консультация для родителей "Применение здоровьесберегающих технологий в повседневной жизни ребенка"
материал на тему

Светлана Геннадьевна Семенова

Консультация для родителей «Применение здоровьесберегающих технологий в повседневной жизни детей дошкольного возраста»

В последнее время вопрос о состоянии здоровья наших детей, к сожалению, встает особенно остро, как перед родителями, так и перед педагогами. Если обратиться на несколько десятилетий назад, то можно увидеть, что дети рождались более здоровыми, крепкими. Не было такого бесчисленного множества врожденных заболеваний, различных патологий, страшных диагнозов.

В современном мире нашим детям приходится расти и развиваться на фоне угрожающей экологической ситуации, постоянного стресса. Это не может не отражаться как на физическом, так и на психологическом здоровье ребенка.

Забота о здоровье ребенка стала занимать во всем мире приоритетные позиции, поэтому особое значение в системе образования приобретает проблема разработки и реализации современных технологий по охране и укреплению здоровья детей, формированию здорового образа жизни.

На сегодняшний день в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом в дошкольных учреждениях большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям, главным фактором которых является рациональная организация учебного процесса, соответствие методик и технологий обучения, способствующих развитию индивидуальных возможностей ребенка.

Целью здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку является обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Другими словами целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни.

В работе дошкольного учреждения активно внедряются такие здоровьесберегающие технологии как:

1. Медико-профилактическая технологии.

Медико-профилактическая деятельность обеспечивает сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами с использованием медицинских средств.

Задачи медико-профилактическая деятельности:

- организация мониторинга здоровья детей и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;

- организация и контроль питания детей, физического развития, закаливания;

- организация профилактических мероприятий, способствующих резистентности детского организма (например, иммунизация, щадящий режим в период адаптации и т.д.);

- организация контроля и помощи в обеспечении требований санитарно-эпидемиологических нормативов – Сан ПиНов;

- организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

2. Физкультурно-оздоровительная технология.

Физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка. Задачи этой деятельности:

- развитие физических качеств;

- контроль двигательной активности и становление физической культуры дошкольников;

- формирование правильной осанки, профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата;

- воспитание привычки повседневной физической активности;

- оздоровление средствами закаливания.

3. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка.

Задача данной деятельности – обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду, семье; обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника, т.к. эмоциональный настрой, психическое благополучие, бодрое настроение детей является важным для их здоровья. В данной системе взаимодействуют диагностическое, консультативное, коррекционно-развивающее, лечебно-профилактическое и социальное направления.

4. Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов.

5. Здоровьесберегающие образовательные технологии. Этот вид деятельности предполагает формирование у детей осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать его.

6. Технологии валеологического просвещения родителей.

Сберечь и приумножить здоровье ребенка признана семья, которая является базовой ступенью формирования культуры здоровья. Здоровьесберегающие технологии в семье реализуются на основе личностно-ориентированного подхода взрослых членов семьи.

Фундамент здоровья, физического и психического, закладываются именно в детстве. Достаточно ли прочным будет этот фундамент, зависит целиком от родителей, как они будут воспитывать детей, какие полезные привычки они приобретут. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, либо находит каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляется, либо не находит, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка.

Здоровьесберегающие технологии семьи — это создание социально-психологических условий в семье: отсутствие стресса, адекватность требований, единство в воспитании подрастающих детей со стороны взрослых членов семьи; рациональная организация режима дня в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями; создание благоприятного эмоционально-психологического климата; соответствие физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим; использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности членов семьи, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.

Можно выделить основные типы здоровьесберегающих технологий семьи: оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия); технологии обучения здоровью (включение бесед, рассказов о пользе здорового образа жизни и последствиях вредных привычек); здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания); воспитание культуры здоровья (беседы по развитию личности, участие в городских социокультурных мероприятиях, фестивалях, конкурсах, физкультурно-оздоровительных соревнованиях и т.д.).

Здоровьесберегающие технологии необходимо включать не только в образовательную работу, но и в домашнюю, что является важным условием для полноценного развития детей, их социальной адаптации, формирования как физической, так и психологической культуры.

 

«Организация физкультурно-игровой среды в домашних условиях»

Физическое развитие – это активные движения, это здоровый образ жизни, это совершенствование двигательных навыков и умений. Оно должно приносить мышечную радость и желание заниматься.

Задача нас взрослых и педагогов, и родителей – заинтересовать, увлечь, показать детям не только необходимость физических движений, упражнений, но и умение испытывать чувство удовольствия от их выполнения.

