Кружок в подготовительной группе "Волонтерство в детском саду"
учебно-методический материал (подготовительная группа) по теме

Штрек Алёна Алексеевна
Мой кружок "Волонтерство в детском саду" в подготовительной группе. Кружок посещают 10 человек. Есть планирование. К работе кружка привлечены родители

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Вольновский детский сад Полтавского района Омской области

Кружковая работа по теме «Волонтерство в детском саду»

                                                                                                  Подготовила:

                                                                                                  Штрек А.А

                                                                                                  Воспитатель

                                      с. Вольное, 2018 год

Список детей

  1. Попова Диана
  2. Сытникова Наташа
  3. Терешонок Артем
  4. Богданец Валера
  5. Кузин Саша
  6. Сыли Аня
  7. Кашников Тимофей
  8. Тарасова Ксюша
  9. Блинов Артем
  10. Головизнина Даша

Пояснительная записка

АКТУАЛЬНОСТЬ

А в чём самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро-это, прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую нужно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком...

Д.С. Лихачев

   Сейчас много говорят о том, что подрастающее поколение проявляет негативное отношения друг другу. Поэтому задача педагогов - направить свои усилия для успешной социализации ребенка и его социально - личностного развития.

Социализация — это становления личности в процессе усвоения знаний, ценностей и норм социалистического общества. В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации.

Уже с первых дней жизни ребенок является существом социальным, так как его потребности не могут быть удовлетворены без помощи и участия другого человека.

   Современные дети живут и развиваются в совершенно иных социокультурных условиях, чем их ровесники 20 лет назад. Занятость родителей, разрыв поколений, технология детской субкультуры, отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребенка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Повышенная агрессивность, дефицит гуманных форм поведения, отчужденность, изолированность выдвигают на первый план задачу социализации детей.

   Задача может быть решена при одновременной реализации таких условий, как создание благоприятной социокультурной развивающей среды, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учетом их возможностей и особенностей развития, тесное сотрудничество педагогов группы, специалистов и родителей.

   Несмотря на то, что технология «Дети - волонтеры» удивительно простая в использовании давно входит в работу с дошкольниками, ее реализация ранее проходила эпизодически, так как мы не видели, в чем могут быть преимущества данного подхода. Однако с введение ФГОС ДО, (п.2.6.) «становление самостоятельности, целеустремленности и саморегуляции собственных действий» - одна из задач социально-коммуникативного развития ребенка, пришлось пересмотреть подход, к организации условий развития ребенка - дошкольника.

   В детских садах педагоги реализуют технологию эффективной социализации «Дети - волонтеры», которая предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. Педагоги помогают старшим дошкольникам научить малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать и т. д.

Волонтерство– этосиноним слова «доброволец». Поэтому волонтерство - прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентировать в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им.

Волонтерство- это бесплатная помощь, в результате своего труда ребенок получает не материальную плату, а «плату» в качестве внутреннего удовлетворения.

   В начале учебного года дети старшего возраста заметили, что малыши не всегда с желанием идут в детский сад, стали задавать вопросы: «Почему малыши плачут? Почему не хотят идти в детский сад? Они плачут, потому, что не умеют одеваться? Как мы можем им помочь полюбить детский сад?» и др.

   Так пришла педагогическая идея в организации волонтерского движения в ДОУ. Волонтёрская деятельность (от лат.Voluntarius — добровольно) — это широкий круг деятельности, включающий традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение.

Добровольцы, с точки зрения закона Российской Федерации - физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности). Работа волонтера сплачивает людей в единственном стремлении - стремлении делать добро.

Проблема:

   Отсутствие опыта у детей старшего дошкольного возраста социально - нравственной позиции, связанной с различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

   Мы растим новое поколение российских граждан. Пройдет время, и они начнут на различных уровнях управлять общественными и государственными процессами, открывать новые горизонты в науке, технике, искусстве. Но будут ли они физически и духовно подготовленными к такой деятельности? Это зависит от нас, взрослых, от того, насколько мы сможем сформировать у них духовно – нравственные принципы и стабильный интерес к здоровому образу жизни.

   Ведущая педагогическая идея  в организации волонтерского движения в ДОУ способствует   позитивной социализации  дошкольника через активную деятельность, где они выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в своем дошкольном учреждении и ближайшем социальном окружении и  выявлению результатов, на основе которых будет расти у детей самоуважение к себе.

   Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, создали условия для частичной подмены духовно-нравственных ценностей материальным благополучием.        Формировать гуманные представления у детей с помощью замечаний, наставлений и порицаний невозможно. Важно воспитывать у детей способность видеть, понимать и разделять огорчения и радости другого.

   Актуальность организации детского волонтерского движения несомненна и привлекает внимание всё больше педагогов, родителей. Своим примером волонтёры указывают правильный путь, доказывают, что будущее за физически здоровыми, духовно-нравственными людьми с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способными к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми, способными прийти на помощь слабым и оступившимся. Ведущая педагогическая идея в организации волонтерского движения в ДОУ способствует позитивной социализации дошкольника через активную деятельность, где они выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в своем дошкольном учреждении и ближайшем социальном окружении и выявлению результатов, на основе которых будет расти у детей самоуважение к себе.

   Исходя из этого, актуальным является вопрос о создании волонтерского движения в детском саду, как социальном институте, который должен готовить к жизни.

   Для волонтера ценны такие качества как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие. Основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помочь взрослым. Волонтерство в дошкольном учреждении способствует развитию у детей милосердия, как умения пожалеть слабого, маленького, больного; бескорыстно помочь нуждающимся без напоминания и подсказки; отказаться от чего-то значимого, интересного для себя.

Новизна проекта.

Благотворительная деятельность в таких сферах, как образование является важнейшим факторам нравственного развития. В соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО, духовно-нравственная культура складывается из установки на положительное отношение к миру, на понимание того, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных верований, физических и психических особенностей, на проявление патриотических чувств, на знание традиций своей семьи и своей Родины.

   Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины и, опираясь на систему духовно-нравственных ценностей, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро стремление к исполнению нравственного долга перед собой, своей семьей и своим Отечеством.

Цель проекта:

является воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Ключевые задачи проекта:

1.Формировать коммуникативные способности дошкольников, навыки сотрудничества, позитивные установки  на добровольческую деятельность.

2.Воспитывать: нравственные качества (доброту, отзывчивость, взаимопомощь), самостоятельность, инициативность, ответственность.

3.Формировать у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа. Способствовать повышению значения семейных ценностей.

4.Создать возможность родителям и педагогам приобретать новые знания, полноценно развивать свой творческий потенциал и уверенность в себе;                                            

5.Расширить представления о волонтерском движении у воспитанников детского сада, педагогов, родителей детского сада

6.Дать практические навыки участия в волонтерском движении всем участникам образовательного процесса;

7.Сформировать инициативную группу педагогов и родителей, участвующую в данном движении;

8.Создать методические рекомендациипо организации волонтерства в детском саду и распространить опыт работы в других детских садах;

9.Составить план мероприятий и реализовать его в течение 2018– 2020 учебных годов .

10.Разработать новые формы и методы, объединяющие усилия педагогов и родителей, по воспитанию у детей милосердия, трудолюбия, доброты, толерантности.

11.Создание условий для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного образования.

Перспективное планирование

№п/п

Название и цель мероприятия

Сроки

1.

1.1 Просмотр видео презентации «Дети – волонтеры».

Цель: ознакомление детей с новым понятием «волонтеры» и показать суть работы и помощи окружающим волонтерами.

1.2Беседа «Мы – маленькие волонтеры».

Цель: формирование у детей позитивных установок на добровольческую деятельность; воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

1.3 Родительское собрание: Тема «Волонтерское движение в детском саду».

Цель: формирование у родителей представления о волонтерском движении, о его основных направлениях в разные времена, о его значении в жизни социума.

1.4 Оформление стенда волонтерского движения «Радость» в детском саду

Цель: расширение представлений о волонтерском движении у воспитанников, педагогов, родителей детского сада

1.5 Акция «Ты не один» (день пожилого человека) Изготовление подарков своими руками педагогам -пенсионерам пожилого возраста

Цель: воспитаниечувства уважения по отношению к старшему поколению.

Сентябрь

2.

2.1 Экологическая акция «Посади аллею»

Цель: посадка березовой аллеи на участке детского сада вместе с родителями

Задачи: воспитание бережного отношения к окружающей природе.

2.2 Беседа с детьми «Что значит быть добрым?»

Цель: выяснить с детьми, что значит быть добрым, считают ли они себя добрыми и как понимают, что такое «добро»

2.3 Выставка рисунков «Дорога доброты»

Цель: воспитание у детей сострадания и милосердия к другим людям, птицам, животным, насекомым и т.д.

2.4 Акция «Добрые дела для малышей»

Цель: оказание помощи малышам в разных видах деятельности (одевании, раздевании, заправлять кроватки, убирать игрушки и т.п.).

Октябрь

3.

3.1 Акция «Помоги пострадавшим в пожаре»

Цель: привлечь детей и родителей к оказанию помощи семье пострадавшей в пожаре (кто чем может)

3.2 Акция «Покормите птиц зимой!». Изготовление кормушек для птиц вместе с родителями.

