«Информационно-коммуникативные технологии в ДОУ» Т.С. Комарова,И.И. Комарова, А.В. Туликов
методическая разработка по теме
Если посмотреть на события, происходящие в стране в области образования, мы увидим, почему в последние пять лет ускоренно развиваются ИКТ в дошкольных учреждениях: • Принятие на государственном уровне Стратегии развития информационного общества; • Принятие Концепции социально-экономического развития страны до 2020 года; • Реализация программы «Электронная Россия»; • Разработка Национальной образовательной концепции «Наша новая школа»; • Подключение в рамках национального проекта школ к интернету; • Принятие поправок к Закону «Об образовании»; • Формирование социальных сетей и др. Все эти события привели к изменению содержания, методов и организационных форм всей системы образования, а, следовательно, и работы детских садов, их взаимоотношений с вышестоящими организациями и родителями. Прежде всего, необходимо четко понимать, что такое ИКТ и в какой конкретно работе в ДОУ они необходимы. Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными: • Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда. На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии). • Коммуникационные технологии - определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации. Соединяя информационные и коммуникационные технологии, проецируя их на образовательную практику 5 необходимо отметить, что основной задачей, которая стоит перед их внедрением является адаптация человека к жизни в информационном обществе. Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) - это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей. Абсолютно ясно, что ИКТ становятся основным инструментом, который человек будет использовать не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни. Главной целью внедрения информационных технологий является создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебно- воспитательного процесса: администрация, педагоги, воспитанники и их родители. Повысить качество образования в ДОУ через активное внедрение в воспитательно- образовательный процесс информационно - коммуникационных технологий. Для реализации этого необходимы подготовленные педагогические кадры, способные сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности. Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации. Задачи использования ИКТ: • Разработать и апробировать технологию мультимедийного сопровождения воспитательно-образовательного процесса; • Создать тематическую копилку мультимедийных презентаций; • Увеличить объем использования информационно-компьютерных технологий с субъектами образовательного пространства: администрация, педагоги, родители, воспитанники. Каковы же основные направления развития ИКТ: • Использование компьютера с целью приобщения детей к современным техническим средствам передачи и хранения информации. • ИКТ как средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний. • ИКТ для родителей воспитанников. Сотрудничество с семьей ребенка в вопросах использования ИКТ дома, особенно компьютера и компьютерных игр, является ведущим направлением моей работы. • ИКТ целью осуществления идеи сетевого управления, организации педагогического процесса, методической службы. Данная технология обеспечивает планирование, контроль, мониторинг, координацию работы педагогов и специалистов. В этом случае использование ИКТ способствует оптимизации деятельности ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Области применения ИКТ в ДОУ | 16.74 КБ |
Рекомендации по использованию мультимедийных презентаций | 30.37 КБ |
План внедрения ИКТ в воспитательно - образовательную работу ДОУ. | 33.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Области применения ИКТ педагогами ДОУ
- Ведение документации:
В процессе образовательной деятельности педагог составляет и оформляет календарные и перспективные планы, готовит материал для оформления родительского уголка, проводит диагностику и оформляет результаты, как в печатном, так и в электронном виде. Диагностику необходимо рассматривать не как разовое проведение необходимых исследований, но и ведение индивидуального дневника ребенка, в котором записываются различные данные о ребенке, результаты тестов, выстраиваются графики и в целом отслеживается динамика развития ребенка. Конечно, это можно делать и без использования компьютерной техники, но качество оформления и временные затраты несопоставимы.
Важным аспектом использования ИКТ является подготовка педагога к аттестации. Здесь можно рассматривать как оформление документации, так и подготовку электронного портфолио.
- Методическая работа, повышение квалификации педагога:
В информационном обществе сетевые электронные ресурсы – это наиболее удобный, быстрый и современный способ распространения новых методических идей и дидактических пособий, доступный методистам и педагогам независимо от места их проживания. Информационно-методическая поддержка в виде электронных ресурсов может быть использована во время подготовки педагога к занятиям, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий к занятию.
Сетевые сообщества педагогов позволяют не только находить и использовать необходимые методические разработки, но и размещать свои материалы, делиться педагогическим опытом по подготовке и проведению мероприятий, по использованию различных методик, технологий.
Современное образовательное пространство требует от педагога особой гибкости при подготовке и проведении педагогических мероприятий. Педагогу необходимо регулярное повышение своей квалификации. Возможность осуществления современных запросов педагога также возможно с помощью дистанционных технологий. При выборе таких курсов необходимо обратить внимание на наличие лицензии, на основании которой осуществляется образовательная деятельность.
