Экологический проект "Сохрани дерево"
проект (старшая группа) на тему

Ибрагимова Д.М

Проек ориентирован на формирование у детей  ответственного отношения к природным богатствам родного края, повышение творческой активности и природоохранной деятельности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_sohrani_derevo._ibragimova_d.m.docx39.11 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект «Сохрани дерево»

1. Введение

Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. На нашей планете в последнее время отмечаются серьезные нарушения механизмов саморегуляции систем разных уровней. Причины этого в экологической неграмотности человека, относящего к окружающему миру потребительски. Именно поэтому задачи изменения мировоззрения человека и экологического развития ребенка представляются первоочередными. «Любовь к Родине начинается с любви к природе». Именно под этим лозунгом детское экологическое движение страны проводит все мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, так как в этот период ребенок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и развития, период совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В дошкольном возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Природа - богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. Она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает в них массу радостных переживаний, развивает любознательность. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, на долго остаются в памяти, создают прочную основу для дальнейшего её познания. Известный педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что человек был и всегда остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой, и именно природа является вечным источником детского разума. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. В нашем детском саду детские исследовательские проекты, исследовательские работы, развивающие исследовательские занятия практикуются не первый год. Педагоги считают, что, если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира. Познания природы возможно только при непосредственном взаимодействии с ней и в этом нам помогает наиболее эффективный метод – метод экологических проектов, который подразумевает совместную деятельность педагогов, детей и родителей

Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы - разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. ….

Проблема для участников проекта:  Чем мы можем помочь живой природе?  

2.Актуальность
На протяжении многих веков человечество живет рядом с удивительными живыми существами - деревьями. Мы так привыкли к их соседству, что редко задумываемся о том, насколько они важны для жизни людей и всего живого на Земле. Каждый знает, что деревья - это легкие Земли, источник кислорода воздуха, а значит, источник здоровья людей. Важно не только знать об этом и уметь использовать чудесные свойства деревьев, но и необходимо научиться сохранять то, что нам дает природа. 
Ребенок уже в дошкольном возрасте способен осознанно понять и принять элементарные сведения о пользе деревьев для здоровья человека и правилах поведения в природе. Но нужно учесть то, что для маленьких детей деревья порой не представляют такого интереса, как животные или растения, ведь они считают их неживыми существами, а значит малоинтересными. Процесс познания должен быть интересен как в плане содержания, так и применяемых методов, и приемов. 

Коллектив детского сада начал эту серьезную работу с ближайшего зеленого окружения - с территории детского сада. Как правило, среди зеленых насаждений вокруг детского сада, можно встретить многих представителей флоры данной местности. Необходимо помнить и о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.
Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Новизна проекта заключается в использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включённость детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включённость. Проект позволяет детям и родителям заниматься любимым делом и одновременно приносит пользу окружающему миру

3. Цель проекта - формирование у детей ответственного отношения к природным богатствам родного края, повышение творческой активности и природоохранной деятельности детей

Задачи:

Обучающие: 
-формировать у детей представление о деревьях и их пользе для человека; 
-дать первоначальные сведения о карте местности 
Развивающие: 
-развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания; любознательность, наблюдательность; 
-приобретать детьми опыт исследовательской деятельности; 
-развивать мотивацию на здоровый образ жизни. 
Воспитательные: 
-воспитывать эмоциональное отношение к деревьям; 
Ожидаемые результаты:

Воспитанники: 

-расширят  с деревьями, и их функциями; 
-знакомы с некоторыми целебными свойствами деревьев для здоровья человека; 
-имеют первоначальные навыки "чтения" карты; 
-имеют представление о природе родного города 
Родители: 
-активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками через совместную проектную деятельность; 
-знают и применяют целебные свойства деревьев для оздоровления детей 
Педагоги: 
-осуществляют инновационную деятельность; 
-повышают профессиональный уровень; 
-расширяют свой экологический кругозор

Итоговым продуктом проекта является Карта зеленых насаждений детского сада. (На карте размечена территория детского сада и соответствующими карточками обозначены места произрастания деревьев) 

4. Этапы реализации проекта:

1-й — подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов;

2-й — собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами;

3-й — обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций

Состав участников: групповой (Воспитанники детского сада, воспитатели, специалисты)

5. В основу данного проекта положены следующие идеи:

В соответствии с ФГОС ДО проекта опирается на научные принципы ее построения:

• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;

• сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;

• единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

• принцип интеграции образовательных областей (Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

• решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

• построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

6. Вид проекта: Информационно-практико-ориентированные

7. Срок реализации: долгосрочный, с сентября 2016года  по сентябрь 2017 уч.год

8. Планирование и реализация деятельности, мероприятий


Планирование и организация деятельности, мероприятий

Образовательные области

Мероприятия

Задачи

Кем организовано

Дата /срок

I этап Подготовительный. Подбор художественной и научной литературы о бережном отношении к природе, детской литературы о деревьях, художественного слова, физминуток, дидактических пособий, демонстрационного материала,  и т.д.

