Этические беседы о дружбе, сотрудничестве, о взаимопомощи, о совместном труде в средней группе.
план-конспект занятия (средняя группа) на тему
Этические беседы о дружбе, сотрудничестве, о взаимопомощи, о совместном труде в средней группе детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
besedy_srednyaya.docx | 38.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Этические беседы о дружбе, сотрудничестве, о взаимопомощи,
о совместном труде
в средней группе
Автор-составитель:
Воспитатель Астахова Н.Н.
2018г
Содержание:
- Беседа «Почему нужно уметь уступать»?...................................3
- Нравственно-этическая беседа «Как жить дружно, без ссор».3
- Беседа «Не сиди сложа руки – так не будет и скуки» …….…..5
- Беседа о заботливых и трудолюбивых детях ………………....6
- Беседа «Правила дружной игры»……………………………….8
- Беседа «К чему ведут ссоры в игре»……………..……………10
- Беседа о помощи…………….…………….…………………..…6
- Беседа о помощи взрослым………………………………..……7
Беседа «Почему нужно уметь уступать»?
(Сентябрь, 2 неделя «Кто живет в теремке»)
В ходе беседы воспитатель учит детей избегать ссор, уступать и договариваться друг с другом.
Воспитатель начинает беседу с вопросов:
– Кто из вас умеет играть дружно? (Педагог может описать дружные игры детей, которые ему приходилось наблюдать.)
– Во что вы любите играть?
– Ссоритесь ли вы во время игры? Из-за чего вы ссоритесь?
Затем педагог предлагает детям послушать рассказ: ...
Света пришла в садик после болезни. Ее подруга Поля встретила девочку с радостью:
«Теперь мы с тобой будем играть!» Света предложила играть в доктора. «Я буду доктор, я знаю, как лечить». Полина согласилась. Доктор выслушивал кукол трубочкой, смотрел горло, делал уколы, иногда ставил банки.
Вечером Поля рассказывала маме: «Мы со Светой так хорошо играли в доктора! Только Света уронила шприц и хотела сделать укол. А я не разрешила. Он грязный, это вредно для детей. Света рассердилась: „Я сама знаю“, – и не захотела играть дальше. А я ей сказала: „Тебе бы так грязным!“ И она согласилась. Завтра мы опять будем играть».
На другой день Поля и Света хотели опять играть в доктора. «Теперь я буду доктором», – заявила Поля. «Нет, будем играть как вчера», – не согласилась Света. Полина недовольно молчала. Света стала настаивать: «Сейчас будем играть как вчера, а завтра ты будешь доктором». Поля подумала и сказала: «Завтра я буду доктором, – а потом добавила: – И послезавтра». – Можно ли сказать, что Света и Поля играли дружно? Почему вы так думаете?
– Были ли споры между девочками?
– Почему спор не перешел в ссору?
(Девочки смогли уступить друг другу, договориться о дальнейшей игре.)
Воспитатель обобщает ответы детей: если во время игры возникает спор, нужно уступить, договориться так, чтобы никому не было обидно.
Нравственно-этическая беседа «Как жить дружно, без ссор»
(Сентябрь, 3 неделя «Как живут в теремке?»)
Ход беседы
Дети проходят в группу и усаживаются на места.
Воспитатель: Ребятки, сегодня мы поговорим о чём-то важном. А о чём –
догадайтесь.
Просмотр ИКТ – 1 слайд (звучит песня «Неприятность эту мы переживём»
из мультфильма «Кот Леопольд»).
Воспитатель: Узнали песню?
Дети: Да.
Воспитатель: Из какого она мультфильма?
Дети: Про кота Леопольда.
Воспитатель: Верно. А вспомните, какие слова говорит кот Леопольд
мышатам?
Дети: Давайте жить дружно.
Воспитатель: Молодцы. А теперь подумайте и скажите, что значит жить
дружно?
Дети: Не драться, играть вместе, делиться игрушками, уступать друг другу
в игре, помогать, не обижать и т. д.
Воспитатель: Умнички! А вот если человек делится игрушками, он
какой?
Дети: Добрый (проговаривание индивидуальное, коллективное)
Воспитатель: А если человек помогает другим, заботится о других, он
какой?
Дети: Заботливый, внимательный (проговаривание индивидуальное,
коллективное)
Воспитатель: Ребята, сколько хороших слов мы с вами вспомнили!
