Организация мониторинга семьи и ДОУ по ФГОС
статья по теме
Материал для воспитателей по взаимодействию семьи и дошкольного образовательного учреждения по ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_monitoringa.docx | 38.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация мониторинга взаимодействия семьи и
дошкольного образовательного учреждения в условиях внедрения
Федерального государственного образовательного стандарта.
С введением Федерального государственного стандарта повышенное внимание в дошкольных учреждениях уделяется работе с родителями. В нашем детском саду предпринята попытка раскрыть особенности организации мониторинга взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения в условиях внедрения Федерального государственного стандарта.
Отметим, что именно педагогическим мониторингом называют форму организации, сбора, обработки, хранения и распространения данных о деятельности педагогической системы и данная форма обеспечивает слежение за состоянием педагогической системы и позволяет спрогнозировать ее развитие. Во время организации проведения мониторинга все внимание воспитателя направленно на характеристики педагогического процесса, на то с какими особенностями он протекает.
В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования обозначено, что главный результат должен быть нацелен на социализацию ребенка, потребность в творчестве, любознательность, мотивацию в достижении успеха. Конечно, каждый педагог знает, что достичь таких результатов можно только при непосредственном участии семьи.
Работа с родителями в ДОУ построена на основе взаимодействия педагогического коллектива и родителей, так как это не только обмен информацией в процессе деятельности или общения, это еще и важный аспект установления связей и отношений, определяющих эффективность совместной деятельности, повышающий интерес, развитие и совершенствование. Именно в процессе такого взаимодействия родители будут выступать не пассивными наблюдателями , а активными участниками воспитательного процесса.
Родители воспитанников нашего дошкольного учреждения являются самыми важными и близкими партнерами, и эта проблема, вовлечения родителей в единое пространство детского развития в дошкольном учреждении решается в трех направлениях:
− Работа с коллективом дошкольного учреждения по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.
− Повышение педагогической культуры родителей.
− Вовлечение родителей в деятельность дошкольного учреждения, совместная работа по обмену опытом.
В нашем детском саду сложились достаточно устойчивые формы работы семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными:
1. Педагогическое просвещение родителей: беседы, консультации.
2. Общие и групповые собрания.
3. Наглядная пропаганда: родительские уголки, стенды, сайт дошкольного учреждения.
Конечно взаимодействие детского сада с семьями сегодня - одна из самых важных задач, связанных с развитием всей системы дошкольного образования, но главным в работе дошкольного учреждения являются: сохранение и укрепление физического и психического развития, обеспечение условий для личностного роста. Таким образом, эффективное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребёнка с момента рождения и на всю жизнь. Папам и мамам необходимо помнить, что детский сад – только помощник в воспитании ребёнка, и поэтому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устранятся от воспитательно-образовательного процесса.
На основе вышесказанного, выделим основные принципы взаимодействия с родителями в дошкольном учреждении:
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
- Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
2.Индивидуальный подход.
- Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
3.Сотрудничество, а не наставничество.
- Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
4.Готовимся серьезно.
- Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.
5.Динамичность.
- Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
В практике работы используем новые формы взаимодействия с семьей. Таким образом, в процессе работы с семьей в дошкольном учреждении решаются задачи, связанные с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей, детей и педагогов в объединения по интересам и увлечениям, организации семейного досуга.
Помимо традиционных форм работы дошкольного учреждения и семьи начали активно использовать инновационные формы и методы работы с семьей:
- "Круглый стол" по любой теме;
- тематические выставки;
- соцобследование, диагностика, тесты, опрос на любые темы;
- консультации специалистов;
- устный журнал для родителей, с разными темами на каждой странице;
- семейные спортивные встречи;
- почта доверия, телефон доверия;
- семейные проекты "Наша родословная";
- открытые занятия для просмотра родителей;
- интеллектуальные ринги детей и родителей;
- контрольные для родителей;
- интервью с родителями и детьми на определенные темы;
- родительская гостиная;
- конкурс семейных талантов;
- аукцион секретов воспитания и др.
Большое внимание в работе с семьей уделяем оформлению методических пособийвсе материалы, предлагаемые для ознакомления родителям, эстетично оформлены;содержание регулярно обновляется;оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей (текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы);содержание предлагаемого материала действительно интересно большинству родителей.
Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников, поэтому необходимо проанализировать социальный состава родителей, их настрой и ожидания от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Конечно, в работе с семьями воспитанников можно выделить и некоторые недостатки, на примере собственного педагогического опыта выделим следующие:
- конфликты между родителями из-за детей;
- родительские претензии к воспитателям по тем или иным вопросам воспитания;
- жалобы воспитателей на пассивность родителей;
- невнимание родителей к рекомендациям воспитателя в связи с недостатком авторитета педагога из-за молодого возраста или небольшого опыта работы.
В практике нашего дошкольного учреждения используется еще один эффективный опыт взаимодействия с родителями – это награждение воспитанников, принимавших участие в мероприятиях всероссийского, окружного и городского уровней, дипломами и подаркамив торжественной обстановке, что несомненно служит укреплению доброжелательных отношений между семьёй и дошкольным учреждением.
Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты: изменился характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей. Всей своей работой сотрудники дошкольных учреждений доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
МДОУ Детский сад №59 общеразвивающего вида
Организация мониторинга взаимодействия семьи и
дошкольного образовательного учреждения в условиях внедрения ФГОС.
Воспитатель Курдюкова Н.П.
г.о.Электросталь
2015г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое сопровождение организационных форм взаимодействия дошкольной организации и семьи в условиях внедрения ФГОС ДО
Основные направления и формы взаимодействия дошкольной организации и семьи в условиях внедрения ФГОС ДО....
Статья на тему "Взаимодействие дошкольных образовательных организаций и семьи как условие реализации ФГОС ДО"
Взаимодействие дошкольных образовательных организаций и семьи как условие реализации ФГОС ДО «… дошкольник не эстафета, которую передаёт семья в руки педагогов детского сада.Здесь важен не п...
Статья "Взаимодействие дошкольных образовательных организаций и семьи, как условие реализации ФГОС ДО"
Статья о взаимодействии дошкольных образовательных организаций с семьями воспитанников...
Организация мониторинга взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта (на примере МАДОУ ДС № 37 «Дружная семейка»).
С введением Федерального государственного стандарта повышенное внимание в дошкольных учреждениях уделяется работе с родителями. Нами, на основе педагогического опыта дошкольного учреждения № 37 «Дружн...
Логико-математическое развитие дошкольников в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в условиях реализации ФГОС ДО.
В «Законе об образовании Российской федерации» (статья 44) отмечается, что образовательные организации должны оказывать помощь родителям в развитии индивидуальных способностей несовершеннолетних,...
Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи в условиях реализации ФГОС ДО
сообщение из опыта работы...
Мониторинг семьи в дошкольной образовательной организации
quot;Мониторинг семьи в дошкольной образовательной организации"Методические рекомендации для педагогов и руководителей дошкольных образовательных организаций...