Консультация «Сущность и необходимость мониторинга развития детей»
консультация на тему
Модернизация образовательного процесса современной дошкольной образовательной организации характеризуется направленностью на индивидуализацию образования, создание траектории развития ребенка, изучению его перспектив развития и их поддержки, диагностики возможных проблем и помощи в их решении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sushchnost_i_neobhodimost_monitoringa_razvitiya_detey.docx | 210.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация «Сущность и необходимость мониторинга развития детей»
Модернизация образовательного процесса современной дошкольной образовательной организации характеризуется направленностью на индивидуализацию образования, создание траектории развития ребенка, изучению его перспектив развития и их поддержки, диагностики возможных проблем и помощи в их решении. Так, в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указывается, что одним из принципов дошкольного образования является «построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования)…»[1].
Эффективное построение педагогического процесса возможно только при наличии у педагога информации о возможностях, склонностях и проблемах в развитии ребенка. Поэтому возникает потребность в такой системе контроля качества педагогического процесса, которая позволит педагогу постоянно отслеживать динамику физического, интеллектуального и личностного развития и образовательных достижений детей.
Рассмотрим определение педагогического мониторинга, который заменил собой педагогическую диагностику, которая ранее использовалась педагогами в рамках реализации ФГТ. До введения ФГОС ДО педагогическая диагностика позволяла выявлять знания, умения и навыки дошкольников и оценивать их по ряду критериев. Сейчас ФГОС ДО устанавливает, что дошкольное детство может быть специфичным, и особенности дошкольного образования не позволяют требовать от ребенка соответствия конкретным образовательным достижениям. Поэтому диагностика была заменена мониторингом, который направлен на диагностирование и наблюдение за развитием ребенка, а не оценку детей. Поэтому необходимо разобраться в сущности и необходимости использования мониторинга, а также в отличиях его от педагогической диагностики.
Мониторингом в науке называется длительное слежение за какими-либо объектами или явлениями педагогической деятельности, система получения данных для принятия стратегических и тактических решений. Кроме того, мониторинг можно рассматривать как независимую экспертизу состояния образовательного процесса, систему сбора, анализа, представления информации и информационную базу управления. Для обеспечения качественного мониторинга необходимыми условиями являются его стабильность, долгосрочность и надежность[2].
Л.Б. Шаршакова определяет понятие «педагогический мониторинг» как «форму организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование ее развития»[3].
Ю.А. Афонькина определяет педагогический мониторинг как «как специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с помощью относительно стабильного ограниченного числа стандартизированных показателей, отображающих приоритетную причинную зависимость с целью оценки, контроля, прогноза, предупреждения нежелательных тенденций развития».[4]
Из определений понятия видим, что мониторинг позволяет отразить особенности течения педагогического процесса для его контроля через систематическое и регулярное проведение сбора информации, экспертизы и динамической оценки.
Диагностика же является констатацией показателей на момент обследования[5].
Видим, что понятия мониторинга и диагностики имеют много общего – функции, принципы, методы, этапы. Важным и существенным отличием является то, что мониторинг – это растянутый во времени процесс, непрерывный и многоуровневый. Диагностика – это точечное определение текущей ситуации здесь и сейчас, на момент исследования. Соответственно, можно сказать, что диагностика соотносится с мониторингом как часть и целое, диагностика является частью педагогического мониторинга.
Диагностическая деятельность является начальным этапом педагогического проектирования, позволяя определить актуальные образовательные задачи, индивидуализировать образовательный процесс, и завершает цепочку по решению этих задач, поскольку позволяет оценить динамику в развитии ребенка.
В диагностике и в мониторинге основными методами, на основе которых делаются выводы, является ряд неформализованных методов – беседы с детьми, наблюдение за ними. В качестве дополнительных методов мониторинга могут быть использованы анализ продуктов детской деятельности, простые тесты, специальные диагностические ситуации.
Обратим внимание на то, что мониторинг индивидуального развития детей – это часть целостной системы, описанной в образовательной программе дошкольного учреждения. И все части этой системы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Наглядно, это можно представить на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1 – Система мониторинга индивидуального развития детей[6]
Как отмечают разработчики ФГОС ДО, опираясь на постулаты Л. Выготского, в дошкольном возрасте должна проводиться особая диагностика, которая не отбирает детей, а задает зону ближайшего развития. Цель мониторинга развития детей - составление индивидуальных (парциальных) программ развития, в которых основной задачей является сохранение и развитие потенциала ребенка.
Единого стандартизованного инструментария для проведения мониторинга ФГОС ДО не прописывает, но предлагает для проведения мониторинга такие программы:
- П.Г. Нежнов, Н.А. Короткова «Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах» [7] - в этой работе представлены психологические основания разработки нормативов для развития ребенка-дошкольника, которые могут служить целевым ориентиром для педагога при условии вариативности содержания и форм дошкольного образования. В книге разработан доступный практический инструмент для педагогов - «карта развития», который позволяет в наблюдении отслеживать развитие дошкольника в образовательном процессе, описываются способы работы с «картой развития»;
- Н. А. Бурлакова «Мониторинг достижений детьми планируемых результатов»[8] - в этом пособии разработан наглядный материал для проведения психолого-педагогической части мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения примерной основной образовательной программы дошкольного образования в условиях группы детского сада. Пособие состоит из карточек, которые предъявляются детям. В помощь педагогам имеются методические рекомендации с инструкцией к заданиям.
В данных программах представлена нормативная карта развития детей, которая является инструментом для оценки развития детей. Концепции стандарта ФГОС ДО не противоречит карта развития, предложенная Н. А. Коротковой и П. Г. Нежновым. Карта развития состоит из двух частей[9]:
- нормативной карты, которая отражает становление инициативности в разных видах деятельности;
- карты, отражающей психологический фон развития дошкольников.
Авторы этих нормативных карт - П.Г. Нежнов и Н.А. Короткова, рассматривают становление инициативности в качестве главной задачи дошкольного возраста и представляют ее как интегральный показатель развития интеллектуальных и мотивационно-динамических характеристик деятельности. Психологический фон, с точки зрения авторов, отражает базисное доверие и самостоятельность ребенка- дошкольника, что тоже находит отражение в стандарте.
Модель мониторинга разрабатывается в зависимости от специфики конкретного дошкольного учреждения и социального заказа родителей, желающих видеть своих детей, прежде всего здоровыми, крепкими, развитыми. Выбор критериев и средств оценки, являющихся важными элементами системы мониторинга, во многом зависит от степени профессионализма персонала и организационной культуры дошкольного учреждения.
При организации мониторинга следует опираться на:
ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»[10];
- Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (письмо от 21.10.2010 № 03-248)[11];
- реализуемую основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
Система мониторинга должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей. Система мониторинга должна содержать[12]:
1) уровни освоения программы для всех возрастных групп и по всем образовательным областям;
2) параметры психического развития – качества, которые показывают развитие ребёнка в плане соответствия конкретному психологическому возрасту (в данном случае младшему, среднему, старшему дошкольному возрасту).
Таким образом, эффективное построение педагогического процесса возможно только при наличии у педагога информации о возможностях, склонностях и проблемах в развитии ребенка. Мониторинг позволяет отразить особенности течения педагогического процесса для его контроля через систематическое и регулярное проведение сбора информации, экспертизы и динамической оценки. Диагностика соотносится с мониторингом как часть и целое, диагностика является частью педагогического мониторинга. Мониторинг индивидуального развития детей – это часть целостной системы, описанной в образовательной программе дошкольного учреждения, и эта система должна содержать уровни освоения программы и параметры психического развития дошкольников.
[1] Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 [электронный ресурс] - https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/ (дата обращения 15.05.2018).
[2] Мухина А.И. Мониторинг индивидуального развития детей дошкольного возраста / А.И. Мухина. - МАУ ЗАТО Северск «РЦО», 2016. – С. 8.
[3] Шаршакова Л.Б. Педагогическая диагностика образовательного процесса. Методическое пособие для педагогов дополнительного образования / Л.Б. Шаршакова. — СПб.: ГБОУ ДОД Дворец детского (юношеского) творчества «У Вознесенского моста», 2013. — С. 6.
[4] Афонькина Ю.А. Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности. Изучение индивидуального развития детей. Подготовительная группа /Ю.А. Афонькина. – Волгоград: Учитель, 2015. – С. 5.
[5] Мухина А.И. Мониторинг индивидуального развития детей дошкольного возраста / А.И. Мухина. - МАУ ЗАТО Северск «РЦО», 2016. – С. 8.
[6] Мухина А.И. Мониторинг индивидуального развития детей дошкольного возраста / А.И. Мухина. - МАУ ЗАТО Северск «РЦО», 2016. – С. 22.
[7] Нежнов П.Г. Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах / П.Г. Нежнов, Н.А. Короткова. – М.: Дошкольное образование, 2017. – 52 с.
[8] Бурлакова Н.А. Мониторинг достижений детьми планируемых результатов / Н.А. Бурлакова. – М.: Просвещение, 2017. – 153 с.
[9] Мухина А.И. Мониторинг индивидуального развития детей дошкольного возраста / А.И. Мухина. - МАУ ЗАТО Северск «РЦО», 2016. – С. 25.
[10] Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты РФ [электронный ресурс] - http://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-17102013-n-1155/ (дата обращения 24.05.2018).
[11] О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования: письмо Министерства образования и науки РФ от 21.10.2010 № 03-248 // Гарант [электронный ресурс] - http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/6643977/ (дата обращения 24.05.2018).
[12] Система мониторинга в современном ДОУ в условиях реализации ФГОС[Текст]: сборник материалов / авт.сост. Н.Л. Норкина, И.А. Кандакова, А.В. Колесникова. – Белово, 2016. –С. 7.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Заседание родительского клуба на тему: «Значимость и сущность пальчиковой гимнастики в развитии детей дошкольного возраста»
Значимость и сущность пальчиковой гимнастики в развитии детей дошкольного возраста....
Консультация для родителей «Необходимые игрушки для детей»
Консультация о важности игрушек для дошкольников...
Консультация для родителей "Необходимость музыкального развития детей"
Часто родители задают вопрос: «Каждого ли ребёнка нужно учить музыке?». На этот счёт у прогрессивной музыкальной педагогики нет разногласий. Учить музыке надо всех дет...
Консультация для воспитателей «Необходимость раннего развития фонематических процессов у детей с ОНР»
Цель консультации - познакомить воспитателей с фонематическая системой языка, включающей в себя фонематический слух, фонематическое восприятие, фонематический анализ, фонематический с...
консультация : "Значение и необходимость нравственного воспитания детей дошкольного возраста."
Особую роль в нравственном воспитании играет нравственный идеал как совершенное воплощение представлений о человеке. Добрый пример необходим людям всегда и во всяком деле, но особенно необходим он дет...
Консультация для родителей "Необходимые игрушки для детей"
Невозможно представить дошкольное детство без игры и игрушки. Здесь формируются все стороны личности ребёнка. Этим объясняются воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей д...
Консультация для родителей. Какие игрушки необходимы для развития детей раннего возраста.
Какие игрушки необходимы для развития детей раннего возраста....