Детско-родительский проект «Сказка, как прием воспитания нравственных качеств»
проект (подготовительная группа) на тему
«Детям необходимы сказки, как воздух!» Казалось бы, это педагогическая аксиома, а её главными проводниками в жизни являются родители. Однако далеко не все мамы и папы разделяют этот тезис. В домашних библиотеках можно обнаружить множество иллюстрированных детских энциклопедий, которые сегодня в изобилии поставляет рынок, - и о динозаврах, и о глубоководных рыбах, и о звёздах с планетами, и даже и том, «откуда я появился». Эти книжки, с точки зрения озабоченных родителей, действительно содержат полезную информацию, работают на эрудицию ребёнка. А сказка что? Пустая забава! Родители, занимающие такую позицию, имеют предшественников в лице весьма серьезных представителей науки и педагогике. Психоаналитики и психотерапевты, занимающиеся изучением и интерпретацией сказочных сюжетов, утверждают, сказочная реальность для психического развития ребёнка является такой же необходимой питательной средой, как свежий воздух для физического здоровья. Ведь в сказках дети в завуалированной форме обнаруживают те конфликты, которые типичны для них самих, для их отношений с окружающими. Но сказка не ограничивается констатацией. Она всегда предлагает ребенку выход из положения, стратегию правильного поведения с родителями, с братьями и сестрами, с другими людьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semeynyy_proek_po_skazkam.doc | 108.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Детско-родительский проект
«Сказка, как прием воспитания нравственных качеств»
Выполнил: Жук Ирина Михайловна
воспитатель
Пояснительная записка
«Сказка - самая здоровая пища – не лакомство,
насущный очень питательный хлеб»
К. Чуковский.
«Детям необходимы сказки, как воздух!» Казалось бы, это педагогическая аксиома, а её главными проводниками в жизни являются родители.
Однако далеко не все мамы и папы разделяют этот тезис. В домашних библиотеках можно обнаружить множество иллюстрированных детских энциклопедий, которые сегодня в изобилии поставляет рынок, - и о динозаврах, и о глубоководных рыбах, и о звёздах с планетами, и даже и том, «откуда я появился». Эти книжки, с точки зрения озабоченных родителей, действительно содержат полезную информацию, работают на эрудицию ребёнка. А сказка что? Пустая забава!
Родители, занимающие такую позицию, имеют предшественников в лице весьма серьезных представителей науки и педагогике. Психоаналитики и психотерапевты, занимающиеся изучением и интерпретацией сказочных сюжетов, утверждают, сказочная реальность для психического развития ребёнка является такой же необходимой питательной средой, как свежий воздух для физического здоровья. Ведь в сказках дети в завуалированной форме обнаруживают те конфликты, которые типичны для них самих, для их отношений с окружающими. Но сказка не ограничивается констатацией. Она всегда предлагает ребенку выход из положения, стратегию правильного поведения с родителями, с братьями и сестрами, с другими людьми.
Основная часть
Характеристика проекта.
По типу – познавательно-творческий,
По виду – творческий
По форме – групповой (участвуют дети и родители)
По длительности долгосрочный один год
Проблемы:
Редкое чтение сказок родителями своим малышам. Отсутствие у детей интереса, к чтению, в процессе которого знакомство со сказками окажется неизбежным. А также недостаточное осознание детьми русских народных сказок.
Актуальность
Важную роль в формирования нравственных качеств и оценок у детей играет художественная литература, а именно сказки. Сказочный мир – страна реальных фантазий и доброй сказки, игра вымысла и реальности, красок и света и загадочных звуков. Сказка всегда, во все времена имела огромную власть над детским сердцем. Необходимо, чтобы ребёнок знакомился со сказками, на которых выросло не одно поколение. В них, устоявшихся и проверенными веками, заключена мудрость народа, который их создавал, в них основы национальной культуры. Ну и как же хочется быть похожими на любимых героев, говорить их словами, совершать их подвиги, хоть немножко пожить их жизнью. Это неосознанное желание видоизменять окружающий мир, приближая его к своему, по-своему объясняя его.
Сказки не только заставляют ребёнка задуматься над важными жизненными вопросами, но и помогают найти на них ответы. Американский психолог Б. Беттельхейм утверждает: «Детям нужны сказки», ибо они являются необходимой пищей для развития личности.
