МУЗЫКА ЧАЙКОВСКОГО
презентация к уроку (подготовительная группа) на тему
Жизнь и творчество композитора П.И. Чайковского для детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka_chaykovskogo.pptx | 1.27 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Пётр Ильич Чайковский родился 25 апреля 1840 года в Воткинске, в семье директора Воткинского завода. Впечатлительный ребенок чутко постигал окружающие его природу и быт: с детства на всю жизнь он проникся глубокой привязанностью к Родине впитал в себя народные песни. В семье любили музыку, мать хорошо пела, играла на фортепиано, в доме нередко проводились музыкальные вечера. Способности к музыке проявились у Чайковского рано: в пять лет он начал играть на фортепиано, а в восемь лет читал ноты и записывал свои музыкальные впечатления. Семья Чайковских в 1848 году (крайний слева — Пётр Ильич)
В 1862 он поступил в только что открытую Петербургскую консерваторию и в следующем году оставил государственную службу, чтобы полностью посвятить себя занятиям музыкой. Он занимался композицией и оркестровкой у директора консерватории А.Г.Рубинштейна и за время обучения создал несколько произведений Окончив блестяще Петербургскую консерваторию в 1865 году, Чайковский с 1866 года жил в Москве и преподавал теорию музыки в Московской консерватории.
Жизнь Чайковского в дальнейшем - это его творчество. Музыка не была для него барским развлечением на досуге. Как только он отдался композиторскому творчеству, оно стало для него делом жизни . Чайковский стал первым из русских композиторов, который еще при жизни добился мировой славы. Регулярно занимаясь дирижированием, в конце 1887-начале 1888 года он совершает первое европейское турне как дирижер. "Сколько было восторгу, и все это не мне, а голубушке России", - записал он в своем дневнике после одного из концертов в Праге. В 1891 году он совершил триумфальную концертную поездку в США.
Чайковский создал высочайшие образцы опер, балетов, симфоний, камерных произведений. Среди его произведений 10 опер - "Воевода", "Ундина" (обе 1869), "Опричник" (1874), "Евгений Онегин" (1878), "Орлеанская дева" (1881), "Мазепа" (1883), "Черевички" (1885), "Чародейка" (1887), "Пиковая дама" (1890), "Иоланта" (1891), 3 балета - "Лебединое озеро" (1877), "Щелкунчик" и "Спящая красавица" (1889). Наиболее известные из симфонических произведений - Шестая патетическая симфония (1880), увертюра "1812 год", увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта" (1893), "Итальянское каприччио" (1880), "Манфред" (1885), фортепьянные и скрипичные концерты. Чайковский - автор 104-х романсов.
Балет «Лебединое озеро»
Непосредственно созданию "Детского альбома" предшествовало длительное общение с Колей Конради , глухонемым воспитанником М.И.Чайковского. О начале работы над "Детским альбомом" известно из письма композитора от 30 апреля 1878 года. Чайковский, находясь в Каменке, в семье Давыдовых, написал П.И.Юргенсону : "Завтра примусь я за сборник миниатюрных пиэс для детей. Я давно уже подумывал о том, что не мешало бы содействовать по мере сил к обогащению детской музыкальной литературы, которая очень небогата. Я хочу сделать целый ряд маленьких отрывков безусловной легкости и с заманчивыми для детей заглавиями как у Шумана."
В сборнике просматривается несколько относительно самостоятельных сюжетных линий. Первая из них связана с пробуждением ребенка и началом дня ("Утренняя молитва", "Зимнее утро", "Мама"). Следующий сюжет - игры, домашние забавы ребенка ("Игра в лошадки", "Марш деревянных солдатиков").
Своеобразным ответвлением игровой тематики в цикле является мини-трилогия, посвященная кукле ("Болезнь куклы", "Похороны куклы", "Новая кукла"). В дальнейшем Чайковский отправляет ребенка в увлекательные музыкальные путешествия по Италии ("Итальянская песенка", "Неаполитанская песенка"), Франции ("Старинная французская песенка") и Германии ("Немецкая песенка"). Наряду с этим, в цикле отчетливо проходит и русская тема ("Русская песня", "Камаринская").
День ребенка близится к концу и очередной сюжетный поворот обозначается пьесой "Нянина сказка", рядом с которой - как её особый, отдельный музыкальный персонаж - появляется "Баба-Яга". Однако вскоре все сказочные треволнения и страхи оказываются позади; их сменяет - как предвестница блаженных детских сновидений - "Сладкая греза". Композитор находит место и для излюбленной им сферы бытовых танцев ("Вальс", "Мазурка", "Полька"), и для музыкальных пейзажей ("Песня жаворонка"), и для жанрово-характеристических зарисовок ("Мужик на гармонике играет", "Шарманщик поет").
Завершается сборник пьесой "В церкви". Тем самым, первый и последний номера соединяются своего рода аркой; общим в обоих случаях является торжественное просветленное религиозное начало.
В Клину, по инициативе брата композитора Модеста Ильича Чайковского в 1894 году был основан музей. Этот дом хранит не только память о великом русском композиторе, но и его архив, личные вещи и рояль. В 1940 году был открыт мемориальный музей Чайковского в Воткинске, его именем названы Московская и Киевская консерватории (1940), концертный зал в Москве. С 1958 года в Москве каждые 4 года проводится Международный конкурс имени Чайковского.
Пётр Ильич Чайковский - один из величайших композиторов всех времен и народов, оставил обширное и разнообразное творческое наследие, поднял на небывалую высоту русское симфоническое творчество, оперу, балет, камерную музыку. В своей музыке Чайковский с потрясающей силой утверждает права человека на жизнь, свободу, счастье, справедливость. Бессмертная музыка Чайковского продолжает звучать, занимая большое место в духовной жизни людей нашего времени.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Сказка в музыке» «Спящая красавица» Шарль Перро (музыка П.И. Чайковского)
Проект «Сказка в музыке»«Спящая красавица»Шарль Перромузыка П.И. Чайковского Музыкальный руководитель: Брязгалова Евгения ИвановнаМБДОУ № 32 Высшая квалификационная категория. Майкоп 20...
Методическая разработка по художественно-эстетическому развитию: Цикл комплексной НОД по слушанию музыки для детей старшего дошкольного возраста "П.И.Чайковский и его музыка"
Предлагаю методическую разработку, включающую в себя конспекты комплексных занятий по слушанию музыки по теме "Чайковский и его музыка". Знакомство с музыкальными произведениями из "Детского альбома",...
Слушаем музыку Чайковского
Коспект занятия...
Презентация к нод по музыке из цикла "Волшебный мир музыки Чайковского"
презентация по творчеству П.И.Чайковского...
29.01.2021 Детский мир в музыке. Чайковский П.И.
Пояснительная записка Процесс формирования эмоционально-чувственного отражения мира в эстетическом развитии дошкольников в сегодняшней образовательной ситуации выступает на первый пл...
Педагогическая технология ознакомления детей старшего дошкольного возраста с музыкой П.И. Чайковского "Детство с музыкой"
Технология А.Г. Гогоберидзе, В.А.Дергунской применяется для творческого самовыражения детей, раскрепощения и восприятия музыки. Для работы по этой технологии я разработала перспективное планирование н...
Интегрированное занятие по развитию речи и музыке "Зимние картины в поэзии и музыке А. Вивальди и П.И. Чайковского"
Речь тонкая, правильная , выразительная - это красивая речь. Такая речь встречается , как правило , в произведениях поэтов и писателей. Во время интегрированного занятия планировалось: чте...