Перспективное планирование по образовательной области: безопасность.
рабочая программа по обж (подготовительная группа)

Киянова Наталья Сергеевна

Перспективное планирование по образовательной области: безопасность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bezopasnost.docx92.45 КБ

Предварительный просмотр:

Технология основ безопасности детей дошкольного возраста.

        

         Обеспечение безопасности жизнедеятельности является приоритетной задачей для личности, общества, государства. «Стратегический приоритет политики в сфере детства – это формирование и развитие ценностей здорового образа жизни», - подчеркнуто Президентом РФ в послании Федеральному Собранию на 2011-2013 гг. Одним из направлений формирования здорового образа жизни является обеспечение безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства.

           В последнее время участились случаи оставления детей в опасных ситуациях, происходят стихийные бедствия, жертвами которых являются дети, в том числе дошкольного возраста Причинами этого являются, с одной стороны, бесконтрольность со стороны взрослых, с другой стороны -недостаточный уровень подготовленности детей к адекватному поведению. В связи с этим родительская общественность нашего учреждения предъявляет повышенные требования к ДОУ в подготовке детей к действиям в различных ситуациях, угрожающих их жизни и здоровью. Проведенный в ДОУ анализ анкетирования родителей свидетельствует о том, что и сами родители порой затрудняются в объяснении детям тех или иных причин, последствий и правил поведения в опасных ситуациях.

         В этой связи формирование безопасности жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой для педагогического сообщества, поскольку обусловлено объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, важностью целенаправленной деятельности в этой области родителей и работников ДОУ. Данные факторы обусловили необходимость разработки и реализации дополнительной образовательной программы «Формирование основ безопасности жизнедеятельности» (для детей дошкольного возраста).

          Творческий коллектив ДОУ проанализировал программу под редакцией М.А.Васильевой и выявил, что содержание учебного материала по формированию основ безопасности и жизнедеятельности представлено локально. Таким образом, каждое образовательное учреждение решает эти вопросы самостоятельно. Альтернативой является использование дополнительных программ. В связи с введением Федеральных государственных требований в образовательную деятельность ДОУ в учебный план внесена образовательная область «Безопасность», но она не включена в расписание непосредственно образовательной деятельности, а реализуется как интегративное качество.

       Так, разработанная педагогическим коллективом дополнительная образовательная программа включает отдельные занятия, содержание знаний, умений и навыков носит не ознакомительный характер, а более углубленный и более продуктивный, системный.

        Таким образом, дополнительная программа «Формирование основ безопасности жизнедеятельности» (для детей дошкольного возраста) позволит формировать компетенции детей в области безопасности системно, целостно, с учетом преемственных связей.

        Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей осуществляется в разных направлениях, основные – работа с детьми, родителями, педагогическим коллективом и персоналом. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания. Понятие безопасности в ДОУ ранее включало в себя только охрану жизни и здоровья детей. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в не вошли и такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.

         Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснять детям, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице, дома.

         Эту проблему, связанную с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому важно обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между детским садом и семьей.

       Обучение дошкольников культуре поведения на улице тесно связано с развитием у детей ориентировки в пространстве. Каждый педагог должен знать: правила дорожного движения для пешеходов и воспитывать дисциплинарного пешехода. Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. Поэтому главная задача воспитателей и родителей в этом разделе – доступно разъяснить правила ребёнку, а при выборе форм обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.

       Полученные в учебной деятельности знания дети могут отразить в самостоятельной продуктивной деятельности: рисование, лепке, аппликации, конструировании. В методическом кабинете собран огромный материал по ОБЖ, снабжен инструктивным материалом, методической и детской литературой, периодическими изданиями, плакатами, конспектами, сценариями, играми, работы педагогов, взаимодействие с родителями.  

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯТПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «БЕЗОПАСНОСТЬ».

ЦЕЛИ:

 Формирование у детей дошкольного возраста основных представлений, знаний, умений и навыков об основах безопасности жизнедеятельности.

 Стимулирование развития у детей смысловых образований, поведенческих навыков в вопросах безопасности и жизнедеятельности.

  Повышение уровня развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста.

ЗАДАЧИ:

 Освоение знаний по ОБЖ.

 Развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечение безопасного поведения в опасных ситуациях.

 Воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни.

 Овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной защиты.

 Расширять и систематизировать знания о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми.

  Формировать знания о правилах поведения на улице, дороге, транспорте.

 Развивать основы экологической культуры и становление бережного отношения к природе.

 Способствовать эмоциональному и благополучному развитию ребенка - дошкольника.

        Понятие «безопасность жизнедеятельности» мы рассматриваем как составляющее общей культуры человека и подразумевающее совокупность знаний о безопасности жизнедеятельности, нормах и правилах безопасного поведения, осознанном отношении к жизни и здоровью человека; умений и навыков оберегать свою жизнь, поддерживать здоровье, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях.

        В понятие «образовательная среда формирования безопасности жизнедеятельности» мы включаем такие аспекты, как: взаимодействие всех участников педагогического процесса, предметную развивающую среду, педагогическую технологию.

ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

        В основу организации образовательного процесса определен комплексно – тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности.

ПРИНЦЫПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ.

        Исходя из толкования основополагающих понятий, процесс организации работы основан на принципах:

 Принцип полноты. Содержание работы реализуется по всем разделам. Если какой-либо раздел выпадает из рассмотрения, то дети оказываются не защищенными от представленных в нем определенных источников опасности.

 Принцип системности. Работа проводится системно весь учебный год при гибком распределении содержания программы в течение дня. Специально организованные занятия целесообразно проводить в первой половине дня.       Что же касается игры, театрализованной и других видов нерегламентированной деятельности детей, то эти формы работы могут осуществляться как до обеда, так и во второй половине дня; для этого можно выбрать определенный день недели или работать тематическими циклами (каждый день в течение недели с последующим перерывом в две-три недели). Однако независимо от выбранного ритма следует учитывать такой фактор, как состав группы: летом или во время карантина, когда детей мало, основное содержание программы давать не следует, можно лишь закреплять пройденный материал.

  Принцип возрастной адресованности. При работе с детьми разного возраста содержание обучения выстраивается последовательно: одни разделы выбираются для работы с детьми младшего дошкольного возраста, другие - для среднего, третьи - для старших дошкольников. Второй путь - одно и то же содержание программы по разделам используется для работы в разных возрастных группах. (В обоих случаях используются методы, соответствующие возрастным особенностям детей.)

 Принцип интеграции. Данная программа может быть реализована как самостоятельная, так и выступать как составная часть комплексной программы. При этом ее содержание органично вплетается в содержание основной комплексной программы. Прежде всего, это касается занятий по изобразительной, театрализованной деятельности, по ознакомлению с окружающим миром, по экологическому и физическому воспитанию, а также не регламентированных видов деятельности и отдельных режимных моментов.

  Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и в семье. Основные разделы программы должны стать достоянием родителей, которые могут не только продолжать беседы с ребенком на предложенные педагогами темы, но и выступать активными участниками педагогического процесса.

 ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

- занятия; - игры – занятия; - беседы; - чтение художественной литературы; - рассматривание иллюстраций по теме; - наблюдения; - экскурсии; - сюжетно – ролевые игры; - настольные, дидактические, подвижные игры; - игры - тренинги; - просмотр мультфильмов; - трудовая деятельность; - продуктивная деятельность; - отгадывание загадок; - развлечения; - досуги; - разыгрывание ситуаций с предлагаемыми обстоятельствами;

      Наряду с традиционными формами обучения в ДОУ, большое внимание уделяется организации различных видов деятельность и приобретению детьми поведенческого опыта. Ведь знания, которые мы даем детям, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике. При организации методической работы с педагогами используются такие формы работы, как педсоветы, деловые игры, психологические тренинги.  

 НАПРАВЛЕНИЯ В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ:

 Организация собраний с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирование их активного в ней участия;

  Ознакомление родителей с работой по данной программе и результатами обучения и воспитания детей через открытые мероприятия. Это занятия, досуги, экскурсии, оформление стендов в группе: «Правила дорожного движения», «Правила поведения при пожаре», в кабиной: «Дневник твоего здоровья – если хочешь быть здоров», «Правила безопасности для детей», «Обратите внимание». Стенд «ОБЖ родителям» с постоянной сменой информации: «Семь «НЕ», которые должны знать дети»; пословицы и поговорки о безопасности, правила поведения при пожаре, соблюдение правил дорожного движения, памятки «Если чужой приходит в дом», «Что дошкольник должен знать о дороге» и много другой информации.

 Приобщение родителей к изготовлению пособий к дидактическим и сюжетно - ролевым играм (макеты домов, усадеб, светофора и др.)

 ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ ОВЛАДЕНИЯ ДЕТЬМИ ЗНАНИЯМИ, УМЕНИЯМИ И НАВЫКАМИ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТНОШЕНИЕ К ТЕМЕ ОБЖ .

        Дети проявляют активный познавательный интерес. Видят проблему, высказывают предположения самостоятельно, или с подсказкой воспитателя. Принимают активное участие при планировании деятельности совместно с взрослым. Могут самостоятельно приготовить материал для игры и развернуть сюжет. Могут самостоятельно или по наводящим вопросам формулировать выводы. Аргументируют свои суждения и пользуются иногда доказательствами с помощь взрослого.

Перспективное планирование по образовательной области: безопасность.

 В старшей группе.

Подготовила:

Воспитатель Плюснина О.А.

        

Сентябрь

Неделя

Тематика занятий

Литература

 

1

Здоровья ребенка

"Ценности здорового образа жизни"

Цель: Познакомить детей с основными ценностями здорового образа жизни. Способствовать здоровому образу жизни.

Игра "Кому что нужно?"

Давайте поиграем'

2

Эмоциональное благополучие.

"Конфликты между детьми"

Цель: Научить детей самостоятельно разрешать межличностные конфликты учитывая при этом состояние и настроение другого человека.

Слушание песни "Дружба крепкая"

"Безопасность" стр. 127, зан. №35

 

3

Ребенок дома

"Один дома"

Цель: Рассмотреть и обсудить с ребенком такие опасные ситуации, как контакты с чужими людьми, научить его правильно себя вести.

"Безопасность" стр. 53, зан. №З

 

4

Ребенок и природа.

"Сигналы опасности в природе"

Цель: Приучать детей к осторожному обращению с объектами природы. Познакомить их с сигналами опасности у животных, растений (цвет, шипы, звук) Д.и. "Правила поведения в лесу

"Безопасность" стр. 53, зан. №4

 

5

Ребенок и дорога

"Улица - не место для игры".

Цель: Уточнить правила поведения на улице; место для игр. Объяснить детям, что для их игр есть специально отведенные места (парки и т.д.)

"Осторожные сказки" Т.А. Шорыгина стр.42, зан. №6

 

Октябрь

1.

Здоровье ребенка.

"Как сохранить кожу здоровой"

Цель: Дать общие основные функции кожи, расширить представления детей о свойствах кожи, запомнить как правильно ухаживать за кожей.

"Естественнонаучные наб-я в дет.саду" стр.77

 

2.

Эмоциональное благополучие.

"Добро и зло"

Цель: Расширить представления детей о добре и зле. Учить сравнивать поступки свои и окружающих

Чтение Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо.

 

3.

Ребенок дома.

"Что лечит, а что калечит?"

Цель: Учит детей не брать без разрешения медикаменты.

Рассказать о вреде и пользе витаминов

С-р. игра "Аптека"

 

4.

Ребенок и природа

"Съедобные и ядовитые грибы"

Цель: Научить детей различать грибы, объяснить детям почему нельзя собирать грибы вдоль дорог, не употреблять в пищу не обработанные грибы.

Чтение сказки "Советы лесной мышки"

"Осторожные сказки" Т.А Шорыгина стр. 69

5.

Ребенок и дорога

"Виды транспорта и специальные машины"

Цель: Дать детям представление о появлении первых машин. Рассказать о вилах транспорта и преимуществах специальных машин. Довести до сведения детей понятие "тормозной путь" и способствовать сознанию его при перебежке перед идущим транспортом.

 

Ноябрь

1.

Здоровье ребенка

Цель: Дать элементарные представления О микробах. Дать понятие вредные и полезные микробы, познакомить с простыми способами борьбы с бактериями.

Рисование "Чего боятся микробы»

"Естественно - научные наб-я в дет. саду " стр.73 , зан.10

2.

Эмоциональное благополучие

"Страхи"

Цель: Научить детей справляться со своими страхами.

Чтение стихотворения "Чего боится Петя?"

"Безопасность" Стр. 124, зан.34

3.

Ребенок дома

"Верные помощники или враги" (порошок, зуб. паста, отбеливатель).

Цель: Дать характеристику "бытовой химии" как положительные качества, так и отрицательные качества

 

4.

Ребенок и природа

"Ядовитые растения"

Цель: Познакомить детей с некоторыми видами ядовитых растений, научить различать их и правильно называть.

Настол. игра "Сбор грибов и ягод"

Цель: Закрепить знания о полезных и ядовитых растениях.

"Безопасность" стр.86, зан.16

 

5.

Ребенок и дорога

"Перекресток и движение"

Цель: Познакомить детей с видами перекрестков. Учить правилам перехода улицы, развивать внимание и наблюдательность.

П.и. "Цветные автомобили"

 

"Три сигнала светофора" стр. 7 |

 

Декабрь

1.

Здоровье ребенка.

"Знакомство с ухом"

Цель: Познакомить детей со строением и значением органа слуха, показать значимость органа, познакомить с методами профилактики нарушений.

Чтение Чуковского "Айболит"

"Естественно - научные наб-я в дет. саду" стр. 113

2.

Эмоциональное благополучие.

"Учись улыбаться"

Просмотр мультфильма "Крошка Енот"

Конспект.

3.

Ребенок дома.

"Опасность на балконе".

Цель: Расширить представления о предметах, которые могут служить источниками опасности в доме.

Д.и. "Как избежать неприятностей" №2

"Безопасность" стр.73, зан.13

4.

Ребенок и природа.

"Охраняем природу"

Цель: Воспитывать у детей природоохранное поведение, развивать представления о том какие действия вредят природе, а какие способствуют ее восстановлению.

Труд в природе "Кормим птиц"

"Безопасность" стр. 81,зан.14

5.

Ребенок и дорога

"Дорожные знаки"

Цель: Научить детей различать и понимать что обозначают дорожные знаки.

Экскурсия в уголок ПДД.

"Безопасность" стр. 133.зап. 38


Январь

1.

Здоровье ребенка.

"Что одевать и когда?"

Цель: Дать понятие о том, что одежда защищает человека от природных факторов. Чтобы сохранить здоровье и не болеть нужно правильно одеваться

С-р. игра: "Одеваем куклу Машу на спортивный праздник"

"Безопасность" стр. 129, зан. №36

2.

Эмоциональное благополучие.

"Я не трус, но я боюсь"

Цель: Научить ребенка справляться со своим страхом - темнотой. Обратить внимание, как страх отрицательно влияет на человека.

Просмотр мультфильма "Котенок по имени Гав"

"Безопасность" стр. 124, зан. №34

3.

Ребенок дома.

"Пожар - это страшно"

Цел: Познакомить детей с номером 01 Рассказать об источниках и пути возникновения пожара.

Разучивание стихотворения Л. М. Садыковой "Огонек".

"Безопасность" стр.69, зан. №9

 

 

"Волшебной искры нить" стр. №18

4.

Ребенок и природа

"0 пользе и вреде воды"

Цель: Дать понятие детям о пользе и вреде воды. Познакомить с опасными ситуациями возникающими около воды и на воде

 

5.

Ребенок и дорога.

"Сигнализация машин"

Цель: Дать знания детям о световых и звуковых сигналах машин, их назначении Убедить в необходимости реагировать на них.

Рисование "Важные машины"

 

 

Февраль

1.

Здоровье ребенка

"Зачем человеку руки"

Цель: Познакомить детей со значением рук при помощи игры, формировать значение рук, сходство и различие двух рук, между человеком и животными.

Развитие "Что лучше руки или ноги?"

"Естественно - научные наб-я в дет. саду" стр.59

2.

Эмоциональное благополучие

"Помоги себе сам"

Цель: Продемонстрировать детям как меняется у человека настроение. Рассказать как оно отражается на состоянии здоровья. Познакомить детей приемами АТ

Слушание песни "От улыбки"

 

3.

Ребенок дома

"Опасность в подъезде"(катание на перилах, прыганье на ступеньках)

Цель: Расширить представления детей о предметах ,которые могут служить источниками опасности

 

4.

Ребенок и природа

"Безопасность на льду" "

Цель: Дать понятия, что лед ломается, объяснить что, лед является опасным, что двигаться можно только по накатанным следам.

Чтение "Волшебные вороны"

Осторожные сказки" стр.55 зан. 8 ;

 

 

стр.56

5.

Ребенок и дорога

"Правила поведения в транспорте

Цель: Познакомить детей с правилами эстетического и безопасного поведения в транспорте.

С - р. игра "Автобус"

'Безопасность" стр. 130, зан. №37


1.

Здоровье ребенка.

"Как правильно ухаживать за зубами"

Цель: Дать понять причины повреждения зубов; приобрести положительное отношение к уходу за зубами , научить правильно чистить зубы.

С-р. пгра "У стоматолога"

Естественно - научные наб-я в дет. саду" стр.88

2.

