Типология творческих игр
материал на тему
Современная отечественная педагогика к творческим играм относит сюжетно-ролевые игры, строительные игры, игры-драматизации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tipologiya_tvorcheskih_igr.doc | 27 КБ |
Предварительный просмотр:
Типология творческих игр.
Современная отечественная педагогика к творческим играм относит сюжетно-ролевые игры, строительные игры, игры-драматизации.
Сюжетно-ролевая игра является творческой деятельностью, доступной уже детям раннего возраста. Именно творчество позволяет относится к миру активно, обживая его, наполняя своими желаниями. Однако предоставляя простор для самовыражения личности, игра вводит и ряд ограничений, сдерживая желания ребенка сюжетом, ролью, игровыми действиями.
Сюжетно-ролевая игра для ребенка – это та форма деятельности, которая ему близка, доступна, приносит радость и более всего продвигает его в развитии. Способности появляются тогда, когда ребенок проявляет личную заинтересованность в деятельности, когда она порождает творческий порыв.
Сюжетно-ролевая игра особенна тем, что она является свободной деятельностью: дети могут делать, говорить, что им вздумается. Но сюжетно-ролевая игра имеет и секрет, который заключается в том, что все правила и указания в ней скрыты и содержатся в самом игровом действии, в той или иной выбранной роли.
К концу дошкольного возраста дети с помощью взрослых открывают, что правила создаются людьми, что жизнь, как и игра, без своих внутренних правил, договоренностей, невозможна. Самое главное назначение сюжетно-ролевой игры – социальное развитие ребенка.
Строительные игры помогают ребенку понять мир сооружений и механизмов, созданных руками человека. Поэтому предпосылки их возникновения те же, что и у сюжетно-ролевой игры. Если в сюжетно-ролевой игре моделируется сфера взаимодействия, взаимоотношений между людьми, то в строительной игре – сфера созидания, создания архитектурных сооружений и всего того, чем богат рукотворный мир.
Любая строительная игра содержит интеллектуальную задачу «Как построить?», которую ребенок решает с помощью различных материалов и действий. Необходимость в постройках может возникнуть по ходу сюжетно-ролевой игры, тогда дети вспомнят о строительных материалах, модулях, кубиках, предметах-заместителях.
Расширение представлений об окружающем рукотворном мире, приобретение коммуникативных умений и технических, «строительных» навыков приводит к появлению коллективных строительных игр.
Игры – драматизации являются разновидностью творческой игры. В этих играх дети выражают свои впечатления, переживания, осваивают их в деятельности в непосредственном контакте друг с другом.
В игре-драматизации, как и в сюжетно-ролевой игре, есть сюжет, роли, игровые действия, исполнители ролей. Ей также присущи атрибуты, игровые предметы, маски, декорации, развернутая система реальных взаимоотношений между играющими, сочетание ролевых и реальных действий и отношений, самостоятельность и самоорганизованность детей.
Игры – драматизации – это любимые сказки детей, их любимые персонажи, которые близки и понятны. Здесь ребенок прикасается к народной мудрости, многовековому опыту поколений.
Свободная и самостоятельная игра - это лучшее условия для выражения ребенком своих переживаний, для установления взаимоотношений со сверстником. Чтобы проявить живые, подлинные чувства сообразно роли, нужна свободная самостоятельная игра, лишенная заданности и внешнего наблюдения. (Возможность уединиться)
Ребенок, играющий один, является одновременно и режиссером, и актером и зрителем. Это Режиссерская игра.
Ребенок, не постигший тайну «вживания» в роль, не сможет понять чувства и мысли другого человека, проникнуть в его мир, предугадать его поведение и желание. Таким образом, игры со свободным сюжетом направлены, с одной стороны, на свободные волеизъявления, на раскрепощенное выражение чувств ребенка, его впечатлений, его представлений о мире, а с другой – на овладение ролями других людей, примеривание их позиции на себе. Это могут быть самостоятельные игры детей и игры с незначительной поддержкой взрослого.
По материалам статьи Г.А. Монастырской «Развивающие игры в условиях детского сада» // Детский сад. Управление. – май 2006, № 13 (151).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Типология образовательных сред
В докладе дается подробная характеристика основным образовательным средам: "догматической", "безмятежной", "карьерной", "творческой"....
ТИПОЛОГИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ.
ТИПОЛОГИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ. консультация для воспитателей....
Типология материнской любви.
Типология материнской любви. Узнай себя. В данном материале представлена информация о типах материнской любви к своему ребенку....
Психолого-педагогическая типология мотивов нарушения поведения у ребенка и принципы воспитательного воздействия
Консультация для педагогов. В предложенном материале рассказывается о условиях, необходимых для нормального развития "Я" ребенка, приводится психолого-педагогическая типология мотивов "плохого" поведе...
Психологические подходы к ролевой структуре семьи и типологии семейных функций (выдержка из статьи "Образ матери" в представлениях дошкольников из неполных семей)
Современная семья выступает как объект пристального внимания со стороны разных отраслей науки. По мнению Т.Г.Поспеловой [38, с.89], многие проблемы лежат на стыке социально-психологического и психолог...
Презентация на тему: "Типология проектов в дополнительном образовании"
Презентация на тему: "Типология проектов в дополнительном образовании"...
Влияние типологии семьи в воспитании ребенка
Семья может выступать в качестве положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него людей &nd...
- Мне нравится (2)