Консультация "Взаимодействие детского сада и семьи в музыкально- эстетическом воспитании дошкольников"
консультация (старшая группа)

Лопаточкина Ольга Владимировна
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Взаимодействие детского сада и семьи как условие развития музыкальных способностей ребенка

Формирование основ музыкальной культуры начинаются в дошкольном возрасте. Музыкальное развитие оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная среда, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни. Успех музыкального развития зависит от всего педагогического коллектива дошкольного учреждения и от родителей, так как вне музыкальных занятий имеется иные возможности обогащения детей музыкальными впечатлениями, разнообразные формы осуществления в музыкальной деятельности в повседневной жизни детского сада и семье.

Формы работы с родителями

Одной из таких форм являются открытые музыкальные занятия, на которых могут присутствовать родители. В зависимости от их количества я предлагаю им не просто присутствовать на занятии, но и принимать в нем активное участие, например, стать участниками оркестра музыкальных инструментов, детских игр, танцев, исполнить любимую, знакомую песню вместе с детьми.

Консультации. Эта форма не нова, но она может быть довольно эффективной. Консультации по вопросам музыкально воспитания детей я провожу индивидуально, когда есть необходимость в общении с одной семьей. Например, когда родители испытывают затруднения в том, как организовать музыкальное воспитание ребенка дома, на что оно должно быть направлено.

Совместные праздники и развлечения. Это одна из самых эффективных форм работы с родителями. Конечно, не всех родителей можно привлечь к активному участию в их подготовке и проведении, но это и не обязательно. Я работаю с энтузиастами. Мы разучиваем сценки для утренников, танцы, такие как «Кадриль». Родители с удовольствием исполняют роли сказочных героев и других персонажей. А для самых занятых и стеснительных мы находим роли прямо на празднике. Не вставая со своего места, они подыгрывают детям на инструментах, машут флажками, шарами, надевают разнообразные маски и атрибуты, поддерживая атмосферу праздника. Здесь очень важно, что присутствие родителей на всех мероприятиях, связанных с музыкально-эстетическим воспитанием детей, является для них своеобразной школой, где они учатся общаться с детьми, играя. Задача родителей – содействовать музыкально – творческому развитию ребенка.

Музыкальная жизнь. В каждой группе у нас оформлены наглядные стенды для родителей, где собрана информация по музыкальному воспитанию. Тематика таких стендов самая разнообразная: «Музыка на кухне», «Мама и папа, возьмите меня за руки», «Музыкальный словарь», «Рисуем музыку» и др.

Чтобы совместная работа принесла желаемые результаты, я придерживаюсь следующих принципов:

  • с уважением и пониманием отношусь к родителям, привлекая их в качестве союзников к активному участию в процессе музыкального воспитания детей;
  • воспитываю у детей бережное и уважительное отношение к родителям, стремление вовлекать их в совместные действия и игры.

Консультация-практикум для родителей и детей младших групп

«Играем со звуками»

Цель: познакомить родителей с различными вариантами изучения вместе с малышом мира звуков.

Мероприятие состоит из 3-частей.

Первая часть – выставка пособий, шумовых музыкальных инструментов, игр со звуками выполненных из бросового материала родителями и детьми старших групп.

Вторая часть – краткая беседа-диалог с родителями о необходимости развития музыкального слуха детей, о простоте и вариативности этой деятельности.

Третья часть – небольшая игровая программа для детей и родителей.

Часть 3. Игровая программа.

Раздаётся стук в дверь, появляется Медведь

Медведь: Ой, извините, я, кажется, опоздал? Это здесь учат быть музыкальным? А то мне медведь на ухо наступил – совсем нет слуха.

Музыкальный руководитель: Как это нет слуха? Разве такое может быть? Сейчас мы это проверим. Мишка, ты живёшь в лесу?

Медведь: В лесу.

Музыкальный руководитель: Неужели там нет никаких звуков?

Медведь: Не знаю….

Музыкальный руководитель: А это что?

