"Патриотическое воспитание" (опыт работы)
опыты и эксперименты по теме
Опыт работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_po_teme_patrioticheskoe_vospitanie_doshkolnikov.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Шпан Н.Э.
Воспитатель
МБДОУ «Полтавский
детский сад «Родничок»
«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к культурно-историческим ценностям родного края»
Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края. В.В. Сухомлинский утверждал, что детство - это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. Воспитание патриотизма невозможно без формирования чувств: удовлетворения и привязанности к месту рождения и жительства, определенному кругу людей, которое расширяет и углубляется от встреч и общения с другими взрослыми. Чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к родному поселку, необходимо: воспитывать положительное отношение к тем местам, где родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях родного края, людях-первооткрывателях, культуре, истории и окружающей природы. Психологи утверждают: нравственные качества не могут возникнуть путем естественного «созревания». Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от средств и методов воспитания, от условий в которых живет ребенок. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родным поселком Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному дому, к родной улице, к родному поселку и родной стране.
Актуальность:
При переходе на ФГОС дошкольного образования, одним из основных принципов является: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Не секрет, что сегодня материальные ценности стоят на первом месте, в отличии от духовных, поэтому у детей искажены представления о добре, милосердии, великодушии, справедливости, отзывчивости, трудолюбии, гражданственности и патриотизме. И самая большая опасность, которая подстерегает наше общество – это разрушение личности.
Идея воспитания патриотизма и гражданственности приобретает все большое общественное значение. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному селу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями, формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотами и гражданином своей Родины.
Я считаю, что прививать чувство любви к своей Родине, к краю, к дому, где родился, вырос и живешь, надо в дошкольном возрасте. Тогда, когда закладываются основы, формируются в процессе воспитания любовь к своим родным людям и к своей стране. Необходимо разбудить у детей чувство любви к своей малой Родине, дать понять, что это их земля, их страна, все богатства природы, бескрайние степи и поля, сады, реки – гордость нашего края – все принадлежит им, как потомкам первых переселенцев, приемникам их традиций. Главная цель моей работы: воспитание у детей патриотических чувств, любви и уважении к «малой» Родине, расширение представления о родном крае.
Задачи:
- Расширять знания детей о родном поселке Полтавка, его истории, достопримечательностях.
- Систематизировать знания детей о природе родного края.
- Формировать творческое воображение через поэзию и восприятие картин местных писателей и художников.
- Развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, краю.
- Воспитывать любовь и чувство гордости к Родине, к родному краю.
Диапазон опыта охватывает непрерывную образовательную деятельность (НОД), кружковую, индивидуальную работу, работу с родителями, окружающим социумом (детская библиотека, историко-краеведческий музей, центр славянской культуры), использование режимных моментов в нравственно-патриотическом воспитании детей.
Новизна педагогического опыта работы заключается в разработке непрерывной образовательной деятельности по формированию нравственно-патриотического воспитания в детском саду и тесного взаимодействия с родителями через реализацию совместных проектов «Русская банька», «Я.ты, он, она – вместе дружная семья», «Раз в крещенский вечерок».
Работа над опытом происходила поэтапно:
1 этап– информационно-аналитический. Изучалась и анализировалась педагогическая литература, проводилось диагностическое обследование, педагогическое наблюдение, анкетирование.
2 этап – практический. Проводилась разработка НОД, кружковой работы, итоговых проектов, экскурсий, индивидуальной работы с детьми по формированию нравственно-патриотических чувств, корректировка методов и средств достижения поставленных задач, оформление предметно-развивающей среды, создание мини – музея «Русская изба».
3 этап – презентационный. Обобщение знаний детей о родном поселке; организация выставки рисунков «Малая Родина»
4 этап – заключительный. Посвящен систематизации и обобщению результатов работы, сравнительному анализу уровня знаний детей о родном поселке, полученных в результате работы, формированию общих выводов, обобщению опыта.
Для реализации этих задач мною были приложены большие усилия. Я старалась как в непрерывной образовательной деятельности, так и в свободной деятельности постоянно говорить с детьми, читать литературные произведения поэтов Полтавского района, заучивать потешки, петь песни Омского Прииртышья, играть в народные игры.
В старших группах дети с удовольствием слушали рассказы об истории родного поселка, о первых переселенцах, знакомились на наглядном материале с жизнью полтавчан, с историей жилища. Мы беседовали о быте, о разных видах труда наших предков, о народных ремеслах. У нас в группе есть патриотический уголок, где собраны иллюстративные материалы для ознакомления с жизнью земляков, книги, альбомы о Полтавке и ее достопримечательностях, дидактические игры «Карта моего района», «Мой край родной». Родители помогли сшить для кукол национальные костюмы (украинский, русский народный). Интересными и познавательными были экскурсии по улицам поселка, по памятным местам, где смогли поделиться своими впечатлениями с родителями. Большое значение оказывает сотрудничество с историко-краеведческим музеем Полтавки, районной детской библиотекой, центром славянской культуры, (встречи с интересными людьми Полтавки: поэтами Анатолием Лесняком и Еленой Колесниченко, композитором Николаем Кумпаном).
Большой радостью для детей стали праздники, развлечения проведенные совместно с центром славянской культурой («Масленица-блиноедка»), сотрудниками музея («Раз в крещенский вечерок»), с районной детской библиотекой («Весенняя ярмарка») Здесь они смогли полностью раскрыть свои таланты. Они перевоплощались в сказочных персонажей, играли легко и естественно, пели, танцевали, играли и веселились искренне и от души. Это им доставляло огромное удовольствие.
Мною был разработан кружок «Любимый край, ты дорог сердцу моему», в который вошел цикл познавательных занятий («Моя семья», «Мой любимый поселок», «Люблю тебя мой край родной», «В гостях у бабушки в деревне») а также занятия продуктивными видами деятельности (рисование «Моя улица, мой дом родной», лепка «Животные моего края», конструирование из бросового материала макет «Мое село – Полтавка»).
Разнообразие форм и методов работы.
Реализуя задачи своей работы, я решила, что наиболее важно обогатить опыт детей, предоставить им возможность исследовать предметы быта, которые находятся в нашем мини музее «Русская изба», созданный совместно с родителями. Первые шаги в этом направлении показали, насколько это было интересно детям. Держа в руках глиняную посуду: чугунок, крынку, горшок, расписные деревянные ложки, дети с интересом знакомились с ними, рассматривали, удивлялись. А позже и сами приобщились к изготовлению и украшению этих предметов: лепили игрушки, посуду из глины и соленого теста, расписывали ложки, изготавливали бусы, пироги, булки для кукол. Работы детей выставлялись на выставке, что привлекло внимание родителей. Дети с гордостью показывали мамам свои работы, относили их домой. Родные и близкие тоже проявили интерес к рисункам и лепке. Я всегда считала, что взаимодействие с родителями необходимо, поскольку семья играет весомую роль во всех аспектах воспитания. Дети, получившие знания по краеведению, стремясь удивить родных, с удовольствием и интересом делились новыми впечатлениями дома. Родные включались в обсуждение, рассказывали о чем-то своем. Таким образом, родители становились моими единомышленниками. Вместе с родителями мы посетили Полтавский историко-краеведческий музей, где дети впервые увидели настоящие предметы старины и быта наших земляков. Родители, замечая какой интерес и любознательность проявляют дети, старались поддержать их во всех начинаниях, вовлекая бабушек и дедушек. В семейных архивах нашлись старинные фотографии, предметы вышивки, у кого-то имелись книги с красивыми иллюстрациями – родители охотно приносили эти вещи на время в детский сад, чтобы дать возможность познакомиться с ними и другим детям.
На развлечениях и досугах родители не только присутствовали, но и принимали непосредственное участие (например итоговое мероприятие «Я. ты, он, она – вместе дружная семья», была представлена презентация разных национальных блюд, родители рассказали о блюдах русской, украинской, немецкой, казахской кухни., или «Русская банька», родители были участниками праздника).
После ознакомления детей с символикой Полтавского района, я предложила родителям вместе с детьми придумать герб своей семьи, где они родились, и где жили их родители. Родители с увлечением и энтузиазмом откликнулись на мою инициативу. Лучшие работы приходили смотреть сотрудники, дети и родители со всех групп детского сада. Она вызвала широкий интерес.
Родители с удовольствием рассказывали, что дома дети повторяют пословицы и поговорки, объясняя их смысл, и даже просят самим их придумать.
Такая связь с семьей меня очень радовала, знания данные мной детям в непрерывной образовательной деятельности и в совместной деятельности, находили свое закрепление, расширялись и обогащались в семье. Кроме того укреплялись семейные связи, появлялись общие семейные увлечения, что благоприятно сказывалось на нравственном воспитании детей. В дальнейшем мне бы хотелось предложить родителям вести альбом путешественника, в котором они будут вместе с детьми зарисовывать или вклеивать фотографии тех мест, где они побывали, что видели. Возможно описывать в нем свои впечатления. Благодаря такому альбому дети смогут познакомить своих друзей с достопримечательностями родного поселка.
