами об использовании здоровьесберегающих технологий в работе с детьми;
- способствовать повышению интереса детей к двигательной активности;
- общими усилиями укреплять физическое и психосоматическое здоровье воспитанников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностях.
Формы физкультурно-оздоровительной работы
- физкультурные занятия;
- утренняя гимнастика;
- подвижные игры;
- спортивные досуги и развлечения: эстафеты и конкурсы; тематические с элементами ТРИЗ;
- динамические паузы.
Физкультурно-оздоровительная работа с детьми осуществляется не только в процессе физкультурных и спортивных игр, упражнений, занятий, но и при организации всех видов детской деятельности и режимных моментов через физкультминутки, подвижные игры с элементами развития речи, утренней гимнастики, ритмической гимнастики, гимнастики после сна, музыкально-ритмические движения, пальчиковой и дыхательной гимнастики, прогулки, закаливающие процедуры.
Для повышения уровня двигательной активности детей в группе созданы физкультурный уголок, где дети занимаются как самостоятельно, так и совместно со взрослыми, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей подобрано спортивное оборудование; атрибуты для подвижных и спортивных игр; имеется нестандартное оборудование. Так мы изготавливаем нетрадиционное физкультурное оборудование своими руками: массажные дорожки из различного материала: деревянных колечек, губок, пуговиц, колпачков от фломастеров; флакончики для дыхания, игрушки-поддувалочки. Нестандартное оборудование–это всегда дополнительный стимул физкультурно-оздоровительной работы.
Музыка является одним из средств физического воспитания. Чаще всего используем музыку, в подвижных и хороводных играх, во время проведения эстафет, соревнований. Совместно с музыкальным руководителем проводим музыкально-спортивные праздники, развлечения, музыкально-познавательный досуг, а также ритмическую мозаику по методике А.И. Бурениной. Утренние гимнастики проводятся в форме ритмических гимнастик.
Музыкальное сопровождение, танцевальные упражнения, используемые в комплексах, способствуют улучшению психологического настроя на весь день. Дети и родители стараются не опаздывать на этот режимный момент.
2.6 Взаимодействие с родителями
Цель: Познакомить родителей с здоровьесберегающими технологиями в ДОУ.
Задачи
- показать применение здоровьесберегающих технологий в ходе работы с детьми;
- привлечение родителей к организации оздоровительной работы с детьми в домашних условиях;
- формировать у родителей осознанное отношению к своему здоровью и здоровью детей.
План работы с родителями
- Привлечение к организации занятий, участие в физкультурных досугах и валеологических занятиях.
- Оказание практической помощи в выполнении домашних оздоравливающих заданий.
- Оформление фотогазет совместной деятельности родителей и детей.
- Привлечение к совместному домашнему изготовлению фотоальбомов и познавательных тематических альбомов.
- Практические консультации по темам занимательного дела кружка
- Мастер-классы по изготовлению нетрадиционного оборудования для физкультурного уголка.
- Консультации, папки-передвижки для ознакомления здорового образа жизни.
- Привлечение к оформлению выставок.
- Совместное проведение оздоровительно-познавательных прогулок на природу.
Ожидаемые результаты
- Повышение компетентности родителей в вопросах формирования здорового образа жизни в семье.
- Рост заинтересованности родителей в сохранении и укреплении здоровья детей.
- Повышение интереса родителей воспитанников к участию в совместных мероприятиях.
3. Мониторинг здоровья детей
Мониторинг здоровья детей воспитанников- участников реализации программы организуется как на первоначальном этапе работы, так и на заключительном с целью выявления динамики здоровья воспитанников группы. Мониторинговые исследования проводятся в форме анализа медицинских данных здоровья воспитанников и анкетирования родителей, оформляется на конечном этапе реализации программы в виде сводной таблицы
4. Материально – техническое обеспечение
процесса реализации программы
Мультимедийное сопровождение:
№ п/п | Наименование | Количество |
1. | Ноутбук | 1 |
2. | Проектор | 1 |
3. | Экран | 1 |
4. | Аудиоколонки | 1 |
5. | Медиатека | 5дисков |
6. | Музыкальное оборудование (магнитофон). | 1 |
4.1 Материалы для занятий
-Подручный материал (деревянные колечки, губки, бутылочки пластмассовые, нитки, деревянные палочки).
-Дидактические игры и пособия соответствующие возрастным особенностям детей.
-Картотека подвижных игр, дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, пальчиковой гимнастики.
-Атрибуты физкультурного уголка (мешочки с крупой, массажные коврики, нестандартное оборудование сделанное своими руками, мячики-ежики, скакалки, обручи, мячи, кольцебросы, кегли, корзины для игр с бросанием и др.).