Добрый, внимательный, заботливый! А как можно назвать такого человека?
Кто он?
Дети: Друг (проговаривание индивидуальное, коллективное)
Воспитатель: Друг – это мы говорим про мальчиков, а про девочек, как
сказать?
Дети: Подруга (проговаривание индивидуальное, коллективное)
Воспитатель: (обращается к ребёнку) А у тебя есть друг (подруга)? (есть)
- А что вы вместе любите делать? (играть, бегать, рисовать и т.д.)
- А вы помогаете друг другу? (Да)
- А как? (вместе убираем игрушки, развязываю шарф, вместе дежурим,
играем и т.д.)
-Значит, между вами начинается дружба (проговаривание индивидуальное,
коллективное).
Воспитатель: Дружба возникает тогда, когда два или три друга вместе
играют, вместе гуляют, помогают, сочувствуют друг другу, делятся игрушками,
не обижают друг друга.
Воспитатель: А если человеку плохо, больно, что должен сделать
настоящий друг? Дети: Пожалеть, помочь, развеселить, поиграть и т.д.
Воспитатель: То есть, если твоему другу (подруге) больно, то надо
пожалеть, выразить сочувствие. Если плохо, то помочь, развеселить, поиграть
вместе. И про такого друга говорят, что он отзывчивый, чуткий, умеет
переживать и сочувствовать. А сейчас мы узнаем, умеете ли вы переживать,
выражать сочувствие?
Игровая ситуация «Угадай настроение»
Дети встают за стульчики.
Воспитатель показывает мимикой и жестами первое эмоциональное
настроение (изображает боль в руке). Дети должны подойти и пожалеть
воспитателя.
Следующее эмоциональное состояние изображает ребёнок, прослушав
задание на ушко (изобразить весёлое настроение). Дети должны угадать
состояние друга.
Третье эмоциональное состояние изображает другой ребёнок (изобразить
грусть). Дети должны подойти к другу, обнять, взять за руку и развеселить его,
улыбнуться ему.
Воспитатель: Ребята, а с чего начинается дружба?
Дети: С улыбки!
Воспитатель: Верно. Дружба начинается с улыбки, как поётся в нашей
любимой песне.
Ресурсный круг « Хоровод дружбы»
Воспитатель: А теперь я приглашаю вас в круг – «Хоровод дружбы».
Давайте все вместе возьмёмся за руки, почувствуем тепло рук друг друга,
улыбнёмся друг другу и споём добрую песню «Улыбка».
Воспитатель приглашает детей присесть на свои места. Продолжается
просмотр ИКТ – 2, 3, 4 слайды.
Воспитатель: Посмотрите картинки и скажите, о чём они?
Дети: О дружбе, друзьях, дети вместе играют, читают, слушают музыку.
Воспитатель: А сейчас возьмите своего друга за руку, крепко-крепко
обнимитесь, ещё раз улыбнитесь, и постарайтесь не ссориться.
Далее воспитатель предлагает посмотреть 5-9 слайды, где изображены
картинки о дружбе: людей и животных, мальчиков и девочек, героев
мультфильмов. Дети узнают и называют героев иллюстраций, их действия,
эмоциональное состояние и т.д.
В завершении занятия на 10-ом слайде появляется «Весёлое солнышко».
Воспитатель: Посмотрите, ребята, от наших улыбок и хорошего
настроения выглянуло солнышко. Оно светит, улыбается нам и радуется за нас.
Беседа «Не сиди сложа руки – так не будет и скуки
(Ноябрь,3 неделя «Поздняя осень»)
В ходе беседы воспитатель рассказывает детям о полезности и значимости труда.
– Бывает ли вам скучно? – интересуется у детей воспитатель. – А как вы избавляетесь от скуки?
– Послушайте, что делала Света, когда ей было скучно (С. Баруздин «Когда не бывает скучно»). ...
Поиграли ребята и стали собираться гулять. Светлана осталась в группе.
– Ты сегодня кашляешь, тебе лучше посидеть в комнате, – сказала Зинаида Федоровна.
– Поиграй, а мы скоро вернемся.
Светлана постояла посреди комнаты, посидела на стуле, походила из угла в угол, и так скучно ей стало! На улицу хочется!