Дистанционные курсы повышения квалификации позволяют выбрать интересующее педагога направление и обучаться без отрыва от основной образовательной деятельности.
Важным аспектом работы педагога является и участие в различных педагогических проектах, дистанционных конкурсах, викторинах, олимпиадах, что повышает уровень самооценки, как педагога, так и воспитанников. Очное участие в таких мероприятиях часто невозможно из-за удаленности региона, финансовых затрат и других причин. А дистанционное участие доступно всем. При этом необходимо обратить внимание на надежность ресурса, количество зарегистрированных пользователей.
Бесспорно, важно использование ИКТ технологий и для ведения документации и для более эффективного ведения методической работы и для повышения уровня квалификации педагога, но основным в работе педагога ДОУ является ведение воспитательно-образовательного процесса.
- Воспитательно - образовательный процесс:
Использование ИКТ не предусматривает обучение детей основам информатики и вычислительной техники. Это, прежде всего:
• организацию непосредственной образовательной деятельности воспитанника;
• организацию совместной развивающей деятельности педагога и детей;
• реализацию проектов;
• создание развивающей среды (игр, пособий, дидактических материалов).
На сегодняшний день это единственный вид деятельности, не регламентируемый специальной образовательной программой. Педагогам приходится самостоятельно изучать подход и внедрять его в свою деятельность.
В работе педагога выделяются следующие направления в использовании ИКТ, которые доступны для работы с дошкольниками:
• создание презентаций;
• работа с ресурсами Интернет;
• использование готовых обучающих программ;
• разработка и использование собственных авторских программ.
В воспитательно - образовательный процессе педагог при использовании ИКТ использует следующее оборудование:
• Телевизоры с DVD приставками,
• Компьютеры,
• Мультимедийный проектор,
• Принтер,
• Магнитофоны,
• Интерактивная доска,
• Видео- и фотокамеру.
Предварительный просмотр:
Подготовила:
старший воспитатель
Харитонова Т.А.
г.о.Электросталь, 2017 г.
Назначение презентации – визуальное сопровождение деятельности педагога. Презентация выступает как средство педагогического процесса.
Содержание презентации определяется содержанием той формы организации образовательного процесса (занятия, воспитательного мероприятия, выступления и т. д.), где она используется. Поэтому при оценке содержания презентации, прежде всего, учитывается соответствие содержания презентации целям, структуре самого мероприятия.
Основное правило для презентации: 1 слайд – 1 идея. Вместе с тем, можно один ключевой момент разнести и на несколько слайдов.
Презентация – это инструмент предъявления визуального ряда, назначение которого – создание цепочки образов. То есть каждый слайд должен иметь простую, понятную структуру и содержать текстовые или графические элементы, несущие в себе зрительный образ как основную идею слайда. Цепочка образов должна полностью соответствовать ее логике. Такой подход способствует хорошему восприятию материала и воспроизведению в памяти представленного содержания посредством ассоциаций.
Не стоит перегружать визуальный ряд слишком подробными и точными данными – это затрудняет восприятие и запоминание. Для уменьшения доли избыточной информации необходим тщательный отбор содержания.
Не стоит заполнять 1 слайд слишком большим объемом информации. Помните, что человек моментально может запомнить немного. Примерно это: не более трех фактов, выводов, определений.
Используйте короткие слова и предложения. Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных (Например, выносятся ключевые слова и фразы, по которым в дальнейшем выстраивается выступление).
Заголовки должны привлекать внимание (но не занимать все место и не отвлекать).
Оценка оформления презентаций.
Для лучшего восприятия презентации, ее влияния на результативность процесса обучения и состояние здоровья детей и педагогов необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
- Расположение информации на странице:
• Предпочтительно горизонтальное расположение материала.
• Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.
- Цвет:
• Помните, что цвет по-разному влияет и на первичное восприятие, предлагаемого Вами материала, и на его запоминание, и на здоровье человека. (Например: зеленый и белый цвет – спокойные, не раздражающие, способствующие интеллектуальной деятельности. Красный цвет - привлекает внимание, но оказывает возбуждающее психологическое воздействие.)
• Достигайте «цветового равновесия». Пестрые и разноплановые картинки не будут выбиваться из общего стиля, если вы оформите их в одинаковые, по цвету, рамочки или создадите коллажи.
