Работа с неблагополучными семьями
консультация на тему
Работа психолога с неблагополучными семьями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_neblagopoluchnymi_semyami_doklad_2017g.docx | 45.55 КБ |
seminar_pedagog_i_rebenok_01.2018g.docx | 30.97 КБ |
gotovnostrebenka_k_shkole_22.09.2017g.docx | 22.99 КБ |
trening_komandoobrazovaniya_11._2017g.docx | 36.02 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ - ДЕТСКИЙ САД № 35
г. БАЛАКОВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
413855, Саратовская область, г. Балаково, ул.Набережная 50 лет ВЛКСМ д.12 тел.8(8453)62-71-80
Работа педагога-психолога с семьями СОП
Выступление на муниципальном факультативе педагогов-психологов ДОУ
Педагог-психолог
Абдурашитова Л.И.
26.09.2017 г
Работа педагога-психолога с семьями СОП
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В.А.Сухомлинский.
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Положение о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании» и др. Так, в законе «Об образовании» в ст. 18 записано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».
Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Уходит в прошлое официально осуществляемая многие годы в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное. В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.
Цель работы с семьями заключается в формировании в общественном сознании понимания недопустимости жестокого обращения с детьми, ценности ответственного родительства и устойчивых моделей воспитания детей без применения насилия. Сокращение случаев проявления жестокости и насилия к детям, улучшение оказания своевременной помощи детям, пострадавшим от насилия или жестокого обращения, реабилитация ребёнка в обществе, их моральной поддержки.
Совместная работа воспитателей и родителей в формировании личности ребенка с первых лет его жизни имеет не только педагогическое, но и глубоко общественное, социально-педагогическое значение.
Неповторимая эмоциональная атмосфера семейных отношений, постоянство и длительность общений и взрослых в самых разных жизненных ситуациях, как и естественно возникающая трудовая деятельность – все это должно оказывать сильнейшее воздействие на впечатлительного, склонного к подражанию дошкольника.
При изучении работ, относящихся к последнему вопросу, методический интерес представляет статья Галановой Л.А. “Работа детского сада с неблагополучными семьями”. В статье отмечается отрицательный опыт общения родителей и детей в неблагополучных семьях, не выполняющих свою воспитательную функцию.
Автор раскрывает причины неблагополучия:
1. Злоупотребление алкоголем, где чаще всего формируются личности с отклонениями в нравственном и психическом развитии, представляющие опасность для общества.
2. Конфликтные ситуации (открытые и скрытые).
3. Ориентация на материальное обеспечение ребенка, отсутствие заботы о его воспитании и духовном развитии.
4. Начало периода распада неблагополучной семьи с переходом в неполный вид.
Учет структуры семьи необходим при планировании работы с родителями. Переход полной семьи в неполную сопровождается “бурями”, “драмами”, накладывающими отпечаток на душевное, психическое состояние детей, и требуют эти дети и родители особого подхода со стороны педагогов. Создание новой семьи значительно отвлекает родителей от воспитания детей.
В семьях из 3-х поколений так же бывают конфликтные ситуации из-за противоположных взглядов на воспитание. В работе с такими семьями учитываем, что старшее поколение – дедушки и бабушки – в силу занятости родителей нередко становятся основными воспитателями. Позиция ребенка в семейном воспитании: он – кумир!
Сосредоточение родительской любви на единственном ребенке невольно ведет к прогнозированию типа личности.
Чтобы оказать помощь родителям из неблагополучных и неполных семей конкретную помощь в воспитании детей, педагогу следует хорошо знать психологические особенности родителей, своевременно выявить недостатки, трудности в воспитании детей, которые возникают в этих семьях. Составленная своевременно психолого-педагогическая характеристика семьи, систематическое целенаправленное наблюдение семьи позволит педагогу четко определить имеющиеся недостатки в характере родителей, проследить наметившиеся изменения в их поведении, изменить стиль общения родителей с ребенком. Проведение индивидуальных бесед и консультаций помогут педагогам исправить типичные ошибки родителей в воспитании. Учет особенностей общения родителей с детьми в неблагополучных и неполных семьях дает возможность педагогу направить родительские интересы на более глубокое изучение собственных воспитательных действий.
Дети из неблагополучных семей эгоцентричны, страдают “взрывом” эмоций, грубые, долго не поддаются уговорам, не терпят порицаний, реагируют на них, не соблюдая такта. В их общении со сверстниками наблюдается непостоянство, неумение начатое дело довести до конца. Для того, чтобы воспитатели знали особенности общения детей со сверстниками, крайне необходимо знать особенности каждого ребенка в группе, иметь психолого – педагогическую характеристику на каждого из них. Особенно это необходимо там, где произошла замена воспитателя в течение учебного года.
Признаки социального неблагополучия в семье по внешнему виду ребенка и по его поведению:
- утомленный сонный вид ребенка;
- санитарно-гигиеническая запущенность;
- склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания;
- неумеренный аппетит;
- задержка роста, отставание ребенка в развитии (речевом, моторном и т.п.);
- чрезмерная потребность в ласке;
- боязливость ребенка;
- проявление тревоги в форме тиков;
- сосание пальца, раскачивание;
- боязнь детей идти домой;
- жестокое обращение детей с животными;
- стремление скрыть причину травм.
- проявление агрессии и импульсивности, которые сменяются апатией и подавленным состоянием;
- проблемы во взаимоотношениях со сверстниками;
- трудности в обучении.