Эмоциональное благополучие

"Всегда ли добрым быть приятно?"

 

Ребенок дома

"Кухня не место для игр"

Цель: Дать сведения чем опасна кухня (горячие кастрюли , газовая плита...)

 

Чтение сказки "Пир мышей"

 

 

 

"Правила пожарной безопасности для детей " Шорыгина стр.41, зан .8

 

 

стр. 43

3.

Ребенок и природа

"Контакты с животными могут быть опасными"

Цель: Объяснить детям, что контакты с животными могут быть опасными.

 

Рисование " Мой домашний питомиц

"Безопасность" стр.91, зан. № 18

4.

Ребенок и дорога

"Сотрудники ГАИ"

Цель: Способствовать осознанному восприятию. Последствий дорожных происшествий.

Рассказать детям о работе сотрудников ГАИ.

Знакомство с дорожным знаком "Пост ГАИ"

С-р.игра "На посту ГАИ"

Март

 

Апрель

1.

Здоровье ребенка

"Почему у нас два глаза?"

Цель: Познакомить детей со строением и функцией глаза. Помочь понять почему человек имеет два глаза, воспитывать бережное отношение к зрению

Д.и. "Глаза могут не только смотреть"

"Естественно - научные наб-я в дет. саду" стр. 117

 

 

 

Стр. 120

2.

Эмоциональное благополучие.

"Ребята, давайте жить дружно!"

Цель: Учить детей жить дружно, не ссориться, уступать друг другу, договариваться между собой.

Просмотр мультфильма "Кот Леопольд"

 

3.

Ребенок дома.

"Разговор по телефону(с незнакомцем).

Цель: Учить детей не разговаривать по телефону с незнакомцем, не отвечать на вопросы.

Д.и. "Как избежать неприятностей"№3

С-р. игра "Разговор по телефону"

 

4.

Ребенок и природа

"Мы идем на ледоход"

Цель: Дать понятия о ледоходе, о том что на льдинах кататься нельзя.

Рисование "Мы рисуем ледоход.

 

5.

Ребенок и дорога

"Ограждение опасных участков на пешеходной части улицы"

Цель: Познакомит детей с опасными ситуациями, которые возникают на отдельных участках и с соответствующими мерами предосторожностями.

"Безопасность" стр. 143,зан. №41

Май

1.

Здоровье ребенка

"Как правильно сделать перевязку?"

Цель: Уточнить с детьми причины возникновения ран и их последствия, научить детей правильно обрабатывать рану.

 

Экскурсия в медицинский кабинет

"Естественно - научные наб-я в дет. саду" стр. 80

 

2.

Эмоциональное благополучие.

"Конфликт в семье"

Цель: Учить детей жить дружно, не ссориться, уступать друг другу, договариваться между собой.

 

Рисование: "Я и моя семья"

 

3.

Ребенок дома.

"Электричество друг или враг?"

Цель: Учить детей правильно обращаться с электрическими приборами.

 

Д.и. "Как избежать неприятностей"№3

"Правила пожарной безопасности для детей 5 - 8 лет" Шорыгина стр. 3

4.

Ребенок и дорога

"Ограждение опасных участков на пешеходной части улицы"

Цель: Познакомит детей с опасными ситуациями, которые возникают на отдельных участках и с соответствующими мерами предосторожностями.

"Безопасность" стр. 143,зан. №41

Перспективное планирование по образовательной области: безопасность.

В подготовительной группе.

Подготовила:

Воспитатель Плюснина О.А.

Месяц

Задачи

Методические приемы

Сентябрь

Объяснить детям, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает добрые намерения.

Беседа: «Внешность человека может быть обманчива».

Октябрь

Рассмотреть и обсудить с детьми типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице, научить детей правильно себя вести в таких ситуациях.

Беседа: «Незнакомец на улице».

Чтение:

К.Чуковский «Котауси и Мауси»;

С.Маршак «Сказка о глупом мышонке».

Игровые тренинги.

Ноябрь

Рассмотреть и обсудить с детьми типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми дома, научить детей правильно себя вести в таких ситуациях.

Беседа: «Незнакомец дома»

Игровые тренинги.

Знакомство с правилами безопасного дорожного движения.

Месяц

Прогулка

Совместная деятельность

Сентябрь

Целевая прогулка к перекрестку, на котором работают два светофора (пешеходный и транспортный).

Наблюдение: за ремонтными работами, знакомство с предупреждающим знаком «Ремонт дороги»

Организованная образовательная деятельность: «Дорожная азбука».

Игра в футбол на специально отведенной площадке.

Дидактическая игра: «Собери картинку»

Раскрашивание картинок с дорожными ситуациями».

Беседы:

«Какому светофору подчиняется пешеход, если на перекрестке работают два светофора»;

«Регулировщик и его сигналы»;

«Знаки бывают разные».

Отгадывание загадок о знаках.

Рассматривание «типичных ловушек» на макете «Улица».

Чтение:

Конструирование: «Транспорт»

Продуктивные виды деятельности:

аппликация «Грузовой автомобиль на улицах города»;

рисование «Скорая помощь».

Октябрь

Прогулка по улице: закрепить знания культуры поведения при ходьбе по тротуару.

Организованная образовательная деятельность: «По дороге в детский сад».

Игра «Улица» (введение роли сотрудник ГИБДД, регулировщика).

Настольная игра: «Автотрасса».

Чтение: С.Михалков «Дядя Степа».

Ноябрь

Целевая прогулка к остановке: наблюдение за посадкой в транспорт и выходом пассажиров.

Прогулка в музей: закрепить знания культуры поведения при ходьбе по тротуару, правила поведения пассажиров в транспорте.

Организованная образовательная деятельность: «В городском транспорте».

Беседа:

«Готовы ли мы стать пассажирами»;

«О необходимости помогать пожилым, уступать место в транспорте при необходимости».

Рассматривание типичных ошибок «Обзор закрыт».

Решение проблемных ситуаций.

Знакомство детей с правилами пожарной безопасности.

Месяц

Задачи

Методические приемы

Сентябрь

Выявить знания детей о правилах противопожарной безопасности.

Продолжать знакомить детей с работой пожарных, воспитывать уважительное отношение к их нелегкому труду.

Диагностика.

Рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций

Дидактическая игра: «Собери картинку».

Октябрь

Закрепить знания детей об электроприборах и правилах их использования для избежание несчастных случаев.

Закрепить знания о пожароопасных предметах.

Беседы: «Наши помощники – электроприборы».

Обсуждение пословиц и поговорок.

Ноябрь

Познакомить детей с тем, как огонь используется человеком в добрых целях.

Закрепи знания о возникновении пожара, о том, чем он опасен для жизни.

Закрепить знания детей о пользе и вреде огня.

Беседа: «Огонь добрый и злой».

ТРИЗ: «Огонь добрый - огонь злой».

 Чтение: С.Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое».

Формирование предпосылок экологического сознания

Месяц

Задачи

Методические приемы

Сентябрь

Развивать у детей понимание того, что планета Земля – наш общий дом, в котором живут звери, птицы, рыбы, насекомые, а человек – часть природы; что на жизнь и здоровье человека и животных влияет чистота водоемов, почвы и воздушной среды.

Беседа: В природе все взаимосвязано»

Октябрь

Научить детей различать грибы, познакомить.

Расширять представления о том, что в природе все взаимосвязано (например, одно и то же растение может быть ядовитым для человека и лекарственными для животного)

Беседа: «Съедобные и несъедобные грибы».

Ноябрь

Познакомить детей со съедобными ягодами и ядовитыми растениями, научить различать их и правильно называть.

Беседа: «Съедобные ягоды и ядовитые растения».

Игра: «Съедобное – несъедобное».

Перспективное планирование: «Безопасность» декабрь – февраль

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности

Месяц

Задачи

Методические приемы

Декабрь

Рассмотреть и обсудить с детьми ситуации насильственных действий со стороны взрослого на улице, научить их соответствующим правилам поведения.

Беседа: «Насильственные действия незнакомого взрослого на улице».

Рассматривание иллюстраций.

Игровые тренинги.

Январь

Рассмотреть и обсудить с детьми типичные опасные ситуации возможных контактов с его старшими приятелями, научить говорить «нет», если старший приятель попытается вовлечь его в опасную ситуацию.

Беседа: «Ребенок и его старшие приятели».

Игровые тренинги.

Февраль

Рассмотреть и обсудить с детьми типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми, к кому можно обратиться за помощью.

Несоответствие приятной внешности и добрых намерений.

Беседа: «Как бы ты поступил в данной ситуации», «Как не потеряться»

Рассматривание иллюстраций.

Обыгрывание и обсуждение ситуаций.

Дидактическая игра: «Добрый или злой человек».

Знакомство с правилами безопасного дорожного движения.

Месяц

Прогулка

Совместная деятельность

Декабрь

Азбука пешехода:

запрещающие дорожные знаки

Сюжетно – ролевая игра: «Улица» (объединена с играми «Школа», «Семья»).

Целевая прогулка: по улицам микрорайона «Дорожная азбука» с рассматриванием дорожных знаков и местом их установки

Дидактическая игра:

«Узнай по описанию»

«Закончи предложение»

«Объясни»

«Какой это знак»

«Четвертый лишний»

Беседа: «Запрещающие знаки»

Составление рассказов по опорным словам (дорога, пешеход, машина).

Отгадывание загадок о знаках.

Дидактические игры: 

«Составь рассказ про знак»;

«Умная веревочка»;

«Собери знак»;

«Дорожная грамота»;

«Узнай по описанию».

Решение кроссвордов

Чтение:

В.Семернин. Запрещается – разрешается.

Январь

Азбука пешехода:

предупреждающие дорожные знаки

Сюжетно – ролевая игра: «Улица» (объединена с играми «Школа», «Семья»).

Целевая прогулка:  ходьба по тротуару, придерживаясь правой стороны, на узком расстоянии пропустить вперед девочку.

Дидактическая игра:

«Узнай по описанию»

«Закончи предложение»

«Объясни»

«Какой это знак»

Беседа: «Предупреждающие знаки»

Отгадывание загадок о знаках.

Дидактические игры: 

«Составь рассказ про знак»;

«Умная веревочка»;

«Собери знак»;

«Дорожная грамота»

Февраль

Азбука пешехода:

предписывающие дорожные знаки

Целевая прогулка:  выбор безопасного места для игры

 

Беседа: «Предписывающие знаки»

Отгадывание загадок о знаках.

Дидактические игры: 

«Составь рассказ про знак»;

«Умная веревочка»;

«Собери знак»;

«Дорожная грамота»

Литературное кафе: 

«Стихи и загадки о дорожном порядке»

Знакомство детей с правилами пожарной безопасности.

Месяц

Задачи

Методические приемы

Декабрь

Активизировать знания о пожароопасных предметах и орудиях, с помощью которых нужно тушить пожар.

Занятие: «Знакомство с пожарным щитом в ДОУ»

Обсуждение опасных ситуаций при украшении новогодней ёлки.

Январь

Расширять знания детей о работе пожарных, воспитывать уважение к людям этой профессии.

Экскурсия в пожарное депо.

Февраль

Расширять знания о пожарной безопасности, о том, как избежать пожароопасных ситуаций.

Учить вызывать пожарных.

Беседа: «Ни ночью, ни днём не балуйтесь, дети, с огнём!».

Чтение: Е.Новичихин «Ноль – один»

Формирование предпосылок экологического сознания

Месяц

Задачи

Методические приемы

Декабрь

Познакомить детей с правилами поведения на улице зимой.

Формировать ответственное отношение к вопросам личной безопасности.

Знакомить с мерами по предотвращению травматизма.

Беседа: «Безопасность зимой при любой погоде»

Сюжетно-ролевая игра: «Больница»

Опыты со льдом.

Целевая прогулка по участку (учить понимать опасность гололеда для человека и транспорта)

Январь

Познакомить детей со средствами, необходимыми для оказания первой медицинской помощи

Продолжать знакомить с таким специальным транспортом, как «машина скорой медицинской помощи», его назначением.

Формировать понимание важности быстрого оказания врачом первой помощи.

Воспитывать уважение к труду медиков, работающих на «скорой помощи».

Беседа: «Работа врача на «скорой помощи».

Игра – тренинг:

«Как вызвать «скорую помощь?».

«Если малыш поранился»

Дидактическая игра: «Назови предмет»

Февраль

Формировать представление о том, кто такие спасатели, что они должны уметь делать, какими качествами должны обладать.

Воспитывать уважение к труду спасателей.

Беседа: «Знакомство с работой спасателей».

Игра – инсценировка: «Спасатели» (побуждать к выполнению в игре определенных действий, оказание первой медицинской помощи)

Дидактическая игра: «Что делать?»

Перспективное планирование: «Безопасность» март - май

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности

Месяц

Задачи

Методические приемы

Март

Закрепить знания детей о предметах быта, правилах пользования ими.

Продолжать учить детей убирать все предметы в строго отведенные места.

Беседы: 

«Предметы быта»

«Каждому опасному предмету – свое место»

Дидактическая игра: «Найди свое место»

Апрель

Закрепить   с детьми типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми дома и на улице, продолжать учить детей правильно себя вести в таких ситуациях.

Беседа – игра: «Сказка про колобка»

Дидактическая игра: «»Если …»

Май

Закрепить и уточнить знания детей по безопасному поведению в быту.

Выявить знания детей основ безопасности собственной жизнедеятельности

Итоговое занятие: «»Увлекательное путешествие в мир здорового и безопасного образа жизни»

Диагностика.

Знакомство с правилами безопасного дорожного движения.

Месяц

Прогулка

Совместная деятельность

Март

Целевая прогулка к школе: закрепить знания о школе, знаке «Дети» 

Игровая ситуация: «Вежливые  дети»

Беседа: «Знаки сервиса»

Отгадывание загадок о знаках.

Дидактические игры: 

«Составь рассказ про знак»;

«Умная веревочка»;

«Собери знак»;

«Дорожная грамота»

Апрель

Целевая прогулка к автобусной остановке: наблюдать за переходом проезжей части пешеходами после выхода из транспорта, уточнить правило.

Составление рассказа: «Мой путь от дома до школы»

Беседы: «Примерный пешеход», «Примерный пассажир»

Дидактические игры: 

«Люди на дорожных знаках»

«Три письма»

Чтение:

Я.Пишумов Самый лучший пешеход.

Май

Сюжетно – ролевая игра: «Улица»

Закрепить выполнение правил дорожного движения при езде на велосипеде

Составление рассказа по набору игрушек: машина, кукла с перевязанной рукой, мяч.

Дидактическая игра: 

«Найди отличия»

Чтение:

Н Кончаловская. Самокат

КВН по правилам безопасности движения.

Знакомство детей с правилами пожарной безопасности.

Месяц

Задачи

Методические приемы

Март

Познакомить детей с историей электрической лампочки.

Закреплять навыки безопасного обращения с электроприборами

Беседы:

«Новое путешествие в прошлое электрической лампочки»

«Почему, если лампочка лопнет, она еще и хлопнет?»

Апрель

Познакомить детей с жизнью древнего человека.

Дать понятие о том, что такое открытие.

Рассказать об открытии огня древним человеком.

Беседы:

«Огонь – важное открытие древнего человека»

«Как человек огонь приручил».

Дидактические игры: «Угадай электрический прибор», «Кому что нужно для работы»,

Май

Закреплять правила пожарной безопасности при обращении с электроприборами.

Закрепить представления о труде пожарных.

Совершенствовать знания о правилах пожарной безопасности.

Выявить знания детей о правилах противопожарной безопасности.

Беседа: «Пожарная безопасность»

Викторина: «В мире электроприборов»

Диагностика.

Формирование предпосылок экологического сознания

Месяц

Задачи

Методические приемы

Март

Познакомить детей с правилами поведения на улице  в период таяния снега на крышах и образования сосулек»

Формировать ответственное отношение к вопросам личной безопасности.

Знакомить с мерами по предотвращению травматизма.

Беседа: «Осторожно, сосульки»

Сюжетно-ролевая игра: «Больница»

Целевая прогулка по участку (учить понимать опасность сосулек для человека и транспорта)

Апрель

Познакомить детей с правилами поведения во время грозы.

Беседа: «Гроза»

Отгадывание загадок

Народные пословицы и приметы

Май

Познакомить детей с лекарственными растениями, сформировать представления о простейших способах использования некоторых растений для лечения.

Выявить уровень сформированности экологического сознания у детей.

Беседа: «Лекарственные растения»

Викторина «Что, где, когда?»

Конспект НОД

«Правила поведения на природе».

Конспект занятия в подготовительной группе

 «Правила поведения на природе»

Цель:

-Объяснить детям взаимосвязь человека с природой.

-Знакомить с правилами поведения на природе и возможными опасностями, которые могут подстерегать, если не соблюдать эти правила.

-Воспитывать бережное отношение к природе и ее обитателям.

Материал: картинки, зажигалка, спички, бенгальские огни, ваза, чашка, карандаш, книга, кукла.

Ход занятия

1. Дети сидят на стульчиках полукругом.

-Ребята, мир природы очень разнообразен и чрезвычайно интересно устроен. В природе все взаимосвязано. Давайте проследим одну из цепочек взаимосвязей.

- Для того чтобы жить, человеку нужно дышать свежим воздухом, в котором много кислорода. При каждом выдохе человека выделяется углекислый газ.

