Технология проектной деятельности в ДОУ.
методическая разработка по теме
Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки. Используя проект, как форму совместной развивающей деятельности детей и взрослых, педагоги организуют воспитательно - образовательную деятельность интересно, творчески, продуктивно. Использование проекта в дошкольной образовательной практике рассматривается как педагогическая инновация, так как в основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой). Проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально–творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. Педагогическое проектирование позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Процесс обучения становится не только более экономным, но и более интересным. Проектная деятельность развивает наблюдательность, творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи, позволяет участникам быть более активными в дошкольной жизни, способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления. Проектная деятельность, основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
Подготовила и провела
старший воспитатель
Харитонова Т.А.
г.о.Электросталь
2016 г.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-иследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д.
Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Например, давая детям полное представление о домашних животных, воспитатель на занятиях познавательного цикла знакомит их с ролью домашних животных в жизни человека, на занятиях художественно-эстетического цикла – с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно-прикладном искусстве и творчестве художников- иллюстраторов.
Вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна.
- Полная интеграция (экологическое воспитание с художественной литературой, ИЗО, музыкальным воспитанием, физическим развитием)
- Частичная интеграция (интеграция художественной литературы и изодеятельности)
- Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема.
Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:
- занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д.;
- комплексные блочно-тематические занятия;
- интеграция:
- частичная интеграция;
- полная интеграция;
- метод проектов:
- форма организации образовательного пространства;
- метод развития творческого познавательного мышления.
Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта
- На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
- Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
- Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
- Составление плана-схемы проекта.
- Сбор, накопление материала.
- Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
- Домашние задания для самостоятельного выполнения.
- Презентация проекта, открытое занятие.
Основные этапы метода проектов
1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:
- к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
- в каких источниках можно найти информацию;
- какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
- с какими предметами научиться работать для достижения цели.
3. Выполнение проекта – практическая часть.
4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов
В настоящее время проекты классифицируются:
Таблица Классификация проектов
Задачи развития:
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- развитие познавательных способностей;
- развитие творческого воображения;
- развитие творческого мышления;
- развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте – это:
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
- формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте – это:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Таблица Этапы реализации проекта
Метод проектов используется в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Он позволил определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.
Младший дошкольный возраст
Задачи обучения:
- пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;
- приобщать детей к процессу познания;
- формировать различные представления;
- привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;
- побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.
Совершенствование психических процессов:
- формирование эмоциональной заинтересованности;
- знакомство с предметами и действиями с ними;
- развитие мышления и воображения;
- речевое развитие.
Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:
- осознание поставленной цели;
- овладение различными способами решения поставленных задач;
- способность предвосхитить результат, основываясь на своём прошлом опыте;
- поиск различных средств достижения цели.
Линии развития личности.
Физическое развитие:
- стимулирование естественного процесса развития двигательных способностей и качеств;
- формирование осознанных представлений о необходимости заботиться о своём здоровье (ролевоигровой проект «Азбука здоровья»);
социальное развитие:
- формирование способов общения (вернисаж «Я и моя семья», индивидуальные семейные проекты «Генеалогическое древо»);
познавательное развитие:
- обогащение и расширение представлений об окружающем мире;
- расширение и качественное изменение способов ориентировки в окружающем мире;
- сознательное применение сенсорных ощущений в решении практических задач (математические коллажи, межгрупповой проект «Мир животных и птиц», «Творческие проекты «Мои друзья», «Мир природы», «Любим сказки»);
эстетическое развитие:
- развитие эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и художественным образам;
- овладение художественной деятельностью (комплексные проекты «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», ролевоигровые проекты «Любимые игрушки»).
Старший дошкольный возраст.
Задачи обучения:
- развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;
- развивать специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование;
- формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;
- развивать способность к прогнозированию будущих изменений.
Формирование предпосылок учебной деятельности:
- произвольности в поведении и продуктивной деятельности;
- потребности в создании собственной картины мира;
- навыков коммуникативного общения.
Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:
- выявить проблему;
- самостоятельно искать нужное решение;
- выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;
- самостоятельно анализировать полученные результаты.
Линии развития личности
Социальное развитие:
- развитие самопознания и положительной самооценки;
- овладение способами внеситуативно-личностного общения;
- высокий уровень коммуникативной компетентности;
- осознание функций речи (индивидуальный проект «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», проект «Сказки о любви», групповые проекты «Познай себя»);
Физическое развитие:
- развитие осознанного отношения к своему здоровью;
- формирование потребности в здоровом образе жизни;
- совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств (ролевоигровые проекты «Азбука здоровья», «Секреты Ильи Муромца»).
Познавательное развитие:
- систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей;
- развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям (клуб любителей книги «Волшебная страна», групповые проекты «Уральские самоцветы», «Подводный мир», «Весёлая астрономия», межгрупповой проект «Времена года», комплексные проекты «Здравствуй, Пушкин!», «Богатыри земли русской»);
Эстетическое развитие:
- углублённое приобщение к искусству, многообразию художественных образов;
- овладение различными видами художественной деятельности;
- развитие способностей к эстетической оценке (ролевоигровой проект «В гостях у сказки», комплексные проекты «Эхо столетий», «Книжкина неделя», «Мир театра»).
Таблица Алгоритм разработки проекта
Приложение № 2
Таблица Основные блоки по работе с родителями
Таблица Работа с родителями
Приложение № 3
Таблица блочно-тематическое планирование подготовительная группа
Предварительный просмотр:
Разработала старший воспитатель Харитонова Т.А.
г.о.Электросталь
2017 г.
Содержание.
Введение…………………………………………………………………………3
История развития проектной деятельности………………………………….3-4
Сущность метода проектов……………………………………………………4-8
Организация проектной деятельности с дошкольниками……………….8-13
Совместная проектная деятельность детей и родителей………………….13-14
Некоторые проблемы в использовании метода проекта в воспитательно-
образовательном процессе ДОУ……………………………………………14-17
Проект «Маленький житель уголка природы»…………………………….17-18
Проект « Верные друзья водителей и пешеходов»……………………….18-21
Проект «Цветущий город»…………………………………………………..21-22
Проект «По страницам памяти»…………………………………………….22-23
Библиография…………………………………………………………
Введение.
Становление новой системы образования определяется требованиями современной ситуации в развитии общества и образования. Если раньше, чтобы быть социально успешным человеком достаточно было быть хорошим исполнителем, обладать определенными знаниями и умениями, то сейчас необходимо быть творческой личностью, способной самостоятельно ставить и творчески решать проблемы.
На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Осуществлению этой задачи в полной мере способствует проектная деятельность как одна из современных технологий образовательного процесса.
Данный метод полезен тем, что при правильном применении он
способствует развитию творческих способностей и самостоятельности
дошкольников в обучении и осуществлению непосредственной связи между
приобретением дошкольниками знаний и умений и применением их в решении практических задач, помогает связать обучение с жизнью,
формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе.
История развития проектной деятельности.
