Использование русских традиций и народного фольклора в гендерном воспитании детей.
методическая разработка на тему
- Формирование полоролевых знаний , развития умения использовать эти знания в различных ситуациях жизнедеятельности.
- Формирование представлений дошкольников о традициях воспитания мальчиков и девочек в русской народной культуре.
- Развитие нравственно- волевых качеств , характерных для мальчиков(смелость, решительность, сила, выносливость ,вера и др.)и девочек (чувствительность, доброта, нежность, сострадание и др.).
- Развитие ценностного отношения к себе как к человеку соответствующего пола, формирование способности к самореализации богатства внутреннего мира, женского/мужского своеобразия.
- Формировать дружеское , толерантное отношение к противоположному полу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ppt0000001.ppt | 717 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Социальные изменения в современном обществе которые привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин.
Задачи: Формирование полоролевых знаний , развития умения использовать эти знания в различных ситуациях жизнедеятельности Формирование представлений дошкольников о традициях воспитания мальчиков и девочек в русской народной культуре Развитие нравственно- волевых качеств , характерных для мальчиков(смелость, решительность, сила, выносливость ,вера и др.)и девочек (чувствительность, доброта, нежность, сострадание и др.) Развитие ценностного отношения к себе как к человеку соответствующего пола, формирование способности к самореализации богатства внутреннего мира, женского/мужского своеобразия Формировать дружеское , толерантное отношение к противоположному полу.
Почему именно в дошкольном возрасте важно гендерное воспитание Именно в период раннего и дошкольного детства у всех малышей формируется гендерная идентичность. К двум годам ребенок узнает, что существуют два пола, и начинает понимать, кто он – девочка или мальчик. С 4-х до 7 лет формируется гендерная константность (устойчивость): дети уже осознают, что мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и что принадлежность к полу сохраняется, независимо от возникающих ситуаций или личных желаний ребенка.
Идея противоположности мужского и женского начал встречаются в традициях всех народов. Она закреплена в разнообразных институтах(семья армия, воспитательные, учебные учреждения). Народное воспитание Девочки большую часть времени проводили с матерью или няней, а воспитанием мальчиков с 3 лет руководил отец или гувернер. Дети постоянно видели своих родителей, общались с ними, и в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин. Современное воспитание Девочек и мальчиков чаще всего воспитывают женщины : дома –мама или бабушка, а в детском саду- женщины –воспитатели.
Народная педагогика для достижения своих целей использовала : Фольклор(предания, потешки, пестушки, загадки, пословицы, поговорки, сказание, билины, сказки, игры и т.д.) Народную музыку(бытовые, колыбельные и обрядовые песни) Народный театр (Петрушка, скоморохи и т.д.) Изобразительное прикладное исскуство(лубок, различные виды росписи и т.д.) Быт и межличностные отношения в семье.
С самого рождения в русской семье учитывались гендерные особенности ребенка. Пуповину девочке обрезали ножницами над веретеном или на гребенке, что символизировало наделение её качествами труженицы, хозяйки и рукодельницы Пуповину мальчику обрезали ножом с использованием инструментов для обработки дерева, чтобы он в будущем оказался хорошим работником.
В колыбельных песнях присутствовало обращение с глубокой мыслю передачи гендерных ролей : не просто к маленькому ребенку, а к девочкам и мальчикам По мужской линии воспитывали стойкость, мужество, ответственность «Гуркота, гуркота, а Митеньке дремота» «Спи Ванюшка, спи родной» «Сынко, голубочек» По женской линии несли в себе терпимость, сдержанность, любовь и доброту «Моя доченька уснёт» «Спи, доченька маленька» «А баиньки, баиньки дочку маненьку»
От девочек и мальчиков дошкольного возраста требовалось строгое соблюдение норм морали: уважение к старшим, заботливое отношение к старикам и младшим детям, доброта, отзывчивость, вежливость и дисциплинированность, исполнительность и честность . . Баю-баюшки, бай-бай, Глазки, Маша, закрывай. Я тебя качаю, Тебя величаю. Будь счастлива, будь умна, При народе будь скромна. Спи дочка, до вечера, Тебе делать нечего! Пошла Маня на базар, Принесла домой товар: Родной матушке – платок, Братьям-соколам – По козлиным сапогам, Сестрицам – лебедицам – До по новым рукавицам
В народном фольклоре большое внимание уделялось внешним особенностям мальчиков и девочек: одежде, прическе . Чешу, чешу волосинки, Расчесываю косыньку, Расти, коса, до пояса, Не вырони ни волоса! Расти, коса, не путайся. Дочка, маму слушайся ! Еду, еду к бабе, к деду На лошадке в красной шапке. По ровной дорожке, В старом лопаточке …
В фольклорных произведениях –величаниях ребенку приписывались те или иные качества Девочке- красивая, нежная, хрупкая. Моя девочка – прелестница, Мастерица и кудесница! Зорькой алой умывалась И с рассветом просыпалась. Маме с солнцем улыбнулась- Лучики лица коснулись. Мальчику – сильный, крепкий. Мой сыночек, мой дружочек, Мой сиреневый цветочек, Молодец да удалец, В волосах твоих венец. Храбрый, смелый богатырь, Ты добро приносишь в мир.
Разделение труда в семье Мальчиков привлекали в качестве помощников во время жатвы, сенокоса, боронования, учили молотить, запрягать лошадь и управлять ею. Отцы раскрывали мальчикам секреты охоты и рыбалки. … Будем рано разбужать, На работку посылать, На работу на таку, Да на веселую страду, Будем сено косить, Да будем в кучки носить. Будешь большой, Будешь рыбку ловить. Тетерьку ловить, Будешь лес рубит Тятьку, мамку кормить.
Труд девочек в будущем был связан с жатвой, приготовлением еды, пошивом одежды, под руководством матери они делали первые шаги по приобретению навыков в прядении, вышивании, шитье, ткачестве Для девочек: Аленка – малёнка Шустра, быстра: Грибов насобирала, Носок довязала, Сарафан дошила, Воды наносила. Везде поспела В охотку ей дело. Посылали молодицу Под горушку по водицу. А водица далеко, А ведерко велико. Наша Катя подрастет, Катя силы наберет, Станет по воду ходить, Вёдра красные носить.
Игра – это школа воспитания . Народная игра – является неотъемлемой частью национального богатства интернационального, художественного и физического воспитания, в том числе способствует гендерному воспитанию детей в той его части, где рассматриваются вопросы быта, обычаями и трудом мужчин и женщин. Народные детские игры имитируют серьезные занятия взрослых: охота, рыболовство, собирательство, ведение домашнего хозяйства: «У медведя во бору», «Кузнецы», «Арина». По содержанию все народные игры были доступны и девочкам, и мальчикам и создавали равные возможности для участия
Сказка – естественный способ общения с детьми. В сказке задаются, складываются и формируются эталоны жизни, эталоны поведения Сказки обучают и создают эмоциональную положительную модель гендерного поведения При помощи сказок можно выявить сложившиеся ложные стереотипы поведения С помощью сказок формируется представление о заботливости, миролюбии, терпимости к недостаткам других. Сказки о животных позволяют детям психологически безопасно отражать свой внутренний мир.
Мысли великих людей о воспитании детей « Какую громадную, ни с чем не сравнимую роль играет в воспитании детей обстановка, среди которой они живут… Тот кому удается создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени» Е.И. Тихеева «Воспитание если оно не хочет быть бессильным , должно быть народным». К.Д. Ушинский «Нельзя считать один пол совершеннее другого , так и нельзя из уравнивать» Ж.Ж.Руссо «Уметь воспитывать детей – это великое государственное дело, требующее таланта и широкого знания жизни и во многом эти знания даёт народный фольклор.» М. Горький.
Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей, формирует гендерную устойчивость
Взаимодействия с родителями Формы работы Информационно – аналитический Анкетирование «Полоролевое воспитание детей» Тестирование «Знаете ли вы своего ребенка» Наглядно –информационные Буклеты, памятки, рекомендации по теме «Использование народных традиций в полоролевом воспитании».Выставки, стенгазеты, интервью . Активные Вечер встреч «Мастерами славится земля» Родительские собрания «Мы и наши дети» Развлечения, праздники. «Посвящение в воины», «Папа, мама, я- спортивная семья».
Просвещение родителей по вопросам воспитания мальчиков и девочек Поведение мальчиков и девочек В семье растет дочь, в семье растет сын Игрушки мальчиков и девочек Воспитание девочек и мальчиков Гигиена мальчиков и девочек и их одежда. Азы полового воспитания. Дружба мальчиков и девочек Домашние обязанности малышей. С удовольствием и без напоминаний Формирование привычки к здоровому образу жизни, правильное питание. Женские и мужские профессии
Очевидно, что воспитание детей с учётом их гендерных особенностей во многом будет определяться индивидуальными особенностями каждого ребенка, зависеть от тех образцов поведения женщин и мужчин, с которыми ребенок постоянно сталкивается в семье. Но это вовсе не означает, что воспитательное воздействие, оказываемое на девочку или мальчика в этом нежном возрасте, не повлияет на развитие личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование народного фольклора в гендерном воспитании детей дошкольного возраста.
Консультация для педагогов...
Использование народного фольклора в гендерном воспитании детей дошкольного возраста
Проблема гендерного воспитания начала приобретать актуальность в настоящее время, и все больше педагогов и психологов стали задумываться о необходимости дифференцированного подхода к воспи...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ Тема : Использование народного фольклора в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста.
КОНСПЕКТНЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕТема : Использование народного...
Использование народного фольклора в гендерном воспитании детей дошкольного возраста.
Когда – то полоролевое воспитание в России осуществлялось легко и естественно. Девочки большую часть времени проводили с матерью, воспитанием мальчиков с 3 лет руководил отец. Дети постоянно видели св...
Обмен опыта. Сообщение на тему: "Использование народного фольклора в гендерном воспитании детей дошкольного возраста"
Использование народного фольклора в гендерном воспитании детей дошкольного возраста...
Использование народного фольклора в процессе воспитания детей дошкольного возраста
Консультация для родителей и педагогов...
Сценарий 8 марта для детей старшего возраста с использованием русского и кубанского народного фольклора
Данный сценарий содержит материал для проведения международного женского дня в ДОУ для детей старшего дошкольного возраста. Содержит инсценировки песен, частушек, протанцовки, песни, игры, танцыс ивпо...