Педагогические предпосылки индивидуализации образования.
методическая разработка (младшая группа) на тему

Савастьянова Тамара Владимировна

Индивидуализация дошкольного образования (пункт 1.4. ФГОС) - построение образовательнойдеятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (развивающее взаимодействие ребёнка со взрослыми и со сверстниками, а не только одностороннее воздействие на ребёнка).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualizatsiya_obrazovaniya.pptx1.93 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогические предпосылки индивидуализации образования Дата: 15 октябрь 2018 год Подготовила: Воспитатель Савастьянова Т.В .

Слайд 2

Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

Слайд 3

Индивидуализация дошкольного образования ( пункт 1.4. ФГОС)– построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования ( развивающее взаимодействие ребёнка со взрослыми и со сверстниками, а не только одностороннее воздействие на ребёнка).

Слайд 4

Условия для осуществления индивидуализации ( необходимые для создания социальной ситуации развития детей) : Пункт 3.2.5. ФГОС 2 ) Поддержка индивидуальности и инициативы детей через: -создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; -создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; - недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);

Слайд 5

Условия для осуществления индивидуализации (необходимые для создания социальной ситуации развития детей) : Пункт 3.2.5. ФГОС 3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях: -создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья; -развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; -развитие умения детей работать в группе сверстников;

Слайд 6

Условия для осуществления индивидуализации (необходимые для создания социальной ситуации развития детей) : Пункт 3.2.5. ФГОС 4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка), через: - создание условий для овладения культурными средствами деятельности; -организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей; -поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства; -оценку индивидуального развития детей.

Слайд 7

Индивидуализация достигается за счет учета наличного уровня развития каждого ребенка и планирования соответствующих видов деятельности, которые гарантировали бы каждому ребенку возможность добиться успеха. Для этого требуется всесторонняя информация о развитии ребенка, включая здоровье, уровень физического и эмоционального, а также когнитивного развития. Работа воспитателя представляет собой процесс принятия решений, в ходе которого воспитатель наблюдает за ребенком, определяет, на какой стадии тот находится в наиболее существенных областях развития, и в соответствии с этим предпринимает те или иные действия.

Слайд 8

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ( ранний возраст 1-3 года ) 1.предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками ; 2.экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр .), 3. общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, 4.самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), 5.восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, 6.двигательная активность.

Слайд 9

В педагогической работе можно использовать следующие технологии: Развивающие игры Б.П.Никитина. Программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр: игры с кубиками, кирпичиками, рамками и вкладышами Монтессори , квадратами, наборами «Угадай-ка», и т.д.

Слайд 10

Логические блоки Дьенеша . Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур: а) четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники); б) трех цветов (красные, синие и желтые фигуры); в) двух размеров (большие и маленькие фигуры); г) двух видов толщины (толстые и тонкие фигуры). Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной. Блоки развивают у детей логическое и аналитическое мышление (анализ, сравнение, классификация, обобщение), творческие способности, а также — восприятие, память, внимание и воображение. Играя с блоками Дьенеша , ребенок выполняет разнообразные предметные действия (группирует по признаку, выкладывает ряды по заданному алгоритму.)

Слайд 11

Автор: Мария Монтессори . Развивающие игры с прищепками направлены на создание различных образов, при помощи дополнения картонной формы прищепками. Игры с прищепками является основой для развития воображения; обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, влияют на расширение словарного запаса ребенка. Технология: «Игры с прищепками»

Слайд 12

С целью развития творческого потенциала каждого ребенка необходимо активно использовать нетрадиционные техники рисования , которые позволяют максимально заинтересовать и раскрыть творческие способности ребенка. в первой младшей группе -рисование пальчиками; -рисование пальчиками по крупе; -рисование ладошкой; -оттиск печатками из картофеля; -обрывание бумаги; -скатывание бумаги; -тычок жесткой полусухой кистью; -печать пробками; -рисование ватными палочками

Слайд 13

Методические разработки: 1)Упражнения для развития мелкой моторики из системы Марии Монтессори . 2) Сказкотерапия . 3) Екатерина и Сергей Железновы «Музыка с мамой». 4) Программа «Кроха». (Авторы: Г. Г. Григорьева, Д. В. Сергеева, Н. П. Кочетова и др.)

Слайд 14

Важное значение при идивидуализации образования приобретает р азвивающая п редметно- п ространственная с реда (РППС) « Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития»

Слайд 15

РППС должна быть: 1 ) содержательно-насыщенной – включать средства обучения (в том числе технические), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметнопространственным окружением; возможность самовыражения детей;

Слайд 16

РППС должна быть: 2) трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей; 3) полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности; 4) доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; 5) безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надѐжности и безопасности их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.

Слайд 17

Сенсорный уголок.

Слайд 18

Материалы на развитие мелкой моторики рук Шнуровка (развивает тактильные навыки) Шнуровка Яблоко Шнуровка Грибок Шнуровка Бусы Шнуровка Ботинок

Слайд 19

Развивающие стенды: защёлки-щеколды, крючки, ключи с замочками, винтики с резьбой, циферблат от телефона, звонок (доставляют радость, развивают интерес к изучению нового).

Слайд 20

Ребёнок отстаёт в двигательной деятельности, рекомендуется использовать: Мячи, флажки, платочки, султанчики, кубики, погремушки, шишки, шары, палки, ленты.

Слайд 21

Сухой бассейн, мягкие лёгкие модули, туннели.

Слайд 22

Условия для осуществления индивидуализации (необходимые для создания социальной ситуации развития детей) : Пункт 3.2.5. ФГОС 5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. Каждая семья – индивидуальна. Должна проводиться работа с родителями , не имеющими педагогического образования : обучение, просветительская работа: лекции, беседы, консультации. С родителями-педагогами – семинар-практикумы , из опыта работы, заседание круглого стола, деловая игра.

Слайд 23

ФГОС учитывает интересы детей с ограниченными возможностями здоровья. Для них должны быть созданы адаптированные образовательные программы. В детских садах, где есть дети с ограниченными возможностями, должны работать ассистенты, которые будут оказывать детям необходимую помощь. Кроме того, в детском саду должны быть организованы групповые и коррекционные занятия. Для коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, осваивающими Программу совместно с другими детьми в Группах комбинированной направленности, должны создаваться условия в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Пункт 3.2.7. ФГОС

Слайд 24

Список литературы 1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования ( пилотный вариант ) / Под ред. Н. Е. Вераксы , Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. -3-е изд., испр . и доп. - М.: МОЗАИКА _ СИНТЕЗ, 2014. - 368 с. 2. Н.А. Карпухина. Конспекты занятий в первой младшей группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.- Воронеж, 2008- 272 с. 3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г.1155) 4.Необычные способы рисования для больших и маленьких фантазёров / М.В.Кудейко – Мозырь: Содействие, 2007 – 52 с.

Слайд 25

5. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова , П.Д. Рабинович, Е.М. Марич . – М.: Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с. ISBN 6. интернет-ресурсы: http://www.rusedu.ru/subcat_40.html Образовательный портал. Архив учебных программ и презентаций. 7. http://www.doshvozrast.ru/ Сайт ориентирован на воспитателей и методических работников детского сада. Конспекты занятий, комплексы оздоровительных мероприятий, сценарии, игры и занятия. Разделы сайта: Методическая работа. Работа с родителями. Конспекты занятий. Оздоровительная работа. Правовое воспитание. Игровая деятельность. Проведение праздников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Индивидуализация образования одаренных детей в системе реализации ФГТ и инициатив президента и правительства РФ»

«Индивидуализация образования одаренных детей в системе реализации ФГТ и инициатив президента и правительства РФ»...

Индивидуальный подход и индивидуализация образования

Индивидуальный подход - организация педагогом учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей детей....

Индивидуальный подход и индивидуализация образования.

Индивидуальный подход – организация педагогом учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Выявление проблемных или сильных сторон в развитии ребенка и опре...

Индивидуализация образования через организацию предметно-пространственной развивающей среды группы в ДОУ

ФГОС дошкольного образования – это ориентация на социализацию и индивидуализацию развития ребёнка в возрасте от 2 месяцев до 8 лет.Образовательная программа дошкольной образовательной организации форм...

Сценарий педагогического совета: «Индивидуализация образовательного процесса – условие повышения качества образования»

Педагогический совет: «Индивидуализация образовательного процесса – условие повышения качества образования»...

Индивидуализация образования как технологическая особенность современного педагогического процесса

Материал представляет собой обобщение опыта работы воспитателя по технологии Л.В. Свирской "План-дело-анализ". В статье подробно описаны все этапы её реализации, содержится большое количеств...