Одна из привычек здорового образа жизни – это выполнение по утрам зарядки. Не каждый взрослый может похвастаться этой привычкой. В саду у детей – есть прекрасная возможность приобрести эту привычку. Для этого нужно только, чтобы родители вовремя приводили малыша в детский сад – это раз, объясняли важность и необходимость зарядки – это два, и чтобы у ребенка была спортивная форма (в ней удобнее заниматься) – это три.

Спортивная форма – это любые шортики и футболка. Форма нужна ребенку и на физкультурные занятия, которые проводятся 2-3раза в неделю.

На физкультурных занятиях дети выполняют общеразвивающие упражнения для всех групп мышц, учатся правильно лазить по гимнастической лестнице, ходить по скамейке, соблюдая равновесие, правильно прыгать, бегать, правильно дышать при беге, проходят начальную школу мяча (учатся подбрасывать и ловить мяч, отбивать мяч от пола и многое другое), учатся правильно метать мяч в цель и на дальность и еще много всего интересного дети узнают на физкультурных занятиях. В конце занятия детей всегда ждут интересные игры.

Чтобы ребенок рос сильным, закалённым, здоровым – мечта каждого родителя. И этого можно добиться, нужно только всем вместе постараться.

Физкультурно-игровая среда

Для каждого возрастного периода дошкольного детства характерны свои проявления двигательной активности. Поэтому родителям следует позаботиться о разнообразии двигательной деятельности ребенка, а также продумать физкультурно-игровую среду в условиях семьи.

Самостоятельность, уверенность в себе, чувство удовлетворения являются хорошим стимулом для развития целенаправленной двигательной активности.

Дома удобно ежедневное использование спортивно-игровых комплексов, состоящих из металлических конструкций с различными приспособлениями (канатом, кольцами, качелями, матами).

Для того чтобы интерес к спортивному комплексу не угасал, занятия на нем могут носить сюжетно-игровой характер: поездка на парусном корабле, «Кругосветное путешествие», «Мы - спортсмены» и т. д.

Лучше создавать в детской комнате ребенка разные игровые зоны для организованных и самостоятельных игр детей с использованием различного спортивного инвентаря.

Игры с мячом

Игры с мячом развивают ручную умелость, ловкость, быстроту реакции, координацию движений.

Многие родители в недоумении: купили ребенку мяч, а он лежит без дела, ребенок катнул его два раза и больше не проявляет к нему интереса. Но интерес можно пробудить, если поиграть вместе с ребенком, выполняя несложные игровые задания: «Давай подбрасывать мячик и ловить, кто больше?», «Кто отобьет 10 раз от пола»,  «Давай подбрасывать мячик и называть названия фруктов, грибов и т.д.». Игр с мячом можно придумать много, они непременно заинтересуют ребенка, и мяч не будет скучать без дела среди игрушек.

 

 

 

 

 

«Организация предметно – развивающей    среды в условиях дома с целью охраны        здоровья и всестороннего развития личности».

 

      Предметно – развивающая среда должна обеспечивать ребёнку чувство психологической защищённости, способствовать формированию личности, развитию индивидуальных особенностей, овладению разными способами деятельности.

      Прежде всего, родители должны позаботиться о безопасности ребёнка в его комнате:

- должны быть исправны и надёжно закреплены фрамуги, форточки, портреты,

  картины, шкафы и полки

- колющие и режущие предметы должны храниться в недоступном для детей

  месте

- подставки для цветов должны быть устойчивыми

- нельзя хранить клей, лаки, лекарства на видном месте

- в процессе ручного труда нельзя использовать ножницы с острыми концами;

  занятия проводятся под наблюдением родителей

- телевизор в комнате ребёнка должен находиться на высоте 1 – 1,3м; ребёнок

  во время просмотра передач должен сидеть на расстоянии не ближе 2 – 3м и

  не дольше 5 – 5,5м от экрана

- рекомендуется просмотр телепередач для детей 5 – 7 лет не более 30 минут

  2 раза в день

- занятия с использованием компьютера для детей 5- 7 лет  - не более одного в

  течение дня и не чаще 3-х раз в неделю в дни наиболее высокой

  работоспособности: во вторник, в среду и в четверг. После занятия проводится

  гимнастика для глаз

- непрерывная продолжительность работы с компьютером для детей 5 – 7 лет

   не должна превышать 10 – 15 минут

- для детей, имеющих хроническую патологию, часто болеющих детей (более

  4 раз в год), после перенесённых заболеваний в течение 2 –х недель

  продолжительность занятий на компьютере должна быть сокращена до 7 – 10

  минут

- для снижения утомляемости детей в связи с использованием компьютера

  необходимо обеспечить гигиенически рациональную организацию рабочего

  места: соответствие мебели росту ребёнка, достаточный уровень

  освещённости. Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или

  чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см.