Результативность опыта
Для оценки своей работы мной был проведен анализ уровня знаний детей о своём родном поселке. Опрос проводился в течении двух лет в конце каждого учебного года. Опрошено был 25 детей. Объектом исследования были 2014 – 2015 уч.г, 2015-2016 уч.г т.е. старшая и подготовительная группа. Детям было предложено ответить на 7 вопросов:
1.Как называется страна, в которой ты живешь?
2. Как называется наша область?
3. Как называется село, в котором ты живешь?
4. На какой улице живешь ты?
5. Какие еще улицы ты знаешь?
6. Какие достопримечательности ты знаешь в Полтавке?
7. Какие ты знаешь предприятия нашего поселка?
Сравнительные результаты диагностики уровня знаний детей о своём родном селе.
Исследования показали, что в старшей группе (2014 – 2015 учебный год) из 25 детей – 9 показали высокий уровень знаний, 14 – средний, 2 - низкий или 36%, 56% и 8% соответственно.
В подготовительной группе (2015 – 2016 учебный год) диагностика выглядит следующим образом: 16 детей или 64% показали высокий уровень знаний, а остальные 9 или 36% имеют средний уровень знаний. Низкого результата не показал ни один ребёнок. Показатели уровня знаний детей значительно улучшились
Таким образом, из выше сказанного можно сделать следующие выводы: работа, направленная на воспитание патриотических чувств любви и уважении к «малой» Родине, дала положительную динамику.
На основании диагностических данных выявилось, что дети уже научились самостоятельно искать ответы, анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Каждый ребенок стал активным участником непрерывной образовательной деятельности, а не пассивным слушателем. Так же было проведено анкетирование родителей на тему «Патриотическое воспитание». Родителям было задано 6 вопросов.
1.Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
2.Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?
3.Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?
4.Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей - педагоги или родители?
5.Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?
6.Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?
В большинстве случаев у родителей было правильное понимание термина «патриотическое воспитание» и было видно, что многие уделяют большое внимание этому вопросу.
Результаты проведенного исследования подтверждают, что воспитание любви к родному краю у дошкольников будет успешным при соблюдении следующих условий:
- сотрудничество взрослого и ребенка,
- создание положительной атмосферы в группе,
- развитие умения анализировать проблемные ситуации
В заключение хочется сказать, что работа по воспитанию патриотизма и гражданственности требует тесного контакта с семьёй, так как именно в семье ребёнок учится первым движениям сердца и поднимается от него к дальнейшим формам единения – Родина и государство. В своей работе я, как педагог, должна была научить детей помнить свою историю. Работая по данной теме, мне хотелось пробудить в детях чувство гордости за свою «малую» Родину. Я считаю, что с поставленными целями и задачами справилась, об этом говорят результаты полученные в процессе работы по данной теме.
Библиографический список
- Петрова В.И., Стульник Д.Т. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для педагогов и методистов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 80с.
- Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.:«ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС». 2011. – 192с.
- Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. Издательство «Сфера». 2010. – 96с.
- А. Колесников «Полтавка сибирская».- Омск, 1995г
- Баглай О.П., Черникова Л.И. «Полтавский район Омской области. Годы, события, факты, люди».- Омск Ютон, 2009г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ с позиции гендерного воспитания (опыт работы, 1 мл.группа)
Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть доста...
"Формирование здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных средств физического воспитания" Опыт работы часть 1
Целью данной публикации является демонстрация новых элементов техники, основных видов движений, что позволяет расширить диапозон двигательных способностей детей и в последующем эти упражнения облегчаю...
"Формирование здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных средств физического воспитания" Опыт работы часть 2
Целью даной публикации является демонстрация новых элементов техники, основных видов движений, что позволяет расширить диапозон двигательных способностей детей и в последующем эти упражнения облегчают...
Экологическое воспитание опыт работы ГБДОУ детский сад № 10 Петродворцового района Санкт-Петербурга
Опыт работы коллектива детского сада по экологическому воспитанию....
Сенсорное воспитание (опыт работы)
В данной статье представлены используемые мною педагогические периемы и методы, которые помогли детям моей группы лучше ориентироваться в предметном мире....
Представление опыта работы на IV региональной научно-практической конференции «Гражданско-патриотическое воспитание: опыт, традиции, новаци" по теме «Есть правила дорожные! Будьте осторожнее!»
Мы живем в эпоху интенсивного автомобильного движения. В современном городе нелегко всем, а особенно ребенку. Основной проблемой является незнание дошкольниками элементарных правил дорожного движения,...
Патриотическое воспитание. Опыт работы: национальный татарский праздник "Сабантуй"
Цель: познакомить детей с культурой татарского народа через познавательный социокультурный досуг....