Игра «Звуки леса»

В записи звучат звуки леса, дети, родители

и Медведь определяют что звучит.

Медведь: Ой, как интересно! Сколько в лесу звонкого, шуршащего, стучащего! А ещё смотрите, что есть в нашем лесу (высыпает из корзины палочки, шишки, листочки).

Музыкальный руководитель: Знаешь, Мишенька, а ведь все эти твои интересные подарки тоже могут звучать.

Медведь: Это как?

Музыкальный руководитель: А, например, вот так (показывает удары палкой о палку).

Медведь: Как здорово! А ребята с родителями так могут?

Музыкальный руководитель: Дети, родители, выбирайте понравившиеся вам Мишкины подарки и попробуйте придумать, как они могут звучать.

Игра «Лесной оркестр»

Дети с родителями придумывают, как можно извлечь из предметов звук,

а затем вместе исполняют русскую танцевальную мелодию.

Мишка пританцовывает.

Медведь: Как здорово, как интересно, какие вы молодцы! Оказывается, на каждом шагу живёт музыка!

Музыкальный руководитель: И не только на каждом шагу, а в каждом шаге.

Медведь: Это как же так?

Музыкальный руководитель: А вот как. У тебя есть папа? Как он ходит: (Медведь показывает) А младший братишка есть? Как он ходит (Медведь показывает)

Медведь: Как здорово! Они ходят по-разному!

Музыкальный руководитель: В разном темпе. Большие папины ноги идут неторопливо (музыкальный пример), а маленькие ножки братика – быстро (музыкальный пример).

Медведь: Получается игра! Ребята, идёмте играть, а родители помогут – будут хлопать быстро или медленно.

Игра «Большие и маленькие ноги»

Музыкальный руководитель: Ещё, Мишенька, твоих маму и папу, и братика можно различать не только по звуку шагов.

Медведь: Что, есть ещё какие-то музыкальные отличия?

Музыкальный руководитель: Есть – это…. (обращается к детям и родителям) как вы, думаете, что? Верно, голос. Как разговаривает твой папа? Мам? Братишка? (медведь показывает)

Медведь: А здесь ведь тоже есть и мамы, и папы, и ребятишки. Ну-ка, я сейчас попробую догадаться кто меня позовёт (отворачивается)

Игра «Узнай по голосу»

Последним звучит голос мамы Медведя: «Мишенька, ты где? Пора домой!»

Медведь: Ой! Это мама меня домой зовёт! Ну я побежал. Спасибо вам за то что научили меня быть музыкальным. И в самом деле, хоть и говорят, что медведь на ухо наступил, но слух-то есть у всех, а вокруг столько интересных звуков! Побегу, всем своим об этом расскажу! До свидания!

Музыкальный руководитель: Вот и наша встреча подошла к концу. Но мы не прощаемся с миром звуков, потому что много интересного не только в лесу у мишки, не только здесь в музыкальном зале, но и повсюду вокруг – на улице, на кухне, в магазине… да где угодно. И пусть каждый ваш день будет наполнен новыми открытиями в таком разнообразном и огромном мире звуков.



Предварительный просмотр:

Музыкальное искусство на занятиях по развитию речи дошкольников - для чего и зачем это нужно? Давайте попытаемся разобраться в этом вместе.