подборка изображений деревьев, занесенных в Красную книгу; организация уголка в группе «Сохрани дерево»

II этап Реализация основных видов деятельности по проекту

Социально-коммуникативное развитие

ОБЖ

 «Опасности при лесных пожарах». Правила поведения в лесу», «Кто живет в лесу», «Насекомые леса», «Пернатые обитатели леса». Зачем нужен чистый воздух»

Игровая деятельность: «Маленькие помощники»,  «Охраняем природу»,  «Природа – наш друг!» Развивающие игры «Да и нет», «Плохо-хорошо», «Что было бы, если...»,

«Интервьюирование лесника» Сюжетно – ролевая игра «Экскурсия в лес», «Путешествие в волшебный лес в поисках волшебного дерева».

Настольно – печатные игры :«Как зовут тебя, деревце?»;

 «Что растет в лесу?»;«Четвертый лишний»; «Отвечай быстро» и др.

Словесные игры: «Найди дерево по описанию», «Что будет, если…»,«Дерево – это ...»

Театрализованная деятельность Разыгрывание сказки Александра Мецгер «Как звери тушили пожар»

Труд: Трудовая деятельность в уголке природы, на участке детского сада.

Укрывание дерева первым слоем “одеяла” (одеяло из опавших листьев) Посадить дерево на территории детского сада. Уход за деревьями на участке (полив)

Социализация, самообслуживание: Готовим напиток из берёзовых почек.

Экскурсия: «Какие деревья растут на территории детского сада».

Конструирование, ручной труд: «Изготовление книги леса». Конструирование из бумаги «Деревья» 

Расширять  и обогатить   знания и представлений детей о лесах родного края, об окружающем мире;

Формировать умение ориентироваться в правилах и нормах культуры поведения в лесу, развивать эмоциональную отзывчивость.

Воспитывать любовь к родной природе бережное отношение к природе

Воспитатели

Учебный год

Познавательное развитие

(Окружающий мир, конструи-е, позновательно-иследовательская деятельность, театральная деятельность, ФЭМП)

Беседа Беседы индивидуальные и групповые  на тему: «Лес - наше богатство!»,

НОД Что нужно сделать, чтобы наш город стало чистым и зелёным? «Дадим бумаге вторую жизнь — сохраним наш лес»,«Как мы экономим бумагу». «Деревья нашей местности»,

 «Лес в жизни человека», «Как на территории детского сада появились деревья», «Какую пользу приносят деревья», "Для чего нужны деревья", «Если исчезнут леса», «Для чего нужны деревья?»;

Куда деть «отслужившее» хвойное дерево без ущерба окружающей среде?

Чем можно заменить елочку в Новом году?

Экспериментально-исследовательская деятельность: Рассматривание бересты под лупой. «Свойства бумаги и картона», Какой стороной дышат листья?

Формирование элементарных экологических представлений о природе, о связях живых организмов с окружающей средой и друг с другом.

Развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, обществе.

Формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера, навыков природоохранной деятельности

Пропаганда среди родителей экологических знаний, приобщение их к вопросам экологического воспитания детей в семье.

Воспитатели

Учебный год

Речевое развитие

Чтение сказок об охране природы

Целевые экскурсии по территории детского сада.

 Чтение летних экологических сказок, о деревьях. 

НОД «Лес — это лёгкие Земли?»;

«Кто сажает деревья в лесу», «Огонь друг или враг»

Вечер загадок, игр, стихов, пословиц и поговорок о деревьях, лесе.

Составление экологических  сказок о растениях и животных леса, отгадывание загадок. (Составление “Сказок из мусора”)

Развитие у детей способности слушать литературные произведения различных жанров, принимать участие в рассказывании знакомых произведений;

Воспитание у детей интереса, внимания и доброжелательного отношения к окружающему, желание беречь и защищать природу 

формировать умения правильно употреблять в речи слова;

обеспечить количественное накопление слов для содержательного общения;

воспитывать эстетические чувства к родной природе;

учить детей связно рассказывать о явлениях природы, объяснять их, составлять творческие рассказы на экологические темы.

Художественно-эстетическое развитие

Разучивание танца «Труд муравьев» муз. Д.Шостаковича для презентации.

Прослушивание музыки и танцевальные импровизации.

Рассматривание пейзажных (В.Поленов, И.Левитан, И.Шишкин, В.Беликов и др.) и анималистических картин и иллюстарций (Е.и Н. Чарушины, В. Серов) .Праздник«Белоствольная красавица»

Коллаж "Не рубите деревья» Рисование «Береги природу», «Мое любимое дерево».«Как красиво и уютно в лесу».Рисование экологических знаков.

