бабушкин сундук
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 63»
План – конспект
интегрированной образовательной деятельности
в подготовительной к школе группе детей с ЗПР
на тему: «Бабушкин сундук».
Составили:
воспитатель высшей квалификационной категории
Тартмина Вероника Валерьевна
воспитатель первой квалификационной категории
Мирсаетова Мунира Зарифовна
г. Нижнекамск
2015г.
Тема: «Бабушкин сундук».
Возраст: 6 - 7 лет с ЗПР.
Основная образовательная область: Социально – коммуникативное развитие.
Интегрированные образовательные области: Познавательное развитие, художественно - эстетическое развитие.
Цель: Ознакомление с элементами татарского национального орнамента.
Задачи:
Обучающие задачи:
- Учить различать и называть основные элементы татарского национального орнамента.
- Учить применять в разговорной речи названия татарской народной одежды, составлять узоры татарского орнамента.
- Продолжать учить действовать по инструкции педагога, применять полученные на НОД знания на практике.
Развивающие задачи:
- Закреплять умение координировать свои действия при выполнении коллективной работы.
- Развивать умение понимать татарскую разговорную речь, умение отвечать на вопросы по-татарски, и составлять предложения из 2-3 слов.
- Совершенствовать умение детей работать с самоклеющейся плёнкой.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать у детей интерес к татарской национальной культуре.
- Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её.
- Формировать эстетическое восприятие.
Планируемый результат: Изготовление коллективной работы – «скатерти» по татарским народным мотивам с использованием нетрадиционной техники – аппликация из самоклеющейся плёнки.
Методические приёмы:
- Игровой (ролевой персонаж, физминутка).
- Наглядный (внесение сундучка, иллюстраций, татарских народных костюмов, образцы орнамента, показ).
- Словесный (рассказ педагога, напоминание, указание, объяснение, вопросы, индивидуальные и хоровые ответы детей).
- Практический (самостоятельная работа детей).
Наглядные средства обучения:
- Сундучок.
- Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением татарских национальных предметов одежды и элементов орнаментов.
- Раздаточный материал: карточки с изображением татарских орнаментов.
- Женская татарская национальная одежда для одного воспитателя.
- Татарские национальные костюмы для всех детей.
- Набор готовых деталей для орнамента из самоклеющейся плёнки (по количеству детей).
- Лист ватмана формата А1.
- Мольберт.
- Образцы орнаментов (2 вида: для уголков и для сторон).
Технические средства обучения:
- Ноутбук с аудиозаписями татарских мелодий.
Индивидуальная работа с детьми:
- Способствовать развитию усидчивости у Марата.
- Активизировать речь у Рамзии и Ульяны.
Словарная работа:
- Активный словарь: әби, орнамент, кызыл, яшел, сары, зәңгәр, ак.
- Пассивный словарь: тюлпан (ләлә), лист (яфрак), колокольчик (кыңгырау), гвоздика (канәфер чәчәге), трехлестник (өч яфрак), пион (чалмабаш), шиповник (гөлҗимеш).
Предварительная работа с детьми:
- Образовательная деятельность по социально – коммуникативному, познавательному и художественному развитию.
- Рассматривание иллюстраций.
- Дидактические игры.
- Беседы.
- Разучивание стихов и игры «Тюбетейка».
- Чтение художественной литературы.
Структура ОД:
- Организационный момент.
- Сюрпризный момент (приход ролевого персонажа - әби).
- Основная часть.
- Внесение сундучка.
- Рассматривание татарской национальной одежды с традиционными народными орнаментами.
- Игра «Узнай и назови».
- Татарская игра «Түбәтәй» (тюбетейка).
- Рассматривание орнаментов для украшения скатерти.
- Объяснение хода работы.
- Самостоятельная работа детей.
- Анализ работ.
- Итог ОД.
Организация детей:
Схема №1 Схема № 2
Ход ОД:
I. Организационный момент.
(Дети одевают татарские национальные костюмы).
Воспитатель: Дети, давайте послушаем музыку (воспитатель включает аудиозапись татарской мелодии). Ребята, что вы можете сказать про эту мелодию?
Ответы детей.
Воспитатель: Это татарская мелодия.
- Сюрпризный момент.
(раздаётся стук в дверь)
Воспитатель: Интересно, кто это к нам пришёл? (входит ролевой персонаж – әби в национальной одежде)
Әби: Здравствуйте, мои дорогие дети – исәнмесез, балалар! Я к вам в гости приехала. Ждали меня?
Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся: «Исәнмесез, әби!».
(дети здороваются).
II. Основная часть.
1. Внесение сундучка.
Әби: Я не с пустыми руками к вам приехала. Посмотрите, какой красивый, волшебный сундук - сандык я с собой принесла. Очень много сюрпризов вас тут ждет. Давайте откроем его, посмотрим, что там есть. (Открывают, не могут открыть.) Не хочет открываться, наверное хочет, чтобы кто-нибудь рассказал стихотворение про него. Пусть Рамзия расскажет стишок про волшебный сундук.
Рамзия: Серле сандык, матур сандык.
Кызыктыра мине күптәннән.
Әйдә, карыйк, ниләр калган икән
Истәлеккә безгә үткәннән.
Әби: А ещё, ребята, нам надо сказать про сундучок красивые слова.
Ответы детей: красивый, волшебный, узорный, большой, необыкновенный.
2. Рассматривание татарской национальной одежды с традиционными народными орнаментами.
