Социализация дошкольников в процессе ознакомления с правилами культуры поведения.
статья (старшая группа) на тему
В процессе формирования навыков культуры поведения, принятыми в нашем обществе, дети учатся взаимодействовать с разными людьми: со взрослыми и сверстниками, людьми близкого и далекого окружения, с незнакомыми, с теми, кто направлен на дружбу и с теми, кто не желает дружить. Они учатся убеждать, договариваться, уступать, мириться, отстаивать свое мнение, просить о помощи, предлагать свою, приветствовать, благодарить. Ребята учатся делать подарки, совершать приятные для окружающих поступки и действия, красиво и правильно вести себя за столом, в общественных местах и др.Постепенно у детей при успешном руководстве взрослых формируются нравственные чувства: доброта, приветливость, забота о других, умение уступать и договариваться, сочувствие, правдивость, справедливость, дружеские отношения, трудолюбие, бережное отношение к вещам. Старшие дошкольники начинают понимать, что следование правилам культуры поведения свидетельствует об уважении к людям, к их деятельности, к рукотворному миру и миру природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsializatsiya_doshkolnikov.docx | 26.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Социализация дошкольников в процессе ознакомления с правилами культуры поведения.
Одним из направлений социализации ребёнка дошкольного возраста является воспитание культуры поведения. Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке право и обязанность каждого человека.
Почему культура поведения является важным средством и показателем социализации ребенка? Потому что правила культуры поведения регламентируют поведение человека в определенном обществе (детском или взрослом),помогают построить отношения, быть успешным, востребованным.
В каждом обществе исторически выработаны свои нормы и правила культуры поведения, которые определяют, что в действиях члена общества общепринято и допустимо, а что нет. Единые и общепринятые правила обеспечивают высокий уровень взаимоотношений и общения в обществе.
Социализированный (или успешно адаптированный к данному обществу) человек принимается окружающими, потому что он действует в соответствии с правилами данного общества.
Вопрос ознакомления дошкольников с правилами культуры поведения
не однозначен. Культура поведения членов общества складывалась исторически. Зависит культура поведения от ценностей, потребностей каждого конкретного общества.
Культура народов России складывалась веками и основана она на ценностном отношении к своей культуре; уважении к старшим, любви и заботе к младшим, гордости за свою Родину.
Реализуя образовательную Программу, мы формируем у детей целевые ориентиры. Однако, целевые ориентиры ФГОС ДО это не конкретные правила. Это ориентир ,к которому надо стремиться; это некий предполагаемый результат.
В дошкольной образовательной организации, поскольку это коллектив, группа детей, мы знакомим дошкольников с основными поведенческими правилами, с конкретными этикетными и нравственными нормами, соблюдение которых делает их равноправными членами детсадовской группы, способными строить взаимоотношения с близкими, дружить, играть, познавать, делиться знаниями с товарищами, переживать успех в делах и отношениях.
Этика, как наука, изучает внутренний мир человека, его нравственное, принципиальное отношение к жизни. Это мир эмоций, мотивов, чувств, взглядов, принципов человека.
Этикет-это лишь часть огромной науки этики. Этикет-это целый свод конкретных правил, которые человек должен выполнять в данном обществе при определенных обстоятельствах. Это визитная карточка человека, по которой складывается первое впечатление, и зачастую имеет решающее значение для дальнейшего общения.
Дошкольное детство–важнейший период в нравственном становлении личности. Об этом свидетельствуют исследования многих отечественных психологов и педагогов
(Запорожец А.В. Мухина В.С., Венгер Л.А., Аркин Е.А., Новикова Л.Н., Виноградова А.М., Нечаева В.Г., Петерина С.В. и др.)
Вопросу социализации детей средствами этикета уделяет внимание ряд исследователей. Так Курочкина И.Н. раскрыла значение этикета в формировании личностной успешности ребенка, этапы, условия, методы формирования основ поведенческой культуры. Белокурова Г.В. считает, что правила этикета доступны для малышей, т.к. связанны с понятными и значимыми для них объектами, показывает возможности детей на каждом
возрастном этапе, определяет последовательность работы по обучению их правилам этикета.
В процессе формирования навыков культуры поведения, принятыми в нашем
обществе, дети учатся взаимодействовать с разными людьми: со взрослыми и
сверстниками, людьми близкого и далекого окружения, с незнакомыми, с теми, кто направлен на дружбу и с теми, кто не желает дружить. Они учатся убеждать, договариваться, уступать, мириться, отстаивать свое мнение, просить о помощи, предлагать свою, приветствовать, благодарить. Ребята учатся делать подарки, совершать приятные для окружающих поступки и действия, красиво и правильно вести себя за столом, в общественных местах и др.
Процесс педагогического взаимодействия по мнению ряда исследователей
(Т.В. Бендас, С.А. Марутян, Н.В. Плисенко, Т.А. Репина, Л.Г. Таранникова,
С.В. Шаповалова и др.) необходимо выстраивать с учетом гендерных особенностей детей. Следовательно, в процессе общения, организации различных видов деятельности на занятиях и в повседневной жизни воспитателю необходимо применять дифференцированный подход к девочкам и мальчикам. Результатом гендерной принадлежности детей является воспитание мужественности и женственности с ориентацией на исполнение в будущем социальных ролей. В.Д. Еремеева, И.П. Шелухина, исходя из особенностей психических процессов мальчиков и девочек, делают акцент на различия в их мышлении, восприятии, эмоциях. Т.Н. Доронова считает, что при оценке деятельности мальчиков и девочек нельзя сравнивать между собой, следует хвалить за личные успехи и достижения.