- важно создать для ребёнка физкультурно – оздоровительный уголок с

  использованием подручных средств – прикроватный массажный коврик для

  стоп, ребристая дорожка, различные гири, гантели, наполненные фасолью,

  гречкой; мягкие мячи и т.д

- хорошо, если есть возможность найти место для уголка уединения «Мой

  маленький домик»

- домашняя игротека должна состоять из развивающих игр, направленных на

  развитие воображения, памяти, речи, логики, внимания

- уголок конструирования (разные конструкторы, мозаики, строительные

  наборы, пазлы и т.п) – для развития мелкой моторики рук

- для стимулирования эстетических интересов ребёнка важно организовать

  уголок (полочка, шкафчик), где он мог бы хранить личные вещи, «предметы

  красоты» - открытки, календари, солдатики, картинки, игрушки, значки,

  марки, этикетки и др.); книжки и материалы для рисования. А на стенах в

  детской комнате повесить фотографии из жизни семьи, детские рисунки            

Важно к организации предметно – развивающей среды в детской комнате

Консультация для родителей "Организация игровой среды в домашних условиях"

Консультация для родителей "Организация игровой среды в домашних условиях"

Для всестороннего развития ребенка в домашних условиях организуются несколько предметно-развивающих «сред»: для речевого, математического, эстетического, физического развития или же одна, но многофункциональная среда. Принципы построения каждой из таких сред: дистанции, позиции при взаимодействии; активности, самостоятельности, творчества; стабильности-динамичности; комплексирования и гибкого зонирования; эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого; сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды; открытости-закрытости; учета половых и возрастных различий детей.

В ходе ее организации особое внимание следует обратить на расположение объектов в комнате. Ее пространство надо оформить таким образом, чтобы ребенок и другие дети могли свободно перемещаться, играть с игрушками, отдыхать. Это пространство активно используется для совместной деятельности ребенка и взрослых, для проведения специальных и комплексных занятий по разностороннему развитию.

                        

Математическая предметно-развивающая среда.

На ковре, на диване, в уголке конструктивных игр время от времени моделируются разнообразные ситуации для игр с образными игрушками. Ситуации сохраняются в течение нескольких дней в зависимости от педагогического замысла и от интереса ребенка к данной игре. Те же образные игрушки используются в играх с природным, бросовым, конструктивным материалом, в играх с предметами-орудиями. Например, в отобразительных играх с математическим содержанием выделяются следующие тематические сюжеты:

- «Кукла Маша ходит» (большие и маленькие шаги),

-  «Кот и мыши» (много и один),

-  «Одень куклу Полину» (количество одежды),

-  «Катаем машины по дорожке» (широкая и узкая дорожка),

-  «Катаем в машине зверей» (много, мало, ни одного),

-  «Курица и цыплята» (количество, величина),

-  «Идем с куклами в лес по ягоды» (пространственная ориентировка, временные представления).

Образные игрушки лучше подбирать разной величины и так, чтобы они отражали подлинные различия между животными, что позволяет формировать у детей представления об абсолютной и относительной величине.

Игрушки целесообразно располагать на удалении друг от друга, в разных местах комнаты. Например, в одном месте можно устроить кукольную квартиру, где будут сосредоточены все необходимые предметы для игр «Дочки-матери», «Семья», в другом – гараж для машин, в третьем – дом (уголок) для животных, в четвертом – все для строительства.

Количество игрушек для каждой игры должно быть не менее двух, чтобы можно было проводить сравнение на одноименном материале по величине, количеству, форме. Наличие определенного количества игрушек одного и того же наименования позволяет обучать и пространственной ориентировке (близко-далеко, рядом, около, между), формировать представления об относительности и транзитивности величины.

 В секторе для сюжетно-ролевых игр размещается кукольный уголок, который оформляется в виде мини-квартиры со всеми необходимыми для этого атрибутами. В нем сосредоточены различные предметы: посуда, одежда, мебель и т.п. Количество этих предметов ребенок и его друзья соотносят между собой в процессе игры в соответствии с ее содержанием. Например, тарелки, ложки, куклы методом приложения подбираются друг к другу для выполнения основной игровой цели: накормить кукол обедом. Для одевания куклы на прогулку дети должны из множества одежды (четыре варежки, две пары сапог, два пальто, три шарфика, две шапочки) выбрать столько, сколько нужно для одной куклы.

В ходе специальных игр-занятий по формированию математических представлений для работы со счетным материалом целесообразно использовать прямоугольные доски из пластика, фанеры и т.п. форматом листа А2. Такой лист-подкладка легко переносится на столы, может располагаться на полу, на коленях у ребенка и удобен для выполнения заданий, связанных со счетом, пространственной ориентировкой на листе бумаги. На стенах можно развесить панно из ковролина, цветной клеенки и др.современного материала, к которому достаточно легко прикрепляются цифры, различные картинки (счетный материал), геометрические фигуры и т.п. Весь этот материал выполнен на липкой основе.