Работая в детском саду, наблюдая за поведением детей, осознаешь, что нужен подход к детям через сказку, который бы указал им правильный путь. Одним из направлений такого подхода можно считать приобщение детей к художественной литературе, сказкам.
Сказка дает детям эталонные представления о добре и зле, в их героях много общего; смелость, сострадание к ближнему, уважение к старшим, отсутствие корысти и жадности, терпение, трудолюбие, верность слову, незлопамятность.
Цели проекта:
Содействие гармонизации отношений между родителями и детьми через знакомство с творчеством русского народа, фольклора и русской художественной литературы
Задачи проекта:
Дети:
1.Познакомить с творчеством русского народа, - способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения;
2.Формировать навыки сотрудничества взрослого и ребенка.
3.Формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок.
4.Развивать артистические способности.
5.Развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности.
6.Развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях;
7.Знакомить с классическими произведениями композиторов, созданными по сказкам народа.
8.Воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний, обогащать и расширять словарный запас детей.
8.Воспитывать чувства дружбы и коллективизма.
9.Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями к речевому общению между собой.
10.Развитие творческих способностей, фантазии детей.
Родители:
1.Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду.
2.Развитие совместного творчества родителей и детей.
3.Развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу.
4.Заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.
Участники проекта: Воспитатели, родители и дети.
Ожидаемый результат:
1.Родители и дети проявляют активность в творческой деятельности.
2.Родители осознают значимость нравственного воспитания через сказки.
3.Ребята умеют принимать накопленный практический опят в работе с книгой, сказкой.
5.У ребят проявляется интерес к русской литературе.
6.Наблюдается гармонизация отношений между взрослыми и детьми.
Принципы реализации проекта:
1.Принципы развития отражает ориентацию поисково-познавательной деятельности на развитие нравственного воспитания через сказку.
2.Принципы дифференциации и индивидуализации предлагает создать стимул, побуждающий к чтению, в процессе которого знакомство со сказками окажутся неизбежным.
3.Принципы диалогического общения как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов поисково-познавательной деятельности, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью взаимопониманием воспитателя и ребёнка, и проецирует установку на разумное усвоение.
4.Принцип доступности предлагает соответствие содержания характера, и объёма учебного материала с уровнем развития подготовленности детей.
5.Принцип системности достижение цели обеспечивается решением комплекса задач, оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.
6.Принцип последовательности заключается в постоянном чтение сказок.
Методы:
Беседы, игры драматизации, чтение любимых сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, просмотр видеофильмов, обсуждение результатов мероприятий: «Неделя добрых сказок».
Формы:
Специально организованная образовательная деятельность, театрализация, досуги (конкурсы, викторина «В гостях у сказки») диагностика, фотовыставка. Продуктивная деятельность - рисунки, поделки, изготовление «волшебных» предметов, макеты сказочных домиков.
Этапы проекта:
1 этап: Подготовительный:
Определение темы (проблемы проекта)
-Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.
Сбор информации, литературы, дополнительного материала
2 этап: Реализация проекта:
Работа по плану с детьми, родителями, педагогами
3 этап: Заключительный:
1.Презентация проекта на заседании педагогического совета.
2.Обработка результатов реализации проекта.