Маленького ребенка мы сначала знакомим с
внешним, видимым проявлением правил культуры поведения (просим помахать ручкой при прощании; кивнуть головкой, выражая благодарность; показываем, как надо аккуратно кушать; поправляем платьице, чтобы было красиво и аккуратно, «жалеем», если малыш ударился или просим «пожалеть
маму»... Постепенно, по мере взросления детям все больше раскрывается глубокий внутренний смысл культуры поведения.
Постепенно у детей при успешном руководстве взрослых формируются нравственные чувства: доброта, приветливость, забота о других, умение уступать и договариваться, сочувствие, правдивость, справедливость, дружеские отношения, трудолюбие, бережное отношение к вещам. Старшие дошкольники начинают понимать, что следование правилам культуры поведения свидетельствует об уважении к людям, к их деятельности, к рукотворному миру и миру природы.
Нужно отметить, что любое этикетное правило имеет определенный нравственный оттенок. Правило объясняет, почему именно так следует себя вести: чтобы проявить внимание и заботу о других; чтобы окружающим было с тобой комфортно находиться рядом, интересно, приятно общаться, играть, вести общие дела.
Постепенно на этикетные правила «нанизываем» нравственное содержание, помогаем детям понять глубинный смысл правил, формируем нравственные качества личности (уважительное отношение к близким (взрослым и сверстникам), дружелюбие, взаимопомощи, доброжелательность, правдивость, трудолюбие, бережливость). Дети усваивают навыки культуры поведения: дружно играть, уступать, не ссориться по пустякам, не хвастаться, не обманывать, не жадничать, помогать, бережно относиться к вещам
и игрушкам и т.п.
Если упустить эту работу в дошкольном возрасте ,то дети будут видеть в правилах только внешнее проявление, пустые условности, без осознанного принятия и осознания значимости этих правил.
При соответствующем воспитании к семи годам ребенок познает
основы человеческих отношений, осваивает нормы и правила поведения той социальной группы, в которой живет, которые регулируются как этикетными, так и правилами нравственности.
Чтобы начать работу по формированию у детей навыков культуры поведения, нужно знать, какие правила вводить, т.е. важен отбор конкретных правил.
Все правила объединены в определенные группы в зависимости от условий, в которых ребенок находится (действует или общается):
Правила культуры общения со сверстниками и взрослыми (речевые и
поведенческие).
Правила культуры внешнего вида.
Правила поведения за столом.
Правила культуры поведения в общественных местах (магазине, библиотеке,
театре, кафе и др.).
Правила культуры обращения с предметами рукотворного мира (книги, игрушки, вещи)
Правила поведения в природе.
Кроме того, отбор правил зависит и от возрастных возможностей детей.
В зависимости от особенностей детей той или иной возрастной категории, отбираются соответствующие правила для ознакомления (что ребенку доступно для понимания и выполнения.
Таким образом, социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение знаний, норм и ценностей, позволяющих ребёнку чувствовать себя полноправным членом общества, т.е. успешно социализироваться.
Ознакомление детей дошкольного возраста с этикетными и этическими нормами способствует успешному овладению внешними общепринятыми формами поведения, усвоению нравственных норм и принципов; последовательно ведет от овладения правилами культуры поведения к нравственной и эстетической поведенческой основе. Овладение
навыками культуры поведения вооружает детей техникой установления коммуникаций, воспитывает в мальчиках и девочках мужественность и женственность и способствует, в конечном счете, успешной социализации.
Таким образом, социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение знаний, норм и ценностей, позволяющих ребёнку чувствовать себя полноправным членом общества. Усвоение детьми правил культуры поведения является важным средством социализации детей дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«РАЗВИТИЕ СЕНСОРНОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДОЙ»
В работе с детьми используются новейшие педагогические технологии. Работаем по программе «Детство» под ред. Т.И.Бабаевой, используем в образовательном процессе парциальные программы:...
"Развитие познавательных способностей у старших дошкольников в процессе ознакомления с историей, культурой народов Прибайкалья»
Мастер-класс для педагогов ДОУ...
«Формирование у дошкольников безопасного поведения на улице в процессе ознакомления с Правилами дорожного движения в игровой деятельности».
Актуальность темы:1. Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам дорожного движения несомненна, так как скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорога...
«Воспитание толерантности у старших дошкольников в процессе ознакомления с традициями и культурой разных народов»
В традиции из целостной структуры учебной работы выпадают именно контроль и оценка со стороны ребенка, они изымаются и присваиваются учителем, а ученик освобождается от необходимости контролировать и ...
«Разработка и внедрение инновационной модели воспитания, развития и социализации обучающихся в процессе овладения базовыми правилами поведения на дороге»
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА«Дорожная азбука для детей и родителей» Вид проекта: информацион...
Из опыта работы.Дистанционные технологии как направление развития социального интеллекта дошкольников в процессе ознакомления с правилами дорожного движения.
Актуальность опыта определяется реальными потребностями общества в формировании у детей основ безопасного поведения на улице....
«Разработка и внедрение инновационной модели воспитания, развития и социализации обучающихся в процессе овладения базовыми правилами поведения на дороге»
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА«Дорожная азбука для детей и родителей» Вид проекта: информационно-творческий Тип проекта:педагогический; детско-взрослый;ребенок – ...