Метод проектов возник в 1920-х годах в США и связан с развитием
гуманистического направления в философии и образовании, начало которому
положил американский философ, психолог и педагог Дж. Дьюи. Развитие
метод получил в работах В. Килпатрика, Э. Коллингса. Наиболее широкое определение этого понятия имеет следующий вид:«Проект – есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью» (по определению Килпатрика). В первой четверти двадцатого века американский педагог Уильям Киллпатрик разработал особый метод работы с детьми, позволивший индивидуализировать работу с учениками и выстраивать учебный процесс, исходя из их интересов. Пафос метода заключался в том, чтобы приблизить обучение к жизни, сделать содержанием обучения решение реальных жизненных проблем детей или поиск ответов на интересующие их вопросы. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Вот тут-то и важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести. Педагог может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль детей в нужном направлении, для самостоятельного поиска. Но в результате дети должны проявить свои творческие способности и самостоятельно, либо совместными усилиями решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Дети накапливали знания и умения в процессе практической деятельности.
Метод проектов был очень популярен в России в 20-е годы. Но у него
были как сторонники, так и противники. Главные претензии к методу проекта состояли в том, что дети при таком обучении не получают систематических знаний, ими трудно управлять и еще труднее оценивать. Поэтому популярность метода сменилась в нашей стране полным его
забвением, и лишь в связи с перестройкой и новыми общественными
тенденциями интерес к нему возродился.
Со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию.
Возникнув из идеи свободного воспитания, в настоящее время она
становится интегрированным компонентом вполне разработанной и
структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней —
стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим
владение определенной суммой знаний, и через проектную деятельность,
предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать
практическое применение полученных знаний.
Сегодня метод проектов активно развивается за рубежом и в нашей
стране, получил новые доказательства своей эффективности в различных
ситуациях, очень популярен среди педагогов-инноваторов.
Сущность метода проектов.
В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия
"проект", его прагматическая направленность на результат, который можно
получить при решении той или иной практически или теоретически значимой
проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной
практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо
научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы,
привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать
результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения
устанавливать причинно-следственные связи. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной
стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой — интегрирование знаний, умений из различных областей наук,
творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что
называется, “осязаемыми”, т.е. если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая — конкретный результат, готовый
к внедрению. «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я
могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания
метода проектов.
Чтобы ребёнок воспринимал действительно нужные ему знания,
изучаемая проблема должна быть взята из реальной жизни и значима
прежде всего для ребёнка, а её решение должно требовать от него по-
знавательной активности и умения использовать имеющиеся знания для
получения новых. Педагог лишь направляет деятельность детей на
самостоятельный поиск, подсказывает источник получения информации.
Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является
развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется
задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития:
1. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
2. развитие познавательных способностей;
3. развитие творческого воображения;
4. развитие творческого мышления;
5. развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого
возраста.
В младшем дошкольном возрасте – это:
вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль
педагога);
активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации
(вместе с педагогом);
формирование начальных предпосылок поисковой деятельности
(практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте – это:
формирование предпосылок поисковой деятельности,
интеллектуальной инициативы;
развитие умения определять возможные методы решения проблемы с
помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
формирование умения применять данные методы, способствующие
решению поставленной задачи, с использованием различных
вариантов;
развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение
конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской
деятельности.
При использовании метода проектов необходимо учитывать ряд требований.
1. Наличие значимой в исследовательском творческом плане
проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского
поиска для ее решения (например, в ДОУ это может быть перевод
учреждения в новый статус).
2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость
предполагаемых результатов.
3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность
воспитанников.
4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием
поэтапных результатов).
5. Использование исследовательских методов, предусматривающих
определенную последовательность действий:
определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования
(использование в ходе совместного исследования методов группового
обсуждения, круглого стола);
выдвижение гипотезы их решения;
обсуждение методов исследования (статистических,
экспериментальных, наблюдений и пр.);
обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций,
защиты, творческих отчетов, просмотров и пр.);
сбор, систематизация и анализ полученных данных;
подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
корректировка;
выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Достаточно сложным является вопрос о степени самостоятельности детей при их участии в подготовке и разработке проекта: какие задачи решает педагог, какие - сами дети, а какие разрешимы через их сотрудничество. Очевидно, что это зависит от таких факторов, как возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, сложность выбранной темы,
предыдущий опыт проектной деятельности детей, характер взаимоотношений в группе, а также от уровня от сформированности умений и навыков проектной деятельности дошкольников.
Уровни развития проектных умений у дошкольников
(по Е.Евдокимовой)
1. Подражательно-исполнительский уровень (с 3,5-4 до 5 лет):
интегрирующее начало, определение проблемы, отвечающей
потребностям детей;
постановка цели, ее мотивация;
привлечение детей к участию в планировании деятельности;
совместная реализация намеченного плана, движение к
намеченному результату;
совместный анализ выполнения проекта, переживание результата.
2. Развивающий уровень проектирования (с конца 5 года жизни):
выделение проблемы, отвечающей потребности детей;
совместное определение цели проекта, мотива деятельности,
прогнозирование результата;
планирование деятельности детьми при незначительной помощи
взрослого; определение средств реализации проекта;
выполнение детьми проекта; дифференцированная помощь
взрослого;
обсуждение результата, хода работы, действий каждого, выяснение
причин успехов и неудач;
совместное определение перспективы развития проекта.
3. Творческий уровень проектирования (цель развития проектных умений)
постановка детей в определенные условия, выделение проблемы;
самостоятельное определение детьми цели проекта, мотива
предстоящей деятельности, прогнозирование результата;
планирование предстоящей деятельности детьми, определение
средств реализации;
выполнение детьми проекта, решение творческих споров,
достижение договоренности, взаимообучение и помощь друг другу;
обсуждение результата
определение перспектив развития проекта
Типы проектов:
1.По доминирующему методу или виду деятельности существуют следующие виды проектов: исследовательский, творческий, ролево-игровой,
информационный, практико-ориентированный и др.:
Исследовательские проекты полностью подчинены логике пусть
небольшого, но исследования и имеют подлинным научным исследованием
(аргументация актуальности принятой для исследования темы, определение
проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов
исследования, источников информации, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей ее решения, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем на дальнейший ход исследования).
Творческие проекты, как правило, не имеют детально проработанной
структуры совместной деятельности участников. Оформление результатов
проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видео- фильма, драматизации, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома, пр.
В ролево-игровых проектах участники принимают на себя определенные
роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выду манные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к
его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая.
Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией,
ее анализ' и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.
Практико-ориентированные проекты, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции
по ходу работы над проектом. Эти проекты отличает четко обозначенный с
самого начала результат деятельности. Как правило, результат ориентирован
на социальные интересы участников проекта (например создание программы
действий, направленных на решение выявленных экологических проблем в
природе, обществе, разработка справочного материала или словаря, проект
зимнего сада ДОУ и т. д.). Предметно-содержательная область: монопроект
(в рамках одной области знания); межпредметный проект.
2. По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и культуру.
3. По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, частник от зарождения идеи до получения результата.
4. По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект).
5. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и
фронтальный.
6. По продолжительности:
краткосрочными (небольшие проекты могут быть разработаны на
нескольких занятиях по программе одного предмета или
междисциплинарные);
средней продолжительности (один-два мес);
долгосрочные (до одного года).
Организация проектной деятельности с дошкольниками.
Реализация проектной деятельности в образовательной практике связана
с формированием определенной среды:
использование метода проектов предполагает кардинальное изменение роли педагога, который должен стать организатором проектной деятельности, руководителем проекта, консультантом;
необходимым условием для выполнения дошкольниками проектов
является наличие информации, обеспечивающего самостоятельность
ребенка в выборе темы проекта и в его выполнении;
должны быть созданы условия для оформления результатов проектной
деятельности и их обсуждения.
Большинство современных педагогов стремятся донести до детей готовые знания, которыми владеют сами. В этом случае роль взрослых сводится к созданию условий для формирования у дошкольников интереса к предлагаемой теме. Используя же метод проектов, воспитатель становится
организатором исследовательской деятельности детей, генератором развития
их творческого потенциала.
По ходу реализации проекта воспитатель проживает целый ряд ролей:
вдохновитель экспериментально-поисковой деятельности детей; специалист
в различных областях знаний; консультант по нахождению источников
информации; помощник в вопросах планирования и др.
Воспитатель – организатор детской продуктивной деятельности, источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта, при этом – партнер и помощник ребенка в его саморазвитии.
Мотивация усиливается благодаря творческому характеру детской деятельности, ребенок знакомится с различными точками зрения, имеет возможность высказать и обосновать свое мнение.
Технологии проектирования необходима соответствующая организация
предметно-развивающего пространства группы. В группе помещают документы, книги, различные предметы, энциклопедии, доступные для их понимания. Возможен выход детей в библиотеки, музеи или другие учреждения, если это необходимо для реализации проекта.
Технология проектирования ориентирована на совместную деятельность
участников образовательного процесса в различных сочетаниях: воспитатель
– ребенок, ребенок – ребенок, дети – родители. Возможны совместно- индивидуальные, совместно-взаимодействующие, совместно- исследовательские формы деятельности. Одно из достоинств технологии проектирования в том, что каждому ребенку обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе. Он видит результаты коллективных
усилий группы. Частным, конкретным результатом работы для детей может
быть рисунок, аппликация, альбом, сочиненная сказка, подготовленный концерт, спектакль, книга, урожай и др. В ходе реализации проекта у детей развивается самостоятельность, активность, ответственность, чувство доверия друг к другу, интерес к познанию.
Используя метод проектов в работе с дошкольниками, необходимо помнить, что проект — продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада.
Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно. На этапе разработки педагогами содержания
занятий, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности,
связанных с темой проекта, важно тщательно продумать и организовать в ДОУ предметную среду таким образом, чтобы она являлась «фоном» к эвристической и поисковой деятельности.
Условия успеха
1. Важно, чтобы выбору проекта предшествовала «вспышка интереса» как
побуждающее событие.
2. Начинать осуществлять проект сразу после выбора темы, пока не угас
интерес, мотивация к работе, т. к. интересы дошкольников ситуативны, у них
не сформирована способность работать долго и целенаправленно в одном
направление.
3. Создание максимально возможного дидактического, информационного,
технического и материального обеспечения конкретного проекта
(иллюстративно-справочная литература, схемы, видеокассеты, диктофон,
CD-диски, приборы, игрушки, вспомогательные материалы).
4. Проектные задания должны предусматривать использование детьми
хорошо знакомых им знаний (умений) в сочетании с новыми (теми, что
предстоит приобрести). Знакомое создает чувство уверенности в своих силах,
а неизвестное ведет вперед к новым знаниям.
5. Четко спланировать ход проекта и определить, каким видам
деятельности (знаниям) дошкольники должны научиться на каждом этапе
проекта.
6. Спланировать предварительную и подготовительную работу (система
простых заданий на поиск аналогий и ассоциаций и другие упражнения).
7. Профессионализм педагога (умение спланировать работу детей над
проектом, обеспечить мотивацию к труду, уметь выбирать для воспитанников посильные задачи, находящиеся в зоне их ближайшего развития, ненавязчиво помогать ребенку добывать новые знания (метод убывающих подсказок — любая проблема, которую ребенок нащупал сам, уже содержит стимул к ее решению), постепенно делегировать ребенку право
принятия решений.
8. Всячески приветствовать различные варианты решения одной проблемы, избегая оценок «правильно» — «неправильно». Важно — обосновано решение или нет. В ходе коллективного обсуждения дети учатся слушать других, сомневаться в собственной точке зрения или доказывать ее (обычно критического отношения к собственной мысли не хватает, поэтому необходимость сомневаться в собственной правоте следует постоянно подчеркивать).
9. Исследование должно идти одновременно с обучением.
10.Ребенку важно увидеть значимость проекта, оценку взрослых, ощутить гордость за свою работу. Так повышается самооценка и вера в себя.
11.Четко выстраивать стратегию руководства проектом (отсутствие авторитаризма, сотворчество с детьми, педагогическая поддержка — подсказка, постоянная демонстрация заинтересованности в проекте, в
успехах каждого).
Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта
1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с
родителями).
3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих
разделов проекта.
4. Составление плана-схемы проекта.
5. Сбор, накопление материала.
6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской
деятельности.
7. Домашние задания для сам. выполнения.
8. Презентация проекта, открытое занятие.
Основные этапы метода проектов
1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную
и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:
к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
в каких источниках можно найти информацию;
какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
с какими предметами научиться работать для достижения цели.
3. Выполнение проекта – практическая часть.
4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.
Деятельность педагога и детей на каждом этапе.
Деятельность педагога и детей на каждом этапе
Этапы проекта. | Деятельность педагога. | Деятельность детей |
1 этап | 1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта. 2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию. 3. Формулирует задачу (нежёстко). | 1. Вхождение в проблему. 2. Вживание в игровую ситуацию. 3. Принятие задачи. 4. Дополнение задач проекта. |
2 этап | 4. Помогает в решении задачи. 5. Помогает спланировать деятельность 6. Организует деятельность. | 5. Объединение детей в рабочие группы. 6. Распределение амплуа. |
3 этап | 7. Практическая помощь (по необходимости). 8. Направляет и контролирует осуществление проекта. | 7. Формирование специфических знаний, умений навыков |
4 этап | 9. Подготовка к презентации. 10.Презентация. | 8. Продукт деятельности готовят к презентации. 9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности. |
Структура проекта обязательно включает:
- насыщение детей наглядным материалом (видео, иллюстрации,
репродукции, экскурсии, и т.д.);
- активизацию прошлого опыта детей в различной форме (беседы,
драматизации, изодеятельность);
- ежедневные рефлексии
- обязательное участие родителей (беседы с детьми дома, запись сказок,
высказываний детей, рисование, пение, просмотр рекомендованных
фильмов, спектаклей, изготовление костюмов, подарков, совместное
участие в презентациях)
- презентация с показом того, что научились делать дети.
Последний этап проекта — защита — всегда самый зрелищный. На защиту можно пригласить гостей, родителей, малышей. Именно на этот момент приходится наивысшая точка эмоционального накала, и ее необходимо усилить социальной значимостью проекта. Следует объяснить, для кого и для чего он создавался и зачем он нужен. Форма защиты проекта должна быть яркой, интересной и продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога.Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности.
Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.
Параметры оценки реализуемых проектов.
1. Значимость и актуальность выдвинутых проблем, соответствие их
изучаемой тематике.