Аппликация Леса – это богатство нашего края. 

Рисование «Ягоды рябины», «Мы - лесные жители».

Коллективная разработка карты "Зеленый наряд детского сада" Поделки из бросового материала (сухих веток, желудей, коры деревьев) «Вторая жизнь бумаги и картона».

Развитие творческих способностей детей в различных видах художественно - эстетической деятельности,

формирование у детей запаса музыкальных впечатлений, использование их в разных видах деятельности;

Воспитатели

Муз. руковадитель

Физическое развитие (Физ.культура, формирование начальных представлений о ЗОЖ)

Подвижные игры: «Полоса препятствий» «Вдыхаем запахи леса»

Пальчиковая гимнастика

Физкультурные занятия на прогулке.

Продолжение работы по укреплению здоровья, развитию двигательных способностей и качеств (ловкости, быстроты, силы, гибкости)

Формирование у детей потребности в ежедневной двигательной активности; - Знакомство с доступными для детей дошкольного возраста способами укрепления здоровья

Взаимодействие с родителями

Беседа с родителями о проекте

Анкетирование родителей «Экологическое воспитание в семье»

Родительское собрание: «Пожарная безопасность в лесу»  

 Консультация для родителей:

«Учите детей любить природу»

«О целительной силе кедра. «Помогая лесной природе, мы помогаем себе»

Папки – передвижки: Подборка лучших рецептов по оздоровлению детей с помощью целебных сил деревьев."Как правильно изготовить скворечник".  “Береги Зелёного друга” 

Праздники и развлечений в ДОУ «Мы – защитники природы!», Викторина «Что ты знаешь о лесе

Конкурсы: «Изготовление книги леса, занесенных в Красную книгу». «Кормушка для птиц»,

Акции: «Посади деревце, куст».

«Собираем макулатуру — спасаем деревья!»

“Самый красивый участок”.

Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.

Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада

Воспитатели

Родители

Учебный год

III этап Итоговый сбор и обработка практических материалов. Оформление стенгазеты «Сохраним деревья».

Итоговый продукт проекта является Карта зеленых насаждений детского сада. На карте размечена территория детского сада и соответствующими карточками обозначены места произрастания деревьев.  


9. Ресурсное обеспечение проекта 

Информационные ресурсы  Проектор, фотоаппарат, лазерный диск, видеомагнитофон, компьютер(ы), принтер, видеокамера, проекционная система, видео-, DVD-проигрыватель, сканер, телевизор, мультимедийные презентации в программе Power Point?  Аудио кассеты: «Звуки леса»

Фонд методического кабинета:

• библиотека;

• игротека;

• фонотека.

  аудиотека;

10. Риски и пути преодоления рисков

 Риски: Отсутствие интереса у детей темой проекта. Малая активность родителей в участии совместных мероприятий в ходе реализации. Недостаточное количество демонстрационного материала.

Пути преодоления риска: Заинтересовать детей через разные виды деятельности. Применяя различные средства, методы и приёмы. проекта. Провести с родителями беседу и попросить их принять активное участие в данных мероприятиях, так как только в тандеме «родители + педагоги» мы сможем получить положительный результат бережного отношения к природе.  Пути преодоления риска: Приобретение необходимого материала в специализированных магазинах и на сайтах сети Интернете…

11.Нормативно-правовые ресурсы 

Закон РФ «Об образовании»

• УСТАВ ДОУ

• СанПиН 2.4.1.3049-13 (с изменениями от 04.04.2014г)

• Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)

• Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального Закона от 01.12.2007 № 309-ФЗ

• Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 года № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

12.  Критерии оценивания проекта

11.1 Удовлетворённость родителей результатом работы ДОУ (созданными условиями, уровнем подготовки ребёнка к школе, интересом ребёнка к образовательному процессу).

11.2  Соответствие условий обучения дошкольников нормам СанПиНа.

11.3 Информированность родителей об организации воспитательного и образовательного процесса дошкольника.

11.4 Отсроченный результат: успешность воспитанника ДОУ в начальной школе.

13  Выводы: В ходе работе над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обобщили и обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения различных методов и приемов. Мы использовали различные формы деятельности. Совместно с детьми и родителями разработаны, организованы различные конкурсы, игры, праздники. В период работы над проектом развили у детей эмоционально-чувственные отношения к объектам живой и неживой природы, ценностное представление об организации природоохранной деятельности, способности к творческо-поисковой деятельности. В ходе экспериментальной деятельности у детей развили воображение, мышление, восприятие, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Воспитали в детях желание трудиться, видя результаты своего труда в объектах природы. Дошкольники научились передавать свои чувства в рисунках, поделках и произведениях. Объекты экологической тропы приобрели научные характеристики. Положительным результатом реализации проекта стало создание комфортной развивающей образовательной среды в нашем дошкольном учреждении.