У музыки и речи существует немало общих основ, даже общностей. Одна из них (пожалуй, самая основная) заключается в том, что и музыкальное искусство, и речь имеют общее начало – звук. А сам звук всегда являлся и является выражением какого-то смысла, какой-то идеи. Еще до появления привычных для нас слов, и уж тем более предложений и текстов, звук был единственно возможным средством общения между людьми. И музыкальное произведение, и человеческая речь - это возможность общения с окружающим миром, это своего рода тексты, которые требуют определенного прочтения, раскодирования и усвоения. Обратите внимание, что и речь, и музыка имеют свой особый письменный код – азбуку и ноты, с помощью которых сохраняются тексты и партитуры. Речь, в особенности ее письменные формы, превратившиеся в произведения литературного искусства, становятся содержанием музыки, но и музыка становится содержанием речи, общения, обмена чем-то сакральным, личным, глубоким. 
Музыка и музыкально – художественная деятельность – это то, что дети больше всего любят. Спросите дошкольника, что ему нравится делать больше всего в детском саду и дома? Ответ не заставит себя долго ждать: дети любят петь, танцевать, играть. Используя эту привязанность детей к музыке, возможно, повысить качество любого занятия, сделать его более привлекательным для ребенка. 
Музыка – самый эмоциональный вид искусства. Активная природа детских реакций на музыку распространяется и на речь ребенка, он начинает проявлять инициативность и самостоятельность в речевом общении. Характеризуя музыкальное произведение, ребенок использует большое количество качественных прилагательных, каким – то невообразимым образом подбирая их.
Например, ребенок 5-го года жизни, характеризуя произведение «Весело – грустно» Л. Бетховена, употребляет до одиннадцати прилагательных. Произведение в интерпретации ребенка становится не только «веселое и грустное», но и: печальное, тоскливое, одинокое, жалостливое, счастливое, радостное,  хорошее, улыбчивое, смешное, светлое, солнечное.
Музыка в руках компетентного, вдумчивого и творческого педагога может стать содержанием беседы о внутреннем состоянии ребенка и взрослого, о настроении человека, его эмоциональных переживаниях. Например, ребенок приходит в детский сад с неважным настроением, разговаривать не хочет. Воспитатель предлагает ему послушать музыку, которая соответствует его состоянию. Совместное слушание музыки и сопоставление ее с собственным настроением содействуют улучшению эмоционального самочувствия ребенка, развитию диалогической речи, обогащению словарного запаса, привычки разговаривать о своем внутреннем мире, своих чувствах. 
Содержание музыкального произведения – это безграничное содержание беседы, побуждающее ребенка к сочинительству, речевому, литературному творчеству. 
По мотивам программного произведения «Полет шмеля» дети старшего дошкольного возраста самостоятельно сочиняют сюжетные рассказы, естественным образом сохраняя структуру повествования (от экспозиции до развязки). Например, после того, как музыка закончилась, дети рассказывают историю шмеля: «Шмель красивый, большой, у него пушистая мохнатая спинка, полосочки желтые и коричневые. Он торопится ... он собирает себе в дорогу цветочный нектар ... Шмель как будто чего-то боится ... его хочет съесть птица ... Но у него есть друзья, к которым он летал в гости. Шмель был у филина, белочки и зайчика ... Во время опасности он вернулся к друзьям. Белочка спрятала его в дупле, а птица улетела. Шмель поблагодарил своего друга и заторопился домой с нектаром. Дома его ждут жена и дети, маленькие шмели. А своих друзей он пригласил в гости на нектар». 
Слушание музыки и музыкально – исполнительская деятельность детей содействуют становлению звуковой культуры речи. Музыка как искусство интонации естественным образом знакомит ребенка со средствами интонационной выразительности в речи – темпом и ритмом, тембром. Используя соответствующие музыкально – речевые игры в работе с детьми, можно интересно и эффективно решать поставленные задачи. Музыка может стать своего рода ключом, который «откроет детские уста», вызовет естественное желание у детей поделиться своими чувствами и мыслями, своими музыкальными впечатлениями. 
Для того чтобы подобный процесс осуществился, воспитателю необходимо хорошо представлять особенности восприятия детьми музыки и четко понимать коммуникативную задачу, которая ставится на занятии по развитию речи. Важно помнить, что механизм, побуждающий детей к высказыванию, к развитию и обогащению речи, тесно связан с развитием фантазии, творчества. Образность мышления ребенка влечет за собой игру, активизируя все познавательные процессы. 
