Отчет по самообразовательной работе Воспитателя младшей группы
материал (младшая группа) на тему
Тема : "Детское эксперементирование и его влияние на развитие познавательной активности в условиях реализации ФГОС ДОУ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_samoobrazovatel.docx | 51.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет по самообразовательной работе
Воспитателя младшей группы
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики.
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. В соответствии с ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основой образовательной программы, одним из ориентиров является любознательность. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? ». Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно-речевому развитию. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).
Помните замечательное стихотворение Самуила Яковлевича Маршака:
Он взрослых изводил вопросом "Почему?"
Его прозвали "Маленький философ".
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не задает вопросов "Почему?".
Поэтому взятая тема представляет собой попытку позволить ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.
Работу по данной теме начала с подбора и изучения психолого – педагогической, методической литературы.
Наметила пути реализации:
- Подбор и систематизация материала.
- Обогащение предметно-развивающей среды (экспериментирование в группе )
- Распределение материала на блоки, составление перспективного плана работы.
Цель: Развитие познавательного интереса у детей через включение в процесс экспериментирования по экологическому воспитанию в повседневной и в непосредственно-образовательной деятельности детей в условиях реализации ФГОС ДОУ
Задачи для детей:
- Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
- Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);
- Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.
- Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
Свою работу по опытно – экспериментальной деятельности с детьми строила по трём взаимосвязанным направлениям:
- живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др.);
- неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.);
- Другие материалы : материалы и их свойства, преобразование предметов и явлений и др.)
Используя сюрпризные моменты. Не забывала, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал.
При создании развивающей среды опору делала на положение А.В. Запорожца об амплификации (обогащении) детского развития, что предполагает расширение возможностей ребенка в дошкольных формах жизнедеятельности (игре, общении, экспериментировании, конструировании и пр.) на основе предметной базы. Кроме того, учитывался ряд требований (С.Л. Новоселова, Л.C. Выготский, Н.Н. Поддьяков).
Развивающая среда наполнялась различными микроблоками. | |||
Микроблок | Образовательная задача | Примерное содержание среды | Предполагаемая деятельность |
«Мастерилки» . | Проживание, пре образование познавательного опыта в продуктивной деятельности. Развитие ручной умелости, творчества. Выработка позиции творца | Природный, бросовый материал, различные виды материалов (ткань, бумага и пр.), клей, изобразительные материалы, глина, тесто (бумажное, соленое), пластилин, проволока, дырокол, степлер, тесьма и пр. | Изготовление поделок, макетов, построек, игрушек, тематических альбомов, стенных газет и пр. |
Уголок природы | Расширение познавательного опыта, его использование в трудовой деятельности | Наборы открыток: цветы, животные, насекомые, муляжи фруктов и овощей, природный материал (шишки, желуди, ракушки и т.д.) | Наблюдение, проведение опытов, экспериментов и исследований. Труд природо ведческого содержания |
Информационная копилка | Осознание своего познавательного интереса, формулирование его в вербальной форме или с помощью условных символов, целенаправленное расширение опыта детей по обучающей задаче | Копилка вопросов, кар- точки-вопросы с текстами или условными символа ми, сюжетный накопитель для них, тематическая подборка наглядных материалов, тексты, печатные слова, фотографии, иллюстрации, картинки, объекты, муляжи и пр. | Формулировка вопроса, его запись, или запись полученной информации с помощью букв и условных сим волов, рисунков, подбор соответствующего наглядного материала, рассматривание, чтение |
Игротека | Уточнение, систематизация знаний, умений, навыков, их использование в игровой деятельности | Дидактические игры в соответствии с возрастом по различным разделам | Игровая деятельность |
Игротека | Развитие слухового восприятия и внимания; формирование исполнительских навыков; развитие творчества детей на основе литературных произведений. | набор шумовых коробочек; звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения. музыкальные дидактические игры; театр настольный, небольшая ширма и наборы кукол (пальчиковых, плоскостных и др.),готовые костюмы, маски для постановки сказок, | Игровая |
Для того чтобы дети получили больше знаний по теме, проводилась работа с родителями поместила в уголке для родителей консультацию «Применение игровых методов и приемов по организации детского экспериментирования в домашних условиях», памятку для родителей «Детское экспериментирование», стен газеты, провела родительское собрание «Экологическое воспитание детей в ДОУ» также для родителей и детей провела развлечение «Путешествие в лес» которое состоялось в парковой зоне.
В феврале этого года мною была проведено открытое занятие «Экскурсия в сказочный лес», которое может быть поможет самообразовываться другим.
В течение года провела с детьми следующие проекты: Осень, мы тебе рады!», Бережём своё здоровье», «Берегите ели!», Кушаем витамины, со здоровьем все в порядке», «Мусор уберите! Больше не сорите!
В каждом проекте старалась включать опытно-экспериментальную деятельность.
