Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Роль игровой деятельности в воспитании дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_kak_vedushchiy_vid_deyatelnosti_v_doshkolnom_detstve.docx | 18.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном детстве.
Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в которой складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом, в котором закладываются основы личности, вырабатывается воля, формируется социальная компетентность. Идея включения игры в процесс обучения всегда привлекала отечественных педагогов. Еще К. Д. Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал учителям стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания малышей. По мнению автора, занимательность не должна стирать границ между игрой и обучением. Речь идет о более широком использовании на занятиях игровых дидактических технологий и игровых приемов.
Макаренко А. С. пишет «Только та игра целесообразна, в которой ребёнок активно действует, самостоятельно мыслит, строит, комбинирует, преодолевает трудности».
В практике игровая деятельность выполняет такие функции:
– развлекательную (это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, пробудить интерес;
– коммуникативную: освоение общения;
– игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах деятельности;
– диагностическую: выявление отклонений от нормы в поведения, самопознание в процессе игры;
– социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общения.
В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
– обучающие, тренировочные, обобщающие;
– познавательные, воспитательные, развивающие;
– продуктивные, творческие;
– коммуникативные, диагностические.
Важнейшие типы игр по характеру игровой методики: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации.
Опираясь на работу П. И. Пидкасистого, можно утверждать, что все игры делятся на естественные и искусственные. Естественная игра – это спонтанная ориентировочная деятельность, благодаря которой ребёнок самостоятельно осваивает новые формы и способы действия в привычной обстановке. Главное отличие искусственной игры от естественной заключается в том, что человек знает, что он играет, и на основе этого очевидно знания широко использует игру в своих целях.
Можно выделить несколько организационных форм игровой дидактической деятельности:
1. Индивидуальную деятельность. К ней можно отнести игру одного человека с самим собой во сне и наяву, а также с различными предметами и звуками;
2. Парную деятельность. Парная деятельность – это игра одного человека с другим человеком, как правило в обстановке соревнования и соперничества;
3. Групповую деятельность. Это групповая игра трех или более соперников, преследующих в обстановке соревнования одну и ту же цель;
4. Коллективную деятельность. Это групповая игра, в которой соревнование между отдельными игроками заменяют команды соперников;
5. Массовую деятельность. Это есть тиражированная одиночная игра с прямой или обратной связью от общей цели, которую одновременно преследуют миллионы людей.
В воспитании и обучении детей большое значение имеет игровая деятельность с правилами: дидактические, настольно –печатные, подвижные. Они создают интерес к решению умственных задач, способствуют развитию произвольного внимания – очень важного фактора успешного обучения. Кроме того, помогают выработать такие нравственные качества, как воля, выдержка, самообладание. Однако анализ организации детской жизни в дошкольных учреждениях показывает, что воспитатели недостаточно уделяют внимание обучению детей правилам игр и в самостоятельной деятельности дети играют примитивно, используя ограниченное количество игр.
Между тем, очень важно, чтобы самостоятельные сюжетно-ролевые игры сочетались с играми с правилами, чтобы в них использовались различные варианты ролевого поведения. Только при этих условиях игра станет формой организации детской жизни и займет необходимое место в педагогическом процессе.
Анализ практики воспитания детей дошкольного возраста, показывает, что у воспитателей возникает ряд трудностей при руководстве игрой.
Почти в каждой группе есть дети, которые не играют или не любят играть. Они не проявляют интереса к игрушкам или однообразно с ними манипулируют, эмоциональная и познавательная активность у них понижена. Такие дети трудно усваивают программный материал, требующий определенного развития мышления и речи, которые в значительной степени формируются в игре.
Детская игра – явление неоднородное. Даже глаз непрофессионала заметит, насколько разнообразны игры по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу.
В силу многообразия детских игр оказывается сложным определить исходные основания для их классификации.
К творческим играм относятся игры, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играх разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературными произведениями. В зависимости от характера творчества детей, от игрового материала, используемого в играх, творческие игры делятся на режиссерские, сюжетно-ролевые, игры со строительным и бросовым материалом.
Игры с правилами – особая группа игр, специально созданных народной или научной педагогикой для решения определенных задач обучения и воспитания детей. Это игры с готовым содержанием и с правилами, являющимися непременным компонентом игры. Обучающие задачи реализуются через игровые действия ребенка при выполнении какого-либо задания.
В зависимости от характера обучающей задачи игры с правилами делятся на две большие группы – дидактические и подвижные игры, которые, в свою очередь, классифицируются с учетом разных оснований. Так дидактические игры подразделяются по содержанию (математические, природоведческие, речевые, по дидактическому материалу (игры с предметами, игрушками, настольно –печатные, словесные).
Подвижные игры классифицируются по степеням подвижности (игры малой, средней, большой подвижности, по преобладающим движениям (игры с прыжками, с перебежками и др., по предметам, которые используются в игре (игры с мячом, с лентами, с обручами и др.).
Во время занятий, в других режимных моментах организуются игры, главная цель которых - развитие ребенка. Они хороши при отработке правил. Задания могут быть самые разнообразные. Но, как бы ни увлекала детей игра, они не теряют чувство реальности. Становясь участником совместной игры, ребенок сталкивается с необходимостью согласовывать свои намерения и действия с товарищами, подчиняться тем правилам, которые устанавливаются в игре и до игры.
Ребенок постепенно начинает выделять «смысловое и руководящее значение правил», вместо личных побуждений выступают общественные. Игра своим содержанием определяет степень повышения уровня организованности детей и уровень взаимоотношений совместных игр.
В игре проявляются такие волевые качества, как ответственность, целеустремленность, настойчивость и упорство в преодолении трудностей. Ребенок может самостоятельно поставить перед собой цель, подобрать материал, терпеливо довести начатое дело до конца. Игра хороша тогда, когда дети сами ее организуют, умеют руководить, подчиняться, оказывать помощь. В играх ребята отражают различные отношения, характеризующиеся любовью, гуманизмом, здесь формируются такие качества, как доброта, заботливость
Таким образом, игры – важнейшее средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Игра создает ситуации, в которых имеется реальная потребность взаимовыручки, зависимости друг от друга. Систематическое предложение ребенку таких поручений в игре, которые могут принести пользу другим детям, повышает ответственность ребенка, создает дружескую атмосферу в группе, предпосылки к преодолению отрицательных черт поведения. Формирование правильных взаимоотношений включает развитие организаторских умений детей, инициативы, элементарного умения руководить и подчиняться и формирование целостной картины мира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Игра – как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста»
Как и когда появилась игра как особый вид человеческой деятельности?Г. В. Плеханов, теоретик и пропагандист марксизма доказывал, что в жизни общества труд предшествует игре и определяет ее содер...
Игра – как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
На этапе дошкольного детства развитие происходит в ситуации познания человеческих отношений под влиянием все более возрастающей потребности их имитировать. Поэтому ведущей для малышей 3-7 лет становит...
Теоретический доклад к выступлению на педагогическом совете по программе «От рождения до школы» «Игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста».
Теоретический доклад к выступлению на педагогическом совете по программе «От рождения до школы»«Игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста»....
Игра – как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
Игровая деятельность имеет крайне важное значение для дальнейшего становления полноценной личности ребенка дошкольного возраста....
Игра как ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста
Игра является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника, то есть такой деятельностью, в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психиче...
Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
Методический материал, по теме игра, как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте...
Реферат " Игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста"
Реферат " Игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста"...