Индивидуализация образования как технологическая особенность современного педагогического процесса
статья (подготовительная группа)

Надежда Анатольевна Прохорова

Материал представляет собой обобщение опыта работы воспитателя по технологии Л.В. Свирской "План-дело-анализ". В статье подробно описаны все этапы её реализации, содержится большое количество вариантов организации утреннего группового сбора, работы детей в центрах активности, названы основные принципы общения с дошкольниками в условиях индивидуализации образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 Центр развития ребенка – детский сад «Солнышко»

города Котовска Тамбовской области

        

Индивидуализация образования

как технологическая особенность

современного педагогического процесса

Подготовила: Прохорова Надежда Анатольевна,

воспитатель

Котовск

С введением в 2014 году «Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» система работы дошкольных учреждений претерпела весомые, принципиальные  изменения. Можно сказать, что с этого момента вектор педагогического процесса ДОУ оказался направленным на решение задач личностного развития ребёнка,  одной из которых является развитие индивидуальности дошкольника. Детский сад сегодня – это образовательная организация, а значит, именно  вопросы индивидуализации образования мы и должны рассматривать в первую очередь.

Индивидуализация дошкольного образования – это построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, его субъектом. Поэтому так актуальна на сегодняшний день проблема новой технологии образовательного процесса.

В нашей ДОО индивидуализация воспитания и образования дошкольников ведётся в следующих направлениях:

  • как самостоятельная деятельность детей;
  • как индивидуальные траектории развития;
  • как индивидуальные образовательные маршруты (программы).

Вот уже третий год в нашем дошкольном учреждении, в том числе и в моей педагогической практике успешно используется технология Лидии Васильевны Свирской «План ‒ дело ‒ анализ»,  которую сама автор называет ещё «дневным циклом жизнедеятельности детей». Данная технология – это технология организации образовательной деятельности детей в течение  какого-либо периода (дня, недели и др.), предоставляющая широкие возможности для реализации принципа индивидуализации образования.  Обязательными компонентами  её являются:

  • утренний  групповой сбор, на котором происходит выбор темы и содержания  деятельности детей, планирование этой деятельности, определение форм её реализации;
  • индивидуальная или совместная работа в центрах активности по выполнению запланированного;
  • анализ этой деятельности (итоговый групповой сбор)

Групповой сбор предоставляет каждому ребёнку широкие возможности для того, чтобы вместе с педагогом или самостоятельно задумать  интересные, полезные дела, проявить собственную индивидуальность. Все структурные элементы группового сбора (начало, приветствие, игра, обмен новостями, планирование и т.д.)  содействуют реализации детских компетенций (другими словами – прав ребёнка). Например, на этапе начала группового сбора – это право выбора места своего расположения и удобной для себя позы, вообще право самостоятельно принять решение об участии или неучастии в общей деятельности. Для детей, в силу тех или иных причин, не пожелавших присоединиться к коллективу,  мы вместе с детьми установили правило «не участвуешь  в деле – не мешай другим».

Право выбора  темы предстоящего «интересного дела»  детям зачастую представляют события, произошедшие в семье, городе или в стране. Рождение братика в семье Кирилла Б.  послужило поводом  для  реализации задач и содержания работы в рамках тематической недели «Семья и дом родной», а полученная Анфисой в подарок говорящая азбука явилась  своеобразной зацепкой для организации работы по теме «Ученье свет, а не ученье тьма». А вот знакомство с именами и подвигами, великими делами знаменитых соотечественников в рамках темы «Ими гордится Россия», состоялось в преддверии большого государственного праздника ‒ Дня народного единства. И уже все реже и реже приходится  прибегать к такому приёму  «культурного продавливания» темы, как подхватывание и проговаривание ещё не оформленных детских идей. Например, Кирилл, ты сегодня сказал Сонечке, что опаздывать на зарядку плохо – поясни свою мысль. Какую пользу приносит нам утренняя гимнастика? – своеобразная подводка к теме «Здоровью цены нет». Использование «модели трёх вопросов» (Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Что нужно сделать, чтобы это узнать?) помогает педагогам и детям не только в выборе темы и  определении содержания детской деятельности, но и в её организации. Педагоги нашего детского сада используют «модель трёх вопросов» не только во время группового сбора, но в любое свободное время, включаясь в разговор с отдельным ребёнком или подгруппой детей. Такие познавательные беседы помогают учитывать интересы детей, становятся опорой стартовых разговоров о теме, выбираемой на групповом утреннем сборе, основой плана предстоящей деятельности детей.

Следующий этап данной технологии  ‒  время воплощения задуманного, реализации намеченных планов ‒ также имеет большой значение.  Все дела и действия дети выбрали самостоятельно с определённой долей осознанности и ответственности. Значит, педагогу не нужно придумывать для них мотивацию, она уже есть,  причём  внутренняя. И нет необходимости  вести детей в тот или иной центр активности, мы сами  идём вслед за своими воспитанниками,  ориентируя  их во времени, незаметно осуществляя  индивидуальную, коррекционную, развивающую работу и позволяя детям, в буквальном смысле,  учиться друг у друга, на опыте друг друга, развиваться рядом друг с другом. Однако стиль деятельности при этом складывается индивидуальный.  Так,  в рамках темы «У природы нет плохой погоды» одни мои воспитанники с удовольствием конструировали самодельное метеорологическое оборудование  (термометры, ветрячки и пр.), другие  ‒  слушали чтение литературных  произведений о погодных явлениях, третьи ‒ разбирались в  причинах  их возникновения, работая в исследовательском уголке группы, а кто-то организовал сюжетно-ролевые игры «На метеорологической станции», «Передаём прогноз погоды» и др.

Организуя с детьми  анализ реализации задуманного (Что у нас получилось?), мы в первую очередь стремимся поддержать положительную самооценку детьми своих достижений и перспектив, их влияния на общую ситуацию в группе. Этот элемент технологии также способствует проявлению и развитию индивидуальности каждого нашего воспитанника.

 Часто выбор дел и направлений детской деятельности падает на идеи, заинтересовавшие максимальное число воспитанников, предположительным результатом которых должен стать конкретный интеллектуальный, художественный или иного рода продукт. Например:  изготовление гербариев, экологических знаков на тематической неделе  «В союзе с природой», приготовление витаминного салата, конструирование тренажёра из пустых картонных коробок  в рамках работы по теме «Здоровью цены нет» и мн.др. Дела такого рода мы реализуем в процессе непосредственной образовательной  деятельности.

Для организации этой формы  занятий нами используются  уже другие современные  образовательные технологии.  Одна из них ‒ образовательная технология «Ситуация» Л.Г. Петерсон. Её ценность с позиции индивидуализации образования заключается в том, что она даёт педагогу возможность управлять  реально возникшей в группе ситуацией таким образом, чтобы помочь ребёнку сделать самостоятельный шаг в познании мира. Каждый раз, претворяя в жизнь методологически обоснованный механизм мотивации «надо» ‒ «хочу» ‒ «могу» ‒ «какие знания мне пригодятся»  «чего пока не знаю (не умею)» ‒ «надо это узнать» ‒ «удалось…, потому что узнали (научились)…» наши воспитатели не просто сводят воедино «детскую» и «взрослую» цель, но и формируют веру детей в собственные силы, помогают приобрести опыт видеть затруднения на пути к желаемому, признавать свои ошибки, исправлять их, приобретать новые знания и таким образом преодолевать личностно-значимые для себя препятствия к достижению своей «детской» цели, анализировать условия, при которых она была достигнута. Другими словами – рефлексировать. А на последнем этапе технологии «Ситуация» реализуется потребность каждого ребёнка в самоутверждении, признании, уважении его взрослыми и сверстниками, что в свою очередь повышает уровень самооценки, способствует формированию начал чувства собственного достоинства, образа «Я».        

И, наконец, ещё одна технология, заслуживающая внимания в контексте нашего разговора – это технология «Мастерские». Работа в мастерской, в которую на время превращается групповое помещение,  позволяет включить ребёнка в процесс индивидуальной творческой продуктивной и познавательной деятельности, помочь ему совершить открытие, подарить радость создания нового продукта и  самостоятельно полученного знания. Специальным образом организованное рабочее пространство обеспечивает каждому ребёнку возможность видеть действия других, непринуждённо обсуждать цели, ход работы, получаемые результаты. Воспитатель  не инструктирует, не контролирует детей, но обсуждает детские замыслы, анализирует вместе  с ними образцы, комментирует шаги своей работы, самим своим деятельностным присутствием, стремлением получить конечный продукт поддерживает это стремление и у других участников творческого и в тоже время – образовательного процесса.  

Все эти технологии, используемые в современном педагогическом процессе,  предоставляет богатые  возможности для становления   и  развития

индивидуальных личностных качеств ребёнка ‒ инициативности, самостоятельности, произвольности, ответственности, творческости и др. и…, главное ‒ для осознания себя значимым субъектом происходящих событий.

Литература:

  1. Свирская Л.В. Утро радостных встреч. Линка-Пресс. М., 2010.
  2. Свирская Л.В. Индивидуализация образования: правильный старт. Обруч. М., 2011.
  3. Лудкова Н.Г. Мастерская как форма организации совместной деятельности педагога с детьми // Воспитатель ДОУ. 2015. №10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретический семинар на тему "Особенности построения педагогического процесса по восприятию дошкольниками сказочно-былинной живописи"

Материалы семинара будут интересны воспитателям, которые планомерно знакомят воспитанников с изобразительным искусством.  В материалах семинара дается определение сказочно-былинной живописи, пред...

Слайдовая презентация к консультации«Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования как необходимое условие качества педагогического процесса»

Показ слайдовой презентации, сопровождающий консультацию "Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования",-одно из условий эффективного проведения и усвоения ма...

«Актуальность использования сказки в современном педагогическом процессе»

              В современной педагогике и психологии сказка все чаще рассматривается как многообразный по своим проявлениям источник личностного развития...

Семинар "Интеграция образовательных областей в современном педагогическом процессе ДОУ"

Конспект семинара по интеграции образовательных областей ДОУ....

Обучение педагогического персонала. Внедрение Федеральной образовательной программы дошкольного образования: требования и особенности организации образовательного процесса

Цель: подготовка педагогов ДОУ к переходу на новую федеральную образовательную программу. Формируемые знания и компетенции: Знание специфики, структуры и порядка перехода на ФОП.Навыки постр...

Удостоверение о повышении квалификации "Внедрение Федеральной образовательной программы дошкольного образования: требования и особенности организации образовательного процесса".2023г

Удостоверение о повышенинии квалификации Внедрение Федеральной образовательной программы дошкольного образования:требования и особенности огранизации образовательного процесса". (72 часа) ЭЛ22 01...