2. Конкретность используемых методов исследования и обработки
получаемых результатов.
3. Активность каждого участника проекта в соответствии с его
индивидуальными возможностями.
4. Коллективный характер принимаемых решений.
5. Характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников
проекта.
Глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других
областей.
6. Доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои
заключения, выводы.
7. Эстетика оформления результатов реализуемого проекта.
Умение лаконично и аргументированно отвечать на вопросы оппонентов.
Совместная проектная деятельность детей и родителей.
К организации поисковой и творческой деятельности детей необходимо
подключать родителей и родственников, так как один ребенок с этой деятельностью не справится. По теме проекта воспитатель предлагает детям
задания. Ребята вместе с родителями на свое усмотрение выбирают задание.
Прежде чем раздать задания, воспитатель должен их тщательно продумать.
Важно, чтобы они были не слишком трудоемкими и выполнялись с «желанием и радостью», а в случае необходимости воспитатель мог предоставить справочный, практический материал или порекомендовать, где
его можно найти.
Механизм взаимодействия МДОУ и родителей.
Правило первое - информированность. Родители должны знать о содержательных аспектах семейных проектов, поэтому им предлагается информация о возможных способах участия в проекте, о сроках каждого этапа, о том, где и как будет происходить сбор сведений, о способе презентации проекта. Для этого в групповой приемной выделено специальное место, где размещается все, что касается совместной проектной деятельности педагогов, родителей и детей. Информация оформляется в понятной, привлекательной для родителей форме, регулярно обновляется.
Правило второе - добровольность и возможность выбора. При
организации деятельности по реализации совместного проекта учитываются
интересы и возможности родителей. Для этого им заранее предлагают варианты участия в проекте, проводится обучение и консультирование тех
родителей, кто выразит такое желание.
Правило третье - чувство успешности. Родители, как и дети, должны
испытывать чувство успешности от участия в общей деятельности, поэтому
участие всех членов семьи в проектной деятельности поддерживается и
поощряется, выносится благодарность каждому участнику проекта за его
персональный вклад. В группе выделено специальное место для размещения
благодарственных листов, писем, грамот.
Алгоритм реализации совместных проектов.
Первый этап. Педагогом разрабатывается положение о смотре семейных
проектов, критерии оценки проектных работ, сценарий финала. Родителей
знакомят с условиями и задачами проектной деятельности, с ее возможными
вариантами. Перед детьми ставится проблема. Обсуждается тема проекта,
создается мотивация к предстоящей деятельности. Разрабатывается схематический план реализации проекта.
Второй этап - это проектная деятельность педагогов, детей и родителей.
Педагог выступает в роли советника и непосредственного участника проекта
семьи.
Третий этап - заключительный. На этом этапе происходит презентация
проектов: фотоколлажи, праздники, коллекции, творческие гостиные, панно,
выставки.
А. Маслоу, один из современных западных, психологов, написал: «Мы
должны учить детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нам сегодня необходим человек иного качества, который чувствует себя достаточно сильным и отважным, чтобы смело входить в современную ситуацию, уметь владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, если это будет нужно. Во времена быстрых перемен, подобных нашему, дети нуждаются в
гибкости и независимости мышления, вере в свои силы и идеи, мужестве пробовать и ошибаться, приспосабливать и менять, пока удовлетворительное
решение не будет найдено».
Некоторые проблемы в использовании метода проекта в воспитательно-
образовательном процессе ДОУ.
Проблема осознания понятия «Технология проектирования»
Воспитателям необходимо понять, чем проектная деятельность отличается от комплексной работы по теме? А отличается она тем, что педагог не преподает готовое и до конца разжеванной знание, которое детям остается только проглотить и усвоить. Он не объясняет и не демонстрирует детям правильный способ действия, которым они могли бы овладеть путем прямого подражания. Он не порицает детей за сделанные ими ошибки. В проектной деятельности воспитатель предлагает детям некое задание, слишком сложное для того, чтобы его можно было выполнить сразу и за один присест по какой-то уже известной схеме. Если ребенок отвечает: "я не знаю, как справиться с этим заданием", воспитатель не понукает его: "ну, вспомни, вспомни...". Он призывает: "подумай, вообрази, поразмысли над тем, каким путем и какими средствами его можно было бы выполнить".
Проблема понимания отношений воспитателя и ребенка в процессе
проектной деятельности.
В типичной образовательной ситуации, которая, как правило, определяет
характер воспитательно-образовательного процесса, реализуется стандартная
позиционная схема «воспитатель» — «дети» или «методист»- «воспитатели».
Первый транслирует знания, второй их усваивает; все это происходит в рамках отработанной схемы. При проектной деятельности эти позиции сталкиваются с реалиями: нет готовых эталонов знания, которые столь привычны для наших педагогов. Требуется совместное постижение поставленной проблемы, появляется позиционная пара «коллега-коллега».
Из носителя знаний и информации, всезнающего оракула, воспитатель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Работа над проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить воспитательно- образовательный процесс из скучного в результативную созидательную
творческую работу.
Проблема: «В чем смысл внедрения в воспитательно-образовательный
процесс проектной деятельности?»
Буквально десять лет тому назад, когда еще не были так развиты
информационные технологии, не было такого количества техники, столь
многогранных взаимоотношений между людьми, можно было более или
менее сносно прожить жизнь, следуя хорошо проверенным правилам,
опираясь на опыт и знания, накопленные предшествующими поколениями.
Тогда образование в большой степени сводилось к передаче, усвоению и
воспроизведению, репродуцированию этого опыта с небольшими поправками и дополнениями соответственно таким же небольшими и постепенным изменениям окружающей жизни. Медленно изменяющаяся жизнь ставила перед людьми трудные и тяжелые, но достаточно определенные проблемы; она также давала время и шансы на решение каждой из них согласно принятым нормам. Нужно было только заранее и
хорошо выучить, в чем состоят эти решения и нормы и как их применять на
практике. Сегодняшняя жизнь такой возможности нам не дает. Она каждый
день ставит нас лицом к лицу с неясными, многозначными, плохо определенными проблемами, не имеющих прецедентов и готовых решений.
Единственный выход состоит в том, чтобы научиться алгоритму самостоятельного решения проблем, чему и способствует проектная
деятельность наряду с традиционными способами овладения знаниями и
умениями.
Проблема определения роли проектной деятельности для детей.
Воспитатели должны понять, что проект - это возможность максимального
раскрытия творческого потенциала. Это деятельность, позволяет проявить
себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои
знания, принести пользу, публично показать достигнутый результат. Это
деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими участниками проекта в виде задачи,
когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Проблема определения роли проекта для воспитателя.
Проект — это интегративное дидактическое средство развития, обучения
и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические
умения и навыки проектирования и исследования, а именно учить:
проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению
подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач,
вытекающих из этой проблемы);
целеполаганию и планированию содержательной деятельности;
самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения
проблемы проекта);
представлению результатов своей деятельности и хода работы;
презентации в различных формах, с использованием специально
подготовленного продукта проектирования (альбома, макета, плаката,
компьютерной презентации, театрализации, видео, методического
материала, выставки творческих работ);
поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого
знания;
практическому применению знаний в различных, в том числе
и нетиповых, ситуациях;
выбору, освоению и использованию подходящей технологии
изготовления продукта проектирования;
Проблема определения доли нового и изученного в проекте.
