Родительский клуб
методическая разработка на тему

Курусь Екатерина Геннадьевна

Родительский клуб в коррекционной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_vmeste_.roditelskiy_klub.docx71.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №8»

ПРИНЯТО:                                                                             УТВЕРЖДАЮ:

На заседании Педагогического                                              Заведующий МАДОУ №8                          Совета МАДОУ «ДС КВ №8»                                                ______________О.С.Шенцова                                                                                                                                                                                 Протокол №_________                                                            Приказ №__________________ «______»_______________20______г                                   «____»______________20___года

Программа

комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ

        Воспитатель:

Курусь Е.Г.

Ленинск-Кузнецкий

2017


Комплексное сопровождение родителей,             воспитывающих детей 4-7 лет

с ограниченными возможностями здоровья

Пояснительная записка:

Родители ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) очень нуждаются в поддержке окружающих, и не только близких и специалистов, но и общества в целом. Без этого появляется ощущение, что они остались один на один со сложной ситуацией. Душу охватывает ураган различных чувств: надежда на лучшее, панический страх, ужас, боль, обида и т.д. Всѐ это может привести к тому, что родители будут находиться в состоянии нервного напряжения и столкнутся с множеством проблем и испытаний, связанных с развитием малыша, и со сложными семейными отношениями.

Одним из факторов, влияющих на успешность в жизни, уровень социальной адаптации, является умение самостоятельно принимать решения, действовать в соответствии с ними и нести ответственность за результат. Как помочь родителям переступить через желание сделать за ребенка то, что у него пока не получается, как научить их принимать его право свершать ошибки и исправлять их, а главное – как несмотря ни на что воспитать малыша самостоятельным. Большинство родителей, имеющих детей с ОВЗ, не могут адекватно оценить возможности ребенка, неправильно его воспитывают. Они первоначально не готовы к адекватному взаимодействию и взаимопониманию в силу того, что их взгляд на собственного ребенка и его перспективы не совпадает с оценками специалистов ДОУ, и не получая быстрого результата, родители впадают в отчаяние, перестают верить в оптимистический прогноз развития своего ребенка.

В помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста с ОВЗ, необходимо создать родительский клуб «Мы вместе», цель которого – комплексное сопровождение родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.

Задачи:

1. Работа с эмоциональным состоянием, овладение навыками выражения чувств, поиск внешних и внутренних ресурсов семьи.

2. Знакомство с основными нормативными документами, обеспечивающими и объясняющими права ребенка с ОВЗ.

3. Повышение родительской компетенции, улучшение детско-родительских отношений и семейного климата.

Учебно-тематический план занятий родительского клуба «Мы вместе»:

Работа группы включает 8 занятий в год продолжительностью от часа до 1 часа 30 минут.

Тема занятия

Основное содержание

примечание


Теоретическая часть

Практическая часть

1

«Давайте познакомимся»

1.Притча        «Создай        все сам!»

2.Сообщение        педагога-психолога о содержании занятий

1.Упражнения: «Поменяйтесь местами те, кто…»; «Знакомство»; «Шарик в паре». 2.Рефлексия.

Раздаточный материал: - текст притчи;

- таблица с содержательной частью встреч.

2

«Ребенок        и право»

1.Китайская притча; 2.Собщение        о нормативно-правовой базе        инклюзивного (интегрированного) образования.

1.Упражнения: «Броуновское движение»; «Вот он какой»; «Комплимент». 2.Рефлексия.

Раздаточный материал: - текст притчи;

-        перечень        правовых документов.

3

«Диагноз ребенка - это приговор или…?

1.Притча о лягушке; 2.Просмотр и обсуждение мультфильма «Необычный        младший братик»

1.Упражнения: «Слепой        и поводырь»;

«Двое        с        одним мелком». 2.Рефлексия.

Раздаточный материал: - текст притчи;

- памятка для родителей «Искусство        общения        с ребенком.      10        золотых правил                              по Ю.Б.Гиппенрейтер»

4

«Я сам»

1.Притча        «Лев        среди овец»;

2.Беседа-обсуждение вопросов «Что я жду от детского        сада        по отношению      к      своему ребенку?»

«Что        такое «самостоятельность ребенка»?»

1.Упражнения: «Говорящие вещи»; «Весенний дождь». 2.Рефлексия.

Раздаточный материал: - текст притчи;

- Памятка родителям о ребенке.

5

«Поиграй        со мною, мама!»

1.Притча        «Лотерейный билет»;

2.Сообщение о значении игры в жизни ребенка и этапах развития игровой деятельности.

1.Упражнения: «Три лица»; «Лукошко». 2.Рефлексия.

Раздаточный материал: - текст притчи;

-        таблица        «Этапы развития                  игровой деятельности».

6

«Нам        тонко чувствовать дано…»

1.»Притча        о        двух волках»;

2.Необычная история с последующим обсуждением.

1.Упражнения: «Воздушный шар»; «Мои чувства»; «Испуганный ежик». 2.Рефлексия.

Раздаточный материал:

-        текст        притчи        и необычной истории.

7

«Где        силы взять?»

«Притча        о        горчичном зерне»

1.Упражнения: «Газета»; «Осознание, понимание, действия»; «Запомни        свое место, или Место, где я себя хорошо чувствую». 2.Рефлексия.

Раздаточный материал: - текст притчи;

- Рекомендации родителям, воспитывающим ребенка с ОВЗ.

8

«Давайте скажем друг другу «До

«Притча о добром царе и крестьянине»

Создание     коллажа на тему «Что мне

Раздаточный материал: - текст притчи.


свидания»»

дала        работа        в группе               «Мы вместе»

Причины необходимости создания модели работы с детьми с ОВЗ:

∙        Поиск оптимальных подходов к организации эффективной коррекционной, воспитательной и образовательной помощи детям;

∙        Необходимость        совершенствования        методов        психологической        и        коррекционно-педагогической работы;

∙        Недостаток в специальных знаниях (теоретических работ и научных исследований в области специального образования детей с ОВЗ);

∙        Недостаточное программно-методическое обеспечение образовательного процесса для лиц с ОВЗ.

Цель сопровождения детей с ОВЗ – создание оптимальной системы комплексного сопровождения детей с ОВЗ в условиях детского сада:

∙        На максимальное всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями; ∙        Коррекцию его психофизических недостатков;

∙        Актуальное включение его в окружающую среду; ∙        Подготовку к школьному обучению.

Алгоритм сопровождения детей с ОВЗ:

∙        Сбор информации и составление банка данных с ОВЗ;

∙        Повышение        психолого-педагогической        компетенции        и        профессиональное самосовершенствование всех участников комплексного сопровождения, в том числе и родителей:

∙        Выбор технологии воспитания и развития детей с ОВЗ;

∙        Разработка основных областей деятельности специалистов сопровождения с учетом комплексности взаимодействия;

∙        Психолого-педагогическая        диагностика        детей,        определение        основных        направлений коррекционно-развивающей      работы,      составление        адаптированных        индивидуальных коррекционно-развивающих программ;

∙        Включение родителей в процесс комплексного сопровождения ребенка; ∙        Информирование родителей о результатах работы с детьми;

∙        Оценка эффективности совместной деятельности участников сопровождения в рамках разработанной модели;

∙        Проектирование последующей работы с детьми.

Сопровождение детей с ОВЗ ведется в рамках психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПк):

1. Диагностика проблемных сфер развития детей по запросам родителей и педагогов. 2. Составление банка данных о детях с ОВЗ.


3. Консультации по запросу педагогов и родителей.

4. Рекомендации педагогам по организации коррекционно-педагогического процесса.

5. Консультации и рекомендации педагогам и родителям по итогам психологического обследования и коррекционно-развивающей работы.