Цель: вовлечение детей и их родителей в трудовую деятельность по изготовлению кормушек для птиц из разного материала.

Задачи: пропагандировать среди дошкольников и родителей знания о пользе птиц; воспитывать желание помогать птицам.

3.3 Выпуск и распространение буклетов «Волонтер – это актуально!»

Цель: воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной и гражданской позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.

3.4 Чтение художественной литературы «Как братья отцовский

клад нашли».

Цель: закрепление представлений о родственных

отношениях. Подвести детей к пониманию доброты, как

основы взаимоотношений между людьми, человек узнается по

его делам.

3.5 Неделя добрых дел Беседа «Чему мы можем научить малышей» малышей?»

Цель: Оказание помощи детям младшей группы

Ноябрь

4.

4.1 Разучивание с малышами стихов о зиме, о Новом годе.

4.2 Акция «Корзинка радости». Сбор подарков (игрушек, канцелярских товаров, книг и др.) для детей детского дома районного поселка Полтавка к Новому году.

Цель: сформировать у детей представление о взаимопомощи, о сострадании к чужой беде; воспитывать у детей такие качества, как доброта, щедрость, отзывчивость.

4.3 Чтение детям художественной литературы: Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья», В. Осеева «Просто старушка», В. Катаев «Цветик-семицветик»

Цель: на примере литературных героев воспитывать у детей желание совершать добрые поступки.

4.4«День добрых дел». Поможем убрать игрушки малышам.

Цель: оказание шефской помощи

Декабрь

5.

5.1 Акция «Помоги малышам». Помощь в расчистке снега на участке малышам, собирание на прогулку, подклеивание книг, показ сказки - драматизации.

Цель: оказание шефской помощи.

5.2 Выставка книг о природе

Цель: воспитание патриотизма и гуманного отношения к родной природе     природе

5.3 Мастер-класс «Изготовление подарков малышам»

Цель: доставить малышам радость

5.4 Акция «Научи меня играть»

Цель:помочь детям младших групп организовывать сюжетно-ролевые игры

Январь

6.

6.1 Выставка рисунков «Береги свою планету, ведь другой такой же нету!»

Цель: формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе; побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.

6.2 «Неделя добрых дел»-  привести книжный уголок в порядок

Цель: вместе с детьми привести в порядок книги- подклеить, расставить

6.3 Беседа «Почему добро побеждает зло?»

Цель: учить детей рассуждать, делать выводы о добре и зле

Февраль

7.

7.1 Акция к празднику 8 Марта «Подарки педагогам-пенсионерам, ветеранам труда, ветеранам Великой Отечественной войны

Цель: доставить радость к празднику

7.2 Выпуск и распространение листовок «Не оставайся в стороне!» о необходимости оказания посильной помощи нуждающимся.

Цель: оказание помощи нуждающимся детям.

7.3 Организация игр с детьми младшей группы

Цель: воспитывать у детей желание доставлять малышам радость.

7.4 Разучивание стихов с малышами о весне, птицах, природе

Цель:

Март

8.

8.1 Беседа с детьми «Что вы сделали доброго?»

Цель: продолжать учить детей делать добрые дела

8.2 Операция «Сломанная веточка»

Цель: подвязывание и замазывание сломанных веточек на территории детского сада.

Задачи: воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

8.3 «Сказка вы гости к нам пришла»

Цель: показать младшим детям сказку- драматизацию

8.4

Апрель

9.

9.1 Трудовой десант «Мусору – нет!».

Цель: улучшить экологическое состояние территории детского сада, воспитывать бережное отношение к природе.

9.2Совместная акция с волонтерами школы «Чистый май, цветущий май»

Цель: воспитывать у детей уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.

9.3 Акция «Бессмертный полк»

Цель: предложить детям вместе с родителями принять участие в шествии с фотографиями своих родственников «Бессмертный полк» в селе Вольное.

9.4 Создание альбома «Кладовая добрых дел»

Цель: закрепить знания о тех добрых делах, которые мы сделали

Май

10.

10.1 Акция с волонтерами школы «Дизайн-оформление цветников на территории детского сада».

Цель: оказание помощи в озеленение территории детского сада; воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира, ответственность за посаженные растения, трудолюбие и опрятность.

Июнь

11.

11.1 Представление для малышей «Детская безопасность»

Цель: довести до малышей представления об элементарной безопасности по правилам дорожного движения, доставить радость малышам.