Воспитатели должны усвоить, что приступая к проекту, ребенок должен
иметь некоторые стартовые знания, умения и навыки. Готовые новые знания для детей в ходе проекта воспитатель может дать, но в очень незначительном объёме и только в момент его востребованности детьми. В остальных случаях воспитатель должен натолкнуть детей на пути самоизучения материала (опираясь на энциклопедии, книги, ответы родителей, воспитателей-специалистов и т.д.)
Проблема обеспечения заинтересованности детей в работе над
проектом, т.е. мотивации, которая будет давать незатухающий источник
энергии для самостоятельной творческой активности. Для этого нужно на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. В ходе работы включаются заложенные в проектную и исследовательскую деятельность мотивационные механизмы.
Проблема осознания окончания проекта значимой оценкой -
общественным признанием состоятельности (успешности,
результативности).
Положительной оценки в проекте достоин любой уровень результатов.
Поэтому по окончании проекта используются различные формы публичных
выступлений: презентации, праздники, публичный отчет перед родителями,
младшими товарищами, участие в выставках, экспозициях, показ коллекций,
ярмарки и т.д.
Проект «Маленький житель уголка природы»
(старшая группа)
Цель проекта. Формировать познавательный интерес к обитателям уголка
природы, воспитывать эмоционально-положительное отношение к «братьям
меньшим»
Тип проекта. Познавательный практико-ориентированный.
Участники проекта. Дети старшего дошкольного возраста, педагог.
Постановка проблемы.
Кто такой хомячок?
Что любит этот зверек?
Какие есть особенности у хомячка?
Какие бывают хомяки?
Как живет хомячок в природных условиях?
Задачи.
Вызвать эмоциональное положительное отношение к хомяку, желание
наблюдать за ним.
Выяснить, что и как ест хомяк.
Учить замечать, как хомяк ухаживает за собой.
Выяснить режим отдыха и бодрствования зверька в течение дня.
Показать, что у хомяка есть защечные мешки, в которых он может
переносить еду к себе в гнездо – запасать.
Закрепить представление о внешнем облике зверька.
Уточнить способы перемещения хомяка.
Уточнить представления о маскировочной окраске хомячка.
Показать, что хорошие условия для хомяка, в которых он будет себя
нормально чувствовать, не болеть.
Предварительная работа.
1. Поход в зоомагазин и покупка хомячка в живой уголок группы.
2. Подборка иллюстраций и книг о хомячках.
Реализация проекта.
1. Занятие «Животные нашего уголка природы»
2. Опыт:
«Хорошо ли хомяку в новых условиях» - учить замечать, как хомяк ведет
себя в новой обстановке, какие совершает действия, правильно оценивать их.
3.Цикл наблюдений за хомячком в уголке природы.
«Кто это?».
«Что и как ест хомяк?».
«Как хомяк делает запасы?».
«Хомяк чистоплотный зверек».
«Как хомяк отдыхает?».
«Чем хомяк отличается от мышонка?».
«Как передвигается хомяк?».
«Когда хомяка трудно заметить?».
«Устроим хороший дом для хомяка».
4.Оформить в книжном уголке выставку книг, в которых рассказывается о
жизни хомяков.
5. Просмотр мультфильма «Хомяк и суслик».
6. Экскурсия на станцию юннатов.
Цель. Познакомиться с разными видами хомяков. Отметить их внешнее
сходство. Определить, чем отличаются.
7. Чтение художественной литературы о хомячках.
8. Игры: «Узнай по описанию», «Кто, где живет?», «Кто это?», «Собери
картинку», «Узнай по описанию».
9. Заготовка корма для хомяка, посадка в уголке природы овса.
Презентация проекта.
Оформление выставки рисунков «Жизнь хомячка в уголке природы»
Проект « Верные друзья водителей и пешеходов»
(старшая группа)
Цель: воспитывать у старших дошкольников сознательное отношение к
соблюдению правил безопасности движения.
Задачи:
прививать детям навыки соблюдения правил дорожного движения;
закрепить знания детей о том, что светофоры управляют сложным
движением транспорта и пешеходов на улицах и дорогах;
продолжать знакомить детей с дорожными знаками (запрещающие,
предупреждающие и т.п.), их назначением
расширить представление о том, к чему приводит незнание или
несоответствие действий дорожным знакам;
воспитывать у детей умение самостоятельно пользоваться
полученными знаниями в повседневной жизни.
Длительность проекта – 1 неделя.
Предварительная работа:
Рассматривание плакатов, иллюстраций по теме «Правила дорожного
движения».
Изготовление дорожных знаков для сюжетных игр.
Чтение художественной литературы.
Проблема:
Для чего и зачем нужны дорожные знаки?
Обсуждение проблемы:
Откуда взялись дорожные знаки?
Какие дорожные знаки бывают и что они означают?
Что будет, если все дорожные знаки исчезнут?
Реализация проекта:
День недели | Содержание | |
Работа с детьми | Работа с родителями | |
Понедельник | Целевая прогулка по улице Октябрьской (ознакомление с дорожными знаками на этой улице) Дидактические игры: «Поставь дорожный знак» Игра с элементами конструирования «Дорожный экзамен» Подвижные игры: «Отвечай быстро», «Быстрее по местам», Сюжетно-ролевая игра «Службы спасения» Чтение художественной литературы: В. Семеркина «Здравствуй, друг, дорожный знак!» Рисование «Дорожный знак – верный друг» | Оформить стенд с нагдядной информацией «Привитие навыков безопасного поведения на улице». |
Вторник | Дидактические игры: «Наша улица» Настольно-печатная игра: «Говорящие знаки» Подвижные игры: «Перебежки» Сюжетная игра «Улицы нашего города» Чтение художественной литературы: М. Пляцковский «Светофор» Изготовление атрибутов к кукольному спектаклю. | Привлечь родителей к изготовлению макета по Правилам дорожного движения |
Среда | Занятие «Знаки — спутники дороги» Дидактические игры: «Дверная скважина» Подвижные игры: "Светофор», «Мы – юные автомобилисты» Игра – тренинг «Паровозики и машины» Сюжетно-ролевая игра: «Пассажиры» Чтение художественной литературы: М. Пляцковский «Запрещается — разрешается» Просмотр диафильмов: «Загадки улицы» | Изготовление нагрудных дорожных знаков к празднику |
Четверг | Аппликация «Осторожно — хода нет!» Дидактические игры: «Угадай, какой знак» Подвижные игры: «Стоп - Идите» Игра «Наш друг постовой» Сюжетно-ролевая игра «Пешеходы и водители» Предложить для ознакомления брошюру по правилам дорожного Чтение художественной литературы: Я. Пишумов «Азбука города» Показ кукольного спектакля «Уважайте светофор!» | Предложить для ознакомления брошюру по правилам дорожного движения «Азбука безопасности» |
Пятница | Дидактические игры: «Виды перекрестков», «Найди безопасный путь» Игра с элементами конструирования Подвижные игры: «Повороты», «Как проехать», Сюжетно-ролевая игра «Инспектор ГИБДД» Чтение художественной литературы: О. Бедарев «Если бы...». | Подготовить рекомендации для родителей «Как научить ребенка правильно вести себя на дороге» |
Презентация проекта.
