«Значение народных подвижных игр в развитии двигательной активности детей».
консультация
Консультация для родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znachenie_narodnye_podvizhnye_igryv_razvitii_detey.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей.
«Значение народных подвижных игр в развитии двигательной активности детей».
План консультации
1. Роль движений в развитии ребенка.
2. Из истории народных игр.
3.Влияние народных игр на здоровье ребенка.
4. Педагогическое значение народных игр.
Ученые, исследуя влияние двигательной активности на здоровье и жизнедеятельность человека, пришли к выводу, что движение – это ключ к правильной организации жизни ребенка в саду и семье, к формированию его здоровья, умственной активности, умения действовать вместе с другими. Каково же мнение разных специалистов о значении двигательной активности? Физиологи считают движение врожденной, жизненной необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в детском возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Гигиенисты утверждают: без движений ребенок не может вырасти здоровым. Движение – это предупреждение разного рода болезней, особенно таких, которые связаны с сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной системами. Движение – это эффективнейшее лечебное средство. По мнению психологов: маленький ребенок – деятель. И деятельность его выражается в движениях. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Развитость движений – один из показателей правильного нервно- психического развития. Педагоги с древности до наших дней считали: движение – важное средство воспитания. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем. Движения- первые истоки смелости, выносливости, решительности маленького ребенка, а у более старших детей - форма проявления этих важных человеческих качеств. А разве может быть труд – основа основ жизни - без точных, развитых движений? 69 Игры с движениями дают детям яркие мгновения человеческого общения, развивают опыт поведения. Ощущение умения красиво двигаться приносит радость и эстетическое удовольствие. В своем историческом развитии организм человека формировался в условиях высокой двигательной активности. Так выделились пять основных жизненно важных движений: бег и ходьба - для перемещения в пространстве, прыжки и лазанье- для преодоления препятствий, метание – для защиты и нападений. Миллионы лет эти движения являлись главнейшим условием существования человека - выживал тот, кто лучше других владел ими. Сейчас мы видим другую картину. Развитие науки и техники способствовало постепенному снижению двигательной активности людей, что со временем стало отрицательно сказываться на их здоровье. На повышение двигательной активности в детском саду оказывает влияние достаточная площадь для игр, правильное размещение оборудования и игрушек, новизна игровых и физкультурных пособий. Во многом подвижность детей зависит от их двигательных умений, эмоционального состояния. Одним из средств развития двигательной активности детей являются народные подвижные игры. Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, вбирая в себя лучшие национальные традиции. В старину на Руси существовало около трех тысяч игр. Как жаль, но значительная часть из них сейчас позабыта и безвозвратно утеряна. В основном в русские народные игры играют на свежем воздухе, в любое время года. А игры малой подвижности пригодны для проведения в ненастную погоду и на ограниченной площади. Большинство народных игр – общие для мальчиков, и для девочек. Помимо своей увлекательности народные игры хороши еще и тем, что в них могут играть мальчики и девочки любого возраста. К тому же в большинстве игр не требуется какого-то определенного числа игроков, а в некоторые ( например, « Чижик») можно играть вдвоем. Народные игры разнообразны, требуют много движения, находчивости, смекалки, дают массу всяких физических навыков и умений. Поэтому они отлично закаляют тело и душу. Приучают гордо и незаметно для чужых глаз переносить боль и не только от рискованных падений и ушибов. Собирались мальчишки и девчонки вечером на деревенской улице или за околицей, водили хороводы, без устали бегали, играя в горелки, салочки, состязались в ловкости, силе. Зимой развлечения носили другой характер: устраивались катания с гор, игры в снежки, катание на лошадях. Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью, удальству. Особенно популярными были такие игры, как горелки, русская лапта, жмурки, городки, игры с мячом. Игра в жмурки была распространена во многих областях России и имела разные названия: « Слепая сковорода», «Жмачки», « Куриная слепота». Прежде чем начать игру, дети хором вели 70 разговор с водящим: « Кот, кот, на чём стоишь?- « На квашне». – « Что в квашне?»- «Квас!»- «Лови мышей, а не нас!» Поговорят так с водящим, да еще заставят его несколько раз повернуться на месте, и только после этого он начинает искать играющих детей. Немало было таких игр, где успех играющих зависел от умения точно бросить биту, сбить городки, поймать мяч или попасть мячом в цель (городки, лапта и т.