Консультация для педработников "Воспитательное значение народных подвижных игр"
консультация на тему

Народная игра приобщает детей к культуре, выполняет такие функции как развлекательную, познавательную, диагностическую, развивающую.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedrabotnikov.docx17.53 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педработников

МБДОУ «Д/с №17 «Росинка»

Тема:

«Воспитательное значение

 народных подвижных игр»

        

Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной, этнокультурной традиции. В то же время опора на национальные традиции воспитания не означает, что следует пренебрегать опытом воспитания, который имеется в других культурах. Воспитание целостной личности требует применения взаимосвязанных средств влияния.

Очень большое воспитательное значение имеют народные игры. Ещё в девятнадцатом веке Е. А. Покровский, врач-гигиенист, педагог и этнограф, составил сборник «Детские игры, преимущественно русские» (1887), в котором, прежде всего, раскрывается психологическое воздействие игр на развитие восприятия, памяти, воображения ребенка, его находчивости, остроумия, догадливости, смелости, мужестве, желание, обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений.

О воспитательном значении народных подвижных игр на развитие личности ребёнка К.Д.Ушинский писал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных традициях, имеет воспитательную силу, основанную на абстрактных идеях или заимствованных у других народов.

Большое значение русским народным играм придавала А.П. Усова. Она отмечала, что хорошая детская игра выступает образцом высокого педагогического мастерства. Воспитательное значение оказывает не только какая- то отдельно взятая игра, в народной педагогике определена последовательность народных игр от младенчества до зрелости. Народные игры, сказки, песни созданные народом передаются от старшего поколения  более младшему, оказывая огромное воспитательное значение на воспитание детей.

Многие народные игры существуют с незапамятных времен и передаются из поколения в поколение. Время вносит изменения в сюжеты некоторых народных игр, наполняет их новым содержанием отражающим современную жизнь. Игра обогащается, совершенствуется, создается множество усложненных вариантов, но их основа остается неизменной. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку; в них много юмора, шуток («Маляр и краски»- татарская, «Любишь-не любишь» -русская, «Тилирам»- чувашская; соревновательного задора («Перехватчики» русская , «Луна и солнце?» чувашская); движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами («Золотые ворота» русская, «Водяной» удмуртская); заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками («Яков, где ты?» русская, «Рыбки» чувашская).

Народные игры способствуют воспитанию определенного отношения ко всему окружающему, к явлениям общественной жизни («Татарская борьба», «Скачки на конях» татарские). Поскольку в детской игре своеобразно отражается окружающая действительность, игра, как никакой другой вид деятельности насыщена социальным содержанием. В ней ребенок искренне непосредственно выражает свои мысли и чувства-симпатию и дружеское отношение к людям разных национальностей («Тимербай» татарская, «Горелки» русская). Представления детей о родине особенностях быта, труда, искусства разных народов не только уточняются, закрепляются в народной игре, но и обогащаются, творчески обогащаются, творчески перерабатываются и затем становятся основой их поведения и убеждений («Скачки на конях» татарская, «Каравай» русская).

Подвижные народные игры требуют от участников быстроты: быстро убежать, догнать, мгновенно реагировать на звуки, зрительные тактильные сигналы («Расходитесь» чувашская, «Жмурки» русская, «Скок-перескок» татарская). Постоянно изменяющаяся обстановка в игре требующая от участников быстрого перехода от одних действий к другим, способствует воспитанию ловкости («Умей быть ловким» чувашская). Игры со скоростно-силовой направленностью воспитывают силу («Цепи кованы» русская, «Тилирам» чувашская). Игры с частым повторением напряженных действий, с непрерывной двигательной деятельностью, связанной со значительной затратой сил и энергии развивают выносливость организма («Море волнуется» русская).Игры, связанные с частыми изменениями направления движений, способствуют воспитанию гибкости тела.

Велико значение народной игры в нравственном воспитании ребенка. Подвижные игры носят коллективный характер связи, с чем приучают детей в деятельности в коллективе. Игры развивают у детей чувство товарищества, солидарности и ответственности за действия друг друга, в семье способствует установлению интимно-чувственных взаимоотношений между родителями и детьми.

Большое воспитательное значение имеют игры с элементами соревнования, а именно с метанием предметов на дальность( «Сбей городок» русская, «Кто дальше бросит?» татарская, «Летучая мышь» чувашская) ,игры с перетягиванием ( «Татарская борьба», игры с бегом («Расходитесь» чувашская, «Скачи на конях» татарская).Они просты и доступны детям дошкольного возраста, приучают их к анализу своих движений, сравнению с действиями других детей. Эти игры воспитывают в детях честность, дисциплинированность, учат сознательно управлять своим поведением в различных игровых ситуациях.

Среди народных игр выделяются хороводные игры. Они принадлежат глубокой древности и составляли первоначально часть языческих религиозных обрядов. В хороводах передается веселье, душа предков («Луж-лужочек» русская)

Подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами составляют основу формирования гармонически развитой, активной личности, которая сочетает в себе моральную чистоту, духовное богатство и физически развитую личность. Игры активизируют головной мозг, расширяют кругозор, представления детей об окружающем мире, совершенствуют психические процессы. Способствуют стимуляции перехода детского организма к более высокой ступени развития.

Народная игра приобщает детей к народной культуре, выполняет такие функции как развлекательную, познавательную, диагностическую, корректирующую, развивающую. Подвижная игра это источник радостных эмоций, способ общения детей, обладающая большой воспитательной силой. Через игру развивается дружеские взаимоотношения детей, они стараются придти на помощь, взаимовыручку. Развиваются такие качества как доброта, уважительное отношение к старшим, развиваются физические качества детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение народных подвижных игр в процессе развития ребенка

Глава1. Народные подвижные игры1.1 Оценка народных подвижных игр педагогической наукой1.2 Сюжетные народные подвижные игры1.3 Бессюжетные народные подвижные игрыГлава 2. Методика проведения народных п...

Консультация для педагогов «Значение детских подвижных народных игр в интернациональном развитии ребенка дошкольного возраста»

Дети разных национальностей, посещая детс­кие сады, повседневно общаются, рассказыва­ют сказки, рисуют, играют в разные игры, поют и танцуют, внося в свою деятельность эле­менты национальн...

"Значение народных подвижных игр в процессе развития ребенка" (из опыта работы)

Народная подвижная игра, выполняя различные функции (развивающую, познавательную, развлекательную, диагностическую, корректирующую) служит средством приобщения детей к народной культуре. Народные подв...

Воспитательное значение народных подвижных игр в гармоничном развитии личности дошкольника.

Статья о значении татарских народных подвижных игр в гармоничном развитии дошкольников....

«Воспитательное значение народных подвижных игр».

laquo;Воспитательное значение народных подвижных игр»....

Консультации для родителей «Значение народных подвижных игр в жизни детей»

Консультации для родителей: «Значение народных подвижных игр в жизни детей»...