- Растения, деревья поглощают углекислый газ и выделяют кислород, так необходимый человеку.

- Листочки цветов и деревьев поедают многочисленные насекомые, гусеницы и червячки. При этом растения могут погибнуть. (показ картинок с изображением цветов и леса)

- Птицы питаются гусеницами, червяками, тем самым спасая растительный мир от гибели.

- Ребята, не мало растений и животных занесены в Красную книгу.

- А вы знаете, что это за книга? (ответы детей)

- Это документ, в который внесены все редкие животные и растения, находящиеся на грани исчезновения, то есть те, которых на земле осталось очень мало и их необходимо сохранять. Сохранение природы во многом зависит от человека.

- Что нужно сделать, чтобы редкие животные и растения не исчезли?

- Вот например красивое лесное растение – ландыш. (показ картинки) Ландыши – не только очень красивые цветы с приятным запахом, они еще и целебные: из них делают лекарство. Но, к сожалению, каждый стремиться сорвать весной хотя бы маленький букетик ландышей., не задумываясь о том, что это растение внесены в Красную книгу.

- В лесу растет очень много грибов – съедобных и несъедобных. Несъедобные грибы мы не употребляем в пищу, но они нужны лесу. Некоторые животные едят эти грибы и даже лечатся ими. Поэтому, если увидите в лесу несъедобные грибы, то не топчите их, и не сбивайте палкой.

- Еще в лесу можно увидеть большие муравейники. Как вы думаете, почему муравейники называют санитарами леса? (ответы детей)

- Потому что они уничтожают миллионы насекомых, которые губят лес. А лес – это множество различных деревьев, кустарников, целебных растений и трав.

Физ. мин. «Дует ветер нам в лицо».

Ветер

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо всё выше, выше. (Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище

то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише» дети приседают,

на «выше, выше» — выпрямляются.)

Ветер веет над полями

Ветер веет над полями,

И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)

Облако плывет над нами,

Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)

Ветер пыль над полем носит.

Наклоняются колосья —

Вправо-влево, взад-вперёд,

А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)

Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)

Там немного отдохнём. (Дети садятся.)

Ветер тихо клен качает

Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет:

Раз — наклон и два — наклон,

Зашумел листвою клен. (Ноги на ширине плеч, руки за голову. Наклоны туловища вправо и влево.)

2.-Ребята, представьте, что погожим августовским деньком вы собрались на прогулку в лес. В лесу тепло и сухо. Прикоснешься ли рукой к шершавой ветке, к головкам колючей травы, присядешь ли на пригорке, усыпанном пожелтевшими иголками хвои – все душистое и сухое. В такие дни особенно опасно разводить в лесу огонь.

-Знаете ли вы ребята. Почему вспыхивают лесные пожары? (ответы детей)

- Иногда поджечь лес может и молния, но это случается редко. Чаще всего причиной лесных пожаров становится небрежность и неосторожность людей. Пожар может начаться из-за брошенной горящей спички, непотушенной сигареты, непогашенного костра и даже из-за осколка стекла. Да, не удивляйтесь! Осколок стекла может собрать солнечные лучи в одну точку и сыграть роль зажигательной линзы. Сначала начнут тлеть тонкие былинки и прутики, иголочки хвои, потом сухие ветки. Языки пламени с каждой минутой становятся все больше, взвиваются все выше, захватывая кусты и деревья.

- Запомните ребята, что не большое пламя можно затоптать ногами, сбить ветками или засыпать землей, но тушить лесные пожары могут только взрослые - пожарные и спасатели, используя специальную технику, самолеты, вертолёты.

- Как вы думаете, что нужно сделать человеку, который оказался в зоне лесного пожара?

(ответы детей)

- Следует срочно покинуть опасное место. Нужно уходить быстрым шагом против ветра, лучше по просеке, дороге, по берегу реки или ручья.

- Если в лесу много дыма, надо смочить водой платок или одежду и дышать через мокрую ткань, а убегать от пожара следует, пригнувшись к земле.

- Ребята, не забывайте после отдыха на природе убирать мусор (бумажки, бутылки, пакеты и все что осталось на вашей полянке).

Д/и «Найди лишний предмет» (предложу детям подойти к столу)

- Ребята, найдите на столе лишние предметы, которые не могут стать причиной пожара.

- Какие предметы остались?

- Могут ли они стать причиной пожара? (ответы детей)

Дети садятся на свои места.

3. Предложу детям послушать стихотворение «Дом под крышей голубой»

Словно крыша над землею, Общей крышей мы живем.

Голубые небеса. Дом под крышей голубой

А под крышей голубою - И просторный, и большой

Реки, горы и леса. Дом кружится возле солнца,

Океаны, пароходы, Чтобы было там тепло,

И поляны и цветы, Чтобы каждое оконце

Страны все и все народы, Осветить его могло.

И, конечно, я и ты. Чтобы жили мы на свете,

Кружит в небе голубом Не ругаясь, не грозя,

Наш огромный круглый дом. Как хорошие соседи

Под одною голубою, Или добрые друзья.

- О каком доме идет речь в стихотворении: обычном или доме-природе?

- Почему вы так думаете?

- Ребята, не всегда человек живет в дружбе с природой и ее обитателями. Как человек может обидеть природу? Что мы должны сделать, чтобы сохранить наш дом-природу(ответы детей) .

Воронкова Любовь.

Живой фонарик

Отец поздно возвращался с работы. Ваня вышел встретить отца, и они вместе пошли домой через густую берёзовую рощу.

В роще было уже совсем темно. Деревья дремали над узкой тропинкой. Цветы на полянках закрылись и заснули, и уже не видно было, какие они: синие или красные. Только белые цветылюбки стояли прямые, как свечки, и будто светились в темноте.

Ваня торопливо шагал, чтобы не отстать от отца. Отец один шаг шагнёт, а Ваня — три. И всё-таки он понемногу отставал.

— Темно в роще, — сказал Ваня, — тропинки не видно, как бы не сбиться.

— Дойдём! — ответил отец.

Ване хотелось сказать«Папа, ты бы шагал потише! А то я отстаю, и мне одному страшновато». Но он молчал и только думал: хоть бы отец остановился!

Тут отец и в самом деле остановился.

— Говоришь, темно тебе, — сказал он, — вот, возьми себе фонарик да свети на тропинку!

Ваня подошёл к отцу:

— Где фонарик?

— Как где? Неужели не видишь? А вот, в траве светится.

Ваня пригляделся и увидел «фонарик»: маленький, как искорка, светился в тёмной траве зелёный огонёк.

— Тихо бери, не погаси, — сказал отец.

Ваня взял зелёную искорку вместе с травой. В траве было полно росы, но огонёк мерцал и не гас. Ваня бережно понёс его в ладонях.

— Ну что? Теперь светлее тебе? — спросил отец.

Зелёная искорка даже и ладоней его не освещала, но ему казалось, что идти стало светлее. Когда пришли домой, Ваня ещё с крыльца закричал:

— Мама! Бабушка! Посмотрите, какой мы фонарик нашли!

Вбежал в избу, раскрыл ладони: — Глядите!

— Видно, я слепая стала, — сказала бабушка, — не вижу фонарика.

— И я фонарика не вижу, — сказала мать, — горсть травы, а больше и нет ничего.

Ваня раскрыл ладони пошире — и правда, только горсть травы!

— Как же он потерялся? — прошептал Ваня.

У него готовы были брызнуть слёзы. Но Ваня был крепкий: сжал зубы, поморгал глазами и не заплакал.

— А может, он не потерялся, — сказал отец, — давай-ка поищем.

Они разложили траву на столе — мокрые лесные травинки и листики.

Вдруг Ваня сказал:

— Смотри, червяк откуда-то взялся! — и хотел выкинуть маленького тёмного червяка, который прятался в траве.

— Погоди, погоди, — остановил его отец, — ведь это и есть твой фонарик. Ну-ка, давай посмотрим, как он в темноте гореть будет.

Ваня проворно выключил свет. В избе стало темно. И снова все стали смотреть: где же зелёный огонёк?

— Ничего не вижу, — опять сказала бабушка.

И мать повторила:

— Горсть травы. А больше и нет ничего.

— Не шумите. Тише, — сказал отец, — червячок испугался, потому и свет выключил. А вот успокоится — и снова включит.

Тихо сидели все вокруг стола. Сидели и ждали. Одна минута прошла, две, три…

И вдруг среди мокрых лесных травинок и листиков тихонько зажёгся маленький лесной огонёк. Маленькая зелёная искорка засветилась в темноте.

— Вижу, вижу! — обрадовалась бабушка.

— И я вижу, — сказала мать, — это вы с отцом светлячка нашли!