– Вовсе я не кашляю! Почему меня гулять не взяли?
Пришла няня Нина Марковна, стала прибирать в комнате. Нужно стулья по порядку расставить, пол подмести, стекла протереть.
Много дел у Нины Марковны! Никак одной не управиться.
– Я помогу! – говорит Светлана. – Давайте вместе убирать.
И они стали работать вместе. Светлана расставляет стулья, а Нина Марковна подметает пол.
Света складывает книги, а Нина Марковна оправляет постели в спальне…
– Скорее, – говорит Светлана, – а то не успеем!
– Скорее! – говорит Нина Марковна. – Нужно все до прихода ребят убрать. Тикают часы на стене, бегут стрелки: пять, десять, пятнадцать минут… Время летит быстро, а работа идет еще быстрее. Только Нина Марковна со Светой кончили уборку, как на улице пошел дождь и все ребята прибежали домой. Вошли к себе в группу, посмотрели… Чисто в комнате, уютно,
хорошо!
– Ну как, тебе не скучно было? – спрашивает Свету Зинаида Федоровна.
– Нет, – отвечает Светлана, – мы с Ниной Марковной работали!
– Какое настроение было у Светы, когда все ушли гулять?
(Ей было скучно, хотелось на улицу к ребятам.)
– Как Света нашла себе интересное занятие?
– Кому Света помогала? Что она делала?
Что увидели ребята, когда вошли в группу?
– Что сказала девочка в ответ на вопрос воспитательницы: «Ну как, тебе не скучно было?»
– Кто из вас любит работать?
– Как мы называем человека, который любит работать, приносить пользу окружающим?
(Трудолюбивый, работящий.)
– Расскажите о том, что вы умеете делать.
– Объясните пословицу «Не сиди сложа руки – так не будет и скуки».
Беседа о заботливых и трудолюбивых детях
(Ноябрь, 4 неделя «Профессии»)
Я одеться сам могу
Мне уже четыре года,
Я одеться сам могу.
Если тёплая погода, -
Без пальто во двор бегу;
Если ветер сильный дует,
Если слякоть или дождь,
В детский садик не пойду я
Без пальто и без калош.
Я привык свои ботинки
Чистить щёткой каждый день.
Из костюма все пылинки
Мне вытряхивать не лень.
В.Зайцев
Переплётчица
Заболела
Эта книжка:
Изорвал её братишка.
Я больную
Пожалею:
Я возьму её
И склею.
Б.Заходер
Колыбельная
Спи, моя хорошая,
Баю – баю – бай!
Куколка любимая,
Глазки закрывай.
Я тебя раздену,
Застелю кровать. Завтра встанем вместе.
Будем вновь играть.
Ю.Гарей.
Портниха
Целый день сегодня шью.
Я одела всю семью.
Погоди немного, кошка, -
Будет и тебе одёжка.
Б.Заходер
➢ Что можно сказать про детей, о которых рассказано в этих стихотворениях, какие они? ( Трудолюбивые, заботливые, добрые, ласковые, внимательные …)
➢ Какие рассказы или стихотворения вы знаете о трудолюбивых и заботливых детях?
➢ Маленькие дети не могут трудиться так много, как взрослые. Но если они даже немного помогут маме, то у мамы дел будет поменьше. Она сможет побольше отдохнуть или почитать вам, поиграть с вами. Если вы не помогаете маме, то дел у неё становится больше, она больше устаёт. Расскажите как вы помогаете маме.
➢ У русского народа много пословиц. В них коротко говорится о поступках людей. Послушайте пословицы про труд и трудолюбие:
Маленькое дело лучше большого бездолья.
Без труда не вынешь рыбку из пруда.
Откладывай безделье, да не откладывай дела.
В большом деле и малая помощь дорога.
Беседа «Правила дружной игры»
(Декабрь, 1 неделя «Зима. Дед Мороз и Снегурочка».)
В беседе воспитатель пытается объяснить детям, зачем нужны правила игры; учит решать спорные вопросы, избегать ссор.
Педагог предлагает детям послушать рассказ «Домино»: ...
