Консультации для воспитателей
консультация на тему
Воспитатель инрает немаловажную роль на праздниках и музыкальных занятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
Участие воспитателя в музыкальном занятии зависит от возраста группы, музыкальной подготовленности детей и конкретных задач данного занятия. Особенно важно участвовать воспитателю в работе с младшими группами, где ему принадлежит главная роль в игре, пляске, песне. Чем младше дети, тем активнее приходится быть воспитателю - оказывать помощь каждому ребенку, следить, чтобы дети не отвлекались, были внимательными, наблюдать, кто и как проявляет себя на занятии. В старшей и подготовительной группах детям предоставляется больше самостоятельности, но все же помощь воспитателя необходима. Он показывает движения упражнений вместе с музыкальным руководителем, исполняет пляску вместе с ребенком, у которого нет пары, осуществляет контроль за поведением детей, за качеством выполнения всего программного материала. Воспитатель должен уметь петь песни, показывать любое упражнение, игру или танец, знать музыку для слушания детского репертуара. Во время музыкальных занятий воспитатель следит за осанкой детей, произношением слов в песне, качеством усвоения материала. Роль воспитателя меняется в зависимости от содержания музыкального занятия. Если в плане занятия намечено дать новую песню, спеть ее может воспитатель, если предварительно разучит ее с музыкальным руководителем. Допускается и такой вариант: первый раз песню исполняет музыкальный руководитель, повторно - воспитатель. Музыкальный руководитель и воспитатель могут исполнить песню вдвоем. На следующем занятии воспитатель поет запев песни, а дети - припев. Воспитатель следит, всё ли дети активно поют, правильно ли они передают мелодию песни, выговаривают слова. Поскольку музыкальный руководитель находится около инструмента, он не всегда способен заметить, кто из детей спел то или иное слово неправильно. Если занятие посвящено слушанию музыки, воспитатель может рассказать о содержании музыкальной пьесы, которую будет исполнять музыкальный руководитель, во время исполнения следить за тем, как дети воспринимают музыку. Когда дети мало высказываются по поводу услышанного, но подают реплики во время исполнения, воспитатель помогает им при анализе наводящими вопросами. При проведении музыкально-ритмических движений с детьми 3-4 лет воспитатель играет с ними, показывает плясовые и имитационные фигуры. В группах детей 4-5 лет он внимательно следит, правильно ли дети выполняют движения и кому из них надо помочь. Присутствуя на занятиях, активно участвуя в них, воспитатель не только помогает детям, но и сам усваивает материал. Необходимо, чтобы на занятиях поочередно присутствовали оба воспитателя. Зная репертуар, они могут включать те или иные песни, игры в повседневную жизнь детей. Особые обязательства налагает на воспитателя отсутствие в детском саду музыкального руководителя, ибо процесс музыкального развития ни в коем случае не должен приостанавливаться. Его осуществляет воспитатель в полном соответствии с задачами и содержанием программы. Обычно музыкальные занятия в отсутствие музыкального руководителя проводятся с использованием вокальной музыки. Для этого воспитателю совершенно необязательно иметь хорошие певческие данные - достаточно обычного голоса, но песни должны исполняться интонационно и ритмически точно, выразительно. Кроме пения, воспитатель может включать в занятие хороводные пляски, слушание музыки с использованием различных народных и детских музы- кальных инструментов, технических средств обучения, которые позволяют ознакомить детей с лучшими образцами русской и западной классической музыки, народным музыкальным творчеством, слушать произведения неоднократно в различном исполнении на рояле, баяне? скрипке и др. Грамзапись дает возможность не только слушать музыку, но и выполнять под нее некоторые виды упражнений (ходьба, бег, подскоки, плавный шаг), игры и пляски. Таким образом, организация работы по музыкальному воспитанию в дошкольном учреждении зависит от тесного рабочего взаимодействия всего педагогического коллектива.
Роль воспитателя в музыкально-педагогическом процессе
Придавая большое значение личности педагога, его руководящей роли в воспитательном процессе, Н. А. Метлов возлагал большие надежды на его активное участие в работе по музыкально-эстетическому воспитанию детей.
Степень активности воспитателя он ставил в зависимость не только от природных данных (слух, голос, пластика движений) и профессиональной подготовки, получаемой в педагогическом училище или на курсах, но главным образом от согласованности в работе воспитателя и музыкального руководителя, от их взаимной заинтересованности в успешном музыкальном воспитании детей.
Н. А. Метлов пропагандировал такие формы повышения музыкальной грамотности и культуры воспитателя, как совместное с музыкальным руководителем планирование музыкальных занятий, открытые музыкальные занятия с последующим обсуждением, индивидуальные и групповые консультации и практические занятия музыкального руководителя с воспитателями, обучение воспитателя методике пользования техническими средствами, детскими музыкальными инструментами.
Н.А.Метлов
РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В МУЗЫКАЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ
Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду, — следовательно, он не может оставаться в стороне и от музыкально-педагогического процесса.
