Программа взаимодействия ДОУ и семьи в рамках социального партнерства
методическая разработка на тему
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6»
Программа взаимодействия ДОУ и семьи
в рамках социального партнерства
группы № 5
воспитатель:
Чикина Татьяна Владимировна
Арзамас,
2015-18г
Пояснительная записка.
В «Концепции дошкольного воспитания» подчеркивается: «Семья и ДОУ в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей». Однако дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов. Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие, а чтобы оно было продуктивным, конструктивным, следует продумать систему работы с родителями. Сотрудники нашего ДОУ, педагоги ищут различные пути для налаживания взаимоотношений с семьями воспитанников, стремятся к расширению контактов со всеми социальными институтами. Актуальными оказываются анализ, обобщение и укрепление взаимодействия семьи и образовательного учреждения в интересах развития личности ребенка. Речь идет об умении родителями использовать полученные знания, самостоятельно их добывать, анализировать собственную воспитательную деятельность.
Актуальность.
Актуальность разработки Программы обусловлена утверждением в последние годы новых нормативных правовых актов в сфере образования. Во-первых, с 1 сентября 2013г. вступил в силу федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», во-вторых, с 1 января 2014г. вступил в действие федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации «оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития». ФГОС ДО одной из задач перед образовательной организацией ставит «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей». Еще одним нормативным документом, регулирующим отношения педагог-родитель, является Семейный кодекс Российской Федерации, который гласит: «родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей», а также, что «родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами».
В связи с вышесказанным, педагогам образовательной организации необходимо разобраться в актуальных вопросах взаимодействия с родителями как участниками образовательных отношений, модернизировать и систематизировать систему взаимоотношений ДОУ с семьями воспитанников.
Родители (законные представители) - главные воспитатели своих детей. Все другие социальные институты, в том числе и дошкольные образовательные учреждения, призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
Практика показывает, что далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей разумного воздействия на ребёнка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребёнка, другие не умеют это делать, третьи не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях современным родителям необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.
Группу №5 посещают 22 воспитанников в возрасте 6-7 лет.
Социальный статус семей данной группы
Всего | Полных | Неполных | Многодетных | |
22 | 20 | 2 | 2 | |
Мать - одиночка | Опекун | |||
1 | 1 |
Цель: Повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, привлечение их к активному участию в образовательном процессе ДОУ.
Задачи:
1. Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями (законные представителями).
2. Активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей (законные представителей).
3. Реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду в соответствии с ФГОС ДО.
Принципы реализации программы.
В основу реализации Программы заложены следующие принципы:
· сотрудничество как межличностное общение педагога с родителями в форме диалога;
· открытость детского сада для родителей: предоставление возможности в удобное для родителей время знакомиться с деятельностью детей в детском саду, включаться в жизнь группы и образовательную деятельность;
· вариативность содержания, форм и методов сотрудничества с родителями в зависимости от их заинтересованности и степени готовности к активному взаимодействию;
· формирование компетентности родителей, предполагающей интегрирование разных аспектов их личного опыта.
Направления программы.
Программа реализуется по четырем направлениям:
· педагогический мониторинг;
· педагогическая поддержка родителей;
· педагогическое просвещение родителей;
· педагогическое партнерство.
Предполагаемые результаты.
Реализация программных мероприятий позволит достичь следующих результатов:
Для педагогов:
· объединение усилий педагогов и родителей для развития и воспитания дошкольников;
· установление партнерских отношений с семьями воспитанников;
· вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ;
· владение педагогами знаниями о семьях своих воспитанников, специфике их семейного воспитания, образовательных потребностях родителей;
· признание ведущей роли родителей в воспитании детей и роли педагога как «помощника»;
· стремление к активному содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей.
Для родителей:
· знание психофизиологических и возрастных особенностей своих детей;
· осознанное применение родителями методов, приемов воспитания своего ребёнка;
· заинтересованность и активное участие в жизнедеятельности ДОУ;
· удовлетворенность работой коллектива ДОУ.
Для детей:
· установление эмоционального комфорта при участии в различных видах деятельности;
· увеличение количества времени, проводимого с родителями;
· повышение познавательной, творческой активности воспитанников через совместную деятельность с взрослыми;
· повышение самооценки, уверенности, успешности.
Работа с семьями воспитанников строится в несколько этапов:
Этап | Возраст ребенка | Способ взаимодействия |
Первый этап | 4-5 лет | -трансляция родителям знаний, которые могли быть получены ими в семье (особенности общения ребенка со сверстниками) -составление программы изучения семьи (ее структуры, психологического климата, принципов семейных отношений, стиля жизни, социального статуса отца и матери, особенностей домашней педагогической системы); -изучение (посредством анкетирования) потребностей родителей в участии жизнедеятельности дошкольного учреждения; -оборудование помещений для общения с родителями; -систематическое проведение дней открытых дверей для семей воспитанников (мамы, папы, бабушки, дедушки); -апробирование способов реализации потенциала семей дошкольного учреждения |
Второй этап | 5-6 лет | -ознакомление педагогов с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе воспитатель поддерживает диалог с родителями, в котором последним принадлежит активная роль. -систематическое проведение дней открытых дверей для семей воспитанников (мамы, папы, бабушки, дедушки); -апробирование способов реализации потенциала семей дошкольного учреждения |
Третий этап | 6-7 лет | - совместное исследование и формирование личности ребенка; -изучение педагогических инициатив родителей, представление возможностей поделиться своим мнением по проблемам воспитания и образования детей, взаимодействия с педагогами; -составление картотек «Педагогическая копилка: родители для педагогов», «Педагогическая копилка: педагоги для родителей» (с целью взаимообогащения педагогического мастерства); -обобщение опыта участия родителей в жизнедеятельности дошкольного учреждения; - обобщение опыта участия родителей в жизнедеятельности дошкольного учреждения; -информационно-аналитическая работа по реализации совместных проектов; исследовательских работ. |
Принципы, методы, формы работы с родителями
Принципы работы с родителями
| Методы изучения семьи | ||
-Целенаправленность, -систематичность, -плановость; -дифференцированный подход к работе с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи; -возрастной характер работы с родителями; -доброжелательность, -открытость. | - анкетирование; -наблюдение за ребенком; -посещение семьи ребенка; -обследование семьи с помощью проективных методик; - беседа с ребенком; -беседа с родителями. | ||
Формы работы с родителями
| |||
Интерактивная | Традиционная | Просветительская | |
-дискуссии; -круглые столы; -конференции; -семейные летописи; -родительские клубы; -семинары практикумы. | -тематические недели; -родительские собрания; -досуги; -творческие совместные выставки; -фотовыставки; -конкурсы; -дни открытых дверей.
| -индивидуальные рекомендации; -использование СМИ (сайта детского сада) для освещения проблем воспитания и обучения детей; -стенды и уголки для родителей. | |
План работы на 2017-2018 учебный год (старшая группа)
Месяц | Тема недели | Формы взаимодействия | Родительский уголок | Наглядный материал | Подготовка к итоговому мероприятию |
СЕНТЯБРЬ | «До свидания, лето! Здравствуй, детский сад!» | Анкетирование «Удовлетворенность образовательной услугой» Индивидуальные беседы Оформление социальных паспортов семей; Открытие «Почты доверия» | Информация о ежедневной организации жизнедеятельности детей в группе, модель образовательного процесса | Папка- передвижка «Буквы»
| Выставка рисунков |
«Краски осени» | Индивидуальные беседы | Оформление стенда «Адаптация ребенка к дошкольному учреждению» | Папка-передвижка «Осень» | Выставка поделок из природного материала |
Месяц | Тема недели | Формы взаимодействия | Родительский уголок | Наглядный материал | Подготовка к итоговому мероприятию |
ОКТЯБРЬ | «Мой дом» | Индивидуальные беседы Информация «Маршрут выходного дня»
Родительское собрание «Старший дошкольный возраст-какой он?» | Информация о безопасном поведении детей в быту и на улице
| Папка- передвижка «Безопасность» Фотоматериалы о деятельности детей в группе | Экскурсия по детскому саду |
«Мир природы» | Индивидуальные беседы Проект с родителями «Библиотека опытов» | Информация для родителей «Игры для детей старшего возраста» | Выставка книг для чтения про животных | Выпуск газеты «Наш сад, наш огород» |
Месяц | Тема недели | Формы взаимодействия | Родительский уголок | Наглядный материал | Подготовка к итоговому мероприятию |
НОЯБРЬ | «День народного единства» | Индивидуальные беседы Проект с родителями (создание мини- музея) | Информационный лист «Режим дня и его значение» | Созданный совместно с родителями фотоальбом «Семейные традиции» | Выставка рисунков |
«Этикет» | Индивидуальные беседы
| Информация для родителей «Давайте почитаем» | Фотоматериалы о деятельности детей в группе | Досуг совместно с родителями | |
«Транспорт» | Индивидуальные беседы
| Буклет «Безопасность на дорогах» | Выставка «Макеты улиц» | Конкурс «Лучший макет улицы» |
Месяц | Тема недели | Формы взаимодействия | Родительский уголок | Наглядный материал | Подготовка к итоговому мероприятию |
ДЕКАБРЬ | «Здравствуй, зимушка- зима!» | Индивидуальные беседы
| 1. Информационный лист «Профилактика простудных заболеваний».
| Иллюстрации со стихами ко времени года | Выставка поделок |
«Новогодний калейдоскоп» | Анкетирование «Удовлетворенность образовательной услугой» | Копилка слов по теме «Зима» | Альбом с сюжетными картинками «Мы встречаем Новый год» | Новогодние утренники |
Месяц | Тема недели | Формы взаимодействия | Родительский уголок | Наглядный материал | Подготовка к итоговому мероприятию |
ЯНВАРЬ | «В гостях у сказки» | Индивидуальные беседы. Консультации по запросу. Акция «Кормушка» совместно с родителями | Информация «Зимние забавы»
| Папка-передвижка «Зима» Папка - передвижка «Роль сказки в развитии ребенка старшего возраста» 1. Выставка семейных рисунков «Сюжеты из любимых сказок».
| Выпуск книжек- малышек |
«Моя семья» | Родительское собрание «Путешествие по «Стране Воспитания»
Индивидуальные беседы
| Информация «Поликультурное воспитание» | Папка- передвижка «Семейные традиции» Альбомы «Дружная семья»
| Досуг с родителями |
Месяц | Тема недели | Формы взаимодействия | Родительский уголок | Наглядный материал | Подготовка к итоговому мероприятию |
ФЕВРАЛЬ | «Азбука безопасности» | Индивидуальные беседы
| Выставка дидактических игр по безопасности | Папка- передвижка «Азбука безопасности» | Экскурсия по детскому саду |
«Наши защитники» | Индивидуальные беседы
| Консультация для родителей «Что рассказать детям о празднике» | Выставка семейных фотографий «Наши защитники» | Спортивные мероприятия |
Месяц | Тема недели | Формы взаимодействия | Родительский уголок | Наглядный материал | Подготовка к итоговому мероприятию |
МАРТ | «Женский день» | Индивидуальные беседы
| Информация о весне с иллюстрациями | Папка-передвижка «Весна» Выпуск стенгазеты «Моя мама лучше всех» | Досуг с родителями |
«Весна шагает по планете» | Родительское собрание «Путешествие по «Стране Воспитания»
| Информация для родителей «Весенняя прогулка» | Фотоматериалы о деятельности детей в группе | Выставка рисунков | |
«Быть здоровыми хотим» | Анкетирование «Удовлетворенность образовательной услугой» | 1. Организация информационного стенда для родителей: «Здоровый образ жизни семьи».
| Папка- передвижка «Правильное питание» | Спортивное развлечение |
Месяц | Тема недели | Формы взаимодействия | Родительский уголок | Наглядный материал | Подготовка к итоговому мероприятию |
АПРЕЛЬ | «Космос» | Индивидуальные беседы Совместный с родителями проект «Детская книжка – наш друг и учитель» | Информационный стенд для родителей «Будь здоров, малыш!» (приурочен ко Всемирному дню здоровья).
| Стенгазета «Маленькие космонавты» | Выпуск газеты «Тайны звездного неба» |
«Волшебница вода» | Индивидуальные беседы
| Консультации для родителей «Забавные игры и опыты с водой и песком», «Самые необычные и увлекательные опыты» | Фотоматериалы о деятельности детей в группе;
| Библиотека опытов |
Месяц | Тема недели | Формы взаимодействия | Родительский уголок | Наглядный материал | Подготовка к итоговому мероприятию |
МАЙ | «Праздник весны и труда » | Индивидуальные беседы
| 1. Информационный стенд для родителей «Организация летнего отдыха для ребенка».
| Папка-передвижка «Весна», «Маршрут выходного дня» | Изготовление поделок из природного материала |
«День Победы» | Индивидуальные беседы
| Информация «Осторожно: тепловой и солнечный удар».
| Фотовыставка «Спасибо бабушке и деду – за их великую победу!»
| Выпуск газеты совместно с родителями | |
«Миром правит доброта»
| Индивидуальные беседы 1. Анкетирование родителей «Чему научился мой ребенок за год в ДОУ?»
| Информация «Как преодолеть трудности в общении у детей».
| Фотоматериалы о деятельности детей в группе | Выпуск книжек «Добрые дела» | |
«До свидания, детский сад»
| Родительское собрание «Наши успехи. Итоги за год» | Информация «Как уберечься от укусов насекомых».
| Иллюстрации и фото «Дети в детском саду» | Подготовка к летнему периоду, оформление территории |
План работы на 2016 – 2017 учебный год (подготовительная группа).
Месяц | Тема недели | Формы взаимодействия | Родительский уголок | Наглядный материал | Подготовка к итоговому мероприятию |
СЕНТЯБРЬ | «До свидания, лето! Здравствуй, детский сад!» | Индивидуальные беседы Анкетирование «Удовлетворенность образовательной услугой» Открытие «Почты доверия» | Информация о ежедневной организации жизнедеятельности детей в группе. Расписание РОД.
| Подбор литературы, иллюстрации | Выставка рисунков |
«Краски осени» | Индивидуальные беседы
| Информация для родителей
| Папка передвижка «Осень», подбор пословиц и поговорок о приметах осени
| Выставка поделок из природного материала |
Месяц | Тема недели | Формы взаимодействия | Родительский уголок | Наглядный материал | Подготовка к итоговому мероприятию |
ОКТЯБРЬ | «Мой дом» | Индивидуальные беседы, консультации Родительское собрание «Скоро в школу. Советы родителям будущих первоклассников»
| Информация о правилах безопасности дома и в детском саду. Рекомендации для родителей «Знакомство с достопримечательностями города»
| Оформление альбома «Моя семья» Папка-передвижка «Маршрут выходного дня- городок Арзамас» | Экскурсия по детскому саду |
«Мир природы» | Индивидуальные беседы, консультации. Экскурсия для родителей по мини-музею группы «Скоро в школу»
| Информация для родителей «Наблюдения за осенними изменениями в природе» | Выставка книг о домашних животных «Наши любимцы» | Выпуск газеты «Наш сад, наш огород» |
Месяц | Тема недели | Формы взаимодействия | Родительский уголок | Наглядный материал | Подготовка к итоговому мероприятию |
НОЯБРЬ | «День народного единства» | Индивидуальные беседы «Портфолио дошкольника»
| Консультация для родителей «Играйте с нами», разучивание пальчиковых игр | Буклет «Ребенок в коллективе», иллюстрации на тему «Дружба»
| Выставка рисунков о семье, о дружбе |
«Этикет» | Индивидуальные беседы о необходимости проведения вакцинации против гриппа | Информация для родителей «Этикет для малышей», «Воспитание дружелюбия» | Буклет «Я одеваюсь сам» Папка- передвижка «Культурно-гигиенические навыки»
| Досуг совместно с родителями | |
«Транспорт» | Индивидуальные беседы
| Консультация «Азбука безопасности дорожного движения» Чтение стихов А. Барто -Грузовик -Самолет -Кораблик | Выставка транспорта Раскладушка «Безопасность дорожного движения» Выставка «Макеты улиц» | Конкурс «Лучший макет улицы» |
Месяц | Тема недели | Формы взаимодействия | Родительский уголок | Наглядный материал | Подготовка к итоговому мероприятию |
ДЕКАБРЬ | «Здравствуй, зимушка- зима!» | Индивидуальные беседы Анкетирование «Удовлетворенность образовательной услугой» | Информация для родителей «Стихи о зиме».
| Иллюстрации на тему «Зима» Папка-передвижка «Здоровье детей зимой» | Выставка поделок |
«Новогодний калейдоскоп» | Индивидуальные беседы о соблюдении режима в праздничные дни
| Консультация «Профилактика простудных заболеваний», «Осторожно, грипп!»
| Альбом с иллюстрациями «Мы встречаем новый год» Папка-передвижка «Правила пожарной безопасности» | Новогодние утренники; Мастерская деда Мороза |
Месяц | Тема недели | Формы взаимодействия | Родительский уголок | Наглядный материал | Подготовка к итоговому мероприятию |
ЯНВАРЬ | «В гостях у сказки» | Индивидуальные беседы; картотека «Наблюдение за зимними изменениями в природе» | Консультация для родителей «Воспитание сказкой»; папка-передвижка «Роль сказки в развитии и воспитании детей» | Иллюстрации русских народных сказок; Альбом «Герои народных сказок» | Выпуск книжек- малышек |
«Моя семья» | Индивидуальные беседы
Родительское собрание «Возрастные особенности детей седьмого года жизни»
| Консультация «Авторские развивающие игры для детей», Папка- передвижка «Семейные традиции» | Картотека игр «Играем дома»; Фотовыставка «Счастливые мгновения моей семьи» | Досуг с родителями |
Месяц | Тема недели | Формы взаимодействия | Родительский уголок | Наглядный материал | Подготовка к итоговому мероприятию |
ФЕВРАЛЬ | «Азбука безопасности» | Индивидуальные беседы «Как уберечь ребенка от плохих слов» | Папка-передвижка «Школа Айболита», «Азбука безопасности», «Правила маленького пешехода» | Буклеты «Безопасность ребенка дома», «Воспитываем грамотного пешехода» Выставка дидактических игр «Пожароопасные предметы», «Горит-не горит», «Веселый светофор» | Экскурсия по детскому саду |
«Наши защитники» | Индивидуальные беседы
| Папка-передвижка «Герои ВОВ», информация о роли личного примера в закреплении норм поведения с позиции гендерного воспитания детей. | Выставка семейных фотографий «Наши защитники»; Папка- передвижка «День защитника Отечества» | Спортивные мероприятия |
Месяц | Тема недели | Формы взаимодействия | Родительский уголок | Наглядный материал | Подготовка к итоговому мероприятию |
МАРТ | «Женский день» | Индивидуальные беседы
| Папка-передвижка «Весна пришла-мамин праздник принесла», информация о важной роли поддерживания семейных традиций, праздников.
| Иллюстрации, фотографии «Моя мама лучше всех» | Досуг с родителями |
«Весна шагает по планете» | Индивидуальные беседы
| Консультация для родителей «Это интересно», «Изменения в природе весной»; предложить художественную литературу для чтения детям. | Папка-передвижка «Весна», буклет «Я- пример для ребенка». | Выставка рисунков о весне | |
«Быть здоровыми хотим» | Индивидуальные беседы с родителями о поощрении самостоятельности детей в период формирования у них культурно-гигиенических навыков.
| Консультация для родителей «Чистота-залог здоровья»
| Папка- передвижка «Правильное питание», «Следим за осанкой». | Спортивное развлечение |
Месяц | Тема недели | Формы взаимодействия | Родительский уголок | Наглядный материал | Подготовка к итоговому мероприятию |
АПРЕЛЬ | «Космос» | Индивидуальные беседы Анкетирование «Удовлетворенность образовательной услугой» | Консультация для родителей «Нравственное воспитание в семье»; Рекомендации родителям «Ребёнок и компьютер» | Папка-передвижка «Знакомим ребенка с космосом» Альбом ,книги о космической системе | Выпуск газеты «Тайны звездного неба» |
«Волшебница вода» | Индивидуальные беседы Проект совместно с родителями «Огород на окне» | Копилка игр «Игры с водой и предметами»-обогащать знания родителей о способах обследования предметов, включая простейшие опыты.
| Выставка иллюстраций «Волшебница вода"; Информация для родителей по экспериментированию с водой. Наблюдения (дождь, роса, пар).
|
Изготовление библиотеки опытов |
Месяц | Тема недели | Формы взаимодействия | Родительский уголок | Наглядный материал | Подготовка к итоговому мероприятию |
М А Й | «Праздник весны и труда» | Индивидуальные беседы
| 2. Консультация 3. «Роль семьи в воспитании ребенка», «Роль праздников в жизни семьи» | Раскладушка «Весна», иллюстрации с изображением людей различных профессий | Изготовление поделок из природного материала |
«День Победы» | Индивидуальные беседы
| Предложить родителям прогуляться по празднично-украшенному городу(улице)
| Папка-передвижка «С Днем Победы» (история праздника, атрибуты). | Выпуск газеты совместно с родителями | |
«Миром правит доброта»
| Индивидуальные беседы 2. Анкетирование родителей «Чему научился мой ребенок за год в ДОУ?»
| Информация «Как уберечься от укусов насекомых». «Осторожно: тепловой и солнечный удар».
| Подборка семейных фотографий «Делай добрые дела» | Выпуск книжек «Добрые дела» | |
«До свидания, детский сад»
| Родительское собрание « Итоги за год, подготовка участка к лету» | Информация о травматизме | Иллюстрации и фото «Дети в детском саду» | Подготовка к летнему периоду, оформление территории |
План работы на 2017-2018 учебный год (средняя группа).
Месяц | Тема недели | Родительское собрание | Родительский уголок | Наглядный материал | Подготовка к итоговому мероприятию |
СЕНТЯБРЬ | «До свидания, лето! Здравствуй, детский сад!» |
| Список рекомендуемой литературы «Почитайте вместе с ребёнком»; рекомендации «Понаблюдайте вместе с ребёнком»; консультация «Правила дорожного движения». | Папка-передвижка «Безопасность ребёнка»; активный лексический словарик «Школа» | Выставка рисунков |
«Краски осени» |
| Список рекомендуемой литературы «Почитайте вместе с ребёнком»; рекомендации «Понаблюдайте вместе с ребёнком»; консультация «Особенности развития ребёнка 5 года жизни». | Папка-передвижка «Маршрут выходного дня»; Составление фотоальбома «Осенний вернисаж». | Изготовление поделок из природного материала |
Месяц | Тема недели | Родительское собрание | Родительский уголок | Наглядный материал | Подготовка к итоговому мероприятию |
ОКТЯБРЬ | «Мой дом» |
| Список рекомендуемой литературы «Почитайте вместе с ребёнком»; рекомендации «Понаблюдайте вместе с ребёнком»; Консультация «Детям о профессиях». | Активный лексический словарик «Город». | Экскурсия по городу |
«Мир природы» |
| Список рекомендуемой литературы «Почитайте вместе с ребёнком»; рекомендации «Понаблюдайте вместе с ребёнком»; «Покажите ребёнку мультфильмы о животных». | Активный лексический словарик «Животные»; выставка животных (изготовленных совместно родителями и детьми) «Эти забавные животные!» | Выпуск газеты «Наш сад, наш огород» |
Месяц | Тема недели | Формы взаимодействия | Родительский уголок | Наглядный материал | Подготовка к итоговому мероприятию |
НОЯБРЬ | «День народного единства» | Индивидуальные беседы Проект с родителями (создание мини- музея) | Информационный лист «Режим дня и его значение» | Созданный совместно с родителями фотоальбом «Семейные традиции» | Выставка рисунков |
«Этикет» | Индивидуальные беседы
| Информация для родителей «Давайте почитаем» | Фотоматериалы о деятельности детей в группе | Досуг совместно с родителями | |
«Транспорт» | Индивидуальные беседы
| Буклет «Безопасность на дорогах» | Выставка «Макеты улиц» | Конкурс «Лучший макет улицы» |
Месяц | Тема недели | Формы взаимодействия | Родительский уголок | Наглядный материал | Подготовка к итоговому мероприятию |
ДЕКАБРЬ | «Здравствуй, зимушка- зима!» | Индивидуальные беседы
|
| Иллюстрации со стихами ко времени года | Выставка поделок |
«Новогодний калейдоскоп» | Анкетирование «Удовлетворенность образовательной услугой» | Копилка слов по теме «Зима» | Альбом с сюжетными картинками «Мы встречаем Новый год» | Новогодние утренники |
Месяц | Тема недели | Формы взаимодействия | Родительский уголок | Наглядный материал | Подготовка к итоговому мероприятию |
ЯНВАРЬ | «В гостях у сказки» | Индивидуальные беседы
| Консультация для родителей «Роль сказки в развитии и воспитании детей» | Иллюстрации русских народных сказок Альбом «Мои любимые сказки» | Выпуск книжек- малышек «Нарисуй сказку» |
«Моя семья» | Индивидуальные беседы
| Консультация для родителей «Зимние забавы». Папка-передвижка «Семейные традиции» | Фотовыставка «Мама и я, счастливые мгновения» | Досуг с родителями |
Месяц | Тема недели | Формы взаимодействия | Родительский уголок | Наглядный материал | Подготовка к итоговому мероприятию |
ФЕВРАЛЬ | «Азбука безопасности» | Родительское собрание «Роль семьи в речевом развитии ребенка 4-5 лет» | Копилка дидактических игр по безопасности «Азбука безопасности» | Буклеты: «Воспитываем грамотного пешехода», «Если остался один дома…»
| Экскурсия по детскому саду |
«Наши защитники» | Индивидуальные беседы
| Папка-передвижка «Правила счастливой жизни», информация о роли личного примера в закреплении норм поведения с позиции гендерного воспитания детей. | Выставка семейных фотографий «Наши защитники»
| Спортивная игра «Веселая эстафета» |
Месяц | Тема недели | Формы взаимодействия | Родительский уголок | Наглядный материал | Подготовка к итоговому мероприятию |
МАРТ | «Женский день» | Индивидуальные беседы
| Папка-передвижка «Весна пришла-мамин праздник принесла», информация о важной роли поддержания семейных традиций, праздников.
| Иллюстрации, фотографии «Моя мама лучше всех» | Праздничная программа «Концерт для милой мамочки» |
«Весна шагает по планете» | Индивидуальные беседы
| Консультация для родителей «Это интересно», предложить худ. литературу для чтения детям.
| Папка-передвижка «Весна», буклет «Я- пример для ребенка». | Выставка рисунков «Весна шагает по планете» | |
«Быть здоровыми хотим» | Индивидуальные беседы
| Копилка игр «Вместе с мамой, вместе с папой», игровые приемы с помощью которых, можно поддержать интерес ребенка к выполнению гигиенических процедур»
| Папка- передвижка «Правильное питание». Иллюстрации «Зеленая аптека»
| Спортивная игра «За здоровьем в препрыжку». |
Месяц | Тема недели | Формы взаимодействия | Родительский уголок | Наглядный материал | Подготовка к итоговому мероприятию |
АПРЕЛЬ | «Космос» | Индивидуальные беседы
| Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования с детьми4-5 лет» Рекомендации родителям понаблюдать за солнцем, обратить внимание детей перед сном на небо(луну, звезды).
| Папка-передвижка «Знакомим ребенка с космосом» Альбом ,книги о космической системе | Выпуск газеты «Тайны звездного неба» |
«Волшебница вода» | Индивидуальные беседы
| Копилка игр «Игры с водой и предметами»-обогащать знания родителей о способах обследования предметов, включая простейшие опыты
| Выставка иллюстраций «Волшебница вода" Информация для родителей по экспериментированию с водой. Наблюдения (дождь, роса, пар). |
Изготовление библиотеки опытов |
Месяц | Тема недели | Формы взаимодействия | Родительский уголок | Наглядный материал | Подготовка к итоговому мероприятию |
МАЙ | «Праздник весны и труда » | Индивидуальные беседы
| 4. Консультация 5. «Прогулки с ребенком весной», «Детские праздники в семье» | Раскладушка «Весна», иллюстрации с изображением людей различных профессий | Изготовление поделок из природного материала |
«День Победы» | Индивидуальные беседы
| Предложить родителям прогуляться по празднично-украшенному городу(улице)
| Папка-передвижка «С Днем Победы» (история праздника, атрибуты). | Выпуск газеты совместно с родителями | |
«Миром правит доброта»
| Индивидуальные беседы 3. Анкетирование родителей «Чему научился мой ребенок за год в ДОУ?»
| Информация «Как уберечься от укусов насекомых». «Осторожно: тепловой и солнечный удар».
| Подборка семейных фотографий «Делай добрые дела» | Выпуск книжек «Добрые дела» | |
«До свидания, детский сад»
| Родительское собрание « Итоги за год, подготовка участка к лету» | Информация о травматизме | Иллюстрации и фото «Дети в детском саду» | Подготовка к летнему периоду, оформление территории |
Литература:
1. Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. – М., 1994.
2. Волкова, Е.М. Трудные дети или трудные родители? - М., 1991.
3 .Доронова Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждения и родителей/-М..:Просвещение,2005.
6.Горшненина В.В. и др., Система работы детского сада по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания. -Волгоград: Панорама., 2006.
7. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа с семьей: Методические рекомендации. - М.:ТЦ Сфера, 2007.
8.Лебедева С.С.,Маневцова Л.М. Проблемы управления инновационным дошкольным образовательным учреждением в условиях социального партнерства.-СПб.: Детствопресс.2001.
9.Монахова А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия.- Ярославль: Академия развития: Академия холдинг:2002.
10.Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: пособие для работников ДОУ.-М.:Аркти,2004.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vzaimodeystviya_s_semyoy.docx | 81.38 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6»
Программа взаимодействия ДОУ и семьи
в рамках социального партнерства
группы № 5
воспитатель:
Чикина Татьяна Владимировна
Арзамас,
2015-18г
Пояснительная записка.
В «Концепции дошкольного воспитания» подчеркивается: «Семья и ДОУ в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей». Однако дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов. Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие, а чтобы оно было продуктивным, конструктивным, следует продумать систему работы с родителями. Сотрудники нашего ДОУ, педагоги ищут различные пути для налаживания взаимоотношений с семьями воспитанников, стремятся к расширению контактов со всеми социальными институтами. Актуальными оказываются анализ, обобщение и укрепление взаимодействия семьи и образовательного учреждения в интересах развития личности ребенка. Речь идет об умении родителями использовать полученные знания, самостоятельно их добывать, анализировать собственную воспитательную деятельность.
Актуальность.
Актуальность разработки Программы обусловлена утверждением в последние годы новых нормативных правовых актов в сфере образования. Во-первых, с 1 сентября 2013г. вступил в силу федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», во-вторых, с 1 января 2014г. вступил в действие федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации «оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития». ФГОС ДО одной из задач перед образовательной организацией ставит «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей». Еще одним нормативным документом, регулирующим отношения педагог-родитель, является Семейный кодекс Российской Федерации, который гласит: «родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей», а также, что «родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами».
В связи с вышесказанным, педагогам образовательной организации необходимо разобраться в актуальных вопросах взаимодействия с родителями как участниками образовательных отношений, модернизировать и систематизировать систему взаимоотношений ДОУ с семьями воспитанников.
Родители (законные представители) - главные воспитатели своих детей. Все другие социальные институты, в том числе и дошкольные образовательные учреждения, призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
Практика показывает, что далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей разумного воздействия на ребёнка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребёнка, другие не умеют это делать, третьи не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях современным родителям необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.
Группу №5 посещают 22 воспитанников в возрасте 6-7 лет.
Социальный статус семей данной группы
Всего | Полных | Неполных | Многодетных | |
22 | 20 | 2 | 2 | |
Мать - одиночка | Опекун | |||
1 | 1 |
Цель: Повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, привлечение их к активному участию в образовательном процессе ДОУ.
Задачи:
- Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями (законные представителями).
- Активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей (законные представителей).
- Реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду в соответствии с ФГОС ДО.
Принципы реализации программы.
В основу реализации Программы заложены следующие принципы:
- сотрудничество как межличностное общение педагога с родителями в форме диалога;
- открытость детского сада для родителей: предоставление возможности в удобное для родителей время знакомиться с деятельностью детей в детском саду, включаться в жизнь группы и образовательную деятельность;
- вариативность содержания, форм и методов сотрудничества с родителями в зависимости от их заинтересованности и степени готовности к активному взаимодействию;
- формирование компетентности родителей, предполагающей интегрирование разных аспектов их личного опыта.
Направления программы.
Программа реализуется по четырем направлениям:
- педагогический мониторинг;
- педагогическая поддержка родителей;
- педагогическое просвещение родителей;
- педагогическое партнерство.
Предполагаемые результаты.
Реализация программных мероприятий позволит достичь следующих результатов:
Для педагогов:
- объединение усилий педагогов и родителей для развития и воспитания дошкольников;
- установление партнерских отношений с семьями воспитанников;
- вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ;
- владение педагогами знаниями о семьях своих воспитанников, специфике их семейного воспитания, образовательных потребностях родителей;
- признание ведущей роли родителей в воспитании детей и роли педагога как «помощника»;
- стремление к активному содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей.
Для родителей:
- знание психофизиологических и возрастных особенностей своих детей;
- осознанное применение родителями методов, приемов воспитания своего ребёнка;
- заинтересованность и активное участие в жизнедеятельности ДОУ;
- удовлетворенность работой коллектива ДОУ.
Для детей:
- установление эмоционального комфорта при участии в различных видах деятельности;
- увеличение количества времени, проводимого с родителями;
- повышение познавательной, творческой активности воспитанников через совместную деятельность с взрослыми;
- повышение самооценки, уверенности, успешности.
Работа с семьями воспитанников строится в несколько этапов:
Этап | Возраст ребенка | Способ взаимодействия |
Первый этап | 4-5 лет | -трансляция родителям знаний, которые могли быть получены ими в семье (особенности общения ребенка со сверстниками) -составление программы изучения семьи (ее структуры, психологического климата, принципов семейных отношений, стиля жизни, социального статуса отца и матери, особенностей домашней педагогической системы); -изучение (посредством анкетирования) потребностей родителей в участии жизнедеятельности дошкольного учреждения; -оборудование помещений для общения с родителями; -систематическое проведение дней открытых дверей для семей воспитанников (мамы, папы, бабушки, дедушки); -апробирование способов реализации потенциала семей дошкольного учреждения |
Второй этап | 5-6 лет | -ознакомление педагогов с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе воспитатель поддерживает диалог с родителями, в котором последним принадлежит активная роль. -систематическое проведение дней открытых дверей для семей воспитанников (мамы, папы, бабушки, дедушки); -апробирование способов реализации потенциала семей дошкольного учреждения |
Третий этап | 6-7 лет | - совместное исследование и формирование личности ребенка; -изучение педагогических инициатив родителей, представление возможностей поделиться своим мнением по проблемам воспитания и образования детей, взаимодействия с педагогами; -составление картотек «Педагогическая копилка: родители для педагогов», «Педагогическая копилка: педагоги для родителей» (с целью взаимообогащения педагогического мастерства); -обобщение опыта участия родителей в жизнедеятельности дошкольного учреждения; - обобщение опыта участия родителей в жизнедеятельности дошкольного учреждения; -информационно-аналитическая работа по реализации совместных проектов; исследовательских работ. |
Принципы, методы, формы работы с родителями
Принципы работы с родителями | Методы изучения семьи | ||
-Целенаправленность, -систематичность, -плановость; -дифференцированный подход к работе с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи; -возрастной характер работы с родителями; -доброжелательность, -открытость. | - анкетирование; -наблюдение за ребенком; -посещение семьи ребенка; -обследование семьи с помощью проективных методик; - беседа с ребенком; -беседа с родителями. | ||
Формы работы с родителями | |||
Интерактивная | Традиционная | Просветительская | |
-дискуссии; -круглые столы; -конференции; -семейные летописи; -родительские клубы; -семинары практикумы. | -тематические недели; -родительские собрания; -досуги; -творческие совместные выставки; -фотовыставки; -конкурсы; -дни открытых дверей. | -индивидуальные рекомендации; -использование СМИ (сайта детского сада) для освещения проблем воспитания и обучения детей; -стенды и уголки для родителей. |
План работы на 2017-2018 учебный год (старшая группа)
Месяц | Тема недели | Формы взаимодействия | Родительский уголок | Наглядный материал | Подготовка к итоговому мероприятию |
СЕНТЯБРЬ | «До свидания, лето! Здравствуй, детский сад!» | Анкетирование «Удовлетворенность образовательной услугой» Индивидуальные беседы Оформление социальных паспортов семей; Открытие «Почты доверия» | Информация о ежедневной организации жизнедеятельности детей в группе, модель образовательного процесса | Папка- передвижка «Буквы» | Выставка рисунков |
«Краски осени» | Индивидуальные беседы | Оформление стенда «Адаптация ребенка к дошкольному учреждению» | Папка-передвижка «Осень» | Выставка поделок из природного материала |
Месяц | Тема недели | Формы взаимодействия | Родительский уголок | Наглядный материал | Подготовка к итоговому мероприятию |
ОКТЯБРЬ | «Мой дом» | Индивидуальные беседы Информация «Маршрут выходного дня» Родительское собрание «Старший дошкольный возраст-какой он?» | Информация о безопасном поведении детей в быту и на улице | Папка- передвижка «Безопасность» Фотоматериалы о деятельности детей в группе | Экскурсия по детскому саду |
«Мир природы» | Индивидуальные беседы Проект с родителями «Библиотека опытов» | Информация для родителей «Игры для детей старшего возраста» | Выставка книг для чтения про животных | Выпуск газеты «Наш сад, наш огород» | |
Месяц | Тема недели | Формы взаимодействия | Родительский уголок | Наглядный материал | Подготовка к итоговому мероприятию |
НОЯБРЬ | «День народного единства» | Индивидуальные беседы Проект с родителями (создание мини- музея) | Информационный лист «Режим дня и его значение» | Созданный совместно с родителями фотоальбом «Семейные традиции» | Выставка рисунков |
«Этикет» | Индивидуальные беседы | Информация для родителей «Давайте почитаем» | Фотоматериалы о деятельности детей в группе | Досуг совместно с родителями | |
«Транспорт» | Индивидуальные беседы | Буклет «Безопасность на дорогах» | Выставка «Макеты улиц» | Конкурс «Лучший макет улицы» |
Месяц | Тема недели | Формы взаимодействия | Родительский уголок | Наглядный материал | Подготовка к итоговому мероприятию |
ДЕКАБРЬ | «Здравствуй, зимушка- зима!» | Индивидуальные беседы |
| Иллюстрации со стихами ко времени года | Выставка поделок |
«Новогодний калейдоскоп» | Анкетирование «Удовлетворенность образовательной услугой» | Копилка слов по теме «Зима» | Альбом с сюжетными картинками «Мы встречаем Новый год» | Новогодние утренники |
Месяц | Тема недели | Формы взаимодействия | Родительский уголок | Наглядный материал | Подготовка к итоговому мероприятию |
ЯНВАРЬ | «В гостях у сказки» | Индивидуальные беседы. Консультации по запросу. Акция «Кормушка» совместно с родителями | Информация «Зимние забавы» | Папка-передвижка «Зима» Папка - передвижка «Роль сказки в развитии ребенка старшего возраста»
| Выпуск книжек- малышек |
«Моя семья» | Родительское собрание «Путешествие по «Стране Воспитания» Индивидуальные беседы | Информация «Поликультурное воспитание» | Папка- передвижка «Семейные традиции» Альбомы «Дружная семья» | Досуг с родителями |
Месяц | Тема недели | Формы взаимодействия | Родительский уголок | Наглядный материал | Подготовка к итоговому мероприятию |
ФЕВРАЛЬ | «Азбука безопасности» | Индивидуальные беседы | Выставка дидактических игр по безопасности | Папка- передвижка «Азбука безопасности» | Экскурсия по детскому саду |
«Наши защитники» | Индивидуальные беседы | Консультация для родителей «Что рассказать детям о празднике» | Выставка семейных фотографий «Наши защитники» | Спортивные мероприятия |
Месяц | Тема недели | Формы взаимодействия | Родительский уголок | Наглядный материал | Подготовка к итоговому мероприятию |
МАРТ | «Женский день» | Индивидуальные беседы | Информация о весне с иллюстрациями | Папка-передвижка «Весна» Выпуск стенгазеты «Моя мама лучше всех» | Досуг с родителями |
«Весна шагает по планете» | Родительское собрание «Путешествие по «Стране Воспитания» | Информация для родителей «Весенняя прогулка» | Фотоматериалы о деятельности детей в группе | Выставка рисунков | |
«Быть здоровыми хотим» | Анкетирование «Удовлетворенность образовательной услугой» |
| Папка- передвижка «Правильное питание» | Спортивное развлечение |
Месяц | Тема недели | Формы взаимодействия | Родительский уголок | Наглядный материал | Подготовка к итоговому мероприятию |
АПРЕЛЬ | «Космос» | Индивидуальные беседы Совместный с родителями проект «Детская книжка – наш друг и учитель» | Информационный стенд для родителей «Будь здоров, малыш!» (приурочен ко Всемирному дню здоровья). | Стенгазета «Маленькие космонавты» | Выпуск газеты «Тайны звездного неба» |
«Волшебница вода» | Индивидуальные беседы | Консультации для родителей «Забавные игры и опыты с водой и песком», «Самые необычные и увлекательные опыты» | Фотоматериалы о деятельности детей в группе; | Библиотека опытов |
Месяц | Тема недели | Формы взаимодействия | Родительский уголок | Наглядный материал | Подготовка к итоговому мероприятию |
МАЙ | «Праздник весны и труда » | Индивидуальные беседы |
| Папка-передвижка «Весна», «Маршрут выходного дня» | Изготовление поделок из природного материала |
«День Победы» | Индивидуальные беседы | Информация «Осторожно: тепловой и солнечный удар».
| Фотовыставка «Спасибо бабушке и деду – за их великую победу!» | Выпуск газеты совместно с родителями | |
«Миром правит доброта» | Индивидуальные беседы
| Информация «Как преодолеть трудности в общении у детей». | Фотоматериалы о деятельности детей в группе | Выпуск книжек «Добрые дела» | |
«До свидания, детский сад» | Родительское собрание «Наши успехи. Итоги за год» | Информация «Как уберечься от укусов насекомых». | Иллюстрации и фото «Дети в детском саду» | Подготовка к летнему периоду, оформление территории |
План работы на 2016 – 2017 учебный год (подготовительная группа).
Месяц | Тема недели | Формы взаимодействия | Родительский уголок | Наглядный материал | Подготовка к итоговому мероприятию |
СЕНТЯБРЬ | «До свидания, лето! Здравствуй, детский сад!» | Индивидуальные беседы Анкетирование «Удовлетворенность образовательной услугой» Открытие «Почты доверия» | Информация о ежедневной организации жизнедеятельности детей в группе. Расписание РОД. | Подбор литературы, иллюстрации | Выставка рисунков |
«Краски осени» | Индивидуальные беседы | Информация для родителей | Папка передвижка «Осень», подбор пословиц и поговорок о приметах осени | Выставка поделок из природного материала |
Месяц | Тема недели | Формы взаимодействия | Родительский уголок | Наглядный материал | Подготовка к итоговому мероприятию |
ОКТЯБРЬ | «Мой дом» | Индивидуальные беседы, консультации Родительское собрание «Скоро в школу. Советы родителям будущих первоклассников» | Информация о правилах безопасности дома и в детском саду. Рекомендации для родителей «Знакомство с достопримечательностями города» | Оформление альбома «Моя семья» Папка-передвижка «Маршрут выходного дня- городок Арзамас» | Экскурсия по детскому саду |
«Мир природы» | Индивидуальные беседы, консультации. Экскурсия для родителей по мини-музею группы «Скоро в школу» | Информация для родителей «Наблюдения за осенними изменениями в природе» | Выставка книг о домашних животных «Наши любимцы» | Выпуск газеты «Наш сад, наш огород» |
Месяц | Тема недели | Формы взаимодействия | Родительский уголок | Наглядный материал | Подготовка к итоговому мероприятию |
НОЯБРЬ | «День народного единства» | Индивидуальные беседы «Портфолио дошкольника» | Консультация для родителей «Играйте с нами», разучивание пальчиковых игр | Буклет «Ребенок в коллективе», иллюстрации на тему «Дружба» | Выставка рисунков о семье, о дружбе |
«Этикет» | Индивидуальные беседы о необходимости проведения вакцинации против гриппа | Информация для родителей «Этикет для малышей», «Воспитание дружелюбия» | Буклет «Я одеваюсь сам» Папка- передвижка «Культурно-гигиенические навыки» | Досуг совместно с родителями | |
«Транспорт» | Индивидуальные беседы | Консультация «Азбука безопасности дорожного движения» Чтение стихов А. Барто -Грузовик -Самолет -Кораблик | Выставка транспорта Раскладушка «Безопасность дорожного движения» Выставка «Макеты улиц» | Конкурс «Лучший макет улицы» |
Месяц | Тема недели | Формы взаимодействия | Родительский уголок | Наглядный материал | Подготовка к итоговому мероприятию |
ДЕКАБРЬ | «Здравствуй, зимушка- зима!» | Индивидуальные беседы Анкетирование «Удовлетворенность образовательной услугой» | Информация для родителей «Стихи о зиме». | Иллюстрации на тему «Зима» Папка-передвижка «Здоровье детей зимой» | Выставка поделок |
«Новогодний калейдоскоп» | Индивидуальные беседы о соблюдении режима в праздничные дни | Консультация «Профилактика простудных заболеваний», «Осторожно, грипп!» | Альбом с иллюстрациями «Мы встречаем новый год» Папка-передвижка «Правила пожарной безопасности» | Новогодние утренники; Мастерская деда Мороза |
Месяц | Тема недели | Формы взаимодействия | Родительский уголок | Наглядный материал | Подготовка к итоговому мероприятию |
ЯНВАРЬ | «В гостях у сказки» | Индивидуальные беседы; картотека «Наблюдение за зимними изменениями в природе» | Консультация для родителей «Воспитание сказкой»; папка-передвижка «Роль сказки в развитии и воспитании детей» | Иллюстрации русских народных сказок; Альбом «Герои народных сказок» | Выпуск книжек- малышек |
«Моя семья» | Индивидуальные беседы Родительское собрание «Возрастные особенности детей седьмого года жизни» | Консультация «Авторские развивающие игры для детей», Папка- передвижка «Семейные традиции» | Картотека игр «Играем дома»; Фотовыставка «Счастливые мгновения моей семьи» | Досуг с родителями |
Месяц | Тема недели | Формы взаимодействия | Родительский уголок | Наглядный материал | Подготовка к итоговому мероприятию |
ФЕВРАЛЬ | «Азбука безопасности» | Индивидуальные беседы «Как уберечь ребенка от плохих слов» | Папка-передвижка «Школа Айболита», «Азбука безопасности», «Правила маленького пешехода» | Буклеты «Безопасность ребенка дома», «Воспитываем грамотного пешехода» Выставка дидактических игр «Пожароопасные предметы», «Горит-не горит», «Веселый светофор» | Экскурсия по детскому саду |
«Наши защитники» | Индивидуальные беседы | Папка-передвижка «Герои ВОВ», информация о роли личного примера в закреплении норм поведения с позиции гендерного воспитания детей. | Выставка семейных фотографий «Наши защитники»; Папка- передвижка «День защитника Отечества» | Спортивные мероприятия |
Месяц | Тема недели | Формы взаимодействия | Родительский уголок | Наглядный материал | Подготовка к итоговому мероприятию |
МАРТ | «Женский день» | Индивидуальные беседы | Папка-передвижка «Весна пришла-мамин праздник принесла», информация о важной роли поддерживания семейных традиций, праздников. | Иллюстрации, фотографии «Моя мама лучше всех» | Досуг с родителями |
«Весна шагает по планете» | Индивидуальные беседы | Консультация для родителей «Это интересно», «Изменения в природе весной»; предложить художественную литературу для чтения детям. | Папка-передвижка «Весна», буклет «Я- пример для ребенка». | Выставка рисунков о весне | |
«Быть здоровыми хотим» | Индивидуальные беседы с родителями о поощрении самостоятельности детей в период формирования у них культурно-гигиенических навыков. | Консультация для родителей «Чистота-залог здоровья» | Папка- передвижка «Правильное питание», «Следим за осанкой». | Спортивное развлечение |
Месяц | Тема недели | Формы взаимодействия | Родительский уголок | Наглядный материал | Подготовка к итоговому мероприятию |
АПРЕЛЬ | «Космос» | Индивидуальные беседы Анкетирование «Удовлетворенность образовательной услугой» | Консультация для родителей «Нравственное воспитание в семье»; Рекомендации родителям «Ребёнок и компьютер» | Папка-передвижка «Знакомим ребенка с космосом» Альбом ,книги о космической системе | Выпуск газеты «Тайны звездного неба» |
«Волшебница вода» | Индивидуальные беседы Проект совместно с родителями «Огород на окне» | Копилка игр «Игры с водой и предметами»-обогащать знания родителей о способах обследования предметов, включая простейшие опыты. | Выставка иллюстраций «Волшебница вода"; Информация для родителей по экспериментированию с водой. Наблюдения (дождь, роса, пар). | Изготовление библиотеки опытов |
Месяц | Тема недели | Формы взаимодействия | Родительский уголок | Наглядный материал | Подготовка к итоговому мероприятию |
М А Й | «Праздник весны и труда» | Индивидуальные беседы |
| Раскладушка «Весна», иллюстрации с изображением людей различных профессий | Изготовление поделок из природного материала |
«День Победы» | Индивидуальные беседы | Предложить родителям прогуляться по празднично-украшенному городу(улице) | Папка-передвижка «С Днем Победы» (история праздника, атрибуты). | Выпуск газеты совместно с родителями | |
«Миром правит доброта» | Индивидуальные беседы
| Информация «Как уберечься от укусов насекомых». «Осторожно: тепловой и солнечный удар». | Подборка семейных фотографий «Делай добрые дела» | Выпуск книжек «Добрые дела» | |
«До свидания, детский сад» | Родительское собрание « Итоги за год, подготовка участка к лету» | Информация о травматизме | Иллюстрации и фото «Дети в детском саду» | Подготовка к летнему периоду, оформление территории |
План работы на 2017-2018 учебный год (средняя группа).
Месяц | Тема недели | Родительское собрание | Родительский уголок | Наглядный материал | Подготовка к итоговому мероприятию |
СЕНТЯБРЬ | «До свидания, лето! Здравствуй, детский сад!» | Список рекомендуемой литературы «Почитайте вместе с ребёнком»; рекомендации «Понаблюдайте вместе с ребёнком»; консультация «Правила дорожного движения». | Папка-передвижка «Безопасность ребёнка»; активный лексический словарик «Школа» | Выставка рисунков | |
«Краски осени» | Список рекомендуемой литературы «Почитайте вместе с ребёнком»; рекомендации «Понаблюдайте вместе с ребёнком»; консультация «Особенности развития ребёнка 5 года жизни». | Папка-передвижка «Маршрут выходного дня»; Составление фотоальбома «Осенний вернисаж». | Изготовление поделок из природного материала |
Месяц | Тема недели | Родительское собрание | Родительский уголок | Наглядный материал | Подготовка к итоговому мероприятию |
ОКТЯБРЬ | «Мой дом» | Список рекомендуемой литературы «Почитайте вместе с ребёнком»; рекомендации «Понаблюдайте вместе с ребёнком»; Консультация «Детям о профессиях». | Активный лексический словарик «Город». | Экскурсия по городу | |
«Мир природы» | Список рекомендуемой литературы «Почитайте вместе с ребёнком»; рекомендации «Понаблюдайте вместе с ребёнком»; «Покажите ребёнку мультфильмы о животных». | Активный лексический словарик «Животные»; выставка животных (изготовленных совместно родителями и детьми) «Эти забавные животные!» | Выпуск газеты «Наш сад, наш огород» |
Месяц | Тема недели | Формы взаимодействия | Родительский уголок | Наглядный материал | Подготовка к итоговому мероприятию |
НОЯБРЬ | «День народного единства» | Индивидуальные беседы Проект с родителями (создание мини- музея) | Информационный лист «Режим дня и его значение» | Созданный совместно с родителями фотоальбом «Семейные традиции» | Выставка рисунков |
«Этикет» | Индивидуальные беседы | Информация для родителей «Давайте почитаем» | Фотоматериалы о деятельности детей в группе | Досуг совместно с родителями | |
«Транспорт» | Индивидуальные беседы | Буклет «Безопасность на дорогах» | Выставка «Макеты улиц» | Конкурс «Лучший макет улицы» |
Месяц | Тема недели | Формы взаимодействия | Родительский уголок | Наглядный материал | Подготовка к итоговому мероприятию |
ДЕКАБРЬ | «Здравствуй, зимушка- зима!» | Индивидуальные беседы |
| Иллюстрации со стихами ко времени года | Выставка поделок |
«Новогодний калейдоскоп» | Анкетирование «Удовлетворенность образовательной услугой» | Копилка слов по теме «Зима» | Альбом с сюжетными картинками «Мы встречаем Новый год» | Новогодние утренники |
Месяц | Тема недели | Формы взаимодействия | Родительский уголок | Наглядный материал | Подготовка к итоговому мероприятию |
ЯНВАРЬ | «В гостях у сказки» | Индивидуальные беседы | Консультация для родителей «Роль сказки в развитии и воспитании детей» | Иллюстрации русских народных сказок Альбом «Мои любимые сказки» | Выпуск книжек- малышек «Нарисуй сказку» |
«Моя семья» | Индивидуальные беседы | Консультация для родителей «Зимние забавы». Папка-передвижка «Семейные традиции» | Фотовыставка «Мама и я, счастливые мгновения» | Досуг с родителями | |
Месяц | Тема недели | Формы взаимодействия | Родительский уголок | Наглядный материал | Подготовка к итоговому мероприятию |
ФЕВРАЛЬ | «Азбука безопасности» | Родительское собрание «Роль семьи в речевом развитии ребенка 4-5 лет» | Копилка дидактических игр по безопасности «Азбука безопасности» | Буклеты: «Воспитываем грамотного пешехода», «Если остался один дома…» | Экскурсия по детскому саду |
«Наши защитники» | Индивидуальные беседы | Папка-передвижка «Правила счастливой жизни», информация о роли личного примера в закреплении норм поведения с позиции гендерного воспитания детей. | Выставка семейных фотографий «Наши защитники» | Спортивная игра «Веселая эстафета» |
Месяц | Тема недели | Формы взаимодействия | Родительский уголок | Наглядный материал | Подготовка к итоговому мероприятию |
МАРТ | «Женский день» | Индивидуальные беседы | Папка-передвижка «Весна пришла-мамин праздник принесла», информация о важной роли поддержания семейных традиций, праздников. | Иллюстрации, фотографии «Моя мама лучше всех» | Праздничная программа «Концерт для милой мамочки» |
«Весна шагает по планете» | Индивидуальные беседы | Консультация для родителей «Это интересно», предложить худ. литературу для чтения детям. | Папка-передвижка «Весна», буклет «Я- пример для ребенка». | Выставка рисунков «Весна шагает по планете» | |
«Быть здоровыми хотим» | Индивидуальные беседы | Копилка игр «Вместе с мамой, вместе с папой», игровые приемы с помощью которых, можно поддержать интерес ребенка к выполнению гигиенических процедур» | Папка- передвижка «Правильное питание». Иллюстрации «Зеленая аптека» | Спортивная игра «За здоровьем в препрыжку». |
Месяц | Тема недели | Формы взаимодействия | Родительский уголок | Наглядный материал | Подготовка к итоговому мероприятию |
АПРЕЛЬ | «Космос» | Индивидуальные беседы | Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования с детьми4-5 лет» Рекомендации родителям понаблюдать за солнцем, обратить внимание детей перед сном на небо(луну, звезды). | Папка-передвижка «Знакомим ребенка с космосом» Альбом ,книги о космической системе | Выпуск газеты «Тайны звездного неба» |
«Волшебница вода» | Индивидуальные беседы | Копилка игр «Игры с водой и предметами»-обогащать знания родителей о способах обследования предметов, включая простейшие опыты | Выставка иллюстраций «Волшебница вода" Информация для родителей по экспериментированию с водой. Наблюдения (дождь, роса, пар). | Изготовление библиотеки опытов |
Месяц | Тема недели | Формы взаимодействия | Родительский уголок | Наглядный материал | Подготовка к итоговому мероприятию |
МАЙ | «Праздник весны и труда » | Индивидуальные беседы |
| Раскладушка «Весна», иллюстрации с изображением людей различных профессий | Изготовление поделок из природного материала |
«День Победы» | Индивидуальные беседы | Предложить родителям прогуляться по празднично-украшенному городу(улице) | Папка-передвижка «С Днем Победы» (история праздника, атрибуты). | Выпуск газеты совместно с родителями | |
«Миром правит доброта» | Индивидуальные беседы
| Информация «Как уберечься от укусов насекомых». «Осторожно: тепловой и солнечный удар». | Подборка семейных фотографий «Делай добрые дела» | Выпуск книжек «Добрые дела» | |
«До свидания, детский сад» | Родительское собрание « Итоги за год, подготовка участка к лету» | Информация о травматизме | Иллюстрации и фото «Дети в детском саду» | Подготовка к летнему периоду, оформление территории |
Литература:
1. Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. – М., 1994.
2. Волкова, Е.М. Трудные дети или трудные родители? - М., 1991.
3 .Доронова Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждения и родителей/-М..:Просвещение,2005.
6.Горшненина В.В. и др., Система работы детского сада по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания. -Волгоград: Панорама., 2006.
7. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа с семьей: Методические рекомендации. - М.:ТЦ Сфера, 2007.
8.Лебедева С.С.,Маневцова Л.М. Проблемы управления инновационным дошкольным образовательным учреждением в условиях социального партнерства.-СПб.: Детствопресс.2001.
9.Монахова А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия.- Ярославль: Академия развития: Академия холдинг:2002.
10.Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: пособие для работников ДОУ.-М.:Аркти,2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект: «Совместная деятельность детей и родителей по экологическому воспитанию в старшей группе». (В рамках социального партнерства)
Конспект НОД по экологическому воспитанию, в котором принимали участие дети старшей группы "Ветерол" и их родители....
Совершенствование образовательного процесса дошкольного учреждения в рамках социального партнерства
Совершенствование образовательного процесса дошкольного учрежденияв рамках социального партнерства...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе в рамках социального партнерства детского сада с учреждениями города на тему: «Я – ты - мы»
Конспект разработан в образовательной области: познавательное развитие (с основными требованиями ФГОС). Тип занятия: интегрированное, занятие-открытие (проблемное занятие). Основой задачей занятия сто...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Вдохновленное взаимодействие» (программа взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников ДОО)
Дополнительная общеразвивающая программа «Вдохновлённое взаимодействие» в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития до...
Выступление «Формы организации в ДОУ праздников в рамках социального партнерства семьями воспитанников»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №1«МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА»143968, Московская обл.,...
Социальное партнерство. Фотовыставка для детей в рамках социального партнерства с культурно- историческим центром города.
Фотовыставка для детей...
Программа взаимодействия МБДОУ с семьями воспитанников на основе социального партнерства «СОТРУДНИЧЕСТВО»
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в перестройке экономики и смене политической системы, а...