Анна Ивановна предложили детям поиграть в домино. Ребята собрались вокруг стола. В игру пригласили и новенькую девочку Аню. Но она отказалась. Началась игра. Сначала все шло хорошо. Но вдруг Витя спохватился, пропустив свой ход: «У меня есть желуди! Только я не заметил». «Все! Я уже сделал ход», – сказал Сеня. Катя и Оксана поддержали его. Но Витя не сдавался: «У меня есть эта карточка! Это неправильно». Тогда Анна Ивановна предложила: «Мы не договорились, как нужно поступать в этом случае. Давайте вместе придумаем правило». После обсуждения Коля сказал: «Теперь, кто прозевал, пропускает ход!». Игра продолжилась. Дети стали более внимательны. Но тут в игру вмешалась Аня: «Дайте мне тоже карточки». Анна Ивановна объяснила, что нельзя вступать в игру в середине партии. «Ты что, сама не понимаешь? Ты сама отказалась играть», – возмущенно сказал Коля. Анна Ивановна успокоила детей, и все решили, что Аня дождется следующего кона. Включившись в игру, Аня очень переживала, выиграет она или нет. Она вскакивала, просила подождать, пока еще раз проверит свои карточки. Не выиграв, она бросила карточки со словами: «Плохая ваша игра, не буду больше в нее играть», – и ушла.
– Ребята играли дружно?
– Как вела себя Аня?
– Что помогло детям продолжить игру, когда Витя захотел вернуть себе ход?
(Они не стали ссориться, а договорились о новом правиле игры.)
– Почему Аня вела себя плохо?
(Она не понимала правил игры.)
– У всех ли игроков есть возможность выиграть? Стоит ли обижаться на выигравшего?
Воспитатель предлагает детям рассказать, что они чувствовали, когда выигрывали и когда
проигрывали.
– Когда вы выигрывали, вам хотелось подразнить проигравшего?
– А как вы себя чувствуете, когда вас дразнят за проигрыш?
В конце занятия дети с помощью воспитателя составляют «Правила дружной игры»:
- знать правила игры и следовать им;
- не злиться на проигрыш;
- не дразнить проигравшего;
- спор, возникший во время игры, решать, опираясь на правила.
Беседа «Как жить дружно, без ссор».
ходе беседы воспитатель вместе с детьми пытается разобраться в причинах ссор.
Воспитатель начинает беседу с вопросов:
– Поднимите руку, у кого из вас есть друг.
– Во что вы вместе играете? Ходите ли вы на прогулку? Помогаете ли друг другу?
– Когда друга нет рядом, вам скучно?
– Ссоритесь ли вы с друзьями? Почему? Если вы поссорились, что надо сделать, чтобы
сохранить дружбу?
(Помириться.)
– А теперь послушайте, какая история приключилась с двумя мальчиками (В. Орлов «Ктокого»): ...
Кто кого обидел первый?
– Он меня!
– Нет, он меня!
– Кто кого ударил первый?
– Он меня!
– Нет, он меня!
– Вы же раньше так дружили!
– Я дружил!
– И я дружил!
– Что же вы не поделили?
– Я забыл.
– И я забыл.
– Эта история смешная или грустная?
– Над чем тут можно посмеяться?
(Ребята забыли, из-за чего подрались.)
– А что в этой истории грустного?
(Ребята поссорились и подрались из-за пустяка, неизвестно из-за чего.)
Подходит ли к этой истории пословица «Глупые ссорятся, а умные договариваются»?
– Значит, эту ссору можно назвать…
(глупой).
– А мальчиков можно назвать глупыми? Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте
узнаем, чем закончилась история. ...
Что ж, не будете ругаться?
– Ни за что!
– И никогда!
Остается вам обняться!
– Здорово!
– Согласен я!
– Можно назвать мальчиков глупыми? (Нет.) Почему вы так считаете?
(Мальчики помирились, поняли, что ссора ненужная, глупая.)
– А как вы миритесь с друзьями, если у вас случаются ссоры?
Беседа «К чему ведут ссоры в игре»
(Февраль,2 неделя «Наши папы-защитники Родины».)
Воспитатель напоминает детям о том, что ссора мешает игре и дружбе.
Педагог предлагает ребятам послушать стихотворение А. Шибаевой «Подружки»:
Шар надутый две подружки
Отнимали друг у дружки —
Весь поцарапали.
Лопнул шар, а две подружки
Посмотрели – нет игрушки.
Сели и заплакали.
– Почему подружки поссорились?
– Что произошло в результате ссоры?
