программа эффективный родитель
рабочая программа на тему

Кузьнарская Евгения Петровна

по организации

взаимодействия дошкольного образовательного

учреждения и родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon работа с родителями118 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА  ДЕТСКИЙ  САД № 34  «ДЮЙМОВОЧКА»

(628624), Российская Федерация, Тюменская область,                                     тел. 8(3466)45-00-91, 43-30-50

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра,

 г. Нижневартовск, ул. Ханты-Мансийская, д. 27 «А»                                    

                                                                                                                    УТВЕРЖДАЮ

                                                               Заведующий МАДОУ ДС № 34 «Дюймовочка»

                                            ___________________И.В. Щербинина

Программа

«Эффективный родитель»

по организации

взаимодействия дошкольного образовательного

учреждения и родителей

                                       

                     

                                                      г. Нижневартовск - 2016г.

Содержание.

Паспорт программы

Пояснительная записка

3

4

1. Содержание программы

5

2. Механизм  реализации программы

6

3. Формы взаимодействия с семьёй

9

Паспорт программы

Наименование программы

 «Эффективный родитель»

Основание для разработки программы

1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014)) 

2.Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка»   

 3.ст. 18 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании».

Заказчик программы

Педагогический совет, родители (законные представители)

Организация исполнитель программы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №34 «Дюймовочка»

Целевая группа

Дети старшего дошкольного возраста

Составитель программы

Воспитатели:  Алиева Г.Х,   Гаренских Н.В.,

Кузьнарская Е.П.,  Федорова Э.Р.

Цель программы

Создание модели совместной деятельности родителей и педагогов средствами интеграции их усилий в развитии и воспитании детей раннего и дошкольного возраста.

Задачи программы

  1. Изучение, обобщение и распространение положительного семейного опыта воспитания ребёнка
  2. Повышение педагогической и правовой компетенции и культуры родителей.
  3. Реализация сотрудничества педагогов и родителей через организацию их эффективной совместной деятельности.
  4. Организация экспертно-аналитической деятельности и определение перспектив дальнейшей работы по взаимодействию ДОУ с семьей.

Ожидаемые результаты

  1. Укрепление и развитие сотрудничества детского сада с семьями воспитанников
  2. Создание единого пространства развития личности ребенка в детском саду и семье.
  3. Активизация мотивационной готовности родителей сотрудничать с педагогами.
  4. Повышение педагогической компетенции родителей.
  5. Повышение качества образовательного процесса.

Срок реализации программы

2 года

Пояснительная записка.

Социально – экономические преобразования, характерные для России последних лет, резко изменили цели и задачи, стоящие перед образованием. Процессы демократизации в системе образования, его вариативность, инновационные программы обусловили необходимость поиска решения проблем взаимодействия детского сада и семьи, создание условий для повышения педагогической культуры родителей.

Взаимодействие педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей, формировании ценных жизненных ориентаций. Однако, приходится к сожалению констатировать, что немало родителей не уделяют достаточного внимания созданию благоприятных условий для всестороннего развития своих детей, и, при этом, не готовы к взаимодействию ни с детьми, ни с педагогами образовательных учреждений.

Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый ответ на вопрос о том, как сотрудничать с семьей. Многое зависит от интуиции и мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.

Терпение и  великодушие, добрая воля нужны обеим сторонам, чтобы преодолеть все разногласия, прийти к единым взглядам на воспитание и развитие ребенка-дошкольника.

Обоснование актуальности программы. 

Психологи, психофизиологи и педагоги единодушны во мнении, что в жизни ребенка-дошкольника именно семье принадлежит особая, первостепенная роль в становлении его личности, социализации, так как именно в семье начинается процесс познания особенностей человеческих отношений, усваиваются понятия о добре и зле, складываются первые представления о труде и отдыхе, формируются интересы, развиваются способности.

Ближе всего к дошкольнику, проблемам его воспитания в семье стоят педагоги ДОУ, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, преодолении ошибок семейного воспитания, повышение степени участия родителей в воспитании своих детей.

Семья и детский сад не могут заменить друг друга. Необходимы их взаимопроникновение и преемственность в работе. Только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой и сложный мир. Именно поэтому в настоящее время взаимодействие педагогов и родителей рассматривается как органичная часть образовательного процесса ДОУ, без которой невозможно решать задачи воспитания и развития детей дошкольного возраста. 

