Консультации для воспитателей
консультация по теме

Львова Юлия Михайловна

Создание языковой среды в группах для общения на татарском языке

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание языковой среды в группах для общения на татарском языке

/консультация для воспитателей/

Подготовил:

                                                                 Старший воспитатель

Львова Ю.М.

Постановлением Кабинета Министров РТ от 30.12.2010 года №1174. Об утверждении Стратегии образования в РТ на 2010-2015год «Киләчәк”, в рамках реализации первоочередных мероприятий Стратегии, творческой группой, созданной Министерством образования и науки РТ, разработан учебно-методический комплект по обучению детей двум государственным языкам в дошкольных образовательных учреждениях.

Во исполнение Приказа от 31января 2012года №527/12 в ДОУ реализуется УМК по обучению детей двум государственным языкам во всех возрастных групппах. Обучение родному языку осуществляется по новой технологии “Туган телдә сөйләшәбез”, татарскому языку «Говорим по-татарски».

Новые подходы в обучении детей татарскому языку предусматривает овладение татарским языком как средством общения, формирования коммуникативной культуры обучающихся. Овладение татарским языком как средством общения направлено на обеспечение способности и готовности к коммуникации в повседневной жизни, к взаимодействию и взаимопониманию в этнокультурном обществе.

Изучение татарского языка в дошкольном учреждении может быть успешно реализовано в том случае, если язык будет выступать не только в качестве предмета изучения, но, и будет регулярно, активно использоваться детьми в их повседневной жизни и деятельности. Воспитателю следует помнить, что дети дошкольного возраста, изучающие татарский (русский) язык, осваивают его в условиях искусственно созданной языковой среды. Языковая среда должна иметь развивающий характер. Научиться говорить на татарском (русском) языке – это не только выучить слова и выражения, но и научиться жить в другом культурном пространстве.

При обучении детей татарскому языку огромную роль играют дидактические игры. Дидактическая игра- это игра только для ребенка, а для взрослого- это способ обучения. Цель дидактических игр - облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным.

Дошкольный возраст признан психологами наиболее благоприятным периодом для начала обучения второму языку. Дети младшего возраста всё интересно, их можно вовлечь в любую игру, заинтересовать, показав обычную куклу и плюшевого мишку. Важно чтобы дети изучали, знали и уважали язык, на котором говорят сами, их близкие, друзья и знакомые.

Педагоги нашего ДОУ в каждой возрастной группе разработали ряд дидактических игр по обучению детей родному, татарскому языкам. Дидактические игры соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Настольно-печатные игры по УМК оформлены эстетично, соответствуют требованиям гигиены, практичны. Содержание игр соответствуют педагогическим требованиям, носят инновационный характер.

При организации настольно-печатных игр, воспитатель является инициатором и одновременно выступает в роли равноправного партнера детей по игре. Поэтому от доброжелательного тона, который он задает, во многом зависит детский интерес, эмоциональный настрой, характер взаимоотношений друг с другом, а также успешность игровых действий и достижение игрового результата. Педагог может использовать игру творчески. Отбирая содержание, следует осуществлять индивидуальный подход, соблюдать дозировку сложности заданий, позволяющих создать ситуацию успеха для каждого ребенка. Воспитатель всегда должен помнить: «Каждый ребенок должен продвигаться вперед своим темпом и с постоянным успехом».

Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино и.т.д. При их использовании решаются различные развивающие задачи.

  • Закреплять знания полученные во время непосредственно- образовательной деятельности по обучению татарскому языку;
  • Способствовать формированию у детей навыков общения в ситуациях, естественных для детей дошкольного возраста;
  • Обогащать и активизировать словарный запас;
  • Формировать грамматические навыки татарской речи, умение пользоваться вторым языком, как средством общения, научить разговаривать на татарском языке в пределах доступной им тематики.
  • Развивать память, любознательность, внимание, усидчивость, умение договариваться друг с другом.
  • Приобщить детей к национальной культуре и ее духовным и материальным ценностям.

Методические рекомендации по проведению игры

  • Проводите игру на гладкой поверхности, не ограничивающей движений ребенка, например, сидя за столом.
  • Не забудьте похвалить ребенка, если он сделал неправильный выбор. Помогите, если возникли затруднения.
  • Перед игрой напомните ребенку названия предметов.
  • Продолжительность игры зависит от интереса ребенка.
  • Первое время используйте минимальные пары карточек, постепенно увеличивая их количества.

Обучение говорению и аудированию осуществляется только в общении, которое протекает в форме диалога воспитателя с ребенком, диалога детей с игрушками по ходу игры, со сказочными персонажами и т.д.

Обучение диалогической речи направлено на развитие умений задавать вопросы и отвечать на них, выражать согласие и несогласие.

Дети 4-5 лет друг другу вопросы не задают, только отвечают на вопросы взрослых: “Бу кем? - Это кто?”, “Бу нәрсә? - Это что?”, “Кем юк? - Кого нет?”, “Нәрсә юк? - Чего нет?”, “Ничә? - Сколько?”, но должны уметь спрашивать: Хәлләр ничек? – Как дела?

Дети 5-6 лет друг другу задают и отвечают на вопросы: «Нинди? – Какой?», «Ничә? – Сколько?», «Нәрсә кирәк? – Что надо?», «Хәлләр ничек? – Как дела?». Диалоги строятся между воспитателями и детьми, между детьми.

Дети 6 -7 лет должны уметь задавать друг другу вопросы: «Нинди? – Какой?», «Ничә? – Сколько?», «Нәрсә кирәк? – Что надо?», «Хәлләр ничек? – Как дела?», «Син кем? – Ты кто?», «Бу кем? – Это кто?», «Бу нәрсә? – Это что?», «Кая барасың? – Куда идешь?», «Нишли? - Что делает?», «Нишлисең? – Что делаешь?», «Син нишлисең? – Что ты делаешь?» и отвечать на них.

Обучение строится преимущественно с опорой на наглядность: игрушки, картинки, изображение действий, жесты, мимика. Словарный запас включает лексику по темам, хорошо известным детям в их повседневной жизни («Игрушки», «Семья», «Продукты» и т.д.).

Лексика вводится постепенно небольшими тематическими группами и отрабатывается в различных играх.

Все педагоги используют разнообразные формы, методы и приёмы закрепления знаний детей, полученных из занятиях по обучению детей татарскому языку – это дидактические, подвижные и сюжетно-ролевые, в том числе авторские игры, диалоги, все виды театров, чтение художественной литературы.


Использованная литература:

1. Обучение русскоязычных детей татарскому языку – УМК для детей 4-7 лет

Татарча сөйләшәбез” (Говорим по татарски). Зарипова З.М., Кидрячева

Р.Г., Исаева Р. С.и др., Казань, 2012.

2. Обучение детей татарской национальности родному языку – УМК для детей

2-7 лет “Туган телдә сөйләшәбез” (Говорим на родном языке),

Хазратова Ф.В., Зарипова З.М., Казань, 2012.

3. Обучение детей татарской национальности русскому языку –

УМК для детей 4-7 лет “Изучаем русский язык” Гаффарова С.М., Казань, 2013.

4. Региональная программа дошкольного образования. Шаехова Р.К., Казань, 2012.

5. Как играть с ребёнком. – Н. Я. Михайленко, Н. А. КоротковаМ., Обруч, 2012г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...