– Давайте тоже поиграем в шарик (мячик) и покажем, как нужно играть.
– А вот какая история произошла с Петей и Мишей (рассказ Л. Толстого): ...
Был у Пети и Миши конь. Стал у них спор: чей конь. Стали они коня друг у друга рвать.
– Дай мне, мой конь.
– Нет, ты мне дай, конь не твой, а мой.
Пришла мама, взяла коня, и стал конь ничей.
– Почему мальчики поссорились?
(Они не хотели играть вместе.)
– О чем пожалели мальчики, когда мама забрала у них коня?
– Как вы думаете, что стали делать мальчик когда лишились игрушки?
– Теперь вы знаете, что ссора мешает игре.
В конце занятия воспитатель предлагает детям поиграть вместе одной игрушкой (лучше, еслиэто будет конь).
Беседа о помощи.
(Март, 1неделя «Любовь и доброта)
Не только взрослые заботятся о детях, но и дети должны заботиться о взрослых, особенно о старых людях.
Моя бабушка
Стала бабушка
Старой, хворою.
От ходьбы она устаёт.
Храбрым лётчиком
Стану скоро я,
Посажу её в самолёт.
Не тряхну её.
Не качну её.
Отдохнёт она
Наконец.
Скажет бабушка:
«Ай да внучек мой,
Ай да лётчик мой,
Молодец!»
С. Капутикян.
➢ Что можно сказать про мальчика, какой он?
➢ Как по- другому можно заботиться о бабушке?
➢ Бабушка похвалила внука и сказала: «Молодец». Как ещё можно хвалить людей?
➢ Вошли в группу пожилая и молодая женщины: кому первой вы подадите стул?
➢ В группу вошли мужчина и женщина. Как вы им предложите сесть?
➢ Перед дверью в детский сад встретились мальчики из младшей и подготовительной групп. Покажите как они войдут в помещение.
➢ Перед дверью в детский сад встретились две девочки – большая и маленькая. Покажите, как они войдут в помещение.
Беседа о помощи взрослым
(Апрель, 4 неделя «Моя страна-мое село»)
Так или не так?
Оля и Люда гуляли во дворе. Увидела Оля, как Петрик помогает своей маме развешивать бельё на верёвке, и говорит подруге:
- И я сегодня маме помогала.
- И я тоже, - ответила Люда. – А что ты делала?
- Тарелки вытирала, и ложки, и вилки.
- А я ботинки чистила.
- Мамины? – спросила Оля.
- Нет, свои.
- Разве это помощь маме? – засмеялась Оля. – Ты же их себе чистила!
- Ну и что же? Зато у мамы будет меньше работы, сказала Люда.
Так или не так?
➢ Кто же из детей помогал маме?
➢ Можно ли Люде сказать такую пословицу?
Судят не по словам, а по делам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытая этическая беседа "О дружбе и друзьях"
Воспитывать доброжелательное и заботливое отношение ко всем окружающим людям, а особенно, к своим друзьям - это первостепенная задача в воспитании личности. В процессе беседы развивается монологическа...
Конспект занятия по ручному труду в средней группе. Образовательная область «Труд»
Занятие по ручному труду....
Беседа с детьми по теме «Весна, Труд, Май» средняя группа
Цель:1.Уметь называть признаки весны и весны.2.Познакомить детей с праздником "Мир, Труд, Май".Задачи:1.Расширять и обогащать представления детей о весенних праздниках.2.Воспитывать чувство ...
Беседа «Дружба? Это когда с человеком хорошо просто так!» (средняя группа).
Развитие свободного общения со сверстниками и педагогом....
Коллективный труд в средней группе. Поможем Федоре трудиться!
Учить детей участвовать в организованном труде коллектива сверстников, соотносить свою деятельность с трудом других и понимать, что работа подгруппы, в которой трудишься, является частью общего дела к...
Конспект совместной образовательной деятельности по хозяйственно-бытовому труду в средней группе «Гости на пороге».
Согласно ФГОС дошкольного образования содержание образовательной области «Социально-коммуникативное ... Основные подходы к трудовому воспитанию в...
Этические беседы.Тема «Дружба»
№1 Тема: «Почему нужно уметь уступать».№2 Тема: «К чему ведут ссоры в игре».№3 Тема: «Правила дружной игры».№4 Тема: «Как жить дружно, без ссор» .№...