«Проблема взаимодействия общественного и семейного воспитания, пути решения.»
консультация на тему

Консультация «Проблема взаимодействия общественного и семейного воспитания, пути решения.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация25.34 КБ

Предварительный просмотр:

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируется ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола и вероисповедания.

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Семья и дошкольная организация – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Дошкольная организация играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако, гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательной деятельности вряд ли возможно. Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольной организации.

Воспитание как процесс целенаправленного формирования личности осуществляется под воздействием социальных институтов, ведущее место среди которых занимает семья.

В условиях колоссальных изменений во всех сферах жизни общества семья должна изменить свою традиционную функциональную стратегию, и, прежде всего, в воспитании. Но исторический опыт показывает, что в периоды социальных перемен именно институт семьи проявляет консерватизм, инертность в принятии новых парадигм и тем самым в условиях всеобщих изменений сохраняет стабильность, преемственность старых представлений, образцов и норм.

В настоящее время разрушение традиционных устоев семьи является одной из причин кризиса семьи. Кризисные явления в жизни семьи многообразны:

1) не имея навыков совместного проживания с ребенком событий семейной жизни, большая часть родителей стремится «откупиться» от личного общения с ребенком дорогими подарками, компьютерной и иной техникой, лишая детей живого участия и поддержки;

2) прервалась преемственность педагогической традиции в семье, родители проявляют поразительную неграмотность в вопросах приоритетов развития и воспитания в разные периоды детства;

3) представители старшего поколения, вырастившие своих детей в детских садах и пионерских лагерях, не готовы к выполнению социальных ролей бабушек и дедушек: не владеют традиционными приемами пестования маленьких детей, избегают активного участия в воспитании внуков, оказываются неспособны помогать детям и внукам наставничеством и сердечным участием.

Нарушенная система семейных отношений, прежде всего в плане воспитательной недееспособности в реализации новых задач формирования личности приводит к нарушению прав ребенка.

Качество семейного воспитания, расширение воспитательных возможностей семьи, повышение ответственности родителей за воспитание своих детей – важнейшие проблемы современной педагогической практики. Их решение возможно при условии всесторонней психолого-педагогической подготовки семьи, родителей к выполнению своих воспитательных функций. Именно этими обстоятельствами диктуется необходимость постоянного повышения уровня педагогической компетентности родителей, необходимость и актуальность организации для них различных форм образования.

Изменение государственной политики в области образования повлекло за собой признание положительной роли семьи в воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней. Так, в законе РФ «Об образовании» от 26 декабря 2012 года говорится, что «государственная политика в области дошкольного воспитания основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования, любви к Родине, семье». В этом законе, в отличие от документов предыдущих лет, уважение к семье признается одним из принципов образования, то есть семья из средства педагогического воздействия превращается в его цель.

Закон РФ «Об образовании» вводит федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО). ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

В ФГОС ДОсформулированы  и требования по взаимодействию дошкольной организации с родителями. Подчеркнуто,  что  одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество дошкольной организации с семьей, а  ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического  и  психического    здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. 

Родители (законные представители) должны принимать участие в разработке части образовательной Программы дошкольной организации, формируемой участниками образовательных отношений  с  учётом  образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и  педагогов.

В соответствии с ФГОС ДО дошкольная организация обязана:

  • информировать родителей (законных представителей) и общественность относительноцелей  дошкольного  образования,  общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность;
  • обеспечить открытость дошкольного образования;
  • создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
  • поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их  здоровья;
  • обеспечить вовлечение  семей    непосредственно в образовательную деятельность, в том числе   посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
  • создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными  представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.

В основе новой концепции семьи и дошкольной организации лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные структуры призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.

Руководящая и организующая роль дошкольной организации по отношению к семье характеризуется комплексом факторов:

1) планомерное, активное распространение педагогических знаний среди родителей;

2) практическая помощь семье в воспитании детей;

3) организация пропаганды положительного опыта общественного и семейного воспитания;

4) вовлечение родителей в педагогическую деятельность;

5) активизация их педагогического самообразования и др.

В.А. Сухомлинский считал, что педагогика должна стать наукой для всех - и для педагогов, и для родителей. Сколько-нибудь успешная воспитательная работа совершенно немыслима без системы педагогического просвещения, повышения педагогической культуры родителей, которая является важной составной частью общей культуры.

Под педагогической культурой родителей понимается их достаточная подготовленность, развитие тех качеств личности, которые отражают степень их зрелости как воспитателей и проявляются в процессе семейного и общественного воспитания детей. 

На современном этапе в основу совместной деятельности семьи и дошкольной организации заложены следующие принципы:

1) родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей;

2) это единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей;

3) помощь ребенку, уважение и доверие ему как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;

4) знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;

5) постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольной организации, его промежуточных и конечных результатов.

Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольной организации. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Главный момент в контексте «семья - дошкольная организация» - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье, «...надо сделать так, чтобы детский сад не подменял родителей, не отторгал их от детей, а соединял их друг с другом, давал возможность для их богатого и тонкого общения и взаимодействия». Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.

Взаимодействие педагогов и родителей осуществляется в основном:

  • через приобщение родителей к педагогическому процессу;
  • расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательной организации;(ДОУ должно быть открытой системой)
  • пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;(педагогический процесс свободный,гибкий)
  • создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей и детей;
  • информационно — педагогические материалы, выставки детских работ, которые знакомят родителей с воспитывающей и развивающей средой;
  • разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;
  • объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка;(готовность сотрудничества)
  • проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;
  • уважительные взаимоотношения семьи и образовательной организации.

Итак, отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии. Педагоги должны владеть современным арсеналом педагогических технологий, чтобы уметь объяснить родителям их назначение, особенности и предпочтения.

В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные.

К традиционным формам относятся: посещение семьи ребенка, наглядная пропаганда, день открытых дверей, беседы, консультации, родительские собрания.

В настоящее время в связи с перестройкой системы дошкольного воспитания педагоги ищут новые, нетрадиционные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей: семейный клуб, «телефон доверия», «родительская почта», вечер вопросов и ответов, встречи за круглым столом, интерактивные игры, мастер-классы, тематические акции и др.

Взаимодействие семьи и детского сада – это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания. В новых формах взаимодействия педагога с родителями реализуется принцип доверительного партнерства. Разнообразие интерактивных форм взаимодействия с родителями позволяет воспитателям повысить педагогическую культуру родителей, расширить представления детей по различным образовательным областям. Основная цель всех форм и видов деятельности дошкольной организации с семьей — установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Таким образом, использование нетрадиционных форм взаимодействия дошкольной организации с семьей способствует повышению эффективности взаимодействия с родителями. Родительская общественность, выступая как партнер в воспитании и обучении дошкольников, формулирует социальный заказ образованию и разделяет ответственность за состояние образовательной деятельности в дошкольной организации. Партнерство детского сада и родителей в целях образования оказывает долгосрочное воспитательное воздействие на дошкольников, подавая детям практический пример и формируя ценности и традиции социально-ориентированной инициативы.

В современном образовании появляются новые, инновационные технологии, но ни одна, даже самая лучшая педагогическая система не может быть в полной мере эффективна, если в этой системе нет места семье. Ребенок не может существовать вне семьи. Если дошкольное учреждение и семья “закрыты” друг для друга, ребенок оказывается между двух не общающихся систем. Отсюда конфликты, непонимание неуверенность.

Я считаю, что эти две значимые для ребенка системы должны стать открытыми. Это не означает, что дома должны быть созданы условия как в детском саду, а детский сад будет решать проблемы семьи. Главной должна стать атмосфера добра, доверия, и взаимопонимания между педагогами и родителями. Только в этом случае возможно создание условий, помогающих раскрытию всех творческих и человеческих возможностей ребенка.

«Проблема взаимодействия

общественного и семейного

воспитания, пути решения.»

Подготовила:

                                                                       воспитатель

 Лыкова Ольга Анатольевна

2017г.                                                                                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы предшкольного образования и пути их решения

Статья о назревших проблемах в системе предшкольного образовария. Представлена новая модель предшкольного образования и условия, обеспечивающие эффективность работы данной модели. «Общество заинтересо...

Проблемы предкольного образования и пути их решения

Статья, в которой раскрываются  наиболее эффективные пути  решения проблемы  предшкольного образования на современном этапе....

Кризис 3 лет. Психологические осбенности этого возраста. Проблемы в воспитании и пути их решения.

В помощь родителям. Статья поможет разобраться, в чём суть этого кризиса, как он проявляется и чем можно помочь ребёнку....

«Социально-психологические проблемы современной семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями. Православные традиции, как путь решения данной проблемы»

«Родителям, имеющим  недоразвитых детей, не следует расстраиваться из-за этого, потому что они – спасены. Даже радоваться нужно, ибо без особого труда идут в рай. Чего же   другого роди...

Практико-значимый проект по теме «Проблема эмоционального самовыгорания педагогов: сущность и пути решения»

Цель: рассмотрение подходов, описывающих издержки педагогической деятельности, а также пути и способы их преодоления.Задачи: - рассмотреть понятия «саморегуляция», «стресс», «эмоциональное самовы...

Релизация образовательной области "Музыка": проблемы, пути решения.

Создание предметно - развивающей среды для развития певческих навыков у детей дошкольного возраста.Музыкальный руководитель в дошкольном учреждении - активный участник в формировании художественно-тво...