Родительский клуб
методическая разработка на тему
Родительский клуб в коррекционной группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
my_vmeste_.roditelskiy_klub.docx | 71.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №8»
ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ:
На заседании Педагогического Заведующий МАДОУ №8 Совета МАДОУ «ДС КВ №8» ______________О.С.Шенцова Протокол №_________ Приказ №__________________ «______»_______________20______г «____»______________20___года
Программа
комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ
Воспитатель:
Курусь Е.Г.
Ленинск-Кузнецкий
2017
Комплексное сопровождение родителей, воспитывающих детей 4-7 лет
с ограниченными возможностями здоровья
Пояснительная записка:
Родители ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) очень нуждаются в поддержке окружающих, и не только близких и специалистов, но и общества в целом. Без этого появляется ощущение, что они остались один на один со сложной ситуацией. Душу охватывает ураган различных чувств: надежда на лучшее, панический страх, ужас, боль, обида и т.д. Всѐ это может привести к тому, что родители будут находиться в состоянии нервного напряжения и столкнутся с множеством проблем и испытаний, связанных с развитием малыша, и со сложными семейными отношениями.
Одним из факторов, влияющих на успешность в жизни, уровень социальной адаптации, является умение самостоятельно принимать решения, действовать в соответствии с ними и нести ответственность за результат. Как помочь родителям переступить через желание сделать за ребенка то, что у него пока не получается, как научить их принимать его право свершать ошибки и исправлять их, а главное – как несмотря ни на что воспитать малыша самостоятельным. Большинство родителей, имеющих детей с ОВЗ, не могут адекватно оценить возможности ребенка, неправильно его воспитывают. Они первоначально не готовы к адекватному взаимодействию и взаимопониманию в силу того, что их взгляд на собственного ребенка и его перспективы не совпадает с оценками специалистов ДОУ, и не получая быстрого результата, родители впадают в отчаяние, перестают верить в оптимистический прогноз развития своего ребенка.
В помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста с ОВЗ, необходимо создать родительский клуб «Мы вместе», цель которого – комплексное сопровождение родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.
Задачи:
1. Работа с эмоциональным состоянием, овладение навыками выражения чувств, поиск внешних и внутренних ресурсов семьи.
2. Знакомство с основными нормативными документами, обеспечивающими и объясняющими права ребенка с ОВЗ.
3. Повышение родительской компетенции, улучшение детско-родительских отношений и семейного климата.
Учебно-тематический план занятий родительского клуба «Мы вместе»:
Работа группы включает 8 занятий в год продолжительностью от часа до 1 часа 30 минут.
№ | Тема занятия | Основное содержание | примечание |
Теоретическая часть | Практическая часть | |||
1 | «Давайте познакомимся» | 1.Притча «Создай все сам!» 2.Сообщение педагога-психолога о содержании занятий | 1.Упражнения: «Поменяйтесь местами те, кто…»; «Знакомство»; «Шарик в паре». 2.Рефлексия. | Раздаточный материал: - текст притчи; - таблица с содержательной частью встреч. |
2 | «Ребенок и право» | 1.Китайская притча; 2.Собщение о нормативно-правовой базе инклюзивного (интегрированного) образования. | 1.Упражнения: «Броуновское движение»; «Вот он какой»; «Комплимент». 2.Рефлексия. | Раздаточный материал: - текст притчи; - перечень правовых документов. |
3 | «Диагноз ребенка - это приговор или…? | 1.Притча о лягушке; 2.Просмотр и обсуждение мультфильма «Необычный младший братик» | 1.Упражнения: «Слепой и поводырь»; «Двое с одним мелком». 2.Рефлексия. | Раздаточный материал: - текст притчи; - памятка для родителей «Искусство общения с ребенком. 10 золотых правил по Ю.Б.Гиппенрейтер» |
4 | «Я сам» | 1.Притча «Лев среди овец»; 2.Беседа-обсуждение вопросов «Что я жду от детского сада по отношению к своему ребенку?» «Что такое «самостоятельность ребенка»?» | 1.Упражнения: «Говорящие вещи»; «Весенний дождь». 2.Рефлексия. | Раздаточный материал: - текст притчи; - Памятка родителям о ребенке. |
5 | «Поиграй со мною, мама!» | 1.Притча «Лотерейный билет»; 2.Сообщение о значении игры в жизни ребенка и этапах развития игровой деятельности. | 1.Упражнения: «Три лица»; «Лукошко». 2.Рефлексия. | Раздаточный материал: - текст притчи; - таблица «Этапы развития игровой деятельности». |
6 | «Нам тонко чувствовать дано…» | 1.»Притча о двух волках»; 2.Необычная история с последующим обсуждением. | 1.Упражнения: «Воздушный шар»; «Мои чувства»; «Испуганный ежик». 2.Рефлексия. | Раздаточный материал: - текст притчи и необычной истории. |
7 | «Где силы взять?» | «Притча о горчичном зерне» | 1.Упражнения: «Газета»; «Осознание, понимание, действия»; «Запомни свое место, или Место, где я себя хорошо чувствую». 2.Рефлексия. | Раздаточный материал: - текст притчи; - Рекомендации родителям, воспитывающим ребенка с ОВЗ. |
8 | «Давайте скажем друг другу «До | «Притча о добром царе и крестьянине» | Создание коллажа на тему «Что мне | Раздаточный материал: - текст притчи. |
свидания»» | дала работа в группе «Мы вместе» |
Причины необходимости создания модели работы с детьми с ОВЗ:
∙ Поиск оптимальных подходов к организации эффективной коррекционной, воспитательной и образовательной помощи детям;
∙ Необходимость совершенствования методов психологической и коррекционно-педагогической работы;
∙ Недостаток в специальных знаниях (теоретических работ и научных исследований в области специального образования детей с ОВЗ);
∙ Недостаточное программно-методическое обеспечение образовательного процесса для лиц с ОВЗ.