Цель: создание модели совместной деятельности родителей и педагогов средствами интеграции их усилий в развитии и воспитании детей раннего и дошкольного возраста.

Задачи: 

  1. Изучение, обобщение и распространение положительного семейного опыта воспитания ребёнка
  2. Повышение педагогической и правовой компетенции и культуры родителей.
  3. Реализация сотрудничества педагогов и родителей через организацию их эффективной совместной деятельности.
  4. Организация экспертно-аналитической деятельности и определение перспектив дальнейшей работы по взаимодействию ДОУ с семьей.

Пути решения проблемы

  1.  Информационно – аналитический блок
  2. Организационный блок
  3. Содержательный блок
  4. Аналитико – прогностический блок

Механизм реализации программы

  1. Информационно – аналитический блок

Задачи

Содержание деятельности

Создание банка данных по семьям воспитанников и социума

1. Социологическое обследование по определению социального статуса и микроклимата семьи.

2. Выявление уровня родительских притязаний к дошкольному образованию детей.

3. Изучение потребностей родителей в образовательных услугах, уровня включения родителей в деятельности ДОУ.

2. Обеспечение родителей достаточно полной и квалифицированной информацией как основных участников педагогического процесса

1. Знакомство с уставными документами и локальными актами учреждения.

2. Знакомство родителей с  пакетом нормативно-правовой документации, обеспечивающей права ребёнка, в том числе:

  • Закон РФ “Об образовании”;
  • Муниципальные документы, касающиеся образования;
  • Семейный кодекс;
  • Конвенция о правах ребёнка;
  • Устав ДОУ;
  • Положение о родительском совете.

3. Знакомство родителей с образовательной программой ДОУ.

4. Организация Дня открытых дверей для ознакомления с деятельностью ДОУ.

5. Проведение конференции “Мир ребёнка в условиях сотрудничества родителей и педагогов дошкольного учреждения”

  1. Организационный блок

 Задачи

Содержание деятельности

Повышение педагогической и правовой компетенции и культуры родителей

Организация наглядной информации:

  • Стенд нормативных документов, регламентирующих деятельность учреждения.
  • Обновление информационных стендов в группах.
  • Тематические выставки.
  • Памятки для родителей.
  • Рекламные альбомы.

2. Проведение проблемно-теоретических семинаров и семинаров-практикумов:

  • “Как подготовить ребёнка к школе”.
  • “Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста”.
  • “Адаптация ребёнка в детском саду”.
  • “Здоровье и физическое развитие ребёнка – дошкольника”.
  • “Возрастные особенности психолого-педагогического развития детей раннего возраста”.
  • “Особенности воспитания ребёнка с проблемами речи”.
  • “Ты детям сказку расскажи…” (воспитание в ребёнке заинтересованного читателя).

3. Профилактическая работа по проблемам нарушения прав ребёнка в семье:

организация диагностики нарушений прав ребёнка в семье;

коррекционная работа в “группах семей риска”. Разработка программы коррекционной работы.

Круглый стол “Защита прав ребёнка в РФ”.

4. Организация “Школы молодой семьи”.

5. Родительские собрания для повышения уровня педагогической грамотности родителей (по плану).

6. Организация консультаций воспитателей, специалистов по проблемам обучения и воспитания детей (по плану воспитателей и специалистов).

7. Организация библиотеки для родителей и тематических выставок новинок литературы.

  1. Содержательный блок

Задачи

Содержание деятельности

Изучение, обобщение и распространение положительного семейного опыта воспитания ребёнка

 

Изучение семейного воспитания и обучения детей дома:

Анализ и самоанализ семейного воспитания и обучения детей;

Анкетирование педагогов и родителей;

Обсуждение итогов диагностирования опыта семейного воспитания детей на родительских собраниях;

Обобщение семейного опыта.

Поддержка семейных традиций и оформление семейных альбомов.

Конкурсы семейных талантов “Ключ семейного счастья”

Вовлечение родителей в образовательный процесс.

Организация совместного творчества детей, родителей и педагогов:

  • Создание творческих групп родителей для разработки творческих и семейных проектов, кружков для детей и родителей;
  • Введение в воспитательно-образовательный процесс проектов “Гость группы”, “Взрослые – детям”.
  • Разработка и проведение предметных циклов для родителей и детей:
    – “Музыка и дети”
    – “Уральские сказочники”
    – “Путешествие в прекрасное” (музыка, театр, литература, живопись)

Посещение родителями открытых занятий, праздников, соревнований для оценки достижений ребёнка и полученных результатов воспитательно-образовательного процесса.

