Использование цифровых технологий в экологическом волонтёрском проекте "Колибри".
проект (старшая группа) на тему
Одним из приоритетных направлений развития государства является патриотическое воспитание. Проявлением патриотизма также является любовь к природе своей малой родины. 2018год - год Добровольца (волонтёра). Статья познакомит с деятельностью экологического волонтёрского отряда "Колибри".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_tsifrovyh_tehnologiy_v_ekologicheskom_volontyorskom_proekte_kolibri.docx | 27.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование цифровых технологий в экологическом волонтёрском проекте «Колибри»
Ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Одним из приоритетных направлений развития государства является патриотическое воспитание, способствующее формированию у подрастающего поколения патриотического сознания. Проявлением патриотизма также является любовь к природе своей малой родины, внимание, забота и уважение к её животному и растительному миру.
2018 год – год Добровольца (волонтёра). Волонтёрство- это бесплатная помощь, когда в результате своего труда взрослый (ребенок) получает не материальную плату, а «плату» в качестве внутреннего удовлетворения. Работа волонтёра сплачивает людей в стремлении делать добро, что способствует воспитанию духовно-нравственных качеств личности дошкольников.
Учитывая важность проблемы, мы организовали в детском саду волонтёрское движение. Наш отряд получил название «Колибри». Почему такое название? Птичка колибри маленькая, похожая на шмеля, жука, - существо, которое открывает сердце, символ любви, радости, красоты. Она учит, что мы не должны останавливаться на нашем прошлом, нужно двигаться вперёд, наслаждаться каждым моментом и ценить то, что любим. Эта неутомимая, мужественная птица будто напоминает нам о том, что необходимо искать добро, красоту в жизни каждый день и каждый день делать добрые дела. Несмотря на свой маленький размер, колибри может совершать путешествия на большие расстояния, беспрестанно работать, делать добрые дела.
Наши дети-дошколята, несомненно, тоже способны на добрые дела! Потому и закон «Об образовании в Российской Федерации» логично рассматривает дошкольное образование как первую ступень общего образования, к которому предъявляется требование – преемственность с начальным и общим образованием.
Цель волонтёрского проекта «Колибри»:
формирование богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, к её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережному отношению к ней, воспитанию у ребёнка культуры природолюбия.
Задачи:
* Дать ребёнку знания об окружающей его Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;
*Способствовать развитию ценностных отношений к природе;
*Способствовать формированию навыков осознанного поведения в природе;
*Помочь ребенку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения Природы для выживания на земле самого человека;
*Развивать коммуникативные навыки детей, самостоятельность, ответственность.
*Воспитывать потребность принимать активное участие в природоохранной деятельности и экологической деятельности.
Основные направления проекта
1.Духовное – волонтерское движение изначально привносит очень глубокий воспитательный смысл, способствует духовному развитию, тем самым
закладываются основы общечеловеческих ценностей у дошкольников.
2.Культурологическое– формирует ценностную систему в сфере социальной экологии у взрослых и детей.
3.Образовательное – способствует формированию экологического сознания у детей и взрослых, подводит к осознанию жизненно важного смысла возрождения и сохранения традиций природосбережения, а для
дошкольников социальные проекты являются школой социальной адаптации, где они являются преобразователями среды нашего села.
4.Социально-просветительское–ориентирует различные категории педагогической и родительской общественности о социально-экологических проблемах и найденных подходах к их решению. О деятельности работы волонтёрского отряда было опубликовано в районной газете «Богородская газета».
5.Информационно-медийное–популяризирует и пропагандирует нравственные идеалы и формы деятельности, которые способствуют их формированию, используя современные технологии и коммуникативные средства. Отснят видеоролик «Добрые дела «Колибри», где представлена деятельность отряда «Колибри».
Прогнозируемые результаты:
* формирование у детей основ экологической культуры и культуры природолюбия;
*формирование у ребёнка системы ценностных отношений к окружающей природной среде;
* развитие в ребёнке внутренней потребности любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности;
* расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей.
*формирование коммуникативных навыков, самостоятельности, ответственности.
В работе по организации волонтерского движения в условиях детского сада мы выделили 3 этапа:
Этапы:
1этап. Подготовительный
2 этап. Основной этап.
3 этап. Заключительный этап.
В рамках реализации проекта проводилась разносторонняя деятельность в дошкольном образовательном учреждении «Алешковский детский сад» с использованием образов сказочных героев «Эколят – друзей и защитников Природы», с учётом того, что 2018 год объявлен годом добровольца (волонтёра).
Задача первого этапа - изучение теоретических аспектов детского волонтерства, мотивирование детей на волонтерскую экологическую деятельность. Для ознакомления с технологией волонтёрства детей дошкольного возраста были изучены материалы: проект «Юные волонтёры» Топщиковой Н.П. (Социальная сеть работников образования.ns.portal), проект «Волонтёрское движение в ДОО», проект Гладковой О.Л. «Маленькие волонтёры или добрые дела дошколят» (g[adkowo – shat-dou20/ edumsko. ru), «Волонтёрское движение как средство взаимодействия с семьёй» (Лучший педагог РФ) и др. Был составлен план деятельности экологического волонтёрского отряда «Колибри».
В работе использовали различные традиционные и нетрадиционные формы, методы и приемы, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. Чтобы более широко раскрыть представления детей о природе и волонтёрстве, углубить знания, использовали ИКТ. Они, в силу своей наглядности, красочности и простоты, позволяют более эффективно строить процесс изучения новых для детей понятий и для систематизации знаний.
На первом этапе деятельности с целью формирования экологической культуры детей, правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой мы использовали технологии официального сайта «Эколята РФ», природоохранные социально-образовательные проекты: «Эколята – дошколята», «Эколята». Была проведена следующая работа: рассматривание картин с изображением природы, отгадывание загадок, чтение стихов о природе, проводились экологические экскурсии по территории детского сада, просмотр мультимедийных презентаций «Правила поведения на природе», мультфильма «Про эколят – защитников природы», видеороликов о волонтёрстве, беседы «Кто такие волонтеры?", чтение художественной литературы: «Два жадных медвежонка», «Искорки добра», В. А. Сухомлинский – «Скупой», В. Катаев «Цветик – семицветик», сюжетные рассказы по картинкам, прослушивание звуков природы ( звуки леса, моря, пение птиц), лабораторные опыты и эксперименты. Создание волонтёрского отряда «Колибри» начиналось с разработки эмблемы, одежды, что символизировало суть волонтёрского движения.
Ребята познакомились со сказочными героями-эколятами: Умницей, Шалуном, Тихоней, Ёлочкой; посмотрели мультфильм о работе волонтёров «Рука помощи» Варвары Зуевой; в Алешковской библиотеке (заведующая С.В.Терехина) познакомились с познавательными видеороликами о волонтёрском движении «Дети-волонтёры» МБДОУ д/с 95, «Кто такой волонтёр?» и презентацией «Правила поведения в лесу». В торжественной обстановке детей приняли в экологический волонтёрский отряд «Колибри».
Опыт убеждает, даже самые хорошие книги и фильмы недостаточны для
формирования активного экологического сознания. Сознание формируется в процессе деятельности. Если мальчик или девочка ограждают муравейник, они как бы участвуют в работе самой природы. Здесь воспитывается
не просто милосердие (что само по себе очень важно), а происходит нечто большее, чему нет названия и что лишь в слабой степени отражает термин «формирование сознания».
Наконец мы приступили к практической части, где дошколята, как и маленькая колибри, совершали такие добрые дела, как уборка территории детского сада («Очистка пруда») от веток, помощь детям ясельной группы в уборке участка от мусора, посадка семян зерновых культур на экспериментальном участке, уборка территории около Алешковского медпункта, уход за растениями детского сада вместе с младшими детьми, сбор макулатуры. Некоторые родители (Терехина С., Нуждина А., Евсеева Т.Н.) вместе с детьми приняли участие вместе с Алешковским Домом Фольклора и Алешковской библиотекой в телепроекте Богородск ТВ «Мамин цветик»: посадили цветы около поклонного креста перед въездом в с. Алешково, а потом следили за их содержанием: пололи, рыхлили, поливали.
Наши дети принимали участие в викторине «Природа и сказки», а также во Всероссийской заочной блиц–олимпиаде «Труженица – пчёлка» (Терехина Даша, 1место). Большую помощь оказали одна из мам, Мясникова Анна Александровна, и ученица 11 класса Нижегородской школы Екатерина Воробьева в пошиве повязок и шарфиков для отряда.
Вместе с заведующей библиотекой Терехиной С.В., родительницей Евсеевой Т.Н., школьниками Иваном Е. и Алёной Е. ребята распространяли в селе листовки-обращения к жителям о соблюдении правил друзей природы. Теоретические и практические знания детей закреплялись в самостоятельной деятельности : рисовании, аппликации, в игровой деятельности.
На третьем этапе проекта были оформлены выставки рисунков и поделок детей и родителей «Добрые дела «Колибри» и папка «Добрые дела «Колибри». Наш детский сад принял участие в конкурсе на лучший стенд (уголок) «Эколята – дошколята» в дошкольных образовательных организациях и образовательных организациях в Российской Федерации.
Используя новые, увлекательные, информационные компьютерные технологии, мы обеспечили эффективность воспитательного процесса, что позволило детям и родителям включиться в активную образовательную экологическую волонтёрскую деятельность, которая помогает заложить основы формирования начал экологического сознания.
В ходе проекта созданы условия для формирования у детей чувства прекрасного: посажены деревья, красиво оформлены цветники на территории детского сада. Дети с большим желанием принимают активное участие в экологическом волонтёрском движении, они стали более серьёзными, внимательными, ответственными, рады прийти на помощь.
Но в нашем случае говорить о конечных результатах пока рано, ведь жизнь ребёнка – непрерывный рост, постоянное развитие личности. Поэтому работа с детьми старшего дошкольного возраста по их духовно- нравственному развитию и совершенствованию в нашем ДОУ, конечно, будет продолжена, продолжена с использованием наиболее эффективных методов, средств и форм организации , в союзе с родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация спортивно-оздоровительной прогулки выходного дня с использованием цифровых технологий и интернет ресурса.
Данная методическая разработка будет интересна педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста от 4 до 7 лет. В ней представлен опыт работы по организации...
Использование цифровых технологий в образовательном пространстве ДОО.
#39;Это сообщение актуализирует вопрос использования педагогом цифровых технологий в пространнстве ДОО. Для воспитателя важно понять, что организуя детскую деятельность в этом направлении, у ре...
Использование цифровых технологий в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста
В условиях детского сада целесообразно использование цифровых технологий в различных видах образовательной деятельности. Занятия в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яр...
Опыт использования цифровых технологий в образовательной деятельности ОДО
В современной жизни различные гаджеты и программы уже давно стали привычной и даже неотъемлемой частью. Постепенно они вошли и в повседневность и в образовательном процессе. И если в вузах и школах пе...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
XXI век называют веком цифровизации.В связи с актуальностью данного вопроса была определена тема самообразования «Использование цифровых технологий в образовательном процессе в ДОУ в условиях ре...
Адаптация дидактических материалов для обучения детей с ЗПР при использовании цифровых технологий
В период пандемии вынуждены были продолжать обучения дистанционно, для занятий с детьми ЗПР адаптировали дидактические материалы....
Использование цифровых технологий в работе музыкального руководителя дошкольного учреждения
Муниципальные "Педагогические чтения 2021" по теме - «Цифровые технологии в детском саду. Педагогические находки»...