Перспективное планирование по теме: «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста через ознакомление с разными национальностями».
календарно-тематическое планирование на тему

Мельникова Елена Ивановна

Перспективное планирование по теме:

 «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста через ознакомление с разными национальностями». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Перспективное планирование93 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование по теме:

 «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста через ознакомление с разными национальностями».

Средняя группа.

Задачи.

  • Развивать у дошкольников умение понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.
  • Познакомить с русским костюмом (хантыйским).
  • Расширять представления об окружающем мире.
  • Учить ориентироваться в правилах и нормах культуры поведения и общения.
  • Развивать эмоциональную отзывчивость.

Месяц

Тема

Задачи

Интеграция ОО

Сентябрь

Беседа - "Моя дружная семья"

Наша группа

Закреплять представления о семье. Развивать осознанное отношение    к проявлению любви, уважения и сочувствия к близким людям.

Дать детям представление о том, что в нашей группе есть дети разных национальностей. Рассматривание кукол в национальных костюмах.

Социализация

Коммуникация

Познание

Октябрь

Чтение украинской народной сказки - "Рукавичка"

Знакомство с мини-музеем «Россия – многонациональная страна»

Познакомить детей с содержанием сказки и сравнить ее с русской народной сказкой "Теремок".

Познакомить детей с экспонатами мини-музея.

Социализация

Коммуникация

Познание

Чтение х/л

Ноябрь

"Колыбельные мира" – мультфильм

(Просмотр мультфильма)

Рассматривание матрёшки.

Познакомить детей с тем, что поют мамы своим детям в разных странах, что объединяет различные колыбельные.

Познакомить с русской народной игрушкой.

Социализация

Коммуникация

Познание

Музыка

Декабрь

Беседа: «Дом, в котором ты живешь».

Коренные жители нашего края.

Формировать представления о Родине на основе ознакомления с ближайшим окружением (двор, дом, улица города). Воспитывать добрые чувства. Интерес к месту, где живешь.

Познакомить с народами ханты и манси.

Социализация

Коммуникация

Познание

Январь

Культура и быт народов ханты и манси.

Рассматривание куклы в хантыйском национальном костюме. Подчеркнуть особенности хантыйского костюма. Воспитывать уважение к людям других национальностей.

Социализация

Коммуникация

Познание

Февраль

Рассматривание куклы в русском народном костюме.

Русская народная игра «Ручеек»

Познакомить с русским костюмом.

Познакомить детей с русской народной игрой.

Социализация

Коммуникация

Познание

Физическая культура

Март

Чтение стихотворений о маме авторов разных стран.

Сравнение русского и хантыйского костюмов.

Дать представление детям о том, что образ матери в стихах разных народов имеет общие черты.

Продолжать знакомить детей с культурой народов живущих в нашей стране. Воспитывать уважение к народам разной национальности. Учить видеть особенности народных костюмов, сходство и различие.

Социализация

Коммуникация

Познание

Чтение х/л

Апрель

Чтение хантыйских сказок:

«Мышка на промысле», «Жир кулика»

Рассматривание иллюстраций к сказкам.

Познакомить детей с хантыйскими сказками. При рассматривании иллюстраций к сказкам обращать внимание на одежду персонажей.

Социализация

Коммуникация

Познание

Чтение х/л

Диагностика (средняя группа)

Вопросы:

  1. В какой стране ты живешь? В каком городе?
  2. Как называют жителей нашего города? страны?
  3. Какие народные сказки ты знаешь?
  4. Д/упражнение:  «Найди куклу в русском костюме (хантыйском)».

Старшая группа

Задачи:

Знакомить детей с материальной и духовной жизнью народов России.

Познакомить с татарским (азербайджанским, армянским) костюмами.

Воспитывать у детей чувство симпатии, уважения и дружеского отношения к  народам разной национальности.

Месяц

Тема

Задачи

Интеграция ОО

Сентябрь

"Россия - многонациональное государство"

Знакомство с культурой, традициями других народов. (Чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, музыка, сотрудничество с семьями воспитанников)

Коммуникативная

Познавательно– исследовательская

Восприятие худ.литературы

Октябрь

«Мы разные, но мы вместе».

Знакомство с татарским костюмом.

Знакомство с культурой, традициями других народов. (Чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, музыкально-художественная деятельность, сотрудничество с семьями воспитанников)

Коммуникативная

Познавательно– исследовательская

Восприятие худ.литературы

Ноябрь

Проведение недели толерантности.

Знакомство с азербайджанским костюмом

 Ознакомление с культурой народов России

Коммуникативная

Познавательно– исследовательская

Восприятие худ.литературы

Декабрь

Просмотр мультфильмов по сказкам, чтение сказок народов

Знакомство со сказками народов России.  Показать детям, что многие сказки очень похожи и значит, культуры разных народов взаимосвязаны между собой.

Коммуникативная

Познавательно– исследовательская

Восприятие худ.литературы

Январь

Народы России.

Знакомство с армянским костюмом.

Знакомство с культурой, традициями других народов.

Коммуникативная

Познавательно– исследовательская

Восприятие худ.литературы

Февраль

Спортивный праздник - соревнования и подвижные народные игры.

Знакомство с культурой, традициями других народов.

Коммуникативная

Познавательно– исследовательская

Восприятие худ.литературы

Март

Знакомство с народами ханты и манси.

"Образ матери в стихах авторов разных стран"

Знакомство с культурой, традициями других народов.

Дать представление детям о том, что образ матери в стихах разных странах имеет общие черты.

Коммуникативная

Познавательно– исследовательская

Восприятие худ.литературы

Апрель

"Музыкальные инструменты народов России" - видео - презентация.

Познакомить детей с разнообразными музыкальными инструментами

Коммуникативная

Познавательно– исследовательская

Восприятие худ.литературы

Май

«Этот день победы… »

Закрепить знания о том, как защищали свою родину русские люди в годы В. О. В., как живущие помнят о нем. Формировать представление о том, как люди разных национальностей защищали Родину от врагов.

Коммуникативная

Познавательно– исследовательская

Восприятие худ.литературы

Диагностика (старшая группа)

Вопросы:

  1. В какой стране ты живешь? В каком городе?
  2. Кто ты по национальности?
  3. Знаешь ли ты, какие еще бывают национальности?
  4. Какие сказки других народов ты знаешь?
  5. Какие народные костюмы ты знаешь?

Подготовительная группа

Задачи:

Знакомить детей с материальной и духовной жизнью народов мира.

Диагностика (подготовительная группа)

 Вопросы:

В какой стране ты живешь? В каком городе?

Люди,  каких национальностей живут в нашем городе? Назови их?

Кто ты по национальности?

На каком языке ты говоришь? Разговариваешь ли ты на родном языке?

Как можно определить людей другой национальности, по каким признакам?

Есть ли у вашей семьи знакомые, друзья других национальностей? Бывают ли они у вас в гостях?

Знаешь ли ты сказки, стихи, песни, загадки, танцы своего народа, других народов? Нравятся ли они тебе?

Какие ты знаешь предметы,  выполненные народными мастерами твоей или другой национальности?  Чем они отличаются?  Из чего сделаны? Какие узоры их украшают, какие используют цвета?

Месяц

Тема

Задачи

Интеграция ОО

Сентябрь

Наш дом - Земля"

Дать детям знания о том, что Земля является домом для людей разных национальностей. Познакомить детей с политической картой мира, с различной расовой принадлежностью населения планеты.

Коммуникативная

Познавательно– исследовательская

Восприятие худ.литературы

Октябрь

Культура и традиции русского народа.

Рисование куклы в русском костюме.

закрепить знания о названии своей страны, о ее природе, устном народном творчестве и народно- прикладном искусстве.

Коммуникативная

Познавательно– исследовательская

Восприятие худ.литературы

Ноябрь

Неделя толерантности

Знакомство с чувашским (армянским) костюмом.

Подведение итогов проектной деятельности групп по ознакомлению с культурой народов мира.

