ОД "Мы живем в Тяжинском районе"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Данное занятие поможет познакомиться с историей Тжинского района, познакомить детей с профессиями сельского хозяйства
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doroga_ot_istokov_do_nastoyashchego_tyazhinskiy.docx | 28.26 КБ |
professii.docx | 1.11 МБ |
Предварительный просмотр:
ООД Тема "Мы живем в Тяжинском районе"
Цель: познакомить с историей развития Тяжинского района, с сельскохозяйственными профессиями, развивать любознательность, внимание, воспитывать любовь к родному краю.
Ход мероприятия
Ведущий:
«Родина» - мы произносим,
И в глазах задумчивых у нас
Медленно качается гречиха
И дымится луч в рассветных час.
Речка вспоминается, наверно,
Чистая, прозрачная до дна.
И серёжки светятся на вербе,
И в траве тропиночка видна.
Воспитатель: У каждого человека есть место, которое ему особенно дорого, где бы он ни жил на этой огромной планете.
Место это называют «малой родиной».
У кого-то малая родина – большой индустриальный город, крупный промышленный центр, а у кого-то – маленькая деревушка, затерявшаяся на берегу медленно текущей речушки.
Наш край родной! Наш край любимый,
В родном Кузбассе самый милый!
Землёй Тяжинской он зовётся!
И от восторга сердце бьётся!
Прекрасна наша Сибирь. И не вдруг и не сразу вырос на её просторах наш посёлок Тяжинский. У каждого посёлка есть своя история, есть она и у Тяжина.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на доску что вы видите на ней? (Карта нашей малой Родины ). карта КЕмеровской области
Как называется наш поселок?
В какой области мы живем?
В какой стране?
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по родному краю. И это не случайно – ведь в следующем году нашему Тяжинскому району исполняется 95 лет со дня его образования. А наше путешествие будет проходить по карте и мы с вами сделаем остановки на нескольких станция.
- Станция «Историческая»
Воспитатель: Ребята а вы знает, что наш поселок был основан очень давно.
Послушайте стихотворение
1. Родились и живем мы в чудесном краю,
А зовут все Тяжин эту землю мою.
Спорят взрослые, дети, ученые спорят мужи:
Почему же Тяжин? Отчего же Тяжин?
Это было давно, больше ста лет назад,
По сибирской земле проходил конный тракт.
Все везли на конях: лес, пушнину и мед.
На телегах, санях, потеряв верстам счет.
Надо где-то прилечь, хоть чуть-чуть отдохнуть.
И коней заменить, чтоб продолжить свой путь.
Рос поселок в тайге, там меняли тяжи,
Вот отсюда пошло и названье Тяжин.
2. С запада на восток через поселки Тяжин и Итат проходит Сибирская железнодорожная магистраль, а автотрасса Кемерово – Красноярск, проходящая по Тяжинскому району, построена в основном на месте исторического Московского тракта.
Первые поселенцы строили землянки, полуземлянки и избушки, поэтому часть деревни называли: Копай-городом (сейчас это улица Гагарин).. Одновременно существовало название станции Тяжин. Оно происходит от слова «тяж». Так называлось металлическое крепление на оглоблях: тяж – тяжи. Все грузы перевозили на лошадях, дороги были очень плохие и тяжи часто не выдерживали – лопались. Слово «тяжи» очень часто упоминалось и поэтому укоренилось. Потом добавили суффикс «н» - так возникло название поселка Тяжин.
2. Станция «Географическая»
1. Наш Тяжин – не столица Сибири,
Тихий, милый душе уголок.
Это точка на карте России
Посреди часовых поясов.
Я люблю нашу речку, знакомую с детства,
С всплеском щучьим в речных камышах,
Навсегда унесешь в своем сердце
И за весь океан не отдашь.
2. через наш поселок протекает река. Какая ? (Тяжинка) А начинается она с болот и родников в окрестностях с.Тяжиновершинка и течет на север, принимая многочисленные притоки: Кызыл-Юн, Боровушку, Корченак, Сандайку и другие. Возле села Даниловка река Тяжин меняет направление на запад и там, на территории Мариинского района, впадает в реку Кия.
3. Тяжинский район очень богат лесами.
- Назовите, какие породы деревьев растут у нас в районе? (осина, береза, кедр, ель, сосна, лиственница).
4. Животный мир Тяжинского района разнообразен. Северная таежная часть является местом обитания пушных зверей, крупных хищников, копытных животных. Это лоси, медведь, рысь, барсук, белка, лиса заяц, бурундук и другие животные. В реках района водится выдра, такая рыба как: окунь, плотва, щука, ерш, встречается хариус, линь.
5.В Тяжинском районе находятся крупнейшие месторождения бурого угля: Итатское .
Станция «Трудовая»
1. Земля Тяжинская, богата ты людьми,
Своими недрами, просторными полями.
И прославляют земляки мои
Любовь к тебе достойными делами.
Здесь хлеборобы урожай растят,
И золото свое им дарит нива.
Рабочей честью люди дорожат
И землю нашу делают красивой.
Воспитатель: Ребята, мы с вами живем в поселке.
Здесь люди не только живут, трудятся не только в больницах, школах, детских садах и магазинах. Наш поселок сельскогохозяйственный. У нас выращивают зерно на полях, разводят фермы. Основное направление это сельское хозяйство. Работникам сельского хозяйства нужно много знать о растениях и животных, уметь правильно их выращивать и ухаживать за ними. Но главное ребята то, что больше всего на свете нужно любить землю. Без этого не добиться хороших результатов.
Очень много труда вкладывают работники сельского хозяйства, в то, чтобы вырастить хороший урожай, чтобы домашние животные давали больше молока, мяса, яиц; их труд нелегок, отнимает много сил и времени.
В наши дни работникам сельского хозяйства труд облегчает техника, в которой они должен хорошо разбираться. Ведь чтобы вспахать землю для посева зерна, чтобы скосить сено на корм коровам, овцам и лошадям, нужно уметь обращаться со специальной техникой: тракторами, сенокосилками, комбайнами, поливочными машинами. Сегодня мы познакомимся с некоторыми профессиями на селе.
Основная часть
Воспитатель: На территории нашего поселка находятся сельскохозяйственные предприятия: животноводческая ферма и растениеводческое предприятие, которые занимаются выращиванием зерновых культур.
Воспитатель: Весной, когда растает снег, выходят в поле, а кто выходит -отгадайте:
Едет конь стальной, рычит,
Сзади плуги волочит.
Дети: Трактор
Воспитатель: Правильно, выходят в поле трактора. Кто водит трактор?
Дети: Тракторист.
Воспитатель: У тракториста много работы. Сначала нужно поле вспахать, разрыхлить землю- приготовить мягкую и теплую постель для зерен.
Чтобы был большой урожай, нужно подготовить и посеять зерно.
Воспитатель:Посмотрите, сеялка сеет. Зерна падают в землю ровно. Скажите, семенами каких растений засевают хлебные поля?
Дети: Семенами пшеницы, ржи.
Воспитатель: Идет время, зерна прорастают из земли, появляются всходы. Пшеница, рожь начинают колоситься, цвести и, наконец, созревают.
Чтобы вырастить такой урожай нужно внимательно следить за всходами.
В сельском хозяйстве есть такая профессия – агроном. Агроном-специалист, который знает все о растениях, как и когда, высаживать, поливать, удобрять. Агроном создаёт условия для жизни растений.
Воспитатель: Приближается осень. Колосья становятся желтыми, золотыми.
Хлеб созрел. Нельзя медлить: колоски могут осыпаться и зерна упадут на землю. Начинается у хлеборобов ответственная пора - уборка урожая.
А что облегчает труд человека в поле
Корабль- великан не по морю плывет,
Корабль-великан по земле идет.
Поле пройдет -урожай соберет (комбайн)
? Железный нос, в землю
врос, роет, копает.
Землю разрыхляет (плуг)
Согнута в дугу, летом на лугу, зимой на крюку (коса)
Конь стальной овса не просит, А пашет и косит(трактор)
Вывешиваются картинки.
В поле вышли комбайны. Кто управляет комбайном?
Дети: Комбайнеры.
Воспитатель: Комбайном срезают колосья, обмолачивают-отделяют зерна от колосьев.
Воспитатель: На чем потом отвозят зерно?
Дети: Грузовые машины увозят с поля зерно.
Воспитатель: Правильно, увозят грузовые машины на элеватор. Это место, где зерно хранится. Его высушивают, очищают и отправляют на мукомольные заводы, где из него мелят муку, а уже из нее пекут хлеб. А что еще пекут из муки?
Дети: Булки, баранки, сушки .
Воспитатель: Теперь вы понимаете, как люди трудятся, чтобы у нас на столе всегда был свежий, ароматный хлеб. Надо помнить о нелегком труде трактористов, комбайнеров, шоферов, мукомолов, пекарей и всем им говорить: «Спасибо!».
Но нужно не только благодарить за хлеб. Нужно беречь хлеб. Никогда не бросайте хлеб, даже меленькие кусочки. Если кто-либо из младших детей бросит хлеб - остановите их! Вы уже старшие и знаете: бросить хлеб, все равно, что оскорбить всех, кто его растил!
Воспитатель: «Какие вы знаете пословицы о труде земледельцев( «Труд земледельца велик и почетен», «Труд человека кормит, а лень – портит.»)
«Какие вы знаете зерновые культуры?». Предлагаю детям рассмотреть и сравнить колосья ржи и пшеницы. «Чем похожи рожь и пшеница?»(ответы детей: это хлебные растения, они растут в поле, из их зерен делают хлеб.)
Д/и «Закончи предложение»:
Хлеб пекут из (муки).
Пшеница растёт на….
На трактора работает …
Знает все о растениях..
Зерно убирают….
Физкультурная минутка
Ветер веет над полями,
И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья —
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)
Там немного отдохнём. (Дети садятся.)
Воспитатель: В нашем поселке есть животноводческие фермы, на этой ферме люди выращивают крупнорогатый скот – коров.
Как вы думаете, как будет называться профессия людей, которые занимаются разведением коров?
Дети: Доярка, животновод
Воспитатель: Правильно. Эта профессия называется – животновод, человек который занимается разведением крупнорогатого скота.
- Скажите, а что дает нам корова?
Дети: молоко, мясо
Воспитатель: Правильно, молоко. Но чтобы взять у коровы молоко нужен человек, профессия которого называется доярка или дояр, если это мужчина.
Доярка- работница, которая доит коров и ухаживает за ними. Они и доят коров, и поят их, раздают корма. Они доят коров сепаратором – это машина для дойки коров.
- Доярка любит всех своих коров. И животные это чувствуют. Отвечают добром на доброе к ним отношение. Доярке надо много знать о животных, их повадках и нравах, чтобы хорошо выполнять свою работу. Это нелёгкий, но очень ценный труд.
- Но чтобы корова давала молоко, ей нужно хорошее питание.
- А чем обычно кормят коров
Дети: Трава
Воспитатель:- Летом коровы пасутся на лугу и питаются свежей травой, а зимой им приходится питаться сухой соломой и сеном. Есть на ферме еще один человек, который заботится о кормах и их достатке на фермы – это «Зоотехник». Много хлопот и забот у зоотехника: зоотехнику надо подумать о витаминах каждому животному, рассчитать, сколько муки, свёклы, сена и других кормов надо каждой бурёнке, телёнку. А на следующий год позаботиться, чтобы животные всегда получали зелёные корма, свежие и сочные, побеспокоиться о новых машинах и тракторах для уборки коровников и для подвоза кормов.
- А вот чтобы заготовить большое количества сена на ферме есть люди которые этим занимаются, а профессия у этих людей называется тракторист – машинист сельскохозяйственного производства. Эти люди своими тракторами скашивают траву, а после того как высохнет ее прессуют в тюки. И отправляют на ферму.
Заключительная часть
Воспитатель: Ну вот, ребята, сегодня мы с вами прошли небольшое путешествие по нашей малой родине. Вы узнали как образовался наш Тяжинский район, вы узнали о новых профессиях людей, которые работают в животноводстве и растениеводстве. Кто назовёт их?
Дети: агроном, зоотехник и т.д.
Воспитатель: Вам понравилось ребята путешествие. А вы знаете кто такие патриоты?
ответы детей. Я хочу чтобы вы всегда помнили свою Родинку, любили ее.
патриот- человек, тот, кто любит своё отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей родины. в переводе с греческого земляк.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МАДОУ "Тяжинский детский сад №3 "Золотой ключик"
Итоги работы за 2013-2014 учебный год....
«Район в котором я живу». Московский район.
Формировать представление о московском районе....
НОД "Я живу в Кировском районе"
Конспект проектной деятельности "Я ЖИВУ В КИРОВСКОМ РАЙОНЕ" для детей среднего и старшего дошкольного возраста....
Дорога от истоков до настоящего п. Тяжинский
разработка ОД...
Презентация "Район, в котором мы живем (к 45 – летию Краснокаменского района)"
Материал познакомит детей старшего дошкольного возраста с историей сел Краснокаменского района....
Призентация " Район, в котором мы живем" ( к 45 - летию Краснокаменскому району)
Материал познакомит детей старшего дошкольного возраста с историей сел Коаснокаменского района....
Конспект НОД по познавательному развитию на тему: «Живая природа Таврического района» в подготовительной группе
Цель: систематизировать знания детей о растительном и животном мире родного края....