3.Итоговое интегрированное занятие «В гостях у сказки»
4.Оформление в группе « Музея сказок»
Механизмы реализации проекта:
Направление работы | Содержание работы | Периодичность |
Работа с детьми | Диагностика по выявлению знания сказок с целью воспитания нравственных качеств | 2 раза в год |
Ознакомление со сказкой (как вид занятия) | 1 раз в неделю | |
Беседа о прочитанных сказках | 1 раз в месяц | |
Познавательное чтение (свободная деятельность) | 3 раза в неделю | |
Просмотр и прослушивание аудио и видеозаписей по программным и литературным произведениям | 1 раз в неделю | |
Продуктивная деятельность - рисунки, поделки, изготовление «волшебных» предметов, макеты сказочных домиков | В течение года | |
Поделки из различных материалов «Мое отношение к русским народным сказкам» | В течение года | |
Театрализованные постановки, развлечения, досуги | 1 раз в 2месяца | |
Творческие отчеты организация выставки «Любимая сказка» | 1 раз в 2 месяца | |
Сотрудничество с родителями | Помощь в создании и оснащении материалом семейного мини-музей в группе | В течение учебного года |
Анкетирование родителей | В начале и в конце учебного года | |
Оформление фото альбома «Превращаемся в героев сказок» | Новогоднее представление | |
Консультации родителей по данной теме | В течение учебного года | |
Помощь в создании библиотеки (подбор книг и оформление библиотеки) | В течение учебного года | |
Тематические встречи родителями «Встреча в стране детства» | Ноябрь | |
Родительская гостиная «Круглый стол» | Март | |
Методическое содержание | Организация предметно-развивающей среды | В течение реализации проекта |
Подбор и анализ художественной литературы, направленной на воспитание нравственных качеств через сказку и оформление библиотечного уголка в группе | 4 квартал | |
Конспекты игр-бесед, занятий | В течение реализации проекта | |
Подбор сказок, стихов, картинок, иллюстраций | 4 квартал | |
Подбор д/и, упражнений по данной теме | В течение реализации проекта | |
Консультативный материал для родителей, стенды, памятки, выставки | В течение реализации проекта |
Список источников
1.В.И. Петрова, Т.Д. Стульник. Нравственное воспитание в детском саду. Москва 2006.
1.Ф.А. Сохина. Развитие речи детей дошкольного возраста. Москва
«Просвещение» 1979.
3.В.В. Гербова. Приобщение детей к художественной литературе. Москва 2006.
4.В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой. Нравственное воспитание в детском саду. Москва «Просвещение»1984
5.З.А. Гриценко «Ты детям сказку расскажи» Москва 2003.
6.Л.Б. Фесюкова «Воспитание сказкой» Москва 2000.
7.Р.Калинина «Тренинг развития личности дошкольника»
Приложение 1
Анкета
«Роль русской народной сказки в воспитании ребенка»
Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы анкеты.
1. Кто в вашей семье занимается воспитанием детей?
1. мама
2. папа
3. дедушка, бабушка
4. няня
5. кто-то еще (укажите кто)___________________________________
2. Сколько времени вы проводите со своими детьми?
-2 часа в день
-4 часа в день
-полдня
1. весь день
3.Читали вам в детстве сказки?
1. да
2. нет
3. очень мало
4. не помню
4. Читаете ли Вы своим детям сказки?
1. да
2. нет
3. иногда
5. С какого возраста на Ваш взгляд нужно читать детям сказки?
1. с трех месяцев
2. с одного года
3. с трех лет
4. Ваш вариант____________________________________________
6. В какой форме чаще всего вы излагаете сказки ребенку?
1. чтение
2. рассказ
3. рассказ выдуманной сказки
4. театрализация
7.Обсуждаете ли Вы сюжет, героев сказки с ребенком после ее изложения?
1. всегда
2. иногда
3. никогда
8. Чему Ваш ребенок отдает предпочтение?
1. телевидению
2. компьютерным играм
3. сказкам
4. мультфильмам
5. чему-то другому _________________________________________
9. Способствует ли русская народная сказка нравственному развитию ребенка?
- да
- нет
- не знаю
10. Какие функции на Ваш взгляд выполняет сказка при воспитании ребенка?
- развлекательную
- развивающую
11. Какие способности можно развивать у ребенка с помощью русской народной сказки?
- интеллект
- речь
- творческие способности
- что-либо другое
12. Знакомы ли вы с инновационными методами воспитания сказкой?
- да
- нет
- хотели бы познакомиться
13. Практикуете ли вы дома театрализацию русских народных сказок?
- да
- нет
- иногда
14. Играете ли вы со своим ребенком в игры, где задействованы герои русских народных
сказок?
- да
- нет
- иногда
15. Как охотно вы купили бы билет в кукольный театр на постановку по мотивам русской
народной сказки?
- с удовольствием
- неохотно
- не купили бы
16. Каким героям сказок чаще всего подражает ваш ребенок?
- положительным
- отрицательным
- вообще не подражает
Анкета для родителей
«Сказка в жизни вашего ребенка»
1. Как часто Вы читаете (рассказываете) своему ребенку сказки?