Распределение функциональных обязанностей
между специалистами и педагогами в работе
Должность, служба | Функции | Примечание |
Заведующий ДОУ | Информационная - разъяснение родителям и педагогам юридического аспекта проблемы нарушения прав ребёнка | Знакомство всех родителей и педагогов с Конвенцией о правах ребёнка. |
Зам. зав по ВОР, педагог-психолог | Координирующая | Получает запросы от педагогов, даёт соответствующие поручения, контролирует качество исполнения. |
Диагностическая по психологическим факторам и последующая коррекционная, мониторинг психологического состояния детей группы риска | Держит в зоне внимания: детско-родительские отношения в группе риска. | |
Медицинский работник | Мониторинг здоровья ребёнка | Передаёт «сигналы неблагополучия» другим службам. |
Педагогический коллектив | Формирующая - формирование понимания родительства, повышение родительской компетентности, мониторинг ЗУН ребёнка |
План работы на 201 -201 учебный год
Мероприятия | Дата | Формы работы | Ответственный |
Формирование здоровья | |||
Обеспечение условий комфортного пребывания детей в детском саду | в течение года | Наблюдение за ребёнком с целью изучения его особенностей, оказание ему эмоциональной поддержки, соблюдение режима дня. | Воспитатели групп |
Сбор полной информации о состоянии здоровья ребёнка | сентябрь | Анализ медицинской документации | Медицинская сестра |
Осуществление профилактики нарушения речи | сентябрь | Логопедическое обследование ребёнка | Учитель-логопед |
Формирование культурно-гигиенических навыков | в течение года | Выполнение КГН | Воспитатели групп |
Поддержание потребности в двигательной активности ребёнка | в течение дня | Соблюдение режима двигательной активности | Воспитатели групп |
Формирование ЗУН | |||
Учебная деятельность | в течение года | Совместная деятельность воспитателя и детей | Воспитатели групп |
Дополнительное образование | в течение года | Посещение кружков | Воспитатели, специалисты |
Выявление ЗУН детей | сентябрь-май | Диагностика ЗУН детей | Воспитатели групп |
Эмоциональное развитие | |||
Обеспечение радостного эмоционального фона жизни ребёнка | в течение года | Оснащение предметно-развивающей среды Групповые праздники Общесадовские праздники Помощь семье в планировании семейного досуга | Воспитатели, специалисты |
Работа с семьёй | |||
Обновление сведений о родителях | сентябрь | Социальный паспорт семьи | Воспитатели, делопроизводитель |
Консультации | в течение года | «Наказывая, подумай» «Если вашим детям угрожает опасность» | Воспитатели, специалисты |
Общее родительское, групповые собрания | сентябрь май | Годовой план | Старший воспитатель |
Анкетирование родителей | в течение года | Согласно годовому плану | |
День открытых дверей | апрель | «Вот и стали мы на год взрослее» | |
Конкурсы для родителей и детей | В течение года | В соответствии с годовым планом | Старший воспитатель |
Праздники и развлечения (помощь в подготовке детей к праздникам: костюмы, подготовка номеров выступления) | В течение года | В соответствии с годовым планом | Музыкальный руководитель, воспитатели |
Работа со специалистами КДН | |||
Работа с органами опёки | в течение года | Информационная Выявление неблагополучия в семье на ранних стадиях (группы риска) | Старший воспитатель |
Согласован: Утверждаю:
Зам.зав по ВОР МАДОУ- детский сад № Заведующий МАДОУ- детский сад №
г.Балаково Саратовской области г.Балаково Саратовской области
___________________ Ф.И.О. ________________ Ф.И.О.
«___»_________________ 201 г.
Годовой план работы с семьей воспитанницы
Ф.И.О. воспитанника
На 201 -201 г
№ п/п | Содержание | Сроки проведения | Ответственные | Отметка о проведении |
1 | Пересмотр, оформление личных дел | Сентябрь, по мере поступления | Педагог- психолог Воспитатели | |
2 | Обследование жилищных условий | В течение года | Педагог- психолог Воспитатели | |
3 | Анкетирование родителей по темам:
| октябрь декабрь февраль
апрель | педагог- психолог педагог- психолог педагог- психолог педагог- психолог | |
4 | Консультации: 1. «Если ребенок грубит» 2. «Можно ли за проступки бить детей?» 3. «Шесть рецептов избавления от гнева» 4. «Как устроить праздник для ребенка» 5. «Агрессивные дети» | Октябрь Ноябрь Январь Март Апрель | Воспитатели Воспитатели Педагог-психолог Муз. рук. Педагог-психолог | |
5. | Индивидуальные консультации психолога по интересующим вопросам | В течение года | Педагог-психолог Воспитатели |
Могут ли педагоги дошкольной образовательной организации обследовать условия пребывания ребенка в семье, находящейся в опасной социальной ситуации?
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних определяется Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Согласно которому, организации, осуществляющие общеобразовательную деятельность, в том числе организации дошкольного образования должны:
- Выявлять несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в детском саду, принимать меры по их воспитанию и получению ими образования;
- Выявлять семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывать им помощь в обучении и воспитании детей.
- Однако следует понимать, что полномочия дошкольной образовательной организации необходимо четко отделять от полномочий иных участников системы профилактики безнадзорности, например, органов опеки и попечительства, которые как раз и обладают полномочиями для обследования жилищных условий граждан. При этом круг таких граждан четко оговорен в соответствующих документах.
В ДОО мероприятия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних ограничиваются наблюдением за детьми в соответствии с должностными обязанностями и сообщением через руководителя определенной информации в рамках межведомственных взаимодействий с другими специалистами.
Выявление несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, возможно только в рамках компетенции ДОУ и ее работников, то есть компетенции, прописанной в трудовых договорах (должностных инструкциях).
Возможна, однако, передача отдельных функций органов опеки и попечительства образовательным организациям. Приказом Минобрнауки России от 14.09.2009 № 334 установлен Порядок отбора органом опеки и попечительства образовательных организаций для осуществления отдельных полномочий органа опеки и попечительства. Отбор осуществляется в том числе с целью выявления не5совершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей.