Дидактический материал для математического развития хранится в игровой комнате в специальных шкафах. Это различные дидактические игрушки: матрешки, чашечки-вкладыши, пирамидки, мозаика и т.п. По мере ознакомления детей с этим материалом он предлагается им для самостоятельных игр. В процессе занятий и совместных игр используется следующий дидактический материал: счетные полоски, мелкий счетный материал (грибки, елочки, кубики, шарики, овощи, фрукты, белочки, птички и т.п.; наборы цифр от 1 до 10; наборы полосок, разных по длине, лент и полосок, разных по ширине; объемные и плоскостные модели домов и елок различной величины; картинки с изображением времен года, частей суток; карточки с изображением разного количества предметов, наборы геометрических фигур; муляжи овощей и фруктов натурального размера из пластмассы или папье-маше, разновеликие плетеные и пластмассовые корзинки; обручи двух размеров разного цвета; мячи разных размеров и цветов, различные по тяжести; гирлянды и бусы разной величины и цвета (например, одной формы, одинакового размера, но разного цвета или двух форм, разного размера и одного цвета и т.п.); коробки-вкладыши разных размеров, бочки-вкладыши, коробки и ящики с отверстиями и соответствующими вкладышами геометрических форм; игрушки со съемными деталями, прищепки и основа для них (контур елки, круг-солнце, основа для туловища бабочки, корзинка и др.). На разных этапах обучения дети играют в следующие игры: «Цветные шары», «Цветные кубики», «Цвет и форма», «Шарики и воротики», «Чудесный мешочек», «Бабочки и цветы», «Листья и божьи коровки», «Домино», «Раз, два, три – сосчитай», «Помоги Оле», «Матрешки», «Где чей домик?», «Почтовый ящик», «На что похоже эта фигура?», «Времена года», «Изо дня в день», «Блоки Дьенеше», «Палочки Кюинзенера» и др.

В комнате может быть выделен уголок для автодидактического материала М.Монтессори:«Розовая башня», «Коричневая лестница», «Красные штанги», «Блоки с цилиндрами-вкладышами», «Цветные цилиндры», «Геометрический комод», «Конструктивные треугольники, «Геометрические тела», «Тяжелые таблички», «Металлические (пластмассовые вкладыши)». Эти материалы конструктивную среду по мере того, как они осваиваются ребенком в совместной деятельности со взрослыми, «презентуются», по определению М.Монтессори, детям.

В центре конструирования выставляются строительные материалы, конструкторы «Лего», тематические конструкторы и наборы, с помощью которых у ребенка формируются геометрические, количественные, пространственные и величинные представления.

 

Речевая предметно-развивающая среда.

Опыт подсказывает, что для таких занятий необходимо свободное место, достаточное для смены положения ребенка: занятий сидя на полу или на ковре, движений в различных направлениях в ходе сюжетных подвижных игр, занятий за столами и т.п. Основное пространство в игровой комнате занимает мягкое покрытие, на котором размещаются мягкая мебель и мягкие модули, из которых конструируются игровые уголки для создания соответствующей игровой и коммуникативной ситуации, в процессе которых происходит развитие связной и образной речи. С этими же целями содержание кукольного уголка соответствует ситуациям различных сюжетно-дидактических игр, которые организует взрослый. Так, взрослый развертывает сюжетно-ролевую игру - на этом же материале проводится обучение сюжетно-дидактической игре. Сюжетно-дидактическая игра предлагается после того, как ребенок освоит сюжетно-ролевую, а игровые действия станут для него понятными и доступными. Оборудование для сюжетно-дидактических игр может храниться в доступных для ребенка местах: на специальных стеллажах, в ящиках, коробках с характернымисимволическими изображениями или в прозрачных саше на стенах комнаты. Это могут быть игры «Магазин игрушек», «Овощной магазин», «Веселый зоосад», «Аптека», «Почта», «Магазин школьных принадлежностей», «День рождения куклы» и др.

Кроме того, при работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста рекомендуется обращать большее внимание на дидактические материалы и пособия, связанные с развитием лексической стороны речи, формированием словаря и слоговой структуры речи.