_______________________________________________________
2. Какие сказки предпочитает Ваш ребенок?
________________________________________________________
3. Просит ли Ваш ребенок читать (рассказывать) сказку несколько раз?
________________________________________________________
4. Есть ли любимая сказка у Вашего малыша? Если есть – какая?
__________________________________________________________
5. Играет ли Ваш ребенок в сказки, которые слушал?
__________________________________________________________
6. Рассказывает ли ребенок сказку совместно с Вами или своим куклам, игрушкам?
__________________________________________________________
7. Есть ли у ребенка книжки для самостоятельного рассматривания?
__________________________________________________________
8. Рассматривая иллюстрации к сказкам, задает ли Вам ребенок вопросы?
__________________________________________________________
9. Узнает ли Ваш ребенок сказку по иллюстрации?
__________________________________________________________
10. Есть ли у Вас дома какой-либо вид детского театра (настольный пальчиковый, кукольный и пр.?_______________________________
11. Придумываете ли Вы когда-нибудь сказки для Вашего ребенка?
Приложение 2
Методика «Закончи историю»
Автор Р.М. Калинина
Цель: изучить понимание детьми старшего дошкольного возраста нравственных норм (щедрость - жадность, трудолюбие - лень, правдивость - лживость, внимание к людям - равнодушие), определить умение детей соотносить эти нормы с реальными жизненными ситуациями, разрешать проблемные ситуации на основе
нравственных норм и давать элементарную нравственную оценку.
Предъявление задания. В индивидуальной беседе с ребенком ему предлагается продолжить каждую из предлагаемых историй, ответить на вопросы («Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи»). После этого ребенку читают по очереди четыре истории {в произвольном порядке).
История 1. У девочки из корзинки на дорогу рассыпались игрушки.
Рядом стоял мальчик. Он подошел к девочке и сказал... Что сказал мальчик? Почему? Как поступил мальчик? Почему?
После первой истории ребенку задаются вопросы: «Как ты думаешь, какое настроение было сначала у девочки? Почему? А потом оно изменилось? Почему?»
История 2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу.
Катя стала с ней играть. К ней подошла ее младшая сестра и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила... Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?
История 3. Дети строили город. Оля не хотела играть, она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробку. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила... Что ответила Оля? Почему? Как поступила Оля? Почему?
История 4. Петя и Вова играли вместе и сломали красивую дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» 1щда Петя ответил... Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему?
Все ответы ребенка, по возможности дословно, фиксируются в протоколе.
Обработка результатов.
4 баллов - ребенок не может оценить поступки детей.
5 балл - ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее и плохое), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.
6 балла - ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.
7 балла - ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.
Таблица
Критериально-уровневая шкала формирования словаря детей старшего
дошкольного возраста с недоразвитием речи
Критерии | Уровни | ||
Низкий | Достаточный | Высокий | |
Нравствен ные качества | Ребенок не может продолжить историю, или дает односложный ответ, не может оценить поступки детей. Он по-разному продолжает истории, оценивает поведение детей как правильное или неправильное, хорошее или плохое, но оценку не мотивирует и нравственную нормы не выделяет. | Ребенок продолжает истории с позиции нравственных норм, называет нравственную нормы, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку. | Ребенок раскрывает особенности разрешения проблемной ситуации с позиции нравственной нормы, называет нравственную норму, понимает ее значение для взаимоотношений людей и может обосновать свое мнение, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку. |
_______________ ___________________
(подпись) (расшифровка подписи)
«_____» _______________ 20____г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка родительского собрания в старшей группе Сказка как средство воспитания нравственных качеств"
Методическая разработка родительского собрания...
методическая разработка родительского собрания в старшей группе "Сказка как средство воспитания нравственных качеств"
Методическая разработка родительского собрания...
"Сказка как средство воспитания нравственных качеств"
Методическая разработка родительского собрания...
«Сказка — как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста»
Самообразование...
Перспективный план работы по теме: «Сказка — как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста»
Перспективный план...
Сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с м...
Детско-родительский проект «Сказка, как прием воспитания нравственных качеств»
Детско-родительский проект«Сказка, как прием воспитания нравственных качеств» ...