Таким образом, обследование работниками ДОУ жилищных условий семей, находящихся в социально опасном положении, может осуществляться, если ДОУ имеет переданные органом опеки и попечительства определенные полномочия. (М.Н.Музыка, юрист-эксперт Справочной Системы «Образование»)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 35 г. Балаково Саратовской области
413855, Саратовская область, г. Балаково, ул. Набережная 50 лет ВЛКСМ, 12
Тел.: 8 (8453) 62-71-80
Семинар-практикум
«Педагог и ребенок»
Подготовила
педагог-психолог
Абдурашитова Л.И.
Январь 2018г.
Цели:
- Акцентировать внимание педагогов на неконструктивных способах педагогического общения с воспитанниками.
- Показать значение индивидуального восприятия и его влияние на коммуникативный процесс.
- Научить педагогов видеть проблемы своего поведения, препятствующие конструктивному взаимодействию с воспитанниками.
- Способствовать улучшению коммуникации между педагогами.
Задачи:
- формирование навыков эффективной коммуникации у ребенка, не допускающей грубости, бестактности, умение предотвратить проявление агрессии слова;
- слушать и понимать ребенка;
- взаимодействовать с ребенком без борьбы;
- научиться самому и научить ребенка справляться со своими чувствами;
- побудить его на положительные поступки.
Ход семинара - практикума
1.Приветствие «Доброе слово»
Цели: настроить всех членов группы на тактичное отношение друг к другу; развивать умение слушать и слышать говорящего человека, обращать внимание на его манеру устанавливать контакт.
Участники садятся в большой круг. Каждый должен внимательно посмотреть на партнера, сидящего слева, и подумать, о том, какие слова сказать ему. Начинает любой из членов группы, который готов сказать приятные слова своему партнеру. Найдите для каждого человека нужные слова. Это будет небольшой проверкой, насколько вы доброжелательны друг к другу, умеете ли вы видеть хорошее в других и говорить об этом. Не забывайте о приятной и доброжелательной улыбке при общении с каждым членом группы.
Во время высказываний остальные участники должны внимательно слушать своего коллегу. Тот участник, которому сказали несколько добрых слов, должен поблагодарить.
2.Игра «Робот»
Цель: развить навыки внимательного отношения к собеседнику, выстраивая структуры фраз, а так же навыки эмпатического взаимоотношения с детьми в подобных ситуациях.
На столе из конструктора «Lego» создается игровое поле. Из числа педагогов выбирают двух «роботов» и одного «оператора». Задача «оператора» — с помощью своих «роботов» собрать постройку по замыслу. Для этого он подает «роботам» словесные команды, стремясь детально и точно управлять движениями их рук. Задача «роботов» — точно выполнять команды своего «оператора». Необходимо помнить, что «робот» лишен собственной воли, желаний и стремлений. Исход игры ему безразличен: он всего лишь послушный, безынициативный инструмент в руках «оператора». Когда постройка будет завершена, один из «роботов» меняется ролью с «оператором», игра повторяется. Каждый робот должен побывать в роли «оператора».
По окончании игры участники обсуждают полученные впечатления. Что помогло пониманию команд? Что мешало и становилось барьером общения? Что становится барьером в общении с детьми в подобных ситуациях?
3.Игра «Ручеек»
Цели:
- провокация переживаний, связанных с оцениванием;
- анализ эмоционального восприятия положительной и отрицательной оценок;
- найти и сформировать способы, удерживающие педагога и ребенка в контакте и помогающие преодолению барьера.
Материалы:
- карточки с фразами и словами (карточки педагоги заполнили самостоятельно за день до занятия).
Участники выстраиваются в две шеренги, становятся друг напротив друга, образуя коридор. Одной шеренге психолог раздает карточки с фразами и словами, которые обычно говорят ребенку, когда им довольны, другой — карточки со словами, когда ребенком недовольны.
Психолог дает инструкцию: «Сейчас я поведу по коридору человека с закрытыми глазами. По ходу движения вы должны будете шептать ему на ухо слова, которые написаны у вас на карточке. Говорить нужно одновременно в правое и левое ухо».
Психолог проводит каждого по коридору. При этом человек, который стоял в «хорошем» ряду, после прохождения встает в «плохой» и наоборот. Это даст возможность большинству участников побывать в роли хвалящего и ругающего.
Проводится обсуждение. Что вы чувствовали во время упражнения? Какие слова и фразы вызвали переживания? Как вы воспринимали «плохие» и «хорошие» слова? Как ваши мысли и переживания могут повлиять на общение с вашими воспитанниками?
4.Беседа «Самооценка ребенка»
Цели:
- информировать педагогов о некоторых причинах возникновения различных категорий самооценки у детей;
- проанализировать значимость позитивного/негативного отношения к детям, характеристик и установок, даваемых воспитателем.
Из случайно высказанных взрослыми фраз, действий по отношению к ребенку, одобрительных или осуждающих взглядов, мелких ситуаций или значительных событий у человека складывается о себе мнение как единственно верное, и он делает его своим. Специалисты указывают на очень раннее формирование самооценки — в 5—8 лет. Этот возраст
связан с периодом самоосознавания и формирования структур, ответственных за нравственность.
Проблема неприятия ребенка окружающими (родителями, педагогами и т. д.) отражается не только на самооценке, она становится почти универсальной причиной формирования неврозов и личностных нарушений. В случаях, когда и родитель, и окружающие ребенка люди относятся к нему жестоко, издеваются, обзывают, кричат, у детей включается механизм саморазрушения. Для того что бы ребенку выжить и стать полноценным человеком в такой ситуации, судьба посылает кого-то, кто может восполнить дефицит родительской любви. Носителем тепла, внимания, хорошего отношения, как раз может стать воспитатель.
5.Упражнение «Доверительное падение»
Цель — приобрести опыт взаимного доверия между участниками группы.
Психолог дает инструкцию: «Предлагаю игру „Доверие и поддержка“. В этой игре очень важно, чтобы все могли положиться друг на друга. Один член группы будет плавно опускаться (или падать) на руки коллег, а все члены группы — поддерживать (или ловить) его. Тот, кто будет падать, встает спиной к членам групп, он стоит очень прямо и как бы затвердевает. Те, кто ловят, расставляют ноги, чтобы занять самое устойчивое положение, и держат руки перед собой. Когда человек начинает падать назад, остальные должны как можно скорее подставить свои руки, чтобы затормозить его падение, и затем медленно вернуть человека в исходное положение. Все ли понятно? Хорошо, тогда попробуйте показать нам, как это происходит. Давайте еще раз…
Начиная играть, соблюдайте два правила: тот, кто падает, должен довериться членам коллектива и плавно опуститься на их рук, а те, кто ловят, должны очень внимательно следить за тем, чтобы подхватить его.
Затем поменяйтесь местами так, чтобы каждый мог попробовать упасть.
Нет ничего страшного в том, что сегодня кому-то не захочется участвовать в игре. Возможно, у него появится желание потом, когда мы будем повторять игру».
Проводится анализ упражнения. Что вы чувствовали, когда ловили коллегу? Были ли вы уверены, что сможете удержать падающего? Что вы чувствовали при падении? Хорошо ли вас ловили?
6.Коммуникативная игра «Найди пару»
Цели:
ранжирование на пары;
способствовать снижению напряжения, позитивному восприятию друг друга.
Члены группы выполняют движения в соответствии с текстом.
На прогулку косолапый вышел мишка погулять.
Участники расходятся по комнате.
По тропинке громко топал, друга он пошел искать.
«Где ты, где ты, мой товарищ? Без тебя так трудно жить!»
Двигаются по комнате произвольно.
Встретил мишка наш лисенка и сказал: «Давай дружить».
Каждый участник находит своего партнера и пожимает ему руку.
Мишка с другом покружился…
Кружатся.
Он в лесу устроил бал.
А потом остановился,
По головке гладить стал.
Гладят друг друга по голове.
Спины звери почесали…
Поворачиваются друг к другу спинами.
Вправо, влево, вверх и вниз.
Трутся спинами.
И немного потолкались.
Слегка толкаются.
Крепко-крепко обнялись.
Обнимают друг друга.
7.Игра «Противостояние»
Цель — показать участникам группы, что резкий и громкий голос, позиция «над партнером» по общению отпугивает
собеседника, мобилизует его сопротивление, вызывает негативные чувства.
Педагоги распределяются по парам и решают, кто будет первым участником, а кто вторым. Они должны вступить в
воображаемый спор. Первый — «обвинитель »: он стоит рядом со вторым и постоянно повторяет: «Нет, это вы делаете не так (неправильно)!», при этом указывая на собеседника указательным пальцем. Второй садится на маленький стульчик и повторяет: «Это не я!» Оба участника должны пользоваться только этими фразами, произнося их по очереди (не важно, при этом кто начинает). Эти фразы нужно произносить сначала тихо, потом громко, затем гневно, обвиняя, угрожающе в сочетании с гневной позой. При выполнении этого упражнения необходимо поддерживать зрительный контакт друг с другом. Когда психолог скажет: «Стоп!», участники должны закончить выполнение упражнения, пожать друг другу руки и поблагодарить за участие. Затем участники меняются местами.
После игры педагоги делятся своими ощущениями, отвечают на вопросы психолога: «Какие чувства испытывает к вам ребенок, когда вы находитесь в роли обвинителя? Что хочется сделать?»
8.Упражнение «Диктат»
Для этого упражнение нужен «доброволец», который будет играть роль ребенка. А сейчас мы вспомним, как общаемся со своими детьми.
- Если ребенок капризничает, что ему говорим: «Не плачь, прекрати!». Значит, мы не позволяем ему свободно проявлять свои чувства (добровольцу завязывается область сердца).
- Если ребенок без разрешения берет вещи, которые ему не положено брать, что мы говорим: «Не трогай!» (у добровольца завязываются руки)
- Если ребенок разбегался, мешает Вам, что мы говорим: «Не бегай!» (у добровольца связываются ноги)
- Если взрослые разговаривают, а ребенок слушает их разговор, как мы реагируем: «Не слушай!» (добровольцу завязывают уши)
- Если ребенок кричит, оглушая нас, мы говорим ему: «Не кричи!» (у добровольца завязывают рот)
А сейчас давайте спросим нашего ребенка, как он себя чувствует? Как Вы думаете, может ли ребенок развиваться в таком состоянии? Что же делать?
Во время обсуждения нужно добиться единства мнений: что сначала развязывать. Подвести к мысли о том, что нужно спросить самого ребенка, нельзя принимать решение за ребенка.
Упражнения на снятие эмоционального напряжения
Упражнение 1. Сожмите пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимайте с усилием кулак. Затем, ослабляя сжатие кулака, сделайте вдох. Повторите 5 раз. Теперь попробуйте выполнить это упражнение с закрытыми глазами, что удваивает эффект.
Упражнение 2. Техника «глубокого дыхания» Сделать глубокий вздох и в уме досчитать до 10, затем сделать глубокий выдох.
И, напоследок, я расскажу вам притчу:
В одной общине жили разные люди. Их объединяло стремление к самосовершенствованию. Общиной руководил мудрый наставник. Однажды ему необходимо было уехать на длительный срок. Вместо себя он оставил руководить общиной своего заместителя — милую и симпатичную женщину. Уезжая, он собрал всю общину и при всех вручил женщине тетрадь, в которую он попросил записывать все проступки членов общины, независимо от их значимости. Пока его не было, главным нарушителем спокойствия общины был один — единственный живший в ней мальчик. Меньше всего нарушений было у заместителя. После возвращения из путешествия руководитель общины собрал собрание. На собрании он объявил, что хочет раздать вознаграждение за поведение членам общины во время его отсутствия. Первым он подозвал к себе мальчика и вручил ему такую пачку денег, что все оторопели. Другим он тоже выдал премии, но они были гораздо меньше, чем та, которую получил мальчик. Меньше всех получила его заместитель. На этом собрание закончилось и все, недоумевая, разошлись. Лишь только мальчик никак не хотел мириться с таким положением вещей. Ему не терпелось узнать, почему именно ему достались незаслуженные деньги. С этим вопросом он пришел к наставнику. «Деньги твои. Ты их заработал. Без конфликтов, друг мой, невозможно никакое внутреннее развитие. Конфликты, причиной которых ты становился чаще всех, нельзя организовать нарочно. В отличии от других, ты вел себя естественно, не оглядываясь на тетрадь, которую я дал своему заместителю. А это дорогого стоит».
Мальчик повернулся и ушел, ничего не поняв. Уже вдогонку ему, но как бы для себя, мудрец сказал: «Эта история — не индульгенция для хулигана. Она для тех, кто за любым поступком видит необходимость осуждения и кары. Она для всех нас, стоящих друг к другу. В первую очередь, она важна не тем, кого воспитывают, а тем, кто воспитывает».
В любом возрасте ребенок в своем становлении ориентируется, прежде всего на окружающих его значимых взрослых: родителей и педагогов. Поэтому когда мы предъявляем ребенку какие-либо претензии и ищем причины отклонений в его поведении необходимо посмотреть и на себя тоже.
От того, насколько ребенку и педагогу комфортно вместе, зависит качество образования и психологическое здоровье и учащихся, и нас, педагогов.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Готовность ребенка к школе»
Педагог-психолог
Абдурашитова Л.И.
22.09.2017г.
лог. под. гр.№ 3
«Готовность ребенка к школе»
Приближается то время, когда ребенок пойдет первый раз в первый класс. Это очень важный период в развитии ребенка, в жизни каждой семьи. Будущему первокласснику нужно многое знать и уметь, ему предстоит поменять свой привычный образ жизни, стать более ответственным и самостоятельным.
Чтобы облегчить ребенку период адаптации к школьным условиям, помочь ему в обучении, нужно обязательно правильного его подготовить. Это не только интеллектуальная подготовка (развитие памяти, внимания, логического мышления, умения писать и читать), но и умение общаться, слушать, уступать, договариваться. В данной статье раскрывается понятие «подготовка детей к школе», рассматриваются задачи, стоящие перед родителями при подготовке ребенка к школе, даются соответствующие рекомендации родителям.
Готов ли ребенок к школе?
Рассмотрим основные моменты, по которым родители приблизительно смогут понять, готов ли ребёнок к школе и есть ли необходимость обратить на что-то внимание.
Готовность ребёнка к школе определяется по следующим критериям, которые должны сочетаться между собой: психологическая готовность, физическая готовность и познавательная готовность.
Физическая готовность
Высидеть 4-5 уроков по 40 минут, выполнять каждый день домашние задания – задача для дошкольника непривычная. Поэтому ребенок должен быть готов к школе физически:
• высокий уровень закаленности и устойчивость организма к инфекциям;
• соответствие показателей физического развития ребенка (рост, вес, мышечная масса) общепринятым нормам;
• развитие мелкой моторики (движения кистей рук). Чем выше развита мелкая моторика, тем выше развитие речи и мышления ребенка. Поэтому очень важно еще до школы начать готовить руку к письму (именно подготовка руки, а не обучение письму). Родители должны наблюдать за тем, как ребенок рисует, при этом насторожить должны следующие моменты:
- если ребенок для того, чтобы закрасить фигуру, поворачивает лист. Значит, он не может менять направление лини с помощью движений пальцев;
- если на рисунке все предметы изображены очень мелко. Значит, кисть руки сильно зажата и находится в постоянном напряжении.
Родителям нужно помочь ребёнку подготовить мышцы руки для будущего почерка, это можно сделать, например следующими простыми способами:
- Разминать пальцами тесто, глину, пластилин, лепить что-нибудь.
- Нанизывать бусинки, пуговки на нитки.
- Завязывать узлы на толстой и тонкой верёвках, шнурках и др.
Конечно, существуют и специальные игры для развития тонкой моторики руки. Например, игра в тени, когда, строя комбинации из пальцев, можно показывать различные теневые фигуры - собачку, зайчика, оленя, человечка.
• развитие зрительно-двигательной координации. У ребенка к 6-ти годам должно быть сформировано умение выделять из рассматриваемой картинки или предмета отдельные части, что поможет ему одновременно смотреть на предмет и рисовать его. В школе это умение необходимо, так как многие задания построены следующим образом: учитель пишет на доске, а ученики должны переписать задание в тетрадь без ошибок.
Особую роль в развитии зрительно-двигательной координации играет рисование, так как техника рисования напоминает технику письма. Таким образом, от родителей требуется научить ребенка правильно держать в руках кисточку и карандаш. Сидеть при этом он должен прямо, не наклоняясь над листом бумаги. Правильная посадка чрезвычайно важна для формирования правильной осанки, сохранения зрения, здоровья внутренних органов.
Интеллектуальная готовность (познавательная сфера)
Имеется в виду общая осведомленность ребенка о предметах и явлениях окружающего мира, набор знаний, который пригодится для обучения в школе.
Родителям следует обратить внимание, что ребенок в 6-7 лет должен уметь:
• Внимание. Внимание ребенка должно быть устойчивое, произвольное.
- Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.
- Находить сходства и отличия между предметами, картинками.
- Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.
- Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции.
• Память. Ребенок должен владеть приемами осмысленного запоминания и воспроизведения.
- Запоминание 10-12 картинок.
- Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т. п.
- Перессказывание текста из 4-5 предложений.