Для этого используются комплекты:

- игрушек (дидактические, образные, наборы игрушек),

- предметных картинок и открыток по основным лексическим темам («Грибы», «Лекарственные растения» «Друзья детей», «Кто это?», «Домашние птицы», «Дикие животные», «Зверюшки-музыканты», «Звери наших лесов», «Зима на носу», «В мире животных», «Животные Севера», «Птицы вокруг нас», «Птичьи следы» и др.),

- различного типа лото («Домашние животные и птицы», «Дикие животные», «Ботаническое лото», «Зоологическое лото», «Веселое лото», «Лото на 4-х языках», «Звуковое лото» и др.),

 - альбом О.С. Соловьёвой (“Говори правильно”), картины для упражнения детей в правильном звукопроизношении и т.д.

При этом взрослый должен освоить приемы, связанные с их обыгрыванием. Например, можно воспользоваться методикой Э.Ф. Замбицявичене, которая опирается на использование принципов смысловой группировки воспринимаемого материала. Она включает 4 группы заданий:

-обучение дифференциации существенных признаков предметов и явлений от несущественных, а также увеличение запаса знаний.

Ребенок должен выбрать правильный ответ из предложенных, чтобы закончить фразу:

- «У сапога всегда есть …» (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица);

- «В теплых краях обитает …» (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень);

- «В году …» (24, 3, 12, 4, 7 месяцев) и др.

-формирование операций обобщения и отвлечения, способности выделить существенные признаки предметов и явлений.

Требуется объединить в одну группу и назвать для нее обобщающее слово, исключив лишнее понятие:

- тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка;

- река, озеро, море, мост, болото;

- кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата и др.

-развитие способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями.

Ребенок должен по аналогии с образцом подобрать пару к предложенному слову. Например:

- огурец – овощ, георгин - … (сорняк, роса, садик, цветок, земля);

- учитель – ученик, врач - … (кочки, больные, палата, больной, термометр);

- огород – морковь, сад - … (забор, яблоня, колодец, скамейка, цветы) и др.

-формирование умения обобщать.

-Требуется назвать обобщающее слово к каждой паре понятий. Например,

- метла, лопата - …;

- окунь, карась - …;

- лето, зима - … и др.

 Выполняя такие задания, ребенок может выкладывать карточки с ответами, выстраивая, таким образом, дорогу через лес, горы, моря, поля и т.д., что в дальнейшем можно будет обыграть с помощью мелких сюжетных игрушек и машинок. При этом можно использовать игры, направленные на формирование грамматических и синтаксических умений и навыков детей. Например, сюда могут входить такие известные дидактические игры, как «Кто где живет?», «Чьи следы?», «Кому что надо?», «Страны света», «Кем я буду?», «У кого какая профессия?», «Домики сказки», «Сказки-загадки» и др.

В комнате также организуются уголки для театрализованных игр. В них отводится место для режиссерских игр с пальчиковым театром, театра на рукавичках, театра шариков и кубиков, настольного театра, стендового театра, костюмов для игр-драматизаций. Для театрализованных игр подбираются различные куклы-бибабо, режиссерские куклы, плоскостные изображения кукол, деревьев, речки и т.п. Для разыгрывания сказки или игровой ситуации на плоскости используется ковролинограф или фланелеграф. Такого рода игры влияют не только на формирование грамматического и лексического строя речи, но и на воспитание звуковой культуры речи, развития ее мелодико-интонационной стороны.

В дополнение к ним необходимо предусмотреть как при работе с детьми младшего, так и старшего дошкольного возраста дидактические игры и пособия, направленные наформирование умений составлять:

-Рассказ с опорой на серию картин (2 - 3),

-Рассказ по серии сюжетных картин (4),

-Рассказ по сюжетной картине.

Для этого нужно завести уголок Книги, в котором будут храниться не только детские книги и хрестоматии произведений детской литературы, но и серии картинок для пересказов и составления рассказов.

При работе с детьми старшего дошкольного возраста особое внимание обращается, кроме того, на наличие пособий и демонстрационных материалов по подготовке детей к обучению грамоте. Это могут быть:

  • Классная подвижная азбука.
  • Азбука в картинках.
    • Дидактическая игра «Буква за буквой»,                   
  • Дидактическая игра «33 богатыря»,
  • Дидактическая игра «Умный телефон»,
  • Таблицы по обучению грамоте с рисунками. Комплект наглядных пособий “Обучение грамоте” (автор Н.В. Дурова).
    • Звуковые линейки (№ 1, 2).
  • Дидактический материал “Ступеньки грамоты” (авторы Н.В. Дурова, Л.Н. Невская).
  •  
    • Наглядно-дидактическое пособие для детского сада “Звучащее слово” (автор Г.А. Тумакова) и др.В последнее время стало популярным использование с этими целями дидактических материалов М. Монтессори, Н. Зайцева (кубики по обучению русскому и английскому языку), Г.Л. Выгодской («Град Златоустия»), компьютерных программ по развитию речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста («Видимая речь», «Мир за твоим окном» и др.) и др.