14. Приложение Конспекты занятий, игр, фотоматериалы

Дидактические игры Познавательный материал, дидактические игры, упражнения, пособия по экологии.

Раздаточный и демонстрационный материал: 

  Изделия из древесины народных умельцев: матрёшки, ложки, игрушки, музыкальные инструменты, шкатулки, посуда и. пр.

 Театральные атрибуты:

  Шапочки для подвижных игр и сценок: Дятел; Ель; Сосна; Берёзка; Кленовые листья; Шишки еловые;

 Настольный театр по сказкам: «Теремок», «Пузырь, Соломинка и Лапоть»

 Детская художественная литература:

 Русские народные сказки «Пузырь, соломинка и лапоть», «Теремок»;

  С.Маршак (из ДжанниРодари) «Чем пахнут ремёсла?»;

 К. Д. Ушинский «Берёза моя, берёзонька…»;

  К.Д. Ушинский «Дятел»;

  С. Маршак . Откуда стол пришёл?

   Г. Ладошников. Новый дом.

   З.Александрова.  Птичья Ёлка.

  Е.Соколова. Живая ёлочка.

  Е. Соколова. Зелёная красавица.

   А. Часовников. Лесорубы.

   А. Часовников. Комбинат.

    А. Часовников. Сплавщики.«Мудрость дерева» А. Лопатина. Цель: воспитывать уважение и любовь к деревьям, что многому можно научиться у них.

«Жизнь дерева» А. Лопатина. Цель: воспитывать бережное отношение к деревьям.

«Липкины дары» А. Лопатина. Цель: объяснить детям, что деревья имеют целебные свойства. В.Зотов “Лесная мозайка”,Ю.Дмитриев “Здравствуй, белка”, Л.Колвин “Живой мир”, “Окно в мир” (экологический атлас), Н.Романова  “Муравей-красная точка”, И.Соколов – Микитов “Весна в лесу”, В.Бианки “Кто чем поет”, “Приключения муравьишки”,  Д.Мамин-Сибиряк “Про Воронушку-черную головушку и желтую канарейку”, В.Даль “Старик – годовик”,  рассматривание иллюстраций.

                                                        Литература:

1. Материалы флоры и фауны Республики Татарстан: иллюстрации, макеты, коллекции, проспекты, гербарии, альбомы.

2. Парциальные программы по экологическому воспитанию дошкольников: Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду»; Аксенова З.Ф. «Войди в природу другом, Экологическое воспитание дошкольников»;Рыжова «Экологическое развитие детей в детском саду» и другая методическая литература по экологическому развитию дошкольников в ДОУ. 5. Цветники, альпийская горка для воспитания в детях чувства прекрасного.

. 14.Интернет ресурсы, проведение презентаций. 15.Высокий профессиональный уровень педагогов ДОУ. 16. Муцетони В. М. Жил – был листок. – М.: Издательский дом Карапуз, 2004

Рыжова Н. А. Невидимые ниточки природы. – М.: Международный университет, 2-е изд.,2005

Рыжова Н. А. Развивающая среда детского сада. – М.: Линка-Пресс, 2003

Рыжова  Н. А. Программа «Наш дом – природа». – М.: Карапуз – ДИДАКТИКА, 2005

Рыжова Н. А. Что у нас под ногами. Блок: «Песок. Глина. Камни». – М.: Карапуз – ДИДАКТИКА, 2005

Рыжова Н. А.  Экологическое образование в детском саду. – М.: Издательский дом Карапуз, 2001

Рыжова Н. А. Экологический проект «Мое дерево». – М.: Карапуз – ДИДАКТИКА – ТЦ Сфера, 2005 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Дерево"

Ребенку легко воспринимать животных и растения на равных. Очень важно не пропустить этот период в жизни ребенка и использовать его в целях экологического воспитания. Для этого и был разработан экологи...

Экологический проект "Деревья - наши верные друзья"

Экологический проект "Деревья- наши верные друзья"...

Экологический проект "Деревья нашего поселка"

Проект предназначен для детей младшего дошкольного возраста...

Экологический проект «Деревья являются частью нашей жизни...»

В настоящее время требования экологической образованности и культуры становятся неотъемлемыми качествами общей культуры личности. Всё больше внимания уделяется экологическому образованию, формированию...

Комплексный экологический проект "Экологическая тропа.Деревья нашего детского сада".

Любовь   к Родине начинается с любви к природе». Именно под этим лозунгом детское экологическое движение  страны проводит все мероприятия, которые направлены на то...

Проект Непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию Познание окружающего мира посредством экологического воспитания. «Деревья наши друзья»

Познание окружающего мира посредством экологического воспитания. «Деревья наши друзья»Экологическое образование детей дошкольного возраста чрезвычайно актуальная проблема настоящего времен...