Ваня был очень рад и очень гордился, что принёс такую удивительную находку. Он глядел на светлячка и смеялся.

А потом: задумался и спросил:

— Папа, а ты скажи: откуда же он свой ток берёт?

— Не знаю, — ответил отец, — завтра днём рассмотрим его получше — может, догадаемся.

— Ну, довольно на светляка смотреть! — сказала мать и включила свет. — Ужинать пора.

Ваня собрал со стола траву вместе со светлячком и положил её в коробочку. Уж завтра-то они с отцом обязательно разглядят, откуда светлячок свой ток берёт!

Но утром Ваня открыл коробочку, а там нет никого. Только лесные травинки да листики лежат на месте. А живой фонарик уполз куда-то, и Ваня так и не узнал, как он включает свой огонёк и как выключает и откуда он ток берёт.

Ну, да ничего. Когда Ваня вырастет, да выучится, да станет читать книги — тогда он обязательно всё это узнает.

Сценарий викторины «Правила поведения при пожаре»

Сценарий викторины «Правила поведения при пожаре»

«Правила поведения при пожаре»- подготовительная группа.

Цель: приобщение детей к основам пожарной безопасности.

       Вед. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы посвятили нашу встречу одной из очень нужной, но опасной профессии – профессии пожарного.

Под марш в зал входят команды.

       Вед. Давайте познакомимся с нашими командами. Представление команд: название, девиз.

        Вед. А сейчас, друзья, разрешите представить вам членов нашего жюри.

Представление жюри.

        Вед. Пора начинать наши соревнования!

В зал влетает Баба Яга на метле.

        Б. Я. Удачненько я приземлилась! Веселье какое-то. Узнали меня? Да, это я, Баба Яга! Что за праздник?

        Вед. Мы собрались с ребятами, чтобы посоревноваться силе, ловкости и быстроте.

        Б. Я. Ух ты! Веселитесь, значит? А вот мне очень грустно.

        Вед. Баба Яга, а что случилось?

        Б. Я. Эх-х! Избушку мою помните, на курьих ножках? Так вот, сбежала от меня она. И стала я бездомная.

        Вед. Баба яга, а может ты обидела избушку?

        Б. Я. Я обидела! Да я самая безобидная бабуля во всем волшебном лесу! Ну, конечно, всякое бывает – ну пошумлю, покричу… нервы ведь! А обычно я веселая, играть люблю.

Появляется домовенок Кузя.

       Б. Я. Кузя, домовеночек мой! Где моя избушка? Помоги мне ее вернуть.

       Кузя. А я тебя предупреждал, бабуля: сбежит от тебя избушка, не выдержит такой жизни.

       Вед. Кузя, а почему избушка убежала?

       Кузя. Да потому, что с Бабой Ягой жить опасно. Как избушка бедная еще не сгорела или не взорвалась! Баба Яга не знает и не соблюдает правил пожарной безопасности.

        Б. Я. Каких таких правил я не знаю?

        Вед. Подождите, не ругайтесь. Мы сегодня собрались с ребятами для того, чтобы вспомнить правила поведения при пожаре. Оставайтесь с нами, и вы много полезного узнаете.

А мы с вами, ребята, начинаем наши соревнования!

Если в комнате у вас

Слезы капают из глаз,

Так как дым клубами вьется

И огонь жует палас.

Нужно мужество найти,

К телефону подойти,

Постараться вспомнить цифры

От ноля до девяти.

Смело трубку в руки взять «01» суметь набрать.

       Б. Я. Ой, не запомнила, какие цифры? Напомните мне.

       1 эстафета «Вызов пожарных»- участники бегут до телефона, набирают номер, говорят имя и фамилию, домашний адрес, возвращаются обратно.

       Б. Я. А если начнется пожар, все мое имущество сгорит дотла? Ой-ой-ой!

       Вед. Во время пожара спасатели вытаскивают из огня людей, зверей и вещи. Сейчас мы тебе покажем.

       2 эстафета «Спасатели»- участники пролезают в туннель, в «горящем» обруче берут «пострадавшего» и возвращаются обратно.

       Вед. Бабуля, а как ты печь топишь?

       Б. Я. Как, как… Очень просто! Дров накидаю в печь, спичкой разожгу. А сама на печку залезу, да и сплю-храплю в тепле.

       Кузя. Ты на печи храпишь, а я угольки тушу, которые из печи падают. Вот послушай ребят про угольки. У бабушки Рома решил поиграть

И дверцу у печки полез открывать. Из печки упал озорной уголек

И пол деревянный мгновенно прожег. И вот огоньки заскакали кругом,

И вспыхнул, как щепочка бабушкин дом:

Пылают обои, полы, потолки,

Резвятся во всю огоньки-угольки.

Горящие стены печально гудят,

А бабушка с Ромой в сугробе сидят.

Сидит наш Роман и не может понять:

Зачем же он дверцу полез открывать?ф

        3 эстафета «Собери угольки» - участник команды надевает рукавицу, берет в руки совок для мусора, прыгает из обруча в обруч, бежит до «горящего» обруча, берет «уголек» (смятая красная бумага, кладет в совок, возвращается обратно.

        Б. Я. Теперь я буду внимательно следить за печью. А если вдруг вспыхнет уголек, что делать?

        Кузя. А я знаю: огонь можно засыпать песком, залить водой или пеной из огнетушителя.

        Вед. Наши участники тоже знают, как бороться с огнем, пока не приехали пожарные.

        4 эстафета «Тушим пожар» - участники с «огнетушителем» бегут до «источника огня», тушат «пожар», возвращаются обратно, передают «огнетушитель»следующему игроку.

        Б. Я. Я все поняла!

       Кузя. Скажи-ка, Яга, какие ты знаешь электроприборы?

       Б. Я. Телевизор, магнитофон, компьютер, холодильник…

        Кузя. Это все не нагревательные приборы. Ими можно пользоваться даже детям, но осторожно. А есть электроприборы -нагревательные: электроплита, электрочайник, утюг… Их детям включать запрещено!

        Вед. Давайте-ка проверим, знают ли наши команды про нагревательные и не нагревательные приборы.

        5 эстафета «Электроприборы»- в обруче разложены картинки с изображением электроприборов. Участники одной команды выбирают не нагревательные приборы, другие – нагревательные.

        Б. Я. Я все поняла! Все это очень интересно.

       Вед. А сейчас послушай еще одно правило.

В квартире оставлять нельзя

Газ включенным гореть. В противном случае, друзья,

Придется горько пожалеть! Нельзя над газовой плитой

Сушить промокшую одежду. Вы сами знаете, какой

Большой пожар грозит невежде.

        Б. Я. Ой, ребята, я этого не знала. Теперь запомню, спасибо! Ну давай,          Кузя, возврати мне избушку.

        Кузя. Нет, Баба Яга, пока рано. Отгадай лучше загадку:

Нас в коробке 100 подружек,

Нам не место средь игрушек.

У нас в головках скрыт огонь,

Детям скажем: нас не тронь!

        Б. Я. Ну не знаю.

        Вед. Ребята, помогите Бабе Яге.

        Дети. Это спички.

         Б. Я. Ой, спичками я люблю играть: зажжешь ее и бросишь на сухую траву, красота!

        Кузя. Ну, ты, Баба Яга, даешь, разве так можно! В лесу вообще нельзя разводить костер, жечь траву. В траве живут разные насекомые – это их дом.

        Вед. Спички должны лежать в своем домике – коробке. Детям их брать нельзя.

        6 эстафета «Собери спички» - первый участник на большом мяче прыгает до куба, где лежат спички, берет одну спичку, возвращается обратно, кладет в коробок и т. д.

       Вед. Молодцы, ребята! Баба Яга, а ты все правила запомнила?

       Б. Я. Да, да, я сейчас перечислю их. Если заметишь огонь, вызывай пожарных по телефону. Огонь тушат песком, водой. Пеной из огнетушителя. Детям запрещается включать нагревательные приборы без взрослых. Уходя из дома, надо выключать электроприборы. Если топится печь, нельзя открывать дверцу печи. Будь осторожен с газом. Не играй со спичками. Не оставляй не потушенный костер в лесу.

Вед. Баба Яга, посмотри, кто идет! (вбегает избушка).

       Б. Я. Радость-то какая! Вернулась, родненькая! Я теперь все правила пожарной безопасности соблюдать буду.

Баба Яга, Кузя и избушка уходят. Жюри подводит итоги, детям вручают подарки.

Памятка для родителей «Правила поведения в лесу»


Памятка для родителей «Правила поведения в лесу».

Уважаемые родители, обучите, пожалуйста, этим правилам ребёнка.

• Умей вести себя в лесу, на прогулке, за городом: не кричи, не пугай диких животных. Они любят добрых детей.

• Не рви цветы, за тобой пройдут сотни людей, и им тоже будет приятно видеть цветы.