Наличие в детском саду двух педагогов — музыкального руководителя и воспитателя, к сожалению, не всегда приводит к желаемым результатам. Тут имеют место две крайности. Одна, когда все музыкальное воспитание сводится только к проведению музыкальных занятий. Воспитатель при этом считает себя свободным от музыкального развития детей. В таком случае музыкальное воспитание не является органической частью всей жизни детей: пляска, музыкальная игра не входит в быт ребенка. Воспитатель, недооценивая значение музыкального воспитания в педагогической работе, не проявляет сам интереса к нему и не умеет вызвать интереса у детей.
Существует и другое противоположное явление, когда музыкальный руководитель выступает только аккомпаниатором, не принимает непосредственного участия в проведении музыкальных занятий, не следит за тем, как воспитатель и дети исполняют песни, пляску, движения. Такое распределение ролей возможно лишь в том случае, когда воспитатель музыкален, методически подготовлен, но слабо владеет музыкальным инструментом. Воспитатель малоопытный и недостаточно музыкально подготовленный, работая без всякой помощи и указаний, может допустить в работе ошибки как в подборе музыкального репертуара, так и в исполнении его.
Проведение музыкального занятия не является монополией музыкального руководителя, а составляет часть педагогической работы, которую ведет воспитатель. Часто растерянность, сухой скучный тон воспитателя, нечеткость в движениях происходит от того, что он еще не имел достаточной практики, не уверен в своих силах. В первое время воспитатели являются на музыкальных занятиях как бы на положении «практикантов», которые работают под наблюдением музыкального руководителя. Успехи воспитателя в значительной мере зависят от интенсивности работы музыкального руководителя с ним.
Педагог-музыкант ведет работу в двух направлениях — с детьми и воспитателями. Чем меньше подготовлен воспитатель, тем больше приходится музыкальному руководителю заниматься непосредственно с детьми. По мере овладения воспитателем содержанием и методикой музыкального воспитания, педагог-музыкант все больше вовлекает воспитателя в непосредственную работу с детьми, а также осуществляет контроль за его работой вне занятий.
Музыкальный руководитель знакомит воспитателя с практическим материалом, который дается детям. Воспитатель проводит с детьми на занятиях отдельные его элементы: поет новую песню или разучивает с детьми новую пляску, организует музыкальную игру, показывает упражнение.
Давая воспитателям задания, музыкальный руководитель должен дифференцированно подходить к каждому воспитателю, учитывая его силы и возможности.
Какие же формы работы с воспитателями наиболее эффективны? Среди них можно назвать индивидуальную консультацию и групповые занятия (кружок).
На индивидуальных консультациях музыкальный руководитель договаривается с воспитателем о заданиях, интересных и доступных детям данной группы, и о том, кому из детей следует уделить особое внимание. Музыкальный руководитель проверяет, как воспитатель исполняет детские песни, пляски.
На занятиях кружка воспитатели знакомятся с основными теоретическими и методическими вопросами музыкального воспитания, а также разучивают детские песни, пляски, игры, упражнения. Кроме того, разучиваются песни взрослых и песни, которые доступны дошкольникам для слушания. Эти песни педагогический коллектив исполняет детям на занятиях как слушание музыки или на праздниках, концертах. При разучивании с воспитателями песен обращается внимание на чистоту интонации, на четкость дикции. Наряду с приобретением вокальных навыков воспитатели повышают культуру своего движения. Кроме детских игр, плясок и упражнений они делают более сложные движения, которые способствуют развитию координации их движений и общему музыкальному развитию.
На кружковых занятиях воспитатели выполняют также некоторые самостоятельные задания. Цель их двоякая: проверить, насколько ими усвоен материал, и развить инициативу воспитателя. Например, задание составить пляску, упражнение на определенную музыку. Удачный творческий опыт воспитателя следует поощрять и широко использовать в работе с детьми.
Нужно научить воспитателя пользоваться проигрывателем, совершенствовать знания в области музыкальной грамоты, чтобы он мог исполнить по нотам детскую песенку, спеть ее. Хорошо привлечь в кружок технический персонал и актив родителей. Это приближает их к педагогической работе. Кроме кружков, следует широко использовать для воспитателей и детей слушание радиопередач.
Интерес педагогического коллектива к музыкальному воспитанию отражается на всей воспитательной работе, создает подъем, бодрость, особенно при проведении праздников.
Для того чтобы наладить должным образом работу музыкального руководителя с воспитателем, необходим контроль и помощь заведующего учреждением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»
Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...
Консультация для воспитателей "Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника"
Основная цель создания данного материала - обучения детей Правилам дорожного движения. ...
Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"
Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....
Консультация для воспитателей на тему: «Формирование у дошкольников экологических начал». Консультация для воспитателей на тему: «Азбука экологии на прогулках».
Помощь воспитателям в формировании у детей экологической культуры....
Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей
Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...
Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...