Большую помощь в работе по самообразованию оказывала старший воспитатель Михайлова Наталья Николаевна. Она помогала при подготовке к открытому мероприятию, предлагала необходимую литературу.
Проводила консультации, разрабатывала рекомендации для воспитателей. Присутствуя на занятии, в доброжелательном тоне делала выводы, давала советы.
Проанализировав результаты своего самообразования, я пришла к выводу, что год работы над темой «Опытно-экспериментальную деятельность», не прошла даром. Дети стали более изобретательными, почти все проявляют творческую активность, познавательный интерес. Глубже открыла перед детьми удивительный мир экспериментирования.
В течение всего года я изучала разнообразную методическую литературу по данной теме:
Н. Е. Веракса «Познавательно-исследовательская деятельность»;
О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением»; Дыбина О. В. «Ребенок и окружающий мир»;
О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой» в подготовительной группе; Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста»;
Нищеева Н. В. «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ.
Так же изучила опыт коллег на интернет- сайтах: maam.ru, nsportal.ru.
План работы с воспитанниками при реализации проекта.
2 младшая группа
Месяц | Тема | Задачи | задачи | Материал | |
Сентябрь | «Сыпем, лепим» | 1 | Формировать знания о свойствах сухого и влажного песка. |
|
«Вода-песок».
|
«Про маленькую капельку» | 2 | Познакомить детей со свойствами воды. |
|
| |
Октябрь | «Отпечатки наших рук» | 1 | Закрепить знания детей о свойстве влажного песка- сохранять форму предмета. |
|
|
«Тонет, не тонет, плавает» | 2 | Познакомить детей со свойствами резины, камней. Резина лёгкая она плавает в воде. Камень тяжёлый - тонет. |
|
| |
Ноябрь | «Отпечатки наших рук» | 1 | Закрепить знания детей о свойстве влажного песка- сохранять форму предмета. |
|
|
«Тонет, не тонет ,плавает» | 2 | Познакомить детей со свойствами резины, камней. Резина лёгкая она плавает в воде. Камень тяжёлый - тонет. |
|
| |
Декабрь | «Речка и ручеёк»
| 1 | Закрепить знания детей о свойстве песка - удерживать воду. |
|
|
«Разноцветная водичка» | 2 | Формировать представление детей о свойстве воды - возможность окрашивания. |
|
| |
Январь | «Норки для ежат»
| 1 | Закрепить знания детей о свойствах сухого и влажного песка. |
|
|
« Снеговик в гостях у детей» | 2 | Дать представление о свойстве снега превращаться в воду. |
|
| |
Февраль | «Горки для козлят» | 1 | Учить детей выкладывать форму из влажного песка. |
|
« Волк и семеро козлят».
|
«Какая разная вода» | 2 | Дать представление о свойстве воды превращаться в лёд. |
|
| |
Март | «Лисичка в гостях у ребят»
| 1 | Закрепить умение определять свойства сухого ( сыпется) и мокрого (держит форму) песка. |
|
|
«Бусы для мишки» | 2 | Дать понятие о свойствах и качествах льда. |
|
| |
Апрель | «День рожденья куклы Маши» | 1 | Продолжать учить детей выкладывать формы из влажного песка. |
|
|
«Постираем кукле платье» | 2 | Формировать у детей умение называть температуру воды. |
|
| |
Май | «Мы ходили в огород» | 1 | Закрепить умение детей выкладывать формы из влажного песка. |
|
Корзинка.
|
«Купание куклы Кати» | 2 | Закрепить умение определять и называть температуру воды «холодная», «горячая», «тёплая». |
|
|
Список используемой научно-методической литературы |
«Современные образовательные технологии в ДОУ» http://logopedmbdou78.rusedu.net/ Воспитания и обучения в ДОУ - под редакцией – М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С Комаровой |
Приложение
Перспективный план
«Познавательно-исследовательская деятельность»
№
п/п Тема Месяц
Материал
Сентябрь
1 Осень
«Игра в школу» Усвоение значений символов льда, воды, пара. Дудочки, картинки
2 «Воздух вокруг нас» Закрепление представлений детей о воздухе и его свойствах. Формирование
представлений о значении воздуха для практических целей человека.
Стакан, камушки. Картинки: корабль под надутыми парусами, ветряная мельница, самолет, птицы.
Октябрь
1 «Сказка об Илье Муромце и Василисе Прекрасной» Закрепление представлений детей об испарении и конденсации; формирование представлений о воздухе; развитие способностей к преобразованию. Пульверизатор с флаконом, на дне которого немного воды, резиновая груша.
2 «Иванушка и Формирование представлений детей об испарении воды, паре. Маленькая бутылочка, пробка, маленький ключ,
молодильные яблоки» Развитие способностей к преобразованию.
свечка.
Ноябрь
1 «Плавание тел» Развитие практических действий в процессе экспериментирования и опытов. Формирование способностей детей к преобразованию. Глубокая тарелка с водой, пластилин, камушек, скрепки, кнопки, бумага, картинка с изображением парохода.
2 «Свойства веществ» Формирование представлений детей о свойствах твердых и жидких веществ. Развитие экологического сознания. Развитие способностей к преобразованию.
Деревянная палочка, кусок мела, пластилин, пустой стакан и с водой, кусок льда, вода в целлофановом пакете, молоток, изображение бассейна, кубик.
5 «Воздух на Новый год должен быть чистым». Формирование представлений детей о воздухе и его свойствах. Развитие способностей к преобразованию.
Надувные резиновые игрушки, тазик с водой. Картинки: водолаз под водой, спокойное море, море во время шторма.
Декабрь
1 «Новогоднее царство льда, царство пара». Формировать представление о превращении воды. Символы, колокольчик.
2 «Фокусы на Новый год»
Развитие у представлений о единстве агрегатных состоянии воды - лед, вода, пар. Развитие способностей к преобразованию.
Кусочек льда, картинки.
Январь
1 «Незнайка и мороженое» Закрепление знаний детей о тепловых явлениях и теплопередаче. Закрепление знаний о сезонных изменениях. Развитие способностей к преобразованию.
Два кусочка мороженого, два блюдечка; картинки: мальчик в майке и в трусиках; мальчик с зонтиком, в плаще, идет дождь; осенний лес; мальчик в зимней одежде.
2 «Фокусы на Новый год»
Развитие у представлений о единстве агрегатных состоянии воды - лед, вода, пар. Развитие способностей к преобразованию.
Кусочек льда, картинки.
Февраль
1 «Познакомим
пап со свойствами
льда, воды, пара» Формирование представлений об агрегатных состояниях воды. Развитие представлений об изменении воды.
Символы снежинок; картонный кружок с изображением желтого солнца на красном фоне, от солнца идут лучи.
Март
1 «Термометр» Знакомство с термометром. Формирование представлений о теплопередаче, нагревании и охлаждении. Развитие способностей к преобразованию Термометр, чайные ложка, два стакана воды: горячей (40–50°) и холодной (из холодильника)
2 «Водолаз из Мордовии» Формирование представлений о плавании тел, о давлении воздуха и жидкостей Бутылка, кусок резины от воздушного шарика, нитки, колпачок или пробирка.
Апрель
1 «Пришло письмо к Дракону ранней весной»
Формирование представлений о теплопередаче. Развитие способностей к преобразованию.
Свечка, письмо, картинки, соответствующие сюжету сказки.
2 «Нагревание проволоки» Формирование представлений детей о теплопередаче, о способах изменения температурного состояния тела. Развитие способностей к преобразованию.
Алюминиевая проволока, деревянный или пластмассовый кубик, кусок картона, спички, коробок, свечка.
Май
4 «Строение веществ» Расширить детей представление о строение знакомых веществ. Развитие способностей к преобразованию. Речной песок в блюдце,
Сахар-рафинад, 2 стакана с тёплой водой, чайная ложка.
Что я слышу-забываю.
Что я вижу-помню,
Что я делаю-понимаю.
Конфуций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет о проделанной работе воспитателей ясельной группы за 2015-2016 учебный год.
Отчет о проделанной работе воспитателей ясельной группыза 2015-2016 учебный год.МБДОУ «Детский сад № 79» Воспитателя: Поповой Ольги Анатольевны....
Отчет о проделанной работе воспитателя подготовительной группы Фёдоровой В.П за 2015-2016 учебный год.
Планирую воспитательную-образовательную работу в соответствие с основной общеобразовательной программой дошкольного образования, составленной на основе примерной ОО программы «от рождения до школы» по...
Отчет о проделанной работе воспитателя подготовительной группы в рамках месячника по предотвращению детского дорожного травматизма «Безопасность на дороге»
Обучение детей правилам безопасности дорожного движения, по-прежнему, остается одной из важнейших задач дошкольного образования. Поэтому, необходима повседневная работа с детьми по формирова...
Отчет о проделанной работе воспитателей старшей группы «Ромашка» за учебный 2017-2018 год
ой работе воспитателей старшей группы «Ромашка»за учебный 2017-2018 год (воспитатель Брюховецкая Н. И.)Общая численность детей в группе: 28Воспитательно- образовательная работа...
Отчет о проделанной работе воспитателей старшей группы
Отчет о проделанной работе воспитателей старшей группы за учебный год...
Отчет о летней оздоровительной работе воспитателя младшей группы.
В данном отчете описываются мероприятия, проведенные в летний период...
Отчет о проделанной работе воспитателей разновозрастной группы от (5-7) «Сказка» на 2021– 2022 учебный год
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25620818","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"480"}}]]...