• Не ломай зря деревья, не делай на них вырезки. От этого они сохнут и погибают.

• Не лови ради забавы бабочек, муравьёв и других животных.

• Не сори в лесу. Убирай за собой мусор и стеклянную посуду.

• Пожар в лесу может возникнуть от брошенной стекляшки!

1. Собираясь в лес, основательно подготовьтесь. Обязательно возьмите с собой спички, нож, компас, мобильный телефон, воду. Одежда должна быть только ярких цветов (никакого камуфляжа, чтобы вы были хорошо заметны.

2. Лучше всего не ходить в лес одному, а взять с собой человека, который хорошо ориентируется на данной местности.

3. Придя в лес, не стоит углубляться в чащу, ходите по краю и придерживайтесь каких-либо ориентиров (дорога, железнодорожные пути, линия электропроводов, газопровод и т. п., старайтесь не сходить с тропы.

4. Прежде чем войти в лес посмотрите по компасу, с какой стороны вы заходите, чтобы в случае потери ориентира выйти хотя бы в ту же сторону, с какой зашли.

5. Если вы все- таки потерялись, специалисты рекомендуют, прежде всего, успокоиться. Постарайтесь прислушаться, не слышно ли голосов людей, звука машин.

6. Если вы точно знаете, что вас будут искать, оставайтесь на месте, разведите костер и ждите. Можете время от времени подавать звуковые сигналы: голосом или стучите палкой по дереву.

7. Если же вы решили попытаться выйти самостоятельно, выберите себе ориентир, проведите визуально прямую линию и идите по ней. Продолжайте двигаться, таким образом, выбирая себе новый ориентир по той же прямой линии, через каждые 100-150 м.

8. Если у вас есть проблемы со здоровьем, обязательно возьмите с собой необходимые лекарственные средства.

Разводим костер.

Попадая в лес, туристы и любители отдыха на природе обязаны знать и выполнять требования пожарной безопасности в лесу, бережно относиться к природе и не наносить ей ущерба.

• Костёр для приготовления пищи и обогрева следует располагать на открытой поляне. Место для разведения костра необходимо окольцевать минерализованной (т. е. очищенной до минерального слоя почвы) полосой шириной не менее 0,75 - 1 м и обеспечить первичными средствами пожаротушения (2-3 лопаты, ведра). Категорически запрещается:

• применять для розжига костра легковоспламеняющиеся и горючие жидкости;

• оставлять без присмотра недогоревший костёр;

• использовать пиротехнические изделия и другие материалы со световым эффектом.

• костёр должен быть тщательно засыпан землей или залит водой до полного прекращения тления.

• Дрова. Если вы планируете заночевать в лесу, то дрова следует заготовить заранее. Не рубите живые деревья! Лучше запастись сухостоем, благо в наших хвойных лесах за него спокойно могут сойти шишки, дающие хороший жар.

• Мусор. Что делать с мусором, каждый решает сам. Но помните, что, если вы не уберёте за собой, в следующий раз при выезде на природу вы рискуете не найти чистого места отдыха. Сжигать мусор из пластмассы, полиэтилена и других подобных материалов не рекомендуется, а вот бумажные обертки, салфетки, тканевые тряпки можно и сжечь.

В пожароопасный сезон в лесу запрещается:

• бросать горящие спички и окурки;

• употреблять при охоте пыжи из легко воспламеняющихся материалов;

• оставлять в лесу промасленные или пропитанные бензином тряпки;

• заправлять горючим топливные баки работающих двигателей автомашин;

• оставлять бутылки или осколки стекла;

• разводить костры в местах с сухой травой;

• выжигать траву под деревьями, на полянах, стерню на полях.

Как действовать если вы оказались вблизи очага пожара в лесу или на торфянике

1. Необходимо быстро, но тщательно проанализировать обстановку: в первую очередь — направление и силу ветра, рельеф местности. Определите очаг пожара, направление и скорость его распространения и немедленно начинайте двигаться в безопасное место, сориентировавшись по карте. При быстром приближении фронта пожара бросьте часть снаряжения, оставив только «аварийный» рюкзак, аптечку, сигнальные средства и продовольствие.

2. Скорость пешехода 80 метров в минуту, а скорость низового пожара 1-3 метра. От верхового пожара убежать почти невозможно. Укрываться от пожара следует на островах, отмелях, оголённых участках болот, на скальных вершинах выше уровня леса, на ледниках.

3. По ходу движения необходимо запоминать места «относительной безопасности» (небольшие реки, озера, поляны, опушки, к которым в случае необходимости можно будет вернуться.

4. При обнаружении очага небольшого низового пожара необходимо попытаться погасить его, используя подручные средства (веник из зелёных веток, мешковина, одежда, земля). Потушив небольшой пожар, не уходите до тех пор, пока не убедитесь, что огонь не разгорится снова

5. Уходить от пожара необходимо только в наветренную сторону (идти на ветер, обходя очаг пожара сбоку.

6. Укрываться от пожара следует на островах и отмелях озер, широких рек, оголенных участках болот, на скальных вершинах хребтов выше уровня леса, на ледниках.

7. При приближении пожара обильно смочите одежду, ложитесь в воду (рядом не должно быть зарослей камыша, убедившись, что до места вашего укрытия не достанут вершины падающих деревьев. На мелководье завернитесь в одежду с головой, предварительно намочив ее.

8. Оказавшись в очаге пожара, периодически поворачивайтесь, смачивая высохшие участки материала одежды.

9. Сделайте многослойную повязку для лица — марлю, которую периодически смачивайте водой.

10. Голову, конечности, открытые участки тела защитите от огня, обмотав материалом, ненужной одеждой и смочив водой.

11. При попадании в очаг пожара необходимо снять с тела всю нейлоновую, капроновую и прочую плавящуюся одежду, избавиться от горючего и легковоспламеняющегося снаряжения.

12. В зоне пожарной опасности особенно вредны непродуманные действия и паника. Не доверяйте инстинкту самосохранения убежать от пожара трудно!

13. При выходе из пожароопасной зоны необходимо сразу же сообщить в соответствуюшие органы о времени и месте возникновения или обнаружения пожара.

Косвенные признаки пожара можно заметить с дальнего расстояния:

• устойчивый запах гари, приносимый ветром, туманообразный дым;

• беспокойное поведение животных, птиц, насекомых, их миграция в одну сторону, ночной перелет и громкие крики птиц;

• ночное зарево в одной из точек горизонта;

• отблески света на низких тучах.

Наиболее пожароопасны леса в период сухой погоды. Но даже в конце весны - в начале лета, когда на поверхности земли много сухой прошлогодней листвы и травы, легко может вспыхнуть огонь.

Медицинская помощь при пожарах

Свои особенности имеет система оказания медицинской помощи в очагах массовых пожаров. Пострадавшие, находящиеся в очаге пожара, подвергаются одновременному воздействию нескольких факторов: пламени, высокой температуры окружающей среды, угарного газа и дыма, токсических продуктов горения. Развивается многофакторное поражение - глубокие ожоги кожи, термохимическое поражение дыхательных путей, отравление угарным газом, перегрев и психогенные реакции.

Основной задачей первой медицинской помощи является предупреждение развития ожогового шока и вторичного инфицирования ожоговых ран. С этой целью принимаются следующие меры:

- тушение горящей и тлеющей одежды укутыванием горящего участка какой-либо плотной тканью, сбивание пламени струёй воды (обожженную поверхность как можно скорее необходимо окунуть в холодную воду, прилипшие к ожоговой поверхности обгоревшие участки одежды не снимают и не предпринимают попыток очистить ожоговую рану);

- наложение на обожженные поверхности ватно-марлевой ожоговой асептической повязки из индивидуального пакета, стерильного бинта или подручных средств;

- введение обезболивающего средства из шприц-тюбика (АИ) и прием внутрь антибактериального средства из АИ;

При отравлении токсическими продуктами горения и поражения органов дыхания необходимо прежде всего обеспечить доступ свежего воздуха, очистить рот и нос от инородных тел (земли, кусков одежды, рвотных масс и т. д.) пальцем, платком, тампоном.

При остановке дыхания и сердца провести искусственную вентиляцию легких «изо рта в рот», «изо рта в нос».

Эвакуация пораженных с обширными ожогами осуществляется с соблюдением осторожности, в положении лежа на той части тела, которая не поражена.

Консультация для родителей «Воспитываем у детей правила безопасного поведения на дорогах»

       В семье, в системе детских дошкольных учреждений, в школе формирование у детей навыков безопасного поведения необходимо рассматривать наравне с другими важнейшими задачами обучения и воспитания детей. Практика показывает, что без специальных навыков ребенок оказывается не в состоянии выполнить правила дорожного движения. В условиях транспортной среды одних "теоретических" знаний оказывается недостаточно.