Родители могут развивать внимание и память ребенка с помощью специальных игр. Например, игра «Чего не стало»
Чего не стало
На столик ставятся несколько предметов, игрушки. Ребенок внимательно смотрит на них одну - две минуты, а затем отворачивается. В этот момент взрослый убирает один из предметов. Задача ребенка - вспомнить, какого предмета не хватает (для детей старшего дошкольного возраста предлагается более сложный вариант – с исчезновением двух и более игрушек). Эта игра имеет и другой вариант. Ребенку надо запомнить место расположения игрушки среди других, а после того, как взрослый нарушит этот порядок, вернуть ее на прежнее место. Возможна и обратная версия – игра «Кто к нам пришел? », когда взрослый не убирает, а добавляет предмет или несколько предметов.
• Мышление. Ребенок должен уметь рассуждать, делать выводы, находить причины явлений, владеть логическими операциями:
- Заканчивать предложение, например: «Река широкая, а ручей… », «Суп горячий, а компот… » и т. п.
- Находить лишнее слово из группы слов, например: «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.
- Определять последовательность событий, что было сначала, а что – потом.
- Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.
Развитию образного мышления способствуют такие виды деятельности, как рисование, лепка, слушание сказок, конструирование. Так же родители развивать мышление ребенка можно с помощью специальных игр. Например, игра «Назови разными словами».
Назови разными словами.
Ребенку показывают игрушечного медведя и спрашивают: Какими словами можно назвать медведя, чтобы все догадались, что он маленький? (Мишка, мишутка, мишенька). Взрослый поощряет ребенка словами: Молодец! Вот какими словами ты сказал о мишке!
• Речь и речевой слух.
- Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть.
- Узнавать и называть сказку, загадку, стихотворение.
- Составлять связный рассказ по серии из 4-5 сюжетных картинок.
- Слушать чтение, рассказ взрослого, отвечать на элементарные вопросы по содержанию текста и иллюстрации.
- Различать в словах звуки.
В качестве игр по развитию речи можно предложить, например, игру «Как сказать по-другому».
Как сказать по-другому.
Учим детей подбирать синонимы к заданным словам: Сильный человек (силач, трусливый человек (трус, сильный дождь (ливень).
• Математика
- Счет. Считать до 100 единицами и десятками. Прямой счет от 1 до 10 и обратный счёт от 10 до 1.
- Состав числа. Составлять на наглядной основе числа в пределах 10 из единиц, объяснять, что, например, 5 - это 1, 1, 1, 1 и еще 1, или 1 0 состоит из 10 единиц.
- Сравнение чисел. Арифметические знаки «> », «< », «= ».
- Деление круга, квадрата напополам, четыре части.
- Ориентирование в пространстве и листе бумаги: справа, слева, вверху, внизу, над, под, за и т. д.
- Ориентирование во времени. Ориентироваться во времени суток (утро, день, вечер, ночь, их последовательности, а также в таких понятиях, как вчера, сегодня, завтра, понимать значение этих слов. Он должен знать последовательность дней недели, называть, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра, объединять эти понятия в одно - это все дни недели.
• Окружающий мир.
- Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.
- Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.
Психологическая готовность
Психологическая готовность включает в себя две составляющие: личностная и социальная, эмоционально-волевая.
Личностная и социальная готовность предполагает:
- ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;
- толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;
- нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;
- ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.
Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:
- понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;
- наличие интереса к учению и получению новых знаний;
В желании учится большую роль играют слова и поступки взрослых. Создавайте только положительную картинку предстоящей школьной жизни.
- способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа;
- усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.
Что ещё могут сделать родители для подготовки ребёнка к школе:
• Читайте ребёнку книги, беседуйте о прочитанном;
• Отвечайте на вопросы ребёнка и задавайте их сами;
• Готовьтесь к школе вместе: выбирайте ручки, тетрадки, ранец, школьную форму;
• Составьте и соблюдайте режим дня (не забудьте про зарядку) ;
• Подготовьте дома рабочее место школьника.
Чего делать не стоит:
• Превращать ребёнка раньше времени в ученика (большое количество занятий истощают его, лишая возможности играть и общаться со сверстниками) ;
• Формировать отрицательное отношение к школе;
• Заставлять переписывать несколько раз выполненную работу.
Главное, что могут и должны родители – это верить в своего ребёнка, хвалить в случае даже маленьких успехов и поддерживать и помогать в случае неудач (но не делать его работу за него) .
Подготовка ребёнка к школе – задача не из лёгких. И от того, как эта задача будет выполнена, будет зависеть легким или трудным будет вход ребёнка в новую для него школьную жизнь.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 35 г. Балаково Саратовской области
413855, Саратовская область, г. Балаково, ул. Набережная 50 лет ВЛКСМ, 12
Тел.: 8 (8453) 62-71-80
Тренинг командообразования
Подготовила
педагог-психолог
Абдурашитова Л.И.
Ноябрь 2017г.
Цель семинара - практикума: сплочение коллектива и формирование навыков командной работы.
Задачи:
— формирование и усиление общего командного духа путем сплочения коллектива;
— развитие навыков сотрудничества, ситуативного лидерства;
— формирование доверительного отношения участников группы друг к другу;
— развитие ответственности за свой вклад в командную работу;
— снятие стресса и усталости, психологических и социальных «зажимов».
В основной части проигрываются упражнения. Цель обговаривается после упражнения, проводится рефлексия чувств участников.
Количество участников: 12–16 человек (оптимально), но число может быть неограниченным. Идеальный вариант — объединить участников мероприятия в две команды (по 6–10 человек).
ПРИВЕТСТВИЕ УЧАСТНИКАМ,
НАСТРОЙ НА РАБОТУ
— Здравствуйте! Сегодня вы поучаствуете в необычном тренинге, цель которого — сплочение коллектива и формирование навыков командной работы. Сплочение — это возможность стать единым целым для достижения конкретных целей и задач. Ведь как хорошо, когда тебя понимает и поддерживает твой товарищ, и как важно понимать друг друга даже без слов.