Цель сопровождения детей с ОВЗ – создание оптимальной системы комплексного сопровождения детей с ОВЗ в условиях детского сада:
∙ На максимальное всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями; ∙ Коррекцию его психофизических недостатков;
∙ Актуальное включение его в окружающую среду; ∙ Подготовку к школьному обучению.
Алгоритм сопровождения детей с ОВЗ:
∙ Сбор информации и составление банка данных с ОВЗ;
∙ Повышение психолого-педагогической компетенции и профессиональное самосовершенствование всех участников комплексного сопровождения, в том числе и родителей:
∙ Выбор технологии воспитания и развития детей с ОВЗ;
∙ Разработка основных областей деятельности специалистов сопровождения с учетом комплексности взаимодействия;
∙ Психолого-педагогическая диагностика детей, определение основных направлений коррекционно-развивающей работы, составление адаптированных индивидуальных коррекционно-развивающих программ;
∙ Включение родителей в процесс комплексного сопровождения ребенка; ∙ Информирование родителей о результатах работы с детьми;
∙ Оценка эффективности совместной деятельности участников сопровождения в рамках разработанной модели;
∙ Проектирование последующей работы с детьми.
Сопровождение детей с ОВЗ ведется в рамках психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПк):
1. Диагностика проблемных сфер развития детей по запросам родителей и педагогов. 2. Составление банка данных о детях с ОВЗ.
3. Консультации по запросу педагогов и родителей.
4. Рекомендации педагогам по организации коррекционно-педагогического процесса.
5. Консультации и рекомендации педагогам и родителям по итогам психологического обследования и коррекционно-развивающей работы.
6. Разработка программ для индивидуальной работы.
7. Анализ совместной деятельности специалистов ПМПк, педагогов, родителей. Прогноз развития ребенка.
Этапы организации комплексного сопровождения детей с ОВЗ:
1) Диагностико-прогностический; 2) Коррекционно-формирующий; 3) Оценочно-проективный.
Основные направления диагностико-прогностического этапа:
∙ Информация о развитии и воспитании ребенка (анамнез, особенности воспитания в семье); ∙ Всесторонняя оценка интеллектуального развития;
∙ Диагностика развития психических функций; ∙ Оценка психомоторного развития;
∙ Оценка развития эмоционально-волевой сферы;
∙ Оценка поведения и психологических механизмов его регуляции; ∙ Оценка характера и особенностей личности в целом;
∙ Прогноз пути и характера дальнейшего развития ребенка.
В процессе диагностики выявляется уровень развития психических функций, определяется, какие из них развиваются наиболее успешно, а какие отстают. Это необходимо, чтобы опираться на сохраненные функции в процессе воспитательно-образовательной работы. Стимулировать развитие отстающих функций рекомендуется с помощью специальных психолого-педагогических приемов. (Параллельно с психологической диагностикой обследование проводится и другими специалистами комплексного сопровождения ребенка, для каждого в своей области).
По завершении диагностики на каждого ребенка оформляется папка, которая ведется, пополняется в процессе сопровождения и включает:
∙ Договор ДОУ с родителями по комплексному сопровождению ребенка;
∙ Результаты диагностики (протоколы обследования, заключения специалистов, представления на ребенка специалистов ПМПк);
∙ Индивидуально ориентированную программу сопровождения;
∙ Динамические результаты развития, заключения специалистов по окончании сопровождения и рекомендации по дальнейшей работе с ребенком.
Коррекционно-формирующий этап предполагает ежегодное диагностическое обследование детей с ОВЗ в начале и конце учебного года. По результатам обследования на ПМПк определяется стратегия этого этапа работы с ребенком, которая реализуется через адаптированную индивидуальную программу комплексного сопровождения, составляется прогноз развития. В конце курса реализации программы проводится диагностика, позволяющая сделать выводы о динамике развития и достоверности прогноза.
Основной целью работы на этом этапе является обеспечение позитивных сдвигов в психическом и физическом развитии ребенка и целенаправленное продвижение относительно его собственных возможностей.
Основные направления работы психолого-педагогической коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ
1. Формирование первичных умений и навыков разных видов деятельности: общение, игра, самообслуживание и др. Адаптация в социуме.