6. Разработка программ для индивидуальной работы.

7. Анализ совместной деятельности специалистов ПМПк, педагогов, родителей. Прогноз развития ребенка.

Этапы организации комплексного сопровождения детей с ОВЗ:

1) Диагностико-прогностический; 2) Коррекционно-формирующий; 3) Оценочно-проективный.

Основные направления диагностико-прогностического этапа:

∙        Информация о развитии и воспитании ребенка (анамнез, особенности воспитания в семье); ∙        Всесторонняя оценка интеллектуального развития;

∙        Диагностика развития психических функций; ∙        Оценка психомоторного развития;

∙        Оценка развития эмоционально-волевой сферы;

∙        Оценка поведения и психологических механизмов его регуляции; ∙        Оценка характера и особенностей личности в целом;

∙        Прогноз пути и характера дальнейшего развития ребенка.

В процессе диагностики выявляется уровень развития психических функций, определяется, какие из них развиваются наиболее успешно, а какие отстают. Это необходимо, чтобы опираться на сохраненные функции в процессе воспитательно-образовательной работы. Стимулировать развитие отстающих функций рекомендуется с помощью специальных психолого-педагогических приемов. (Параллельно с психологической диагностикой обследование проводится и другими специалистами комплексного сопровождения ребенка, для каждого в своей области).

По завершении диагностики на каждого ребенка оформляется папка, которая ведется, пополняется в процессе сопровождения и включает:

∙        Договор ДОУ с родителями по комплексному сопровождению ребенка;

∙        Результаты диагностики (протоколы обследования, заключения специалистов, представления на ребенка специалистов ПМПк);

∙        Индивидуально ориентированную программу сопровождения;

∙        Динамические результаты развития, заключения специалистов по окончании сопровождения и рекомендации по дальнейшей работе с ребенком.

Коррекционно-формирующий этап предполагает ежегодное диагностическое обследование детей с ОВЗ в начале и конце учебного года. По результатам обследования на ПМПк определяется стратегия этого этапа работы с ребенком, которая реализуется через адаптированную индивидуальную программу комплексного сопровождения, составляется прогноз развития. В конце курса реализации программы проводится диагностика, позволяющая сделать выводы о динамике развития и достоверности прогноза.


Основной целью работы на этом этапе является обеспечение позитивных сдвигов в психическом и физическом развитии ребенка и целенаправленное продвижение относительно его собственных возможностей.

Основные направления работы психолого-педагогической коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ

1. Формирование первичных умений и навыков разных видов деятельности: общение, игра, самообслуживание и др. Адаптация в социуме.

2. Развитие эмоционального, речевого, предметно-действенного и игрового общения с окружающими:

a) развитие зрительно-моторной сферы и функциональной возможностей кисти и пальцев, подготовка руки к овладению письмом;

b) коррекция нарушения эмоциональной сферы. 3. Развитие когнитивной сферы:

a) стимуляция сенсорных функций, формирование пространственных и временных представлений;

b) формирование готовности к обучению в школе.

Оценочно-проективный этап включает:

∙        оценку эффективности совместной деятельности участников сопровождения в рамках разработанной модели в работе с детьми с ОВЗ;

∙        проектирование последующей работы с детьми.

Работа педагога-психолога с педагогическим коллективом:

В        комплексном        сопровождении        развития        ребенка        педагог        является        одним        из        главных «сопровождающих», т.к. именно он реализует рекомендации специалистов в повседневной работе с ребенком с ОВЗ.

Поэтому важнейшим направлением в работе с педагогами сопровождения являются:

∙        повышение        психологической        компетентности        педагогов        через        различные        формы просвещения: семинары, практикумы, консультации, беседы, дискуссии;

∙        оказание помощи в профессиональном самосовершенствовании и самореализации;

∙        взаимодействие в системе сопровождения в вопросах анализа совместной деятельности;

∙        разработки индивидуальных коррекционных программ, обсуждение поэтапных итогов, их реализации эффективности;

∙        реализация рекомендаций специалистов.