Общеизвестно, что профессия педагога – одна из самых энергоемких. Для её реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.
1.Упражнение «Что за зверь?»
Цель: сплочение, улучшение взаимопонимания участников.
Все берутся за руки, стоя в кругу, и начинают запутываться. Когда запутались все и получилась одна большая «путанка», можно вообразить, что вся группа превратилась в одного огромного зверя. Теперь срочно необходимо определить, где находится его голова, а где хвост. («Кто будет головой? А кто хвостом?» — спрашивает ведущий.) Когда «зверь» сориентировался, где у него право, а где лево, он должен научиться двигаться во все стороны, в том числе и назад. А потом «зверь» должен пробежаться и, может быть, даже кого-то, попавшегося по пути, «съесть», или собрать шарики, разбросанные по залу.
Обсуждение:
Какие ощущения и эмоции испытывали при выполнении задания?
2.Упражнение «Коврик»
Цель: выработка общего решения и умения достичь результата всей командой.
Шесть–десять человек встают на коврик.
Задача — перевернуть коврик, не касаясь земли, можно молча. Если хоть один участник касается земли, все начинают упражнение сначала.
Обсуждение:
Какие психологические качества у вас проявились при выполнении этого упражнения?
Как происходил процесс выработки и принятия решения?
Если бы упражнение повторилось, как бы действовала команда?
3.Упражнение «Держим круг»
Цель: почувствовать соседа по команде, сотрудничество.
Каждый участник берет гимнастическую палку и встает в круг, палку ставит перед собой и придерживает ее раскрытой ладонью. По сигналу ведущего все участники должны переместиться по часовой стрелке, оставив свою палку на месте, общая задача — не уронить палки. Упражнение выполнять труднее, если расстояние между участниками больше 50 см.
Обсуждение:
Падала ли ваша палка в ходе упражнения? Почему?
4.Упражнение «Цветное королевство».
Цель: развитие у участников умений и навыков социальной перцепции при использовании невербальных средств общения.
В сказочном мире существовали два королевства – Синее и Зеленое. Эти королевства были добрыми соседями, в столице каждого из них стоял дворец, в каждом дворце находились король и королева, принц и принцесса, главный министр, фрейлина, начальник стражи, повар, садовник, астролог.
Легко догадаться, что в синем королевстве у всех жителей костюмы были синего цвета, а в Зеленом – зеленые, да и другие вещи в этих королевствах были соответствующих цветов в остальном же никаких различий. Даже внешне король синего королевства был похож на короля Зеленого королевства. Однажды злая волшебница наслала на оба королевства ужасный ураган. Он был такой силы, что всех жителей, словно легкие перышки, разметало по сказочному миру, когда ураган наконец затих, жители не могли понять, в каком они из королевств – Синем или Зеленом – они оказались. Волшебный ураган не только все перемешал, но и лишил людей возможности различать цвета, поскольку все оказалось покрыто толстым слоем пыли. страшнейший грохот, сопровождавший ураган, на время оглушил жителей, и они ничего не слышали, однако всем жителям очень хотелось вернуться к своим привычным обязанностям, ведь каждый из них помнил, кто он и в каком королевстве он жил, но понятия не имел, кто находится рядом с ним.
Представьте себе, что вы оказались на месте жителей этих королевств, давайте попробуем разрешить возникшую перед ними проблему, каким образом мы будем это делать? сейчас вы по очереди вытяните карточку и узнаете, какая роль досталась вам в вашей игре – повара, или скажем главного министра, цвет надписи на карточке подскажет, к какому королевству вы относитесь. важнейшее условие - никому не показывайте свою карточку! посмотреть карточки можно только по моей команде.
Теперь, когда карточки находятся у вас, приготовьтесь, одновременно поднимите карточки, посмотрите, что у вас там написано и сразу снова положите их «рубашкой» вверх, слева от меня будет располагаться одно королевство, а справа другое. я не знаю, какое из них окажется - Синим, а какое – Зеленым. ваша задача навести порядок в королевствах. вам нужно выстроиться в одну шеренгу – каждому в соответствии с выпавшей ему ролью и в нужном королевстве. Порядок расположения указан на доске.
Какие вы молодцы! Сегодня мы увидели, как наш коллектив может на невербальном уровне почувствовать и понять друг друга, а для этого просто необходимо вслушиваться и стараться услышать окружающих себя людей.
5.Упражнение «Рисунок на спине»
Цель: развитие коммуникативных навыков, ответственности, сплоченности внутри команды. Осознать, насколько важно настроиться на понимание другого человека, а также само желание понять другого. Демонстрация возможности адекватного обмена информацией без использования слов, развитие и навыков невербального общения
Участники делятся произвольно на три команды и строятся в три колонки параллельно. Каждый участник смотрит при этом в спину своего товарища. Упражнение выполняется без слов. Ведущий рисует какую-нибудь простую картинку и прячет ее. Затем эта же картинка рисуется пальцем на спине каждого последнего члена команд. Задание - почувствовать и передать как можно точнее этот рисунок дальше. В конце, стоящие первыми в командах, рисуют, то, что они почувствовали, на листах бумаги и показывают всем. Ведущий достает свою картинку и сравнивает.
Участникам предлагается обсудить в командах ошибки и находки, которые были в процессе упражнения. Сделать выводы, затем, с учетом этих выводов повторить упражнение. При этом первые и последние члены команд меняются местами.
Обсуждение в общем кругу:
Что помогало понимать и передавать ощущения? Что чувствовали первые и последние члены команд в первом и во втором случае? Что мешало выполнять упражнение?
6.Упражнение «Построимся»
Цель: демонстрация возможности адекватного обмена информацией без использования слов, развитие экспрессии и навыков невербального общения. Необычные условия, в которые попадают участники, включает заинтересованность, заставляет находить способы донести точнее свою мысль до другого человека, контактировать друг с другом ради достижения общей цели.