• На одном слайде рекомендуется использовать не более четырех цветов: один для фона, один-два для заголовков и один-два для текста. Достигайте сочетаемости цветов.
• Для фона лучше использовать светлые тона. Цвет и размер шрифта, оформление шаблона должны быть подобраны так, чтобы все надписи читались.
- Шрифт:
Выбор размера шрифта на слайде определяется исходя из нескольких условий:
• размером помещения и максимальной удаленностью зрителей от экрана;
• освещенностью помещения и качеством проекционной аппаратуры. Текст должен читаться с самой дальней точки помещения, где происходит демонстрация.
Примерные рекомендуемые размеры шрифтов (с учетом демонстрации презентации в маленьком учебном классе):
• заголовок 22-28 pt;
• подзаголовок 20 -24 pt;
• текст 18 - 22 pt;
• подписи данных в диаграммах 18 - 22 pt;
• шрифт легенды 16 - 22 pt;
• информация в таблицах 18 -22 pt.
Помните, чем больше помещение и удаленнее зрители (ученики) от экрана, тем крупнее должен быть шрифт.
Наименьшую высоту буквы (h), проецируемой на экран можно рассчитать по формуле: h = 0, 003D, где D – расстояние от учащихся, сидящих за последними столами кабинета, до экрана.
Не рекомендуется смешивать разные типы шрифтов. Нельзя злоупотреблять прописными буквами, т. к. они читаются хуже.
Единство в выборе цвета слайдов презентации, шрифтов, расположение текста, заголовков, картинок; использование рамок, заливки и пр. обеспечивает единый стиль в оформлении. Вместе с тем, презентация не должна быть однотипной и монотонной. Это достигается разумным разнообразием приемов оформления и содержания.
- Текст:
Количество текста на слайде регулируется с учетом назначения самой презентации и категории людей, на которых она рассчитана. (Чем младше дети, тем меньше информации на слайде должно быть).
С точки зрения эффективного восприятия текстовой информации один слайд, в среднем, должен содержать 7 - 13 строк. На слайде следует располагать список не более чем из 5-6 пунктов, в каждом из которых – не более 5-6 слов.
Текстовая информация на слайде отражает цель и содержание урока (лекции, воспитательного мероприятия). С точки зрения содержания, текст на слайде - это 23 определения, выводы, формулы, перечень объектов и пр. Как правило, один слайд – одна идея. ⎫
- Диаграммы и таблицы:
Диаграммы и таблицы используются в презентациях для представления цифровых и статистических данных. Они выполняют задачу повышения наглядности, образности лекции, выступления или доклада. Для педагога применение таблиц и диаграмм имеет значение и с точки зрения формирования у школьников умений анализировать, сравнивать полученную учебную информацию и делать собственные выводы. То есть в педагогической практике они рассматриваются как форма, прием представления учебной информации.
• Для того чтобы диаграммы и таблицы в полной мере выполняли свои функции в презентации, необходимо их качественное оформление.
• Текстовая информация в таблице должна хорошо читаться. Поэтому размер шрифта определяется в соответствии с требованиями к тексту, представленными выше. Следует отметить, что шрифт таблицы, может быть на 1-2 пункта меньше, чем основной текст на слайде.
• Одну таблицу можно разместить на нескольких слайдах (с сохранением заголовков) во избежание мелкого шрифта
• Таблица в презентации может стать более наглядной, если использовать приемы выделения цветом отдельных областей таблицы.
• Размер и вид диаграммы на слайде определяется в соответствии с требованиями эффективного восприятия наглядной и текстовой информации.
• С точки зрения восприятия графических объектов, на одном слайде рекомендуется размещать не более 3-х круговых диаграмм.
• Тип диаграммы должен соответствовать типу отображаемых данных
• Данные и подписи не должны накладываться друг на друга и сливаться с графическими элементами диаграммы.
• Если при форматировании слайда есть необходимость пропорционально уменьшить размер диаграммы, то размер шрифтов должен быть увеличен с таким расчетом, чтобы текстовая информация читалась.
• Таблицы и диаграммы лучше размещать на светлом или белом фоне
• При демонстрации таблиц и диаграмм уместно последовательное появление текстовой информации, что достигается с помощью настроек анимационных 24 эффектов. При этом следует придерживаться правил: единство стиля подачи материала; удобство восприятия текстовой и наглядной информации.
- Схемы:
Схемы в презентации это возможность образного, абстрактного представления многочисленных рядов, классификаций объектов и связей между их компонентами.