Праздник «Путешествие в страну дорожных знаков».
Продукт.
Выставка детских работ.
Фотоальбом «Безопасность на улицах нашего города»
Стенд «Дорожные знаки»
Проект «Цветущий город»
(старшая группа)
1.Вид. Практико-ориентированный.
2.Цель. Прививать любовь к родному городу, окружающей природе.
3.Задачи.
Продолжать знакомство детей с природой ближайшего окружения
(сосновый бор, р. Цна).
Учить понимать и ценить красоту родного края.
Воспитывать любовь к природе родного города, желание и стремление
сделать его уютнее, чище и красивее.
4.Продолжительность. Кратковременный.
5.Проблема. Вызвать у детей желание сохранить красоту окружающей
природы, сделать город чище и красивее.
6.Предварительная работа. Целевые прогулки по улицам города, к реке, в
близлежащий лес.
7.Постановка проблемы перед детьми.
Нужны ли зеленые насаждения в нашем городе?
Что мы можем сделать, чтобы наш город стал еще краше?
8.Реализация проекта.
Занятие «Как помочь природе»
Туристический поход «Вдоль по речке – по реке».
Природоохранная деятельность.
Акция «Мой цветущий детский сад» (совместно с родителями высадка
декоративных растений на территории детского сада).
Помощь малышам в уборке территории.
Высадка рассады на клумбы.
Посадка рябин на территории детского сада совместно с родителями.
Рисование экологических знаков «Не губите природу»
Рисование «Цветущая весна»
Аппликация «Нарциссы на клумбе».
Д\и «К названному дереву беги».
Игры: «Что растет в родном краю», «Бывает или нет?», «Кому - что по
вкусу?», «Комары и ребята», «Ласточки и мошки», «Ручеёк», «Ни
сорока, ни ворона», «Лягушки и цапля».
Чтение: Н.Сладков «Друг или враг?»; С.Михалков «Прогулка»; Б.Заходер «Про всех на свете»; Г.Ладанщиков «Дикарь в лесу»; Ф.Троицкий «От чего зацвёл цветок?».
9.Презентация проекта.
Выпуск газеты «Сбережем родную природу».
Проект «По страницам памяти»
(старшая группа)
1. Вид проекта: информационно-практико-ориентированный.
2. Цель: подготовка к празднованию 65-летия победы нашего народа в
Великой Отечественной войне.
3. Задачи:
донести до детей страшную сущность войны, приносящей людям горе и
страдания; значимость победы советского народа над фашистскими
захватчиками и мире на Земле;
передать подрастающему поколению ценностное отношение к участникам
и героям Вов;
вызвать у детей интерес к новой информации о войне;
дать представление о героических подвигах;
пробудить интерес к поисковой деятельности;
воспитывать патриотические чувства у дошкольников: взрастить в детской
душе семена любви к родной стране, желание беречь и, став взрослыми, защищать ее;
вызвать уважение к памятникам боевой славы, увековечившим
трагические и героические события нашего прошлого, желание ухаживать за ними и беречь.
4. Продолжительность: 2 недели.
5. Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители
6. Проблемные вопросы:
Что бы стало с нашей страной и с нами, если бы победу одержали фашисты?
7. Реализация проекта:
Воспитатель приносит в группу старое письмо-треугольник своего деда,
присланный домой с фронта. Кратко рассказывает о том, как бережно хранила мать письмо от сына, как теперь хранят его родные. Бережно раскрыв пожелтевший и ветхий от времени листок, педагог читает письмо
детям.
(Дети высказывают свое мнение о письме).
Воспитатель. Вот такие письма писали солдаты, воевавшие на фронте, и почтальон приносил их почти в каждую семью. Хотя письма были написаны в окопах, после боя, в госпиталях, в них была не только огромная нежность, забота и любовь к семье, родным и близким, но и неиссякаемая любовь к Родине, желание защитить ее от врага и прогнать скорее фашистов
с нашей земли.
- Много лет тому назад фашисты напали на нашу страну, а вот такие
солдаты ее защитили. Это были чьи-то сыновья, отцы, братья, и они
совершали подвиги во имя жизни на Земле, и многие становились героями.
Среди них были и жители нашего Котовска, наверное и ваши прадедушки и
прабабушки. Война была очень давно, а как вы думаете, откуда и как мы можем узнать о войне, получить больше информации о героях того времени.
Дети совместно с воспитателем обсуждают проблему, разрабатывают схематический план ее решения, зарисовывают план, чтобы вечером обсудить его с родителями.
Деятельность педагога с детьми:
рассказ воспитателя о героях Вов, живших в Котовске;
экскурсия к дому, где жил Герой Советского Союза Посконкин;
слушание песен времен Вов;
чтение стихов о войне;
конкурс на лучший рисунок на тему: «Спасибо добрые солдаты, что
защитили мир когда-то»;
оформление альбома «Наградные знаки времен Вов»;
целевая прогулка в парк Славы и возложение цветов к Вечному огню и
к мемориальным доскам погибших котовчан;
чтение произведений: С.Баруздин «За Родину», «Слава»;
рисование «Салют в честь Дня Победы».
Деятельность педагога с родителями:
Наглядность в раздевалке: информация о начале проекта «По страницам памяти», его продолжительности, условиях участия.
Совместная деятельность детей и родителей:
беседа о родственниках, принимавших участие в Вов, сбор
информации, поиск фотографий для оформления панорамы «Никто не
забыт - ничто не забыто»;
целевые прогулки в Парк Славы, к Вечному огню, Аллее славы;
семейный творческий конкурс «Цветы победителям» (рисунки,
поделки).
Презентация проектной деятельности.
Оформление панорамы «Никто не забыт - ничто не забыто».
Библиография
1. Боровлёва А.В. Проектный метод – как средство повышения
качества образования//Управление дошкольным образовательным учреждением.-2006. - №7. – С.76-80.
2. Евдокимова Е.С. Развитие проектной культуры в образовательном процессе// Управление дошкольным образовательным
учреждением.-2005. - 3. – С.18-22.
3. Захарова Л., Сайфутдинова И. Формирование этнокультурной компетентности дошкольников в проектной деятельности//Детский сад от А до Я.- 2008. - №3. – С.48-58
4. Тебенева Т.Н. Проектная культура как часть профессионализма педагогов ДОУ// Управление дошкольным образовательным учреждением.-2007. - №1. – С.64-73.
5. Кротова Т.В., Позднякова Е.С. Взаимодействие педагогов, родителей и воспитанников: метод проектов// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.- 2007.- №4.- С.66-72.
6. Крылова Н.М. Анализ концепций проектирования инновационных проектов в дошкольном образовании//Современный детский сад.- 2007. - №11- С.17-26; №12. – С.26-34.
7. Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Проектный метод организации воспитательно-образовательной работы в ДОУ//Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.- 2007. - №0.- С.36- 46.
8. Молчанова С.Г., Яковлева Г.В. Проектирование инновационной методической работы в ДОУ// Управление дошкольным образовательным учреждением.-2007. - №7. – С.25-29.
9. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.//Управление дошкольным учреждением.-2004.- №4
10. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие
для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт.-сост.: Л.С.Кисилева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова.- 4-е изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2006. – 96с.
11. Урмина И.А. Инновационная деятельность в ДОУ: программно-
методическое обеспечение/Линка –Пресс, 2009. – 320с.
Предварительный просмотр:
Образец написания проекта
для воспитателей ДОУ
Содержание:
I. Введение…
2. Актуальность проекта…
3. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты…
4. Аннотация проекта …
5. Этапы реализации проекта программы…
6. План мероприятий …
7. Ресурсы …
8. Риски и пути преодоления рисков …
9. Выводы …
10. Литература ….
Введение…………………..
Эпиграф…………………….
свой ТЕКСТ
Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы - ……………………..
Проектом предусмотрен объект исследования, которыми выступают условия …. , предметом деятельности является процесс …
Актуальность создания проекта
свой ТЕКСТ…………………………..
Именно поэтому актуально становится разработка проекта …
Воспитание современного ребёнка и его познавательных способностей – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики особенно в современных условиях, поскольку любой стране нужны личности (описать какие………………………………. .
Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты
Стратегическая цель: создание благоприятных условий для ………….
Тактические цели
1. Создать …
2. Сформировать ….
3. Организовать …
Задачи
1.
2.
3.
4.
Ожидаемые результаты
1 .
2.
3.
Продукт
1.
2.
3.
Аннотация проекта
свой ТЕКСТ
В основу данного проекта положены следующие идеи:
1.
2.
3.
4.
5.
В соответствии с ФГОС проект опирается на научные принципы ее построения:
ВЫБРАТЬ НЕОБХОДИМЫЕ ПРИНЦИПЫ ДЛЯ ПРОЕКТА
• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
• сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;
• единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
• принцип интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
• решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
• построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
• принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.
Отражение принципа гуманизации в проекте программы означает:
— признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;
— признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;
— уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.
Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.
Реализация принципа непрерывности образования требует связи всех ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп.
Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным в начальной школе.
Соблюдение принципа преемственности требует не только и не столько овладения детьми определенным объемом информации, знаний, сколько формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.
свой ТЕКСТ……………………………..
Ряд авторов (фамилии и инициалы) рассматривают проекты с детьми, во-первых:… ., во-вторых: … .
Пути решения проекта:
ВЫБРАТЬ НУЖНОЕ
• обдумать «образ будущего», представить модель того, что собираются создавать;
• учесть требования и мнения всех участников создаваемого будущего;
• разработать систему реализации идей на основе реальной
практики и возможностей конкретного ДОУ;
• оценить риски реализации проекта.
Этапы реализации проекта
Реализация проекта рассчитана на __ недели: с «_» ___ по «_»
№ п/п | Этапы | Цель | Сроки |
1. | Подготовительно-проектировочный этап | ||
2. | Практический этап | ||
3. | Обобщающе - результативный этап | ||
4. | Презентация проекта |
План мероприятий.
№ п/п | Направление | Тема мероприятия | Форма проведения |
1. | «Физическое развитие» | НОД, совместная деятельность в режимных моментах, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, драматизации, работа с родителями | |
2. | «Социально-личностное развитие» | ||
3. | «Познавательно-речевое развитие» | ||
4. | «Художественно-эстетическое развитие» |
Ресурсное обеспечение проекта:
Информационные ресурсы
• ……………………….
Учебно-методические ресурсы:
Фонд методического кабинета:
• библиотека;
• игротека;
• аудиотека;
• фонотека.
Материально-технические ресурсы:…
Финансовые ресурсы …………….
Финансирование проекта производится….
Критерии оценивания проекта:
ВЫБРАТЬ НЕОБХОДИМОЕ
1. Удовлетворённость родителей результатом работы ДОУ (созданными условиями, уровнем подготовки ребёнка к школе, интересом ребёнка к образовательному процессу) .
2. Соответствие условий обучения дошкольников нормам СанПиНа.
3. Информированность родителей об организации воспитательного и образовательного процесса дошкольника.
4. Отсроченный результат: успешность воспитанника ДОУ в начальной школе.
Риски и пути преодоления рисков.
………………………………………….
Выводы:
Проект должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы дошкольных педагогических коллективов, занимающимся проблемами детства. … .
свой ТЕКСТ………………………………………
В целом проект с детьми и родителями, с моей точки зрения, имеет прогрессивный характер и позволит не только … ., но и дадут толчок для развития….
Литература
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное УТВЕРЖДАЮ
образовательное учреждение Заведующий МДОУ №56
«Детский сад №56 общеразвивающего вида» Л.Н. Кирюхина
Городского округа Электросталь
московской области
144006, Московская область
Г. Электросталь, ул. Первомайская, дом.4б
Тел:57-6-35-82
e-mail: mdou56stal@yandex.ru
План мероприятий
по внедрению технологии проектной деятельности в МДОУ №56
№ п/п | Содержание деятельности | Прогнозируемый результат | Исполнители | |
Нормативно-правовое обеспечение проектной деятельности педагогов | ||||
1. | Разработка нормативно-правовой базы:
| Создание нормативно-правовой базы | Заведующий Кирюхина Л.Н. Старший воспитатель Харитонова Т.А. | |
Программно-методическое обеспечение проектной деятельности педагогов | ||||
2. | Разработка методических рекомендаций для педагогов по организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста | Методические рекомендации по организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста | Старший воспитатель Харитонова Т.А. | |
3. | Разработка механизма реализации проекта в ДОУ | Механизмы реализации проектов | Старший воспитатель Харитонова Т.А. | |
Организация работы с педагогическими кадрами по обучению проектной деятельности | ||||
4. | Консультация: «Общие основы проектирования. Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология». Семинар-практикум «Проектный метод организации воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Мастер-класс «Разработка проектов образовательного процесса». Педсовет «Использование проектного метода в ДОУ–фактор успешности взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса» | Повышение уровня теоретических знаний педагогов. Появление интереса к проектной деятельности | Старший воспитатель Харитонова Т.А. | |
5. | Составление перспективного плана детских проектов на 2 года | Создание творческих групп педагогов. Накопление педагогами практических навыков проектирования. | Старший воспитатель Харитонова Т.А. педагоги ДОУ | |
6.. | Целенаправленный поиск партнеров (встречи, переговоры, анкетирование и др.) | Обсуждение сотрудничества с социальными институтами | Старший воспитатель Харитонова Т.А., педагоги | |
8. | Заключение договоров с социальными институтами по организации совместной деятельности. | Социальное партнерство с учреждениями культуры, спорта, образования | Заведующий Старший воспитатель | |
9. | Составление плана деятельности педагогов по проектной деятельности на 2 года. | Осуществление взаимодействия между воспитателями и специалистами ДОУ в процессе проектной деятельности | Старший воспитатель Харитонова Т.А. | |
10. | Обсуждение возможностей совместной реализации детско-родительских проектов на 2 года | Накопление практических навыков проектной деятельности у педагогов | Старший воспитатель Харитонова Т.А. педагоги | |
11. | Составление и апробирование детских проектов, предусматривающих взаимодействие детей, родителей, педагогов ДОУ | Накопление практических навыков проектной деятельности у педагогов | Старший воспитатель Харитонова Т.А. педагоги | |
12. | Организация методического сопровождения по направлениям: методическая и справочная литература; методические материалы, рекомендации. | Оказание методической помощи в рамках реализации проекта. Подбор материалов по проектной деятельности | Старший воспитатель Харитонова Т.А. | |
Контрольно-диагностическая деятельность с педагогическими кадрами по обучению проектной деятельности | ||||
13. | Мониторинг проектной деятельности | Формирование исследовательских и аналитических навыков у педагогов. Внесение корректив в планирование и организацию работы | Старший воспитатель Харитонова Т.А. педагоги | |
14. | Анализ результатов проектной деятельности | Формирование исследовательских и аналитических навыков у педагогов | Старший воспитатель Харитонова Т.А. педагоги | |
15. | Диагностика проектной деятельности педагогов | Определение уровня: знаний и умений педагогов по применению метода проектов в образовательном процессе; включенности педагогов в проектную деятельность | Старший воспитатель Харитонова Т.А. педагоги | |
16. | Представление опыта работы ДОУ на различных уровнях | Формирование исследовательских и аналитических навыков у педагогов. Обобщение и распространение опыта | Старший воспитатель Харитонова Т.А. педагоги |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МДОУ №56
______________Л.Н. Кирюхина.
Перспективное планирование проектной деятельности педагогов на 2017-2018 учебный год.
Название проекта | Цели | Участники |
«Домашние животные» | Формирование начальных форм экологической культуры младших дошкольников; | Рахматова А.С. Дети и родители младшей группы №1 |
«Вода, водичка, водица» | Формирование у детей представлений о воде, бережном отношении к ней. | Сорокоумова Т.Ю. Дети и родители первой младшей группы №2 |
«Этот загадочный космос» | Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, о Солнечной системе и ее планетах, об освоении космоса человеком. | Сергиенко Е.А. Дети и родители средней группы №4 |
«Выбор за нами» | Сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности по защите природы. | Панченко Л.А. Дети и родители старшей группы №5 |
«Зеленый мир вокруг нас» | Формирование у дошкольников начал экологической культуры, предполагающих их активную и действенную позицию по отношению к живым природным объектам. | Королькевич В.Н. Дети и родители подготовительной группы №3 |
«Друзья и защитники природы» | Формирование начал экологической культуры дошкольников, предполагающих их активную и действенную позицию по отношению к природе. | Харитонова Т.А. |
Реализация технологии социального партнерства с родителями воспитанников В ДОУ» | Создание единого образовательного пространства «Детский сад – семья». | Харитонова Т.А. |
«Зимующие птицы» | Создать условия для расширения знаний детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц, о необходимости подкармливать птиц зимой. | Кузина М.В. Дети и родители средней группы №6 |
«Давайте, словно чудо, беречь планету нашу!» | Формирование у детей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде, развитие коммуникативных качеств и стремление проявлять заботу о сохранении природы. | Панченко Л.А. Дети и родители старшей группы №5 |
«Сохраним природу вместе!» | Формирование начал экологической культуры дошкольников, предполагающих их активную и действенную позицию по отношению к природе. | Королькевич В.Н. Дети и родители подготовительной группы №3 |
«Вода – источник жизни» | Формирование у детей бережного отношения к воде, как к одному из важнейших источников жизни на Земле, посредством познавательно-экспериментальной деятельности. | Сергиенко Е.А. Дети и родители средней группы №4 |
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МДОУ №56
______________Л.Н. Кирюхина.
Перспективное планирование проектной деятельности педагогов на 2018-2019 учебный год.
Название проекта | Цели | Участники |
«Я, ты, он, она – вместе дружная семья» | - создание условий для взаимовлияния детского сада, семьи, ребенка, общества в формировании идеального образа семьи, идеального родителя; - повышение статуса семьи, возрождение семейных традиций; - объединение детей и родителей путем проведения совместных мероприятий; - обеспечение своевременного и полноценного личностного, познавательного, нравственного , развития каждого ребенка. | Сергиенко Е.А. Дети и родители старшей группы №4 |
«Детский сад – территория здоровья» | Создание оптимальных условий для всестороннего полноценного развития двигательных и психофизических способностей; формирование у воспитанников привычки к здоровому образу жизни; обеспечение психолого – педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья ребенка. | Белозерова Л.Н., дети и родители средней и старших групп. |
«Волшебный мир театра» | Объединение усилий детского сада и семьи в вопросах развития творческого потенциала ребенка и создание условий для его самореализации. | Кузина М.В., дети и родители старшей группы №6 |
«Природа – мой чистый дом» | Формирование социальной и личностной мотивации дошкольников и их родителей на сохранение природы. | Королькевич В.Н., дети и родители старшей группы №4 |
«Мой любимый город Электросталь» | Формирование у дошкольников творческой активности, патриотизма и любви к родному городу. | Матвеенко Н.М. дети и родители средней группы №3 |
«Разноцветные ладошки» | Развитие творческих навыков у детей, формирование навыков использования нетрадиционных техник в художественно – творческой деятельности. | Панченко Л.А. дети и родители младшей группы №5. |
«Маленькие волшебники» | Развитие исследовательских навыков у детей, формирование основ экспериментальной деятельности. | Михеичева М.А. дети и родители старшей группы №6. |
«Живая природа» | Развитие у дошкольников познавательного интереса к экологическим правилам и нормам в социуме. | Сергиенко Е.А., Королькевич В.Н. Дети и родители старшей группы №4 |
«Ну – ка, пальчик, расскажи» | Создание условий для развития речи детей раннего возраста. | Сорокоумова Т.Ю., Протасова С.А. Дети и родители первой младшей группы №2 |
«Покружись – ка надо мной, мой листочек золотой» | Формирование у детей представлений о времени года «Осень», развитие творческих навыков. | Рахматова А.С. Дети и родители первой младшей группы №1 |
«Живая классика» | Разработка и внедрение в практику рекомендаций по созданию музыкальной развивающей среды. | Музыкальный руководитель Хоборова Ю.В. |
«Образовательный коворкинг – центр как модель создания в ДОУ единого образовательного пространства для детей , педагогов и родителей" | Повышение педагогической культуры родителей воспитанников, создание единого образовательного пространства «детский сад – семья» | Харитонова Т.А. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар – практикум «Проектная деятельность в условиях дошкольного учреждения» с использованием технологии проектной деятельности
Семинар практикум...
Презентация: "Проектная деятельность в ДОУ.Технологии проектной деятельности в ДОУ".
Проектная деятельность в ДОУ.Технологии проектной деятельности в ДОУ...
Технология проектной деятельности Авторы Веракса Н. Е. Веракса А. Н. «Проектная деятельность дошкольников» Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова « Образовательные проекты в детском саду»
Современный подход к дошкольному образованию в соответствии с положением о ФГОС ДО предусматривает не только формирование знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни,...
Технология проектной деятельности. (Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников»).
Актуальность: В ХХI веке образование становится одной из самых значительных сфер человеческой деятельности. В связи с этим возросли требования к технологичности во...
Технология проектной деятельности. (Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников»)
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования....
Проектная деятельность и технологии проектной деятельности
В примерных программах на сегодняшний день прописаны основные требования, которым должен отвечать выпускник детского сада. Чтобы ребенок стал действительно любознательным и стремился получать новые зн...