д.) Народные игры достаточно разнообразны по содержанию, тематике и организации. Во всех играх необходимо выполнять определенные правила. Правила народных подвижных игр складывались и проверялись веками, в их создании принимали участие многие поколения ребят. И это очень мудрые правила. Как названия игр, так и правила были различны в разных областях России, но общим для них являлось стремление выиграть, одержать победу. Одни игры имеют сюжет, правила их тесно связаны с сюжетом (например, «Коршун», «Курочка», «Гуси-лебеди», «Стадо»). В играх типа «Горячее место, «Много троих, хватит двоих» сюжет и роли отсутствуют, все внимание детей направлено на движение и правила. Есть игры, в которых сюжет и действия играющих обусловлены текстом. В игре « Краски», например, покупатель-черт переговаривается с водящим- хозяйкой. Различны игры и по видам движений: игры с бегом («Пятнашки», «Салки», «У медведя во бору», «Кошка и мышка», «Пустое место»); игры с прыжками («Классы», « Мешочек», « Петушиный бой»,) игры с метанием («Охотник», городки, русская лапта) игры малой подвижности («Краски», «Фанты», « Телефон», «Молчанка»). Русские народные игры не только полезны для здоровья, но и ценны в педагогическом отношении, они оказывают большое влияние на воспитание, смелости, ловкости, на становление характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, создают определенный духовный настрой, интерес к народному творчеству. Самый главный, самый первый закон в народных играх - честность. Если не будет честности, игра теряет смысл и интерес. В играх воспитывались справедливость и великодушие к товарищам по игре, взаимовыручка, выдержка, стойкость и терпение. Привлекательны для детей в русских народных играх и различные попевки. В игре « Уголки» каждая перебежка сопровождается попевкой. В играх типа «Горелки» текст попевки отвлекает внимание ловящего, во время пения он должен смотреть вверх: Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Глянь на небо – Птички летят, Колокольчики звенят! В любой русской игре есть водящий или ведущий: в одной игре это медведь, в другой – коршун, в третьей - челночок. На роль водящего обычно бывает много желающих, а выбрать нужно одного, иногда двоих, для чего и служат считалки и сговорки. Все участники игры встают в круг, в ряд или садятся на скамейки, лужайку и один из них выходит на середину, громко и четко выговаривает слова считалки, например: Я пойду куплю дуду, Я на улицу пойду. Громче, дудочка, дуди. Мы играем, ты води! Или: Шел баран По крутым горам. Вырвал травку, Положил на лавку. Кто травку возьмет. Тот вон пойдет! Если участников немного, то считаются по-другому: произносят считалку, и на кого падет последнее слово, тот выходит из круга, а считалку повторяют до тех пор, пока не останется один играющий. Он должен водить- ловить мяч, догонять и салить, быть коршуном или исполнять какую-нибудь роль. От водящего, его активности зависит успех игры (поэтому не всегда целесообразно выбирать водящего с помощью считалки). Чтобы участники игры не спорили, кому начинать или кому водить. Какой группе, где стоять, бросают жребий. Жребий- это условный знак, какой- нибудь предмет. Кто вытягивает жребий с условной меткой, тому и быть ведущим, начинать игру. Многие русские народные игры и их варианты доступны и интересны детям дошкольного возраста, их можно с успехом применять в работе с детьми во время прогулок, на праздниках, на занятиях физической культурой и в свободной игровой деятельности детей.
Литература
1.Э.Я.Степаненкова. Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. М.: Мозаика- Синтез, 2006.
2.В.А. Шишкина. Движение + движение. Книга для воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 1992. 68
3.М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры. Пособие для воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 1986.
4.С.К.Якуб. Вспомним забытые игры. ( Старинные русские игры, или Достоверный рассказ о том, как и во что играли наши прабабушки и прадедушки и во что будет интересно играть всем нынешним ребятам). М.: Детская литература, 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей : "Значение и роль народной подвижной игры в развитии детей"
Подвижная игра как развитие физ. качеств и воспитание детей...
Консультация для воспитателей "Значение и роль народной подвижной игры в развитии детей"
В данной консультации говорится о важности народных игр в развитии детей....
Консультации для родителей «Значение народных подвижных игр в жизни детей»
Консультации для родителей: «Значение народных подвижных игр в жизни детей»...
Доклад "Значение и роль народной подвижной игры в развитии детей"
Доклад "Значение и роль народной подвижной игры в развитии детей"...
Значение русских народных подвижных игр в воспитании детей дошкольного возраста.
В статье русские народные подвижные игры рассматриваются как эффективное средство нравственного и патриотического воспитания дошкольников....
Доклад на тему: «Значение народной подвижной игры в воспитании детей дошкольного возраста»
Воспитательное значение народных подвижных игр огромно. К.Д. Ушинский писал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых...