Методика использования развивающих пособий из фетра в коррекционной работе по развитию речи с детьми с нарушениями слуха.
статья по коррекционной педагогике (средняя группа)

Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, но и на психическое развитие ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_fetr.docx55.8 КБ

Предварительный просмотр:

Методика использования развивающих пособий из фетра в коррекционной работе по развитию речи с детьми с нарушениями слуха.

Ум ребенка находится

на кончиках его пальцев

(В.А.Сухомлинский)                                                

Роббек Александра Ивановна учитель-дефектолог дошкольной группы при ГКОУ РС(Я) РС(К) ШИНО

Ключевые слова: Фетр, дидактическая игра, развитие речи, мелкая моторика, неслышащие дети.

В современном мире компьютерных технологий и при всем разнообразии готовых дидактических пособий не потеряли свою актуальность в работе с детьми дошкольного возраста пособия, созданные своими руками. В своей практической коррекционной работе с детьми нарушениями слуха, я использую дидактические пособия из фетра (Фото 1), которые делаю сама.   В процессе игры с пособием, ребенок выполняет множество действий пальцами рук, что способствует развитию мелкой моторики рук детей, что в свою очередь влияет на развитие тактильных ощущений и на развитие речи детей. C:\Users\user\Desktop\фото фетр\фетр.jpgИз фетра получаются оригинальные и яркие игрушки-пособия, которые безопасны для детей, функциональны и экологичны.  Такие пособия можно использовать и в индивидуальной и в подгрупповой работе, начиная с раннего возраста, постепенно усложняя сюжет съемными деталями и меняя тематику коррекционного занятия. Игровое пособие позволяет проводить занятия педагога в увлекательной игровой форме. Игра доставляет радость и удовольствие ребенку, и конечно же является источником умственного, речевого развития. Для ребенка с нарушенным слухом игра имеет еще большее значение

Овладение движениями рук и пальцев имеет большое значение для развития ребенка в целом, в том числе и речи, а для детей с ограниченными возможностями является эффективным средством формирования бисенсорного восприятия окружающего мира. Не секрет, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских (Фото 2, 3,4).

  C:\Users\user\Desktop\фото фетр\фетр 1.jpg                                C:\Users\user\Desktop\фото фетр\IMG-20180221-WA0079.jpg 

C:\Users\user\Desktop\фото фетр\IMG-20180221-WA0078.jpg

        Фото 3

Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, но и на психическое развитие ребенка.

У неслышащих детей прослеживается недостаточная сформированность психических процессов: памяти, внимания, восприятия, логического мышления. Таким детям очень трудно сосредоточиться, они быстро утомляются, отвлекаются и перестают воспринимать предлагаемый материал. Задача педагога-удержать интерес ребенка, сконцентрировать его внимание, обеспечивая при этом коррекционную работу. Эту задачу прекрасно выполняет дидактическая игра.

Предлагаю разработанные мною игры, которые я использую при работе с детьми по развитию речи неслышащего ребенка. Представленные игры способствуют развитию точности движений пальцев рук, ознакомлению и закреплению знаний детей о домашних и диких животных. В ходе проведения дидактических игр расширяется словарный запас ребенка (за счет усвоения слов-названий животных и сенсорных эталонов), развитию математических представлений. Эти игрушки- пособия можно использовать и в работе дефектологов, логопедов а также в работе воспитателей и в самостоятельной деятельности детей.

 Представленные игры для развития речи направлены на решение следующих основных задач: развитию мелкой моторики, формирование словаря, работа над значениями слов и выражений, активизация словаря, формирование разных форм словесной речи: устной, письменной, дактильной.

Предложенные игры не подразделяются на виды или группы, потому что при проведении каждой из них решается ряд задач. Так, при проведении одной и той же игры педагог может поставить задачу расширения и активизации словаря детей, обучения глобальному чтению, формирования умения понимать вопросы и отвечать на них. В большей степени представлены игры для работы с детьми первых лет обучения, так как на этом этапе особенно важно создать игровую мотивацию овладения речевым материалом.        

В процессе проведения игр на индивидуальных занятиях необходимо ориентироваться на уровень речевого развития ребенка и его индивидуальные особенности.

·        Предлагаемая тематика игр, речевой материал даны как примерные. Педагоги по своему усмотрению могут изменять тематику, увеличивать или уменьшать объем речевого материала в зависимости от уровня умственного и речевого развития детей. Применительно к каждой игре указан только речевой материал, необходимый для усвоения   содержания игры. Слова и фразы, которые постоянно используются для организации игр, оценки деятельности детей (будем играть, верно, правильно, да, нет, молодец и т.д.) не повторяются в описании каждой игры. Их используют педагоги по своему усмотрению в зависимости от игровой ситуации.

Данные игры могут быть использованы сурдопедагогами на занятиях по развитию речи, воспитателями на занятиях по различным разделам программы, а также родителями дома.

Таблица дидактических игр

Название игры

Цель

Ход игры

Речевой материал

1

Помоги животным найти свой дом

Развивать точность движений пальцев рук. Расширять , уточнять и активизировать словарный запас ребенка.

Педагог предлагает ребенку помочь животным, которые потеряли свой дом. Просит назвать животных (или  как они говорят) и подобрать таблички. Затем ребенок пристегивает пуговицу или кнопочкой животных на подходящее панно (либо в лесу, либо во дворе).

Названия диких и домашних животных, что (кто) это? Где живет?

2

Послушай и посели животное в его дом.

Учить различать голоса животных( названия животных) (РСВ и обучение чтению с губ).

Развивать точность движений пальцев рук.

Педагог предлагает ребенку послушать кто это говорит( или кого я назову, можно использовать табличку)и поселить животного на подходящее панно (либо в лесу, либо во дворе).

Названия диких и домашних животных, что (кто) это? Где живет? Как говорит?

3.

Сосчитай и назови.

Расширять, уточнять и активизировать словарь, развивать навык глобального чтения. Учить называть, обозначать цифрой, соотносить число  с количеством и цифрой. Развивать точность движений пальцев рук.

Педагог предлагает ребенку сосчитать домашних и диких животных, показать соответствующую цифру. Просит сказать как они говорят или как называются. Затем ребенок пристегивает пуговицу или кнопочкой животных на подходящее панно (либо в лесу, либо во дворе).

Названия диких и домашних животных, что (кто) это? Где живет? Как говорит? Один, два, три, четыре, пять.

4

Помоги кукле Тане повесить одежду.

Развивать точность движений пальцев рук. Расширять, уточнять и активизировать словарь ( за счет усвоения слов-названий сенсорных эталонов).

Педагог предлагает ребенку помочь кукле Тане повесить одежду. Ребенок вешает на прищепки одежду куклы и называет. Педагог спрашивает цвет, количество одежды.

Названия одежды. Основные цвета. Один, два, три, четыре, пять.

В процессе коррекционной работы с детьми заметила, что дидактическое пособие из фетра вызывает у детей большой интерес, желание действовать, играть, говорить. Пособие дает возможность решать различные педагогические, коррекционные задачи в игровой форме наиболее доступной для дошкольников.

Таким образом данные виды игр способствуют развитию мелкой моторики, расширяют, уточняют и активизируют словарь детей с нарушением слуха. Использование предлагаемой методики является положительным для коррекционной работы с детьми нарушением слуха. Также пособие могут использовать в своей педагогической деятельности, как наглядное пособие, специалисты ДОУ и родители.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей. / Под ред. Л.А. Головчиц. — М.: ООО УМИЦ «ГРАФ ПРЕСС», 2003. — 160с.
  2. Дошкольное воспитание аномальных детей/ Под редакцией Л. П. Носковой. Москва,1993
  3. Интегрированное обучение детей с нарушением слуха: Методические рекомендации // Науч. Ред. Л.М. Шипицына, Л.П.Назарова. – Москва, 2001.
  4. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. М., 2001.
  5. Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика. - М., 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование разнообразных приемов и нестандартного материала в коррекционной работе по развитию речи с детьми с ОНР».

Основной целью моей  работы  является обеспечение интереса к занятиям по развитию речи нестандартными приемами и материалами...

Методические рекомендации "Эффективное использование в образовательной деятельности форм и методов работы по развитию речи с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям"

Новые стандарты российского образования предъявляют высокие требования к уровню развития творческой личности ребенка, что является в современных условиях актуальной проблемой, требующей поиска различн...

Семинар "Эффективное использование в образовательной деятельности методов и форм работы по развитию речи с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальных особенностям."

  Новые стандарты российского образования предъявляют высокие требования к уровню развития творческой личности ребенка, что является в современных условиях актуальной проблемой, требующей ...

Методическая разработка по теме: «Использование камешек Марблс в коррекционной работе по развитию речи с детьми с ОВЗ». (из опыта работы)

Методическая разработка по теме: «Использование камешек Марблс в коррекционной работе по развитию речи с детьми с ОВЗ».(из опыта работы)...

Консультация для родителей «Использование развивающих игрушек из фетра в коррекционно- развивающей работе с детьми с нарушениями речи»

Использование развивающих игрушек из фетра в коррекционно- развивающей работе с детьми с нарушениями речи. В педагогической среде умение делать что-то своими руками чуть ли не обязательное услови...

Презентация Мастер-класс «Использование камешков Марблс в коррекционной работе по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста»

Хочу поделиться с вами, как я использую камешки Марблс в своей работе. На мой взгляд, они являются настоящей находкой для использования в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушен...