Методическая разработка
методическая разработка (младшая группа)
Программа
Дополнительного образования
Направление: «Ознакомление с миром природы»
Тема: «Юный эколог» для детей 3-4 лет
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад
№ 20 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район
Республики Башкортостан
Табель посещаемости
Дополнительного образования
направление: «Ознакомление с миром природы»
тема:«Юный эколог» для детей 3-4 лет
Срок реализаций 1 год
Составил:
воспитатель
Баязитова Р.Р
Запрашиваемая категория-
первая
Туймазы 2018
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад
№ 20 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район
Республики Башкортостан
Принято Утверждаю
На заседание педагогического совета Заведующий МАДОУ детский
№ от сад №20 г. Туймазы
______________Хайруллина Л.Р.
Приказ
Программа
Дополнительного образования
Направление: «Ознакомление с миром природы»
Тема: «Юный эколог» для детей 3-4 лет
Срок реализаций 1 год
Составил:
воспитатель
Баязитова Р.Р
Запрашиваемая категория-
первая
Туймазы 2018
Содержание
Введение
Пояснительная записка.
Виды деятельности.
Список детей посещающих кружок.
Тематический план
Используемая литература
Табель посещаемости
Пояснительная записка.
Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Становление первоначальных основ экологической культуры - это накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих малышей, входящих в круг их жизнедеятельности. В возрасте 2-3 лет дети должны научиться различать и правильно называть предметы и объекты природы, с которыми они постоянно взаимодействуют, должны познать их главные сенсорные свойства - форму цвет, величину, степень твердости или мягкости, характер поверхности, а также познать видимые составные части предметов и объектов; кроме того, получить первоначальные представления о возможной деятельности с ними.
Кружок «Юный эколог» имеет экологическую направленность.
Основная цель работы кружка - формирование у детей элементов экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.
Цель: Формирование у детей осознанного понимания взаимосвязей всего живого и неживого в природе.
Задачи:
Образовательные: формировать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей; обогащать словарный запас; формировать и обогащать представления детей о явлениях природы.
Развивающие: развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир; развивать мышление, внимание, память; развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные: воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, эстетические чувства, связанные с красотой природного мира; воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки; воспитывать бережное отношение к природе; воспитывать познавательный интерес, любознательность; воспитывать самостоятельность.
Виды деятельности:
1. Организованная образовательная деятельность (познавательная, продуктивная, интегрированная).
2. Совместная деятельность: Наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, изменениями, происходящими в ней, деятельностью людей в природе; целевые прогулки; чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки), рассматривание иллюстраций; рассматривание картин из жизни диких животных; рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природе; беседы и разговоры с детьми на экологические темы; опыты и эксперименты, поисковая деятельность; игры (подвижные, дидактические, театрализованные); различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику.
2. Тематический план программы кружка «Юный эколог».
Сентябрь.
Дата | Тема | Вид деятельности | Программное содержание |
1 неделя | «Цветы на участке осенью» | Загадывание загадок; игра «Угадай по описанию», экспериментирование: «Растениям легче дышится, если почву полить и порыхлить». Сбор и засушивание осенних листьев «Осенняя палитра | Закрепить знания детей о осенних садовых цветах: отличие по внешнему виду. Уточнить представления детей о садовых работах осенью. Активизировать словарь |
2 неделя | «Осень-припасиха» | Чтение стихов «Здравствуй, осень!» Е.Благинина; беседа «Что растет на грядке?» Заучивание физминутки». Мы капусту рубим.» Д.И «Узнай на вкус» | Закрепить знания детей об овощах и фруктах. Уточнить знания детей об уходе за овощами. Воспитывать трудолюбие. |
3 неделя | Что нас лечит от простуды | Рассматривание лекарственных растений, загадывание загадок, наблюдение. | Уточнить знания детей лекарственных травах, пользе лука и чеснока. Развить познавательную активность. |
4 неделя | «Доброе, хорошее солнце» | Экспериментирование: «Ладошки» Наст. Игра «Круглый год» | Уточнить знания детей о солнце осенью. Формировать умения определять погоду по приметам. |
Октябрь
Дата | Тема | Вид деятельности | Программное содержание |
1 неделя | «Расскажи Хрюшке о комнатных растениях» | Игра «Найди растение», Физкультминутка «Цветы», Д.И «За каким растением спрятался Хрюша?»; Экспериментирование: «Что нужно растениям для роста». | Уточнить представления детей о растениях в группе, о необходимых для них условиях жизни. Познакомить с новыми растениями. Научить узнавать и называть части растения (корень, стебель, лист, цветок |
2 неделя | «Осеннее дерево» | Нетрадиционная техника рисования: клякс графия. | Формировать умения детей наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых взаимосвязях и закономерностях. |
3 неделя | «Домашние животные» | Беседа домашние животные. Д.И: «Кто что любит», Настольная игра «Зверята» | Формировать у детей обобщенные представления о домашних животных: как за ними надо ухаживать, какую пользу приносят, какие условия нужны для жизни. |
4 неделя | «Дождик, дождик. | Пальчиковая игра «Дождик» | Развивать способности детей наблюдать сезонные явления и их изменения. Формировать умения выделять характерные признаки осеннего и летнего дождя. |
Ноябрь
Дата | Тема | Вид деятельности | Программное содержание |
1 неделя | «Воробьишка» | Подвижная игра: «Кто в домике живет?» Пальчиковая гимнастика: «Грачи»; Речевая игра «Кто же это?» | Знакомить детей с зимующими птицами: воробьи. (Уточнить с детьми, как изменения в природе повлияли на жизнь воробья). Развивать интерес к наблюдениям за птицами. |
2 неделя | «Синичкин праздник – 12 ноября» | Беседа «Угадай, какая птица», наблюдение, использование художественного слова, Подв.игра: «Лиса и птицы» | Формировать у детей желание по-доброму относиться к живой природе. Учить организовывать самостоятельно подкормку птиц регулярно. |
3 неделя | «Дикие звери зимой» | Чтение стихотворений, П,И «Зайцы и волк», беседа, Д,И:«Найди маму». | Продолжать формировать знания о лесных обитателях. Развивать у детей представления о последовательности событий в жизни лесных зверей. |
4 неделя | «Снежинка» | Наблюдение, беседа, чтение познавательных рассказов, экспериментирование: «Знакомство со свойствами снега» | Развивать способности наблюдать сезонные явления и их изменения, внимания и памяти, видеть красоту природы. |
Декабрь
Дата | Тема | Вид деятельности | Программное содержание |
1 неделя | Ёлочка-зелёная иголочка | Наблюдение, беседа, игра: «Найди по описанию», «Укрась ёлочку» | Знакомить детей с понятием, что в шишках находятся семена хвойных деревьев. Формировать умение детей различать еловую и сосновую шишку. |
2 неделя | «Плыли по небу тучки» | Беседа «Какие бывают облака», наблюдение, использование художественного слова; экспериментирование: «Ветер дует, лодочка плывёт» | Расширять представления детей о явлениях неживой природы: рассказать детям, какие бываю облака. Развитие наблюдательности. |
3 неделя | «Снежный хоровод» | Наблюдение, рассматривание картины «Зима», рисование «Снежинки» | Продолжать учить детей наблюдать явления природы: снегопад и видеть красоту окружающего мира. |
4 неделя | «Зимняя красавица - ель» | Игровой сюрпризный момент, составление рассказа-описания о ели с опорой на план, игра - имитация «Собери шишки, | Приобщить к желанию наслаждаться запахом хвойного дерева. Способствовать развитию умения называть характерные особенности строения ели, |
Январь
Дата | Тема | Вид деятельности | Программное содержание |
2 неделя | «Наблюдение за снегом и льдом» | Экспериментирование «Вода может литься и брызгать», использование художественного слова. Чтение рассказа: Николаевой «Путешествие капельки» | Формировать реалистическое понимание неживой при роды; закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед). |
3неделя | «Жизнь птиц зимой» | Беседа, игра «Накорми птицу», Д.И «Улетают – не улетают», прослушивание голосов птиц | Учить детей рассматривать птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам. Познакомить с их названиями. |
4неделя | «Мороз – удивительный художник» | Загадывание загадок, наблюдения на прогулке, использование художественного слова, практическая работа | Вызывать у детей интерес к зимним явлениям природы. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. Развивать воображение и творчество. |
Февраль
Дата | Тема | Вид деятельности | Программное содержание |
1 неделя | «Выращиваем лук на окошке» | Беседа с элементами труда, экспериментирование | Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке, желание наблюдать за изменениями в луковицах. Учить создавать ситуацию опыта |
2 неделя | «Дикие животные в лесу зимой» | Беседа о белке, еже, зайце, лисе, медведе, игра «Мы маленькие зайчики», игра «Чья тень» | Способствовать: обогащению и углублению знаний детей о диких зверях в зимний период, развитию умения устанавливать связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей. |
3 неделя | «Лаборатория добрых дел» | Опыты с водой, воздухом, игры с мыльными пузырями беседы о добре и зле. | Формировать понятие о доброте, привычку совершать добрые поступки; воспитывать интерес к экспериментальной деятельности; анализировать явления, делать выводы; развивать познавательный интерес, логическое мышление, речь детей; вызвать чувство радости у детей |
4 неделя | «Наблюдение за сезонными изменениями» | Использование художественного слова; Подвижные игры: «Хитрая лиса», «Круглый год» -настольная игра | Формировать представления об изменениях в природе; |
Март
Дата | Тема | Вид деятельности | Программное содержание |
1 неделя | «К нам весна шагает быстрыми шагами» | Чтение стихотворения «Март», «Весна идёт», д/и «Найди настроение, покажи настроение», экспериментирование: «Взаимодействие воды и снега» | Продолжать учить запоминать названия весенних месяцев; дать представления об изменениях, происходящих ранней весной в природе. Развивать навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление. |
2 неделя | «Наши четвероногие друзья – собака» | Наблюдение, подвижные игры: «Семья» -настольная игра, сравнение кошки и собаки | Формировать у детей представления о том, что собака умное домашнее животное, предана человеку, её можно дрессировать и использовать на разных полезных службах. |
3 неделя | «Забота о здоровье» | Игра «Порадуйся солнышку», «Что полезно для здоровья, что вредно», беседа о витаминной пище. | Способствовать воспитанию у детей бережного отношения к своему здоровью; формировать представления о том, что в весеннее время особенно полезны витаминная пища (зеленый лук и др.) и солнце; |
4 неделя | «Первые цветы в природе» | Сравнительный рассказ о мать-и-мачехе и одуванчике, загадки, чтение стихов, «Собери цветок из частей» | Побуждать детей радоваться первым весенним цветам, продолжать знакомить их с названиями, с особенностями строения. |
Апрель
Дата | Тема | Вид деятельности | Программное содержание |
1 неделя | «Божья коровка» | Наблюдение за божьей коровкой, аппликация. | Учить детей внимательно относиться к окружающему миру. Воспитывать интерес к природным явлениям, уточнить представления о внешних особенностях жучка. |
2 неделя | «Жучки» | Загадывание загадок, «Угадай, что за насекомое», лепка «зелёная гусеница» | Расширить знания об охране природы. Воспитывать у детей интерес ко всему живому и бережное отношение к природе. |
3 неделя | «Пернатые гости» | Беседа, изготовление скворечников, наблюдение за птицами на участке детского сада, рассматривание иллюстраций (разные виды гнезд, появление птенцов и т. д.), «Узнай по голосу какая птичка»-игра. Аппликация «Птицы на кормушке» | Способствовать обобщению представлений о птицах в весенний период: изменение их поведения – греются на солнце, на деревьях, чирикают, гнездуются, выводят птенцов и др.; воспитывать любознательность, желание заботиться о птицах. |
4 неделя | «Волшебница весна» | Беседа, художественное слово, аппликация из ткани «Полянка цветов» | Закрепить представления детей о весне, о характерных особенностях данного времени года. Обратить внимание детей на первые признаки весны. Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость. |
Май
Дата | Тема | Вид деятельности | Программное содержание |
1 неделя | «Солнышко на травке» | Чтение стихов, продуктивная деятельность-ромашка экспериментирование «Тепло – холодно». | Уточнить знания детьми цветка, умение найти его по листьям, форме соцветия, формировать у детей интерес к работе с краской. Продолжать вызывать у детей интерес к живым цветам. |
2 неделя | «Что такое облака, дождь, гроза?» | Наблюдение, рассматривание иллюстраций, чтение. | Дать понятие об испарении воды, образовании облаков, электрических разрядах в доступной форме. Познакомить детей с правилами поведения во время грозы. |
3 неделя | «Песочные фантазии» | Пальчиковая гимнастика, игры с песком. Экспериментирование: «почему песок сыплется». | Расширять кругозор детей: Закрепить знания о свойствах песка. Развивать образное и логическое мышление. Развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук. Обогащать эмоциональную сферу детей |
4 неделя | Экологическая тропа | Экскурсия, рассматривание обитателей тропы, чтение стиха «Берегите природу». подв.игра» Раз, два, три к дереву беги» | Развивать умение наблюдать |
Используемая литература:
- С. Н. Николаева. «Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду».
- Л.С.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию».
- Н.Е.Веракса, О.Р.Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников».
- Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников.
- Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....
Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...
Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...
Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом с использованием ресурсов Интернет Тема методической разработки: «Насекомые»
Материал на тему: "Насекомые" для родителей и детей 3 - 4 лет....