11.2 Презентация (отчет) «Дорога добрых дел»

Цель: подвести итог работы детей и родителей волонтеров

11.3 Родительское собрание (отчетное)

Июль

         

   

Предполагаемый результат:

Развитие добровольческой (волонтерской) деятельности у воспитанников, их родителей и сотрудников образовательного учреждения направленной на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном уровне способствующей личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность добровольцев.

  • - участие детей в волонтерском движении поможет им освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить - коммуникативную компетентность;
  • - они научатся вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию;
  • - Они будут готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных.
  • При этом важно, что у них не только сформируется негативное отношение к плохому, но и обеспечены способы социальной активности, позволяющие перейти от пассивного неодобрения к активным действиям в среде сверстников.
  • Инновационные технологии помогут детям не только в накоплении социального опыта, но и усиливает желание малышей не пропускать ни одного увлекательного дня в детском саду.
  • Внедрение волонтерского движения в дошкольном учреждении на основе свободного объединения родителей, педагогов и детей, деятельность которых продиктована доброй волей, а не принуждением приведет к более эффективному формированию у дошкольников таких качеств как милосердие, ответственность, самостоятельность; оптимизации детско-родительских отношений; повышению рейтинга образовательного учреждения так как всеми участниками проекта будет осознанно принято единое образовательное пространство «Семья – детский сад – социум».
  • Спроектированная система волонтерского движения в ДОУ обеспечит повышение профессиональной компетентности педагогических работников.

Создание волонтёрской деятельности в детском саду позволит:

-создать в коллективе атмосферу, стимулирующую эффективность воспитания и привлечение семьи к целенаправленному педагогическому процессу дошкольного учреждения;

-организовать самостоятельную деятельность детей,

-разработать диагностический инструментарий, методические рекомендации по использованию волонтерской деятельности для педагогов и родителей и апробировать их в ДОУ.

-расширить представление о волонтерском движении у детей 3-7 лет, педагогов детского сада, родителей воспитанников;

-приобщить детей и родителей воспитанников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства.

-формировать у детей предпосылки толерантного отношения к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности;

-привлечь родителей воспитанников в образовательный процесс ДОУ;

-обеспечить преемственности целей, задач и содержания образования дошкольного и начального общего образования.

-организовать целенаправленную работу в ДОУ благотворительной и добровольческой направленности, через взаимосвязь поколений – дети, взрослые и пожилые люди.

Нормативно-правовая база кружка:

- Всеобщая декларация прав человека (1948 г.);

- Конвенция о правах ребенка (1989 г.);

- Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. ;

- Федеральный закон от 11 августа 1995 г. » О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

- Основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Вераксы, Комаровой.

Библиография проекта.

1.О.Л.Князева, М.Д. Маханева Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно- методическое пособие. -2изд; «Детство- Пресс», 1998г.

2.Л.Л.Шевченко «Добрый мир»из-во «Подмосковье» 2012г.

3.В.Н. Микляева. Нравственно – патриотическое и духовное воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2013г.

4.«Как воспитать настоящего человека» Педагогика, 1990. - (Библиотека учителя)

5.Гришаева Н.П. Анализ социальных проблем дошкольного воспитания// Управление в дошкольном образовании. 2002 № 5.

6.Интернет ресурсы.

7. Крылова, Н. И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ.Проектирование, тренинги, занятия [Текст]: методическоепособие/Н. И. Крылова. –Волгоград: издательство «Учитель», 2009.164-169с.

8. БогинаТ. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях методическое пособие/Т. Л. Богина –М.:Издательство «Мозаика-Синтез»,2006. – С. 94 -96

9. Михайленко И. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду.Пособие для воспитателей Москва 2001г. С. 32-38.

10. Бачурина, В. Н. Новые развивающие игры для дошколят популярная литература. /В. Н. Бачурина–М.:ДОМ XXI век РИПОЛклассик, 200.–С. 114-118.

11.«Как воспитать настоящего человека» Педагогика, 1990. - (Библиотека учителя)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«КУЗЬМИНСКИЕ ПОСИДЕЛКИ» в подготовительной группе сельского детского сада

В методической разработке представлены сценарий фольклорного праздника "Посилелки на Кузьму-Демьяна", этапы его подготовки. Рассматриваются отдельные формы работы с родителями при подготовке пра...

Кружок "Ладушки" в старшей группе детского сада

Воспитание уважения к нравственным и духовным ценностям, традициям, созданными нашими предками через устное наодное творчество....

Презентация кружок "Крупеничка" в старших группах детского сада.

Эта презентация о кружке, в котором изготавливаются картины из крупы, семян, зёрен. Делают их сами дети....

Кружок "Мате: плюс. Математика в детском саду".

Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника....