Выступление на семинаре "Игры по ПДД"
консультация (средняя группа) на тему

Бархатова Евгения Викторовна

"Как провести игру по ПДД в средней группе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_seminare.docx27.98 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на семинаре «Игры по ПДД»

«Как провести игру по ПДД в средней группе»

Игровая деятельность является ведущим способом познания мира у дошкольников. С её помощью дети средней группы (4–5 лет) получают и быстрее закрепляют новую информацию, а также развиваются физически, духовно. Эта универсальность особенно ценна, если речь идёт о темах, связанных с сохранением здоровья и жизни ребят, например, усвоении малышами правил дорожного движения (ПДД).

Содержание:

 1 Значение игр по ПДД в средней группе детского сада

1.1 Цели и задачи игр по ПДД

1.2 Принципы организации разных видов игр

2 Виды игр по ПДД с детьми 4–5 лет

2.1 Дидактические (обучающие) игры

2.2 Сюжетно-ролевые игры

2.3 Подвижные игры, развивающие навыки правильного поведения на дороге

2.4 Театрализованные игры по ПДД

2.5 Пальчиковые игры на тему дорожных правил

2.5.1 Картотека пальчиковых игр по ПДД (фрагмент)

3 Приёмы проведения игр по ПДД в средней группе ДОУ

3.1 Словесные приёмы

3.1.1 Объяснение

3.1.2 Загадки

3.1.3 Стихотворения

3.1.4 Короткие сказки

3.1.5 Чтение

3.2 Наглядные приёмы

3.2.1 Атрибуты

3.3 Практические приёмы

4 Проведение игр по ПДД в средней группе детского сада

Значение игр по ПДД в средней группе детского сада 

Будучи формой общественной жизни малыша, игра не только формирует волевые, нравственные качества личности, но и: даёт направление интеллектуального, физического и эмоционального развития; раскрывает творческие способности детей. Когда ребёнок выходит за пределы дома, он становится полноправным участником движения, даже если повсюду его сопровождают взрослые. Поэтому одной из главных образовательных задач детского сада является просветительская работа, направленная на освещение ПДД на доступном для понимания дошкольниками 4–5 лет уровне, то есть через игру. Игры по ПДД для средней группы должны соответствовать возрастным и психофизиологическим особенностям воспитанников. По статистике, причиной ДТП очень часто являются сами дети в силу неспособности предвидеть опасность, оценить скорость и расстояние до движущегося автомобиля, а также свои возможности.

Цели и задачи игр по ПДД:

В спектр целевых компонентов работы с темой по безопасности на дороге в средней группе входит:

- развитие наблюдательности и умения оценивать дорожную ситуацию, ориентируясь на сигнал светофора;

- формирование навыка безопасного поведения на дороге (если зелёный свет уже горит во время того, как малыш подходит к переходу, то лучше дождаться следующего разрешающего сигнала, чтобы не оказаться в ситуации, когда транспорт начинает движение ещё до того, как пешеход закончил манёвр);

- обогащение словаря дошкольников (в 4–5 лет дети уже на достаточном уровне освоили грамматический строй языка, у них приличный словарный запас — игры становятся идеальной платформой для отработки монологической и диалогической речи);

- воспитание бережного отношения к жизни и здоровью через проигрывание потенциально небезопасных ситуаций (к примеру, в сюжетно-ролевой игре, где мишки переходят дорогу, ориентируясь на отсутствие машин, можно наглядно показать, что автомобиль может появиться на проезжей части совершенно неожиданно);

- приобщение ребят к разным видам игр (дидактическим, подвижным, театрализованным, сюжетно-ролевым).

Чтобы реализовать поставленные цели, игры должны содействовать решению таких задач, как:

- освоение понятий «пешеход», «переход», «светофор»;

- систематизация полученных в младших группах представлений об основных видах транспорта, знаках на дорогах;

- отработка навыка ориентироваться на нужный сигнал светофора;

- развитие внимательности, слуховой, зрительной памяти;

- расширение сферы познавательных интересов (дети изучают дорожные знаки, получают сведения из истории изобретения светофора и пр.);

- практика составления устных ответов полными предложениями (когда нужно прокомментировать те или иные игровые действия);

- воспитание культуры общения через радость сотрудничества с другими детьми и взрослыми.

Принципы организации разных видов игр. 

Требования к подготовке и проведению игр в ДОУ обоснованы Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС):

  • Инициативность. Все играющие должны проявлять физическую и интеллектуальную активность.
  • Доступность, открытость. Правила и игровые действия должны быть хорошо понятны малышам.
  • Динамика. В средней группе игра на занятии не должна длиться дольше 7 минут. Некоторые виды театрализованных и дидактических игр требуют больше времени, но их хронометраж не должен превышать 20 минут.
  • Опора на наглядность. Демонстрация, картинки — неотъемлемая часть игр.
  • Доброжелательность. Даже если у ребёнка не всё получается, он должен видеть положительный настрой педагога. Только так можно увлечь всех ребят.
  • Единая цель. Даже если ребята выполняют разные функции в игре (например, шофёр и пассажир в автобусе), цель должна быть единой (усвоить ПДД).
  • Самостоятельность. В средней группе воспитатель минимизирует своё участие в игре.
  • Индивидуальный подход. Для ребёнка 4–5 лет не составит особой сложности выделить любимые и нелюбимые виды деятельности. И хотя к играм у 99% ребят отношение очень лояльное, тем детям, которые не проявляют особой заинтересованности в игровых действиях, нужно найти задание по вкусу. Например, отбирать и готовить реквизит.
  • Одобрение. Дошкольники среднего возраста очень хотят быть лучшими, поэтому важно, чтобы педагог находил повод похвалить каждого участника игры.
  • Повторение. Чтобы дети хорошо усвоили материал, игры периодически нужно повторять.

Виды игр по ПДД с детьми 4–5 лет 

Игры на освоение и отработку правил дорожного движения классифицируются по 5 видам, каждый из которых имеет определённую образовательную цель и соответствует конкретной теме.

Дидактические (обучающие) игры 

Такой тип игровой деятельности применяется для:

  • знакомства с новой информацией (например, правилами поведения в разных дорожных ситуациях);
  • закрепления полученных знаний, отработки умений и навыков (к примеру, в лото по ПДД дети распределяют дорожные знаки по группам — предупреждающие, запрещающие, указывающие, предписывающие).

В дидактических играх обязательны:

  • правила;
  • точно определённый результат;
  • чёткие игровые действия.

Обучающие игры бывают 2 типов: ориентированные на содержание игровых действий или на материал, с помощью которого выстраивается сюжет игры.

Сюжетно-ролевые игры 

В этих играх дети действуют исходя не только из игрового, но и из собственного социального опыта, воплощая знакомые модели поведения с игрушками, сверстниками. Например, в игре «В автобусе» дети не только придерживаются очерёдности при входе в транспорт, но и приобретают билеты, общаются с кондуктором, водителем, роли которых тоже воплощают малыши.

Можно сделать вывод, что для отработки темы по ПДД используются бытовые, профессиональные сюжетно-ролевые игры, а также игры по мотивам прослушанных сказок или просмотренных мультфильмов. Что касается последних, то отличной сюжетной основой может послужить серия «Сигналы светофора» из мультсериала про Аркадия Паровозова.

Подвижные игры, развивающие навыки правильного поведения на дороге 

Игры этого вида призваны сохранять, укреплять здоровье воспитанников, развивать внимание, память, ловкость. И кроме всего прочего, подвижные игры вносят разнообразие в занятия, прогулки, являются ключевыми элементами при проведении развлечений.

Это интересно. Большинство подвижных игр проводится на улице, однако значительная часть игр этого вида по теме ПДД организуется в помещении группы. 

В подвижные игры по ПДД дети играют как на улице, так и в помещении.

 Театрализованные игры по ПДД

Этот вид игровой деятельности представлен двумя формами:

  • драматизацией, где дети предстают в образах «артистов», действуя по сценарию педагога;
  • режиссурой, где ребята являются организаторами игровых действий кукол.

Пальчиковые игры на тему дорожных правил 

Игры этого вида помогают отрабатывать мелкую моторику, стимулируют речь, развивая сенсорные и коммуникативные способности детей. Как правило, такая деятельность является переходом от одного вида активности к другому на занятиях, на прогулке.

 «Будем пальчики сгибать»

Будем пальчики сгибать, (Дети сжимают и разжимают пальчики)

Будем транспорт называть: Машина, вертолёт, (Поочерёдно разжимают пальчики, начиная с мизинца)

Трамвай, автобус, самолёт.

Пять пальцев мы в кулак зажали, (Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого)

Пять видов транспорта назвали!

«Транспорт» Автобус, троллейбус, машина, трамвай

— О них ты на улице не забывай.

В морях — корабли, ледоколы, суда,

Они очень редко заходят сюда. (Соединение всех пальцев с большим по очереди, начиная с указательного).

«Машины» 

По шоссе идут машины, (Крутят воображаемый руль)

По асфальту едут шины. (Локти прижимают к туловищу, двигают ладонями параллельно друг другу)

По дороге не беги, (Грозят пальцем)

Я скажу тебе: «Би-би». (Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен — «сигналят»)

«Дорожных правил очень много» 

Дорожных правил очень много: (Грозят пальчиками)

 Раз — внимание, дорога, (Загибают поочерёдно пальцы)

Два — сигналы светофора,

Три — смотри дорожный знак,

А четыре — «переход».

Правила все надо знать (Хлопают руками)

И всегда их выполнять. (Поднимают большой палец вверх).

Приёмы проведения игр по ПДД в средней группе ДОУ 

Для организации и проведения игр по ПДД в средней группе педагог комбинирует 3 вида приёмов.

 Словесные приёмы 

В 4–5 лет дети создают собственный речевой образ: через подражание взрослым учатся строить предложения, осваивают навыки словообразования и т. д. Именно поэтому звучащая речь должна сопровождать любую деятельность ребёнка, тем более, если речь идёт об игре — основном виде активности дошкольника.

Объяснение 

Все игровые действия должны быть чётко и подробно описаны воспитателем. При этом важно каждый раз перед началом уже знакомой игры повторять условия и делать это по возможности с помощью одного и того же набора языковых средств, но в сжатой форме. 

Загадки

На собственной практике я убедилась, что это классика мотивационных приёмов, настраивающих детей на игру. Загадки помогают привлечь сразу всех ребят. Начинать лучше с загадок с договорками, а когда малыши заинтересуются, то можно добавлять обычные, с отгадками без рифмы.

  • Всем знакомые полоски

Знают дети, знает взрослый.

На ту сторону ведёт Пешеходный … (Переход).

  • Что за чудо синий дом?

Ребятишек много в нём,

Носит обувь из резины

И питается бензином. (Автобус).

  • Я глазищами моргаю

Неустанно день и ночь.

Я машинам помогаю

И тебе хочу помочь. (Светофор).

Стихотворения

Ещё один мотивационный приём, которым я активно пользуюсь. Во-первых, стихотворения помогают вводить новую информацию, во-вторых, дети лучше запоминают слова, облечённые в рифму. Важно только выбирать не слишком длинные тексты, иначе воспитанники рассредоточатся.

  • Если видишь, что немного

Разрисована дорога

Полосами в белый цвет,

Словно крашеный паркет,

Значит, нас всегда здесь ждёт

Пешеходный переход.

И теперь все дружно, вместе

Переходим в этом месте.

Стой, машина, подожди.

Пешеходов пропусти!

  • Для машины, знают все,

Есть дороги, есть шоссе.

Помнит также мал и стар,

Пешеходам — тротуар.

Я иду по тротуару,

Я гуляю не спеша.

И прогулка не опасна,

И погода хороша.

Короткие сказки

В своей работе для мотивации ребят или для презентации новой игры я часто прибегаю к приёму коротких зарисовок — придумываю сюжеты, которые гармонично вписываются в канву игры и занятия. Например, при изучении светофора, чтобы подвести ребят к игре «Светофорики», я предлагаю воспитанникам такую историю: «Жил-был Светофор. День и ночь он регулировал движение на дороге. И все так привыкли к нему, что Светофорику стало казаться, что не нужен он людям. И так грустил он, что однажды заболел. Сразу все машины стали в пробку, пешеходы не могли перейти дорогу, на улице начался беспорядок. Но пришёл оператор, вытер пыль на светофоре, открыл крышку, закрутил все винты, распутал спутавшиеся провода, и Светофорик снова заработал. Тогда понял он, как много значит для людей и больше не грустил». Сказки, интересные истории увлекают ребят и настраивают на дальнейшую плодотворную работу.