Ведущий предлагает поиграть в игру, где основное условие состоит в том, что задание выполняется молча. Разговаривать и переписываться при этом нельзя, можно общаться только с помощью мимики и жестов. «Посмотрим, сможете ли вы понять друг друга без слов?» В первой части упражнения дается задание участникам построиться по росту, во второй части задание усложняется - нужно построиться по дате рождения. Во втором варианте по окончании построения участники поочередно озвучивают свои дни рождения, при этом происходит проверка правильности выполнения упражнения
7.Упражнение «Мое настроение»
Цель: сама по себе арт-терапия очень мощный инструмент, который используется для психологической коррекции и служит для изучения чувств, для развития межличностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности в себе. В данном случае упражнение позволяет понять и ощутить себя, быть самим собой выразить свободно свои мысли и чувства, а также понять уникальность каждого, увидеть место, которое занимаешь в многообразии этого мира и ощутить себя частью этого прекрасного мира.
Участники делятся на группы по 5-6 человек. Ведущий предлагает каждому из участников нарисовать в разных участках ватмана свое настроение, как он себе представляет. Всем раздается бумага, фломастеры, гуашь. Дальше участникам предлагается придумать название своей работы и презентовать ее (стихи, песня).
Обсуждение: предлагается запечатлеть эту картинку в памяти, чтобы она поделилась своей положительной энергией. Заметить, что всем хватило места, каждый занял только свое, то, которое выбрал сам. Увидеть, что в слаженной работе, рождаются шедевры.
8.Упражнение «Лабиринт»
Цель : систематизировать и закрепить основные командные умения: слышать друг друга, говорить только по существу, максимально сосредотачиваться на результате.
На земле линиями обозначены контуры лабиринта. В лабиринте есть вход и выход — пункты А и Б соответственно.
одного участника через лабиринт.
Участник, проходящий лабиринт, идет с закрытыми глазами, в полном молчании. Он не может наступать на контуры лабиринта или переступать через них. Другие участники, находящиеся за пределами лабиринта, руководят его действиями следующим образом: каждый участник произносит только одно слово в порядке очередности, очередность остается постоянной. Участники не могут касаться участника, проходящего лабиринт.
9.Игра «Сотворчество»
Цели: способствовать мобилизации внимания и творческой фантазии участников в ходе решения групповой задачи;
интегрировать группу за счет осознания коллективной ответственности и включенности в совместную командную деятельность.
Ресурсы: доска и маркеры; одинаковый набор для каждой команды: клей, куски картона и цветной бумаги, проволока, 2-3 куска пластилина разных цветов, ножницы, 2 воздушных шарика, коробка спичек, 5 трубочек для коктейля.
Ход игры
Каждая команда усаживается за стол, на котором разложены необходимые материалы. Объявляется задача: через 30 минут группа должна представить товарищам из других групп плод своего коллективного творчества. Что за произведение будет выставлено на вернисаже – решать группе. Важно лишь, чтобы в этом творческом акте участвовала вся команда, решение принималось коллегиально, и в работе были использованы все выложенные на стол материалы! Дать название полученному произведению – дополнительная задача, стоящая перед коллективом творцов.
Через 30 минут все группы выносят работы на установленные в центре комнаты столы, и участники команд могут посмотреть и оценить творчество товарищей.
Обсуждение: какие работы представляют, на ваш взгляд, наибольший интерес? Что вы думаете по поводу названий произведений коллективного творчества? Как происходила групповая работа? (Обсуждение ролей, взятых на себя или навязанных группой. Стиль работы лидера и группы. Механизм принятия коллективного решения). В чем, на ваш взгляд, это задание проявило «плюсы» и «минусы» коллективного решения и совместного творчества?
10.Упражнение «Самоанализ».
Психолог: - Возьмите, пожалуйста, листочки. Нарисуйте на выбор одну из трех геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) и раскрасьте фигуру в тот цвет, который отражает ваше состояние, настроение сейчас. Данный тренинг повлиял на вас положительно в том случае, если вы выбрали красный, зеленый, желтый цвет, ну а если отдали предпочтение
синему, черному, коричневому цвету, очень жаль.
Если вы изобрази круг, значит, вы испытываете подъем в коммуникативной сфере и легко можете общаться с окружающими.
Если квадрат - вы испытываете подъем в интеллектуальной сфере и можете эффективно заниматься самообразованием.
Если треугольник вы испытываете подъем в сфере преподавания и воспитания.
Психолог: - И в заключении я бы хотела вам рассказать притчу «Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках». Эту притчу я взяла не случайно. В наших руках возможность создать такую атмосферу, в которой вы будете чувствовать себя комфортно.
Берегите себя для себя! Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
работа с неблагополучными семьями
Акт обследования жилищно - бытовых условий дошкольника...
Формы и методы работы с неблагополучными семьями
Совместная работа воспитателей и родителей в формировании личности ребенка с первых лет его жизни имеет не только педагогическое, но и глубоко общественное, социально-педагогическое значение. Неповто...
Тренинг: «Психологическая готовность педагога к работе с неблагополучными семьями»
Чтобы эффективно общаться с людьми, нужно побуждать их к общению на основе вербальных и невербальных реакций. Вербальные реакции – то, что мы говорим. Невербальные – то, что сопровождает нашу ре...
Методы работы с неблагополучными семьями
При подготовке консультации для педагогов "Методы работы с неблагополучными семьями" я составила "шпаргалку" - подсказку, в которой рассматриваются наиболее типичные проблемы при вза...
план работы с неблагополучными семьями
перспективное планирование по работе с неблагополучными родителями...
Формы работы с неблагополучными семьями
В помощь социальному педагогу....
Актуальность коррекционно-развивающей работы с неблагополучными семьями и семьями «группы риска» в ДОУ
Актуальность коррекционно-развивающей работы с неблагополучными семьями и семьями «группы риска» в ДОУ...