Эстетическая предметно-развивающая среда.

В комнате необходим рояль или пианино, технические средства (музыкальный центр, аудио- и видеотека), музыкально-дидактические игры, произведения художественного искусства (альбомы с картинами, статуэтки и др.), мольберты, принадлежности для рисования, лепки и аппликации в расширенном ассортименте.

При работе с детьми младшего дошкольного возраста «нетрадиционность» применяемых техник касается, в основном, средств изображения (восковыми мелками, углем, кусочками поролона и т.д.), реже – способов (печатание, рваная техника изображения и т.д.). Это связано с недостаточно совершенными зрительно-двигательными, графо-моторными и изобразительными умениями и навыками воспитанников. Приведем примеры:

Живопись пальцевая. Изображения создаются без помощи специальных инструментов (кисточки, стеки и т.д.), одними пальцами. Для этого обмакивают каждый пальчик руки ребенка в свой цвет (в жидкую гуашь или смоченную водой акварель) и рисуют на бумаге, проводя различные линии, или делая точки, мазки с помощью отпечатков кончиков пальцев, фаланг, ладоней. Данный прием активно используется в артпедагогике и арттерапии, так как позволяет снять у детей страх перед совершением ошибки и неудачей. Обычно интегрированные занятия подобного рода проводятся сразу двумя педагогами: воспитателем и педагогом-психологом. Возможен и другой способ пальцевой живописи. При этом пластилиновые колбаски накладывают на карандашный рисунок и, если необходимо, размазывают пластилин по поверхности. Можно сделать коллаж из пластилина, если добавить в изображение бусины, камешки и прочий мелкий материал. «Пластилиновое рисование» используется тогда, когда необходимо отвлечь детей от грустных мыслей, депрессии.

Оно отвлекает внимание детей на процесс «действования», моделирования новой, более конструктивной картины мира. С другой стороны, оно дает возможность в социально приемлемой форме «выплеснуть» агрессивные эмоции, сплющивая и размазывая пластилин по картону. Первый способ является более простым для детей, поэтому применяется в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, второй – со старшими дошкольниками.

 Печатание– техника изображения с помощью печатей. В раннем возрасте на занятиях по ознакомлению с окружающим и декоративно-прикладному рисованию предлагается печатание листьями. Настоящий лист дерева, растения намазывают краской и отпечатывают на бумаге. Так создаются декоративные композиции. На занятиях по формированию элементарных математических представлений дети печатают геометрические фигуры с помощью форм из деревянного конструктора, надетых на карандаш. В.А. Козлова рекомендует использовать данный прием не только на занятиях, но и на прогулке детей, печатая изображения квадратов и ромбов, прямоугольников и других геометрических фигур прямо на асфальте («основание печати» при этом натирается мелом).

Отпечатывание – нетрадиционная техника изображения с помощью отпечатков. В отличие от техники печатания, она не дает возможности создавать стереотипные изображения, штампы. В младшем дошкольном возраста детям показывают разные способы отпечатывания. Для этого на любую поверхность наносят цветовое пятно, затем накладывают чистый лист бумаги. Получается отпечаток. Подрисовывая детали, ребенок придает ему определенный образ. Можно использовать отпечатки тюля, мешковины, на кусках бумаги, даже газетной с наложенными на ней трафаретами.

Интересными являются изображения, созданные с помощью окрашенной нити. Для этого шерстяную или любую толстую нить намазывают краской или тушью, кладут между сложенными пополам листами, прижимают и вытягивают нитку за кончик. Лист раскрывают и дорисовывают к отпечаткам какие-либо элементы, создавая сказочные образы. Данная техника очень часто используется на комбинированных занятиях по рисованию и развитию речи. Она позволяет решать задачи развития образной и связной речи, совершенствуя умения и навыки творческого рассказывания.

В старшем дошкольном возрасте арсенал применяемых нетрадиционных техник изображения расширяется. Интересно, что при этом значительное место занимают игровые и эвристические методы и приемы работы с детьми. Приведем примеры.

Рисование кусочками поролона. Во время рисования можно сначала смочить поролоном с водой лист бумаги – тогда изображения получаться таинственными, расплывчатыми, с мягкими очертаниями.

 В акварели перед началом «живописи по сырому» бума­гу равномерно смачивают водой. Когда вода впитается в бумагу и немного просохнет (через 2—3 минуты), тогда начинают писать. Мазки краски, ложась на влажную поверхность, расплываются, сливаются друг с другом, создают плавные переходы. Так можно добиться мягкости в передаче очертаний предметов, воздушно­сти и пространственности изображения.

