Мастер-класс для педагогов " Здоровьесберегающие технологии"
методическая разработка на тему
Мастер-класс для педагогов "Здоровьесберегающие технологии в ДОУ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sokolova_ga-zdorovesberagayushchie_tehnologii-forum.docx | 24.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 11»
КОНСПЕКТ
Мастер-класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»
Подготовила и провела:
Воспитатель
МБДОУ детский сад № 11
Соколова Галина Александровна
28.03.2018г.
г.Боготол
Цель: Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
- раскрыть значение здоровьесберегающих технологий;
- познакомить с методикой их проведения;
- поделиться личным опытом работы по сохранению здоровья дошкольников;
- распространить педагогический опыт по применению здоровьесберегающих технологий.
Необходимое оборудование: лист (формат А4) и ручка на каждого участника; доска (меловая или маркерная для записей ведущего, можно ватман или мольберт- что имеется в наличии); прищепки для каждого; массажные коврики (готовые).
Раздаточный материал: картотека «Игровой массаж», картотека «Игровой стретчинг», картотека «Релаксационные упражнения». (Картотеки на каждого участника).
Ход мастер – класса:
Вступление:
-Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Мне очень приятно видеть вас сегодня на нашем мастер – классе на тему «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ».
Для начала мы с вами проведём упражнение, которое называется “Воздушный шар” (о ценности здоровья для человека).
Нарисуйте воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 слова из списка. Но шар всё равно снижается и надо ещё сбросить некоторый балласт и вычеркнуть ещё 3 слова из списка. Что вы оставили в списке? (Все зачитывают по кругу свои оставшиеся жизненные ценности, а ведущий записывает их на доске, и если слова повторяются, то он ставит плюсы напротив каждого. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например, 1 место – здоровье, 2 место - семья и т.д.)
Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. (Толкование Всемирной Организации Здравоохранения).
Забота о здоровье - это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. (В.А. Сухомлинский).
Можно сделать вывод, что образование и здоровье неразделимы.
Пришло время новых технологий, назначение которых - объединить педагогов, психологов, медиков, родителей и самое главное – самих детей на сохранение, укрепление здоровья. Эти технологии получили название «здоровьесберегающие». Что же такое «здоровьесберегающие технологии»?
Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и медицинского работника.
Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности дошкольников.
Формы организации здоровьесберегающей работы нам с вами известны, это:
1. Физкультурные занятия - это организованная форма обучения. Проводятся 2 раза в неделю в группе и один раз на прогулке.
2. Утренняя гимнастика - это важный элемент двигательного режима, средство для поднятия эмоционального тонуса детей.
3. Подвижные и спортивные игры - это игры с правилами, где используются естественные движения и достижение цели не требует высоких физических напряжений.
4. Пальчиковая гимнастика - это тренировка тонких движений пальцев и кисти рук.
5.Артикуляционная гимнастика - это упражнения для формирования правильного произношения: выработки полноценных движений губ, языка, челюсти.
6.Гимнастика для глаз - это упражнения для снятия глазного напряжения.
7. Физкультминутки - это динамические паузы для профилактики переутомления на занятиях интеллектуального цикла.
8. Бодрящая гимнастика - это переход от сна к бодрствованию через движения.
9.Коррегирующая гимнастика - это система индивидуальных заданий, направленных на развитие и коррекцию конкретных видов движений и мышц.
10. Физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами.
11. Физкультурные прогулки.
12. Физкультурные досуги.
13. Спортивные праздники.
14. Динамические паузы.
15. Дыхательные упражнения.
16.Релаксация.
Сегодня я поделюсь с вами опытом применения некоторых элементов здоровьесберегающих технологий. Для начала хочу продемонстрировать массажные коврики, которые сделаны из подручных материалов на мастер-классе с родителями. (Показ ковриков).
Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в своей работе я использую упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма - релаксация. Используется для работы спокойная классическая музыка, звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.
Упражнение «Любопытная Варвара»
Чтобы снять напряжение с шеи и мышц плечевого пояса сделаем релаксирующее упражнение. (Выполняется вместе с коллегами).
Любопытная Варвара
Смотрит влево …
Смотрит вправо.
А потом опять вперед —
Тут немного отдохнет.
Шея не напряжена, а расслаблена».
А Варвара смотрит вверх!
Выше всех, все дальше вверх!
Возвращается обратно —
Расслабление приятно!
Шея не напряжена
И расслаблена».
А теперь посмотрим вниз —
Мышцы шеи напряглись!
Возвращаемся обратно —
Расслабление приятно!
Шея не напряжена
И расслаблена».
Массаж ладоней и пальцев рук.
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают ум ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». (В. Сухомлинский)
- Массаж пальцев (с большого и до мизинца). Растирают сначала подушечку пальца, затем медленно опускаются к его основанию. Такой массаж желательно сопровождать весёлыми рифмовками (приговорками).
Грабли в руки мы возьмём,
И немного погребём.
Быстро руки отряхнём,
Чисто вымоем потом.
Вытрем сухо-сухо руки,
Мы совсем не знаем скуки.
- Массаж ладоней шестигранным карандашом. Грани карандаша легко покалывают ладони и активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Одним из видов нетрадиционного массажа является массаж с помощью карандашей. Научить детей самомассажу рук не сложно. С помощью шестигранных карандашей ребёнок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны. Такой массаж и игры с карандашами стимулируют речевое развитие малыша, способствуют овладению тонкими движениями пальцев. Очень нравятся детям массажные упражнения, которые сочетаются с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.