Создание условий для работы родительского актива в управлении ДОУ.

Работа над созданием единой программы воспитания и развития ребёнка в ДОУ и семье с целью обеспечения непрерывности образования “Детский сад – семья!”

Организация и помощь в проведении культурных и уборочно-хозяйственных мероприятий.

  1. Аналитико – прогностический блок

Задачи

Содержание деятельности

Организация экспертно-аналитической деятельности и определение перспектив дальнейшей работы по взаимодействию ДОУ с семьей.

 

Подбор диагностического инструментария для аналитической деятельности.

2. Проведение мониторинга эффективности взаимодействия ДОУ с семьей.

3. Обсуждение итогов экспертно-аналитической деятельности по программе.

4. Подготовка проекта программы на следующий период.

Формы взаимодействия с семьёй

  1. Коллективные

Консультативно - рекомендательная работа

Лекционно-просветительская работа

Практические занятия для родителей

Совместная работа родителей, детей, педагогов

1) Конференции

1) Лекции специалистов ДОУ

1) Семинары-практикумы

1) Экскурсии, походы

2) Вечера вопросов и ответов

2) Занятия для родителей в библиотеке ДОУ

2) Дни открытых дверей

2) Традиции, развлечения, семейные встречи

3) «Круглый стол» с участием родителей

3) Беседа со специалистами

3) Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей

3) Семейные праздники:

День матери, День отца, День семьи.

4) Педагогический совет с участием родителей

4) Педагогическая гостиная

4) Выставки семейных рисунков, фотографий, коллекций

4) Занятия в театральной гостиной для родителей и детей

5) Групповые собрания родителей

5) «Круглый стол» с участием родителей

5) Смотры конкурсы игрового оборудования

5) Семейные клубы по интересам

6) Тематические консультации

6)Участие в работе родительского комитета

6) Мастерская

7) Общие собрания родителей

8) Презентация дошкольного учреждения

9) Педагогические беседы с родителями

  1. Индивидуальные

Консультативно - рекомендательная работа

Индивидуальные занятия с родителями и их ребенком

  1. Беседы

  1. Конкурсы семейных газет
  1. Консультации

2)Ярмарки – распродажи семейных посиделок

 3)Посещения на дому

           3)Читательские конференции «Круг семейного чтения»

 

           4)Коллективные творческие дела

 4)Записки, дневники, информационная корзина

           5)Семейные клубы

 5)Буклеты

           6)Ведение личной фотолетописи ребёнка в период посещения д/с (портфолио ребёнка)

 6)Поручения

 7)«Ящики вопросов и ответов»

8)Библиотека

 

  1. Наглядно – информационные

Консультативно - рекомендательная работа

Практические занятия для родителей

Совместная работа родителей, детей, педагогов

Уголок для родителей

Дни открытых дверей

Мастерские

Выставка психолого – педагогической литературы

Школы для родителей

Ведение личной фотолетописи ребёнка в период посещения д/с (портфолио ребёнка)

Папки - передвижки

Тематические выставки

Выставка детских работ

Папки - раскладушки

Конференции

Беседы с детьми, участие в совместных проектах

Газета для родителей

Визиты в группу

Информационный листок, бюллетень

Библиотечки для родителей

Доска объявлений

Видеозаписи занятий, игр, прогулки, которые озвучены специалистами

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для родителей «Школа эффективного родителя»

Тренинг как форма работы с родителями, разработка тренинга...

Программа эффективности деятельности педагога

Программа эффективности воспитателя МАДОУ города Нижневартовска ДС №52 "Самолётик" Медведевой Елены Александровны включает такие направления деятельности:-Соответствие деятельности педагогич...

План проведения «Школы эффективного родителя» в группе для детей с задержкой психического развития

План проведения «Школы эффективного родителя»   в группе для детей с задержкой психического развития...

Консультация для родителей "Эффективный родитель.Ненасильственные методы воспитания детей"

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ«Эффективный родитель. Ненасильственные методы воспитания детей»В практике детско-родительских отношений на сегодняшнийдень имеются следующие важные противоречия:...

Программа эффективного партнерства семьи и ДОУ в рамках консультационного центра

Программа эффективного партнерства семьи и дошкольного учреждения в рамках реализации проекта «Поддержка семей, имеющих детей» через работу консультационного центра...