Чтение

Ситуация, когда в средней группе есть 1–2 малыша, которые умеют читать, — не редкость. С длинными текстами им не справиться, а вот подписи к картинкам, плакатам или описания дорожных знаков прочитать своим товарищам они смогут. Если же читающих детей в группе нет, то воспитатель сам подбирает интересные рассказы, сказки по теме. Но, как и в случае со стихотворениями, тексты не должны быть длинными.

Наглядные приёмы

Основной канал восприятия у дошкольников — образно-зрительный, поэтому без наглядности не обойтись и в играх. Дети должны видеть:

  • картинки, иллюстрирующие игровые действия, конкретный аспект темы;
  • презентации, видеоролики по теме;
  • все игровые действия, продемонстрированные воспитателем от лица каждого из участников игры.

 Для ребят средней группы важно, чтобы педагог заранее продемонстрировал игровые действия каждого участника.

Атрибуты

Отдельно стоит остановиться на реквизите для игр:

  • фуражка (жезл, костюм) инспектора ГИБДД;
  • макеты проезжей части, светофора;
  • копии дорожных знаков.

В уголке ПДД ребята могут в свободном режиме проигрывать различные дорожные ситуации. Эти атрибуты могут быть частью разных зон предметно-развивающей среды группы (дидактическая, театральная), а могут составлять отдельный участок — уголок ПДД.

Практические приёмы

Впечатления от игры, а также результаты усвоения материала передаются с помощью практических приёмов:

  • рисунков (к примеру, выученных дорожных знаков);
  • аппликаций (светофор из заготовок, подготовленных воспитателем);
  • лепки (ребята средней группы могут делать дорожные знаки с помощью пластилина, выкладывая материал на бумажном шаблоне).

 Создание коллективной аппликации может быть практическим приёмом, закрепляющим игровой материал по ПДД.

Проведение игр по ПДД в средней группе детского сада

Длительность игры на занятии в средней группе составляет около 7 минут. Но это время является ориентировочным, так как для проведения некоторых видов театрализованных или дидактических игр требуется до 20 минут. Время, отведённое на игру, распределяется между четырьмя этапами её проведения.

Игры по ПДД занимают важное место в учебно-воспитательном процессе детского сада. Для воспитанников средней группы такой вид деятельности является отличной основой для отработки полученных в младших группах знаний, умений, навыков, а также для обработки новой информации по теме. Поэтому перед педагогом стоит нелёгкая задача — найти подходящие приёмы, организовать подготовку и проведение игры так, чтобы в неё были включены все ребята


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста". Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию

Выступление на педагогическом совещании"Нетрадиционные формы работы по развитию речи"  Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей     старшего дошкольного возраста"...

Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Значение психологического здоровья детей дошкольного возраста в логопедической работе»

Кто такой учитель-логопед? Взаимосвязь психологии с логопедией, психологическое здоровье детей. Используемые методы и приемы в коррекционно-логопедической работе. Значение психологического климата на ...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возрас

С данным материалом я выступала на методическом объединении учителей начальных классов. В нём методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление сопровождается презентацией....

Выступление на муниципальном семинаре «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста» (выступление из опыта работы)

Для ребенка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры потребность, привычка.Любую гигиеническую процедуру с маленьким ребенком следует проводить аккуратно, осторожно, ч...

Презентация - выступление на заседание РМЦ. Тема выступления "Нетрадиционные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи по формированию здорового образа жизни у детей среднего возраста"

Презентация - выступление на заседание РМЦ. Тема выступления "Нетрадиционные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи по формированию здорового образа жизни у детей среднего возраста"...

Выступление на районном методическом объединении воспитателей групп раннего возраста. Тема выступления: «Развитие личности ребенка, его успешности и творческого потенциала через проектный метод»

Развитие личности, ее творческой индивидуальности должно лежать в основе современного педагогического процесса. Эффективное решение этой проблемы зависит от содержательных и структурно-...

Тезисы выступлений. Тема выступления: «Система работы по экологическому воспитанию, формы, методы».

Тезисы выступленийТема выступления: «Система работы по экологическому воспитанию, формы, методы»....