2. Развитие эмоционального, речевого, предметно-действенного и игрового общения с окружающими:
a) развитие зрительно-моторной сферы и функциональной возможностей кисти и пальцев, подготовка руки к овладению письмом;
b) коррекция нарушения эмоциональной сферы. 3. Развитие когнитивной сферы:
a) стимуляция сенсорных функций, формирование пространственных и временных представлений;
b) формирование готовности к обучению в школе.
Оценочно-проективный этап включает:
∙ оценку эффективности совместной деятельности участников сопровождения в рамках разработанной модели в работе с детьми с ОВЗ;
∙ проектирование последующей работы с детьми.
Работа педагога-психолога с педагогическим коллективом:
В комплексном сопровождении развития ребенка педагог является одним из главных «сопровождающих», т.к. именно он реализует рекомендации специалистов в повседневной работе с ребенком с ОВЗ.
Поэтому важнейшим направлением в работе с педагогами сопровождения являются:
∙ повышение психологической компетентности педагогов через различные формы просвещения: семинары, практикумы, консультации, беседы, дискуссии;
∙ оказание помощи в профессиональном самосовершенствовании и самореализации;
∙ взаимодействие в системе сопровождения в вопросах анализа совместной деятельности;
∙ разработки индивидуальных коррекционных программ, обсуждение поэтапных итогов, их реализации эффективности;
∙ реализация рекомендаций специалистов.
Взаимодействие с родителями, имеющих детей с ОВЗ:
Сотрудничество с родителями – очень непростой процесс, от успешности которого во многом зависит эффективность достижения целей обучения, воспитания и коррекции. «Взаимодействие» рассматривается как социальное партнерство, что подразумевает равное участие в воспитании ребенка, как детского сада, так и семьи.
Эффективные формы работы с родителями:
∙ консультации по запросу родителей;
∙ самодиагностика родительского отношения к детям;
∙ обсуждение проблемных психологических ситуаций, приемов общения, поведения детей и родителей.
∙ информирование родителей о результатах психолого-педагогических обследований, результатах коррекционно-развивающей работы;
∙ знакомство семьи с индивидуальной программой развития ребенка; ∙ работа родительского клуба.
Формы работы с родителями носят как индивидуальный, так и групповой характер. Расширить диапазон взаимодействия с ними позволит работа родительского клуба, где комплексный подход к организации занятий с родителями позволяет наладить взаимодействие детско-родительских отношений и проработать основные психологические проблемы.
Прогнозируемые результаты:
Дети:
∙ позитивная адаптация к условиям ДОУ;
∙ динамика психического, физического, интеллектуального развития при активном включении в коррекционно-развивающую работу;
∙ эффективное формирование нарушенных функций;
∙ развитие личности ребенка, развитие навыков общения; ∙ приобретение социального опыта.
Педагоги:
∙ развитие психолого-педагогической компетентности, понимание специфики работы с детьми с ОВЗ;
∙ профессиональное самосовершенствование и самореализация через использование эффективных форм, методов и приемов работы, разработку индивидуальных программ развития детей с ОВЗ на основе психолого-педагогического прогнозирования;
∙ приобретение навыков работы в системе комплексного сопровождения детей.
Родители:
∙ получение квалификационной медико-психолого-педагогической помощи по воспитанию и развитию ребенка с ОВЗ;
∙ адекватность установок в отношении перспектив ребенка;
∙ информированность о результатах коррекционно-развивающей работы с ребенком, в том числе в рамках ПМПк ДОУ;
∙ приобретение основ психолого-педагогических знаний по воспитанию ребенка с ОВЗ;
∙ получение психологической поддержки по гармонизации детско-родительских отношений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительская встреча в рамках родительского клуба "Диалог" - "Азбука родительской любви"
Работа с родителями. Гармонизация детско-родительских отношений, самообразование родителей в области педагогических знаний...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ, ПО СРЕДСТВАМ РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА РАЗВИТИЯ И ДОСУГА «КЛУБ МОЛОДОЙ СЕМЬИ»
Сегодня перед педагогами детских садов стоит сложная задача – привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребенком, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов. Современная семья ...
Сценарий заседания детско-родительского клуба "Безопасное колесо"; Заседание детско-родительского клуба "Весёлые приключения, в королевстве Считая второго"
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – Детский сад №88» Кировского района г.Казани Сценарий заседания детско-родит...
Детско-родительский клуб "Клуб веселых математиков" (старший дошкольный возраст)
Детско-родительский клуб "Клуб веселых математиков" (старший дошкольный возраст)...
Круглый стол ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА «ЗДОРОВЯЧОК» «Выбор эмблемы клуба»
Цель: выбор и утверждение эмблемы клуба; знакомство с элементами самомассажа, с играми позволяющими развивать коммуникативные способности, и играми которые учат передавать различные эмоцион...
Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»
Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...
семейный клуб "ладошки" . Родительский клуб — форма эффективного взаимодействия ДОО с семьями воспитанников в соответствии с ФГОС .
Кадукова Наталья ВасильевнаРодительский клуб — форма эффективного взаимодействия ДОО с семьями воспитанников в соответствии с ФГОС«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в дет...