-Картинки и иллюстрации с изображением спортсменов, здорового образа жизни.
-Дорожные знаки и макеты.
-Эластичные колечки («Су-Джок»).
Оборудование
-Мольберты
-Ширма
-Салфетки бумажные, влажные и матерчатые.
-Подставка под кисти и инструменты.
-Диски ритмической гимнастики А.И. Бурениной.
5. Организация развивающей предметно-пространственной среды
Развивающая предметно-пространственная среда является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний и социального опыта. Так как именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребенка с взрослыми и детьми.
Согласно ФГОС в ДО должна быть создана такая развивающая предметно-пространственная среда, которая развивает, формирует здоровую всесторонне-развитую личность.
Развивающие элементы предметно-пространственной среды, необходимые для реализации программы:
- Центры здоровья и зоны двигательной активности (инвентарь и оборудование для физической активности детей, нестандартное физкультурное оборудование, пособия и атрибуты для занятий корригирующей гимнастикой и проведения закаливающих мероприятий; картотеки подвижных игр, дыхательной и пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, комплексов утренней гимнастики и гимнастики пробуждения).
- Уголки безопасности (макеты по пожарной безопасности, правила дорожного движения, плакаты, дидактические игры, набор дорожных знаков).
- Валеологический уголок (атлас строение человека, дидактические игры и пособия в соответствии с возрастом детей, картотека гимнастики для глаз).
- Постоянно действующая выставка (плакатов, эмблем, детских работ изобразительной деятельности по здоровому образу жизни, нетрадиционное оборудование совместно взрослого с детьми).
Список источников
- 1. Алямовская В.Г. «Как воспитать здорового ребенка». – М.: «Линка – Пресс». 1993. -112с.
- «Азбука здоровья» / К.Люцис.- М., «Русское энциклопедическое товарищество», 2004.
- М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. «Разговор о правильном питании».
- «Дети – наше будущее. Здоровые дети – здоровое будущее!» Пособие. – Курган. ИМЦ: 2006. – 55с.
- Журнал «Дошкольная педагогика» за 2004г.
- Зайцев Г. «Уроки Мойдодыра». – С-Пб.: «Детство-Пресс». 2003. -252с.
- »Здоровье и гармония личности ребенка». – Курган. ИМЦ: 2002. – 72с.
- Климович Ю.П. «Учимся правильно питаться».
- Карепова Т.Г. «Формирование здорового образа жизни у дошкольников»- Волгоград «Учитель», 2009г.
- Программа «Здоровячок». – Курган, ИМЦ: 2002. – 72с.
- Павлова М. А. «Здоровьесберегающая система ДОУ».
- М.А.Павлова, Лысогорская М.В. "Здоровье сберегающая система дошкольного образовательного учреждения" по организации работы по формированию навыков здорового образа жизни.
- Петерина С.В. «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста».-М.: «Просвещение», 1986г.
- Тарасова Т.А., Власова Л.С. Пособие «Я и мое здоровье» - Челябинск. 1997. – 69с.
- Фесюковой Т.А. "Учусь управлять собой" по использованию проблемных и ситуативно-игровых ситуаций по ЗОЖ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»
Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...
Проект по формированию здорового образа жизни в рамках недели здоровья «Здоровым быть здорово»
В последнее время остро стоит проблема здоровья. Появилась тенденция к ухудшению здоровья среди детей. Достичь необходимого уровня интеллектуально – познавательного развития может только здоровы...
Буклет«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья – здоровая – страна!»
Долг родителей укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем....
Сценарий спортивных состязаний «В здоровом теле – здоровый дух» В рамках мероприятий «Здоровые дети – в здоровой семье» в старшей и подготовительной к школе группах.
Цель: Содействовать охране и укреплению здоровья детейЗадачи:Образовательная область «Здоровье»Закреплять знания детей о пользе занятий физическими упражнениям.Воспиты...
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию предпосылок здорового образа жизни в рамках проекта: «Как здорово здоровым быть» по теме: «Здоровое питание – основа процветания» в старшей группе № 10 «Солнышко»
В ходе ООД предпологанется закрепить знания детей о продуктах питания и их назначении для человека, о понятиях «правильное» или «здоровое питание», формирование познавател...
«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья - здоровая нация!»
Цель: повысить результативность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье.Статья предназначена для расширения кругозора родителей и педагогов....
Лучшая методическая разработка «Все вместе» по формированию ЗОЖ «Здоровая семья – здоровый ребенок» (реализация проекта: «Здоровая семья – здоровый ребенок»)
Цель:Повышение педагогической культуры родителей по вопросам здорового образа жизни.Задачи:1. Организовать совместное мероприятиедля повышения знаний родителей по вопросам здоровь...