Коммуникативная

Познавательно– исследовательская

Восприятие худ.литературы

Декабрь

"Традиции празднования Нового года в разных странах"

Рисование куклы в армянском костюме.

Дать первоначальное представление об обычаях  и традициях разных народов в праздновании нового года. Подвести к выводу о том, как важно уметь приносить радость другим людям (дарить подарки, составлять добрые пожелания).

Коммуникативная

Познавательно– исследовательская

Восприятие худ.литературы

Январь

"Дома, в которых живут люди" - беседа, видео – презентация.

Рисование куклы в хантыйском (мансийском) костюме.

Познакомить с разнообразием архитектуры в различных странах мира.

Коммуникативная

Познавательно– исследовательская

Восприятие худ.литературы

Февраль

Подвижные игры народов ханты и манси.

Продолжать знакомить детей с народами ханты и манси.

Познакомить во что и как играли дети ханты и манси. Познакомить с хантыйской куклой «Акань».

Коммуникативная

Познавательно– исследовательская

Восприятие худ.литературы

Март

Образ матери в мировой художественной культуре (картины Рафаэля, Микеланджело и др.) -

Закрепить знания детей о произведениях зарубежных авторов.

Коммуникативная

Познавательно– исследовательская

Восприятие худ.литературы

Апрель

"Необычные музыкальные инструменты народов мира"

Музыкальные инструменты народов Тюменского Севера.

Познакомить детей с разнообразными музыкальными инструментами

Коммуникативная

Познавательно– исследовательская

Восприятие худ.литературы

Май

Чтение сказок народов мира.

Знакомить с народной литературой стран мира

Коммуникативная

Познавательно– исследовательская

Восприятие худ.литературы

Карта  мониторинга  по теме «Воспитание толерантности посредством ознакомления с разными национальностями»

Раздел

Критерии

Представление о себе и своей семье

Знает свое имя и фамилию.

Знает имена, отчества родителей, место их работы.

Знает домашний адрес, телефон.

Знаком со своей родословной.

Представления о детском саде

Ориентируется в помещении детского сада, знает их названия и функции.

Знает адрес детского сада

Имеет представление о профессиях сотрудников  детского сада.

Представление о человеке

Имеет представления о первобытных людях

Знает об основных потребностях человека (здоровый образ жизни).

Имеет представления о народах, населяющих наш город  (ХМАО).

Представления о родной стране

Знает название города, улиц, площади.

Знает символы родного города (флаг, герб)

Знает достопримечательности города

Знает название страны, её столицы и символы России (флаг, герб, гимн)

Представление о культуре

Имеет представление о народных праздниках и традициях

Представление о географических компонентах

Имеет представление о планете Земля

Высокий уровень - знает свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, 4- 5 улиц, площадей; знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб города; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; называет природные богатства России, знает природно-климатические зоны, ландшафты; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках.
Средний уровень - знает свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России, природно-климатические зоны; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.
Низкий уровень - не знает названия страны, города. Своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц. Проспектов; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России, природно-климатические зоны; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с разными национальностями»

В настоящее время особую актуальность приобретают вопросы интернационального воспитания, а именно - воспитания детей дошкольного возраста в духе толерантности, формирование правильного и адекватного, ...

Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с разными национальностями

Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность, взаимная нетерпимость и культурный эгоизм. Толерантность - одно их важных личностных ка...

Методическая разработка "Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста через ознакомление с разными национальностями"

Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста через ознакомление с разными национальностями...

Консультация для родителей: «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с разными национальностями»

В настоящее время особую актуальность приобретают вопросы интернационального воспитания, а именно - воспитания детей дошкольного возраста в духе толерантности, формирование правильного и адекватного, ...

Консультация для родителей. «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с разными национальностями»

laquo;Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с разными национальностями»...

Консультация для родителей «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с разными национальностями»

В настоящее время особую актуальность приобретают вопросы интернационального воспитания, а именно - воспитания детей дошкольного возраста в духе толерантности, формирование правильного и адекватного, ...