Как и диаграммы, схемы выполняют задачу обеспечения образности, наглядности представления содержания теоретического материала. Так же, как и таблицы, схемы позволяют комплексно, системно предоставить текстовой информацию.
• Как правило, на одном слайде размещается одна схема.
• Схема располагается в центре слайда, заполняя всю его площадь.
• Количество элементов на схеме определяется, с одной стороны, ее назначением, а с дугой – элементарным правилом «разумности», с точки зрения зрительного восприятия.
• Текстовая информация в схеме должна хорошо читаться. Поэтому размер шрифта определяется в соответствии с требованиями к тексту, представленными выше.
• При выборе цветовой гаммы и конфигурации объектов схемы помните, что схема – это наглядный образ содержания. Внешний вид схемы должен гармонично сочетаться с другими слайдами презентации.
- Рисунки, фотографии:
Рисунки чаще всего используются для: разъяснения абстрактных понятий теоретического лекционного материала. Фотографии и рисунки обеспечивают образное представление содержания выступлений.
Общие требования к использованию рисунков и фотографий на слайдах:
• четкость, качество исполнения самих фотографий и рисунков;
• соответствие фотографий, рисунков (как зрительного ряда) текстовому содержанию (фото и рисунки необходимо подписывать);
• разумное дозирование количества фотографий и рисунков в презентации и на одном слайде (как правило, это 3-5 изображений для иллюстрации одной идеи).
• размещение фотографий и рисунков на слайде должно отвечать общим дизайн-эргономическим требованиям экранного представления информации;
- для облегчения «веса презентации», т. е уменьшения объема файла фотографии рекомендуется представлять в сжатом виде. Грамотно подобранное изображение усиливает внимание, положительно влияет на понимание содержания учебного занятия, положительно влияет на эмоциональный фон занятия (мероприятия).
- Анимации и эффекты:
Одна из самых привлекательных особенностей презентации – конечно - же, интерактивность, что обеспечивается различными анимационными эффектами.
• Увиденное сначала предстает перед нами как образ – мы реагируем на поведение объекта (движение, изменение формы и цвета), выделяем размер, цвет, форму, а затем обращаем внимание на содержание.
• Понимание закономерностей восприятия, грамотное, планомерное использование приемов анимации – залог повышения эффективности восприятия материала, представленного в презентации.
• С помощью анимации создается модель какого-либо процесса, явления, наглядного решения задачи, последовательности выполнения каких- либо действий, ответов на вопросы и т. д. Планируя и оценивая презентацию, помните: анимации и эффекты – только к месту.
Не следует увлекаться анимациями, помня о том, что важен не внешний эффект, а содержание информации.
Оценка применения презентаций:
• Помните, презентация сопровождает речь педагога (лектора), но не заменяет ее. Поэтому текстовое содержание презентации должно предварять или разъяснять определенные положения, озвученные педагогом, но не повторять слово в слово. Особое внимание следует обратить на разделение смыслового наполнения между словами педагога и содержимым каждого слайда. Слова и связанные образы должны быть обязательно согласованы во времени. • Педагог должен быть компетентен в работе с данным ресурсом (подготовлен к работе с презентацией): знать технические основы, владеть методическими 26 приемами использования данного ресурса на уроке (в воспитательном мероприятии, на лекции и пр.).
• Помните, что демонстрация презентации, ролика занимает все внимание детей (слушателей), поэтому информация, которая дается педагогом по ходу демонстрации, должна соответствовать содержанию презентации, ибо другое все равно не будет восприниматься.
• Обратите внимание на то, что любой информационный кадр (страница, слайд) воспринимается сначала как образ, независимо от его истинной природы.
• Помните, что грамотная интеграция ИКТ и педагогических технологий обеспечивает наибольшую эффективность образовательного процесса. Педагогу важно превратить ученика из зрителя в соучастника. На это должна работать и презентация - ее структура и содержание могут обеспечивать и поддерживать взаимодействие педагога и учащихся.
Выполнение данных рекомендаций позволит обеспечить качественное оформление и содержание презентаций, соответствие основным критериям.
- Критерии оформления:
• соответствие оформления целям и содержанию презентации;
• единый стиль в оформлении;
• разумное разнообразие содержания и приемов оформления;
• грамотное использование различных шрифтов, списков, таблиц, схем, иллюстраций (рисунков, фото);
• качественное форматирование текста;
• качественное техническое оформление изображений (соответствующие размеры, четкость, яркость рисунков и фотоизображений;
• дизайн и эстетика оформления;
• продуманное, обоснованное применение анимации, настройки анимационных эффектов.