       До того, как дети начинают самостоятельно двигаться по улице, они в течение нескольких лет находятся на ней в сопровождении родителейРодители ведут детей в детский сад, обратно, в первые месяцы провожают в школу. Казалось бы, времени вполне достаточно, чтобы сформировать у детей необходимые навыки безопасного движения. Однако такой результат достигается далеко не всегда. Сами того не замечая виной этого становятся сами родители. Ведь нередко можно наблюдать, как родители, торопясь отвести ребенка в детский сад, бегут с ним по проезжей части или выбегают из-за стоящего автобуса или автомобиля, предварительно не убедившись в отсутствии движущихся транспортных средств на дороге. При этом происходит обучение детей неправильному поведению самым эффективным способом - личным примером родителей. Кроме того, отсутствие какой-либо педагогической подготовки, неопытность приводит к тому, что родители, находясь на улице с ребенком, даже не ставят себе задачу использовать каждую прогулку в учебных целях. Им обычно неизвестны типичные ошибки детей, приводящие к несчастным дорожно-транспортным происшествиям, неизвестна ведущая роль навыков и сам перечень этих навыков. Многое из того, что все же делается в этом отношении в семье, делается интуитивно. Необходимо, чтобы родители поняли опасность, угрожающую детям на улице и ее причины, научились соизмерять свое поведение с сознанием ответственности за безопасность своих детей.      Вот простые примеры.

         Уже в первой младшей группе детского сада малыши учатся ориентироваться в обычном для них окружении. Они начинают распознавать цвета светофора, различать некоторые транспортные средства. Но спросите какого-нибудь нарушителя из старшей группы, почему он бежал через дорогу на красный сигнал светофора, и вы услышите обычный ответ, что он не посмотрел на светофор, а машин по близости не было. Вот и побежал,

        Несчастные случаи с детьми происходят не только потому, что дети сознательно нарушают правила безопасного движения. Зачастую они имеют место в силу их легкой отвлекаемости. Что-то заинтересовало ребенка на улице, увидел знакомого, окликнули друг друга - и сразу забыли, где находятся, не замечают ни движущих на больших скоростях автомобилей, ни сигналов светофора.

       Подготавливая родителей к работе с детьми по формированию у них навыков безопасного поведения, следует напомнить им о некоторых психологических особенностях, свойственных детям дошкольного возраста. Имеется в виду, что дети дошкольного возраста еще не умеют определять реальность опасности и время, необходимое для безопасного перехода улицы. Они часто переоценивают свои возможности, считая себя и более

быстрыми, и более ловкими, чем есть на самом деле. Совершенно очевидно, чем раньше дети получают сведения о том, как они должны вести себя в качестве пешеходов на улице, тем дисциплинированнее они будут относиться к обязанностям, тем меньше станет случаев детского дорожно- транспортного травматизма.

       Гуляя с ребенком, следует обязательно вслух комментировать все, что происходит на улице, на дороге с транспортными средствами и пешеходами. Например, ребенку следует объяснить, почему в данный момент перейти улицу нельзя, а затем, можно, какие на эти случаи существуют правила для пешеходов и автомобилей. Если есть нарушители правил безопасного движения, то указать на них, объяснив их неправильное поведение, и чем они рискуют. Дома тоже надо найти время, чтобы вернуться к разговору о правилах безопасного поведения. Детям интересно послушать стихи, рассказы, посмотреть диафильм на эту тему. Хорошие результаты в обучении ребенка дорожной грамоте достигаются в игре, в которой желательно самое активное участие родителей. Следует всячески поддерживать и развивать интерес детей к вопросам дорожного движения и тем самым способствовать формированию у них устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

         Необходимо развивать у детей чувство ответственности за свое поведение на улице, умение учитывать возможную опасность, учить не терять самообладание, быстро и правильно оценивать обстановку. Чтобы выработать у ребенка эти качества, необходимо:

больше показывать, чем рассказывать; объяснение необходимо лишь как дополнение и усиление наблюдаемого;

показывать и объяснять последовательно две "картинки": "кажущуюся безопасность(ранняя стадия ситуации) и "видимую опасность" (поздняя стадия ситуации).

       Основной задачей при обучении детей правилам движения на улице является воспитание внимания к уличному движению, самообладания и уравновешенности в момент опасности. Надо учить детей сдерживать свои импульсивные порывы, например желание, возможно скорее перебежать улицу.

      Следует специально остановиться на необходимости учить ребенка умению смотреть, предвидеть опасность. Это умение должно быть доведено до автоматизма, выработано в твердый навык. Вообще, формирование у ребенка навыка предвидения опасности должно пронизывать все его общение с родителями. Особенно сложным для ребенка является предвидение скрытой опасности. "Уроки предвидения" скрытой опасности лучше всего проводить, находясь на тротуаре в зоне пешеходного перехода или остановки общественного транспорта. Неоднократно показывайте ребенку с тротуара или другого безопасного места следующие ситуации: стоящий автобус или другое транспортное средство (спереди) и внезапно выезжающую из-за него встречную машину;

  • стоящий автобус или другое транспортное средство (сзади) и внезапно выезжающую из-за него встречную машину;
  • стоящее транспортное средство и внезапно выезжающую из-за него машину;
  • кусты, деревья, забор, другие мешающие обзору проезжей части предметы или сооружения и машину, выезжающую из-за них;
  • движущийся транспорт и автомобиль, обгоняющий первый и выезжающий из-за него;
  • движущийся транспорт и встречный автомобиль, обгоняющий первый и выезжающий из-за него.

       Постепенно, ненавязчиво следует добиваться, чтобы сам вид предметов, мешающих свободному обзору проезжей части, воспринимался ребенком как сигнал опасности, как установка к повышенной осторожности.

Навык предвидения опасности тесно взаимосвязан с формированием у ребенка наблюдения. Отсутствие этого навыка приводит ребенка к следующим типичным ошибкам:

  • начинает переходить проезжую часть, не остановившись и не осмотревшись; двигаясь по тротуару в зоне выезда со двора или с территории предприятия, не замечает выезжающее транспортное средство;
  • на улицах с нерегулируемым движением, не осмотревшись выходить на проезжую часть перед приближающимся транспортом; играя вблизи проезжей части и увлекшись игрой, выбегает на дорогу, предварительно не осмотрев ее;
  • в сумерках не замечает автомобиль темного цвета, не замечает подаваемых водителем сигналов поворота.

         Формирование навыков и предвидения опасности у детей - длительный процесс и для этой цели необходимо использовать каждый выход с ребенком на улицу. Целесообразно использовать для этой цели путь с ребенком в детский сад и обратно, в магазин, поездку в гости и т. д. Весьма эффективны специальные выходы к перекрестку, чтобы "отработать" безопасное движение на сложном для перехода месте. Родители не должны жалеть сил и времени на обучения ребенка осторожности и внимательности на улице, находясь с ребенком на улице, не надо спешить. Переходить проезжую часть надо спокойно, размеренным шагом, иначе ребенок учится спешить там, где надо наблюдать. При этом надо учесть, что ребенок фиксирует не только правильные действия родителей. Он замечает, и единичные нарушения ими правил движения, будь это переход дороги на красный сигнал светофора или в неустановленном месте. Сделав это хоть раз с родителями, он тем более сделает это и без них, став старше и освободившись от родительской опеки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по образовательной области "Здоровье"

Документ содержит перспективное планирование по образовательной области "Здоровье" в подготовительной группе.В матерале указаны темы, цели, оборудование, методические приемы, литература и рекомендации...

Перспективное планирование реализации образовательной области "Музыка" в старшей группе компенсирующей направленности (для детей с ОНР) по программе Костиной Э.П. "Камертон"

В планировании отражена интеграция образовательных областей, указаны коррекционные задачи, репертуар соответствует тематическим неделям плана учителя-логопеда...

Перспективное планирование по образовательной области "Безопасность" в средней группе

В данной разработке представлен перспективный план воспитательно - образовательной работы по образовательной области "Безопасность" в соответствии с ФГТ, по лексическим темам. Задачи  и соде...

Перспективное планирование по образовательной области "Безопасность" в подготовительной к школе группе

В данной разработке представлен перспективный план воспитательно - образовательной работы по образовательной области "Безопасность" в соответствии с ФГТ. Задачи  и содержание определены Осн...

Перспективное планирование по образовательной области "Безопасность"

Перспективное планирование по образовательной области "Безопасность"...

Перспективное планирование по образовательной области "Безопасность" во второй младшей группе.

Это перспективное планирование было мною опубликовано в "Педогагическом журнале" 24 июля 2016 года....

Перспективное планирование по образовательной области "Безопасность во второй младшей группе"

Перспективное планирование по образовательной области "Безопасность во второй младшей группе"...