Взаимодействие с родителями, имеющих детей с ОВЗ:


Сотрудничество с родителями – очень непростой процесс, от успешности которого во многом зависит эффективность достижения целей обучения, воспитания и коррекции. «Взаимодействие» рассматривается как социальное партнерство, что подразумевает равное участие в воспитании ребенка, как детского сада, так и семьи.

Эффективные формы работы с родителями:

∙        консультации по запросу родителей;

∙        самодиагностика родительского отношения к детям;

∙        обсуждение проблемных психологических ситуаций, приемов общения, поведения детей и родителей.

∙        информирование        родителей        о        результатах        психолого-педагогических        обследований, результатах коррекционно-развивающей работы;

∙        знакомство семьи с индивидуальной программой развития ребенка; ∙        работа родительского клуба.

Формы работы с родителями носят как индивидуальный, так и групповой характер. Расширить диапазон взаимодействия с ними позволит работа родительского клуба, где комплексный подход к организации занятий с родителями позволяет наладить взаимодействие детско-родительских отношений и проработать основные психологические проблемы.

Прогнозируемые результаты:

Дети:

∙        позитивная адаптация к условиям ДОУ;

∙        динамика психического, физического, интеллектуального развития при активном включении в коррекционно-развивающую работу;

∙        эффективное формирование нарушенных функций;

∙        развитие личности ребенка, развитие навыков общения; ∙        приобретение социального опыта.

Педагоги:

∙        развитие психолого-педагогической компетентности, понимание специфики работы с детьми с ОВЗ;

∙        профессиональное        самосовершенствование        и        самореализация        через        использование эффективных форм, методов и приемов работы, разработку индивидуальных программ развития детей с ОВЗ на основе психолого-педагогического прогнозирования;

∙        приобретение навыков работы в системе комплексного сопровождения детей.

Родители:

∙        получение квалификационной медико-психолого-педагогической помощи по воспитанию и развитию ребенка с ОВЗ;

∙        адекватность установок в отношении перспектив ребенка;


∙        информированность о результатах коррекционно-развивающей работы с ребенком, в том числе в рамках ПМПк ДОУ;

∙        приобретение основ психолого-педагогических знаний по воспитанию ребенка с ОВЗ;

∙        получение психологической поддержки по гармонизации детско-родительских отношений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительская встреча в рамках родительского клуба "Диалог" - "Азбука родительской любви"

Работа с родителями. Гармонизация детско-родительских отношений, самообразование родителей в области педагогических знаний...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ, ПО СРЕДСТВАМ РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА РАЗВИТИЯ И ДОСУГА «КЛУБ МОЛОДОЙ СЕМЬИ»

Сегодня перед педагогами детских садов стоит сложная задача – привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребенком, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов. Современная семья ...

Сценарий заседания детско-родительского клуба "Безопасное колесо"; Заседание детско-родительского клуба "Весёлые приключения, в королевстве Считая второго"

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – Детский сад №88» Кировского района г.Казани       Сценарий заседания детско-родит...

Детско-родительский клуб "Клуб веселых математиков" (старший дошкольный возраст)

Детско-родительский клуб "Клуб веселых математиков" (старший дошкольный возраст)...

Круглый стол ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА «ЗДОРОВЯЧОК» «Выбор эмблемы клуба»

Цель: выбор и утверждение эмблемы клуба; знакомство с элементами самомассажа, с играми позволяющими развивать коммуникативные способности, и играми которые учат передавать различные эмоцион...

Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»

Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...

семейный клуб "ладошки" . Родительский клуб — форма эффективного взаимодействия ДОО с семьями воспитанников в соответствии с ФГОС .

Кадукова Наталья  ВасильевнаРодительский клуб — форма эффективного взаимодействия ДОО с семьями воспитанников в соответствии с ФГОС«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в дет...