Использование цифровых технологий в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста
консультация (старшая группа)

Иванова Ольга Александровна

В условиях детского сада целесообразно использование цифровых технологий в различных видах образовательной деятельности. Занятия в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Использование  цифровых технологий в экологическом воспитании  детей старшего дошкольного возраста ».

Иванова О.А. старшая группа «Сказка»

Информационно-компьютерные технологии проникают в систему дошкольного образования, широко используются с целью совершенствования и обновления форм и методов работы с детьми. В условиях детского сада целесообразно использование цифровых технологий в различных видах образовательной деятельности. Занятия в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей.

При работе с  бумажным демонстрационным материалом  возникают определенные трудности:

-Для приобретения демонстрационного материала по ознакомлению с природой необходимы материальные затраты.

-Отсутствие места для хранения большого количества иллюстрационного материала.

-Отсутствие многих необходимых иллюстраций в продаже.

-Неудобство в использовании большого количества иллюстраций на одном познавательном занятии.

-Быстрый износ бумажных иллюстраций.

Решение проблемы: использовать в воспитательно – образовательной работе с детьми цифровые технологии.

В своей практике работы, знакомя детей с природой, можно использовать разнообразный материал: дидактические картинки, репродукции  художественных картин, фотографии, видеофильмы, звукозаписи; при котором дети становятся активными, а не пассивными объектами педагогического воздействия.

Используются следующие виды иллюстративно-наглядных материалов на электронных носителях:

  1.Звуковые материалы – это записи голосов птиц, млекопитающих, шум леса, прибоя, дождя, ветра и т. д.;

  2.Экранные материалы – это слайды, то есть серия отдельных кадров, посвященной отдельной теме. По статичности они напоминают дидактические картинки.

  3. Мультимедийные презентации – это обучающие заставки с красивыми, яркими картинками, помогающие рассказать детям об окружающем мире. Презентация сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации.

Мультимедийные экологические игры можно включать как в содержание занятий по ознакомлению с окружающим миром, так и в свободную деятельность: игры -путешествия, игры - загадки, дидактические игры, пальчиковые игры.

Например:

Тема занятия "В гостях у лесовичка".    Мультимедийная игра "С чьей ветки детка"

Правила мультимедийной игры:  

Необходимо найти с какого дерева лист.

Вне занятий мультимедийные игры помогают закрепить знания детей, их используют и  для индивидуальных занятий с детьми. В свободное от занятий время можно организовать  игры с использованием цифровых технологий:

  • Загадывание загадок.
  • Пальчиковые игры.
  • Организация двигательной деятельности с помощью моделирования движений.

По результатам работы стало видно, что по сравнению с традиционными формами обучения дошкольников, цифровые технологии  обладают рядом преимуществ и соответствуют возрастным особенностям детей дошкольного возраста:

  1. Предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.
  2.  цифровые технологии несут в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.
  3. Цифровые технологии дпют возможность воспитателю выстроить объяснение на занятиях логично, научно. При этом включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная.
  4. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить текущую тему. Также можно более детально остановиться  на вопросах, вызывающих затруднения.
  5. Движения, звук, анимация надолго привлекают внимание ребенка и способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу.
  6. Такие занятия побуждают детей к поисковой  и познавательной деятельности.
  7. Использование разного рода слайд-шоу позволяет показать детям те моменты из окружающего мира, наблюдение которых непосредственно вызывает затруднения. Задача схем и моделей – наглядно представить процессы в неживой природе, такие как свойства воды, почвы, и пр.
  8. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.  

остановимся на преимуществах использования

интерактивных материалов.

Данные материалы:

  • привлекают пассивных слушателей к активной деятельности;
  • делают образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;
  • активизируют познавательный интерес, мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.)
  • реализовывают личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;
  • использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала.
  • использование новых приёмов объяснения и закрепления, особенно в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей.
  • дисциплинируют самого воспитателя, формирует его интерес к работе.
  • Разработка технологии с включением ИКТ базируется на комплексных (интегрированных) занятиях (досугах). Технология разрабатывается по какой-либо из образовательных областей (музыка, художественная литература, познание).
  • Непосредственно образовательная деятельность в детском саду имеет свою специфику. Она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого количества иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями.
  • Для использования компьютерных технологий в работе с дошкольниками необходимо создать информационную базу данных: самостоятельный поиск, обмен опытом, использование энциклопедий и развивающих дидактических игр. Мультимедийные презентации содержат в себе образный тип информации, понятный дошкольникам. Применяя принцип наглядности, который способствует активизации непроизвольного внимания, становится возможным донести информацию в доступной для ребенка форме.

Требования, предъявляемые к педагогу,

работающему с применением цифровых технологий

  • владеть основами работы на компьютере.
  • иметь навыки работы с мультимедийными программами.
  • владеть основами работы в Интернет.
  • создавать собственные образовательные ресурсы.

Из всего вышесказанного можно сделать выводы, что:

  1. цифровые технологии  прочно входят  в систему образования, которая предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.
  2. Применение цифровых технологий в сфере дошкольного образования позволит педагогам изменить содержание, методы и организационные формы обучения, будет способствовать развитию их информационной компетентности.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.

Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста. Выбранная мною тема работы: «Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста» дает ...

СТАТЬЯ по экологическому воспитанию( старший дошкольный возраст) по теме "Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании дошкольников"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья.Це...

СТАТЬЯ по экологическому воспитанию( старший дошкольный возраст) по теме "Здоровьесберегающие технологии лечение цветом Хромотерапия"

Цвет воздействует не только на орган зрения – глаза. Все цвета имеют свое излучение, у каждого цвета – своя длина волны, способная нести свою информацию, по-разному воздействуя на различные орган...

СТАТЬЯ по экологическому воспитанию( старший дошкольный возраст) по теме "Здоровьесберегающие технологии лечение цветом Хромотерапия"

Цвет воздействует не только на орган зрения – глаза. Все цвета имеют свое излучение, у каждого цвета – своя длина волны, способная нести свою информацию, по-разному воздействуя на различные орган...

"Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12191123","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"339"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12191126","...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Выступление на региональном семинаре для педагогов ДОУ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАРеформирование дошкольного образования с ц...

Инновационные технологии в экологическом развитии детей дошкольного возраста.

    Острота современных экологических проблем выдвинула перед дошкольным образовательным учреждением задачу большой экономической и социальной значимости: воспитание молодого поколени...