Рисование мылом. Для этого с помощью кусочка мыла дети наносят контурное изображение (как во время рисования простым карандашом). Затем сверху широкой кисточкой или губкой, кусочком поролона наносят краску (краски). Воспитатель при этом должен следить, чтобы ребенок не прижимал сильно кисточку к изображению, иначе след от мыла исчезнет.

Можно создавать рисунки, выложив пену из мыльных пузырей на бумагу, и аккуратно окрашивая отдельные пузыри с помощью кисточки в разные цвета. Когда пузыри лопнут, то дети обнаружат на бумаге невероятные, сказочные изображения, которые можно дорисовать фломастерами, когда они высохнут.

Рисование щеткой. Рисование осуществляется через постукивание щеткой или пробкой по намазанному краской листу. Можно сочетать с техникой набрызга. Для этого на бумагу кладут трафареты, смачивают в краске зубную щетку и, проводя ее по карандашу, направляют цветные брызги на бумагу.

Рисование свечой. Тупым концом свечи на рисунок наносятся линии и штрихи. Капли с горящей свечи становятся пятнами и точками. При этом получается «Волшебный рисунок», которого сначала не видно, но стоит нанести на него тушь, чернила или краску, как он проступает на цветном фоне.

Такие картины всегда являются уникальными, авторскими и выступают одним из самых сильных стимулов к формированию мотивации достижения у детей дошкольного возраста. Их можно использовать для создания звуковых картинок и книжек. Они способствуют развитию творческих способностей дошкольников. Кроме того, они создают условия для перехода от игровой деятельности к моделирующим, экспериментальным видам деятельности, весьма важным для детей старшего дошкольного возраста.

Иногда деятельность детей может быть даже … воображаемой. Поясним это на примере такого приема, как «словесное рисование». Словесное рисование – один из приемов творческой работы детей по следам услышанного или прочитанного произведения.

 Его цель – приблизить к ребенку образы произведения, включить детское воображение, сконструировать возникшие представления.

Обсуждая воображаемую картину после прочтения произведения, взрослый обращает внимание детей на 3 вопроса:

1. что будет нарисовано? (содержание).

2. как мы расположим объекты на картине, что на переднем плане, что вдали, что слева, справа, что будет изображено в центре? Какие позы выберем для людей? и т.п. (композиция).

3. какие краски используем для картины? (цветовое решение).

Благодаря таким приемам у детей развивается творческое мышление и воображение. Однако нужно не забывать хвалить их. С этой цель на одной из стен комнаты вешают панно, на котором располагаются работы ребенка, выполненные по сюжетам сказок, выполненные вместе со взрослыми, которые периодически меняются.

 

Физическая предметно-развивающая среда.

Ранний возраст.

Создание благоприятных условий для физического воспитания детей только в рамках дошкольного учреждения не является достаточно эффективной мерой. Ведь часть времени дети проводят в семье и на родителей тоже ложится ответственность за организацию физкультурно – оздоровительной работы с ними.

Основными компонентами предметно – развивающей среды, обеспечивающей физическое воспитание детей дома являются мячи, санки, велосипеды и т.д.

Однако возможности этой предметной среды используются ограниченно. Большинство родителей не могут успешно организовать двигательную деятельность своих детей с учетом их возраста и индивидуальных особенностей.

Физическое воспитание в домашних условиях следует организовать так, чтобы и взрослые и дети чувствовали себя естественно и раскованно.

Особенностями двигательного поведения детей раннего возраста являются овладение ходьбой и развитие координации движений. Кроме того ребенок активно осваивает бег, причем многие дети бегают гораздо успешнее, чем ходят. Эта особенность двигательного поведения определяется тем, что частота движений, как и скорость обменных процессов, у ребенка выше, чем у взрослых и более старших дошкольников; процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, поэтому малышу легче двигаться, чем стоять на одном месте.

В этом возрасте дети также начинают осваивать лазанье. Интерес к этому двигательному навыку проявляется в стремлении ребенка перелезать через какие-либо предметы: диванные подушки и кресла, скамейки, в попытках залезать в кукольную кроватку или в ящик для хранения игрушек.

Основным мотивом для выполнения детьми физических упражнений является совместная подвижная игра с взрослым.

Двигательная активность детей 1-3 лет во многом определяется созданной в семье предметно – развивающей средой. Необходимо выделить в квартире место, застелить его ковровым покрытием, на котором ребенок сможет самостоятельно бегать, прыгать и ползать, а так же играть в такие игры, как «Прокати шарик в ворота», «Сбей кегли», «Пройди - не задень», «Достань погремушку» и т.д.

«ПРОКАТИ ШАР В ВОРОТА»

Материал. Пластмассовый шар (диаметром 6-8 см), воротики или шесть кубиков высотой 10 – 15 см; пластина из набора крупного строительного материала.

Ход игры. В центре ковра строятся воротики, на расстоянии 1-1,5м от них кладется шар. Ребенок с родителем садятся около шара и прокатывают его в воротики.

Варианты игры.

1. Воротики ставятся у одного края ковра, ребенок с родителем располагаются у другого края ковра. По очереди они стараются закатить мяч в воротики, не сбив их.

2. В воротики ставится кегля. Задача игроков – сбить ее. 

«ПРОВЕЗИ – НЕ ЗАДЕНЬ»

Материал. Игрушка – каталка.

Ход игры. На ковре сооружается несколько преград; стульчики, диванная подушка, кубики, кегли и т.д. Сначала родитель, а затем ребенок прокатывают игрушку с одного края ковра в другой, преодолев преграды и не сбив их.

Вариант игры. На полу в произвольной форме выложить шнур и предложить ребенку пройти по нему, провозя игрушку справа или слева от себя. 

«СОБИРАЕМ ШАРИКИ»

Материал. Разноцветные шары различного диаметра и текстуры, корзина или короб.

Ход игры. Взрослый высыпает из корзины шары на пол и предлагает ребенку собрать их вместе.

Варианты игры.

1. Перед рассыпанными шариками поставить несколько преград: стульчики, диванные подушки и т.д. участники игры должны преодолеть преграду во время сбора шаров.

2. Собрать только красные (синие, зеленые, пластмассовые, большие, маленькие и т.д.) шары.

3.Одновременно принести только один (два, много) шаров.

 Младший дошкольный возраст.

Младший дошкольный возраст (3-5лет) – период формирования двигательных умений и навыков детей на основе подражания действиям взрослых и сверстников.

Особенностями двигательного поведения детей этого возраста является совершенствование навыков ходьбы, бега и лазанья, а также освоение таких форм движения как выполнение движений с предметами и упражнений на тренажерах.

Ведущая роль в этот период отводится в этот период овладению различными формами прыжков, метания (бросание и ловля мяча или разнообразных легких предметов); освоению упражнений с сохранением равновесия.

Особенно интенсивно в этом возрасте формируются навыки метания. Однако, бросая предмет в цель, ребенок не фиксирует направленность и дальность броска. Чаще всего он просто выпускает его из руки. Еще очень неуверенно младший дошкольник ловит мячи и другие предметы. Постепенно у детей 3-5 лет возникает интерес к правильности выполнения движений, их соответствия заданному образцу, а также к новым сочетаниям ранее освоенных движений.

Основным мотивом для выполнения детьми физических упражнений остается совместная подвижная игра с взрослым и другими детьми и желание закрепить новые умения и навыки. На пятом году жизни соревновательный момент и ориентир на личный выигрыш становится значительным побудительным мотивом к успешному овладению новыми движениями.

В условиях семейного воспитания детям младшего дошкольного возраста необходимо создать определенную развивающую среду: предоставить в свободный доступ велосипед, санки, качели, мяч, мяч – прыгунок, лыжи.

Дома необходимо оборудовать место для самостоятельной двигательной активности детей, освободив участок комнаты и застелив его ковровым покрытием.

Но если без тренажеров можно обойтись, то есть одна игрушка, без которой жизнь ребенка была бы тусклой и бедной. Эта игрушка – мяч. Именно мяч является ключевым предметом способствующем развитию у детей координации движений, ловкости, быстроты реакции, тренировки их в меткости, умении действовать по сигналу. Поэтому необходимо помочь родителям освоить простые ежедневные забавы с мячом, способные приносить пользу и доставлять истинную радость ребенку.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Тема: «Здоровьесберегающие технологии в повседневной жизни детей дошкольного возраста»

Интенсивное развитие современного общества в последнее время предъявляет все более высокие требования к человеку и его здоровью. Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого чело...

Консультация для родителей «Здоровьесберегающие технологии в повседневной жизни детей дошкольного возраста»

laquo;Здоровьесберегающие технологии в повседневной жизни детей дошкольного возраста»«Здоровье- это та вершина, которую каждый должен покорить сам»В. ШененбергИнтенсивное развитие с...

Консультация для родителей «Здоровьесберегающие технологии в повседневной жизни детей дошкольного возраста»

laquo;Здоровьесберегающие технологии в повседневной жизни детей дошкольного возраста»«Здоровье- это та вершина, которую каждый должен покорить сам»...

Консультация для родителей «Здоровьесберегающие технологии в повседневной жизни детей дошкольного возраста»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Здоровьесберегающие технологии вповседневной жизни детей дошкольного возраста»...

Консультация на тему : " Здоровьесберегающие технологии в повседневной жизни детей "

Консультация для родителей                      Тема:   Здоровьесберегающие  тех...