- Массаж рук колечками. Пять небольших колечек надеваем по одному на каждый пальчик левой руки, затем на каждый пальчик правой. Надевая, называем пальчики: большой, указательный и т.д.
- Массаж грецкими орехами:
- Катать два ореха между ладонями;
- Прокатывать один орех между ладонями;
-Удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки;
- Удерживать несколько орехов между пальцами обеих рук.
- Массаж с прищепками
Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После 1-го двустишия — смена рук. (Проверьте на себе, чтобы прищепки были не слишком тугими.)
Кусается сильно котёнок-глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь.
—Но я же играю с тобою, малыш!
—А будешь кусаться — скажу тебе «кыш!».
- Массаж ладоней массажными мячиками по методу Су – Джок терапии.
- Массаж с разными крупами и бусами. Перебирание круп или бусинок развивает пальцы, успокаивает нервы. В это время можно считать количество бусинок. Проводится под присмотром взрослого.
А сейчас я хочу познакомить вас с ещё одной методикой – «Игровой стретчинг». Предлагаемая методика направлена на активизацию защитных сил организма детей, овладения навыками совершенного управления своим телом, развитие и высвобождение скрытых творческих и оздоровительных возможностей подсознания.
Стретчинг включает в себя динамические и статические нагрузки. При регулярных занятиях игровым стретчингом развиваются: музыкальный слух, музыкальная память, слуховое внимание, ритмичность, пластичность, мышечная свобода. Развивается и укрепляется опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистая, нервная и дыхательная системы.
Игровой стретчинг – специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме.
Этими упражнениями можно начинать заниматься уже с ребенком от трех-четырех лет. Каждое упражнение повторяется 4-6 раз (в зависимости от возраста). Подбирается инструментальная музыка с ярко выраженным ритмом. Занятие-игра состоит из нескольких фрагментов, в которое вплетены упражнения на статическую растяжку мышц, прыжки, стимуляцию точек на стопе, расслабление для восстановления дыхания, и длится 20-30 минут со старшими, а с малышами, столько, сколько они сами захотят.
После занятий игровым стретчингом у детей улучшается настроение, взаимопонимание. Разучив упражнения, дети самостоятельно разыгрывают сказку и придумывают свои сказки с движениями, тем самым развивая свои творческие способности.
Итог мастер-класса.
Уважаемые коллеги, я поделилась с вами вариативностью использования в своей работе разнообразных методов и приёмов для сохранения и укрепления здоровья младших дошкольников. Я могу с уверенностью сказать, что они оказывают положительное воздействие на здоровье моих воспитанников во всех смыслах этого слова, у детей повышается работоспособность, улучшается качество образовательного процесса, они всегда в хорошем настроении, а это для меня самое главное.
И в завершении мастер – класса я предлагаю вам помедитировать (проводится под спокойную музыку. выполняется вместе с ведущим).
Давайте найдём своё сердце, прижмём обе руки к груди, и прислушаемся, как оно стучит: «тук, тук, тук». А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте улыбнёмся и подарим друг другу немного света и тепла своего сердца.
А я хочу подарить Вам, подготовленные мною картотеки (Ведущий раздает картотеки упражнений).
Мне остаётся поблагодарить Вас за внимание и за работу.
Вы прекрасно потрудились, будьте всегда здоровы. Я желаю здоровья вашим воспитанникам и детям! Спасибо за внимание!
Литература:
1. Подольская Е.И., Формы оздоровления детей 4 - 7 лет, Издательство «Учитель», 2008.
2. Крылова Н.И., Здоровьесберегающее пространство в ДОУ, Издательство «Учитель», 2008.
3. Сулим Е.В., Занятия по физкультуре в детском саду. Игровой стретчинг.- Изд. –Сфера – 2012.
4. Горбатенко О.Ф., Кадраильская Т.А., Попова Г.П., Физкультурно-оздоровительная работа, Издательство «Учитель», 2007.
5. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие.- М.: Т.Ц. Сфера, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс по логопедии: "Использование здоровьесберегающих технологий и нетрадиционных методик на логопедических занятиях"
"Использование здоровьесберегающих технологий и нетрадиционных методик на логопедических занятиях"....
Мастер-класс для воспитателей "Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ"
Материал будет полезен для воспитателей и старших воспитателей ДОУ...
Мастер – класс «Использование инновационных форм здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками. Коммуникативные игры и танцы. Игры со звуками»
Предлагаю вашему вниманию занимательный материал по использованию игровых форм работы здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании дошкольников...
Мастер класс для воспитателей «Применение здоровьесберегающих технологий через использование массажных ковриков в режимных моментах ДОУ».
Использование массажных ковриков в режимных моментах ДОУ...
Мастер-класс для родителей по здоровьесберегающим технологиям в ДОУ
Никогда ничему не научишься, если будешь говорить: «Я не умею, не научусь!»...
Мастер-класс «Применение нетрадиционных форм здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности ДОУ в контексте ФГОС»
laquo;Применение нетрадиционных форм здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности ДОУ в контексте ФГОС»...
Мастер-класс для родителей «Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду и дома»
Мастер-класс для родителей «Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду и дома»...