Әби: (Открывает сундук и достаёт оттуда иллюстрации с изображением татарских национальных орнаментов). Наши бабушки - әбиләр, дедушки - бабайлар одевали красивую вышитую одежду. На одежде вышивали тюльпан - ләлә, лист - яфрак, колокольчик - кыңгырау, гвоздику - канәфер чәчәге, трехлестник - өч яфрак, пион - чалмабаш, шиповник - гөлҗимеш. При вышивании использовали яркие цветные нитки. Назовите по-татарски, какие цвета вы видите.
Ответы детей: кызыл, яшел, сары, зәңгәр.
(Показывает иллюстрации с изображением татарской национальной одежды). Посмотрите, вся татарская национальная одежда была украшена вышивкой. Это фартук - алъяпкыч. Вот сапоги - читек. Это камзол – камзул. Платье – күлмәк. Женщины надевали на голову калфак и платок - яулык. Мужчины носили тюбетейку – түбәтәй.
А сейчас нам Динар расскажет стихотворение про красивую тубетейку.
Динар: Әнием туган көнемә
Бүләк итте түбәтәй.
Шундый матур түбәтәем –
Үзем кебек бәләкәй.
3. Игра «Узнай и назови»
(Детям раздаются картинки разными татарскими орнаментами).
Әби: Ребята - балалар, расскажите, какие элементы орнамента вы узнали на картинках, назовите их.
Ответы детей.
4. Татарская игра «Түбәтәй» (тюбетейка).
“Түбәтәйнең иң матурынкигәнсең,
Бик ераклардан кунакка килгәнсең.
Эшкә батыр, төскә матур икәнсең –
Тирә-юнньне шаккатырыйм, дигәнсең.
Түп-түп , түп-түгәрәк түбәтәй,
Түп-түп,түп-түгәрәк түбәтәй,
Түбәтәең энҗеле дә, укалы –
Түбәтәең менә кемдә тукталды.”
5. Рассматривание орнаментов для украшения скатерти.
Воспитатель: Әби, а у тебя есть скатерть - ашъяулык?
Әби: Юк – нет.
Воспитатель: Ребята, давайте подарим әби на память скатерть, а для этого её надо изготовить. Посмотрите, у меня есть скатерть. Какого она цвета?
Ответы детей: белая, ак.
Воспитатель: Сейчас мы с вами украсим её татарским орнаментом. (демонстрирует образцы орнамента 2 видов: для уголков и для сторон). В углах скатерти надо поместить орнамент угловой. Из каких деталей он состоит?
Ответы детей.
Воспитатель: По всем сторонам нужно сделать орнамент прямой. Какие элементы вы видите?
Ответы детей.
6. Объяснение хода работы.
Воспитатель: Сначала мы с вами решим, кто какую работу будет выполнять. (При объяснении педагог указкой показывает место на ватмане). Даша, Марат, Ильяс и Рамзия будут украшать уголки. Маша и Алёша украсят стороны. Давайте сядем за столы.
Дети садятся за столы.
Воспитатель: У каждого из вас есть готовые детали из самоклеящейся плёнки. Посмотрите на образец, как они должны располагаться. Чтобы их приклеить, надо убрать с обратной стороны детали бумагу, аккуратно расположить на нужном месте и разгладить.
7. Самостоятельная работа детей.
В процессе самостоятельной работы детей, педагоги помогают затрудняющимся детям. По окончании работы поделка помещается на свободный стенд.
8. Анализ работы.
Воспитатель: Әби, посмотри, красивая получилась у нас скатерть?
Әби: Эта скатерть просто загляденье, очень красивая – бик матур. Орнамент такой, какой мне нравится.
Воспитатель: Скажите, дети, какие элементы орнамента вы запомнили?
Ответы детей.
Воспитатель: Ильяс, чей орнамент тебе больше всего понравился? Почему? Ребята, у Ульяны получился правильный орнамент? Почему вы так думаете? (Аналогично опрашиваются все дети).
Ответы детей.
Әби: Детали приклеены ровно, аккуратно. Вы, детки, славно потрудились. Спасибо - рәхмәт! Я хочу прочитать вам стихотворение про скатерть, послушайте:
Ашъяулыгымның бизәге
Әллә кайдан күренә.
Матур ләлә чәчәк төшкән –
Бик ошады үземә.
Я буду беречь эту скатерть. Теперь мне пора домой. До свидания – сау булыгыз.
(Дети прощаются)
III. Итог ОД.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, что мы с вами делали? Что вы узнали? Вам понравилось?
Ответы детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Куклы из бабушкиного сундука"
Исследовательская работа представленная на районном этапе конкурса "Я -исследователь" исследования проводила воспитанница подготовительной группы вместе с мамой и воспитателем. В проекте отображ...
фольклорное развлечение "Бабушкин сундук"
фольклорное развлечение для детей старшего возраста....
"Секреты бабушкиного сундука"
Краткосрочный, творческий «Секреты бабушкиного сундука» (Платок)....
Проект "Секреты бабушкиного сундука"
Разработан для детей младшего дошкольного возраста...
Непосредственно образовательной деятельности «Бабушкин сундук»
· Формировать у детей представления о предметах народного прикладного искусства.· Знакомить детей с одеждой ру...
Конспект Непосредственно образовательной деятельности «Бабушкин сундук»
· Формировать у детей представления о предметах народного прикладного искусства.· Знакомить детей с одеждой ру...
Исследовательский проект "Тайна бабушкиного сундука"
В работе описан материал для организации исследовательской работы с дошкольниками....