Анализ образовательных программ для дошкольников позволяет обозначить несколько тем, музыкальные образы которых могут стать предметами развития и обогащения речи ребенка. Например, настроения и чувства, сказочные персонажи, волшебные предметы и обычные вещи, явления действительности, картины природы. 
Попытаемся обозначить некоторые принципы, понимание которых позволит воспитателю интересно и эффективно использовать музыку на занятиях по развитию речи дошкольников. 
1. Отбирать музыкальный репертуар в соответствии с критериями: 
• Эмоциональная четкость, яркость и выразительность музыкального образа и повествования, захватывающая ребенка, вызывающая у него интерес; 
• Богатство эмоционально переживаемых оттенков музыкальной интонации; 
• Инструментальные произведения; 
• Особое сочетание средств музыкальной выразительности: мелодия, лад, темпоритм, форма музыкального произведения и др.; 
• Наличие солирующего инструмента (фортепиано, скрипка, рожок, флейта, гобой, любой другой инструмент), подчеркивающего выразительность мелодии; 
• Наличие одного эмоционального состояния и его оттенков в музыкальном произведении;
• Наличие многократной повторяемости мелодии (в этом случае у ребенка появляется возможность более точно определить эмоциональное состояние образа, глубже прожить и прочувствовать его); 
• Длительность звучания музыкального произведения: от 1 до 5 минут в младшем и среднем дошкольном возрасте и до 7-10 минут в старшем (чем короче отрывок, тем больше возможности у воспитателя еще раз обратиться к нему, послушать повторно, что повышает восприимчивость и точность интерпретации музыкального образа детьми); 
• Художественность и выразительность исполнения музыкального произведения профессиональным исполнителем (разными исполнителями); 
• Качественность аудиозаписи музыкального произведения. 
2. Важным условием становится подготовленность ребенка к восприятию конкретного музыкального образа, наличие опыта взаимодействия с предметом, представления о природном явлении, опыт переживания определенного эмоционального состояния. 
З. В процессе занятия обязательно стремиться к соблюдению алгоритма (пошаговой организации данной деятельности), а именно: 
• Привлечение детского внимания к слушанию музыки, настрой на восприятие. Первичное слушание детьми музыкального произведения, знакомство с ним, погружение в него. Обязательно выдержать паузу! 
• Повторное слушание с последующим элементарным музыкальным анализом, разбором впечатлений и используемых средств музыкальной выразительности. 
• Закрепление представлений о прослушанной музыке в музыкальном опыте ребенка, запоминание произведения, готовность рассуждать о нем, оценивать, активизация желания послушать его еще раз. 
• Создание условий для выражения ребенком результатов восприятия музыки в речевой деятельности. Возможно, объединить несколько видов деятельности (например, говорим и рисуем, говорим и двигаемся, говорим и сочиняем). 
Целесообразно организовать такую работу с детьми не менее двух раз в неделю в течение всего учебного года. 
Помимо занятий колоссальное значение в развитии речи приобретают тематические беседы. Беседа как форма индивидуального взаимодействия воспитателя с ребенком содержит особый педагогический смысл в развитии связной, грамматически правильной речи, обогащении и активизации словаря дошкольника, поскольку эта деятельность строится на примере, образце, подражании для воспитанника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя детского сада в осуществлении задач музыкально-художественного воспитания дошкольников

В работе с малышами очень важна слаженная работа музыкального руководителя с воспитателями каждой группы. Представлен мой опыт организации взаимодействия между педагогами....

Преемственность детского сада и семьи в художественно-эстетическом воспитании дошкольников как средство создания условий для развития полноценной личности

Аннотация: в статье раскрываются актуальные вопросы воспитания у дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.https://interactive-pl...

Взаимодействие детского сада и семьи в музыкально-эстетическом развитии дошкольников

Приобщение детей к музыкальному искусству может успешно осуществляться лишь при условии тесного контакта педагогов дошкольного учреждения с семьей....

"Взаимодействие детского сада и семьи в музыкально-эстетическом развитии дошкольников"

Взаимодействие детского сада и семьи в музыкально-эстетическом развитии дошкольников. Пояснительная записка.Приобщение детей к музыкальному искусству может успешно осуществляться лишь при условии...