- Критерии содержания:
• соответствие содержания презентации содержанию учебного занятия (воспитательного мероприятия);
• соответствие содержания презентации целям, структуре самого мероприятия;
• слайд должен иметь простую, понятную структуру и содержать текстовые или графические элементы, несущие в себе зрительный образ как основную идею слайда;
• не стоит перегружать визуальный ряд слишком подробными и точными данными.
- Критерии применения:
• текстовое содержание презентации не должно повторять речь педагога слово в слово, должно быть разделение смыслового наполнения между словами педагога и содержимым каждого слайда; компетентность педагога в использовании презентаций: знание технических основ, владеть методическими приемами использования данного ресурса на занятии;
• интегрированное использование презентации и педагогических технологий.
- Критерии технической готовности:
• хорошее состояние и готовность аппаратуры к работе;
• рациональное, грамотное, безопасное размещение аппаратуры;
• наличие затемнения и быстрое управление им;
• соответствие общим гигиеническим условиям;
• соответствие санитарно-гигиеническим нормам и требованиям при использовании компьютера и мультимедийных приложений.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №56 общеразвивающего вида»
Составила
Старший воспитатель
Харитонова Т.А.
г.о.Электросталь
2017 г.
Цель работы по повышению ИКТ-компетентности педагогов ДОУ:
повышение уровня профессиональной компетенции педагогических работников, обеспечение качества образовательной деятельности на основе изучения и применения информационно-коммуникационных технологий в профессиональной педагогической деятельности.
Задачи:
- Повысить уровень информационной культуры педагогов, обеспечить соответствие уровня профессиональной компетенции педагогов современным квалификационным требованиям, предъявляемым к ним;
- Сформировать единую информационную образовательную среду с целью обеспечения согласованного доступа к информации всех участников образовательных отношений;
- Обогащать содержание социального партнерства с семьями воспитанников посредством использования в процессе взаимодействия современных средств взаимодействия (компьютерные технологии).
Предполагаемые результаты повышения ИКТ компетентности педагогов
Критерии эффективности применения разработанной системы повышения ИКТ-компетентности педагогов ДОУ:
- умеют создавать графические и текстовые документы (самостоятельно оформляют групповую документацию, мониторинг и т. д.);
- умеют применять электронные дидактические и педагогические программные средства;
- активно используют информационные технологии в образовательном деятельности (в процессе планирования, подготовки, поиск наглядного материала, аудио- видео-материалов и т.п.);
- владеют навыками поиска информации в Интернете;
- владеют программой PowerPoint для создания мультимедийных презентаций;
- умеют разрабатывать конспекты и применять в организованной деятельности с детьми информационные технологии;
- владеют способами и методами применения компьютерных технологий в работе с родителями;
- активно используют современные технологии для распространения собственного педагогического опыта (электронные портфолио, публикации, участие в дистанционных образовательных мероприятиях и т.д.).
Работа по повышению уровня профессиональной компетентности педагогов в области применения информационно-коммуницкационных технологий рассчитана на 1-1,5 года (в зависимости от уровня начальной ИКТ-компетенции). Обучение осуществляется в подгруппах.
Формы работы с педагогами:
В профессиональной деятельности педагог ДОУ может использовать:
- Офисные программы
- Интернет
- Электронные издания образовательного направления
План мероприятий по повышению
ИКТ-компетентности педагогов ДОУ:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности с детьми по познавательному развитию Тема: «Путешествие по осеннему лесу» с использованием СОТ «Информационно-коммуникационная технология в дошкольном образовании – Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В.»
Цель: Закрепление представлений о характерных признаках осени.Задачи: Углубить и конкретизировать представление об условиях жизни растений и животных осенью;Расширить знания детей о ...
«Информационно-коммуникативные технологии в ДОУ» Т.С. Комарова,И.И. Комарова, А.В. Туликов
В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегия развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации....
"Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ" Т.С. Комарова, А.В. Туликов
В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегия развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации....
"Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ". (Т.С. Комарова, А.В. Туликов)
В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегия развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации....
Информационно – коммуникационная технология в дошкольном образовании. Т.С. Комарова, И.И. Комарова, А.В. Туликов.
В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегия развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации....
Информационно-коммуникационные технологии (Т.С. Комарова, А.В. Туликов)
В концепции модернизации современного отечественного образования акцентировано отдельное внимание на использовании ИКТ. Информационная компетентность выделена в качестве одного из основных компонентов...